Проект «Мое родное Прикамье. Педагогический проект «Чудеса Пермского края» для детей подготовительной к школе группы Детский проект народы пермского края
ПОЛОЖЕНИЕ
о краевом проекте «3 D м узей в детском саду »
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
1.2. Положение определяет цели, задачи, сроки, порядок подачи заявок для участ ия в краевом проект е « 3 D м узей в детском саду » и порядок его реализации (далее – Положение, Проект ).
1.3. Участники Проекта: муниципальные дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
1.4. Состав участников Проекта формируется в соответствии с поданными заявками согласно приложению 1 к настоящему Положению и требованиями к ДОО согласно разделу 4 настоящего Положения.
П. Цели и задачи Проекта
2.1. Цель Проекта: включение регионального компонентаобразования в основную образовательную программу ДОО с учетом
муниципальных районах (городских округах) Пермского края и на основе интеграции музейной педагогики
и информационно-коммуникативного ресурса в форме «3
D
Музея в детском саду».
2.2. Задачи Проекта:
разработать культурные образовательные практики по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста;
создать банк культурных образовательных практик с использованием информационно-коммуникативных технологий по приобщению детей к истории и культуре родного края;
популяризировать использование интерактивных форм в образование детей дошкольного возраста: проекты, конкурсы, квесты, культурные практики, направленные на познавательное и социально-коммуникативное развитие дошкольников с учетом региональных условий;
включить региональный компонент и современные образовательные технологии знакомства детей с родным краем в образовательный процесс не менее, чем в 15 ДОО Пермского края;
создать условия для развития и передачи инновационного опыта педагогических коллективов ДОО.
III. Сроки и порядок реализации Проекта
3.1. Проект реализуется в два этапа:
Первый этап (заочный) – ДОО подают заявки и приложенные к ней документы и материалы, оформленные согласно приложению 1 к настоящему Положению.Заявки принимаются ответственным лицом Министерства образования и науки Пермского края (далее – Министерство) до 10 мая 2017 г. на адрес электронной почты nour 25@ inbox . ru .
Заявителем выступает муниципальная дошкольная образовательная организация.
В состав заявки входят следующие документы:
заявка для участия в Проекте;
документы и материалы, подтверждающие сведения, отражённые
в заявке, в соответствии с разделом 4,
приложения 1 к настоящему
Положению.
Формат представления заявки, документов и материалов – электронные документы в формате PDF.
В период с 11 мая по 16 мая проводится анализ представленных заявок. ДОО, соответствующиетребованиям к участникам Проекта Приказом Министерства образования и науки Пермского края будут включены в состав участников по реализации Проекта.
Итоги результатов поданных заявок размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края: www . minobr.permkrai.ru не позднее 2 рабочих дней со дня издания приказа Министерства об утверждении списка участников Проекта.
На втором этапе ДОО:
разрабатывают культурные образовательные практики по познавательному и социально-коммуникативному развитию; формируют часть основной образовательной программы с учетом регионального компонента в образовании детей дошкольного возраста, специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в Пермского края и информационно-коммуникативного ресурса образования по направлению « 3 D м узей в детском саду »;
создают комплект методического сопровождения, включающий методические разработки с тематическим планом и сценариями интерактивных форм образования, 3 D библиотеку «М узей в детском саду» в виде фильмов в формате мультимедийных путешествий, игр и заданий на SMART доске, компьютерных игр, с учетом регионального компонента в образовании детей дошкольного возраста, национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в муниципальных районах (городских округах) Пермского края;
организуют семинары-практикумы, мастер-классы для методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования и иных заинтересованных педагогических работников ДОО.
1 раз в два месяца до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в электронном виде в Министерство образования и науки Пермского края содержательный отчет о реализации Проекта.
Срок реализации второго этапа: май 2017 года – июнь 2018 года.
3.2. Общий срок реализации Проекта: май 2017 года - июнь 2018 года.
3.3. Результатом реализации Проекта является:
включение регионального компонента образования в основную образовательную программу ДОО с учетом специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в муниципальных районах (городских округах) Пермского края на основе интеграции музейной педагогики и информационно-коммуникативного ресурса в форме «3 D Музея в детском саду»;
создание информационно-коммуникативного ресурса в формате « 3 D м узея в детском саду ».
3.3.1. Результаты реализации Проекта будут представлены, на сайте Министерства образования и науки Пермского края: www . minobr.permkrai.ru.
IV . Требования к участникам Проекта
4.1. опыт работы по музейной педагогике, использование
в образовательной практике ДОО
парциальных программ
с учетом
специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в
муниципальных районах (городских округах)
Пермского края
;
4.2. наличие условий развивающей предметно-пространственной среды: музейных экспонатов, мини-музеи, информационно-коммуникативных ресурсов;
4.3. опыт участия детей и педагогов в конкурсах, проектах по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края;
4.4. наличие административно-педагогической команды, мотивированной на деятельность по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края.
V . Взаимодействие сторон
5.1. Министерство образования и науки Пермского края обеспечивает организационно-методическое сопровождение реализации Проекта.
5.2. ДОО обеспечивают:
организационно-методическое сопровождение и введение
в основную образовательную программу ДОО регионального компонента в образование детей дошкольного возраста
с учетом
специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в
муниципальных районах (городских округах)
Пермского края
в форме «
3
D
м
узея в детском саду
»
;
достоверность сведений, подлинность и своевременность представляемых документов.
Патриотическое воспитание тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием маленького человека и реализация воспитания первоначальных гражданских чувств, всех этих разделов возможно посредством реализации проектной деятельности. Цель проекта: формирование первоначальных патриотических гражданских чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста через привитие любви к родному краю, бережного отношения к его достопримечательностям и природе.
Проект «Животный мир Пермского края» (май - июнь).
Цель: формирование нравственных основ личности детей дошкольного возраста через знакомство с животным миром Пермского края.
Задачи:
1. Расширить знания детей о животном мире Пермского края.
2. Сформировать умения и навыки бережного отношения к животным, воспитывать любовь к родным местам, малой родине.
Виды деятельности |
Тема |
1. Познавательная деятельность
|
1. Просмотр презентаций с детьми: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга Пермского края» и др. 2. Изучение, просмотр фоторепортажей, цикла передач о ледяной пещере «Кунгур - TV»; короткометражного фильма «Природное наследие Пермского Края» «Чудо животного мира Пермского края», «Самые красивые животные севера нашего края». 3. Рассматривание картинок и фотографий с изображением «животный мир Пермского края», оформление их в альбом. 4. Рассматривание набора открыток «Животные Прикамья». 5. Изготовление дидактической игры - лото «животный мир Пермского края». 6. Сбор материалов из книг, газет, энциклопедий, интернет-источников о животном мире Пермского края. 7. Составление информационного кейса с рассказами детей о Животных Прикамья. 8. Коллаж «Животный мир Пермского края» (оформление коллажа в группе). 9. Оформление тематических альбомов: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга животного мира Пермского края» 10. Беседы: Как люди помогают лесным обитателям?», «Как животные строят жилище?». 11. Вечер загадок «Животные Пермского края». |
2. Экспериментальная деятельность (познавательные эксперименты) |
1. Опыты с водой и семенами: «Что быстрее растает?», «Прорастание зёрнышка», «Чье пёрышко?» |
3. Двигательная деятельность детей |
1. Разучивание подвижных игр «Подбери пару», «Взрослый - детеныш». 2. Игры - забавы: «Волк и волчата», «У медведя во бору», Сокол и лисица», «Смелый охотник». 3. Пальчиковая гимнастика «В мире животных». |
4. Художественно-творческая деятельность детей |
1. Оформление в группе коллажа «Животные Пермского края». 2. Оформление выставки детского творчества «Чудеса животного мира». 3. Оформление тематических альбомов для рассматривания. 4. Разучивание с детьми стихов о животных. 5. Чтение художественной литературы: Снегирев Г. «Птицы наших лесов», В. Зотов «Лесная мозаика». 6. Коллективная объемная аппликация из бумаги «Подводный мир»; Конструирование из геометрических фигур «Животный мир», Оригами «Насекомые Прикамья»; Рисование «Животные наших лесов» (коллаж). 7. Творческий конкурс рисунков «Берегите птиц». 8. Изобразительная деятельность: лепка «Кто живет в наших лесах». |
5. Музыкальная деятельность детей |
1. Слушание песен «Ребятам о зверятах». 2. «Мир животных в произведениях Е.И.Чарушина». 3. Просмотр музыкального ролика «Мир птиц». 4. Разучивание музыкальной игры «Животный мир». 5. Разучивание частушек про животных, насекомых, птицах. 6. Разучивание танца «В мире животных». |
6. Театрализованная деятельность |
1. Театрализованная игра - этюд «Кто в этом домике живет?» 2. Кукольный театр на деревянных ложках сказки «Братья наши меньшие». 3. Игра - имитация «Животных и птиц». |
Работа с родителями |
|
1. Беседы, консультации, |
1. Наглядная консультация «Чудеса животного мира». 2. Конкурс творческих работ «Животные Прикамья». |
2. Практическая деятельность |
1. Помощь родителей в создании тематических альбомов, информационных кейсов «По страницам Красной книги». «Животные. Птицы. Насекомые Пермского края». |
3. Итоговое мероприятие |
Познавательная викторина «Чудеса животного мира Прикамья». |
Ожидаемые результаты подпроекта « Животный мир Пермского края»
Качественный результат:
Для детей:
- Формирование представлений детей о животном мире Пермского края.
- Формирование интереса к родному краю, бережного отношения к животным; положительных эмоций в процессе приобщения к животному миру Прикамья.
- Осознанное отношение к животным, проявлении заботы о животном мире.
- Расширение словарного запаса детей, общей осведомленности.
Для родителей:
- Осознанное отношение к формированию нравственных основ личности у детей старшего дошкольного возраста, чувства любви уважения к животному миру Прикамья.
- Формирование активной позиции родителей в процессе реализации подпроекта «Животный мир Пермского края» комплексного проекта «Мы - юные кунгуряки», в совместной творческой деятельности с детьми.
Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ
Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным городом - Пермь»
Чупина В.Е., воспитатель МАДОУ №4 г.Пермь
Актуальность проекта
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Ресурсное обеспечение:
- Иллюстрации экспонатов краеведческого музея г. Перми
- книги,
- журналы,
- открытки достопримечательностей нашего города
- художественные произведения и материалы
- Просмотр фильма о природе Пермского края
- Тематические папки «фото знаменитых людей г. Перми, писателей, художников, писателей, композиторов», «животный и растительный мир Пермского края», «Достопримечательности Кировского района»
- Макет «Улица на которой я живу»
- Презентации «достопримечательности г. Перми», «История возникновения г. Перми», «Кировский район», «пермский Краеведческий музей».
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Гипотеза:
Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие |
1. Познавательные занятия: - «Мой город на Каме» - «По улицам города» - «Урал - мой край родной» - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Пермского края» - «Предприятия родного города» - «Река Кама» - «Народы Прикамья» - «Путешествие по городам Пермского края» - «Наши защитники» 2. Творческие рассказы: - «Город, в котором я живу» - «Я хозяин города» 3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Перми 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение художественной литературы. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе - час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность |
1. Оформление игротеки дидактических игр С какого дерева лист? Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Когда это бывает. Кто живёт в реке. Кому, что нужно для работы. Игры с макетом улицы Кировского района г. Перми Народы Урала. Д/и «собери символы г. Перми» Что нам нужно взять в поход. Что перепутал художник. 2. Сюжетно - ролевые игры: Пожарные Защитники Родины Экскурсии по г. Перми «Достопримечательности города» Экскурсии в детскую Библиотеку им. Крылова Экскурсия во дворец культуры имени Кирова Экскурсия в выставочный зал Кировского района Экскурсия к памятнику «Труженикам тыла» |
Трудовая деятельность |
- «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) Конкурс на лучшую кормушку для птиц Задание на лето: собрать гербарий растений Урала Привлечение детей родителями для труда на даче Ручной труд: Поделки из природного материала Изготовление макетов зданий города Изготовление символики города |
Изобразительная деятельность |
Рисование: Животные, птицы, растения Урала Улицы родного города Где я отдыхал Рисование национальных костюмов народов Пермского края Хочу о добром рисовать Район в котором я живу Лепка: животных, птиц Строительный материал: здания города. |
Здоровье и физическое развитие |
Беседы: - «Полезные привычки» - «Лечебный чай» День здоровья. Спортивные праздники, развлечения |
Экологическое воспитание |
Беседа о климатических условиях города, области. Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Мероприятия по охране окружающей среды. |
Социальное развитие |
Встречи с почетными людьми города Экскурсии по родному городу Экскурсии в лес Экскурсия в библиотеку Посещение выставок художников города, края Экскурсии во дворец им. Кирова Историческая Пермь |
Музыкальная деятельность |
Разучивание стихов и песен о Перми Оформление стенда «Художники Пермского края» |
Взаимодействие с родителями |
- «Природа Перми» - посиделки с мамами Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме» Составление эко сказки о городе Перми, реке Камы. Помощь в организации экскурсий Участие в выставках плакатов, рисунков, фото композиций, изготовление макетов |
Ресурсное обеспечение:
Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
Фотографии улиц родного города
Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, заводы, памятники, театры, музеи.
Карты города Перми и Пермского края
Видеофильмы о городе Перми и Пермском крае.
Книги пермских писателей и поэтов
Музыка, песни Пермских композиторов
Картины и иллюстрации пермских художников
Дидактические и подвижные игры
Куклы в национальных костюмах
Участники проекта:
Воспитатель
Дети старшей и подготовительной групп
Родители воспитанников
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым
Вовлечь семьи воспитанников в учебно-воспитательный процесс
Разработать методические и дидактические пособия по патриотическому воспитанию
Активизировать знания родителей по вопросу патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Модель трех вопросов
Что хотим узнать? | Что нужно сделать,чтоб узнать? | |
Что живем в городе Перми; Знаем свою улицу; — детские театры города Перми; Что в Перми течет река Кама; Какие деревья растут в нашем лесу; Какие водятся животные и птицы. | Кто основал город Пермь и как он назывался раньше; Познакомиться с символикой города Перми; Достопримечательности города Перми; Какие улицы есть в нашем городе; Какие заводы есть в Перми и Пермском крае; Узнать писателей и художников Пермского края; — узнать о выдающихся людях города Перми; Узнать больше о животном и растительном мире Пермского края; Узнать какие полезные ископаемые есть в Пермском крае и как их добывают; Понять почему люди живущие в городе Перми гордятся своей Родиной. | Рассматривать иллюстрации о Перми и Пермском крае; Смотреть документальные фильмы о Перми; Беседовать о Перми; Провести выставки рисунков о Перми; Провести викторины о Перми и Пермском крае; Создать газеты о Перми и ее жителях; |
Тема | ||
Сентябрь Октябрь | Моя малая Родина | Беседа о районе (улицах, зданиях, культурных и промышленных центрах) Рассматривание карты района Создание фотоальбома «Район раньше и теперь» Составление рассказов «Дом, в котором я живу» Экскурсия по улице Веденеева Конструирование из лего « Мой район» |
Ноябрь | История возникновения города | Рассказ «Как возник город Пермь» Создание фотоальбома «История Перми» |
Декабрь | Путешествие по родному городу» | Беседа «Достопримечательности Перми» Создание фотоальбома «Культурные центры Перми» Изготовление макета города Перми Лепка «Кто живет в зоопарке» С-р игра «Цирк» Д/и «Экскурсовод» |
Январь Февраль | Они прославили наш город | Беседа о выдающихся людях города Перми Создание фотоальбома «Знаменитые люди нашего города» Выпуск газеты «Кем работают мои родители» Составление рассказов «Кем я хочу стать» |
Март Апрель | Писатели, поэты, художники Пермского края | Организовать выставку книг писателей Пермского края Чтение сказок разных народов Пермского края Чтение сказок Бажова Чтение стихов и слушание песен о городе Перми Рассматривание репродукций картин Пермских художников Создание галереи рисунков «Мой любимый город» |
Май | Боевая слава города | — изготовление праздничных открыток, — встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) , — беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне Беседа «Памятники города Перми» Викторина «Что мы знаем о Перми» |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.
Тема | Связь с другими видами деятельности | |
Сентябрь | Знакомство с символикой города Перми и Пермского края | Знакомство с флагом и гербом Пермского края Закрашивание герба города Перми Рисование «Герб семьи» |
Октябрь Ноябрь | Природа Пермского края | Рассматривание карты Пермского края Беседа «Растения Пермского края» Создание альбома «Лекарственные травы Прикамья» Рассказ о заповеднике «Басеги» Рассматривание буклетов, журналов, демонстрация слайдов о природе Прикамья Рисование «Лес — точно терем расписной» |
Декабрь | Животный мир Пермского края | Рассматривание и чтение книг, энциклопедий, журналов о животном мире Пермского края Создание альбома «Животные занесенные в красную книгу» Лепка «Животные нашего леса» Создание макета «Природа Прикамья» |
Январь | Ископаемые Пермского края | Рассматривание коллекции ископаемых Пермского края Создание мини-музея «Изделия из камней Прикамья Беседа «Кунгурская пещера» Чтение П. Бажова «Хозяйка медной горы» |
Февраль | Народы Пермского края | Знакомство с людьми разных национальностей проживающих в Пермском крае Выставка одежды, предметов быта народов коми, татар. русских П/и разных народов Слушание стихов, песен |
Март | Беседа о правилах поведения в природе Выставка плакатов «Береги родной край» |
|
Апрель | Пермский край – моя Родина | Создание мини-проектов «За что я люблю свой город» КВН «Пермский край – моя Родина» |
Список литературы:
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом , М.: ТЦ Сфера,1999
Бажов П. Серебряное копытце, изд-во Речь, 2015
Бажов П. Хозяйка медной горы, Стрекоза- Пресс, 2007
Бородинских Г.А. Пермь Великая г. Соликамск, 1994г.
Воробьев В.И. О черном аисте и белом подснежнике, Перм. Кн. Изд-во, 1987
Воробьев В.И. Капризка: Росмэн-Пресс, 2013
Кузьмин Л.И. Шагал один чудак: Пермь: Перм. Кн. изд-во, 1988
Кузьмин Л.И. Капитан Коко и зеленое стеклышко: Перм. Кн. Изд., 1968г.
МельчаковаС.С.Город в глубине России. Пермь: Пушка, 2010
Пермяк Е.А. Чижик-пыжик, Махаон, 2013
Пермяк Е.А. Дедушкина копилка, М.: ЭКСМО, 2009
Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. Пермь: Пушка, 2000
Пермь: 280 шагов по городу, Пермь: Пресс-центр, 2003
Пьянков Б. Лесная душа, Пермь: Звезда, 2003
Трутнева Е.Ф. Огоньки –снегири, стихи, Детская лит-ра, 1974
Трутнева Е.Ф. Золотой дождик, стихи, Пермь: Кн. Из-во, 1984
Трутнева Е.Ф. Проталинки, стихи, М.: Детгиз, 1958
Трутнева Е.Ф. Родина, Пермь: Пермьгиз, 1945
Федин С.Н. Игры нашего детства, Айрис- Пресс, 2006
Черных Е.А. , Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. Пермь, Пушка, 2001
Сказки Прикамья, Пермское книжное издание, 1972г.
Имена героев на карте пермского края, брошюра, Пермь, 2012г.
Интерактивное пособие-скатерть:"Мой город Пермь"
Климова Виктория Ивановна - воспитатель МАДОУ №12 "Чебурашка г. Перми Пермского края.Описание материала: Данное пособие и материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами при ознакомлении с родным городом, в данном случае это город Пермь. Пособие стало итоговым результатом при реализации педагогического проекта с детьми по теме "Мой любимый город Пермь"
Цель: коммуникативное развитие детей во время совместной работы при помощи интерактивной скатерти.
Задачи:
- Систематизация и упрочивание знаний детей о родном городе, знакомство с историей города.
- Развитие пространственных представлений.
- Воспитание патриотической личности через любовь и интерес детей к родному краю, его уголкам и достопримечательностям.
Здесь по небу плывут облака,
Здесь красавица Кама – река.
Город ярких огней и
красивых людей.
Я люблю, я люблю, тебя Пермь!
Гуляя по улочкам родного города, мы понимаем, как же мало мы знаем о его истории,а что же тогда говорить о наших детях, ведь получается не знаем, не сможем рассказать и им. Именно эти мысли натолкнули меня на выбор темы для реализации педагогического проекта в детском саду. Данный проект реализовывался нами в течении года, во время которого было проделана очень большая работа.Итогом проекта стал продукт в форме скатерти с различными заданиями и играми. Представляю вашему вниманию интерактивную скатерть, одновременно на которой могут самостоятельно работать минимум 8 детей, что способствует их коммуникативному развитию.
Представленный материал :
Развивающая игра "Зоопарк"
Разработанная Пермским автором Фадеевой Е.М.
Цель- знакомство детей с пермским зоопарком и его обитателями.
Памятники и достопримечательности Пермского края и города
Фотографии с достопримечательностями города, их описанием и историей. Педагог описывает достопримечательность, воспитанник подбирает картинку.
Цель:Знакомство с достопримечательностями Пермского края.
Пермяк солёные уши
- достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
Скульптура состоит из двух частей - фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.
Скульптура расположена на центральной улице города Перми - Комсомольском проспекте около гостиницы «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения - Рустам Исмагилов.
«Пермяк солёные уши» - традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.
Памятник Ермаку
- памятник в городе Чусовой Пермского края знаменитому покорителю Сибири, казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу.
Памятник открыт в 2013 г. на пересечении улиц Коммунистической и Мира. Автор монумента - пермский скульптор и архитектор Алексей Матвеев.
Известно, что поход Ермака начался от Усольских земель и проходил по реке Чусовая в сторону нынешнего Нижнего Тагила. В местах, где сейчас находится город Чусовой, был один из привалов казачьего войска.
Скульптурная композиция "Кунгур 1663". 1985 г.
Памятник установлен при въезде в Кунгур со стороны Пермского тракта. Кунгур изображен в виде старого мастера, который держит в одной руке рог изобилия, изображенный на гербе города, а в другой – сталагмит, символ Ледяной пещеры, гордости всех кунгуряков. На скульптуре изображена голова медведя – символ Пермского края и три волны – три реки, которые протекают в Кунгуре: Сылва, Ирень и Шаква.
Пуп земли. 24 ноября 2007г
В 2007 году в городе Кунгур появилась оригинальная малая архитектурная форма «Пуп земли». Интересный заказ воплощен в жизнь Пермским фондом скульпторов в рамках программы «Кунгур – центр культуры Пермского края». «Пуп земли» изготовлен из гранита в форме полусферы. Вокруг «Пупа земли», по всем правилам географии, располагается роза ветров, точно ориентированная по четырем частям света. На осях полусферы написано, сколько километров отделяет Кунгур от мировых столиц: Москвы, Чикаго, Парижа, Токио и др. Появление «Пупа» на нашей земле географически оправданно, именно на нашей территории пересекаются северные, восточные, западные и южные меридианы. Кунгур – это первый город Европы, если двигаться из Сибири.
Памятник Соли
- оригинальный памятник в городе Соликамске Пермского края. Посвящен главному символу города - соли, т. к. Соликамск является центром Российской солевой промышленности с XV в. Бронзовые рушник и каравай с солью как символ гостеприимства Соликамска украшают площадь центрального сквера. Памятник изготовили мастера из Нижнего Тагила. Они называют его интерактивным: любой желающий может представить себя радушным хозяином, подносящим гостям хлеб с солью. Дополнительный, но немаловажный элемент композиции - почти четырехметровая арка.
Памятник П.И. Чайковскому
находится на площади Чайковского в центральной части города Чайковский Пермского края.
Всего в этом городе находится два памятника, которые посвящены русскому композитору. Первый памятник был установлен на улице Мира еще в 1973 году. Чуть позже, в 1981 году он был перенесен на улицу Ленина.
Открытие нового памятника Петру Ильичу Чайковскому состоялось в торжественной обстановке в канун Нового 2008 года, 27 декабря. Бронзовый памятник изображен в виде фигуры композитора сидящего на стуле и устремившего свой взгляд далеко вперед.
Площадь Чайковского является излюбленным местом вечерних прогулок среди горожан.
Скульптура под названием «Сказание о Кудым-Оше»
в городе Кудымкар представляет собой раскрытую книгу, из которой выходит Кудым-Ош. Герой держит в руке символ пама (жезл главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода). На левом плече у него сидит сова - символ мудрости, а рядом идёт медведь - хозяин лесов, олицетворение силы.
Кудым-Ош - герой коми-пермяцкого эпоса. Согласно преданиям, он был вождём племени, потомками которого являются кудымкарцы. Прожил Кудым 150 лет, защищая и охраняя коми-пермяков, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и пообещал когда-нибудь вернуться на эту землю, чтобы помочь и поддержать земляков.
Памятник Алексею Решетову,
город Березники,
Решетов Алексей Леонидович - известный поэт, член Союза писателей СССР, лауреат областной писательской премии им А. Гайдара.Памятник стоит на небольшом (около полуметра высотой) постаменте, общая высота памятника – 4 метра, материал – чугун. В 2005 г. успешно произошло открытие памятника поэту Алексею Леонидовичу в г.Березники, в сквере у культурно- делового центра, в центре, в старой части города, очень любимой горожанами. В сквере любят проводить время и взрослые, и дети, и молодежь. Музыканты, любители творчества поэта, собираются около памятника и поют под гитары песни на стихи Решетова.
Памятник пионерам-героям войны в Лысьве, Пермский край, Россия.
Скульптура «Легенда о пермском медведе»
г Пермь. Памятников напрямую связан с историей и символикой города Перми. Пермский «мишка» (официальное название скульптуры «Идущий медведь», или «Легенда о Пермском медведе») пользуется огромной популярностью о жителей и гостей Перми. Скульптура установлена в центре города рядом с гостиницей «Урал» напротив «Центрального Универмага» (ЦУМа). Медведь является символом города, этот зверь изображен на гербе Перми на красном фоне с Библией на спине. Со дня основания стала визитной карточкой города, обязательным местом посещения туристов, большой игрушкой для местной детворы и популярным местом у молодожёнов, которые добывают семейное благополучие и счастья натирая «мишки» и без того блестящий нос.
Памятник героям фронта и тыла
установлен в Перми на городской эспланаде Идея памятника состоит в том, что три фигуры - образ рабочего, выковавшего щит, воина с мечом и Матери-Родины - представляют собой олицетворение единства подвига как фронта, так и тыла в войне с фашизмом. Фигура рабочего повёрнута на восток, фигура воина устремлена на запад, навстречу пришедшему оттуда врагу. Все три статуи сделаны одного роста, чтобы показать равенство подвига рабочего и воина, а также близость Матери-Родины ко всем. Памятник является важной городской достопримечательностью.
Памятник самовару
. Суксун Первые самовары появились, как оказывается, не в Туле, как принято считать, а в городе Суксун в Пермском крае. И, конечно же, на родине самоваров стоит памятник суксунскому самовару, появился в 2006 году. Памятник самовару состоит из 4 скульптур, которые символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Высота памятника - 3 метра, вес - более 900 кг. Существует поверье, что тот, кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен друзьями и близкими людьми. После регистрации брака сюда приезжают молодожены, чтобы совершить своеобразный ритуал: подержавшись за краник самовара, они загадывают желание и верят в то, что их семейная жизнь будет долгой и счастливой. Жители и гости города - в надежде вернуться сюда вновь - наполняют монетками чайную чашку.
Игра "Узнай достопримечательность по контуру"
Цель-Узнавание памятников и достопримечательностей по форме и контуру.
"Найди памятник на карте" Систематизация знаний детей о достопримечательностях города и края, ориентирование по карте и правильное расположение по образцу.
Игра на эмоции "Пермяк-соленые уши" Цель- воспроизведение эмоций с картинки образца детьми.(Памятник "Пермяк солёные уши" один из главных и знаменитых памятников города с интересной историей).
Пазл "Карта города-районы" Цель- развитие мелкой моторики и ориентирование по карте.
"Кубики-собиралки" Цель-формирование представлений о том, что в крае проживают люди разной национальности.
"Сенсорные медведи" Символом Пермского края является медведь, и у нас в пособии есть собственная коллекция медведей выполненных руками детей и родителе из различных материалов. Цель- развитие тактильного восприятия.Варианты игр: Узнай из чего выполнено закрытыми глазами; В каком направлении идёт медведь?; Сосчитай и др.
Загадки и стихи о знаменитых местах культурного время препровождения. Планетарий, цирк, ТЮЗ и др.
«Это место всем известно
В центре города оно.
Там качели, карусели
И людей, полным – полно? »
(Горьковский парк)
Танкисты с нашего Урала,
Когда была война,
Нас защищали.
И в городе есть
Памятник такой,
Чтоб помнили,
Об этом мы с тобой.
(Памятник Уральскому танковому корпусу.)
Отгадайте, что за дом
Клоуны смешат нас в нем?
Там зверюшки все живут
И танцуют и поют?
(Цирк)
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия,вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
(Зоопарк.)
Юный зритель в дом войди,
Сказку здесь ты посмотри.
(ТЮЗ)
Небо в звездах прямо днем
С другом только здесь найдем.
Люди тут, и мал, и старый -
Все приходят в... (планетарий)
Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
замечательных людей.
-
Пермь – милый город мой
Ты Каме брат родной
Как я горжусь тобой,
Город мой, город мой.
-
Город мой на Каме реке,
Как никто дорог ты мне.
-
Очень люблю я свой город.
Песни над Камой рекой
Он у нас так еще молод
Пусть остается такой.
Есть в нем прекрасные парки,
Кинотеатры, дворцы
Чудные эти подарки
Строили наши отцы.
-
Что же такое родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Луг в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы…
-
Я нарисую дом,
Скамейку у калитки
На листьях лопуха
Две завитых улитки
Вон бабушка в окне,
Ромашковый букет
Вам это все равно
А, мне милее нет.