Нейросексизм: Отличается ли женский мозг от мужского. Факты о различиях между мужским и женским мозгом

Учёные давно подозревали, что мозг мужчины и женщины устроен по-разному… Он обеспечивает прием и перерабатывает информацию и создает программу собственных действий, контролируя успешное выполнение.

Используя метод магнитно-резонансного сканирования, исследователи из Калифорнийского Университета и Университета Нью-Мексико обнаружили, что в головном мозге мужчины в среднем в 6,5 раз больше серого вещества. Зато в женском - в 10 раз больше белого. Это вовсе не означает, что женщина глупее. Структурные особенности головного мозга никак не влияют на уровень IQ. Они лишь создают предрасположенность к определённым видам интеллектуального труда - в гуманитарной или технической сфере…

«Из полученных данных можно заключить, что эволюция создала два различных типа мозга для решения одинаковых интеллектуальных задач», - считает профессор Ричард Хаир из американского Департамента Педиатрии, в течение многих лет занимающийся исследованиями в области психологии и возможностей человеческого интеллекта.

Своё исследование структурных особенностей головного мозга мужчин и женщин он проводил совместно с коллегами из Калифорнийского Университета в городе Ирвин и из Университета Нью-Мексико.

По словам нейропсихолога Рекса Джанга, данное открытие частично объясняет, почему мужчины добиваются таких успехов в технике и физико-математических науках, а женщины - в гуманитарной сфере. Серое вещество в мозге отвечает за накопление и усвоение информации, а белое - за анализ и сопоставление сведений, полученных в разное время. Белое вещество фактически обеспечивает связь между «серыми информационными центрами». Когда речь идёт о цифрах и технических характеристиках, первостепенное значение имеют именно «центры обработки информации». В гуманитарной сфере важно, прежде всего, сопоставлять факты.

Но если речь идёт об обучении, то есть способности находить в тексте информацию и запоминать её, и тот и другой тип мозга одинаково для этого подходит. С этим согласны российские учёные из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. «Определённый уровень интеллекта достигается не за счёт нейроанатомической структуры мозга. И та, и другая структура в равной степени способна к интеллектуальной деятельности», - говорят они.

Для проведения этого исследования применялся метод магнитно-резонансного сканирования мозга. Полученные при этом изображения с помощью специальной методики конвертировались в структурные «карты» мозга, с помощью которых объем ткани мозга сопоставлялся с уровнем IQ соответствующих индивидуумов. В результате были выделены области мозга, имеющие различное строение в зависимости от половой принадлежности человека.

Различия в строении определённых частей головного мозга мужчины и женщины изумляют. Например, 84% всего серого вещества и 86% белого вещества у женщин были найдены в лобных долях головного мозга. У мужчин в лобных долях находится всего 45% серого вещества, а белое в этих участках мозга не было обнаружено вовсе. Серое вещество распределено в мозгу мужчины более равномерно.

«Существуют объективные статистические данные, согласно которым лобовые травмы головного мозга у женщин могут привести к потере дееспособности, когда пациентка не может адекватно оценивать окружающую обстановку. У мужчин при лобовых травмах это происходит намного реже. Теперь мы знаем почему», - говорят исследователи.

Несколько отличий мозга мужчин от мозга женщин

· Давно доказано, что мозг женщины на 10% меньше мужского. На уровень интеллекта это, впрочем, не влияет.
· А вот уменьшается мужской мозг с возрастом быстрее женского.
· Для решения одной и той же поставленной задачи мужчины и женщины задействуют разные части головного мозга.
· Если мужчина заблудился, то будет запоминать направление движения и пройденное расстояние, а женщина - объекты-ориентиры. Так же и за рулем: мужчина помнит дорогу по числовым значениям расстояний, а женщина часто помнит всякие вывески и витрины магазинов.
· Женщина чаще запоминает все в деталях, мужчине достаточно резюмирующей мысли.
· Мужчины быстрей воспринимают информацию, а потому быстрей реагируют. Но…
· Женщины чаще могут воспринимать несколько информационных потоков, а мужчины раздражаются, когда им приходится делать что-то «заодно».
· Мужчины сильней в точных науках, а женщинам лучше даются гуманитарные.
· Женщины более говорливы. Такая общительность связана с работой центра удовольствий в мозге.
· Женщины используют почти в три раза больше слов в течение дня, чем мужчины.
· Мужчины и женщины по-разному реагируют на резкие и раздражающие звуки.
· Женский мозг при функционировании нагревается сильнее, т.к. «сжигается» больше глюкозы.
· У мужчин и женщин разное восприятие юмора. Мужчин больше волнует веселый финал, а женщины получают удовольствие от тонкости юмора в целом, языка изложения, и от развязки получают даже большее удовольствие, чем мужчины.
· У женщин лучше развиты организаторские способности.
· Мужской слух слабее женского. Поэтому женщины слышат тончайшие интонации, а мужчины - не всегда. И в плане тактильных ощущений мужчины женщинам проигрывают. Зрение же мужчин достаточно эротизированно, тогда как женщины лучше запоминают любые детали картинки.
· Мужчины воспринимают речь с помощью логики, поэтому «слышат ровно то, что говорится», а женщины подключают интуицию и эмоции, поэтому им «везде какие-то намеки мерещатся».
· Женщины от природы более коммуникабельны, мужчины - агрессивно конкурентны. Поэтому мужчины чаще дерутся. По той же причине женщины раздражаются от того, что мужчины не могут поддержать с ними длительный разговор, а дело всего лишь в том, что мужская речь развита, как правило, слабее.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на опасность. При исследовании с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии было установлено, что у мужчин активизируются области головного мозга, которые отвечают за избежание или противостояние опасности. А у женщин более активными становятся эмоциональные зоны мозга.

Исследователи Ягелонского университета в Кракове наблюдали за 21 мужчинами и 19 женщин. Испытуемым сперва показывали фотографии, которые вызывали отрицательную эмоцию. А затем показывали изображения, вызывающие позитивные эмоции.

В первом случае у женщин активизировался левый таламус, область мозга отвечающая передачу сигналов боли и удовольствия. У мужчин негативные изображения усиливали активность левого островка мозга, отвечающего за такие непроизвольные функции, как дыхание, сердцебиение и пищеварение. По мнению врачей, именно эта часть мозга отвечает за принятие решений в критических ситуациях.

При просмотре положительных фотографий в мозгу женщины усердно трудились области, связанные с памятью. У мужчин позитивные картинки вызывали активизацию участков мозга, которые отвечают за визуальную обработку информации.

Женщины анализируют положительные образы в более широком социальном контексте и ассоциируют их с собственными воспоминаниями. А мужчины реагируют менее эмоционально.

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Различия мозга мужчин и женщин начали изучать еще в конце ХIХ века. Уже тогда ученые Франции и США установили, что мозговые процессы в головах мужчин определяют их пристрастие к громким звукам и крепким рукопожатиям, к резким движениям и красному цвету. Для женского же мозга предпочтительнее обилие слов и романтика отношений, мягкость обхождения и синий цвет.

Ко дню сегодняшнему стало ясно, что мозг мужчин и женщин имеет массу различий. Так, нобелевский лауреат Роджер Сперри в 60-е годы объяснил, что женский мозг меньше мужского, а его полушария функционируют иначе. А в 1997 году датчанин Берте Паккенберг доказал, что мужской мозг содержит в среднем на 4 миллиона клеток меньше женского, и женщины в среднем на 3% умственно одареннее мужчин.

Главное отличие мужского и женского мозга - в различиях функциональной нагрузки на левое и правое полушария. У мужчин все четко: левое полушарие отвечает за память, практику, логику, факты и т. д., а правое - за интуицию, чувства, эмоции, артистизм, идеи. У женщин полушария отвечают примерно за то же, но, во-первых, в меньшей степени и, во-вторых, гораздо сильнее связаны между собой сетью нервных «проводков».

По большому счету в голове мужчин и женщин есть только одно общее. Сканирование мозга лиц обоих полов, проведенное в 1999 году Хелен Фишер из Университета Нью-Джерси показало, что у всех существуют три стадии эмоций: вожделение (длится от нескольких часов до двух десятков недель), увлечение (длится от 3 до 12 месяцев) и привязанность. Возможность наступления третьей стадии зависит не столько от пола, сколько, что называется, от человека. И степень ее длительности определяется также лишь тем, способны ли партнеры понимать, какие процессы идут в голове каждого из них.

Отличия между полами и связанная с этим дискриминация — тема, особенно остро стоящая в современном мире. Различается ли мозг мужчины и женщины, влияет ли это на поведение и интеллект – волнующий многих вопрос.

Рассматривая вопрос о том, чем отличается мужской и женский мозг следует уточнить исходное понятие пола.

Существует два термина:

  1. пол – определяется биологией и анатомией, закодированными в ДНК;
  2. гендер, который детерминируется генетикой, анатомией и признаками поведения.

Определение разницы мужского мозга от мозга женщины начинается только после обозначения того, с какой точки зрения мы ее рассматриваем. Половые различия определяют архитектуру и функции, намного сложнее с понятием гендера (смена пола не означает изменение строения органа).

Гены решают все

Первые различия в строении органа закладываются на уровне формирования эмбриона. Комбинация ХУ хромосом определяет развитие человеческого зародыша-мальчика, вариант ХХ – предопределит проявление девочки.

Хромосома Х содержит 1500 генов, отвечающих за развитие человека. Мужской организм использует все гены материнской хромосомы – выбора у него нет. Женский, получивший в свое распоряжение две Х-хромосомы, действует избирательно, используя гены из обеих, причем его выбор происходит в случайном порядке. Девочки заведомо получают в свое распоряжение в 2 раза больше генетического материала, чем мальчики.

Большее количество из этих полутора тысяч генов определяют формирование и деятельность органа. Исследования, проведенные в начале этого столетия учеными США, определили, что они предопределяют процесс производства белка, отвечающего за архитектуру мозга и определяют: мышление; навыки речи; тип социального поведения; интеллект.

Гены воспроизводят молекулы для выполнения обязанностей клеток, где они содержатся. Мозг – создан из клеток, испытывающих действие половых хромосом, под их влиянием формируется тип. Женский мозг отличается от мужского толщиной участков, отвечающих за вынесение решений (лобной доли и префронтальной коры), строением лимбической зоны, отвечающей за познание и эмоции. Существенно различие в строении миндалевидного тела, отвечающего за возникновение, запоминание эмоций. У мужчин она значительно больше, связь миндалин у женского мозга определяется с левым полушарием, у джентльменов все наоборот.

Мужской мозг более вариативен по некоторым нейроанатомическим показателям, однако в целом у мужского мозга и женского сходства больше чем отличий.

Вряд ли кого-то нужно убеждать в том, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Однако видимые, внешние различия интересуют всех намного меньше, чем различия психологические. А где психология, там и нейробиология, то есть - мозг. Есть ли различия между мужским мозгом и женским мозгом, и если есть, то как они проявляются в психике?

Сейчас уже накопилось много сведений о том, в чем мозг мужчин отличается от мозга женщин: это и иной ландшафт коры, и разные объём некоторых мозговых зон, и разное устройство внутримозговых соединений (например, несколько лет назад исследователи из Медицинской школы Пенсильванского университета сообщили на страницах журнала PNAS , что у женщин лучше развиты межполушарные связи, а у мужчин – внутриполушарные).

Вместе с тем, как пишет портал Science , в подобных исследованиях либо мозг оценивали уж слишком по-крупному, не вдаваясь в детали того, как устроена какая-нибудь небольшая зона, либо в экспериментах участвовало не очень много человек, обычно менее сотни, чего явно недостаточно для того, чтобы распространить полученные результаты на всех людей.

Нейробиологи из Эдинбургского университета использовали в своей работе не сто, а свыше пяти тысяч мозгов – точнее, не самих мозгов, а результатов магнитно-резонансной томографии, собранных в базе данных UK Biobank. Для анализа взяли 2750 женщин и 2466 мужчин в возрасте от 44 до 77 лет, а в самом мозге сравнивали размеры 68 разных мозговых участков и, кроме того, толщину коры и рисунок извилин на ней.

В среднем, как говорится в препринте статьи на сайте bioRxiv , кора у женщин оказалась толще, но все подкорковые зоны у мужчин оказались больше по объему – а среди таких подкорковых зон были и гиппокамп, который работает одним из главных центров памяти, и миндалевидное тело, отвечающее за эмоции и принятие решений, и полосатое тело, участвующее в обучении, и таламус, распределяющий сенсорную информацию по разным мозговым анализаторам. Однако если подкорковые зоны сравнивали в контексте всего мозга в целом, то различия во многом сглаживались: четырнадцать зон оказывались больше у мужчин, десять зон – у женщин.

С другой стороны, нейроанатомические параметры варьировали у мужчин сильнее. Тут авторы работы напоминают о результатах некоторых психологических исследований, в которых в среднем никакого различия в интеллекте между мужчинами и женщинами не было, но у мужчин был больше разброс – это как будто вполне соответствует тому, что мужской мозг более вариабелен.

Еще один важный вывод заключается в том, что, хотя в мозге и можно найти характерные половые особенности, сходства между мужскими мозгами и женскими больше, чем отличий, и даже специалист с большим трудом сможет сказать (если вообще сможет), какой перед ним мозг, просто глядя на результат томографического сканирования.

С другой стороны, не будем забывать, что человеческий мозг довольно пластичен, он меняется не только в связи с теми задачами, которые ему приходится выполнять постоянно, он также отзывается и на внутренние факторы – например, на изменения в гормонах. Мы уже как-то писали о том, что женский мозг , видимо, реагируя на разные фазы менструального цикла, и что мужской мозг может работать . Так что, говоря о «женско-мужских» отличиях, следует все это иметь в виду.

Что до того, как толщина коры и объемы гиппокампа, полосатого тела, таламуса и пр. связаны с психическими особенностями, то тут какого-то четкого ответа пока нет, и вряд ли он появится в ближайшем будущем. (Мы говорим, разумеется, о научном ответе; так-то в бездельных рассуждениях на эту тему недостатка нет.)

Сами нейробиологи полагают, что сейчас лучше сосредоточиться на как можно более полном и тщательном описании именно нейроанатомических отличий, возникающих в мозге под действием тех или иных факторов, поскольку для психологических выводов у нас пока что просто не хватает нейробиологических данных.

1) Есть мужчины с женским мышлением и есть женщины с мужским мышлением . Все зависит от жизненного опыта, поэтому чесать всех под одну гребенку не стоит.

Рассмотрим сразу картинку (верхний мозг - мужчины, нижний - особей женского пола):

На рисунке мы видим основные различия работы мозга противоположных полов.

Серое вещество (тела нейронов - в виде увеличенных точек, как бы компьютерные центры) - между ними бело вещество (как бы кабели между компьютерными центрами обработки информации - аксоны нейронов ), по которым циркулируют электрические сигналы в мозге.

  • левое полушарие - отвечает за логику, аналитическое, абстрактное, вербальное мышление.
  • правое полушарие - отвечает за образное мышление, пространственное, ассоциативное, невербальное, интуиция тоже тут.

2) Сочетание логики и интуиции . (левого и правого полушария)

Мужчины это делают по отдельности - то есть они не могут одновременно сочетать интуицию и логику (видно на верхней части рисунка). Информация практически изолированно циркулирует в одном полушарии.

Женщинский мозг же - владеет этим сочетанием - как мы видим на нижней части картинки - они это делают умело (и туда и сюда бегают электрические сигналы - из одного полушария в другое - как ловко). У этой приспособленности - есть и плюсы и минусы.

Отсюда следующих вывод:

Девушки и женщины думают и чувствуют одновременно, мужчины и парни думают и чувствуют по-отдельности.

Поэтому влюбившись парень теряет способность критически мыслить, девушки же - сохраняют ее - частично!

Это позволяет девушкам - быть мультизадачными - то есть несколько функций одновременно, так как они задействуют 2 полушария одновременно. Но это не всегда плюс, так как задействуя оба полушария мозг не способен развиться глубоко в чем-то одном. Иначе же у мужчин и это является их преимуществом каждый день - благодаря тому, что часто задействуется только определенная часть мозга - парни легко достигают более глубоких и мощных побед в какой-то определенной сфере. Достигнешь глубины в определенной сфере жизни - и она будет кормить тебя всю жизнь, и уважать тебя будут за нее. Например, мужчина-политик работая только в одной сфере, он достигает определенных высот, за что потом получает свои лавры. Поэтому парню сразу стоит вставать на правильный путь и биться в одном правильном направлении и успех подтянется. Если выбрать неправильный путь - провал неминуем и очень жесток (например - бомжи и др. - ну вы поняли, они расслабились однажды, расклеились, дали слабину - этого делать не стоит). Поэтому у девушки могут часто замечать у парней - мастерство в одном и полная бездарность в другом - что они, конечно же, должны прощать или развивать своего партнера в этом, как это обычно происходит в нормальных парах.

Понимание слабостей своего мышления позволяет преодолеть эти слабости.

Вопрос для размышления : может ли парень более мультизадачный чем девушка, больше нравится женскому полу? У нее "нейроны бегают по-другому" и "быстрей чем мои" - возникнет ли отсюда чувство желания обладания или какое другое?

Поэтому чуть выпив алкоголя, мозг мужчины и женщины начинает притормаживать и в какой-то момент границы размываются, легко находятся общие темы и знакомство протекает более легко. Но на самом деле, это более регрессивный путь, так как алкоголь, как известно убивает нейроны...поэтому станешь только глупее со временем и прогресса не будет. То ли дело способ, которым пользовался Казанова , хитрец еще тогда догадался как правильно обойти этот момент)

3) Расставление приритетов . Мужчины часто этим занимаются и выставляют приоритеты 10% - для этой задачи, 70% - для более значимой, чтобы не упустить что-то важное. Девчонки - могут любой задаче назначит - 1 (единицу) - или 1 бал за выполнение любой задачи. Когда жонглируешь 10-ю шарами, какая разница - где какой. Поэтому мужчины часто жалуются на то, что женщины очень просто или поверхностно относятся к серьезным делам и, наоборот, серьезно - пустякам.

4) Женское мышление более ассоциативно . Как видно на рисунке выше, у них в мозге больше связей, больше ассоциаций...это она с ассоциировала с этим (из левого полушария --> бегов в право и так постоянно). Ассоциативное мышление - быстрее логического. Этим обосновывается лучшая память и им же обосновываются лучшие социальные навыки.

5) Разный подход к стрессовым ситуациям . Мужчине - надо "уйти в себя", "отвлечься" и "развеяться", чтобы очистить оперативную память(временную), закрыть коробочку и перейти к следующей задаче. Девушкам же надо - выговориться, чтобы найти ассоциативное решение проблемы. Поэтому они так страдают без подруги или хотят перехать поближе к ним. Отсюда и вечные семейные проблемы - один хочет забыть все и перейти к другой задаче, как бы "перевернув страницу книги", женщина же хочет - все обговорить.

6) Пространственная ориентация - и кординация лучше развита у мужчин (на картинке выше - больше связей в задней части мозга).

7) Языковые возможности - иначе способность говорить и все проговаривать у девушек развита лучше, это заметно обычно уже с детства(на картинке выше - больше связей в передней части мозга). Болтливость из этой истории.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.