Новорожденный приподнимает голову. Во сколько новорожденные начинают держать голову? Как развивать шейные мышцы новорожденного

Едва малыш появляется на свет, как взрослые начинают интересоваться у врачей, когда новорожденные начинают держать голову.

Ждем до 3 месяцев

Еще бы, ведь именно это базовое достижение из тех, что предстоит достигнуть малышу в этом периоде, станет самым первым. И оно станет важным доказательством того, что младенца идет верной дорогой, а уже очень скоро он научится самостоятельно переворачиваться.

Итак, когда новорожденные начинают держать голову? Педиатры не называют точных сроков, потому что характер развития каждого ребенка индивидуален. Безусловно, есть определенные нормы, на которые нужно ориентироваться, но если малыш немного отстает или чуть-чуть спешит, пугаться не надо.

Считается, что новорожденный ребенок держит голову хорошо к 3 месяцам, а к 4 делает это уже довольно-таки уверенно. К 2 в состоянии только предпринимать попытки управлять своей головой, но он вряд ли сможет делать это без передышек. Кстати, врачи утверждают, что сегодняшние дети начинают удерживать головку намного раньше, чем малыши в 80-х годах - многие к 9 неделям уже уверенно управляют ей.

Не торопите события

Многие мамы и папы с нетерпением ждут, когда кроха овладеет этим умением, большинству хочется, чтобы ребенок в своем развитии опережал сверстников. И не зная, во сколько новорожденный держит голову, радуются, если он делает это уже в месяц и раньше.

И делают они это напрасно, потому что в этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Ведь когда новорожденные начинают держать голову в столь юном возрасте, это значит, что у них имеется гипертонус или высокое внутричерепное давление. Малыш может сигнализировать вам об этих проблемах частым плачем и тем, что почти не спит.

Если же ребенок сам не удерживает голову и к 3 месяцам, то желательно также сообщить об этом врачу. Возможно, у малыша тонус мышц очень низкий, или имеются проблемы неврологического характера. В столь юном возрасте они решаются проще, чем после года. Возможно, вашему ребенку поможет курс массажа или витамины, которые пропишет врач. Главное - не запускайте процесс. Обратите также внимание на то, держит ли младенец голову прямо. Если нет, посоветуйтесь с педиатром - возможно, у малыша кривошея, которую нужно немедленно устранять.

Гимнастика для малышей

Когда новорожденные начинают держать голову, они уже не нуждаются в позах, где им поддерживают головку в обязательном порядке. Если же ваш ребенок еще не научился управлять своим тельцем, продолжайте ему помогать, иначе есть риск травмирования шейки.

Если вы хотите помочь малышу в приобретении этого важного навыка, то начните развивать его шейные мышцы. Чаще выкладывайте младенца на животик (только подождите до того момента, когда у него окончательно заживет пупочная ранка), пусть сначала он лежит в этой позе по 30 секунд.

Постепенно увеличивайте время - вы заметите, как кроха старается приподнимать головку и как будто поворачивать ее набок. Так работает рефлекс, данный ему от рождения, чтобы ребенок не задохнулся, находясь в такой позе. Когда младенцу исполнится месяц, чаще носите его в вертикальном положении, чтобы он учился держать головку на одном уровне с тельцем, но продолжайте ее придерживать.

В первый год жизни малыш стремительно развивается. Один из важных навыков – умение держать голову. Если он не появляется после 3 месяцев, нужно обратиться за медицинской помощью.

К 3 месяцам у 80-85% детей умеют держать голову . Они могут поднять ее на 45-90 ⁰ над поверхностью. Ребенок уверенно держит голову в течение 1 минуты и более. При этом он опирается на предплечья, а таз и бедра плотно прижаты к твердой поверхности.

Здоровые доношенные дети держат голову с 2 месяцев, недоношенные — с 2,5-3 месяцев. Если ребенок делает это раньше 1,5 месяца, необходимо пройти осмотр у невролога, и исключить повышение внутричерепного давления. В первые недели после рождения, мышцы находятся в повышенном тонусе. Они недостаточно развиты для того, чтобы поддерживать голову.

Раннее удержание бывает вариантом нормы, если малыш носил специальный воротник с рождения (показан при травмах, неврологических проблемах).

Без надлежащего ухода, здоровые дети формируют навык позже. Это происходит, если родители не выполняют свои обязанности или есть психические расстройства.

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову , а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж


Массаж для малыша
  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа. Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений . Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Когда стоит бить тревогу

Не стоит беспокоиться, если в 2-2,5 месяца не удерживает голову. Если при этом есть попытки ее поднятия, нужно помочь ребенку занятиями и массажем.


Согласно исследованиям, 4 месяца – это окончательный срок, когда у здорового ребенка формируется навык.

Если он не развит – необходимо выявить патологию.

К задержке развития могут приводить такие факторы:

  • Родовая травма.
  • Снижение тонуса мышц.
  • Неврологические заболевания.
  • Неправильный уход, отсутствие занятий.
  • Недоношенность.
  • Низкая масса тела.

При выявлении отклонений назначается консультация таких специалистов:

  1. педиатра;
  2. невролога;
  3. хирурга;
  4. ортопеда.

Если выявлено заболевание центральной нервной системы, проводят медикаментозное лечение, курс массажа, физиопроцедуры. При низком тонусе мышц эффективны занятия гимнастикой.

До 2-3 месяцев, голову ребенка нужно поддерживать. Это делают в положении на руках, при держании вертикально, во время кормления. Важно держать голову при купании. Три пальца укладывают на спинку, а большой и указательный, поддерживают голову в области затылка и нижней челюсти.

Головка не должна запрокидываться назад. Туловище ребенка до 1 месяца можно прижимать к своей грудной клетке, придерживая одной рукой голову. Второй рукой поддерживают таз. Поддержку осуществляют до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать голову. При резких движения и наклонах, придерживание головки необходимо после 3 месяцев.

Поддержка обеспечивает такие условия:

  • Предотвращает травму шейных позвонков.
  • Контролирует мышцы шеи.
  • Препятствует чрезмерному разгибанию головки.

У новорожденного ребенка мышечная деятельность рефлекторная. Сознательные движения головкой развиваются к 2-3 месяцам.

На формирование мышц шеи влияют такие факторы:

  • положение ребенка во время сна, кормления;
  • качество матраса в кроватке;
  • родовая травма;
  • уровень кальция и витамина Д в грудном молоке или смеси.

Положение во сне оказывает влияние на формирование позвоночника. В первый месяц он спит более половины всего времени. Для малыша нужно выбирать качественную кроватку и матрас.


Они должны создавать поддержку для еще не сформированного позвоночника. До 2 лет не рекомендовано использовать подушку. Ее может назначить ортопед, при наличии кривошеи. В других случаях, малыша кладут на ровную поверхность.

При гипоксии в родах и родовой травме происходит задержка развития. Малыш может не держать голову до 4 месяцев. Таких деток должен чаще осматривать невролог и педиатр. На силу мышц и формирование костей влияет питание ребенка.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие кривошеи или задержку развития, нужно выполнять такие требования:

  1. Ежедневно выкладывать ребенка на живот.
  2. Чередовать положение головы и ног в кроватке.
  3. Использовать яркие игрушки, мобиль.
  4. Менять сторону, с которой падает свет в кроватку.
  5. Занимайтесь плаваньем.
  6. Играть и разговаривать с ребенком.
  7. Своевременно кормить.
  8. Гулять на свежем воздухе.
  9. Поощрять к активным действиям.

Важно! Меры профилактики обязательно применяют для недоношенных детей и при низкой массе тела.

Если ребенок не удерживает головки, нужно выполнять рекомендации врача. Необходимо рационально питаться, заниматься массажем, гимнастикой. Патология легко устраняется на начальной стадии.

В случаях, когда лечение начинают через 2 и более месяцев, могут развиться необратимые нарушения.

В каком возрасте ребенок начинает держать голову, этот вопрос мучает многих родителей. При рождении, мышцы тела любого малыша еще очень слабы и не имеют достаточного тонуса, позволяющего новорожденным самостоятельно управлять частями тела. Первой серьезной тренировкой мышц тела каждого маленького человека является развитие навыка удержания головы без посторонней помощи. Успешное освоение данного навыка закладывает базу для следующих более сложных этапов развития двигательного аппарата.

Когда ребенок начинает держать голову?

Мышцы шеи и головы ребенка развиваются и набирают тонус в первые полгода его жизни. Этот период разделяется на несколько основных временных этапов.

Новорожденный

У малыша только что появившегося на свет мышцы очень слабы. Новорожденный еще не в состоянии держать голову и не имеет способности акцентировать внимание на определенных предметах. В первый месяц жизни родители должны постоянно очень аккуратно поддерживать голову ребенка. В этот период родителям рекомендуется, как можно чаще устанавливать с малышом зрительный контакт, позволяющий укрепить эмоциональную связь.

1-2 месяца

Как правило, к концу 1месяца жизни большинство детей уже способны в течение недолгого времени самостоятельно удерживать голову в состоянии равновесия.

Стоит особо отметить, что если в возрасте 1 месяца ребенок без посторонней помощи поднимает и держит голову, это говорит о повышенном внутричерепном давлении, а не о быстром развитии. Это очень важный симптом, требующий немедленного обращения к доктору.

Хорошо развивающийся ребенок, двухмесячный малыш, лежа на животе должен уметь самостоятельно поворачивать голову во все стороны. В этом положении у всех новорожденных срабатывает инстинкт самосохранения, заставляющий малышей приподнимать голову, чтобы не задохнуться. Поэтому родителям для тренировки мышц шеи рекомендуется регулярно выкладывать детей на живот. Кроме того лежание на животе способствует отхождению газов, что позволяет избежать проблем с кишечными коликами.

Наиболее сильные детки способны в этом возрасте подтягивать подбородок к груди даже лежа на спине. С 2 месяцев детей уже можно перевозить в колясках, слингах или специальных авто-креслах для самых маленьких. Осуществлять такую перевозку и переноску малышей следует крайне аккуратно, так как мышцы шеи и головы еще слабы и не набрали нужного тонуса. В двухмесячном возрасте среднестатистический ребенок способен непродолжительное время самостоятельно удерживать голову.

3-4 месяца

На 3-4 месяцах своего развития ребенок начинает намного лучше контролировать движения шеи и головы, координация движений заметно улучшается. В этом возрасте малыши лежа на животе уже способны поднимать голову на 45° и довольно долгое время удерживать ее в данном положении.

С этого момента родители могут начинать тренировать мышцы шеи ребенка, давая им дополнительную нагрузку. Для этого используется простая полезная и увлекательная для малыша игровая методика. Ребенок ложится на спину, берется за руки и осторожно подтягивается вперед до принятия сидячего положения, в котором удерживается несколько секунд. Затем аккуратно опускается в исходное положение. Это несложное упражнение позволяет укреплять мышцы и постепенно приучать малыша к умению сидеть.

В этот возрастной период детей уже можно возить в колясках в сидячем положении, выбирая для прогулок ровные, асфальтированные или бетонированный покрытия.

5-6 месяцев

В полугодовалом возрасте все развивающиеся без отклонений малыши в любом положении уверенно держат, наклоняют и поворачивают голову. В этот период ребенок лежа на животе начинает приподнимать тело и активно поворачивает голову в любые стороны, изучая окружающие его предметы.

Весь период первоначальной тренировки мышц головы и шеи малыша, родителям не стоит слишком активно стимулировать развитие данного навыка. Процесс должен происходить максимально естественно. В первый месяц жизни ребенка, когда мышцы еще совсем слабы, особенно важно, всегда аккуратно придерживать головку новорожденного. При купании, кормлении, переноске головка малыша всегда должна поддерживаться заботливыми руками родителей. В дальнейшем развивающийся без отставания ребенок, повинуясь инстинктам и своим желаниям, тренируется сам. От родителей требуется лишь забота, внимание и небольшая помощь.

После того, как малыш научился уверено держать голову, начинается следующий этап развития двигательного аппарата. В этот период жизни дети учатся ползать переворачиваться и сидеть.

Все дети развиваются по разному, одни быстро осваивают новые навыки, другие чуть медленнее. Процесс развития каждого малыша индивидуален и сильно зависит от особенностей строения организма, и состояния здоровья. Тем не менее, считается, что в трехмесячном возрасте любой здоровый ребенок должен уметь контролировать движений своей головы хотя бы в течение нескольких секунд.

Отсутствие этого навыка в данный возрастной период может возникнуть по нескольким причинам.

Малыш в 3 месяца не держит голову, если:

  1. Если малыш появился на свет в результате патологических, тяжелых родов или у него имеются серьезные неврологические проблемы. В этой ситуации обязательно следует обратиться за консультацией к профильному доктору, способному решить данную проблему.
  2. Недостаточный или очень низкий тонус мышц. В таких случаях нужно получить профессиональную консультацию невропатолога, по результатам которой может быть назначен специальный курс медицинского массажа. Обычный домашний массаж при низком мышечном тонусе помогает не всегда.
  3. Ребенок очень редко выкладывался на живот или не выкладывался совсем. В данной ситуации отставание в развитии обусловлено малой заботой и невниманием родителей. В таких случаях малыши получают требующиеся навыки и развиваются чуть медленнее, но проблема не критична.
  4. Недостаточная масса из-за преждевременных родов или недобор веса из-за нехватки грудного молока. Следует проконсультироваться с детским терапевтом по поводу количества и качества смеси прикорма, позволяющей достаточно быстро набрать нормативный вес. В таких случаях ребенок, набрав нужный вес, очень быстро наверстывает упущенное в развитие время.
  5. Малыш держит голову только под определенным углом. Специальный массаж, назначенный педиатром и использование подушек выравнивающих положение головы, помогают решить такую проблему. Кроме того при наличии манежа рекомендуется укладывать малыша в разных его сторонах, что позволяет малышу при смене угла зрения поворачивать голову.

В период развития и тренировки навыков управления мышцами шеи и головы, родителям рекомендуется особенно внимательно следить за всеми возникающими отклонениями. Регулярные посещения лечащего врача и консультации специалистов позволяют вовремя выявлять и решать все возникающие проблемы. Следует помнить, что с увеличением возраста ребенка, лечение неврологических отклонений затрудняется и требует больше времени. И конечно же каждому малышу необходимо забота и внимательное отношение родителей.

Видео о том, как учиться держать голову

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Одно из первых достижений новорожденного – умение удерживать голову. Многие мамы интересуются, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? При нормальном росте и развитии это происходит в 3 месяца жизни. С самого рождения у новорожденного слабые мышцы, в том числе и шейные. Поэтому до 3 месяцев мамы придерживают головку ребенка, чтобы защитить ее от повреждений.

Во сколько месяцев грудничок начинает сам держать головку

За способность удержать голову в определенном положении отвечают шейные мышцы. Чтобы прийти к некоторым достижениям, малышу необходимо натренировать эти мышцы. Этот процесс предполагает несколько этапов:

  1. Возраст 2-3 месяца . Ребенок недавно начал приподнимать головку, лежа на животе. Он делает это неуверенно и непродолжительное время (до 30 секунд) под острым углом.
  2. Возраст 3 месяца . Сейчас малыш держит головку более уверенно, на протяжении 1 минуты. Вместе с головой, приподнимаются и плечи. В трехмесячном возрасте младенец начинает держать головку и в вертикальном положении тела, когда он находится у мамы на руках. В этот момент грудничок нуждается в подстраховке маминой рукой, поскольку его движения еще несовершенны.
  3. Возраст 4 месяца . Прошел небольшой промежуток времени, но за это время малыш уже уверенно держит голову, поворачивая ее в сторону интересующего его объекта. Лежа на животике, малыш уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и вертеть головкой по сторонам.

Порою, развитие малыша идет не по плану, и мамочки не понимают, почему грудничок не держит головку в 3-4 месяца. Причин тому может быть несколько:

  • родовая травма;
  • недоношенность или маловесность;
  • слабый тонус мышц;
  • педагогическая запущенность, когда младенца не тренировали и не выкладывали на животик.

Так, например, недоношенный ребенок очень слаб, его развитие нередко отстает от развития сверстников. Поэтому умение держать головку у таких детишек формируется несколько позже их сверстников. В результате тяжелых патологичных родов рождаются ослабленные дети с очагами поражения в головном мозге. Все двигательные навыки будут формироваться у такого малыша с опозданием.

Как видно, в большинстве случаев причина неумения держать голову кроется в неврологических проблемах, связанных с различными заболеваниями. Именно поэтому при первых тревожных сигналах нужно обращаться к невропатологу. От времени обнаружения патологии зависит срок выздоровления малыша.

Но не всегда, когда новорожденный поздно начинает держать головку, можно говорить о проблемах в здоровье. Иногда мамы пренебрегают необходимостью ежедневного выкладывания малыша на животик. Разумеется, мышцы шеи, спины и плечевого пояса долгое время не развивались. В этом случае после курса массажей и ежедневных упражнений ребенок должен обязательно научиться держать голову. Помимо этого, никто не отменял индивидуальные особенности и физические способности каждой крохи. Иногда совершенно здоровый младенец не держит голову в 3 месяца.

А если грудничок держит голову на одну сторону, необходима консультация врача. Возможно, у малыша имеется кривошея - парез мышц шеи. Данное заболевание лечится различными методами: массаж, упражнения, специальные подушечки, в некоторых случаях – операция.

Со скольки месяцев младенец должен удерживать головку, и во сколько месяцев это нежелательно? Хотелось бы отметить, что удерживание грудничком головы в возрасте до 2 месяцев также является отклонением от нормы. Такой симптом наблюдается у малышей с повышенным внутричерепным давлением. Поэтому и в таких случаях необходимо показать ребёнка врачу.

Как помочь малышу научиться держать головку?

Эти советы помогут вашему ребенку научиться держать головку:

  • После того, как заживет пуповина (с 2-3-х недель от роду), обязательно выкладывайте новорожденного на животик. Лучше всего это делать до кормления или же спустя 1 час после него. Желательно, чтобы поверхность была твердая. Для этой цели подойдет пеленальный столик или обычный стол, накрытый одеялом. Пусть младенец полежит так несколько минут. Чтобы не задохнуться, он вынужден будет пытаться приподняться, напрягая мышцы спины и шеи. С каждым разом увеличивайте время.

  • Если грудничок капризничает и не хочет лежать, не идите у него на поводу, положите перед ним яркие игрушки, чтобы заинтересовать его, погладьте по спине, поговорите с ним ласковым голосом.
  • Вся мышечная система малыша укрепляется благодаря плаванию. Напустите в ванну воды, наденьте младенцу подушку и дайте ему поплавать. Такие тренировки хорошо укрепляют мышцы.
  • Меняйте положение малыша во сне, переворачивая его с бока набок, со спины на бок и наоборот.
  • Врачи часто назначают массаж, чтобы ребенок учился держать головку. Проведение массажа лучше доверить специалистам.
  • Когда дети начинают держать головку, не оставляйте их шею без опоры. Почему сначала нужно держать голову новорожденному? Потому что его мышцы развиты еще плохо, младенец слаб и не может подолгу удерживать головку в одном положении.
  • Если грудничок перестал держать головку, вероятно, это связано с пониженным тонусом мышц. В этом случае необходима консультация невропатолога.

Чтобы в домашних условиях укрепить шейные мышцы младенца, выполняйте с ним нехитрые упражнения:

  • «Повороты головы». Ребёнок лежит на спине. Задача взрослого – заставить его поворачивать голову влево – вправо. Слово «заставить» не нужно воспринимать в буквальном смысле. Лучше всего заострить взгляд малыша на игрушке и постепенно передвигать ее со стороны в сторону, учить поворачивать голову.
  • «Плывем». Ребёнок находится на руках у мамы лицом вниз. Одной рукой мама поддерживает кроху под грудью, а другой – за бедро, прижимая слегка к своему туловищу. Кроха оказывается как бы в невесомости. Совершать движения вверх – вниз.
  • С гимнастическим мячом. Ребенка укладывают животиком на мяч. Придерживая грудничка, совершают сначала легкие прыгательные движения. Затем движения мяча вперед – назад. Тело малыша меняет свое положение, что заставляет его напрягать свои мышцы, в том числе и мышцы шеи.

Подведем итоги

Итак, в каком же возрасте грудничок начинает держать голову? В норме младенец сам должен учиться держать голову в возрасте с 3 месяцев. У некоторых детей данный навык появляется позже, в силу определенных неврологических проблем. Если малыш в 3 месяца еще не осилил это, паниковать не стоит. Возможно, это лишь начальный этап. А вот если ребенок в возрасте 4 месяцев так и не научился держать головку или держит ее криво, нужно обязательно показаться врачу, чтобы помочь ему развиваться правильно.