Рекомендации по режиму дня детям. Как организовать правильный режим дня новорожденного в первый месяц: полезные советы молодым мамам

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· физиологически полноценный сон;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору.

· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

Утренний завтрак 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15

Занятия в школе 8.30-13.30

Горячий завтрак в школе около 9.15

Правильно установленный режим дня грудничка поможет маме отдохнуть и набраться сил. Для ребенка порядок также необходим для нормального развития нервной системы и всех внутренних органов в целом.

Режим дня заключается в последовательном выполнении действий и зависит от времени суток.

  • Будет определенное время для прогулок, сна, кормления. Мама будет точно знать, когда начать готовить или когда она может немного времени уделить себе.
  • Сторонники установления режима дня кормят ребенка по определенному графику. Здесь есть и свои плюсы. Не перегружается работа пищеварительных органов, тем самым снижается риск развития аллергии, излишнего веса. Когда мама кормит ребенка по требованию, возрастает риск перекорма.
  • Режим благоприятно влияет на комфорт и уют в семье. Маме удается уделить внимание не только ребенку, но также мужу и остальным членам семьи.

Сравнительная таблица распорядка дня детей в возрасте до года.

Возраст ребенка, мес. 0-3 3-6 6-10
Распорядок дня Примерный интервал времени, час
Первое кормление 6 6 7
Умывание, массаж, гимнастика, игра 6-7 6-7.30 7-9
Сон 7-9 8-10 9-11
Второе кормление 9 10 11
Прогулка, общение, игра 9-10.50 10-11 11-13
Сон 11-13 11-13 13-15
Третье кормление 13 13 15
Прогулка, игра, общение 13.40-14.40 13.20-14.30 15-17
Сон 14.50-16.50 14.30-16.30 17-19.30
Четвертое кормление 17 16.30 19.30
Общение, игра 16.30-17.30 16.30-18 19.30-21
Сон 17.40-19.30 18-19.30
Купание 20 20 21
Пятое кормление 20.40 20.40
Общение, чтение книг, прослушивание музыки 20.50-21.40 20.50-21.50
Ночной сон 21.40-6 22-6 21-7
Ночное кормление 1 1

Таблица наглядно показывает, что по мере взросления ребенка больше времени нужно уделять для совместного проведения досуга. Распорядок основных действий в 10 месяцев становится приближенным к режиму взрослых детей.

Примерное расписание дневного времени

Ребенок весь первый месяц должен большую часть времени спать (примерно 20 часов в сутки). Таким образом лучше происходит адаптация организма к новым условиям. Бодрствование связано с кормлением. Рацион питания должен включать только грудное молоко.

Следует учитывать, что детей первых дней жизни трудно приучить кушать по режиму. Они с трудом могут выдерживать часовой интервал, особенно те, кто на естественном вскармливании.

Если грудничок вскармливается смесями, то интервал может доходить до 3 часов. Смесь дольше переваривается желудком, и ее можно точно отмерить. Первый месяц малышу необходимо за каждое кормление около 90 мл молока.

Прогулки не только способствуют здоровому сну и аппетиту. Солнечные лучи, попадая на кожу младенца, способствует выработке витамина D, который так необходим для нормального развития.

График режима дня трехмесячного ребенка выглядит приблизительно так.

  1. Сон – не меньше четырех раз, продолжительностью около 2 часов. Ближе к концу месяца ночной сон должен доходить до 6 часов.
  2. Промежуток между кормлениями должен составлять около 3 часов. В ночное время суток не больше 6 часов. Рацион питания по-прежнему должен состоять из грудного молока. Маме не следует увлекаться новыми продуктами, чтобы не вызвать нежелательную реакцию со стороны пищеварительного тракта малыша.
  3. Обязательно нужно бывать на улице. Надо учитывать и погодные условия, но в среднем уделяют не меньше 2 часов в день.

В возрасте трех месяцев у мамы развивается лактационный кризис. Не стоит кормить трехмесячного малыша смесями и другими прикормами. Просто нужно немного переждать период, и питание снова наладится. Приучить к режиму в этот период не получится.

К четвертому месяцу ребенок уже привыкает к устоявшимся правилам.

Ночной сон может уже длиться около 10 часов. В день малыш спит 3 раза по 2 часа. Следует учитывать, что в это время начинают прорезываться первые зубки, ребенок может ощущать физический дискомфорт, он становится капризным, нарушается сон и аппетит. Режим в это время будет сбиваться. Не стоит слишком строго относиться к нему в это время, можно немного подстроиться под его ритмы.

Если ребенок на грудном вскармливании, то раннее введение прикорма в меню не разрешено.

Все питательные вещества малыш получает с маминым молоком. Если грудничка кормят смесями, разрешено ввести в рацион питания капельку сока.

Примерный режим дня по часам в первые месяцы жизни грудничк а наглядно покажет таблица.

Время Распорядок дел
6.00 Первый завтрак, сон
8.30-9.00 Умывание. С помощью ватки или мягкого полотенца протереть лицо теплой водой, почистить носик. Можно закапать солевой раствор, если дома жарко и в носовой полости корочки. Утреннее подмывание половых органов также важно.
9.30 Второй завтрак, чаще всего снова сон. В это время мама приведет себя в порядок, соберется на улицу сама.
10.30 Прогулка. Если на улице жарко, то гулять нельзя в период активного солнца (с 11 до 15 часов). В этом случае собраться на улицу нужно будет чуть раньше. Первая прогулка не должна длиться больше 15 минут. В зимнее время нельзя выходить с ребенком в первый месяц его жизни при температуре ниже -5 градусов. Каждый день время прогулки должно увеличиваться.
12.30-13.00 Обед, сон. В это время мама занимается своими делами.
16.00-16.30 Кормление, снова прогулка.
20.00 Кормление, общение, массаж.
22.00 Купание благоприятно влияет на здоровый сон, поэтому эту процедуру осуществляют вечером.
22.30 Кормление и уход ко сну.

Ребенка первого месяца рекомендовано укладывать позже обычного. Тем самым можно обеспечить длительный сон ночью. Если уложить ребенка рано, например, в 21.00, то ребенок проснется на ночное кормление уже в 2 часа. Это время характеризуется фазой поверхностного сна, и ребенок может долго не уснуть. Если спать лягут одновременно все члены семьи, то к первому ночному кормлению все уже успеют набраться сил.

Детям на искусственном вскармливании в пятимесячном возрасте в рацион питания разрешено вводить пюре из овощей и фруктов. После их введения внимательно нужно следить за состоянием ребенка.

Меню шестимесячного ребенка становится разнообразным. К этому времени достаточно хорошо окрепла пищеварительная система, вырабатываются ферменты, необходимые для переваривания сложной пищи. В рацион питания вводят каши, пюре из овощей и фруктов, творожки. Каждым новым продуктом кормить следует не раньше чем через 10 дней.

Рацион питания ребенка в пять-шесть месяцев наглядно поможет увидеть график.

  1. Первый завтрак – кефир, грудное молоко, смесь.
  2. Второй завтрак – каша, творожок, натуральный сок.
  3. Обед – пюре из овощей.
  4. Ужин – кефир.
  5. Второй ужин – мамино молоко или смесь.

В 6 месяцев на первом плане в меню молоко, а на втором уже прикорм. Поэтому после каждого прикорма стоит давать смесь или молоко. Рацион питания семимесячного ребенка продолжает расширяться. Можно вводить кисломолочную продукцию, попробовать кормить мясным пюре.

В 8-9 месяцев ребенок по-прежнему спит три раза в день, но в период бодрствования он активно изучает окружающую обстановку. Интервалы между кормлениями становятся больше и доходят до 5 часов.

В 9 месяцев рацион питания малыша дополняется рыбными блюдами. В это время нужно приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Грудное молоко уже не является главной пищей в меню малыша.

В 10 месяцев таблица примерного распорядка дня может выглядеть следующим образом.

Правила установления режима

Для того чтобы выработать распорядок дня при грудном вскармливании, маме самой нужно научиться дисциплине и приучить к ней других членов семьи.

График приучения малыша к установленному режиму.

  1. Подъем после ночного сна должен быть в одно и то же время. Даже если ночь выдалась бессонной, малыш после кормления не мог долго уснуть, его нужно разбудить для гигиенических процедур.
  2. Самостоятельно нужно установить удобное время для кормления, сна, прогулок, купания, и повторять ежедневно. Уже через несколько дней малыш привыкнет к подобному расписанию, и мама почувствует облегчение.
  3. Нужно отказаться от кормления по свободному графику. Если ребенок кушал недавно и снова тянется ротиком к груди, возможно, он просто хочет пить. В этом случае можно предложить водичку.
  4. Ритуалы помогут ребенку быстрее привыкнуть к режиму. Например, перед сном можно петь песенки или читать стишки, перед купанием можно гулять по комнате и рассматривать предметы или слушать музыку.

На протяжении всего времени приучения к режиму маме нужно будет запастись терпением, не злиться и не нервничать, если ребенок не может привыкнуть к распорядку.

Наладить режим дня в среднем удается за 10-14 дней.

Что делать маме, если ребенок путает день с ночью, и как приучить спать непрерывно всю ночь?

  • Подобная проблема может возникнуть из-за плохого самочувствия ребенка (режутся зубки, колики, простуда). Нужно обратиться к врачу, чтобы он дал рекомендации по лечению.
  • Сухой, жаркий воздух в комнате. Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть 20-22 градуса, влажность – не больше 70%. Перед сном помещение нужно проветрить не меньше 30 минут.

  • День нужно заполнить активными действиями. Больше играть, общаться с ребенком, делать массаж, гимнастику. Перед сном можно купать в большой ванной, где он будет иметь возможность активно двигаться.
  • Рацион кормления должен быть установлен правильно. Грудное молоко или смесь нужно включать в меню не раньше 22 часов, если введены прикормы, то на ужин можно предложить кашу.

После рождения ребенка в семье меняется привычный уклад жизни. Важно не только вовремя накормить и уложить малыша, но и сохранить дружественную и позитивную атмосферу в семье.


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Как помочь школьнику адаптироваться к школьной жизни, настроиться на учебный процесс: все узнать и все успеть да еще и время на отдых чтобы осталось.

Для этого родители должны правильно организовать режим дня для школьника. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам необходимо увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часа, 5-7 классы — 10,5 часа, 6-9 классы — 9-9,5 часа, 10-11 классы — 8-9 часов.

Правильная организация рабочего места школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Основные правила при работе за компьютером: работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом; проводить за компьютером не более трех часов в день; каждые 15 минут делать гимнастику для глаз; каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника; обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе; лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...