Семья в различных культурах урок. Презентация на тему "Семья.Семейные традиции."

«Традиции семьи» - За что вы любите своих родных? Проблемный вопрос. Анкетирование. Рауты Русские балы. Званые обеды Семейные чаепития. Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Проблемные вопросы должны быть. Ценности по наблюдениям социологов. Выбрать нужный ответ. Праздники. «Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития.

«Семья и школа» - 1. Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Уровень воспитанности класса. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. Атмосфера и традиции класса. Этапы родительского собрания. Эпиграф. Принципы. Динамика роста участия родителей в делах класса и школы. Цель.

«Школьная семья» - Проблема: «Мой класс – моя крепость»? Школьная семья. Что такое школьная семья? Функции школьной семьи. Для чего человеку семья? Моя семья. Почему семья часто ассоциируется с веником или сжатым кулаком? Почему? Ваш одноклассник не принимает участия в классных мероприятиях. Наш класс является школьной семьей?

«Семья родители и дети» - Презентация родительского собрания в 6 классе. Поэтому я предлагаю работать под девизом «Давай никогда не ссориться!». Что такое счастье? Актуальность. «Давай никогда не ссориться!». Анкетирование родителей, детей. Когда вы говорили хорошие, приятные слова? Молодым умом Посягать науки На пути земном.

«Семья как малая группа» - Общество. Семья как малая группа. Сотрудничество. Развитие. Сочинение «Моя семья». Конфликт. Поддержка. Если совпадают. Потомство. Для чего создают семью? Любовь. Если не совпадают. Забота. Условия для создания семьи: Общие ценности, интересы. Проблема «отцов» и «детей». Понимание. Что объединяет семью?

«Семья и детский сад» - Играют взрослые и дети! Мастер – класс от родителей! Мастер - класс для родителей. Работа с тканью. Работа с солёным тестом. Познавательная игра с родителями, «Какие мы – дети и взрослые». «Папа, мама, я - спортивная семья». Весёлые старты! Сказки в исполнении родителей и детей. Радуют своим присутствием не только родители, но и бабушки.

Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

Цели:

    Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

    Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.

Мотивация.
– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

–Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.

2.2. Определение темы и целей урока

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

( о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

- Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???

А в графу «я хочу узнать»???

    Какую роль семья играет в жизни человека.

    Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?

    Настоящая, идеальная семья, какая она?

2.3. Синквейн «Семья»
-
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.

( ответы детей)
- Для чего же человеку нужна семья???
( ответы детей)

Кластер «Задачи семьи» - Молодцы, а теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
Пожалуйста, ваши ответы.
( ответы детей)





– Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.


–Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
–.
Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!

Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.

А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви, Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.

Семья в православной культуре .

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

- Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!

Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
- Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???

Вывод: Семья – это свято для всех!

Физминутка

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»


- Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Список №1 .
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2 .
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3 .
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»

Давайте посмотрим, какая же у вас семья???

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???

Рефлексия
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

(клип "Гимн семье")

Домашнее задание
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся – это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.


Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи в Азии, Америке, Европе и Африке?

Психология семьи в Азии - традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

● Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
● Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак - это навсегда.

● Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость.
● Рано создают семьи.

● Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов



● Узбеки
Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

● Туркмены
Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

● Таджики
Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

● Грузины
Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

● Армяне
Народ, преданный своим традициям. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

● Японцы


В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка - добродетельна, смиренна и покорна.

Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

● Китайцы


Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д.

Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке



Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.
Что известно о семейных ценностях американцев?

● Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
● Брачный контракт - это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.

● Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку - она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
● Семья в США - не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.

● Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
● Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).

● Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
● О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке - редкость.

● По количеству разводов Америка сегодня лидирует - значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
● Права ребенка - почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

● Мексика
А вот в Мексике значение брака очень невелико, но вот роль амиго значительно выше.
Амиго - это сообщество мужчин, которые поддерживают друг друга, помогают решать важные проблемы.
Часто браки просто не зарегистрированные, потому что не имеют социальной ценности в данном обществе.

Современная семья в Европе



Европа - это уникальное сочетание множества самых различных культур, каждая - со своими традициями.

● Великобритания
Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане - финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок - явление довольно частое. Одна из обязательных традиций - семейные обеды и чаепития.

● Германия
Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить - а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях.

Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите - везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России - им просто нанимают няню.


● Норвегия
Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке - многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы - как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются.

Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

● Россия
В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

● Финляндия
Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина - основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки - весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак - около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин - на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

● Франция
Семьи Франции - это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом - все больше. Семья для французов сегодня - это пара и ребенок, остальное - формальности. Глава семьи - отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

Француженки выделяют совсем немного времени для воспитания детей и как можно быстрее выходят на работу, чтобы не потерять драгоценные возможности построить карьеру. Поэтому во Франции широко развита сеть детских садов.


● Швеция
Современная шведская семья - это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья - это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках - раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя.

Шлепать и ругать детей в Швеции запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша - его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок - это его личное право.

● Италия
В Италии значение семьи очень особенное: семьёй считаются все-все родственники, даже самые дальние. Принято устраивать совместные обеды, где все могут пообщаться, обсудить насущные проблемы.
Важную роль играет итальянская мама, от которой зависит очень многое (и выбор невесток и зятьев тоже).

Особенности семей в странах Африки - яркий колорит и древние обычаи



Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

● Египет
Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество - исключительно мужское, а женщина - это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте - это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

● Нигерия
Самый странный народ, постоянно приспосабливающийся к современному миру. Сегодня семьи Нигерии - это родители, дети и бабушки-дедушки в одном доме, уважение к старшим, строгое воспитание. Причем, мальчиков воспитывают мужчины, а девочки большого значения не имеют - все равно они выйдут замуж и покинут дом.

● Судан
Здесь царят жесткие мусульманские законы. Мужчины - «на коне», женщины - «знай свое место». Браки обычно - на всю жизнь. При этом мужчина - вольная птица, а супруга - птичка в клетке, которая даже за рубеж может выехать лишь для религиозного обучения и с разрешения всех членов семьи. Закон о возможности иметь 4-х жен действует до сих пор. Измена жены жестоко карается. Стоит отметить еще и момент сексуальной жизни девушек из Судана. Практически каждая девочка проходит процедуру обрезания, которая лишает ее в будущем удовольствия от секса.

● Эфиопия
Брак здесь может быть церковным или гражданским. Возраст невесты - от 13-14 лет, жениха - от 15-17. Свадьбы похожи на русские, а жильем молодоженов обеспечивают родители. Будущая мама в Эфиопии - это будущая огромная радость для семьи. Беременной не отказывают ни в чем, окружают красивыми вещами и… заставляют работать до родов, чтобы малыш не родился ленивым и толстым. Имя ребенку дают после крестин.


Что такое семья? В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


Улыбнись новому дню


Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!


Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.






Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Большое значение имеет имя, которое вам дали родители при рождении. Они вкладывают свою любовь и нежность, называя вас. А вы знаете, что означает ваше имя? А имя ваших родных? Легенда




1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Статья 1 (семейного кодекса) РФ Основные начала семейного законодательства


Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах. Запомни семейные заповеди: · свято храни честь своей семьи; · люби свою семью и делай её лучше; · будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; · подари родителям радость; · умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; · жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.


Как появилась дружная семья. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Урок ИКРК «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»

Целевая аудитории: обучающиеся 5 класса.

Цель: формирование у детей понятие «семья» и «семейные ценности» в различных религиозных традициях.

  • Конкретизировать обучающимися понятия «семья», «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, уметь работать в группе.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям различных культур.

Методы и приемы: словесные, практические, диагностические.

Основные термины и понятия по теме: семья, семейные ценности, традиции.

Оборудование: компьютерные презентации, проектные работы обучающихся, раздаточный материал, карта Российской Федерации.

Ход урока

Обучающиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми, улыбнемся друг другу и начнем работать. (Слайд 4)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (Семья)

Мотивация.

Учитель: В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?! (Слайд 5)

Калмыцкая сказка «Жить в согласии»

В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год – два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться. Младший не слушался старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.

Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались сильно и подумали: «Ну, достанется нам!»

Позвал отец сыновей. Отдал самому шаловливому сыну – среднему.

Ломай, - приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.

Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына также сломали по прутику.

А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино. Отдал пучок среднему брату и приказал:

Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.

Отец хитро засмеялся, глядя на старания среднего сына.

Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:

Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не сломит, не победит. А если будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте.

2.1. Обсуждение сказки.

Учитель: Почему ни один из сыновей не сломал связанных пять прутьев.

А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей)

Правильно. Только все вместе мы сильны, если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не победит, а по отдельности вы будете слабы и уязвимы.

3. Определение темы и целей урока

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, о православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга и жить дружно. Поэтому у вас на столах лежат связанные пять прутьев, которые символизируют дружную, крепкую семью. Все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

Перед вами на столах таблица «Фиксация знаний».

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать». (Я узнал).

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме? А в графу «я хочу узнать»?

1.Какую роль семья играет в жизни человека.
2.Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
3.Настоящая, идеальная семья, какая она?

4. Практическая работа

4.1. Синквейн «Семья» (Слайд 6)

Учитель: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна на слайде.

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей)

4.2. Кластер «Задачи семьи» (Слайд 7)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)

Учитель: Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и буддизма семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем

людям), уважение, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи.

(Слайд 8) Учитель: Давайте рассмотрим православные и буддийские семьи. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями и религиозными традициями.

– Начнем с определения семьи. Религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

– Схожи обязанности членов семьи.

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

– Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в разных национальностях.

4.3. Работа с первоисточниками. (Слайд 9)

Учитель: Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах тексты из Евангелия, Учения православной церкви и Дхармы, Учение Будды. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. (Слайд 10)

Христианство.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь,

почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность.

Буддизм.

Жизнь в буддистской семье полна любви и радости. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.

Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

Вывод: Семья – это свято для всех!

5. Проект «Моя семья»

Учитель: Сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

(дети представляют проекты)

(Слайд 11) Православные.

Венчание. - Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. До смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Крещение. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставник

Буддийские. / Калмыцкие./

Уважение к старшим. (Слайд 12) У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник». Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; - на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту; - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; - пожилым уступали дорогу.

Благопожелание по случаю новоселья. (Слайд 13) Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания - йорялы:

Живите счастливо на новом месте!

Пусть дом ваш будет подобен дворцу с открытыми дверями,

Чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто,

Чтобы всегда у вас были гости

И чтобы всегда было у вас изобилие!

И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом устраивают угощения, приглашают всех близких и слушают благопожелания друзей.

Родильный обряд калмыков. (Слайд 14) Рождение детей – огромное событие в семье, а особенно если это мальчик. У калмыков существовал следующий обычай: при рождении мальчика одна из женщин выходила и громко объявляла имя отца. У отца и всех присутствующих мужчин снимали шапки. За шапки платили выкуп, который шел в пользу женщин, помогавших роженице. При рождении мальчика варили заднюю ногу барана, затем тщательно отделяли от мяса большую берцовую кость и прятали в сундук. Она принадлежала родившемуся мальчику. Наречение имени. Имя новорожденному давали в кругу семьи или же приглашали из хурула зурхачи (астролог), родители у кого часто умирали дети, нарекали их именами-оберегами (именами разных животных, именами других народов).

6. Работа в группе.

Составление схемы «Моя семья»(Слайд 16) Учитель: Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты, рассказали о традициях, обрядах, ценностях ваших семей.

Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на столе.

Список №1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2.Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3.Жалеем, заботимся, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим, сочувствуем.

Список №4.Поддержка, злоба, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.«Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча»

«На что клад, когда в семье лад».

7. Рефлексия (Слайд 17)

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи - связанные пять прутьев. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, не развязывайте связку. Если урок вам не понравился – развяжите. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

Учитель: Ребята, давайте возьмем наши связки прутиков - символы в руки. Чувствуете, какие они крепкие? Вот так и семья, должна быть крепкой, дружной. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья, семейные ценности и национальные традиции. Нет национальных традиций, языка - нет национальности. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.

Учитель: А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. Прикрепите свои домики на карту Российской Федерации.

Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились крепкие, дружные в них живут любовь и понимание. Ведь крепкая семья – это сильная страна

8. Домашнее задание

Учитель: Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите! Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.