Подготовка ткани перед раскроем. Предварительная обработка ткани перед раскроем.Советы практикующих портних

Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.

Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.

Подготовка ткани к раскрою

Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.

Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.

Ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные можно намочить в горячей воде, отжать (без выкручивания), затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Затем ткань проутюживают в чуть влажном виде с изнанки по долевой нити.

Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.

Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.

Все ткани перед раскроем проутюживают.

Определение лица, направления ворса, дефектов ткани

Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.

Из ворсовых тканей кроят все детали в одну сторону: бархат и вельвет – ворсом вверх (для глубины оттенка), ткани с «начёсом» — ворсом вниз.

Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.

Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.

Раскладка выкроек и раскрой

Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.

Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».

В крайнем случае можно делать внутренние, не видимые с лицевой стороны, обтачки и прочие детали из другой ткани, подходящей по фактуре и цвету. Возможны комбинации из разных тканей, если сочетать их по тем же признакам.

Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.

После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.

До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.

На этом все. Пока.

Некоторые ткани при стирке дают усадку. Особенно сильно садятся материалы из натуральных волокон, таких как лен, хлопок, шерсть, шелк. Норма усадки ткани может составлять от 1,5 до 10% (она индивидуальна для каждого вида ткани). Это значит, что при высоте штор 2 м 50 см после стирки они могут укоротиться на 3,7-25 см. Чтобы этого избежать, при шитье штор ткань нужно подвергать декатировке, т.е. принудительному усаживанию до начала раскроя. Соответственно, покупать материал нужно с запасом на усадку. Не забывайте об этом, если шьете шторы своими руками.
Декатировка ткани представляет собой влажно-тепловую обработку с целью исключения усадки ткани в процессе пошива и эксплуатации изделия. Для декатировки ткани в домашних условиях применяется обычный утюг. Существующие для этих целей специальные приспособления - парогенераторы есть смысл покупать, если вы много шьете.
Хлопчатобумажные, льняные, искусственные ткани следует на несколько минут опустить в теплую воду, слегка выжать, не выкручивая, затем вытянуть лучше всего на палке или перекладине. Не забудьте, что хлопчатобумажные ткани могут линять. Особенно это касается красных и зеленых цветов. Чем больше подвержена линьке ткань, тем менее теплой должна быть вода. Слегка влажную ткань утюжат с изнанки. Утюг при этом ведется по долевой нити. Отрезы ткани для пошива штор имеют внушительную длину, поэтому перед проглаживанием ткани тщательно вымойте пол.
Шелковые и шерстяные ткани следует увлажнить, завернув их в намоченное и отжатое полотенце (или простынь), оставить в таком положении на 2-3 часа. После ткань утюжится обязательно через проутюжильник.
На некоторых тканях из искусственных, синтетических и смесовых волокон замины и заломы, образовавшиеся при неаккуратном проутюживании удалить невозможно. Такое редко встречается, но об этом нужно знать.
Вельвет, бархат, плюш и прочие ворсовые ткани не декатируют. Если возникает потребности в проутюживании, это делают на весу. Можно уложить ворсовую ткань на ткань с таким же ворсом (т.е. ворс к ворсу) и слегка, через влажный проутюжильник, почти не касаясь утюгом ткани, просто обработать ткань паром.
Искусственную и натуральную кожу, лаке, "мятые" ткани, болонью, не подвергают декатировке.
Кроме того, некоторые виды портьерных тканей могут садиться постепенно, при каждой стирке понемногу. В этом случае нужно либо делать при шитье дополнительные припуски по нижнему краю, за счет которых, в случае необходимости, можно будет увеличить длину шторы, либо выбирать сразу более длинные шторы, чтобы после стирки они приняли нужную форму. Кстати, сейчас шторы модно делать такой длины, чтобы их можно было укладывать на полу красивыми драпировками. В этом случае усадка материала шторы при стирке - не проблема.

Интересная статья! ((несмотря на иронию, с которой преподносятся портновские хитрости)).

"Кто бы что ни говорил, я все равно готовлю ткань к раскрою по своим, раз и навсегда выработанным правилам. И, может быть, именно поэтому ни ткани, ни сшитые из них вещи меня ни разу не подвели.

Правило 1. Любую ткань, кроме кожи и замши, НАДО постирать. Натуральный шелк, например или лен - практически в кипятке, шерсть, даже пальтовый драп - в воде при температуре ок 35 градусов. В идеале -нужно "продраить" это все в стиральной машине в режиме быстрой стирки. Есть три следствия, устанавливаемые в результате этого казалось бы необдуманного поступка:

(1) ткань дает максимальную усадку и больше уже не сядет, поэтому вещь можно будет стирать в домашних условиях, что я благополучно и делаю уже не первый год; (2) вы убеждаетесь, что ткани, заявленные как натуральные, действительно натуральные, так как настоящий шелк не боится даже кипячения, только без отбеливателей конечно, как и лен, а при глажке он разгладится на сто пудов; (3) происходит естественная линька ткани, благодаря чему снижается риск линьки и взаимной перекраски вещей при совместной стирке.

Правило 2. Не жалей МЫЛА при крое тонких тканей.

Когда натуральный шелк, а особенно шифон или атлас, уже "посажены" в соответствии с Правилом 1 и еще не высохли, их нужно густо намылить, очень густо - как при намыливании больного педикулезом. Чем больше осядет мыла на ткани, тем вам же будет легче. Отжимаю влагу руками из ткани и раскладываю ее на старом толстом одеяле, расстеленном прямо на полу сложенную вдвое так, как это необходимо при раскрое и даю подсохнуть. Утюгом разглаживаю и получаю... практически лист бумаготкани. Мыло действует как временный крахмал, только гораздо лучший, чем пропитка ткани, которая содержалась в непостиранной ткани.

С шерстями таких выкрутасов не нужно, конечно же, но если они тонкие - можно попробывать. Примеркам этот мылокрахмал, как ни странно, не мешает, зато срезы не осыпаются, булавки не выскальзывают, ткань при раскладке выкроек и выкраивании не елозит, хотя и сложена скользкими сторонами друг к другу (особенно натуральный шелковый атлас). А когда готовую вещь постираешь, она вдруг предстает такой внезапно прекрасной, и разводов от мыла, даже заутюженных, не остается.

Правило 3. Только жесткий целофан для выкроек. Для того чтобы выкройки вас не бесили, они должны быть удобными в работе. Кальку ненавижу за одно только шуршание, уж про ее "свертываемость" вообще молчу. Иду в магазин для огородников, покупаю метра 3-4 пятимикронной пленки для парников и снимаю выкройки с журналов простой шариковой ручкой. КРАСОТА! Хранятся такие выкройки не в пример дольше и лучше всех остальных, из-за их прозрачности ткань хорошо видна и манипулировать ими на полотне очень удобно, они не рвутся и все такое прочее.

Правило 4. Рисуй по ткани фломастерами. Не надо падать в оММорок!!! Знаю, что говорю! Купите смываемые фломастеры марки Крайола, специальные детские, экологически чистые, они состирываются даже если вы приутюжили нарисованную линию утюгом сотпариванием.

Правило 5. Лучше: шикарная ткань + простой крой = одна хорошая вещь, чем куча тряпок из дешёвки с выкроечными выкрутасами. Ну, это уже из области философии вкуса, но не могу не сказать.

С пожеланиями творческих успехов всем портняжкам."

Я полностью согласна с авторами советов,а иначе бы не опубликовала. Думаю, эти ценные советы практикующих портних могут пригодиться не только начинающим любителям шитья,но и тем, кто собирается покупать ткань для очередного заказа.

Форум "Осинка"

"При обработке тканей используется пропитка- аппрет,который наносится при прохождении через каландровый механизм - кучу валов, где последовательно пропускается ткань, пропитывается растягивается, гладится. Иногда растяжка бывает сверх нормы - чтобы выход ткани метражем был больше.Ткань также проходит через ширительный механизм, где её растягивают поперек.

После таких обработок площадь ткани увеличивается - вот тебе и экономия!!!

Но в процессе декатировки (обработки ткани перед раскроем) ткань может перекоситься-как бы уток и долевая уже не под прямым углом, а параллелограммом становится, а аппрет, типа крахмала и клея ПВА(тоже используется), держит эти нити, не давая им вернутся в норму.

Чтобы ткань не перекашивалась после декатировки,нужно, сложить отрез по долевой и совместив кромки, проложить крупными наметочными стежками шов по кромке. А потом уже стирать и сушить.

В магазине такую ткань режут под прямым углом к кромке и соответственно по углом скажем 15 градусов к нити утка. Естественно, после намачивания, когда аппрет частично смывается, нити возвращаются на место.Сразу все огрехи отрезания ножницами продавцом в магазине становятся явными. Приходится ровнять и отрезать до 15 см клин с каждой стороны.

Поэтому я никогда не беру ткань, если её не рвут,когда это возможно, или заставляю мерить с короткого конца кромки с последующим отрывом, чтобы после подравнивания обреза я не пострадала в меньшую сторону. Продавцы хренеют от моего, с их точки зрения, идиотизма,но я ставлю свои условия - или рвешь или иду к другому продавцу!

Чаще всего страдает от неправильного обреза шторная органза, которую внаглую режут под углом. А потом ко мне бедные люди приносят, и я безжалостно выравниваю, выдергивая нитку, и по ней режу, причём перекос бывает до 50 см. Поэтому будьте внимательны при покупке!!!"

**************************

"Шелковая ткань обычно имеет дополнительный слой краски на поверхности, поэтому перед использованием ее лучше постирать. Лучший способ предварительной стирки шелковой ткани заключается в следующем: поместите ткань (исключение составляет костюмный шелк) в ванну с большим количеством воды. Вода должна быть комнатной температуры. В нее добавьте четверть чашки белого уксуса для сохранения цвета ткани. Оставьте ткань в воде на один час, затем стряхните воду. Прополоскайте ткань в воде, имеющей комнатную температуру.

Не выжимайте шелковую ткань. Слегка отожмите из нее воду и просушите ее на полотенце. Утюжьте шелковые ткани слегка влажными с изнаночной стороны."

******************************

"Если ткань изготовлена и покрашена качественно, а не кустарно, то она должна выдержать с честью все экзекуции - стирки, сушки, выжималки и т.д., как обычные цветные натуральные ткани. То есть, температура - 30-40 градусов, моющие средства для цветного белья. В принципе, батик итак прошел все гнусные процедуры в процессе изготовления.

Вы можете проверить его на линючесть, намочив маленький участок ткани и потерев это место белой тряпочкой. Если тряпочка напрочь теряет белизну, то изготовление кустарное, и качество покраски никакое. Значит, то, что вы сошьете из ткани будет одноразовым изделием.

Я стараюсь с такими деликатными тканями поступать осторожно - стирать только в холодной воде, используя щадящие моющие средства. Уксус закрепляет цвет, уменьшает линючесть."

Материал ознакомит с таким, на первый взгляд, простым этапом, как подготовка к раскладке выкройки на ткань. Понятно, что для верного раскладывания выкройки, нужен большой, ровный столом. Выкройки побольше, например широченные юбки, можно разложить и на полу. Только ноги потом будут болеть. Особенно у тех, кто гиподинамичен… Нужны: мел, измерительные инструменты, булавки . Раскладка деталей совершается довольно просто. Но это все потом. Сначала ткань нужно к этому подготовить.

После построения базовой выкройки, для начала, есть необходимость выверить ее на точность. А кроме этого на совпадение проверочных линий. Проверяется длина швов, длина линии бедер, и обхват талии. Далее промеряется полуобхват груди, и бедер по выкройке. Это позволит сравнить их с мерками, при учете прибавки на свободное облегание. Кроме всего прочего, достаточной степени важной меркой слывет высота посадки брюк, и глубина проймы. После завершения проверки выкройки, детали переводят на кальку. Затем идет непосредственная подготовка перед процессом раскроя.

Как подготовить ткань к раскрою?

Ткань готовится конкретным образом. Она проходит ВТО (всемирная торговая организация, на самом деле, конечно, влажно-тепловая обработка). Влажная, тепловая обработка позволит предупредить возможную в будущем утрату внешнего вида изделия после стирки. Кроме этого предупреждает усадку и растягивание. Есть, конечно, изделия, которые в подобного рода предварительной подготовке и не нуждаются вовсе. Джинсы, например… Или вот такие вот штаны ... Нормы ВТО ткани, в зависимости от качества материала, отличаются. Поэтому их необходимо пристально, загодя, изучить. Вообще декатировать можно простым заворачиванием ткани декатируемой в ткань влажную Единстdенно, что нужно соблюсти, так это сложение лицевой стороной внутрь. Пусть так и полежит пару часов. Потом утюжите по долевой с изнанки.

Простые правила раскроя изделия

Долевую нить (ее еще называют нитью основы) располагают параллельно с кромкой ткани. Поперечную (называемую нитью утка) располагают перпендикулярно ей.

Определить позицию долевой нити, если материал не имеет кромок, довольно просто. Нужно отрез потянуть. В перпендикулярных направлениях. Ткани, обычно, не тянутся по долевой нитке. Получается, что особое внимание обращается на эластичность ткани.

После материал отпаривается без усилия на разглаживание. Часто отрез замачивается в теплой воде. Отжимается без скручивания, а просто проминается комком, и сушится. Я пришел к выводу, что правильнее будет сушить, просто разложив горизонтально на сборной сушке. В этом случае ткань не оттягивается под своим весом, что непременно произойдет, если она будет висеть свободно. Собственный вес тут играет плохую роль. Да еще если ткань набрала воды. Декатируют или через проутюжильник (выступает как буфер), или по изнаночной стороне. Ткань подсаживается, становится сухой. Можно кроить.

После того, как ткань подготовлена, отрез складывают пополам. Строго по долевой. Детали выкройки накалываются в соответствии с нанесенными на них направлениями долевой. Если материал не содержит ворса, либо рисунка (клетки например), детали помещают в различных направлениях. Это сэкономить материал . В противном случае, учитывая тканевый раппорт, используя маячки-маркеры в виде булавок, например, выкройки раскладывают в определенном порядке. Детали поясов, кокеток, клапанов, подзоров, обтачек, раскладываются в местах между основными деталями. Долевая нить учитывается.

Раскладку деталей в одном направлении предполагает материал с направлением ворса.

По завершению раскладки всех деталей, их прикалывают с помощью булавок. Хорошо, если стол имеет покрытие типа ковролина. Тогда выкройку можно приколоть к ткани, проколов булавкой и подложку. В этом случае происходит отличная фиксация всего отреза. Он не будет ерзать по столу. Контур обводят мелом, или обмылком, или текстильным фломастером. Потом отмечают припуски. По низу деталей отмечают припуск на подгибку. Это, обычно, 3–4 см. Наносят контрольные линии. Потом детали вырезаются. Профессионалы припуски режут вприглядку. Посмотрите на Татьяну Рогову, или Караулова Сергея. По необходимости, после того, как выкройки сняты, проводят контрольные линии. Или переносят их наметочными стежками на лицевую сторону. Не забывайте про надсечки.

на главную

Хотите стать автором и разместить свой материал на страницах ресурса? Это сделать проще, чем вы предполагаете... Присылайте заявку на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной - приглушенный.

Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.

В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.

В набивных тканях полотняного переплетения лицевая сторона определяется по яркости и четкости рисунка, а в гладкокрашеных - по качеству обработки (на лицевой стороне меньше узелков и ворсинок). Полотняным переплетением вырабатываются: большинство хлопчатобумажных тканей - ситец, бязь, бельевые и некоторые плательные ткани; льняные ткани - полотно, прокладочные; многие виды шелковых тканей - крепдешин, крепжоржет, полотно и др.; некоторые шерстяные плательные и костюмные ткани.

В сатиновом (атласном) переплетении лицевая сторона ткани в отличие от изнаночной - гладкая, блестящая. Блеск образуется в результате того, что одна нить утка перекрывает 4-8 нитей основы. Если же одна нить основы перекрывает несколько нитей утка, то такое переплетение называется атласным.

Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.

В саржевом переплетении на ткани образуются рубчики в виде диагональных полос, идущих от одной кромки к другой. На лицевой стороне ткани диагональные полосы направлены снизу вверх направо. Саржевым переплетением вырабатываются: хлопчатобумажные ткани - бумазея, трико, саржа, бумажный кашемир и др.; шерстяные - кашемир, бостон, габардин и др.: шелковые - подкладочные, ряд плательных, плащевые.

При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая - увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы - обрезные края деталей. Из мнущихся тканей и тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Изделия из тканей повышенной растяжимости следует делать на подкладке.

Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.

Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.

У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.

Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.

Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.

Для раскроя ткань сложить вдвое по поперечной нити (по утку) или по долевой (основе) лицевой стороной внутрь в зависимости от ширины ткани и особенностей модели, подгоняя рисунок. Сначала разместить крупные детали выкройки (спинку, полочку и др.), а затем между ними - мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на ткани и на деталях выкройки (рисунок 18). Это важно потому, что, как уже отмечалось, ткань по долевой нити значительно меньше растягивается во время носки, дает меньшую усадку при стирке, химчистке и утюжке, чем по поперечной нити. Направление долевой нити на деталях меняется в зависимости от модели - они могут быть выкроены и по поперечной, косой нити. Разложив детали, проверить линейкой или сантиметровой лентой правильность раскладки деталей выкройки по долевой нити.

На гладкокрашеных тканях или с нечетко выраженным рисунком для экономного раскроя детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, соблюдая направление долевой нити и расстояние для припусков на швы. На остальных же тканях детали расположить верхним срезом в одном направлении (кроме обтачек). На ворсовых тканях или с четко выраженным односторонним рисунком, асимметричной клеткой или полоской отметить на изнаночной стороне меловой стрелкой направление рисунка или ворса и проследить, чтобы оно не нарушалось при раскладывании деталей выкройки. В готовых изделиях из фланели, байки, хлопчатобумажной замши ворс должен быть направлен сверху вниз, чтобы при носке сохранялась гладкая поверхность ткани, а в изделиях из бархата, панбархата, вельвета - снизу вверх, чтобы цвет ткани был более сочным. Обнаруженные дефекты ткани также отметить мелом и разместить детали так, чтобы дефект оказался не на видном месте изделия или участок ткани с дефектом не попал под выкройку при раскрое.

Раскладывая детали выкройки на ткани с крупным, четко выраженным рисунком, нужно принять во внимание, что он должен совместиться в боковых, передних и задних швах, а также определить рисунок (клетку или полоску), который наиболее пригоден для размещения середины деталей изделия (спинки. полочки, рукавов и др.). Кроме того, необходимо следить за совпадением рисунка в парных деталях, вытачках и т.д. Иногда в целях экономии ткани можно выкраивать детали с клиньями или надставками, размещая их на малозаметных местах: нижних половинках рукавов или полочках у боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах ниже линии отворота, на поясе у бокового шва. Если же надставки приходится делать на видных местах, то следует использовать их в качестве фасонных деталей. Например, спинку можно сделать из двух частей со швом посередине или из трех частей - на кокетке. Такие детали, как нижние части воротника, манжет, листочек, обтачки для горловины и низа рукавов, следует подкраивать так, чтобы направление долевой нити на этих деталях, а также на основных совпадало.

Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.

После обмеловки детали выкройки снять и, чтобы ткань не сместилась, скрепить ее булавками. Булавки на деталях изделия расположить на расстоянии 3-5 см от меловых линий или сгиба деталей. Расстояние между булавками 12-15 см в прямых срезах и линиях и 8-10 см - в фигурных (рисунок 1б,в).

Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.

При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.

При раскрое по прямой линии необходимо следить за тем, чтобы концы ножниц перемещались строго но меловой линии припуска на шов, и стараться резать серединой режущей части ножниц. При раскрое по плавным линиям, наоборот, надо резать концами ножниц. Узкий конец лезвия должен находиться под тканью. Исключение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.