Образ Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

У Н. Островского в пьесе «Бесприданница» создан образ женщины, которая намного обогнала свою эпоху: она слишком умна, слишком чувствительна, слишком пряма и откровенна. В нашей статье представлена подробная характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе “Бесприданница”.

Безвыходность и одиночество

Образ героини автор рисует в обстоятельствах, которые не дают её натуре покоя: она красива и умна – в провинциальном городке нет человека равного ей. Социально положение на позволяет девушке рассчитывать на знакомство с достойными женихами, оценить её высокие моральные качества и добродетели некому. Такая женщина не может быть оценена по достоинству - вокруг обыватели, они жаждят внешней красоты, им неинтересна душа - они привыкли покупать всё за деньги.

Среди воздыхателей и ухажёров из родного города Лариса Дмитриевна не находит ни одной родственной души - она одинока, она заложница своей бедности. Бесприданница - это слово раскрывает все грани ситуации, которая ограничивает будущее героини. Она прекрасно понимает, что никому не нужны её красота и молодость, её бесчисленные таланты, если с ними в наборе не идёт определённый капитал. Судьба предлагает ей множества вариантов, но все они - исключают наличие любви, искренности, ласки, понимания, душевной теплоты.

Участь – быть непонятой

Четверо мужчин претендуют на эту прекрасную женщину, но никто из них не достоин её тонкой натуры. Паратов - лгун и подлец, он играет с героиней, жестоко и бездумно. Карандышев - случайный человек, он не способен составить достойную пару Ларисе ни материально, ни морально. Вожеватов отлично осознаёт, что ему не по карману такая женщина. Кнуров же, имея семью, может предложить ей лишь роль любовницы и поэтому не спешит спасать наивную молодую душу из порочного круга.

Мать Ларисы «торгует» ею, не считая это зазорным: её старания в судьбах старших дочерей не принесли счастья никому. Характер героини таков, что она не в состоянии терпеть выходки матери: ни в семье, ни в отношениях Лариса не находит душевной теплоты, любви, понимания.

Бесприданница

Поэтическая составляющая образа Ларисы Огудаловой раскрывается не только в её талантах, умении прекрасно петь, играть на музыкальных инструментах. Лариса видит окружающий мир, свою жизнь через призму этой возвышенной поэтичности. Жизнь гораздо проще, мрачнее и «грязнее», чем хотелось бы главной героине. Она не соответствует той эпохе, обстановке, ситуации, в которую ставит автор молодую девушку.

Лариса горда, она знает себе цену, здоровое самолюбие - также присуще героине. Девушка страдает от того, что бедность, отношение с родной мамой, невозможность что-то изменить - ограничивают её жизнь, она вынуждена принять эти условия. Вся драма Огудаловой в том, что она слишком идеальна, слишком умна, чтобы чувствовать себя счастливой с кем-то из тех мужчин, которые претендуют на её судьбу. Она создана для другой жизни, которой ей никогда не увидеть: девушка прекрасно понимает свой приговор - она бесприданница, красивая вещь. Для ранимой натуры Огудаловой - признать это, значит смириться с тем, что её будущее в чьих-то руках, а душа так и останется одинокой.

Сменная (вечерняя) общеобразовательная школа №44

Класс 10

Учитель русского языка и литературы

Е.В. Кравченко

Тема Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница»

Цели урока:

Образовательная – Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;

Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.

Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;

Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;

Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;

Формировать умение работать с книгой.

Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;

Развивать коммуникативные качества личности;

Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний.

Основной метод : аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста).

Формы: коллективная и индивидуальная.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, диск – dvd ,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.

Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.

Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»

ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной (тексты песен в приложении)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

П.Вегин

3.Мини-тест (материалы в приложении).

4.Слово учителя

Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.

Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»

Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?

Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом.В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть и мы задумываемся.Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.

5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика

Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан.Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный.В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма (небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)

7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.

б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Прим.ответ: Задето его самолюбие,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.

г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?

Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство .

д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (чтение этих сцен по ролям)

е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Прим.ответ : Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

ж.Какова же кульминация пьесы?

Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.

з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?

Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».

и.Как показано Островским убийство Ларисы?

Прим.ответ : Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки .(звучит романс « А напоследок я скажу…»)

8.Анализ первого действия.

Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

Какие же это пути у Ларисы?

Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?

Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?

Прим.ответы : Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.

Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.

Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.

9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.

О чём свидетельствуют здесь многоточия (Паратов думает)

Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?

Прим.ответ : « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»

10.Анализ действия 2, явл.3:

Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)

Прим.ответ : В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.

11.Групповая работа

Анализ разговора с матерью (действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?

Анализ действ.2, явл.8:

Почему нет приветствия?

Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?

Почему всё же признаётся в любви?

Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?

Прим.ответ : Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.

Анализ действ.3, явл.12-е:

Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

Каков же финал пути к Паратову?

Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?

Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.

Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?

Прим.ответ : Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».

Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.

Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.

Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?

Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины .

Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?

Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл.Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.

12.Слово учителя

Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.

Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).

Обсуждение основных образов драмы

Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.

Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»

Случайно ли здесь местоимение что?

Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!

Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?

Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?

Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?

Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина

Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского (звучит романс- просмотр слайдов)

Случаен ли у Островского этот романс?

Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?

Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?

Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

Прим.ответ : Христос в пустыне искушается дьяволом.

Говорят ли герои драмы о Боге?

А как православие определяет искушение?

Прим.ответ: Это испытание веры.

14.Слово учителя:

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой.Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может.Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»

Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста.Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.

15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.

16.Домашнее задание:

Сочинение по темам:

- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».

- «Женские образы в пьесах Островского».

-«Молодое поколение в пьесах Островского»

- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»

-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.

Приложение

Мини-тест

1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:

А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

В) упрямый коротышка, недоросток.

2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;

В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас имя!»:

А) Карандышев Б) Кнуров В) Паратов Г) Вожеватов

5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты ?

6.Какое приданое было у невесты Паратова?

А) нефтяные шахты Б) золотые прииски

В)крупное пароходство Г) она была бесприданницей

7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?

9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»

Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»

В) «Человек с большими… и малыми способностями.»

Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»

Список используемой литературы

1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г

Жизнь дорога каждому; но благородному человеку честь дороже и самой жизни.

В. Шекспир

В чем трагедия Ларисы Огудаловой? Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам - прекрасной половине человечества. В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты: верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь.

Невозможно не восхищаться образами Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Маши Мироновой, Ларисы Огудаловой.

Лариса - необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса красивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка с чистой душой. Она живет в провинциальном городке, в семье без достаточных средств к существованию. Но девушка не гонится за удачной партией, она ждет и надеется, что к ней придет настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери, поэтому занята поисками лучшего жениха, но главное условие - деньги. Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха, лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова. Публика собирается самая разнообразная: богатые купцы и скромный Карандышев, чиновники и блистательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов. Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой. Он красив, обаятелен, умен, обходителен и расчетлив. Но девушка не замечает его недостатков, прощает ему любой грех, обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав свое состояние, Паратов вынужден жениться на богатой невесте. Лариса обманута, опозорена и брошена. Отчаявшись, она готова выйти замуж за Карандышева, надеясь найти с ним покой. Друг детства Вася Вожеватов разыгрывает ее в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым. Как человек, Лариса никого из них не интересует. Для них она - «вещь», дорогая и красивая. Потеряв все, девушка готова стать «вещью». Выстрел Карандышева приносит ей избавление: она умирает свободной, так и не став ничьей. Смерть Лариса воспринимает как избавление от мук: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого не видела я сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь, она женщина с «горячим сердцем». Такие люди не способны к компромиссу. Они могут или победить, или погибнуть. Загублена красота и молодость, но Лариса умирает свободной.