Кто придумал отмечать новый год 1 января. Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому

Мы открываем шампанское, чествуя наступление нового года , и поздравляя друг друга с этим событием? И почему мы снова празднуем новый год спустя 14 дней?

Если вы все еще не знаете ответа на данные вопросы , немедленно приступайте к прочтению статьи!

Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января

Считается, что все началось в Римской империи. Именно там римскими астрономами был разработан и назван в честь великого диктатора Гая Юлия Цезаря юлианский календарь. После этого он постепенно стал основой распорядка жизни для всего католического мира. Однако за основу данного календаря, вытеснившего несовершенный старый римский календарь, римляне взяли способ счисления дней периода Эллинистического Египта.

Уже тогда в Египте, входившем в состав империи Александра Македонского (именно этот период и был назван Эллинистическим), была развита астрономическая культура, позволившая разработать достаточно точный календарь . Однако некоторые ошибочно полагают, что именно звезды каким-то образом натолкнули людей на мысль о том, что год должен начинаться с 1 января. На самом деле, это не так.

"Виной" всему – римские боги и консулы

У римлян было немало богов, которым они поклонялись, включая и небезызвестного двуликого бога Януса. Он был славен не только тем, что у него было два лица , но и тем, что покровительствовал так называемым атрибутам входов и выходов (то есть дверям, воротам, ключам, замкам и многому другому).


Bulat Silvia/Getty Images Pro

Собственно, его двуликость обязывала бога смотреть в сторону входа и в сторону выхода. Римляне также почитали Януса, как бога начинаний, что определенным образом связано с входом куда-либо , со вступлением (к примеру, со вступлением в новый год, в новую эпоху, в новую эру правления и так далее).

Великий правитель и полководец Юлий Цезарь посчитал, что для такого важного бога подходящим месяцем является месяц январь, который, к слову сказать, до этого был вовсе не первым, а одиннадцатым месяцем в так называемом староримском календаре. Кстати, это мы называем Януса Янусом. На языке древних римлян (то есть на латыни) бога называли Януариус (Ianuarius). А месяц январь, если использовать русский язык, это, по сути, Янусов месяц.

С легкой, но твердой руки диктатора Цезаря год было принято начинать новый год (то есть входить в новый год) с 1 января. Старый римский календарь был заменен юлианским календарем , по которому римляне и начали жить в 45 году до нашей эры. И самого Цезаря не обошли вниманием, переименовав в его честь летний месяц квинтилис в июль (Iulius по латыни). Но и это еще не все!


boggy22/Getty Images

Интересный факт

Гай Юлий Цезарь стал Консулом Римской республики 1 января 44 года до нашей эры. Собственно, это была традиция Империи – консулы вступали в должность именно 1 января. Таким образом, эта дата – 1 января – была выбрана Цезарем для того, чтобы с нее начинался каждый год, не случайно.

Чуть позже, всего лишь каких-то полторы тысячи лет спустя (в 1582 году, 4 октября), юлианский календарь был "пододвинут" теми же католиками по причине некоторого его несовершенства , не учитывавшего некоторые факторы. Был введен григорианский календарь, в котором наступление нового года все так же праздновалось (и празднуется по сей день) 1 января.

Какие же факторы не учитывал достаточно простой в использовании юлианский календарь? В юлианском календаре каждый год длится в среднем 365 дней, присутствует раз в четыре года и високосный год. Однако существует такое понятие, как тропический год – это тот период времени, в течение которого происходит цикл смены различных времен года из-за движения Солнца по отношению к наблюдателю с Земли.


serezniy/Getty Image

  • Юлианский календарь достаточно точно соответствовал определенным астрономическим критериям; было вполне удобно пользоваться им и при смене времен года. Но все же точность была не полной!

По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, величина небольшая . Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток.

Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день – на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния , выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия.

Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы , связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним – 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно.


Ievgenii Meyer

Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру. Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу. Последней на эту более совершенную систему счисления дней перешла Саудовская Аравия. Произошло это совсем недавно – в 2016 году.

Новый год в России

Несмотря на тот факт, что всё, как сейчас принято говорить, прогрессивное человечество начало добровольно-принудительно переводиться на григорианский календарь с 1582 года , в России праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали лишь в 1700 году. Соответствующий указ издал Петр I, ориентируясь на другие страны Европы.

Однако и тогда Россия продолжала жить по юлианскому календарю. Использовать григорианский календарь Россия начала уже в статусе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 26 января 1918 года был издан специальный Декрет о введении григорианского календаря на территории России с 1 февраля 1918 года.

Что такое новый год по старому стилю

Согласно декрету о введении григорианского календаря на территории Российской республики, первый день после 31 января 1918 года необходимо было считать не днем 1 февраля , а днем 14 февраля. Введению данного декрета в более ранний период препятствовала православная церковь, которая весьма негативно относилась к григорианской системе счисления дней.

"Парижский словарь московитов" XVI века одним из первых сохранил русское название новогоднего праздника: "Первый день во году". Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года - первое сентября (по юлианскому календарю). Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии "О начатии нового лета", "На летопровождение" или "Действо многолетнего здоровья" в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом - между Архангельским собором и Иваном Великим - на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.

Напротив располагались два места - для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде. Многочисленная царская свита также блистала роскошью - сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.

Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи - непременно с низким поклоном до земли. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому "не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны".

…волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года

В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.

Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта - со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков - первый губернатор Петербурга.ёлка" стало синонимом трактира - отсюда и выражения "поднять ёлку" (выпить), "идти под ёлку" (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал "древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла".

Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной - на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.

Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году - праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.

2020 год не за горами, и люди готовятся праздновать с друзьями и семьями.
Но не все празднуют 1 января. На самом деле, новогодние традиции выглядят по-разному, в зависимости от того, где вы находитесь, какой религии и обычаям вы следуете.

Посмотрим на пять новогодних праздников по всему миру - от китайского лунного нового года до индуистского новогоднего Дивали - чтобы увидеть, как люди во всем мире размышляют о прошлом и готовятся к будущему.

Григорианский Новый год - 1 января 2020 года


Новый год, с которым мы больше всего знакомы, следует григорианскому календарю. Со времен Юлия Цезаря январь стал новым годом, но так было не всегда.
В наше время празднования обычно начинаются в канун Нового года, 31 декабря, с друзьями, семьей и вечеринками.

Праздник Лунный Новый год начинается 25 января 2020 года и длится 15 дней до 8 февраля


Точный день Лунного Нового года меняется каждый год и не совпадает с григорианским календарем.

В Китае много этнических групп, каждая из которых празднует Лунный Новый год по-своему. В рамках подготовки к празднику в доме развешиваются листочки с пожеланиями крепкого здоровья, удачи - часто в подъездах, чтобы удача пришла в дом.
На улицах зажигают фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов прошлого года, и дать место новому году.

Красные конверты, называемые «хун бао», наполнены деньгами и раздаются друзьям и родственникам


Традиционно конверты красного цвета, но они также могут быть разных дизайнов и цветов с разными пожеланиями.
Строго не определено, кто получает конверты. Некоторые говорят, что женатые люди не получают никаких денег и раздают их только маленьким детям и не состоящим в браке молодым людям. Другие говорят, что вы перестаете получать красные конверты, как только начинаете зарабатывать собственные деньги. В некоторых случаях начальник раздает конверты своим сотрудникам и их детям.

Хрустящий жареный свиной окорок является одним из основных блюд праздников


В канун Нового года китайские семьи устраивают обильные обеды. Для большинства семей обычные блюда включают жареное мясо, аррорут, овощное жаркое, а также морепродукты, такие как целая рыба или креветки. Семьи северных китайцев часто едят приготовленные на пару пельмени в полночь первого дня.

В новогодний день первое блюдо для кантонских семей - вегетарианское, основным блюдом которого является «джай» - смесь жареных овощей, которые варьируются. Считается, что овощи, по буддийской традиции, очищают организм.

Другие популярные угощения включают сладкие рисовые лепешки (nian gao), приготовленные на пару пирожные с предсказаниями (fa gao), сладкие жареные пельмени с кокосовым орехом, семена кунжута, арахис (gok zai) и кунжутные шарики, наполненные пастой из черной фасоли (jian diu).

«Поднос Единения» часто ставят на стол, чтобы приветствовать гостей


«Поднос Единения» представляет собой блюдо из конфет - часто засахаренных сухофруктов, различных орехов - предназначенное для гостей, чтобы перекусить в течение Нового года. Традиционно каждый предмет символизирует удачу, здоровье и счастье.
Мандарины с прикрепленным стеблем представляют долголетие и помещаются вокруг дома и передаются членам семьи. Большие апельсины и помело также даются в качестве подарков.

Праздник Сонгкран, тайский Новый год, начинается 13 апреля 2020 года и заканчивается 15 апреля


Новогодние блюда варьируются в зависимости от региона Таиланда, но обычными блюдами являются khao chae (рис, пропитанный ароматизированной водой из цветов, часто едят с различными гарнирами), курица с зеленым карри, krayasat (десертный батончик из арахиса, сахара тростник, клейкий рис, семена кунжута и кокос), тай тай (популярное блюдо с лапшой, обжаренное в масле), ханом том (вареники с вареной рисовой мукой с начинкой из кокосового молока, покрытые тертым кокосовым орехом) и каном крок (рис из кокосового ореха) блины).

Сонгкран отмечается водным фестивалем, где люди обливают друг друга либо дома, либо на улице


Водяные пистолеты часто используются, в том числе туристами, которые принимают участие в фестивале во время пребывания в Таиланде. Вода является символом смыва плохого с прошлого года, когда вы переходите в новый год.
В это время года надевают красочную одежду, которую не жалко намочить, так как на улицах вас, скорее всего, обольют водой.

Традиционно молодые люди посещают пожилых членов семьи и проводят водную церемонию, наливая воду на руки и ноги старейшин в знак уважения


Семьи посещают храмы, чтобы отдать дань уважения, а также дать пищу монахам. На территории храма семьи принимают участие в традиционной деятельности по строительству песчаных пагод.
Песочные пагоды - это большие груды песка, украшенные флагами, цветами, а иногда и ладаном.

Мухаррам, исламский Новый год, начинается 21 августа 2020 года и заканчивается вечером 18 сентября


Мухаррам, что означает «запрещено», отмечает первый месяц исламского календаря. Его часто считают вторым святым месяцем после Рамадана, который начинается в апреле.
Традиции и обычаи исламского Нового года различаются для мусульман-шиитов и мусульман-суннитов.
В этой серии фотографий мы в основном ссылаемся на мусульманские традиции суннитов.

Большинство людей отмечают праздник, посещая молитвенные собрания в мечети и проводя время с семьей


Некоторые мусульмане постятся в 10-й день мухаррама или около него, также известный как «День Ашуры».

Для суннитов Ашура отмечает день, когда Бог спас Моисея и его последователей от фараона Египта.

Основной упор делается на саморефлексию, память и благодарность

Соблюдается пост, можно употреблять воду и такие продукты, как орехи, финики и йогурт

Рош ха-Шана, еврейский Новый год, начинается вечером 18 сентября 2020 года


Рош ха-Шана празднуется в первый и второй день еврейского лунного месяца тишрей. Еврейские праздники следуют лунному календарю, поэтому даты в григорианском календаре различаются.

Ассортимент символических продуктов на празднике


Семена граната, которых много в спелых фруктах, едят с намерением наполнить год многими добрыми делами. Поскольку Рош ха-Шана буквально означает «глава года», рыбья голова съедается в надежде быть «как голова рыбы, а не хвост» - лидерами, а не последователями.

Яблоки в меду на новый год - это классическое угощение Рош ха-Шана


Перед тем, как съесть яблоко, читается короткая молитва: «Пусть это будет Твоя воля, Бог, чтобы возобновить для нас хороший и сладкий год».

Молитвенные службы читаются из специальной книги, которая называется «мачзор»


Молитвенные службы включают в себя специальные литургические стихи под названием «Пиютим». Темы молитв сосредоточены вокруг божественного суда, человеческой смертности и освобождения от изгнания.

Звуки шофара, похожего на трубу инструмента, служат «пробуждением», чтобы вдохновить процветание души в будущем году


Шофар звучит как сломанный, плачущий голос, означает прощание со старым годом и приветствие нового.

Дивали, индуистский Новый год, состоится 14 ноября 2020 года


Дивали собирается начать все заново, и торжество добра над злом остается в центре праздника. Официальный праздник - только пара дней, но есть много празднований и приготовлений, которые приводят к большому событию.

Дата меняется каждый год в соответствии с индуистским календарем, но обычно она приходится на период с середины октября до середины ноября. Это происходит в самую темную ночь, называемую «амасвасья», когда луна не видна на небе.

В зависимости от региона в Индии люди имеют разные обычаи и ритуалы, а также различные боги, которым они молятся.

Проводится «фестиваль огней», в старые времена люди в основном полагались на дийас, чтобы осветить свои дома


Diyas - это маленькие глиняные лампы, наполненные маслом, которые устанавливаются в каждом углу дома, чтобы не дать темноте проникнуть внутрь.
В день Дивали люди тщательно убирают свои дома, чтобы приветствовать богиню богатства. Украшение дома и ношение нового платья также жизненно важно. Люди делают сложные рисунки, называемые «ранголи», на своих подъездах.
Люди также используют это время, чтобы посещать дома своих соседей и родственников с добрыми пожеланиями и угощениями.

В Дивали молятся богине богатства Лакшми


Готовясь к этой молитве, люди устраивают небольшой стол с различными вещами, такими как фрукты, сладости, кокос, сахарный тростник, вода, топленое масло, рис, деньги и дия.

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.