Классный час на тему: Добро, доброта и человечность. Классный час на тему "доброта" Кл час на тему доброта

Классный час на тему: «Доброта!»

Цели:

Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

Задачи:

Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

Доска, компьютер, ватман с рисунком «Планета добра», фигурки для аппликации, буклет «Правила дружбы»,карточки со словами.

Выставка рисунков о дружбе

Музыкальное сопровождение:

песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского

«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

План.

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

1. Групповая работа «Каким должен быть друг?»

2. Разберем ситуацию

3. Выполнение теста. «Добрый ли Я?»

4. Игра: «Сказочный герой – добрый или злой?»

5. Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

IV. Заключение

Игра-тренинг “Планета добра”.

V. Итог занятия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.

Доброта. Что означает это слово?

Объяснение детей, как они понимают это слово.

Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

2. Вводная беседа

Звучит песня «Улыбка ».

Учитель: Какого человека можно назвать добрым?

Ученики: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?

Ученики: С улыбки

Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка» .Послушайте её, а кто знает подпевает.

Что же такое доброта?

Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.

Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?

Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.

Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Работа в группах.

Дети работают в группах по 5 чел.

Учитель: Каким должен быть друг?

Ответы детей.

Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.

Какие качества вы выбрали? Почему?

Ученики: Общительность, отзывчивость,доброта, справедливость и т.д

Учитель: Какие оставили слова? Почему?

Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…

Сейчас мы с вами вывели правила дружбы

Правила дружбы

Уступать

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.

3. Разберем ситуацию.

Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Ответы детей.

4. Выполнение теста.

Учитель:Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”

Каждый из вас сможет проверить, - какие вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим?

давайте рассмотрим бланк ответов

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

Вопросы (см.приложение)

У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

6. Работа со словами

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Ученики: это добрые, теплые слова.

Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа над пословицами

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

9. Заключение

Игра-тренинг «Планета добра».

Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Итог

Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело создадим нашу планету добра.

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина

Музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Правила дружбы

Уступать

Не боятся просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Литература: песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, М. Минкова.

Классный час на тему ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, - спросишь ты,-

В доме столько доброты?

Послушав это стихотворение, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о доброте.

Ребята, а как вы понимаете значение слова добрый?

А как вы считаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Конечно, нельзя. А вот научить человека доброте можно. И сегодня мы будем этому учиться. Дорога к добру нелегка. Первый шаг к доброте – это доброе слово или волшебное слово. Давайте вспомним эти слова вместе:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (извините, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

Молодцы, вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще. Я могу сказать: Доброе слово лечит .

Непросто быть вежливым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом родители, учителя и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком идет речь:

Этот сказочный герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).

Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга Кая из ледяного плена (Герда).

Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них театр (Папа Карло).

Чем же эти сказочные герои отличаются от других героев, например, от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Они творили добро, мешали злу).

А теперь послушайте новую сказку и подумайте, как она связана с темой сегодняшнего урока.

………..

Кто в этой сказке сделал доброе дело? Я могу сказать: Даром ни одно доброе дело не пропадет.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста.

Сейчас я попрошу вас составить из слов пословицу.

Доброе дело само себя хвалит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Как вы понимаете эти пословицы?

К сожалению, на нашей земле встречается не только добро, но и зло.

Есть такая притча о Добре и Зле:

«Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло».

Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей. Недаром говорят: «Доброе дело сто лет живет». Как вы, ребята, думаете, чего на земле больше: добра или зла? Давайте проверим: на одну чашу весов мы будем класть «зло»,на другую- «добро».

(Таблички с надписями: вежливость, сочувствие, щедрость, отзывчивость, скромность, эгоизм, грубость, равнодушие).

Ребята, как вы считаете, можно соотнести понятия доброта и дружба?

У каждого из вас есть друг. Расскажите, какими качествами обладает ваш друг.

Игра «Я тебя знаю».

Дети встают в круг и по цепочке называют качество соседа. Слово начинается с первой буквы имени соседа. (Например, Антон – аккуратный).

Теперь пришла пора познакомиться с законами дружбы .

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Не обманывай друга.

6. Умей признавать свои ошибки.

7.Умей помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу. Ведь не зря народная мудрость гласит «Друга нет – ищи, а нашел – береги».

Заканчивая сегодняшний урок, мне хочется сказать вам, ребята, следующее: В каждом из вас живет маленькая частица доброты. Доброта – это волшебное лекарство, которое вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

1.Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

2.Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите следующие слова: «Я желаю тебе добра».

Звучит песня «Кота Леопольда».

Цели:

  • развитие представлений учащихся о доброте и зле;
  • воспитание стремления совершать добрые дела;
  • развитие самооценки;
  • осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела.

Оборудование:

  • карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, доброе);
  • бумага;
  • ручка у каждого учащегося;
  • аудиозапись со спокойной музыкой;
  • магнитофон.

I. Вступительное слово учителя: Начать классный час хочу со слов А. Татьяничева: «Делать людям хорошо – хорошеть самому». Как вы понимаете слова: «хорошеть самому»? Значит ли это что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям? Эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нам хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!»

II. Конкурсная программа

1. Конкурс «Какая команда знает больше пословиц о доброте?»

– Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
– Доброе слово лечит, зло калечит.
– Злой не верит, что есть доброта.
– Доброта лучше красоты.
– Добрая слава лежит, а худая бежит.
– Доброго чтут, а злого жалуют.
– Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

2. Конкурс «Объяснить смысл высказывания»

– Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Каждой команде дается высказывание писателя о доброте, вы должны объяснить смысл.
– Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Блез Паскаль).
– Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо).
– Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир).

3. Конкурс «Мы вместе с капитанами»

Капитаны всех команд выходят вперед и встают перед своими командами. Команды по очереди характеризуют своих капитанов (добрый, отзывчивый, внимательный, заботливый, вежливый и т.д.). Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

4. Конкурс «Домашнее задание»

– Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев. Владельцы кошек в Америке тратят на них почти 2 миллиарда долларов. Собака – верный помощник человека с древних времен. Она первая пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Сейчас ребята зачитают отрывки сочинений о том, как они заботятся о своих братьях меньших, покажут свои рисунки.

5. Конкурс «Значение добрых слов»

– Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». (Ответы детей) . Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. Что они означают?

Задаются по одному вопросу каждой команде.

– Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.)
– В добрый час! (Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
– Дать добро. (Дать согласие, разрешение, одобрение.)
– Получить добро. (Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)

6. Конкурс «Ромашка»

На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и
выбрать лепесток с названием данной черты характера.

– Человека, на которого всегда и во всем можно положиться, называют….
– Человека, у которого доброе сердце, называют…..
– Человек, который желает другим только добра называют…..
– Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…
– Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…..

Ответы: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие. доброжелательность.

Звучит спокойная музыка. Дети встают в круг, передают друг другу мячик и говорят добрые пожелания.

III. Тест

– Давайте проверим себя: добрый ли ты человек. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: « да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не потерял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8.С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты:

Больше 8 очков . Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков . Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым.Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков . Тебе предстоит сложная работа над собой.

IV. Рефлексия. Будьте добры, напишите на листочке бумаги, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня.

V. Итог

– Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению?

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно добрым и вежливым быть

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее.

Литература :

1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. –Л.Лениздат, 1986.
2. Дорохов А. Как себя вести. – М..1979.
3. Курлюта В. Духовные рецепты. – Кемерово. 2002.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
5. Галищук Е.О. От сердца к сердцу. – СПб.: «Паритет», 2003.

Классный час

«Научите своё сердце добру»!

Васильева А.С. учитель начальных классов

классный руководитель 4 класса.

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»!

Тема: «Научите своё сердце добру!»

Цели:

    Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения.

    Воспитание заботы, милосердия, доброты, терпимости, доброжелательности, чуткости и сострадания как основных нравственных черт человека.

Задачи:

    Обогащать лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте.

    Учить детей видеть и чувствовать мир.

    Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру.

    Выработать умения пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Презентация

    Сердце (мягкая игрушка)

    Словарь Ожегова

    Карточки со словами

    Цветок доброты

    Заготовки из бумаги (солнце, облака, трава, радуга, дом, школа)

    Пословицы

    Накидка на стул для игры

    «Копилка добрых дел»

    Бумажные сотовые телефоны

    Смайлики (веселые и грустные)

    Фонограмма песни «Дорогою добра»

Ход классного часа:

Учитель:

Добрый день!

Слайд 1

Ребята, давайте вытянем навстречу друг другу руки – ладошками вверх, протянем солнечные лучики света, добра, счастья, мира и радости, просто улыбнемся, ведь улыбка объединяет. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых мы сегодня будем говорить. Пожелаем друг другу удачи.

Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это - пульс. Так бьется наше сердце – самый главный орган нашего организма. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое» или «слабое, больное сердце». Что это значит? Что нужно делать, чтобы сердце было здоровым? (закаляться, заниматься спортом и т.д.) А еще иногда говорят «доброе сердце».

Слайд 2

А сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: какое сердце называют добрым и как его научить добру.

Слайд 3

Начать наш классный час хочется со слов нашей уральской поэтессы Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому!» Как вы понимаете слова «хорошеть самому» (надо совершать больше хороших поступков, есть хорошая пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб отнеслись к тебе»).

Слайд 4

А эпиграфом будут следующие слова А. Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте воевать за доброту!

А что такое доброта?

Слайд 5

По словарю Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А что значит, по-вашему, добрый человек?

(Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.)

- Ребята, а какими качествами должен обладать добрый человек? Эти добрые качества человека напишем на цветных лепестках, приготовленных на столах каждой группы.

(Работа в группах)

А теперь, давайте, оформим цветок доброты. (Дети выходят к доске и прикрепляют лепестки, формируя цветок).

Вот такой у нас получилась душа доброго человека – красивый цветок, лепестками которого являются необходимые человеческие качества.

Мы должны с вами ребята стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Народ сложил множество пословиц и поговорок о добре.

(работа в группах)

Я приготовила для вас очень интересное задание. На столах приготовлены слова из той или иной пословицы, вам нужно собрать их и озвучить эти пословицы и поговорки. А свою работу наклеить на облако, солнце и траву. (Работы детей вывешиваются на доску в виде солнца, облака, травы).

«Доброе слово лечит, злое калечит»

«Злой не верит, что есть добрый»

«Добрая слава лежит, а худая бежит»

«Добрые дела два века живут»

Добрые вести прибавят чести.

Учитель: «…О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота…»

(Вывешивается на доску радуга с этими словами)

А теперь давайте немного отдохнем и вспомним самых добрых героев из сказок и мультфильмов. (ответы детей)

Слайд 6

Предлагаю вам спеть песенку с котом Леопольдом «Если добрый ты…»

А как вы думаете, легко ли быть добрым человеком? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный стул».

(выбирается любой ученик из класса, садится на стул, а все остальные должны назвать все его добрые качества)

Очень важно увидеть добрые качества в другом человеке. Ибо как сказал Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»

Мы можем быть милосердными, добрыми и можем творить добро. А начнем с самого главного, близкого и родного нам - дома.

(На доску наклеивается изображение дома).

Что доброго и хорошего мы можем сделать для наших близких? Как вы о них заботитесь? Почему говорят «При солнышке – тепло, а при матери – добро»?

Слайд 7

(Дети называют)

Ребята, но у вас есть и второй дом.

(На доску наклеивается изображение школы)

Это ваша школа, где вы учитесь вместе со своими одноклассниками и друзьями. Что хорошего и доброго вы можете сделать в школе?

Вывод:

Человек, у которого доброе сердце, относится с любовью ко всему живому. Он не только уважает людей, помогает им, но и охраняет природу, заботится о братьях наших меньших – животных и птицах.

Ребята, мне хочется подарить вам «Копилку добрых дел». Каждое доброе дело, которое вы сделаете, вы запишите на листочек и опустите в копилку. В конце каждой недели вы сможете сосчитать, сколько сделано добрых дел и каких. Поместите эту копилку возле классного уголка и пусть она ежедневно пополняется, никогда не будет пустой.

«Если ты сегодня не умножил

Хоть на каплю чью-то радость в мире –

Значит день напрасно прожил

Как унылый гость в чужой квартире».

Пусть у вас, ребята, никогда не будет напрасно прожитых дней.

А сейчас возьмите бумажные сотовые телефоны, которые лежат у вас на столе и напишите добрые пожелания друг другу. (дети обмениваются друг с другом, учитель вручает им)

Слайд 8 (звучит песня «Дорогою добра»)

А сейчас отвечайте на мои вопросы хором «Да» или «Нет»

    Можно ли человека заставить быть добрым? (нет)

    Можно ли стать добрым на время? (нет)

    Нужно ли быть добрым к любому человеку? (да)

    Легко ли быть добрым? (да)

    Есть ли у вас желание делать добрые дела? (да)

У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.

(Учитель зажигает свечу, ребята подходят к ней)

Слайд 9

Протяните руки к этому огоньку. Вы чувствуете тепло? Все живое на свете стремится к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте дарить добро людям и природе, не будьте равнодушными к чужой беде, и ваши сердца будут добрыми, и нам всем вместе будет жить лучше и легче.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Ненапрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Рефлексия

На весы нужно положить смайлика веселого или грустного

Описание работы : данный материал будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 8-10 лет, 2-3 класс.

Цели:

Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

Задачи:

Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

Доска, компьютер, ватман с рисунком «Планета добра», фигурки для аппликации, буклет «Правила дружбы»,карточки со словами.

Выставка рисунков о дружбе

Музыкальное сопровождение:

песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского

«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

План.

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

1. Групповая работа «Каким должен быть друг?»

2. Разберем ситуацию

3. Выполнение теста. «Добрый ли Я?»

4. Игра: «Сказочный герой - добрый или злой?»

5. Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

IV. Заключение

Игра-тренинг “Планета добра”.

V. Итог занятия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.

Доброта. Что означает это слово?

Объяснение детей, как они понимают это слово.

Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

2. Вводная беседа

Звучит песня «Улыбка ».

Учитель: Какого человека можно назвать добрым?

Ученики: Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?

Ученики: С улыбки

Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка» .Послушайте её, а кто знает подпевает.

Что же такое доброта?

Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.

Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?

Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.

Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Работа в группах.

Дети работают в группах по 5 чел.

Учитель: Каким должен быть друг?

Ответы детей.

Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.

Какие качества вы выбрали? Почему?

Ученики: Общительность, отзывчивость,доброта, справедливость и т.д

Учитель: Какие оставили слова? Почему?

Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…

Сейчас мы с вами вывели правила дружбы

Правила дружбы

Уступать

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.

3. Разберем ситуацию.

Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Ответы детей.

4. Выполнение теста.

Учитель:Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”

Каждый из вас сможет проверить, - какие вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим?

давайте рассмотрим бланк ответов

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

Вопросы (см.приложение)

У. - Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой - добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой - топаете ногами.

Иван - царевич, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Баба - яга, Золушка, Мальвина.

6. Работа со словами

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло - добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость - вежливость

Жестокость - ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Ученики: это добрые, теплые слова.

Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа над пословицами

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

9. Заключение

Игра-тренинг «Планета добра».

Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Итог

Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.

А теперь откройте глаза.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело создадим нашу планету добра.

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина

Музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь - не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Правила дружбы

Уступать

Не боятся просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Литература: песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, М. Минкова.