Что делать, если ребенок постоянно говорит «нет. Ребенок на все отвечает нет Ребенок на все говорит нет что делать

Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые… Если ребенок не слушается маму, делает все наоборот, как с этим бороться?

У непослушания, в понимании взрослых, могут быть самые разные причины.

В зависимости от причины должна строится реакция взрослого. Назову основные типы непослушания, но прежде скажу что стоит знать, что есть такой критический период развития. Про подростковый кризис все знают, многие взрослые даже помнят как он проходил.
Это бывает долгий период, когда человеку нравится делать все наоборот. Так вот, это не единственный кризис.

Существует также кризис 3 лет, кризис 7 лет , наши, отечественные психологи выделяют кризис года, а западные выделяют кризис 2-х лет, просто потому что немножечко другая периодизация.

Есть плавающий кризис в районе 5 лет, и плюс еще есть младший подростковый возраст 8-9 лет, когда ребенок делает так называемый первый ростовой рывок и становится неуправляемым.

Развитие ребенка протекает не плавно, а бурными скачками. Кризисный период это время перестройки отношений. Со взрослыми, с миром. Это период, когда ребенку очень трудно - он меняется, он растет и становится в это время неуправляемым.

Одна из примет кризисного возраста - это негативизм.

Это когда к любому предложению взрослого добавляется частица «не». Знаю такой предельный пример из практики «Не едет не красная не машина», когда ребенок так отвечает на фразу мамы, что едет красная машина.

Если ваш ребенок говорит нет почти всегда, например, прежде чем почитать книжку, съесть любимую кашу, пойти гулять, когда он это любит, говорит «нет, не хочу», то это негативизм, а это примета кризиса.

Обычно критический период длится 2-3 месяца, потом становится более управляемым, т.е. такие вспышки непослушания.

Если в кризисный период непослушания взрослый будет давить, отрицать со своей стороны народившуюся волю ребенка, то негативизм может закрепиться, остаться в характере.

Наверное, каждый может вспомнить взрослых людей, которые всю свою жизнь строят от слова «не», такие бунтари, революционеры.
Такое непослушание нужно понимать как рост маленького человека, для него требуется огромного мужества спорить с мамой.

Непослушанию нужно радоваться: раз кризис, значит, ребенок растет.

Но это вовсе не означает подчинения всем требованиям ребенка. Хорошо, если родители могут дать ребенку право на это «нет», сказать: "Да, я слышу, что ты не хочешь". Но это не значит согласиться. После этого следует большое «НО»:

"Ты не хочешь, но такие обстоятельства" или - "Но нужно".
Ребенку, который открыл свое «я хочу» предстоит также открыть еще другие «я хочу».

Важно, чтобы взрослые не отказывались от своего «я», своего мнения.

Итак, первая причина детского непослушания - возрастные кризисы развития.

А вторая причина непослушания - это недостаток внимания со стороны взрослого. Непослушание может быть одной из поведенческих стратегий для привлечения внимания взрослого. Дети так устроены: им лучше плохое, отрицательное внимание со стороны родителей, чем никакого вообще.

Это бывает у детей сверх-занятых родителей или детей, которые много времени проводят вне дома, школы-пансионы, детский сад полного дня, и вот они приходят со своего детского full tim"а и им нужно внимания, а по-нормальному они его привлечь не умеют или может быть взрослые не реагируют.

Ведь когда ребенок себя хорошо ведет, можно заниматься своими делами, а когда не слушается - поневоле обращаешь внимание на это непослушание.

Непослушание, как привлечение внимания, должно быть очень верно оценено родителями.

Если за это непослушание родитель наказывает или отвергает эмоционально, не видя зерна, то, во-первых, ребенок себя будет вести таким же образом, чтобы привлечь хоть какое-то, но внимание, а во-вторых, ощущение недолюбленности будет храниться.

Ребенка, который себя ведет неправильно, в такой ситуации нужно не отвергать, а найти момент, когда он ведет себя каким-то нормальным образом и приласкать, поговорить, почитать, побыть с ним.

Еще может быть непослушание третьего вида (первый вид, как мы выяснили - кризис, второй - недостаток внимания) - это борьба за власть с родителями.

Очень часто ребенок, начиная с возраста двух с половиной лет и до семи, начинает выяснять, кто главный в семье.

Тут непослушание - это открытое неповиновение.

Ребенок не находится в кризисе, он просто хочет, чтобы все было, как хочет он. Он хочет распространить свое мнение. Тут нужна совершенно другая реакция. Это непослушание, что называется, должно быть отбито.

Ребенок развивается нормально, когда знает, что взрослый в семье - главный.

И если это непослушание намеренное, борьба с авторитетом мамы или папы, ему нужно показать, что вызов понял, вызов принял, границы есть, границы на замке. Непослушание этого рода взывает к тому, чтобы в семье были четкие границы дозволенного, что можно, а что нет.

Если отказывается есть, капризничает за столом, норовит опрокинуть тарелку?

Для начала смотрим, какая из причин поведения может здесь быть. Я еще не сказала о четвертой причине непослушания, которая очень характерна для маленьких детей - это просто физическая усталость.

Когда мы видим ребенка дошкольника или младшего школьника с его миллионом занятий, нужно первым делом определить, вменяем ли он сейчас или нет, в рабочем ли он диапазоне, или он устал, голоден, перевозбужден, до того, что плохо себя контролирует.

У детей этот порог, когда он устает, быстро настает. Усталость такая шквальная. Невменяемый ребенок бывает часто после прогулки, во время обеда, перед сном или вечером.

Если это капризы от усталости, можно даже покормить, если ради привлечения внимания, то надо сказать, чтобы быстро доел, а потом пойдем читать книжку, если капризы проявления борьбы за власть (при условии, что он вменяем, получил достаточно внимания), нужно сказать, что если еще раз кидаешь тарелку - ты уходишь из-за стола, не поев.

Основное правило по отношению к плохому поведению для взрослого: не подключаться к эмоциональной волне ребенка, не начинать вибрировать в том же ритме.

Если ребенок пищит, верещит, а дети это делают очень заразительно, так что любому взрослому тоже хочется закричать. Очень важно не включаться и не отвечать на равных.

Помните, как "в этой речке утром рано утонуло два барана"? Важно не раздражаться, не отвечать на каприз криком. Повышаете тон - знайте - это не работает, это не воспитательная мера. Всегда отрицательно влияют крики и раздражение в ответ.

Есть такая восточная мудрость, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Раздражение не дает результата. Можешь поорать, чтобы выпустить пар это вполне такое нормальное явление для взрослого, но не воспитание.

Агрессия по отношению к сверстникам

Ситуация: ребенок по отношению к сверстникам проявляет агрессию, может стукнуть машинкой ребенка на площадке без всякой причины.
Чем это объяснить и что с этим делать?

Существуют варианты родительского поведения в такой ситуации. Для того, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо верно оценить ситуацию.

Может, этот ребенок детей видит редко и на площадках почти не бывает.
В те редкие моменты, когда его туда приводят, он просто не знает, что с детьми делать. И от большого желания общаться и не умения просто бьет машинкой.
Такого ребенка постепенно окультуривать, приучать к каким-то нормам поведения, принятым, не принятым.

Может быть, ребенок проявляет агрессию, полученную в семье, он ее выплескивает или переадресовывает.
Например, переадресовывает агрессию, которая у него к младшему брату, дома ему не разрешается, а тут он на чужого ребенка.

Или берет пример из кино , где большие и взрослые дяди делают «бух» и «бах». И он подражает образцам, увиденным с телеэкрана. У нас огромное количество агрессии, наведенное масс-медиа. Это огромная агрессия, о которой уже устали говорить специалисты по развитию и врачи. Считается, что маленький ребенок до совершеннолетия с телеэкрана видит 18 тысяч убийств, не говоря уже о выворачивании внутренностей, перерубании конечностей. И только одно это может порождать агрессию.

Сначала мы находим причину плохого поведения, называем ее для себя, а уж потом - реагируем.

Это возможно любому включенному взрослому, не реагировать на раздражение раздражением, а посмотреть почему ребенок так себя так ведет. Алгоритм поведения взрослого может быть таким: если ребенок еще дошкольник, его нужно из ситуации, в которой агрессивное поведение возникает, извлечь. Просто взять на руки или за руку и отвести в сторонку.

Пока дерущийся ребенок находится в непосредственной близости от того, кого он колотит - он собой не владеет, его нужно извлечь.
Ребенку нужно сказать, спокойно и властно, желательно глядя прямо в глаза: «Я тебе так делать не разрешу. Я никому не разрешу бить тебя и тебе не разрешаю никого бить». И дальше, не отвергая ребенка, сказать ему: «Ты ведешь себя как совсем маленький» - это самое действенное.
«Ты плохой мальчик и я тебе руки замажу зеленкой» - такие комментарии не работают. Надо сказать, что ты ведь такой хороший, что ты так плохо сделал.

Есть такой род плохого поведения, когда на самом деле то, что взрослые воспринимают как агрессию, агрессией не является - это те моменты, когда дети бурно возятся.

И им это ситуация не дискомфортна. Это такая возня, как щенки возятся и если спросить, что вы дрались? Они могут сказать, что нет, мы играли. Для взрослого может казаться это дракой, поэтому нужно смотреть и вступать в эти детские столкновения, только когда вас позвали. Это если о мальчиках, потому что взрослым, которые за них отвечают они всегда кажутся слишком шумными, слишком агрессивными.

Агрессия по отношению к братьям и сестрам

Ситуация: в семье не один ребенок, и один может обижать систематически другого. Ведь бывает такое. Причина кроется в отношении родителей к детям или еще в чем-то?

Многие маленькие девочки не могут и дня прожить без вредничания или поддевания друг друга, а маленькие мальчики, братья с небольшой разницей в возрасте не могут прожить без потасовки.

Родителям нужно остро реагировать на агрессию, когда у детей неравные силы.
Когда один ребенок явно обижает более слабого или же обижает младенца, который ни на что не может ответить, он в пеленках лежит.

Бывает, что это дело рук родителей, потому что выделение более любимого ребенка приводит к тому, что у нелюбимого появляется агрессия по отношению к любимчику. Она может годами проявляться, даже в течение всей жизни. Может быть так, что не поделили взрослого. Взрослые не выделяют любимчика, а тот, кто был первенцем, кто был долгое время единственным, не захочет уступать маму-няню-бабушку-папу.
Дети делят место под солнцем, то есть около взрослого.

В общем-то агрессию в семье, особенно идущую от старшего к младшему, нужно очень жестко контролировать и запрещать еще в самом начале.
С самого начала надо сказать, что нет, я не позволю тебе бить малыша, что вы оба мои дети и я тебе этого не разрешу. Это такая забытая мера - слово родителя, сказанное со властью. Хорошо еще поймать взгляд ребенка, говорить все без раздражения. Если вы сорвались в раздражение и крик, то дело пропало. Ребенок только поймет, что в этот момент родитель его не любит. «В нашей семье никто никого не бьет», - должно быть сказано спокойно и со властью.

Агрессия может быть также, если ребенок видит стычки между родителями, эмоциональные или какие-либо еще. Конечно, он будет моделировать это родительское поведение.

Есть такой закон семейной механики - нельзя просить того, чего сам не выполняешь.
Если родители склонны к повышению голоса, и ребенок тоже будет покрикивать на младшего или ровесников в саду.
Если папа распускает руки, и физические наказания детей в гневном и неспокойном состоянии родителей в семье не редкость - то возникнет лестница агрессии: папа бьет старшего, старший бьет младшего, младший бьет кошку.

Что делать, если дети дерутся

Если маленькие братья дерутся отчаянно, но в то же время дружны, надо ли с этим бороться или просто ждать, когда подрастут и угомонятся?

Мне кажется, правило в семье должно быть такое: что если взрослый может не вмешиваться, если его не зовут, конечно, понятно, что чутким ухом он контролирует шум в детской, но там может быть очень шумно, и это не дискомфортно для детей.

Правило может быть таким: пока дети не позвали родителей - "до первой крови," что называется - взрослый не вмешивается, но если взрослый вмешался - хуже должно быть обоим . Ни в коем случае нельзя при вмешательстве в драку наказывать кого-то одного, нельзя вставать в роль третейского судьи: кто первый начал, а он чем двинул - это вещь бесконечная, тогда вам придется постоянно работать арбитражным судьей.

Есть емкое название этого педагогического приема: "сажать в одну лодку", даже если известно кто виноват.

Если же дети понимают, что никому не выгодно, чтобы мама или няня пришли разбираться, то количество эпизодов будет сокращаться , а если начнется жаление пострадавшего, вынесение на вид, поиски виноватого, то это будет как снежный ком, все больше и больше.

Если ребенок бьет маму

Ситуация: маленький ребенок в ответ на какой-то запрет в истерике кидается с кулаками на маму. Не то что бы в драку, конечно, но машет кулачками в рыданиях. Как правильно себя вести маме?

Это как раз поведение, свойственное критическим периодам развития, когда тот самый негативизм. То, как реагируют родители, зависит от их воспитательного подхода в целом.

Родители либеральные, боящиеся ограничить творческую свободу личности стараются минимально ограничивать любые проявления чувств и желаний ребенка, в частности и агрессивные. И если мама будет пасовать и растерянно смотреть, говоря, что же ты делаешь, то, мне кажется, это не совсем нормальная родительская реакция.

Т. е. это одна из первых границ, которых ребенку нужно освоить, когда он начал говорить, активно входить в мир: что на взрослого и на младшего и на девочку, например, нельзя подымать руку.

Эта граница сама в сознании ребенка не возникает. Здесь требуется своеобразное давление и работа со стороны взрослого. И есть вещи, которые надо детям запрещать, как говорилось выше - спокойно и со властью. Вообщем-то ребенка, который может поднять руку на маму, то надо спокойно (это ключевой момент, а если спокойствия нет - не надо делать ничего), перехватить руку ребенка и сказать, что маму бить нельзя, взрослых бить нельзя.

«Ты можешь бить ровесников, но маму не можешь, ведь мама тебе не ровесница и не подружка». Надо донести до сознания ребенка, что родители не обижают, а воспитывают, даже если это иногда обидно.

Обычно кулачками много машут те, кто не умеет выражать свои чувства словами. Слова кончаются, начинают учить действия.

Нужно с самого начала учить ребенка выражать словами свои чувства.

Например, он бьет ровесника, и не хочет останавливаться. Инстинктивный мамин ответ - крик.
Но вместо крика в ответ надо говорить: «Ты очень рассердился и даже хочешь меня ударить». Тем самым вы облекаете те чувства в слова, которые он пока еще облечь не может. И вы перехватываете, но все равно не разрешаете, граница должна быть.
Если драчун не унимается, то хороший способ - это time out, временное прекращение контакта и общения с ребенком.

Тайм-аут - это не наказание, а передышка. На это время следует отправить ребенка в свою комнату или на специальный стульчик - скамейку штрафников со словами: «Ты будешь здесь сидеть, пока не придешь в себя".

Ребенок очень быстро живет, быстро забывает, но надо уметь мириться даже с маленькими детьми.
Бывает, что взрослый продолжает дуться, а ребенок уже все равно в другом месте, в другом времени.
Нужно уметь поставить точку; ведь бывает еще вербальная агрессия, что-то типа, а ты, противная мама, уйди. Должно быть это все разобрано в нейтральное время, а не когда ребенок себя плохо ведет.

Потому что когда он машет кулачками он в процессе, он не слышит, доступ к нему закрыт. Время небольшое, не день, не два, а час, два, - подойти и сказать, что не надо махать кулаками на маму, зачем ты это делал, ведь ты же маму любишь. Он же действительно любит маму. У маленького ребенка бывает, что сначала он машет кулачком, а через минуту ластится, как котенок.

Нужно поддерживать одно положительное, ласковое поведение и отгораживать другое.

Когда мама поддерживает детскую агрессию

Цитирую маму семилетнего мальчика: «Ой, наш Алик такой злой, так бьет других. Мы это давно знаем, но что же тут поделаешь…» Произносится с гордостью и улыбкой. Что можно сделать? (Для начала наверное, надо маму к психологу отвести?)

Надо понимать какой подтекст, маму действительно нужно отправить к психологу, как и значится в вопросе. Потому что в этом эпизоде налицо такая вещь: то, что, по видимости, не выгодно маме, на самом деле ей нравится.

Тут расхождение текста и подтекста. Ребенок чувствует внутреннюю мамину гордость за свои действия. Зачем это нужно маме мальчика - об этом можно только догадываться.

Бывает так, что папа очень мягкий и она в дерущемся мальчике видит мужчину, бывает что ей нравится, какой ребенок необыкновенный, разные могут быть причины.

Но если взрослый негативное поведение ребенка внутренне поддерживает, то бороться с ним бесполезно, потому что вывод на лице.

Бывает, родители говорят, что он такой неуправляемый, такая необыкновенная личность, и в этом тоже слышится восхищение. Это тот вариант, когда бесполезно что-либо делать. Или папа, который включен в воспитание, гордится неуправляемостью мальчика говорит, что он такой же как и я, а я пробился. Любые специалисты, няньки, включенная мама бесполезны, потому что ребенок на внутреннем уровне получает подтверждение своей стратегии поведения. И он будет так себя вести.

Видя такое поведение ребенка в семье, взрослому надо задаться вопросами:
а) зачем и почему он так себя ведет,
б) кому в расширенной семье, кроме ребенка, такое поведение выгодно и нужно, такой парадоксальный вопрос.
И только третий вопрос - что можно с этим сделать?

И последнее, что можно сказать о плохом поведении.

Непослушание - как детская аллергия, начинается с чего-то одного.

Если плохое поведение рождает наказание и яркую эмоциональную реакцию мамы, то в следующий раз в зону плохого поведения попадет больший круг явлений, моментов, реакция мамы усилится.

Усиление негативной реакции родителей усиливает неправильное поведение ребенка.
К психологу обычно попадают в такой ситуации, когда родители уже в этом кругу наказаний, запретов и криков, и ребенок по каждому из этих пунктов ведет себя неправильно.

И существует только один парадоксальный способ выхода из тупика: надо найти что-то хорошее и начать за это хвалить.

Итак, с одной стороны ребенку нужны границы поведения, четкие границы, что можно, а что нет, а с другой стороны, надо что-то, что может их поддерживать и наказание при плохом поведении не работает. Работает лишение поощрения.

А плохое поведение нужно систематизировать и классифицировать.

Есть такое понятие, как нормативный конфликт - это так называемые грабли, на которые каждый раз наступает "наш бледнолицый друг".

В одно и то же время возникают похожие ситуации, например, при одевании или при сборах в школу, изо дня в день, похожие обстоятельства это и есть нормативный конфликт. Что может очень сильно подтачивать жизнь семьи, усиливать негатив, когда один орет, другой подключается, надо внимательно посмотреть, есть ли такие стереотипные нормативные конфликты, и понять, почему.

И нормативный конфликт лучше всего предубеждать, менять сложившуюся форму поведения, нужно прогнозировать, когда у вашего ребенка наступают периоды непослушания. Если взрослый готов к плохому поведению, то реакция у него уже интересная, другая совершенно.

Обычно плохое поведение вызывает сложные чувства у родителей. Это такой бермудский треугольник, потому что ребенок не слушается и родитель думает, что он плохой воспитатель, родитель, потому что он не справляется с ребенком. Здесь заложен парадокс, потому что быть хорошим родителем - не значит иметь ребенка, который всегда ведет себя идеально, это то, на что мы влиять не можем, с каждым годом все больше. Мы можем расширять наш спектр ответов, реакций и быть, как бы готовым наорать, а сделать что-то поинтересней. И главное, что помнить, это то, что кричащий ребенок - это не удар по вашему авторитету.

У всех людей, даже психологов (сапожник-то всегда без сапог), очень талантливых родителей, дети кричат, просто потому что они дети, у них много критических периодов, кроме того у детей до 3,5 лет вообще в нервной системе преобладает возбуждение над торможением, вообще нужна спокойная, мудрая реакция на то, что называем плохим поведением, а не слепое отчуждение.

Фото - фотобанк Лори

Что делать, если ребенок капризничает и на все отвечает "не хочу, не буду"? А если подросток вообще отказывается подчиняться? Наказывать — или, наоборот, обещать что-то в награду? Канадский психолог и психотерапевт Гордон Ньюфелд и педиатр Габор Матэ хотят возвратить родителям их интуицию и предлагают эффективные стратегии для сохранения и восстановления отношений с ребёнком.

Почему ребенок сопротивляется

Есть такая крайность — интерпретировать сопротивление ребенка как демонстрацию силы или как борьбу за всемогущество. Это заблуждение можно понять: чувствуя недостаток собственной власти, мы проецируем стремление к власти на ребенка. Если я не контролирую ситуацию, значит, это делает мой ребенок; если у меня нет власти, значит, ею наделен ребенок; если я не главный в семье, значит, эту роль берет на себя ребенок. Вместо того чтобы взять на себя ответственность за мою собственную слабость, я считаю своего ребенка борцом за власть. Кому-то даже может показаться всемогущим: он определяет распорядок вашего дня, срывает ваши планы, лишает вас сна, задает тон ситуации.

Проблема в том, что когда мы относимся к своим детям как к обладателям силы, мы не видим, как сильно мы им нужны. Даже если ребенок действительно пытается контролировать нас, он делает так, потому что нуждается в нас, зависит от нас и знает, что без нас ему не справиться. Если бы он на самом деле обладал силой, ему не нужно было бы добиваться от нас выполнения его требований.

Некоторые родители уходят в оборону, столкнувшись с ребенком, которого они воспринимают как требовательного, и пытаются защититься от него. Взрослые реагируют на давление точно так же, как это делают дети — уклоняясь, упираясь, возражая и сопротивляясь. Наш собственный инстинкт противления пробуждается и вынуждает нас бороться с нашими собственными детьми, и это больше битва противлений, чем битва воли. Печально то, что ребенок в этом случае теряет родителя, в котором он отчаянно нуждается.

Наше сопротивление только усиливает требовательность ребенка и подрывает отношения привязанности — нашу последнюю надежду, самое главное для нас.

Отношение к противлению как к демонстрации силы провоцирует нас на применение психологического давления и оправдывает его использование. Мы стараемся противопоставить кажущемуся применению силы нашу силу. Мы напускаем на себя важный вид, мы повышаем голос и пытаемся выиграть любой ценой. Чем больше насилия мы применяем, тем большее противление вызовет наше поведение. Если наше поведение станет причиной беспокойства, которое служит психологическим сигналом тревоги для ребенка и говорит о том, что важная привязанность находится под угрозой, поддержание близости будет основной целью нашего отпрыска.

Напуганный ребенок поспешит наладить с нами отношения и вернуть наше расположение. Нам может показаться, что мы достигли цели, добившись от ребенка "хорошего поведения", но такая капитуляция не пройдет без последствий. Отношения будут ослаблены неуверенностью, вызванной нашим раздражением и нашими угрозами. Чем больше силы мы применяем, тем больше истощаются наши отношения. Чем слабее становятся взаимоотношения, тем больше риск, что нас заменят — в наши дни заменой, скорее всего, выступят сверстники ребенка. Не только ориентация на ровесников является основной причиной возникновения противления, но и наша реакция на противление может спровоцировать ее появление.

Почему насилие и манипуляция ведут к негативным последствиям

Инстинкт подсказывает нам, что, когда у нас не хватает сил на решение задачи, хотим мы сдвинуть гору или изменить поведение ребенка, нужно искать рычаги для этого. Родительские рычаги воздействия на ребенка, как правило, делятся на два вида: подкуп и принуждение. Если простые указания, такие как: "Пожалуйста, помоги накрыть на стол" не действуют, мы можем добавить какой-нибудь стимул, например: "Если ты поможешь мне накрыть стол, я дам тебе твое любимое лакомство". Или, если недостаточно просто напомнить ребенку, что пора делать уроки, мы можем пригрозить ему лишить его какой-либо из его привилегий. Мы можем говорить более сердитым голосом или держаться более строго.

Поиск рычагов не прекращается никогда: санкции, награды, отмена привилегий, лишение компьютера, игрушек или карманных денег; разлучение с родителем или с друзьями; сокращение времени просмотра телевизора или полный запрет на него, запрет на пользование автомобилем и так далее, и тому подобное. Нередко приходится слышать, как кто-то жалуется, что уже больше не может придумать, чего еще лишить ребенка.

С уменьшением родительской власти нарастает наша потребность в рычагах влияния. Для обозначения их придумано множество эвфемизмов: подкуп называют наградой, стимулом, положительным подкреплением; угрозы и наказания окрестили предостережениями, естественными последствиями и негативным подкреплением; применение психологического давления часто именуют модифицирующим поведением или уроком. Эти эвфемизмы маскируют попытки мотивировать ребенка внешним давлением, потому что его врожденную мотивацию сочли неполноценной.

Привязанность — это естественное чувство, она формируется внутри нас; рычаги же изобретаются и устанавливаются извне. Применение рычагов влияния в любой другой области мы расцениваем как манипуляцию.

Но в сфере воспитания такие способы заставить ребенка подчиняться нашей воле часто считаются нормальными и допустимыми. Все попытки применения рычагов для мотивации ребенка — это психологическое давление, не важно, используем мы "позитивное" принуждение в виде наград или "негативное" — в виде наказаний.

Мы применяем насилие, когда спекулируем на симпатиях ребенка или эксплуатируем его антипатии и его неуверенность с целью добиться желаемого. Мы прибегаем к рычагам, когда у нас больше нет других возможностей — нет врожденной мотивации, которую можно отыскать, нет привязанности к нам, на которую можно опереться. Такая тактика, если она вообще имеет право существовать, должна быть самой крайней мерой, а не нашей первой реакцией, и точно не нашим основным воспитательным приемом. К сожалению, когда дети становятся ориентированными на ровесников, нам, родителям, от безысходности приходится искать рычаги влияния на них.

Эксперимент

Существует множество доказательств, полученных экспериментально или в реальной жизни, иллюстрирующих то, как сила противления способна саботировать поверхностные поведенческие цели, добиваться которых пытаются путем психологического давления или манипулирования.

В одном из таких экспериментов участвовали дошкольники, которым нравилось рисовать фломастерами. Детей разделили на три группы: одной группе пообещали красивые грамоты, если они будут рисовать фломастерами; другой не пообещали ничего, но в конце наградили за рисование такими же грамотами; третьей группе грамот не обещали и не давали. Следующий такой же тест был проведен несколько недель спустя, но ни о каких наградах уже не упоминалось; обе группы, в которых было использовано позитивное подкрепление, были гораздо меньше настроены рисовать. Инстинкт противления гарантирует, что использование силы приведет к негативным последствиям.

В похожем эксперименте психолог Эдвард Деси наблюдал за поведением двух групп студентов колледжа: им нужно было решить задачу, которая поначалу всем была одинаково интересна. Одна группа, решив задачу, получала финансовое вознаграждение; другой не давали никаких внешних стимулов. Как только платежи прекратились, члены группы, которым платили за решение задач, были гораздо меньше настроены продолжать участвовать в эксперименте, чем те, которым не платили. "Награды могут увеличить вероятность желаемого поведения, — пишет профессор Деси, — но только до тех пор, пока они продолжают поступать. Конец наградам — конец игре".

Детское противление легко принять за стремление к власти. Мы и так не можем похвастаться, что управляем своей судьбой, но растить ребенка, ежедневно сталкиваясь с противлением в нем — значит внедрить в наше сознание факт собственного бессилия навсегда. В современном обществе никого уже не удивляют и никому не кажутся странными родители, которых третируют дети и которые чувствуют себя беспомощными перед ними. Когда привязанность "ребенок—родитель" недостаточно сильна, мы остро ощущаем собственное бессилие, а собственных детей начинаем подозревать в том, что они нами манипулируют, контролируют и что они вообще куда могущественнее нас.

Все это — симптомы. Мы должны смотреть в корень. Если все, что мы можем увидеть — это сопротивление и нахальство, мы будем отвечать на это злобой, раздражением и насилием. Мы должны понять, что ребенок просто инстинктивно реагирует, когда чувствует, что им управляют, как марионеткой. За противлением мы должны различить ослабленную привязанность. Суть проблемы — не в непослушании, причины кроются в ориентации на ровесников, которая заставляет противление играть против взрослых и блокирует выполнение им своих естественных функций.

Самая правильная реакция на противление ребенка — это укрепление своих взаимоотношений с ним и отказ от давления на него.

Обсуждение

Слишком долго и в общем-то ни о чем! Похоже, что автор сам не имеет детей и плохо представляет "что это за свинки мечутся там, в аквариуме"! Не думаю, что дело в переводе, просто в зарубежах психологические темы сталь чисто абстрактными и удалились от живых людей! Своих детей нужно любить и больше говорить с ними, но кнут тоже необходим, особенно мальчишкам! Иногда он действительно самый действенный, главное - с ним не перебарщивать:))

Еще один "педагог-психолог", который сам не знает, как правильно, но точно знает, что все родители делают неправильно. Я так поняла он советует вообще "забить" на воспитание, крепить првязанности. Т.е., больше пряников.

02.11.2012 12:07:16, бегемотина

На редкость показательная статья: укрепляй отношения и все образуется. Автору кажется, что у меня с ребенком заведомо плохие отношения и их надо укреплять. Это первый ошибочный постулат статьи (или надо писать: статья для нехороших, злобных родителей). Второй ошибочный постулат: давление на ребенка разрушает отношения. Да с какого, простите, перепугу? Нет, если родители уже воспринимаются ребенком как враги, то тогда конечно. Если он их не уважает и считает их требования глупыми, то тем более.
А если нет?
Если все таки напрячься и представить себе, что родители и дети любят друг друга и не боятся друг друга (что важно). Что требования родителей совпадают с требованиями, которым ребенок мечтает соответствовать и сам, но для этого просто не хватает силы воли.

Итак. Я люблю маму и знаю, что она любит меня.
Я считаю, что делать уроки каждый день, быстро и как следует хорошо.
Но мне психологически трудно оторваться от книжки (телевизора, компьютерной игры) и сесть за уроки. А сев за уроки, мне трудно сосредоточиться на задачах-упражнениях, так как я люблю помечтать. В результате мечтаний уроки затягиваются, а в результате их затягивания за них еще труднее сесть.

Теперь представим себе, что мама входит в мою комнату и говорит: "Ира, за окном уже темнеет, а ты, как я погляжу, еще за уроки не садилась."
Я в ответ: "Мамочка, я еще полчасика поиграю и сяду."
Она: "Так, если через два часа все не будет сделано или сделано кое как, получишь ремня".
После этих слов в мою кровь сразу же начинает поступать адреналин и я быстренько сажусь за уроки и уже через час с небольшим тащу их маме на проверку, чтобы потом уже спокойно вернуться к книжке (компьютеру, пойти к подружке). Делая уроки, я мечтаю уже не о высоком, я мечтаю не получить ремня и эти мечты уже только помогают сосредоточиться именно на уроках.
Боюсь ли я ремня? Ни фига я его не боюсь, за такую фигню сильно не влетит. Мне вообще сильно никогда не влетало. Но, тем не менее, я очень не хочу его получать. Это типа не входит в мои ближайшие планы, ну никак. Уверена ли я, что получу его, если напортачу с уроками? Абсолютно уверена, мама выпорет за милую душу, она вообще считает, что это полезно, если в меру. О! Она потом еще и хвастаться всем подряд (папе, дедушке, дойдет и до двоюродной сестры, блин) станет, что меня выпорола. А это вообще сводит меня с ума!
Воспринимаю ли я это как давление? Еще бы! Возникает ли у меня желание этому давлению противостоять и делать наоборот? Нет, я считаю, что это самое глупое, что только можно придумать. Это все равно, что противостоять трескучему морозу, разгуливая по улице босяком. Надо быть полной дурой!
Уроки сделала, уже играю. Считаю ли я, что мама у меня с прибабахом? Да, считаю, но в конце концов у всех свои чудачества и это еще не самое худшее. Вот у Ленки и комп, и телевизор, и телефон отобрали. И дома заперли. И пилят целыми днями. А Томку очень любят и балуют, но жалеют и считают дурочкой, хотя она просто ленивая. Вообще-то, такую идеальную девочку как я достаточно было бы просто настойчиво попросить. Обидно, что мама этого не понимает. Зато адреналин.
Нет, но пороть в выпускном классе!!! Ма-аааааам, ты вообще сколько еще меня пороть собираешься? Чего?! Пока диплом не принесу?! Нет, ну вы ее слышали? Я буду жаловаться в ЮНЕСКО! Что? Хоть в ООН? Ну ты, блин, жжешь по полной. Это мы так шутим.

Теперь второй вариант. Мама входит в комнату и начинает укреплять со мной отношения. Целует. Говорит, что я сегодня прекрасно выгляжу (врет, из-за лени и расхлябанности я заменила две тренировки походами в МД и теперь толстая как корова). В сотый раз рассказывает про то, что без образования мне будет тяжело в жизни. Я уже наизусть это выучила!!! Я, блин, играю, а она опять за свою шарманку.
Ладно, через 20 минут пустых разговоров она уговаривает меня сесть за уроки. Естественно, я сразу начинаю мечтать о высоком (в лучшем случае) или думать о том, какой тупизм в сотый раз рассказывать про "ученье свет, а неученье тьма).
Адреналина никакого. Откуда ему взяться?

Хорошо. Допустим все равно второй вариант предпочтительнее, так как он укрепляет отношения наверняка, а первый их все же ставит под сомнение.
У меня вопрос. В институте на ребенка никто давить не будет? Или это должно разрушить отношения с преподавателями? А на работе?
Если взять на вооружение логику автора статьи, то сначала надо добиться того, чтобы на ребенка не смели давить и чужие люди, а не только родители. Иначе потом будет стресс. На работу устроился, а там, оказывается, давят.
Женился, а жена, гадина, давить начинает. А это разрушает отношения, значит развод.
То есть если давление разрушает отношения всегда, то человек должен жить один и нигде не работать. Иначе просто труба.
Где, если не в семье, ребенок научится адекватно воспринимать давление на себя? Противостоять этому давлению в том числе. Именно потому, что родители обычно любят, семья самое безопасное место для обучения противостоянию давлению или адекватному его восприятию. Мама все равно не сможет давить слишком сильно, если это мама, а не злая мачеха. Значит на ней можно потренироваться. Тренироваться на прапоре в армии я никому бы не рекомендовала.

Одни родители при этом хватаются за сердечные капли, другие - за ремень, третьи скандалят до хрипоты. Но найти конструктивное решение и справиться с детским бунтом без потерь тоже можно. Прежде чем выбирать стратегию своего поведения в данном случае, мамам и папам, бабушкам и дедушкам стоит иметь в виду, что «не хочу» бывают разные. Простой отказ Ребенку не нравится то, что ему предлагают, малыш предпочитает что-то иное: яблочный сок апельсиновому, рисование чтению, белую шапку синей. Это «не хочу» прекрасное и правильное: оно говорит о том, что у ребенка начинает формироваться собственный взгляд на мир, себя и свою деятельность. Родителям надо стараться учитывать выбор малыша как можно чаще: ребенок имеет право на свои вкусы, интересы, пристрастия. Конечно, когда речь идет о занятиях, кроху стоит постепенно приучать к слову «надо». Но помните: от первого «не хочу», которое звучит года в два, до школы, в которой именно учебное «надо» встанет перед ребенком в полный рост, - как минимум пять лет, и интерес к обучению и работе в первых опытах освоения наук гораздо важнее прилежания. Проверка на прочность Прежде всего - родительских запретов и семейных границ. Даже взрослые нередко пытаются нарушать установленные правила, что уж говорить о детях! И если вы, к примеру, сказали малышу, что у вас в семье принято кушать только за столом, в один прекрасный день он непременно заявит «не хочу!» и попытается жевать котлету, нарезая круги по гостиной. Просто для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет и насколько крепки ваши запреты. В такие моменты важно проявлять спокойную и уверенную твердость и не разрешать нарушать установленные правила. Помните: семейные границы - это основа безопасности мира, адекватной самооценки и уверенности в любви и заботе со стороны родителей для ребенка. Но, конечно, эти границы и правила должны пересматриваться с ростом и развитием малыша. Например, если в полтора года крохе строго-настрого было запрещено трогать мусорное ведро, то пятилетний малыш вполне может отвечать за то, чтобы относить пакеты с мусором на помойку. Проявление негативизма Впервые проявляется как главный показатель кризиса трех лет. Ребенок говорит «нет» и «не хочу» на все предложения взрослых, особенно родителей, просто из духа противоречия, частенько сам себе во вред. Его интересует не содержание предлагаемого, а само отрицание. Такой негативизм - тяжелое испытание для родителей, его нужно просто пережить. Успокаивайте себя тем, что подобное поведение - показатель того, что малыш переходит в своем развитии на новый уровень. Кстати, ему и самому в эти моменты очень и очень нелегко. Обычно период детского негативизма не длится больше двух-трех месяцев. Конечно, при условии, что между ребенком и родителями установлены доверительные отношения. Страх перед новым Одних детей все новое притягивает как магнит, других оно пугает чуть не до слез. Стоит ли удивляться, если такие крохи, едва завидев нечто неизвестное, упрямо твердят «не хочу» и прячутся за маму? Приучайте малыша к нововведениям постепенно, обязательно находя в новом возможность опереться на старое, хорошо известное и «безопасное». А также присмотритесь к собственному поведению: возможно, чтобы добиться от малыша послушания, вы сами рисуете ему окружающий мир в темных тонах? Особенно часто этим грешат бабушки (им так проще справиться с излишней подвижностью внуков) или папы (когда жены вечно недовольны их общением с детьми: недоглядел, зачем разрешил и т.д.). Ответ на невыполнимые требования Двухлетний карапуз с радостью попробует повторить за мамой написанную букву, но что будет, если положить перед ним тетрадку-пропись для первоклассника? А маленькая помощница будет хвастаться самостоятельно поглаженной ленточкой, но со стопкой постельного белья явно не справится. Если ребенку предъявляют завышенные - не по возрасту и не по силам - требования, «не хочу» - единственный для него выход из положения. Неумение выразить отрицательные эмоции В два-три года, освоив свое тело как отдельное от материнского, малыш начинает погружаться в свой внутренний мир. Он обнаруживает, что какие-то события его радуют, восхищают, удивляют, пугают, злят, раздражают. Но как выразить переполняющие его эмоции, малыш не знает. Особенно ярко это проявляется у детей, сильно чувствующих, обладающих подвижной эмоциональной системой, взрывным темпераментом. Они легко возбуждаются и долго не успокаиваются, плачут и от радости, и от горя. К тому же речь ребенка в этом возрасте еще недостаточно развита, активный словарный запас невелик. Малыш просто не понимает, что делать с переполняющими его чувствами (нередко сам еще и пугается их) и выражает их простым и коротким «не хочу». Выход - помочь крохе разобраться в том, что происходит внутри него, выразить это в словах, активных подвижных играх, рисунках. Здесь поможет техника «активного слушания». Следствие гиперопеки Если малыш к двум-трем годам для вас все еще беспомощный несмышленыш, которого вы сами одеваете, умываете, кормите с ложечки, на прогулках возите исключительно в коляске и не отпускаете от себя ни на шаг, он привыкает к своей беспомощности, неуклюжести, несамостоятельности и - скажем прямо - безделью. И любая попытка привить ему навыки самостоятельности или подтолкнуть к выполнению каких-то действий может встречать бурный протест. «Не хочу» делать то, что привычно делают за меня мама, бабушка или няня. Гиперопека, конечно, удобна взрослым, особенно, если ребенок для них - единственный смысл жизни или они сами полны страхов перед миром. Но малыша это вряд ли сделает очень счастливым. Способ привлечения внимания К двум годам дети уже прочно усваивают, в каких случаях и ситуациях родительский интерес им обеспечен. И если вы привыкли дарить малышу только негативное внимание - общаться с ним лишь тогда, когда он делает что-то «неправильное» или «недопустимое» - «не хочу» становится отличным способом привлечь ваш интерес. Выход прост: переместите акцент внимания с негатива на позитив. Перестаньте замечать недочеты малыша, начните хвалить его и поддерживать тогда, когда он ведет себя «правильно», «послушно» и совершает «хорошие» поступки. Как справиться с нехочухой Добиться результатов вы сможете с помощью игры, ведь таким образом вы начинаете разговор с ребенком на его языке. ✔ Обращение от лица игрушки Если мамины просьбы ребенок встречает в штыки, разговаривайте с ним время от времени от лица игрушки. Ею может стать перчаточная кукла, мягкий зверек, любимая машинка. Главное, чтобы игрушка малышу нравилась и могла стать для него своеобразным «авторитетом», которого он с удовольствием послушается. В первый раз можете спрятаться за дверь и, высунув из-за нее игрушку, от ее имени предложить малышу что-то сделать, например: «Привет, это я, твоя машинка. Мне надоело дома сидеть, давай пойдем погуляем?». ✔ Праздник непослушания Быть всегда послушным и правильным надоедает всем. Даже взрослые нет-нет, да и нарушат правила. Когда можно иногда поозорничать, жить «в рамках» потом гораздо проще. Поэтому устраивайте время от времени «праздник непослушания» - когда пару часов можно все, что обычно нельзя. Участвуйте в нем всей семьей. Устройте вместо обеда пикник на полу и непременно замените суп и котлеты компотом с конфетами. Повесьте на стены листы оберточной бумаги и рисуйте на них. Ходите задом наперед, боком или на руках. ✔ Ход от противного Если на вашего кроху напал приступ негативизма, и вы точно знаете, что любую просьбу он вывернет наизнанку, предлагайте ему прямо противоположное тому, что надо сделать. Надо одеваться на прогулку - скажите, что сегодня решили посидеть дома. На улице надо идти направо - объявляйте поворот налево. ✔ Научи, как надо Когда вы хотите, чтобы малыш сделал что-то по правилам или потренировался в освоении навыка, попросите его показать другому - второму родителю, бабушке, младшему братику, любимой игрушке, как правильно выполнять это действие.

Инструкция

Больше разговаривайте с . Старайтесь комментировать все, что вы делаете – как и что вы готовите малышу , что и в какой последовательности вы одеваете на него, чтобы выйти на прогулку, что вы видите по пути на . Таким образом, вы развиваете в крохе внимательность к деталям, информацию о различных предметах и живых существах, и, соответственно, развиваете его речь.

Показывайте личный пример. Задавайте малышу конкретные вопросы и сами же на них отвечайте. Делайте это четко и . Поначалу старайтесь отвечать на вопросы однозначно – «да» или «нет». Позже, когда ребенок будет уже короткие ответы, вы можете приводить примеры более развернутых ответов.

Больше читайте с ребенком вместе. Информацию из детской литературы – будь то сказки или просто стихи – малыши воспринимают намного легче и глубже. Иначе говоря, «впитывают как губки».

Поиграйте в кукольный театр. В роли кукол могут выступать любимые игрушки крохи. Необходимо взять как минимум 2 игрушки. Придумайте диалог на любую тему. Импровизируйте. Пусть один персонаж задает простые вопросы другому. Постепенно вы можете плавно переключиться на самого ребенка так, чтобы его любимая игрушка начала задавать вопросы конкретно ему.

Хвалите малыша даже за самые маленькие победы – обнимайте его, целуйте, хвалите словесно. Это всегда большой стимул для детей. Однако, не стоит награждать ребенка сладостями или любыми другими материальными ценностями.

Обратите внимание

Наберитесь терпения. Не стоит заставлять ребенка заниматься чтением и постоянно требовать от него результатов. Не ругайте малыша, если он по-прежнему не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы. Это должно произойти добровольно.

Полезный совет

Лучше всего дети учатся в игровой форме. В игре можно научить ребенка пользоваться горшком, есть столовыми приборами, а также разговаривать и отвечать на вопросы. Активно используйте в игре его любимые игрушки – малыши часто воспринимают их как своих друзей и доверяют им, а значит, будут также им подражать, как и взрослым.

Первое лепетание малыша родные воспринимают с умилением и радостью, но вот приходит время произносить уже несколько слов (к окончанию первого года жизни их обычно набирается в «арсенале» малыша около 10), а этого не происходит. Родители переживают: неужели их ребенок отстает в развитии. Подобный диагноз поставить могут лишь специалисты и то лишь после некоторых обследований малыша. А вот стимулировать ребенка к тому, чтобы он начал разговаривать раньше 1 года или к первому дню своего рождения вполне возможно.

Инструкция

Вспомните старую шутку про «что вижу, то и пою» и поступайте согласно ей: называйте в присутствии малыша все предметы, которые видите, все производимые вами , сообщайте о приходе родных и близких к вам в гости.

Используйте звуки, издаваемые животными «му-му», «ав-ав» и т.п. Подкрепленные картинками их книжки, они становятся интересны для подражания малышу, и он активно попытается издавать похожие звуки.

Повторяйте за ребенком все, что он говорит, все его «зя-зя-зя» и «ду-ду-ду». Напойте ему песенку из всех этих «зязяк», вставляя в «текст» и другие гласные звуки. Если ребенок повторяет это вслед за вами – хорошо, не прерывайте его.

Развивайте мелкую моторику пальчиков малыша – это вплотную с развитием речи. Делайте пальчиков рук, давайте возможность порыться ладошками с крупами, перебирать различные виды круп, рассыпать их и собрать зернышки снова. Сделайте бусы из цветных пуговиц различного размера – пусть малыш перебирает их как четки. Не противьтесь, если маленький проказник рассыпает и складывает на место различные крышки от баночек и бутылок – эти действия также развивают его неумелые пальчики и благотворно влияют на развитие речи.

Чаще общайтесь со сверстниками, которые уже научились разговаривать, либо с детьми старшего возраста – подражание снова будет лишь на пользу еще не говорящему малышу.

Ближе к исполнению 1 годика старайтесь исключить из общения язык жестов, пусть ребенок расскажет на своем «тарабарском» языке то, что именно он хочет получить от вас.

Пойте малышу знакомые ему песенки и «случайно» путайте в них слова. Ребенок поправит вас.

Подключите папу в этот процесс: после прогулки рассказывайте в присутствии ребенка ему о впечатлениях, пусть папа удивленно переспрашивает подробности, а малыш их подтверждает.

Играйте с малышом в активные игры, в которых он – действующее лицо, это развивает инициативу ребенка и его тягу к выражению мыслей словам.

Обратите внимание

Развитие речи – это комплексный процесс и артикуляция в нем не самая значимая составляющая. Есть некоторые отклонения в виде шепелявости, короткой уздечки и т.п., но это не оказывает существенного влияния на способность ребенка говорить.

Источники:

  • как разговаривать с ребенком до года слова

Многие дети под влиянием эмоций и переживаний не могут ясно и правильно сформулировать мысль, описать событие, ситуацию. Важно с малых лет научить ребенка общаться, рассказывать и делиться впечатлениями.

Инструкция

Начинайте с 1,5 – 2 лет учить ребенка пересказу маленьких текстов с простым сюжетом. Читайте ему сказки для , такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Затем задайте ему уточняющие вопросы. Например, «Кто посадил репку?», «Кто помог вытянуть репку?». Не торопите ребенка, пусть он сам вспомнит и попробует ответить на вопрос сначала одним словом, а потом развернутой фразой.

Учите малыша с 2 – 3 лет запоминанию небольших текстов. Примените технику отраженного пересказа. Вы читаете фразу из сказки не до конца и позволяете ребенку закончить предложение. К примеру, вы начинаете «Жили-были дед и …», а ребенок заканчивает «Баба». Со временем малыш запомнит последовательность действий и выучит сказку полностью.

Предложите малышу рассмотреть картинку. Сначала задавайте ему простые вопросы по содержанию рисунка, а затем попросите описать картинку самостоятельно. Также во время игры описывайте игрушки, обращайте внимание на их цвет, форму, величину. Предложите ребенку постарше сравнить две куклы, определить основные характерные . Следите, чтобы он говорил законченными фразами.

Поместите перед ребенком несколько игрушек и попросите его создать сюжетную линию. К примеру, покажите малышу , корзинку и гриб. Пусть ребенок придумает, куда и зачем пошла девочка, кого встретила на пути, что принесла. Постепенно он научить фантазировать и создавать свои рассказы.

Напоминайте ребенку о событиях из прошлого. Например, о семейном походе в лес на выходных. Пусть он расскажет друзьям или родственникам, чем он занимался, что видел интересного. Помогите ребенку вспомнить особенные моменты.

Не забывайте, что дети копируют поведение взрослых. Поэтому и ваша речь должна быть правильно поставлена. Говорите развернутыми предложениями с подробными описаниями.

Чтобы научить ребенка разговаривать, необходимо как можно чаще с ним общаться. Разумеется, к этому нужно подходить грамотно, исходя из возраста малыша. Существуют определенные методики ускоренного развития детской речи.

Инструкция

Начинайте закладывать в ребенке речевые навыки с двухмесячного возраста. Именно на этом этапе раздаются первые звуки малыша. Разговаривайте с ним почаще - гулите и лепечите. В этом возрасте он и эмоциональнее реагирует именно на лепет, и в нем зарождается желание повторить за вами. Только будьте в поле зрения малыша, чтобы он мог видеть ваши губы. Желательно сразу начать связывать в его понимании речь с моторикой рук. Используйте для этого нетленную "Сороку - Белобоку" или "Козу рогатую", "Ладушки" и прочие развлекалочки.

С возьмите за привычку постоянно комментировать ваши действия или описывать все, что происходит вокруг. Это делается для того, чтобы малыш проводить параллели между словами и действиями. Произносите фразы, глядя в глаза, неспеша и спокойным голосом.

В не пускайте все на самотек! В этом возрасте ребенок перейдет на язык жестов, и когда он будет указывать на игрушку, не отдавайте ее сразу. Протягивая ее, попросите сказать "Дай!" Не реагируйте на просительные жесты, вынудите ребенка заговорить с вами. Затем понемногу усложняйте фразы, спрашивайте, какую игрушку или предмет он хочет, для чего и т. д.

Дома и во время прогулки продолжайте описывать малышу все, что видите. Читайте вместе книжки, рассматривайте и обсуждайте сюжеты картинок. Все это направлено на обогащение детского пассивного словарного запаса. Это те слова, которые он знает, но пока не произносит. От величины этого запаса слов зависит, насколько стремительно будет происходить дальнейший процесс развития детской речи.

Радуйтесь каждому слову, произнесенному ребенком, даже если это всего лишь попытка слова! Пусть он видит, что тем самым вызывает позитивные эмоции. Но никаких исковерканных вами слов! Иначе у малыша не будет потребности в правильном произношении. Хвалите, но исправляйте ребенка, произнося правильный вариант.

Если ребенок уже умеет указывать на что-то словами - не старайтесь предвосхищать его желания. Пусть он пытается объяснить, что ему нужно, провоцируйте его на диалог.

Постоянно задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте. Пусть изначально вопросы будут совсем простые: "Кто это?", "Что это?". Затем немного усложните смысловое наполнение: "Что делает?", "Какого цвета?" и др. Ответы должны заключаться лишь в одном несложном слове, которое может осилить малыш. Постепенно увеличивайте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время ответить самостоятельно.

Обратите внимание

Момент становления речи – очень важный этап в развитии ребенка. Будьте очень внимательны к нему, старайтесь разобраться в его лепете. Поощряйте за каждое произнесенное слово, и это станет отличным стимулом для малыша радовать вас снова.

Связанная статья

Источники:

  • Начинаем говорить.
  • Как научить ребенка разговаривать нужны, советы логопеда.

Понятие «рано» у каждого свое, оно может обозначать как возраст 1,5 лет, так и 3 года. Считается, что рано говорящий ребенок – тот, который в 2 года выдает фразы из трех и более слов, а также обладает общим словарным запасом более 100 слов и адекватно реагирует на вербальные раздражители. Как научить малыша рано говорить?

Инструкция

Чтобы научить малыша рано говорить, надо учесть одно правило – не набрав достаточного количества слов в пассивном словаре, ребенок не начнет их воспроизводить. Поэтому малютке необходимо как можно больше и чаще демонстрировать различные предметы и проговаривать их . Называть до бесконечности – по нескольку раз на дню и в течение . Первыми звукоподражания. Взрослый катает машинку и комментирует: «Би-би». Произносить все звуки нужно четко, утрированно, с выражением. Если после того, как папа полвечера «бикал», малыш робко повторил звук единственный раз – ликуйте! Это уже маленькая, но победа. Далее подключаются все звуки, издаваемые животными и окружающим предметами – чем больше, тем лучше. На сегодняшний день книжные издательства выпускают специальные пособия, которые «Кто как разговаривает». Очень интересные книжки-малышки помогут и взрослым вспомнить все разнообразие звуков животного мира.

Когда закреплен навык простого воспроизведения звуков за взрослым, переходите к их комбинированию – то есть созданию слов. Начинать необходимо с простых слов, с открытым слогом (Ма-ма, па-па, ва-ва) и т.д. Постепенно усложняется структура слова, изменяется и его качественный состав. Главное, чтобы произносимые слова соответствовали основным потребностям малыша. Он должен научиться просить воды (кап-кап), показывать, что ему надо на горшок (а-а, пи-пи), звать всех необходимых ему людей (ба-ба, та-та). И пусть слова пока чисто условны, их многократное повторение и реакция взрослого на смысл этих звуковых комбинаций покажет малышу важность речи во взаимодействии с окружающим миром.

Далее работайте над выражением желания и обозначением действия: дай, хочу, можно, пить и т.д. Опять-таки на этом этапе правильность звукового состава не имеет значения – важно, чтобы и взрослый, и ребенок понимали, о чем идет речь. И чем больше малыш говорит, тем быстрее нарабатывается у него и произношение, и грамматически навыки. Необходимо помнить: первыми в речь ребенка вводятся существительные, затем – глаголы, затем – прилагательные, числительные и т.п. Не нужно требовать на первых этапах овладения речью правильных форм слова. А вот выражение одобрения по поводу освоения пусть и небольшого, но нового рубежа, просто необходимо!

Видео по теме

Полезный совет

Темпы развития детей столь индивидуальны, что говорить в указанном возрасте о задержке речевой деятельности достаточно рано. Если по остальным параметрам малыш развивается в рамках нормы, значит, просто ему еще не пришло время говорить. Однако в любом случае можно подтолкнуть процесс формирования речевых навыков, ускорив его темпы.

Первая детская улыбка самая искренняя и чистая. Первые неуверенные шаги едва окрепших ножек невероятно трогательны. Первые слова малыша наиболее значимы. Родители всегда очень гордятся ребенком, который день за днем постигает окружающий его мир. И в их силах всячески способствовать его успешному развитию, в том числе интеллектуальному.

Инструкция

Свои первые малыш произносить примерно с двух . С этого возраста и следует учить ребенка говорить. Раннее общение с ребенком не должно состоять из слов и тем более предложений, используйте более понятный для него язык - лепет. На этом этапе у малыша желание подражать вашим звукам. Желательно сразу работать и над развитием мелкой моторики. Ведь центр координации движения пальцев рук и речевой центр расположены настолько близко, что активное развитие первого влечет за собой не менее активное развитие последнего. Иными , чем быстрее малыш научится работать пальчиками, тем проще ему будет овладеть речевыми навыками.

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок переходит от умения прислушиваться к попыткам воспроизводить услышанное. Возьмите за правило сопровождать каждое ваше действие комментариями. Заметив, что малыш увлечен чем-то происходящим, тут же вслух описывайте событие, приковавшее его внимание. Таким образом, в мозгу ребенка сформируется некая связь между словами и их значениями.

Примерно к годику малыш отлично усваивает язык жестов. Ваша задача - в процессе игры вынуждать его заменять жесты словами. Поэтому не бросайтесь сразу выполнять его «указания», достав, например, игрушку с верхней полки. Уточните, какая именно ему нужна: машинка или мишка, большая или маленькая и т.д.

С двух лет малыш переходит от процесса накапливания пассивного словарного запаса к попыткам найти ему активное применение. На этом этапе следует связать речь с координацией движения. Осуществить это, разумеется, лучше посредством игры. Например, поиграйте в «подай мне…». Правила предельно просты: называете или описываете предмет, который малыш должен вам подать, что он с радостью и делает.

В этом же возрасте можно приступать к обучению малыша чтению. Начинать рекомендуется с кубиков, каждая грань которых должна содержать не только букву, но и графическое изображение слова-символа. Произносить буквы следует так, как они звучат в составе слов. К примеру, буква «Л» - это «лэ», а не «эл», «К» - это «к», а не «ка» и т.п. Не торопите ребенка, вполне достаточно изучать по букве за пару дней, но не забывайте периодически повторять пройденный материал.

После того как пройдетесь по всем буквам на кубиках, смените наглядные пособия. Дело в том, что в понимании ребенка буквы будут ассоциироваться с определенными изображениями, поэтому приобретите кубики с другими символами, карточки или вовсе букварь в картинках.

Примерно с трех лет малыш бывает готов приступать к чтению. Для начала можете воспользоваться все теми же наглядными пособиями. Составьте из букв любой слог, в котором за согласной следует гласная, например, «ка» или «па», затем поменяйте буквы местами и произносите каждый слог нараспев. Затем рассмотрите слоги, состоящие из двух согласных и гласной.

Проштудировав имеющиеся кубики и карточки, приобретите специальную книгу, в которой весь текст разбит на слоги. Хороши обучающие пособия, в которых после каждого простого предложения имеется графическое изображение. Таким образом, малыш сможет самостоятельно контролировать правильность прочтения. Когда ребенок научится уверенно читать слоги, подарите ему самую настоящую детскую книжку, где слова пишутся как во взрослых книгах, будучи не разделенными на слоги.

Видео по теме

Полезный совет

Если вы хотите заострить внимание ребенка на ваших словах, присядьте, чтобы быть на одном с ним уровне. Произнося слова, смотрите ему в глаза, говорите спокойным голосом. Во-первых, малышу весьма польстит тот факт, что с ним говорят на равных, и он будет стараться разговаривать «как взрослый». Кроме того, контакт «глаза в глаза» сделает ваши отношения более доверительными.

Источники:

  • Как научить ребенка читать

Лепет крохотного младенца вызывает восторг и умиление, ведь это так трогательно. Однако если подросший ребенок, который уже научился уверенно ходить и играть, по-прежнему лепечет, это уже не умиляет, а вызывает тревогу: все ли с ним в порядке, нет ли задержек в его развитии? Поэтому родителям ребенка лучше не полагаться на то, что их малыш рано или поздно заговорит сам, а научить его говорить. Тем более, что процесс обучения подарит им массу положительных эмоций.

Что делать, чтобы ребенок заговорил

Разговаривайте с ребенком как можно чаще и доброжелательнее. Некоторые родители уверены, что крохотный младенец ничего не понимает. Но это ошибка! Малыш очень быстро начинает не только узнавать голоса близких людей, но и разбираться в их интонации. Поэтому постарайтесь чаще разговаривать с ребенком, используя при этом спокойный, доброжелательный тон. Например, женщина готовится покормить малыша. Ей стоит сказать: «А кто у нас сейчас будет кушать? Кому достанется мамино молочко? Коленьке!» Если же маленький ребенок уже вышел из грудничкового возраста и может понимать смысл происходящего, надо комментировать свои действия: «Вот мама подогрела баночку с пюре. Теперь мама зачерпывает пюре ложкой, подносит к ротику Леночки. Ну-ка, Леночка, кушай!» Произносите и неторопливо, находясь лицом к ребенку, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Чем чаще вы будете так поступать, тем раньше возникнет у ребенка желание заговорить, подражая взрослым.

Практика разговорной речи для ребенка

Обучайте малыша, действуя по правилу: «От простого к сложному». Рассказывайте малышу детские стишки, сказки, а когда он подрастет, читайте их ему вслух, показывая иллюстрации. Объясняйте ребенку, что изображено в книге. Тем самым вы поможете ему обогатить словарный запас и сделаете первые шаги к формированию его образного мышления.

Постепенно заменяйте простые тексты более сложными.

На прогулках делайте комментарии по поводу того, что окружает вас. Например: «Большая машина едет по улице! Посмотри, она заворачивает за угол!» Или: «Вот собачка на поводке». Обращайте также внимание дитя на противопоставления. Например, «машина стоит» - «тетенька идет» или «дерево большое» - «цветок маленький».

Старайтесь постепенно давать предметам более точные, образные характеристики. Допустим, если осенью падают листья, обратите внимание ребенка на их цвет, размеры, форму. Если вы гуляете в погожий летний день, скажите ребенку, что солнышко яркое и теплое.

Когда, благодаря таким усилиям, словарный запас малыша будет уже достаточно большим, начните играть с ним в слова, предлагая повторять их за вами. Или предложите малышу самому назвать какой-то предмет. Ни в коем случае не заставляйте его и не проявляйте нетерпения, недовольства. Ребенок начнет говорить, как только захочет этого, а не тогда, когда этого захотите вы.

Для каждого малыша индивидуально, в каком возрасте он начинает говорить. Помните, что все дети разные, и нет надобности сравнивать их друг с другом. И все же нужно постараться и приложить усилия для того, чтобы ребенок освоил речь в положенные сроки.

Начинайте занятия по обучению речи с самого раннего возраста ребенка. С рождения рассказывайте малышу обо всех своих действиях, пойте песенки, читайте стихи. Важно, чтобы речь была спокойной и плавной.


Когда ребенок начинает произносить свои первые звуки - " ", "гулить", повторяйте за ним, пусть ребенок видит при этом ваш рот. Малыш будет внимательно следить за всеми произносимыми вами звуками, и они отложатся в его пассивный словарный запас. Обязательно показывайте, как вы рады его разговорным успехам.


Детям очень нравятся ритмичые звуки - читайте короткие стишки, пойте песенки-потешки. Разговаривайте нараспев, удлинняя гласные буквы.


Играйте в прятки, произнося: "Ку-ку", когда показываетесь, например, из-за дивана, двери или одеяла. Когда ребенок начнет сам так играть, он будет сопровождать игру этим словом.


Очень важно разговаривать с ребенком с самого начала правильно, не сюсюкая. Малыш должен привыкать к правильному произношению, чтобы в дальнейшем не переучиваться.


Используйте подражание звукам животных. Рассказывайте, что собака говорит "Гав-гав", а кошка "Мяу", спрашивайте на улице и на , кто это, а малыш пусть отвечает звукоподражанием. При этом вы должны обязательно прокомментировать его ответ: "Да, правильно, это собака, она говорит "Гав".


Комментируйте все свои действия, это особенно важно для детей после 1-го года жизни. Говорите "Мама варит кашу. Петя скоро будет кушать", "Петя надевает ботиночки, и мы идем гулять".


Старайтесь провоцировать ребенка старше 1-го года на разговор, не додумывайте за него. Пусть малыш старается отвечать сам, говорит "Да" и "Нет" в ответ на ваши вопросы. Заменяйте действия малыша разговором, учите его, что надо говорить, например: "Дай пить", вместо того, чтобы показывать на кружку.


Тренируйте речевой аппарат. Для этого можно поиграть в ветерок: порвите салфетку на кусочки и покажите, как нужно дуть на них, чтобы сдвинуть с места. Научите ребенка выдувать мыльные пузыри и тушить свечу. Кривляйтесь вместе с ребенком - вытягивайте губы трубочкой, высовывайте язык и старайтеь достать им до носа и подбородка. Можно перекатывать язык за щеками, изображать цокающую лошадку.


Корчите вместе с ребенком рожицы у зеркала, укрепляя тем самым его речевой аппарат. Пусть сначала вы будете что-то изображать, со временем малыш к вам присоединится.


Играйте в пальчиковые игры, доказано, что мелкая моторика способствует более быстрому освоению речи. Вы можете вместе месить тесто, перебирать крупу, рисовать манкой, засовывать макаронинки в бутылочку с узким горлышком. Хорошо тренирует пальчики откручивание крышек и расстегивание пуговиц и кнопок.


Занимайтесь как можно больше с ребенком, не заменяя живое общение телевизором и электронными игрушками.


Каждый любящий родитель с большим нетерпением ждет, когда его малыш сделает самостоятельный первый шаг. Это ли не чудо наблюдать, когда твое беззащитное создание обретает самостоятельность, начинает интересоваться окружающим его миром, стремится быть независимым.

Инструкция

Уже с девяти месяцев ребенок начинает садиться, вставать, держась за опору, проявляет первые робкие попытки переступать. К одиннадцати месяцем малыш начинает ходить, цепляясь за руки родителей, и вот уже совсем скоро его становится трудно остановить и удержать на месте.

Многие папы и мамы придерживаются теории, связанной с тем, что стимулировать малыша к хождению не обязательно. Ребенок сам должен обрадовать окружающих своими успехами: это серьезное заблуждение. Задача родителей - создать условия, не препятствующие движению, которые также могли бы стать мощным стимулом к своевременному началу хождения на маленьких ножках, должно пройти время для того, чтобы ребенок смог почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы отпустить родительскую руку.

Специалисты советуют набраться терпения и следовать нескольким простым правилам. Не рекомендуется, например, пугаться и причитать при каждом неловком падении малыша, достаточно помочь ему подняться, успокоить, если это необходимо. Для обучения следует выделить обширную часть комнаты, предварительно обследовав ее на наличие острых углов, розеток и прочих опасных неожиданностей. Пусть лучше здесь повсюду будут пуфы и игрушки - все то, что может послужить малышу опорой и поддержкой.

Возьмите за правило проводить ежедневную гимнастику, которая укрепит мышцы ног и спины малыша. Это могут быть наклоны за игрушкой, поднимание прямых ног, приседания, ходьба с поддержкой под мышки или передвижение на руках с придерживанием ног.

Как только малыш начнет проявлять первый интерес к окружающему миру и станет готов к передвижению, подберите ему правильную ортопедическую обувь «на первый шаг». Одежда и подгузники также не должны жать или стеснять движения.

Начинать движение стоит с прохождения небольших расстояний между родителем и малышом, позвольте ребенку сделать шажок, потом два, три и так далее, постоянно увеличивая расстояние между вами и протягивая к ребенку руки.

Весьма удобным и полезным изобретением для родителей и малышей являются , или детские поводки, они позволят не ограничивать передвижения ребенка в пространстве, обезопасят его и одновременно дадут отдохнуть перегруженной родительской спине. Не стоит натягивать ремни слишком сильно, у ребенка должно развиться чувство самостоятельности, уверенности в себе. А вот ходунки и постоянная опора на коляску не лучший вариант формирования правильной осанки и стимулирования самостоятельного хождения.

Каталки и прочие разнообразные игрушки, которые вызывают интерес малыша, могут также послужить естественным побудителем к передвижению. Помогите ребенку изучить окружающий его мир, будь то птицы, животные, растения, не переставайте хвалить его, и тогда уже в самом скором времени вас ждет совместный успех в этом нелегком начинании.

Видео по теме

Полезный совет

Никогда не оставляйте малыша без присмотра, даже если пространство кажется вполне безопасным.

Чтобы маленький ребенок начал разговаривать, взрослые должны заниматься с ним как можно больше. Для этого нужно общаться, играть с ним, развивать его мелкую моторику рук. Все эти и многие другие мероприятия дадут огромный заряд положительных эмоций как вам, так и малышу.


Как можно больше читайте ребенку. Детские стихи и сказки для самых маленьких отлично подойдут. Только книжки должны быть яркими, иметь много цветных картинок. Рассказывайте малышу, что изображено в книжке. Также не стоит отказываться от детских мультиков. Пусть ваше чадо смотрит их не более получаса в день. И словарный запас вашего ребенка быстро обогатиться.

Находясь на улице, рассказывайте крохе обо всем, что творится вокруг. Например, если по дороге бежит собака, покажите ребенку ее. После скажите ему, что она погуляла, теперь бежит домой к своим деткам. Делайте акцент на действия окружающих: женщина идет, мужчина сидит, машина едет и т.д. Также малыш должен различать размеры. Для этого объясняйте ему, что есть большой дом и маленькое здание, небольшой кустик и огромное дерево.

Развивающие игры

Через непродолжительное время словарный запас ребенка быстро обогатится, настанет время развивающих игр. Подходите к предметам и просите малыша назвать их. Только будьте терпеливы: ни в коем случае не заставляйте его играть, в противном случае у него пропадет всякое желание обогащать свой словарный запас и развивать мышление.

Огромную роль также играет мелкая моторика рук. Чем лучше она развита, тем малыш более смышленый. Делайте массаж пальчиков ребенка, давайте ему мелкие предметы и просите его собирать их. Также здесь вам на помощь придут детские счеты и другие игрушки. Пусть малыш нанизывает на нитку бусины, лепит из пластилина, рисует.

Общение со сверстниками

Отдайте малыша в детский сад. Общение со сверстниками ему необходимо. Правда, ребенок может начать часто болеть, так как будет заражаться от других детей. В этом случае лучше на время перестать водить кроху в детский сад. А как же общение со сверстниками? Больше гуляйте с ним на детской площадке, водите его в парки, специальные кружки. Кстати, сейчас есть множество организаций, где развивают детей, играют с ними.

Очень часто можно наблюдать конфликтную ситуацию, в которой ребенок обижает сестру, брата, друга или подругу, его мать подходит, чтобы разобраться в детской ссоре и требует попросить прощения. Ребенок просит, но ситуация повторяется вновь и вновь. Что делать родителям в этом случае?

Скорее всего ребенок не понял связи между своим поступком и требованием родителей попросить прощения. Не уловив логической связи между своим поступком, обидой собеседника и требованием родителей, он вырастет эгоистом, который не будет интересоваться чувствами и желаниями других. Родителям стоит уделить этому моменту особое внимание.

Будет действенным в такой ситуации только один метод – следует объяснять ребенку, что он сделал не так, почему его товарищ по игре обиделся, расстроился. Постарайтесь подобрать такие слова, чтобы ребенок смог поставить себя на место обиженного им, понять, что он сделал не так. Только тогда попросить прощения станет необходимостью для маленького человека, сигналом, что он понял и осознал свою вину.

Еще один важный момент в данном вопросе: помните, что каждый ребенок стремится быть похожим на своих родителей, подражать им. Следовательно, обязательно стоит своим примером демонстрировать ему, как правильно вести себя, чтобы конфликтов не случалось, а при необходимости просить прощения. Подавайте детям правильный пример, признавайте свои ошибки и все тогда будет хорошо!


  • в 2-3 месяца начинает воспроизводить словосочетания;

  • в 5-7 месяцев словосочетания произносятся более четко;

  • в 7-9 месяцев начинает говорить короткие словосочетания, но произносятся они без всякого смысла;

  • после девяти месяцев начинает осознанно произносить некоторые слова;

  • примерно в полтора года начинает говорить короткие предложения, вкладывая в них свой смысл;

  • и только в два года начинает осваивать правильную речь.

При обучении речи ребенок сначала старается описать то, что происходит вокруг него. Чаще он запоминает только существительные или действия, которые значительно упрощены. В основном ближе к трем годам малыш может уже разделить все, что его окружает, на плохое и хорошее.


Если родители занимаются ребенком, то в два года он должен уметь короткими словами изъяснять свои пожелания. Многие стремятся научить своего как можно раньше. Для этого есть несколько несложных правил:


  1. В первую очередь, нужно разговаривать со своим ребенком с первых секунд жизни. В эти мгновения он улавливает одну только интонацию, но словарный запас при этом может накапливаться в подсознании.

  2. Нельзя часто давать ребенку пустышку. Как правило, дети, приученные к пустышке, начинают говорить значительно позже других. Кроме этого может сформироваться неправильный прикус, что значительно утяжелит развитие речи.

  3. Нельзя коверкать слова. Логопеды настоятельно рекомендуют не «сюсюкать» с ребенком, так как это значительно тормозит развитие речи. От родителей ребенок должен слышать только правильное произношение слов.

  4. Нужно постоянно рассказывать ребенку каждый предмет. Он должен в уме соотносить слова и предметы. Особенно если малыш показывает пальцем на определенную вещь, нужно говорить ему как она называется.

  5. Требуется читать ребенку много книг, особенно с яркими картинками. Это способствует расширению словарного запаса. Если он начал интересоваться книгами, нужно ввести чтение в распорядок дня.

  6. Нужно всегда объяснять малышу значение новых слов при помощи тех слов, которые он уже знает.

  7. Чтобы ребенок научился говорить целыми предложениями, нужно задавать ему много вопросов, тем самым создавая диалог.

Таким образом, малыш быстро научится изъяснять свои мысли вслух, если родители ежедневно будут соблюдать несложные рекомендации.

Видео по теме

Только родители могут передать ребенку знания о поведении в социуме. Эти знания помогут развить в нем самостоятельность и способность строить отношения с окружающими. Необходимо правильно объяснить малышу, что желать чего-то большего - это естественно.

Зачем необходимо уметь просить?


Не зная, как попросить, человек очень редко обращается к кому-либо с просьбой и у него нет надежды на положительный результат, а слово «нет» всегда воспринимается как поражение. В итоге трудности преодолеваются без поддержки, нет знаний построения отношений в семье и с окружающими. Для человека, умеющего высказывать свои просьбы, отказ не будет оскорблением, также он легко сможет убедить собеседника во всей необходимости и пользе своей просьбы. Такие люди достигают больших результатов.




Когда в семье есть ребенок, любящие родители готовы дать ему все самое лучшее. Но здесь есть опасность того, что он будет избалованным и капризным, так как требования с каждым разом возрастают, а получив отказ, такой ребенок устраивает истерики.


Чтобы избежать подобных последствий, родителям нужно сделать следующее:


  • Во-первых, ребенку стоит правильно объяснить причину своего отказа.

  • Во-вторых, нужно дать ребенку возможность высказать всю необходимость своей просьбы. Если он будет убедительно доказывать свою правоту и защищать свои интересы, значит он сможет вести диалог с окружающими, а родители свою очередь должны показать ребенку, что его мнение и желания не остаются незамеченными. Это повысит самооценку ребенка.

Просьбы мальчиков всегда звучат прямо, на подсознательном уровне. Их ставит в тупик отказ и возникает чувство тревоги. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего сына, а также нужно выяснить подробно причину расстройства мальчика, его чувства, возникшие при этом. Но явную помощь при этом предлагать не нужно.


Девочки, как правило, прямо не высказывают свои просьбы, а используют всяческие намеки. В итоге их могут не понять, и это может их сильно расстроить. Необходимо научить говорить о своей просьбе прямо и конкретно. При отказе девочке стоит выразить сочувствие и всячески ее поддержать.


Весьма распространенной для многих родителей проблемой являются ситуации, когда ребенок на любые просьбы, требования и просто устные высказывания родителей в свой адрес говорит: «нет».

Что же происходит в душе маленького человека в этот момент на самом деле? Скорее всего, говоря «нет» ребенок пытается защититься от вторжения в его внутренний мир. Таким образом он заявляет о себе как о личности, выделяет себя среди окружающих, утверждает свое право на собственное мнение, собственные интересы и собственную жизнь.

Бывает и так, что ребенок противится бесконечной опеке родителей, желая самостоятельности и независимости. Встречается и еще одна причина объяснений подобного рода отрицаний - ребенок не в состоянии определиться с тем, что ему нужно, сразу. Таким детям необходимо давать некоторое время для принятия решений. Наконец, есть дети, которые просто пресыщены обилием сладостей, развлечений и т. д., которые им доступны...

Что же делать, если родители сталкиваются с подобной ситуацией?

Во-первых, необходимо определить для ребенка достаточное пространство для проявления инициативы. Иными словами, дать ему побольше самостоятельности.

Во-вторых, следует задавать вопросы таким образом, чтобы у ребенка не было возможности ответить «нет». Например: «Какую книжку ты бы хотел почитать» (вместо «Будем читать книжку?»).

В-третьих, старайтесь быть менее категоричными и авторитарными, почаще используйте в речи местоимение «мы»: вместо «Садись есть суп», говорите «Сейчас мы будем есть суп». Здесь вроде как уже нельзя сказать «нет», потому что родитель как бы «вовлечен» в действие, а указывать родителю ребенок не может.

Психологи подчеркивают, что не нужно запрещать ребенку говорить «нет». Ведь во взрослой жизни у него обязательно будут ситуации, когда придется кому-то отказывать. Не перегружайте его развлечениями, сладостями и пр. Помните: во всем хороша мера. Наконец, последите за своей речью. Часто ли вы сами говорите «нет» супругу или супруге, родителям, коллегам? Возможно, пора поменять стиль собственной речи на менее категоричный? Что вы на это ответите: да или нет?


Полезное в сети

Отличным подарком маленькому ребенку будет детская лошадка качалка, которую можно купить на сайте baby-bibika.ru. Красивая лошадка-качалка деревянная, или меховая, очень похожа на настоящую, и надолго увлечет вашего малыша. Кроме развлечения, она будет развивать его вестибюлярный аппарат и координацию движений.