Стиль бурлеск в одежде. Звезды современного бурлеска

Бурлеск (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) – старинный жанр театральной пародии, основанный на античной комической поэзии, которая строилась на выражении серьезного содержания несоответствующими ему образами и стилистическими средствами.

История возникновения

Жанр бурлеск стал популярен в США в середине XIX века, а первой постановкой в этом стиле стало шоу Лидии Томпсон (Lidia Thompson) «Британские блондинки» (1868 год). Изначально в бурлесковых театральных постановках на сцене появлялись девушки, одетые в , и кружевные панталоны. Такие спектакли сочетали в себе сюжетную линию, дополненную легким стриптизом с элементами . Диалоги и монологи актеров содержали в себе эротический и шутливый подтекст, таким образом, бурлеск являлся в некотором роде эротической комедией. При этом визуальной составляющей шоу всегда уделялось намного больше внимания, чем смысловой . Было важно показать как можно больше красоты, актеры работали над своими движениями, жестикуляцией и мимикой, чтобы создать на сцене атмосферу обольщения.

С наибольшим развитием бурлеск-шоу стали все сильнее приближаться к стриптизу. Девушки, участвовавшие в них, во время представления снимали с себя все больше одежды, и в итоге стало допустимым оставаться на сцене только в маленьких трусиках. На грудь актрисы надевали накладки, закрывающие только соски. Часто эти накладки были украшены кисточками, которые вращались во время исполнения танцев. Так, бурлеск превратился в форму стриптиза, но более кокетливого, утонченного и пикантного. Уже тогда в бурлеске появились свои звезды, ими были Темпест Сторм (Tempest Storm), Бетти Пейдж (Bettie Page), Лили Сент Кир (Lili St. Cyr), Джипси Роза Ли (Gypsy Rose Lee) и другие.

В 1960-х годах – в эпоху сексуальной революции – истинный бурлеск начал терять свою былую популярность . Сначала в жанр пришел лозунг «меньше шоу, больше тела», а затем на смену ему пришли намного более откровенные шоу с элементами порнографии. Кокетство постановок стало постепенно угасать, все меньше внимания уделялось утонченному соблазну. И, хотя множество клубов еще украшали вывески со словом «Burlesque», сам он, фактически, был уже мертв.

Возрождение бурлеска

В 1990-х, казалось бы, исчезнувший из искусства бурлеск вновь начал набирать популярность. Большая заслуга в возрождении данного жанра принадлежит американской танцовщице и модели по имени (Dita von Teese) . Именно она привнесла в свои постановки тот шарм, грацию и те атрибуты, которые были свойственны бурлеску XIX века. Свои шоу Дита строила на огромном количестве деталей, в число которых обязательно входили корсеты, огромные перьевые веера, соблазнительное кружевное белье и так далее.

К 2000-годам бурлеск снова оказался на пике популярности. Все больше звезд шоу-бизнеса обращали внимание на этот жанр, снимали клипы в стиле бурлеск и организовывали .

В 2001 году на киноэкраны вышел мюзикл «Мулен Руж» , рассказывающий об одноименном парижском кабаре и бурлеске XIX века. В поддержку его саундтрека также было снято несколько видеоклипов, наиболее ярким из которых является видео на песню «Lady Marmalade» в исполнении Pink, Кристины Агилеры (Christina Aguilera), Lil’ Kim и Mya.

В 2005 году еще одним подобным фильмом стал «Миссис Хендерсон представляет» , рассказывающий об исторической фигуре — Лоре Хендерсон, купившей перед Второй мировой войной старый лондонский театр и восстановившей его.


Стиль бурлеск в одежде

Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему. У поклонниц бурлеска в почете узкие корсеты, кружевное белье, чулки, подвязки и пояса. Неотъемлемой частью шоу звезд жанра являются перьевые веера и другие атрибуты с перьями; костюмы обильно украшаются стразами. Они носят винтажные платья с пышными , меха, обувь на высоких шпильках, маленькие шляпки и кружевные или атласные перчатки.

В макияже звезд и приверженок бурлеска также доминирует ретро-характер. Это пин-ап стрелки на глазах, пышные ресницы, красная помада на губах, мушки и четко очерченные брови. Волосы девушки аккуратно укладывают сверху, а кончики завивают на щипцы или бигуди.

Звезды современного бурлеска

Дита фон Тиз – американская фотомодель, актриса и танцовщица. Одна из самых известных представительниц жанра, возродившая его в наши дни. Знаменита не только шоу в стиле бурлеск, но и множеством фотосессий. Одним из самых известных элементов шоу Диты является танец в бокале Мартини. Выпустила книгу под названием «Фетиш/Бурлеск и искусство обольщения», в которой высказывает свою точку зрения на историю зарождения бурлеска.

(Immodesty Blaize) – британская китч-икона, известная своими яркими шоу-постановками, в которых она то плескается в ванной, украшенной кристаллами , то скачет на игрушечной лошадке, то балансирует на огромной телефонной трубке. Иммодести также является автором нескольких романов.

(Gwendoline Lamour) – звезда бурлеска из Великобритании. Ее стиль основан на образах кинодив 1940-х годов.

Китти Кло – шотландка, создавшая интернет-сообщество «Министерство бурлеска». Ведет видеокурс «Бурлеск для начинающих» на собственном канале YouTube, сама себя называет «образцом непристойности и музой радости».

(Catherine D’Lish) - американская звезда бурлеска, обладательница более тридцати титулов в таких конкурсах профессиональных стриптизерш, как «Мисс голая Америка» и «Мисс эротика». Коллекционирует стрип-атрибутику.

Фанни Спанкингс (Fannie Spankings) – еще одна американка, приверженная бурлеску. Живет в Денвере, обладает званием «сладчайшего персика Колорадо», а каждую субботу она танцует в местном заведении Lannie’s Clocktower Cabaret.

Ла Контесса (La Contessa) – звезда бурлеска из Швеции. Является участницей коллектива Knicker Kittens, а также ставит собственные сольные шоу.

(Erochica Bamboo) – японская танцовщица, внесшая в свой бурлесковый образ элементы национальной культуры. Под шелковым кимоно она носит кружевной корсет, а кокетливый макияж скрывает под маской дракона.

– танцовщица бурлеска из России, обучавшаяся искусству винтажного стриптиза в Лондоне. Имеет белорусские корни. В 2006 году переехала в Москву, где создала собственный театр бурлеск-миниатюр «Шкатулка».

Аня Павлова - преподаватель бурлеска с шестилетним стажем и уникальным подходом. Сочетая знание психологии, истории бурлеска, теории музыки и любовь к своему делу, она выработала методику лёгкого развития собственного стиля и уверенности в себе .

Занятия по бурлеску помогут вам почувствовать себя уверенней в собственной красоте, собственной женственности и собственных силах, избавиться от навязанных обществом бессмысленных комплексов. Улучшатся осанка и походка (даже на самых амбициозных каблуках).

Вы научитесь слушать и слышать музыку и собственное тело , обращать внимание на ваши собственные удачные ракурсы и повороты головы, бросать томные взгляды и не стесняться улыбаться . Вы узнаете о том, что считалось соблазнительным в 1920е и 1950е и о том, как античные статуи учат нас лучше получаться на фотографиях . О том, кто придумал танец с веерами и огромные бокалы мартини. Вы научитесь легко и естественно двигаться под разную музыку и, конечно, снимать перчатку, чулок, пальто, лыжные штаны с невероятной грацией.

Бурлеск - это женственность и сексуальность на собственных правилах. Это сообщество единомышленниц, которые знают, чего стоят и на что способны и понимают, что красота и уверенность в себе не зависят от размера одежды, возраста и наличия в их жизни мужчины. Это сотни женщин по всему миру, которые гордо несут голову, ослепительно улыбаются и не стесняются гордиться собой.

А профессиональным танцовщицам exotic и pole dance занятия по бурлеску дают возможность научиться томности и изящности и получить новый заряд вдохновения для новых номеров и костюмов.

Аня Павлова ведёт регулярные интенсивы по бурлеску в Москве и Санкт-Петербурге . Узнать даты следующего можно на её странице на вКонтакте.

Также, доступны частные уроки , на которых всё внимание будет направлено только на вас и ваши пожелания. Занятия возможны как лично так и по скайпу.

Скоро выходите замуж? Как насчёт мастер-класса по бурлеску на вашем девичнике ? Девушки со всего мира проводят их именно так - в отличной компании и с бокалом-другим шампанского открывая для себя юмор и очарование бурлеска.

К 1930-м годам в Америке набрала популярность такая разновидность развлекательного театрального шоу, как бурлеск. Она сочетала в себе разговорные номера с выступлениями танцовщиц. Постепенно танцы стали более откровенным, а шутки и смех отошли на второй план. Одной из знаменитых артисток того времени была Зорита. Она удивляла публику своим танцем, в котором исполняла две партии сразу, но настоящий фурор бурлеск-дива произвела выступлениями со змеями практически обнаженной.




Настоящее имя танцовщицы Кэтрин Бойд. В восемнадцать лет она победила на конкурсе красоты, а в двадцать с головой окунулась в мир бурлеска, взяв себе псевдоним Зорита. Каждое выступление танцовщица старалась сделать запоминающимся. То она была жертвой паука, который своими «лапками» снимал с нее элементы одежды, то исполняла две партии сразу.


Многим запомнился ее танец «Половина и половина». Одна часть костюма артистки была выполнена в виде смокинга, а другая – платья. Зорита танцевала перед зрителями только в профиль, представая то в роли женщины, то мужчины. Это было настолько мастерски сделано, что казалось, будто бы на сцене находятся действительно два человека.




Зорита понимала, что для настоящей популярности мало просто красиво танцевать, нужно сделать так, чтобы всем запомниться. Девушка решила шокировать публику выступлениями со змеями. Она выходила на сцену практически обнаженная, держа на плечах питона. Для конца 1930-х и начала 1940-х годов танцы в стиле «ню» были, мягко говоря, неожиданностью. Публика осуждала Зориту за откровенные выступления, но все же шла смотреть, как под экзотическую музыку плавно двигается соблазнительная красотка.


Змеи не только прославили Зориту, но и привели ее к завершению карьеры. В 1942 танцовщицу арестовали за жестокое обращение к питомцам. Бурлеск-диву обвиняли в том, что перед каждым выступлением она завязывала рты своим змеям. В конце концов, Зориту выпустили под залог в 1500 долларов, но змей конфисковали.

Покончив с бурлеском, в 1954 году Зорита открыла несколько стриптиз-клубов. Она обучала танцовщиц премудростям своего ремесла, но главного секрета, как танцевать со змеями, так и не раскрыла.

Кто знает, может быть, если бы юная Дита фон Тиз настаивала на своей детской мечте стать великой балериной, танцевать бы ей сейчас в кордебалете и быть никому не известной... Дита, чье настоящее имя Хизер Рене Суит, росла в многодетной семье (у нее есть две сестры) в американском штате Мичиган, прилежно училась и каждый день посещала занятия в хореографическом классе. Родители Диты-Хизер никакого отношения к миру балета не имели, мама работала маникюршей в салоне, а папа - слесарем.

В 13 лет, когда Дита уже достигла успехов на танцевальном поприще, она вдруг осознала, что путь в Большой театр будет для нее слишком тернист - она была способной танцовщицей, но без выдающегося таланта, да к тому же не так-то просто балерине вырваться из родного Мичигана... В это же время юная Дита «слетела с катушек»: она сама признается, что в 14 лет лишилась девственности, забросила балет и устроилась работать продавщицей в магазин нижнего белья. Именно там у нее появилась страсть к роскошным кружевным изделиям. Даже в школу девочка стала надевать чулки с подвязками, ненароком демонстрируя свои «богатства» одноклассникам.

Дальше больше: свое умение танцевать Дита решила монетизировать - уволилась из магазина и устроилась танцовщицей гоу-гоу в ночной клуб. «Я пошла в танцовщицы, потому что мне хотелось приключений и развлечений, - рассказывает фон Тиз. - К тому же в том клубе все было вполне невинно - девушки танцевали в бикини под какую-то дурацкую рок-музыку. Мне стало скучно, и я переключилась на стриптиз в духе секс-символа 1950-х Бетти Пейдж. Я не помню, когда впервые по-настоящему разделась на публике - слишком уж часто этим занималась». В то же время девушка начала создавать свой уникальный образ, в котором мы видим ее сегодня. Первым делом натуральная блондинка Хизер перекрасилась в брюнетку. Затем танцовщица задумалась о смене имени на что-то более звучное. Имя «Дита» она взяла в честь кинозвезды 20-х годов Диты Парло, а фамилию «фон Тиз» просто выбрала наугад из телефонной книги. Так неудавшаяся балерина превратилась в стриптизершу. Само собой, подобное занятие не казалось родителям будущей звезды достойным похвалы, да и злачные места, которые она посещала, вряд ли можно было считать подходящими для молодой девушки. Но именно через стриптиз-бар фон Тиз сделала головокружительную карьеру. Она сама накладывала макияж, сама придумывала замысловатые костюмы и сценарий своих номеров, заметно отличаясь от других танцовщиц.

Свадебный переполох

Вот что Дита фон Тиз говорит про собственный свой образ: «Я целиком и полностью сфабрикована. Я сама себя сделала. Я так мажусь не потому, что у меня кожа плохая. Прекрасная у меня кожа! И вообще я без макияжа выгляжу на десять лет моложе». При этом королева бурлеска утверждает, что если бы не умелое использование косметики, она вряд ли стала бы тем, кем стала. Более того, звезда не скрывает, что пластические операции и ее не обошли стороной: «Не секрет, что я увеличила свою грудь. Это не что иное, как радикальная форма декоративной косметики». Еще одним шагом к популярности стала съемка мало кому известной Диты фон Тиз для журнала Playboy - она сразу оказалась на обложке! После откровенной фотосессии у танцовщицы не было отбоя от предложений, и она задумалась о том, чтобы создать собственное стриптиз-шоу с элементами бурлеска. Личная жизнь Диты в то время тоже налаживалась - на нее обратил внимание рок-музыкант Мэрлин Менсон. Фон Тиз не смутила устрашающая внешность будущего супруга - в конце концов, она сама прекрасно понимала, как сценический образ важен для достижения успеха. Вместе с Мэрлином они на целый год составили причудливую и заметную пару. О знакомстве с Менсоном Дита вспоминает с иронией: «Он попросил меня поучаствовать в одном из его видео, оставил сообщение на автоответчике. У него такая отвратительная дикция, ни слова не разберешь, мне послышалось, что меня приглашают в подростковую группу Hanson, тогда она была популярна. Я еще подумала: «Совсем уж с ума посходили!»

Как ни странно, общий язык Дита и Мэрлин нашли удивительно быстро. Фон Тиз потом рассказывала: «Я приехала к нему на встречу с бутылкой абсента. Удивительно, как абсент сближает людей!» Свадьба в старинном ирландском замке была роскошной и мрачной - сотню гостей развлекали иллюзионисты. Словом, торжество больше напоминало цирк Дю Солей, чем свадебную церемонию. Но что еще можно было ожидать от столь экстравагантной парочки? И хотя брак распался через год после измены музыканта, Дита фон Тиз об этом романе точно не жалеет - ее популярность за время отношений с рок-звездой вышла на новый уровень. Расставшись с возлюбленным, танцовщица решилась на один из самых смелых экспериментов в своей карьере - снялась в порнофильме в качестве главной звезды. Само собой, Дита делала ставку не столько на секс, сколько на свои роскошные корсеты, чулки и перчатки.

Не выходя из образа

Собственный стиль Дита фон Тиз нашла, еще будучи подростком, так что теперь за трендами она не гонится. По словам звезды, в ее шкафу вряд ли можно найти хотя бы одну пару джинс, но зато пышных юбок и платьев в стиле 40-х годов столько, что позавидовали бы даже костюмеры крупной киностудии! Красавица не разделяет обычную жизнь или сценическую - даже в спортзал она надевает белье в стиле пин-ап, а на прогулку с собакой идет при полном параде. «Конечно, я часто хожу на модные показы, читаю Vogue и всегда отмечаю какие-то находки, но это не означает, что все, что мы видим, нужно на себя надевать. Выбирать стоит только то, что подходит именно вам и дополняет ваш стиль, хорошо подчеркивает и тело, и индивидуальность», - считает Дита. Кстати, об индивидуальности. Несколько лет назад фон Тиз решила, что нижнее белье, которому она по собственному признанию «поклоняется», пришло время придумывать самой. Звезда запустила коллекцию сексуального женского белья, которое теперь пользуется успехом по всему миру. «Я очень люблю эту работу, знаете, я ведь еще в 15 лет работала в магазине женского белья, и тогда мечтала создать что-то свое, вернуть стиль ретро в женский гардероб, привнести в него элементы шоу, - рассказывает Дита. - Я так долго мечтала о создании своей собственной линии, и теперь, когда моя мечта сбылась, я безумно счастлива и пока не собираюсь переключаться на новые проекты».