Летний краткосрочный проект для детского сада. Творческий проект в старшей группе «Лето — это маленькая жизнь Проект летней оздоровительной работы в старшей группе
Лето прекрасное время года. Летом представляются отличные возможности для развития дошкольников. В то же время есть прекрасная возможность закрепить правила безопасного поведения на природе. Летом можно предложить детям различные виды деятельности, которые можно провести на свежем воздухе. Это и игровая деятельность, развитие познавательных интересов и расширение представлений детей об окружающем мире и самая важная деятельность непосредственное наблюдение.
Информационная карта проекта
Проект:
«Лето и мы».
Продолжительность:
долгосрочный.
Тип проекта:
познавательно-творческий.
Образовательная область:
познание.
Участники:
дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в МКУСРЦН «Полярная звезда».
Срок реализации:
три месяца с 1 июня до 30 августа.
Проблема:
низкий уровень знаний об окружающем мире и незнание правил безопасного поведения так как дети воспитывались в асоциальных семьях.
Цель:
расширение представлений детей об окружающем мире, изучение правил безопасного поведения в природе.
Задачи:
1. Обобщить и расширить представления детей об окружающем мире.
2. Изучить правила поведения в природе.
3. Воспитание любознательности и любви к природе.
Продукты проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный.
1. Сбор и изучение материала по теме проекта (стихи, песни, иллюстрации, загадки).
2. Подобрать и оформить выставку иллюстраций «Животные», «Насекомые», «Правила поведения в природе», «Ядовитые растения и грибы».
3. Подготовить материал для опытов на воздухе.
Этапы реализации через различные виды деятельности:
I направление
– здоровье и физическое развитие.
1. Цикл бесед: «Опасности в природе».
2. Веселые старты.
3. Оздоровительная ходьба.
4. Подвижные игры.
II направление
– экологическое воспитание.
1. Наблюдение в природе.
2. Познавательное занятие «Летняя прогулка в лесу».
3. Изготовления гербария «Лекарственные растения».
4. Что растет на грядке? (выставка поделок).
III направление
– речевое развитие.
1. Заучивание стихотворений о природе и ее обитателей.
2. Кукольный театр « Лесные опасности».
3. Конкурс загадок «Лесные загадки».
4. Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы о природе.
5. Просматривание обучающих передач.
6. Просмотр различных презентаций о природе.
IV направление
– игровая деятельность.
1. Дидактические игры на тему «Природа. Животные. Птицы».
2. Дидактические игры и упражнения в песочнице.
3. Игровые упражнения и эстафеты.
V направление
– детское экспериментирование.
1. Проведение опытов с детьми в природе.
2. Игры с камнями и песком.
3. Беседа «Что у нас под ногами?»
VI направление
– изобразительная деятельность.
1. Изготовление из бумаги «Прыгающие лягушата», «Бабочка», «Животные в лесу» (Оригами).
2. Рисование на тему «Ягодка за ягодкой» «Цыпленок».
3. Аппликация «Деревья в лесу».
4. Лепка «Фрукты: яблоко и груша».
5. Рисование на асфальте.
6. Рисование на песке.
7. Рисование природы и лесных обитателей.
8. Конкурс поделок из природного материала.
Завершающий этап
1. Создание альбома «Лесные зверята».
2. Изготовление коллажа «Правила безопасного поведения».
3. Создание альбома об обитателях планеты.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире.
2. Получение знаний о безопасном поведение в природе.
Юлия Скороходько
редлагаю вашему вниманию летний проект на тему : "Радостное лето ".
Продолжительность проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно -творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Актуальность : Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости и здоровья. Немаловажным является то, что основную часть времени дети находятся на воздухе. Увеличение времени на свежем воздухе даст возможность для формирования здорового образа, повышения двигательной активности, обогащение знаний детей о природе летом .
Цель проекта : Расширить представление детей о лете, стимулировать познавательный интерес.
Задачи проекта :
Для детей : Сформировать представления о лете, как времени года, его существенных признаках; развивать интерес к природе.
Способствовать развитию двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и сообразительности.
Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и охранять природу.
Для педагогов :
Организовать оптимальный двигательный режим в течении дня, совершенствовать физические качества детей.
Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Для родителей :
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Познавательно просвещение родителей по теме проекта .
Укрепление детско - родительских отношений.
Продукты проекта :
Для детей :
Оформление выставки рисунков о лете.
Для педагогов :
Подбор познавательного материала и художественной литературы по теме.
Для родителей :
Оформление фото выставки "Радостное лето ".
Дни недели Образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Понедельник Рассказ - беседа "Что мы знаем о лете?"
Задачи :
Образовательная :Закрепить в сознании детей признаки лета, сезонные изменения в природе, связанные с летними переменами.
Воспитательная :Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней.
Развивающая : развитие логического мышления и долговременной памяти. Д/и «Что раньше- что потом?» -
учить детей логически мыслить.
Чтение А. Усачёва
«Что такое лето ?» Рассматривание иллюстраций с временем года "Лето ". Введение родителей в тему проекта "Разноцветное лето "
Вторник Рисование по замыслу
«Здравствуй лето »
Задачи :
Формировать воображение. Развивать умение составлять несложный сюжет. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Беседа : «Как вести себя
в жару на участке»
Цель : и учить детей без
напоминания взрослых надевать
головной убор (панамку, кепку
П/и "Охотник и зайцы" -
развитие двигательной
активности. Вынести на веранду иллюстрации о лете. Понаблюдать кто из детей заинтересуется. Рекомендации : "Солнце доброе и зло"
Среда Наблюдение на огороде
"Отличие сорняков от растений"
Цель : учить отличать сорняки от растений. Беседа : "Что растет на нашем огороде"
Цель : способствовать расширению и углублению представлений детей об овощах средствами интеграции речевой, познавательной и творческой деятельности.
Н/и «Времена года» -закрепить
знания о признаках лета. Сюжетно – ролевые игры :
"Магазин – Овощи, фрукты".
Соревнования "Сбей кеглю" Консультация :«Солнце,
воздух и вода –
наши верные друзья»
Четверг Лепка
"Овощи и фрукты полезные для здоровья".
Образовательные :
Учить детей описывать овощи и фрукты по их характерным признакам (цвет, форма, вкус) ;
Развивающие :
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение) ;
Воспитательные :
Воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов; Отгадывание загадок о лете и его признаках.
Чтение К. Ушинский «Летом
Д/и «Найди рисунки о лете»
Закреплять умение находить
признаки лета
Театрализованные игры "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок". Подбор художественной литературы о лете.
Пятница Рисование
Радуга -дуга"
образовательные – продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях.
развивающие – развивать чувство цвета.
воспитательные –воспитывать эстетическое отношение к природе.
Викторина «Лето- лето к нам пришло » .
Цель :создание эмоционального радостного настроения , развитие логики, закрепление знаний времен года, погодных условий, названия цветов, развитие произвольного внимания, быстроты реакции, умения работать в коллективе, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Внести в изо уголок бумагу,краски и карандаши. Понаблюдать за умением детей придумывать различные сюжеты по данной теме. Оформление выставки рисунков "Разноцветное лето "
Публикации по теме:
Летний проект «Лето - радости пора» Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальность темы. Лето удивительная и благодатная пора, когда дети.
Педагогический проект в средней группе «Разноцветное лето» Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой. Срок реализации: 3 месяца Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет, воспитатель.
В предверии Нового года по детским садам проходят ежегодные конкурсы на лучшую поделку к рождеству и к Новому году. Вот и в нашем саду был.
Проект «Яркое лето!!!» Возраст: 2–3 года (1-ая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 муниципального образования «Город Донецк» Проект «Яркое лето!».
Татьяна Фирсова
Проект в старшей группе «Ах, лето!»
Проект
На тему : «Ах, лето » .
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность : краткосрочный.
Участники : дети старшей группы , воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность :
Лето - благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья детей, поэтому необходимо использовать в полной мере благоприятные условия летнего времени. Большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, поэтому мероприятия, запланированные в реализации данного проекта , направлены на достижение цели – сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей, полностью удовлетворить потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Участвуя в мероприятиях, дети смогут развивать двигательные умения и навыки, приобрести интерес к получению новых знаний об окружающей среде через беседы, показать имеющиеся знания в процессе подвижных игр, развлечений. В доброжелательной непринужденной обстановке вовлечения в игры, детям предоставляется возможность вступить в сотрудничество друг с другом и с воспитателем, а также помогать, поддерживать, сопереживать.
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью.
2. Способствовать развитию двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и сообразительности.
3. Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире.
4. Воспитывать у детей позицию созидателей и помощников природы, общение друг с другом.
5. Развивать способности детей в различных видах художественно – эстетической деятельности.
6. Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Предполагаемый результат :
Сохранение и укрепление здоровья детей,
Снижения уровня заболеваемости,
Привитие детям навыков экологической культуры,
Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем.
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
Разработка конспектов ОД;
Подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
Подбор художественного материала;
Подготовка для родителей информационных листов, оформление папок – передвижек по теме лето ;
Подборка материала к оформлению стенда «Вот, оно какое наше лето »
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Ах, лето »
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим :
«Лес летом . Краски леса»
«Приметы лета»
Конструирование и ручной труд из природного материала :
Совместные поделки взрослых и детей на тему «Летняя жизнь»
Беседы :
«Вот, оно какое наше лето » .
«Лекарственные растения»
Цикл наблюдений :
За изменениями природы летом , во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, дождём)
За красотой летних красок
За цветником
За насекомыми
За деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки : «Наблюдение за летом »
Оздоровительный маршрут «Тропа здоровья»
Экспериментирование :
«Опыты с глиной, песком, водой,солнцем»
развитие Творческое рассказывание детей по темам :
«Как мы гуляем на участке»
«Как играем»
Рассматривание иллюстраций о лете, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок о лете.
Чтение художественной литературы :
Стихи В. Степанова «Родная природа» ,А. Толстой «Колокольчики мои.» , В. Орлов «Ты скажи мне, реченька» ,Т. Волгина «мы на луг ходили» , Берестова «Песочница» и др. Загадки. Пословицы о лете.
Рассказы В,В. Бьянка «Приключение Муравьишки» , «первая охота» , «Подкидыш» . Сказки «война грибов с ягодами» , «Айболит» Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива И тд.
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры : «Семья –на отдыхе» , «В магазине» . Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение»
Дидактические игры : «Грибная полянка» , «Времена года» , «Узнай по описанию» , «Чудесный мешочек» , «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!» ,» назови цветочек?».
Игры – драматизации : «Айболит» , «Кораблик» .
Трудовая деятельность :
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков)
Украшение участка к лету
Беседа : «Летние хлопоты людей и животных»
Беседы по ОБЖ :
«Съедобное и несъедобное?»
«Как вести себя в лесу?»
Художественно-эстетическое
развитие Аппликация :
«На пляжу»
«На лугу»
Рисование :
«Ах, Лето !»
«Животные мир, летом »
«Дети на летнее прогулке» (коллективная работа)
«Цветочная полянка»
Рассматривание картин о лете
Самостоятельная художественная деятельность :
Рисование «на лесной опушке» нетрадиционная техника (Тычкование)
Рисование «Краски лета» на асфальте
Слушание музыкальных произведений :
Песенка дождя
Досуги, развлечения :
«Час загадки» (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки)
Развлечение «Остров сокровищ»
Оздоровительный маршрут «Тропа здоровья» (экология)
Спортивный досуг «Опасное путешествие»
Физическое
развитие Беседы :
«Как одеваться летом ?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры :
«Съедобное - несъедобное!»
«Я знаю 5 названий!»
«У медведя во бору»
«На рыбалке»
Игры – соревнования :
«Сильный, смелый, ловкий»
Закаливание :
Физкультминутки
Солнечные ванны
Воздушные ванны
Хождение босиком
Пальчиковая гимнастика
Мероприятия по работе с родителями :
Стендовая информация для родителей, консультация ««Обучайте ребёнка правилам общения незнакомыми людьми» , «Чем занять ребёнка на прогулке» . Памятка «Солнце друг или враг»
Изготовление папки – передвижки на тему «Лето » .
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
Конкурс семейных поделок «Лето » ;
Продукт проектной деятельности :
Семейные поделки на тему : Лето
Оформление веранды
Создание стенда «Вот, оно какое наше лето »
Презентация проекта
Результаты проектной деятельности :
В результате проекта у детей пополнились , систематизировались знания и представления об летних изменениях в природе, о красоте лета;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками летней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством, спортом вести здоровый образ жизни.
Работать сообща над общим проектом ;
Родителей приняли активное участие в реализации проекта .
Творческий долгосрочный проект для детей младшей возрастной группы
Тип проекта: Творческий (по Л. В. Киселевой)
Срок реализации проекта: Долгосрочный (2, 5 месяца с 25 мая по 15 июля)
Участники проекта: Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители
Количество участников: Коллективный
Актуальность проекта: Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей возрастной группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Непосредственно - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком, воздушные и солнечные ванны обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребенка и проведения интересного досуга в семье.
Проблема проекта: Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? и т.д. В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан данный проект. Последовательное осуществление задач проекта принесут ответы на интересующие детей вопросы.
Риски проекта: Неблагоприятные условия погоды.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Продукт проекта: Оформление фотоальбома «Играем, наблюдаем, экспериментируем», выставка поделок родителей с детьми «Летняя сказка».
Задачи проекта:
1. Учить детей отмечать летние изменения в природе;
2. Учить детей передавать образы в продуктивной деятельности;
3. Формировать у детей умения слушать и понимать художественное слово;
4. Учить детей экспериментировать, делать опыты с водой, песком, камешками;
5. Формировать у детей элементарные знания о здоровом образе жизни;
6. Формировать у детей представления о взаимосвязи природы с человеком;
7. Учить детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру;
8. Формировать у детей умения самостоятельно выполнять основные движения, общеразвивающие упражнения и действовать с предметами;
9. Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание;
10. Развивать у детей сенсорные представления;
11. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
12. Воспитывать эстетический вкус;
13. Воспитывать у детей умения взаимодействовать в коллективе;
14. Воспитать у детей правильное отношение к правилам безопасности по пребыванию их на солнце;
15. Обогащать словарь детей новыми словами, активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами.
Задачи для педагогов:
1. Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
2. Подвести детей и родителей к проблемной ситуации проекта и ее решения;
3. Разработать этапы работы над проектом;
4. Подготовка атрибутов для игр, НОД, развлечения.
Ожидаемый результат для педагогов:
1. Объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей знаний, умений, навыков в ходе реализации проекта;
Ожидаемый результат для детей:
1. Обогащение знаний о сезонных явлениях природы;
2. Формирование у детей умений экспериментировать;
3. Формирование у детей знаний о здоровье;
4. Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом и с родителями.
Ожидаемый результат для родителей:
1. Активизация работы по реализации проекта;
2. Формирование интереса к проведению интересного досуга в семье.
1. Подготовительный этап
Формы работы с детьми:
1. Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о лете («Наступило лето», «Зачем нужны солнце и дождик», «Погода летом», «Летняя одежда», и т.д.), проведение игровых ситуаций;
2. Чтение и заучивание стихотворений, потешек, закличек, загадок о лете с рассматриванием иллюстраций, картин о лете.
Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:
- консультация «Роль подвижных и дидактических игр в жизни ребенка»;
- круглый стол «Актуальность проекта «Разноцветное лето»;
- папки – передвижки: «Учимся наблюдать и экспериментировать», «Развиваемся, играя», «Учим вместе» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- мастер – класс «Цветы из пластиковых стаканчиков;
- домашние творческие задания;
- создание картотеки подвижных и пальчиковых игр.
Продукт проекта: Альбом «Играем, наблюдаем, экспериментируем», выставка поделок «Летняя сказка».
2. Основной этап
Содержание проекта:
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по ознакомлению с окружающим миром «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…».
- НОД интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Тут и там, там и тут одуванчики цветут…».
- НОД по ознакомлению с художественной литературой « Дождик» (заучивание стихотворения З. Александрова).
- НОД по развитию речи «Деревья нашего участка» (рассматривание картины).
- НОД по рисованию «Солнышко лучистое, улыбнулось весело».
- НОД по лепке «Солнышко».
- НОД по физической культуре «Песочные круги и квадратики».
- НОД по физической культуре «Цветочная клумба».
- Развлечение «Здравствуй, лето!».
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Солнышко, покажись!», разучивание заклички «Солнышко-колоколнышко».
- Наблюдение за дождиком. Разучивание потешек: «Дождик, дождик, припусти…», «Дождик, дождик поливай…».
- Наблюдение за облаками и тучками. Чтение стихотворений: С. Михалков «Облака, облака – кучерявые бока…» и Г. Османова «Тучка с солнышком опять, в прятки начали играть…».
- Наблюдение за ветром. Чтение стихотворения А. Тесленко «Дует свежий ветерок…».
- Наблюдение за травкой, одуванчиками. Чтение стихотворение Е. Серовой «Одуванчик», потешка: «Травка-муравка со сна поднялась…». Плетение венка из одуванчиков.
- Наблюдение за бабочками, божьей коровкой. Чтение стихотворений: «Божья коровка улети на небо…», Г. Ряскина «На лесной полянке чудо, на цветочках бантики…».
- Наблюдение за деревьями. Чтение стихотворения: «Листочки рябины, словно монетки, ими любуются малые детки…», И. Наумов «У задумчивой березки, на ветвях висят сережки…».
Опытно- экспериментальная деятельность:
- Опыт «Влияние солнечного света для жизни на Земле».
- Опыт «Шарики-капельки».
- Опыт «Султанчики или флажки».
- Опыт «Дуем, дуем ветерок».
- Опыт «Сыпучий песок».
- Опыт «Мокрый песок».
- Опыт «Рисуем на песке».
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»;
- «У медведя во бору»;
- «Хоровод»;
- «Карусель»;
- «Медведь и пчелки»;
- «На полянке»;
- «Бабочки и стрижи»;
- «Полетели птички»;
- Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
- Игра-ситуация «Цветочная поляна.
Дидактические игры:
- «Подбери серединку к цветку и бабочке»;
- «Подбери колеса к машине»;
- «Геометрическая мозаика»;
- «Выложи узор по схеме»;
- «С какого дерева листочек»;
- «Назови дерево»;
- «Какого цветка не стало».
- Пальчиковые игры:
- «Насекомые»;
- «Бабочка»;
- «Колокольчики»;
- «Дождик»;
- «Жук»;
- «Солнышко-ведрышко».
Комплексы утренней гимнастики:
- «Солнышко лучистое» (с элементами дыхательной гимнастики);
- «Поход в лес» (с элементами корригирующей гимнастики);
- «Бабочки» (с элементами дыхательной гимнастики);
- «Жучки-паучки» (с элементами корригирующей гимнастики);
- «В гостях у солнышка» (комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения).
3. Заключительный этап
Содержание итоговых мероприятий проекта:
1. Презентация фотоальбома «Играем, наблюдаем, экспериментируем.
2. Выставка поделок родителей с детьми «Летняя сказка».
3. Презентация проекта.
Использованная литература
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» -М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам». Младший возраст – М.: Владос, 2001. – 272 с.
4. «Детские частушки, шутки, прибаутки» / под ред. Бахметьевой Т.И., Соколовой Г.Т. – Ярославль, 2004. – 224 с.
5. Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет» - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
6. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
7. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 48 с.
8. Соколова Ю.А. «игры с пальчиками» - М.: Эксмо, 2005. – 48 с.
9. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Янушко Е.А. « Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
11. Янушко Е.А. 2Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» -М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.
12. Материалы интернет сети.