Условные обозначения схема вязания крючком. Виды петель для вязания крючком

Начинающим рукодельницам бывает трудно понять как читать схемы вязания крючком . Возникают сложности с определением направления работы или начала ряда, встречаются разночтения в условных обозначениях.

Существует ряд правил, позволяющих легко и безошибочно расшифровывать схемы вязания крючком.

Тут вы найдете все существующие на сегодня обозначения при вязании крючком, а вопрос о том, как читать схемы вязания крючком, станет для вас не актуальным!

Обычно тематические журналы или отдельные схемы сопровождаются списком используемых условных обозначений.
Однако существуют стандартные или наиболее часто используемые символы, которые составляют своеобразную азбуку.

Обозначения при вязании крючком

Это, как правило, стилизованные знаки самих элементов вязки.

Воздушную петлю (возд. п.) обычно изображают в виде белого полого либо черного закрашенного кружка. Если он имеет слегка удлиненную, овальную форму

То петля должна быть вытянутой.

Несколько последовательных кружков или дуга с цифрой применяются для обозначения цепочки возд. петель, цифра показывает их количество. 

– замкнутая цепочка из 3-4 возд. п. – пико.

Иногда черная точка может символизировать начало работы, полупетлю или соединительный столбик (соед. ст.). Еще одним обозначением соед. ст или полустолбика является полукруг

Большой белый кружок с цифрой внутри, например, такой:

Используется для обозначения первого ряда в круговом вязании. Цифра в центре показывает из скольких петель он состоит.

Такой же кружок без цифры расшифровывается как кольцо из пряжи.

Различные столбики в схемах обозначаются вертикальными линиями с поперечными насечками или без. Знаки +, ┬ или × используются для указания места провязывания столбика без накида (ст. б/н).

Вертикальная палочка служит для обозначения полустолбика или ст. б/н. По количеству насечек на ней определяется число накидов (ст. /1н., ст. /2н.). Полукруг под столбиком

помогает отличить обычный элемент от рельефного. Причем, если полукруг открыт с правой стороны, то знак означает утопающий изнаночный ст. или «за работой».

Если с левой стороны, то выступающий лицевой ст. или «перед работой».

Группы столбиков, провязанных из одной петли или объединенных в одну петлю, обозначаются в виде исходящих из одной точки

или сходящихся к одной точке

наклонных линий. В месте выполнения скрещенного столбика с накидом ставят такой знак:

Если между этими столбиками необходимо сделать перемычку из возд. п., то на схеме можно увидеть такой символ:

Также из обозначений при вязании крючком можно узнать количество накидов на столбиках.

Направление вязки

На следующем этапе расшифровка схем вязания крючком потребует определения первого и последнего рядов, а также направления работы. Прямоугольное полотно выполняется прямыми и обратными рядами.

Воздушная цепочка, с которой оно начинается, считается нулевым рядом и не учитывается в расчетах. Все нечетные лицевые ряды выполняются справа налево, а четные изнаночные – слева направо.

Иногда, для упрощения восприятия схемы, каждый ряд в ней окрашен в определенный цвет.

Круговое вязание выполняется по замкнутым концентрическим рядам. Для тех, кто не знает как читать схемы вязания крючком, бывает сложно определить место начала нового ряда и его направление.

Круглые или квадратные мотивы выполняются от центра к краям против часовой стрелки. В начале каждого нового ряда делают одну или несколько петель подъема, а в конце – соед. ст.

По ним можно определить, где кончается один ряд и начинается следующий.

Если не делать петель подъема и соед. ст., то получится мотив, связанный по спирали.

Раппорт узора

Повторяющаяся часть узора – раппорт – может выделяться на схеме двумя способами:

  • линиями или квадратными скобками;
  • звездочками *;
  • другим цветом.

Зная количество петель и рядов в одном раппорте, а также его ширину и высоту в сантиметрах, можно легко посчитать число петель необходимых для создания полотна определенных размеров.

На круговой схеме часто изображают только один из раппортов-секторов. Чтобы полотно не было волнистым или конусообразным, необходимо правильно рассчитать их количество.

Для этого число элементов узора в последнем полном ряду, который изображен на схеме, делят на число элементов, составляющих основание изображенного сегмента.

Именно столько раз должен повторяться раппорт при вязании кругового мотива.

У каждого своя история обучения вязанию крючком. Она может идти из самого детства, от бабушки-рукодельницы. А может начинаться уже в зрелом возрасте со специальных курсов или видеоуроков. Существует много , но почему-то в большинстве из них упускается один важный момент. Научившись вязать основные петли, рукодельницы задают вопрос: как читать схемы для вязания крючком? Ведь умение их расшифровывать требуется для вязания более чем половины всех изделий.

Схема вязания узора «Тюльпаны» крючком

Популярность схем для вязания крючком обоснованна. Они востребованы, потому что:

  • заменяют описания длиной в несколько страниц;
  • дают возможность как бы посмотреть на узор, еще не связав его (в отличие от схем для вязания спицами);
  • легко перерисовываются в тетрадь или блокнот;
  • обычно представлены при помощи стандартных условных обозначений.

Навигация по статье

Виды схем для вязания крючком

Существует два вида схем для вязания крючком:

  • схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
  • схемы для вязания круглого, овального или квадратного полотна (круговыми рядами).

В них используются одни и те же условные обозначения, однако правила чтения значительно отличаются. Об этом мы еще поговорим в данной статье.

Основные условные обозначения

На всех схемах для вязания крючком петли обозначаются примерно одинаково — одними и теми же значками. Бывает, что они не полностью совпадают с общепринятыми. Но настолько похожи, что нормально воспринимаются без дополнительной расшифровки.

Умение быстро разбираться в схемах приходит с опытом. Внешний вид схемы зависит от того, как она сделана. Существует множество компьютерных программ и сайтов в интернете для создания схем. Рукодельницы, занимающиеся вязанием продолжительное время, знают особенности схем, составленных в каждом из таких сервисов. К вам тоже придет это с опытом.

Основные условные обозначения для вязания крючком — ниже.

Черточки на столбиках

Один из наиболее популярных вопросов новичков: что означают черточки на столбиках в схемах для вязания крючком?

Как правило, количество черточек обозначает количество накидов . Наиболее популярная петля — столбик с одним накидом. Слово «один» чаще всего выбрасывается, остается просто «столбик с накидом». Столбики с двумя накидами используются достаточно редко, с большим количеством накидов — еще реже. Принцип их вязания такой же, но нужно набросить нить на крючок не один, а большее количество раз.

Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора

Существуют незыблемые принципы чтения схем для вязания крючком, которые соблюдаются везде и всеми. Именно о них — ниже.

Поворотные ряды

Вязание поворотными рядами — стандартный вид вязания крючком, обычно объясняемый новичкам. Пример схемы для такого вязания вы видите ниже.

Схема узора «Попкорн» крючком

Начало вязания . Вязание начинается с нижнего правого угла схемы. Рядом с первым рядом обычно стоит цифра «1», а в некоторых случаях текстом указано, что следует читать схему именно отсюда.

Направление вязания . Схемы для вязания поворотными рядами читаются справа налево, снизу вверх. Если говорить точнее, справа налево читаются нечетные ряды, а четные ряды — слева направо. Обычно номер ряда стоит с той стороны, с которой его следует читать (нечетные — справа, четные — слева). Схема, приведенная выше, под это правило не попадает.

Так называют часть рисунка, его «ячейка», которая постоянно повторяется. Раппорт узора измеряется количественно — в петлях, которые нужны для вязания этой части рисунка. Обычно он указан под первым рядом, иногда обозначается как «MS». Есть схемы, в которых указан и раппорт рисунка в высоту — это нужно, когда рисунок повторяется через определенное количество рядов.

Петли подъема . Обратите внимание — каждый ряд в вязании поворотными рядами начинается с кружочков. Ими обозначены воздушные петли (см. условные обозначения), они служат для перехода между рядами. Следовательно, где воздушные петли подъема, там начало ряда. Количество петель зависит от высоты ряда. Например, если ряд в целом связан столбиками без накида, понадобится одна воздушная петля подъема.

Круговое вязание

Вязание по кругу не менее распространено, чем вязание поворотными рядами. Оно используется при изготовлении , скатертей, прихваток, шапок, джемперов и много другого. При вязании по кругу можно получить круг, овал, квадрат или прямоугольник.

Пример схемы для кругового вязания крючком — ниже.

Африканский цветок из пяти лепестков

Начало вязания . Вязание начинается из середины круга: из кольца из воздушных петель или из кольца амигуруми. В большинстве источников это называется базовым или начальным рядом, а цифрой не обозначается. Далее ряды обозначаются цифрами.

Направление вязания . Схемы читаются от начала вязания — с середины круга. Ряды идут против часовой стрелки. Это значит, что после петель подъема столбики идут как бы влево.

Раппорт узора . В круговом вязании это понятие не используется, так как с каждым рядом обычно меняется рисунок и всегда прибавляется количество петель — полотно расширяется.

Петли подъема . Могут использоваться или не использоваться. Если вязание по кругу идет с использованием петель подъема, вы увидите их на схеме в виде идущих вверх кружочков в начале каждого ряда. Они каждый раз будут располагаться друг над другом. Можно вязать по кругу без петель подъема — это называется вязанием по спирали. Подробнее об этом в другой статье.

Пример чтения схемы для вязания крючком

Отработаем навык чтения схем для вязания крючком на реальном примере. Возьмем простую схему . Ее вы видите ниже.

Схема узора «Галочки» с расположением галочек одна над другой

Разбор обозначений

Начало вязания . На данной схеме нет номеров рядов. Значит, определим начало вязания, исходя из общего принципа. Найдем нижний правый угол — в нем видим три петли подъема. Значит, это начало вязания.

Направление вязания . Первый ряд будем вязать справа налево, второй — наоборот. В начале каждого ряда вы видите воздушные петли подъема — ориентируйтесь на них.

Раппорт узора . На данной схеме не обозначен, но составляет 3 петли. То есть, рисунок повторяется каждые три петли. Обратите внимание — для симметрии рисунка дополнительно набирается 2 петли.

Виды петель . В узоре «Галочки» используется всего два вида петель — воздушные петли и столбики с одним накидом. Вы можете сопоставить их с условными обозначениями.

Процесс вязания

Набрать петли. Их число должно быть кратно 3 (потому что раппорт рисунка — 3 петли). Дополнительно наберем 2 петли для симметрии.

Вяжем справа налево. 3 воздушных петли подъема, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю, *2 петли пропустить, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю * — повторять до конца ряда. Закончить ряд 1 столбиком с накидом в последнюю петлю.

Данный узор очень прост, поэтому все последующие ряды вяжутся точно так же. Если бы следующий ряд был другим, на схеме мы бы читали его слева направо.

Схема прочитана! Да, это очень просто. Любой другой узор читается не сложнее. Теперь вы знаете, как правильно читать схемы для вязания крючком.

Условные обозначения при вязании крючком - это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Вязание крючком Условные обозначения с описанием

Условное обозначение
Изображение и описание

Воздушная петля


Вводим крючок в петельку, образованную из нити, захватываем рабочую нить и протягиваем к себе. Слегка затягиваем образовавшуюся петлю, потянув за свободный конец нити. Это первая воздушная петля в нашей цепочке.

Столбик без накида


Связав цепочку из воздушных петель необходимой длины, разворачиваем ее и начинаем вязать первый столбик без накида. Крючок вводим во вторую от начала цепочки петлю, захватываем нить и протягиваем к себе. На крючке образуются 2 петельки. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе эти петли.

Полустолбик с накидом


Делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее одновременно через все три петли, находящиеся на крючке.

Столбик с накидом


Вначале, как и в предыдущем случае, делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее, только теперь не через три петли одновременно, как в полустолбике с накидом, а через первые две петли, третью не трогаем.


На крючке у нас сейчас находятся две петельки. Опять захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее через эти две петли.

Столбик с двумя накидами


Делаем двойной накид, то есть, накидываем на крючок рабочую нить два раза, как показано на картинке. Вводим крючок в пятую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - четыре петли.


Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее через первые две петли, находящиеся на крючке. На крючке у нас образовалось три петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли, находящиеся на крючке. Теперь на крючке осталось две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через эти две последние петли.

Столбик с тремя накидами


Для того, чтобы получить столбик с тремя накидами, заводим на крючок три накида рабочей нитью, как на рисунке. Вводим крючок в шестую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - пять петель (каждый накид, накинутый вначале на крючок, считаем за одну петлю). После этого четырежды проделываем следующую операцию: захватываем рабочую нить и протягиваем ее через две петли, расположенные ближе всего к головке крючка. Подобным образом провязываем попарно все петли с крючка до тех пор, пока на крючке останется всего одна петля.
Аналогичным образом вяжутся петли с четырьмя, пятью и более накидами. Но петли с большим количеством накидов используются редко.

Закрученный столбик


Вводим крючок под первую петлю предыдущего ряда приемом "за обе стенки", захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю на себя. На крючке находятся две петли. Разворачиваем крючок с петлями вокруг своей оси. Захватываем рабочую нить и протягиваем ее через перекрученные петли столбика.


Вводим крючок под следующую петлю предыдущего ряда, повторяем предыдущую операцию: поворачиваем петли, провязываем. Связанный таким способом ряд получается объемным и красивым.

Полустолбик
или
Соединительная петля


Крючок вводим в первую петлю цепочки. На крючке у нас находится две петли. Захватываем рабочую нить и просто протягиваем ее через обе эти петли. Это и есть полустолбик.
Этот элемент вязания часто используется для соединения деталей между собой, а также для смыкания цепочки в круговом вязании, как изображено на рисунке справа.
В этом случае водим крючок в начальную петлю противоположного от крючка края цепочки. На крючке - две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе петли одновременно. Замкнули кольцо. Далее можно продолжать вязание по кругу.

Полустолбик с накидом с ребром


Этот элемент представляет собой разновидность полустолбика с накидом, когда его провязывают, вводя крючок за одну стенку петли предыдущего ряда, например, используя прием "за дальнюю стенку" (как это делается, показано в видео выше). С лицевой стороны получается узор с явно выраженными поперечными полосами - ребрами.
Делаем накид, вводим крючок в петлю предыдущего ряда за дальнюю стенку, захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем через все три петли одновременно.

Пучок из трех столбиков с накидом из одной петли


Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (в число этих петель входят четыре "петли подъема", которые служат для того, чтобы край полотна получался ровным). Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли.


Получился незаконченный столбик.
Необходимо связать три таких незаконченных столбика из одной петли основания.
Делаем накид, вводим крючок в ту-же петлю, что и ранее. Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли. Получился второй незаконченный столбик.
Снова делаем накид и провязываем третий незаконченный столбик в ту же рабочую петлю основания. У нас получилось на крючке 4 петли. Захватываем рабочую нить и провязываем все 4 петли одновременно.
Получился первый пучок из трех столбиков.


На воздушной цепочке основания пропускаем две петли, следующий "пучок" делаем в третью петлю:
провязываем две воздушные петли, делаем накид, вводим крючок в третью петлю цепочки и далее из нее последовательно, как описано ранее, вывязываем 3 незаконченных столбика. Затем, провязываем эти столбики вместе одной петлей. Так продолжать до конца ряда.

Четыре веерных столбика с накидом с серединкой


Как видно из названия, этот элемент похож на раскрытый веер: из одной петли воздушной цепочки мы вывязываем четыре законченных столбика с накидом, разделенных по центру воздушной петлей.
Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (из них четыре "петли подъема"), захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем через две оставшиеся петли. Получился первый столбик с накидом.


Подобным образом провязываем еще один столбик с накидом в ту-же петлю основания. Делаем воздушную петлю. Затем провязываем еще два законченных столбика с накидом в эту-же петлю основания.


Действительно, получился элемент, похожий на веер.
На воздушной цепочке основания пропускаем четыре петли, следующий веерный элемент вывязываем из пятой петли цепочки. Довязываем ряд до конца, провязывая в каждую 5 петлю по 4 столбика с накидом с серединкой.

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах

ВП

воздушная петля

o или 0

СС

соединительный столбик

или

СБН

столбик без накида

Или ×

ССН

столбик с накидом

СС2Н

столбик с двумя накидами
прибавка

убавка

Встречаются 3 варианта описания техники вязки игрушек - амигуруми:

1. Словесное описание с использованием аббревиатур , которое может быть представлено также в виде таблицы с тремя колонками (номер ряда, описание, итоговое число петель). Именно в таком формате вы чаще всего встретите схемы амигуруми на сайте .

Пример:

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП
2 ряд 1 П повторить 6 раз
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз

Читаем следующим образом:

Делаем кольцо амигуруми (см. ) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН - одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (...), так и в звездочки *...*

2. Схема.


Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми - голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение - сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом 0 (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Рассмотрим для примера сложную таблицу из японского журнала, которая сопровождает схему головы амигуруми, рассмотренную выше.

В первой колонке снизу вверх расположены номера рядов (1-16). Во второй изменение в количестве петель ряда. В третьей итоговое количество петель в ряду.

В таблице из двух колонок средняя отсутствует.

Начальная строка с цифрой 6 означает количество петель, т.е. в данном случае мы имеем дело не со стандартным началом в виде кольца амигурами, а с вытянутой деталью.

В первом ряду количество СБН (о чем говорит схема, см. выше) составляет 14. Таким образом, сверяясь со схемой мы обвязываем 6 ВП столбиками без накида. При этом делается тройная прибавка (3 столбика в одну петлю) в самую первую петлю нашей начальной цепочки ВП. В конце первого ряда - обыкновенная прибака (её также можно назвать двойной - 2 столбика в 1 петлю).

Таблица помогает нам ориентироваться в количестве дополнительных петель или петель убавок и показывает итоговое количество. Согласитесь, считать по схеме чтобы свериться - это слишком долго и можно ошибиться.

Ряды 6-11 не имеют П или У. Число петель остается неизменным - 36 (как и в 5 ряду). Сами ряды состоят из 36 СБН соответственно.

В некоторых случаях, а именно, при вязки простых округлых деталей, таблица может быть единственным описанием. В таком случае подразумевается, что прибавки и убавки распределены равномерно (например, через 1 СБН или через 2 СБН). Деталь начинается кольцом амигуруми и шестью СБН и каждый следующий ряд увеличивается или уменьшается на 6 петель. В разделе обучение есть таблица равномерного распределения убавок и прибавок.

Вывод: наиболее универсальным описанием является схема, которая также необходима при вязке сложных амигуруми. В японских журналах схемы, как правило, сопровождаются таблицами. Для новичков в вязании крючком также очень полезным является краткое описание каждого ряда, т.к. оно является полной расшифровкой схемы, для понимания которой нужен навык. Также первый вариант описания удобен тем, что позволяет сразу определить количество тех или иных элементов и их последовательность в ряду, а также итоговое количество петель в каждом ряду. Во многих простых амигуруми словесное описаие полностью заменяет схему.

Успехов в приобретении мастерства!

Несмотря на мнение большинства, овладеть искусством вязания с помощью крючка является не таким трудным занятием. Многие предпочитают только спицы ввиду якобы простоты в сравнении с крючком, но это далеко не так, потому как готовые работы получаются более утончёнными и интересными.

Работы рассматриваемой тематики, как известно, имеют малое растяжение, соответственно, для выполнения желаемого полотна используются не только нити на основе шерсти, но и на хлопчатобумажном волокне.

Как и в случае вязания при помощи спиц, крючки для вязания принято различать по номерам. Цифра, указанная там означает диаметр в миллиметрах (номер четыре приравнивается к четырём миллиметрам). В том случае, если нить довольно плотная, то, несомненно, диаметральный размер должен быть больше.

Однако существует также тунисское вязание, при котором используются крючки длиннее стандартных в два раза, ввиду расположения всех петель по ширине. В разрезе подобных приспособлений различают циркулярные, состоящие из пятнадцатисантиметрового крючка и лески для его удлинения. Их размер также имеет диаметрально-цифровой смысл. Работы, созданные с помощью таких длинных крючков, отличаются красотой, практичностью, не меняют форму после стирок, а также требуют минимального количества пряжи.

Тунисское исполнение различных вещей может быть сопряжено с вкраплением бисера. В этом случае вначале набираются петли на крючок без бисера, а на обратном пути с использованием бусинок. Заранее определившись с размерами и формой будущего творения, легко создаются косметички, чехлы для телефонов и другие дивные предметы для повседневности.

Вязание крючком по своей сути начинается с одной петли, которую нужно обозначить на кончике нитки, идущей от мотка. Петлю нужно аккуратно зажать в левой руке большим и указательным пальцами, рабочая нить при этом кладётся на указательный палец. Правой рукой необходимо удержать непосредственно сам крючок, в точности как держат карандаш. Затем следует введение в петлю, захват нити и протягивание. Таким образом, образуется первая петля, именуемая воздушной. Все последующие действия идут повторением предыдущих, компонуя целую цепочку воздушных петель, которые впоследствии будут являться фундаментом для будущей композиции.

Далее можно приступить к освоению полустолбика, основой которого послужит цепочка из нескольких рассмотренных ранее петель. В первом ряду работа ведётся сразу со второй петлёй, не считая ту, которая расположена на крючке, а потом, захватывая активную (рабочую) нить, протягивается в петлю цепи и на крючке, и т.д.

Научившись этим изначальным навыкам, можно впоследствии приступать к более сложным узорам в работе с крючком, полагаясь на разные источники и собственную фантазию.

Основные виды петель

в п. продеть крючок, накинуть на него нить и протянуть через п.

Столбик без накида (ст. б/н):

крючок ввести в п. цепочки или нижнего р. и вытянуть новую п., захватить нить и провязать 2 п. на крючке в один прием.

Полустолбик с накидом (полуст. с/н):

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать в один прием

Столбик с накидом (ст. с/н):

сделать на крючок накид, ввести его в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать попарно в 2 приема.

Столбик с 2 (3, 4) накидами:

(ст. с 2/н), с 4/н сделать на крючок 2 (3,4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 4 (5, 6) п. на крючке провязать попарно в 3 (4, 5) приема.

Столбик артесаналь с накидом (ст. арт. с/н):

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид, последующие п. провязывать попарно.

Столбик артесаналь с 2 (3, 4) накидами

(ст. арт. с 2/н, с 3/н, с 4/н): сделать на крючок 2 (3, 4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид. последующие п. провязывать попарно.

Пико:

связать 3 в. п., ввести крючок в первую в. п. и провязать ст. б/н.

крючок ввести в п. цепочки, захватить нить и протянуть ее через п. цепочки и п. на крючке.