Новый год не по-нашему. Праздничный декор народов мира

Все мы привыкли к тому, что символом Нового года и Рождества является или другое хвойное дерево. Но традиция эта свойственна не всем народам. О новогодних растениях разных стран – в предновогодней статье !

Падуб остролистный

Падуб (или остролист) – куда более древний символ зимних праздников, чем ель. Древние римляне считали остролист священным деревом бога Сатурна, друиды традиционно сжигали его ветви на праздник зимнего солнцестояния, а кельты плели из падуба венки и верили, что его ярко-красные ягоды помогут им пережить самую длинную ночь в году.

Со временем языческие традиции перекочевали и в христианские праздники. Падуб стал настоящим символом Рождества. По одной из версий, именно из остролиста был сплетен венок Иисуса Христа, а красные ягоды – это кровь Спасителя. Венки и гирлянды из остролиста до сих пор популярны во многих странах Западной Европы, особенно в Великобритании. Считается, что это растение дарит людям надежду и веру в лучшее.

Омела белая

Молочай красивейший (Пуансеттия)

Другим популярным рождественским растением в англоговорящих странах является пуансеттия – «Вифлиемская звезда». В США, Канаде, Великобритании и ряде других европейских стран пуансеттией украшают дома и офисы, а также преподносят это красивое растение в качестве рождественского подарка. Эта традиция в последние годы начала распространятся и в России.

Плющ обыкновенный

В рождественские венки в западноевропейских странах, Канаде и США часто добавляют веточки плюща. Этот вьюн символизирует стремление расти вверх, развиваться и быть ближе к Богу.

Кумкват и мандарины

Цитрусовые растения – новогодний символ в Китае, Японии и Корее. Кумкваты и мандарины символизируют здесь здоровье, счастье и долголетие. Эти деревья, увешанные плодами, традиционно продают здесь на новогодние праздники, ими украшают дома и преподносят в подарок.

Бамбук

В Японии на Новый год обязательным атрибутом являются ветви бамбука. Из них плетут необычные фигурки «на счастье» или просто вешают пучки соломы из бамбука на дверь, чтобы отогнать злых духов. Популярны в Японии также ветви сосны, кипариса и цветущих сливы или персика.

Нуитсия обильноцветущая

В Австралии главным рождественским деревом считается Нуитсия. Именно под новый год нуитсия зацветает огромными ярко-желтыми цветами, которые могут достигать 10 метров в высоту!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Все мы привыкли к тому, что символом Нового года и Рождества является нарядная зеленая ёлочка или другое хвойное дерево. Но традиция эта свойственна не всем народам.

3 слайд

Описание слайда:

Сейчас у каждой страны есть своя, оригинальная манера украшения елки. А в некоторых странах новогодним деревом бывает даже не елка… Давайте посмотрим, что и как украшают в разных странах мира на Новый Год и Рождество…

4 слайд

Описание слайда:

Пышнее всего Новый год отмечают в Европе, поэтому и ели у европейцев - шикарные и богато украшенные. Два главных цвета праздника: красный и зеленый. Их можно встретить в декоре всего дома. Немцы отдают предпочтение довольно стандартным украшениям - шарам и игрушкам, впрочем, есть и любимая - щелкунчик. Кстати, до 1900 года елки во всем мире старались украсить так, чтобы на них буквально не оставалось свободного места.

5 слайд

Описание слайда:

Скандинавы, в частности шведы, традиционным шарам предпочитают фигурки животных. Отдельного упоминания заслуживает рождественский козел. Это персонаж, который выполняет свою новогоднюю роль аж в трех странах - Швеции, Норвегии и Финляндии. На стокгольмских елках часто можно увидеть и деревянные, похожие на самодельные, игрушки, а также эко-украшения из соломы. Кстати, устанавливать в Швеции елку принято не дома, а во дворе.

6 слайд

Описание слайда:

В Англии первая праздничная елка была установлена в 1841 году в Виндзорском замке. Сейчас англичане и ирландцы, украшая дерево, руководствуются правилом - чем ярче, тем лучше. На их елях меньше игрушек, зато больше гирлянд и различных ярких, светящихся элементов.

7 слайд

Описание слайда:

Свои особенные традиции имеют и южноамериканцы. В Мексике принято украшать дом христианскими символами, изображая сцену рождения Христа. Вместо настоящей елки мексиканцы наряжают искусственную или же ставят в банки несколько ароматных веточек живой ели. На улицах, как и во многих странах с теплым климатом, вечнозеленые колючие деревья заменяют пальмы.

8 слайд

Описание слайда:

В Китае вместо елок используются маленькие мандариновые и апельсиновые деревья, а украшаются они засахаренными фруктами, бумажными фонариками и цветами. В Японии из-используются карликовые сосны. В качестве украшений используют бумажные, выполненные в технике оригами изделия, а также шарики из рисовой муки, окрашенные в разные цвета.

9 слайд

Описание слайда:

В Америке, помимо игрушек, на елку принято вешать съедобные украшения - конфеты в красивых обертках, апельсины, ягоды клюквы, а также леденцы в форме трости. Считается, что кондитер, который первым сделал сладости в виде буквы "J", хотел увековечить латинскую букву, с которой начинается имя Jesus.

10 слайд

Описание слайда:

Первые домашние елки в России устанавливались в императорских дворцах. Обычай украшать зимнее дерево пришла к народу вместе с увлечением немецкой культурой и литературой в XIX веке. Первая публичная елка была установлена в 1852 году в здании петербургского вокзала. Со второй половины XIX века на вечнозеленых деревьях начали развешивать картонные игрушки: гирлянды, транспаранты, китайские фонарики. В начале XX-го в магазинах стали продаваться специальные елочные украшения - стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. В советское время традиция празднования Рождества и Нового года претерпела множество изменений, но все же смогла отстоять себя.

11 слайд

Описание слайда:

Сейчас традиции украшения елок в России практически сравнялись с европейскими и американскими. Многие семьи придерживаются собственных обычаев и наряжают ели в ретро-игрушки из бабушкиного сундука. Кто-то каждый год обновляет коллекцию и даже заказывает дизайнерские "штучки" для елки. Некоторые проявляют в украшении креатив и оригинальность, используя вместо игрушек и гирлянд другие предметы: спортивные мячики, бижутерию, пух и перья, ленты, банты и даже компакт-диски.

12 слайд

Описание слайда:

Падуб (или остролист) – куда более древний символ зимних праздников, чем ель. Древние римляне считали остролист священным деревом бога Сатурна, друиды традиционно сжигали его ветви на праздник зимнего солнцестояния, а кельты плели из падуба венки и верили, что его ярко-красные ягоды помогут им пережить самую длинную ночь в году. Со временем падуб стал настоящим символом Рождества. По одной из версий, именно из остролиста был сплетен венок Иисуса Христа, а красные ягоды – это кровь Спасителя. Венки и гирлянды из остролиста до сих пор популярны во многих странах Западной Европы, особенно в Великобритании. Считается, что это растение дарит людям надежду и веру в лучшее.

13 слайд

14 слайд

Описание слайда:

Другим популярным рождественским растением в англоговорящих странах является пуансеттия – «Вифлиемская звезда». В США, Канаде, Великобритании и ряде других европейских стран пуансеттией украшают дома и офисы, а также преподносят это красивое растение в качестве рождественского подарка. Эта традиция в последние годы начала распространятся и в России.

Почему на Новый Год наряжают именно елку,а не какое-то другое дерево?

Обычай наряжать елку очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном Гороскопе друинов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с "его" деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

Ну а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Вот и приносилась искупительная жертва, как бы воспроизводящая первую жертву сотворения мира.

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу (кстати, еловые ветви подвешивали и к потолку, ближе к дверям). Наряжали елку игрушками.

А поведали миру обо всем об этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи. Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки. А там росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев (так уж раньше было заведено) и приносили немецкий зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

Позднее елочки (настоящие новогодние, а не веточки ели и сосны) пришли и к нам. Ну а как же иначе? Как без них? Но по правде говоря, случилось это не при Петре I, а лишь в 30-х годах XIX века. Итак, лет триста назад наши предки верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Сейчас о злых силах давно забыли (хотя они наверняка есть), но без красавицы-ёелки-всамделишной, прямо из лесу, или красивой искусственной - по-прежнему не обходится ни один новогодний праздник.

И в заключение следует, пожалуй, сказать, что в России судьба елочки сложилась не просто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом. Как известно, обычай украшать жилище елочными ветками пошел с Петра I. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились в столице только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).
PS. Лично я не украшаю ёлку - жалко её убивать.

Сегодня, 25 декабря римские католики, большинство протестантов и некоторые православные церкви празднуют светлый праздник Рождества Христова. В народе этот день называют католическое Рождество, "в противовес" православному, празднуемому 7 января. Основной атрибут русского Нового года и Рождества - зеленая ель. Какие же растения украшают на Рождество и Новый год в других странах нашей планеты?

В Великобритании дом принято украшать ветками остролистника и омелы белой. По обычаю раз в году, в канун Рождества, у мужчин есть право поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этого растения. Древние друиды считали омелу священным растением, символом вечной жизни. Римляне ценили ее как символ мира. Поцелуи под омелой - также римская традиция.

Интересно, что омела, плющ и падуб (остролист) еще в Древнем Риме служили атрибутами зимних празднеств. Они похожи на ель тем, что не увядают с приходом зимы. Эти растения широко используются в Европе во время Рождества, как украшение для дома, праздничного стола и как материал для рождественских венков.

В Судане талисманом нового года считается зеленый, несозревший орех. Самое лучшее пожелание человека - найти несозревший орех, который бы приносил счастье и удачу в течение всего года.

В каждом японском доме на Новый год появляются 3 ветки: бамбука - пусть также быстро вырастут дети, сливы - пусть у хозяев будут крепкие помощники, сосны - пусть все члены семьи живут так же долго, как сосна. Чтобы отогнать злых духов, японцы вешают венки соломы (или просто пучки) перед входом в дом. Обязательный атрибут Японского Нового Года мандариновое дерево и мандарины, символизирующие счастье, здоровье и долголетие.

В Иране за несколько недель до Нового года высаживают в небольшие горшочки зерна пшеницы. К Новому году они всходят - это символизирует начало весны и Нового года.

В Дании на новый год принято украшать лиственницу. А чтобы сохранить свои леса от браконьеров, желающих украсить свой дом лесной красавицей, датские лесники придумали отличный способ. В предновогодние дни они обрабатывают елки специальным составом. На морозе жидкость не имеет запаха. А в помещении дерево начинает издавать резкий удушающий запах, наказывая нарушителей.

В Греции украшают на Новый год гранатовое дерево. А плод граната - обязательный атрибут новогоднего праздника в каждом греческом доме. В Греции существует обычай, согласно которому, ровно в полночь глава семейства выходит во двор и разбивает об стену плод граната. Если его зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо.

В Новой Зеландии в конце декабря, как раз на Рождество, наступает массовое цветение похутукавы. Похутукава - новозеландский вид деревьев из рода Metrosideros (Метросидерос). Название "похутукава" имеет маорийское происхождение. Англоязычное население называет растение New Zealand Christmas Tree ("Новозеландское Рождественское дерево"), а также "Железное дерево". Именно на Рождество вся крона дерева похутукавы покрывается ярко-красно-бордовыми бархатистыми цветками (имеются также сорта с жёлтыми цветками).

В Австралии на Рождество и Новый год принято украшать дома и дарить друг другу растение, которое является родственником европейской омелы - нуйтсия. Эндемик Западной Австралии - нуйтсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda), называемая "рождественским деревом" за яркие желтовато-оранжевые цветки, появляющиеся к новому году, достигает в высоту 10 метров.

В Бразилии рождественским и новогодним деревом принято считать растение шлюмбергера. Шлюмбергеру называют в народе "декабрист", потому что первые цветки появляются в декабре, а также "Рождественский кактус", ибо растение неизменно находится в цвету во время празднования и католического, и православного Рождества - вплоть до конца января и даже позже на нем всё расцветают новые цветки.

Тихо в лесу. Снег укрыл опушки, перелески и просеки, забрался в лесную чащу, расположился под стволами. Каждое дерево, каждая веточка отмечена снежными росчерками. Днем снежинки искрятся под тусклым зимним солнышком, ночью перемигиваются со звездами в лунном свете. Больше всего снега задержалось на еловых лапах. Среди всех молоденьких ёлочек, выбежавших на просеку, выделяется одна – стройная двухметровая красавица, статная и пушистая. На одной из веток – красная ленточка, а это значит, ёлочка кому-то приглянулась, и скоро ее заберут в избу.

От недальней деревеньки слышится песенка «В лесу родилась ёлочка…». Потрескивает морозец, ветер слегка покачивает еловые лапы, а ёлочка ждет мужичка с топориком…

Песенка о новогодней ёлочке известна каждому с детства. Ель прочно ассоциируется у нас с лучшим из праздников – Новым годом. Но вот задумывались ли вы о том, почему именно ёлка стала новогодним деревом, откуда пошла эта традиция?

История новогодней ёлки довольно занимательна…

В Древней Руси под Новый год украшали любые деревья. Почему? В древности очень сильна была вера людей во все сверхъестественное и, в частности, в магию растений.

Существовало поверье, что во всех деревьях живут добрые духи, помогающие людям. И никто не хотел этих духов обижать, поэтому возле дома украшали все имеющиеся деревья, не делая меж ними различий.

Справедливости ради надо отметить, что встречали Новый Год (а точнее, праздник Новолетия) наши предки, древние славяне, не зимой, а весной, 1-го марта. Даже поговорка такая была: "Как над землёй поработаешь, так и год проведёшь».

Указом Великого князя Московского Ивана III от 1492 года празднование Новолетия было перенесено с весны на осень, на 1-е сентября, дабы совместить его со сбором податей и окончанием страды.

И вот когда праздник из весеннего и осеннего стал зимним, задумались об украшении не всех деревьев, а какого-то одного. Но и тогда этим деревом не стала ель.

На Руси ель вообще считалась недобрым символом, да и деревом не очень полезным.

И то правда – еловый лес темный и сырой, древесина ели особой ценности не представляет, шишки ее не съедобны.

У древних славян ель символизировала смерть, отсюда и традиция отмечать дорогу из дома умершего еловыми ветками.

В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы посчитали тоже нечистым.

Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говаривали – «Венчались вкруг ели, а черти им пели».

Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение «Идти под ёлку», то есть идти в кабак, а известное словосочетание «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханьем. Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому придти не могло делать ее праздничным деревом. А отсюда напрашивается вывод, что новогодняя ёлка – традиция не русская, а заграничная (если уж совсем точно, то немецкая).

И тому есть историческое подтверждение.

Вернулся Петр I из очередной поездки по Европе и привез оттуда, помимо знаний полученных, некоторые традиции новомодные, как то - бороды боярам брить, трубки курить, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски - в январе. А был тогда царь Петр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах да воротах ветки еловые развешаны. Но то была совсем даже не ель, а пихта. Она похожа на ель, но хвоя у нее несколько иная, отчего дерево и без украшений выглядит пышно и нарядно. В Европе она встречается чаще ели, и изначально именно пихту выбрали там в качестве новогоднего, а точнее, «рождественского» дерева.

В Германии есть легенда о том, как английский миссионер 8 века Бонифаций обратил в христианскую веру одно из языческих племен на севере Гессена, близ Гайсмара. Неподалёку от пограничного укрепления франков росло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора), и Бонифаций, чтобы показать бессилие языческих богов, решил срубить его. Перед этим он сказал: «И узрите - пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Язычники, присутствовавшие при этом святотатстве, ожидали гнева своего бога, но ожидания оказались напрасными. Дуб был срублен. Они были поражены тем, как легко пала их святыня, и приняли христианство.

Из срубленного священного дуба Бонифаций распорядился возвести капеллу Святого Петра, а на его месте посадил пихту, символизирующую торжество Христианства над мракобесием Язычества.

Да где ж в России на всех пихт набрать? Из положения вышли, применив вместо пихты ее близких родственников – сосну, ель да можжевельник. Почему их? Да просто потому, что на фоне снега и голых веток берез да осин сочная зеленая хвоя смотрелась очень нарядно. Да и указ Петра I гласил: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... а людям скудным, каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь, а стоять тому украшению января в первый день".

Причем украшали так, преимущественно ветками, не жилище, а именно церкви, ворота домов, двор возле дома да улицы. Таким образом, ёлочка в дом на праздник еще не пришла. Однако после смерти Петра I украшать ёлками улицы перестали, и остались ёлочки только как обозначение питейных заведений.

А почему же в последствии все-таки именно ёлка стала новогодним деревом?

Поскольку в России пихты не являются повсеместно растущими деревьями, сосны очень высоки, можжевельники низки и порою не очень опрятны, а вот ёлок полным-полно – так, методом исключения, и стала ёлка новогодним деревом вместо пихты. Если в Европе и есть замена пихте, то это отнюдь не ель, а сосна, потому что ее хвоя длиннее еловой, что и придает сосне сходство с пушистой пихтой.

Именно еловыми деревьями, а уже не только ветками, стали украшать улицы, вытесняя с них сосну и можжевельник. Ёлочки ставили по краям ледяных горок, на катках. В Петербурге ёлками стало принято

обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву. Однако все это не имеет никакого отношения к нарядной новогодне-рождественской ёлке, установленной в доме и украшенной яблоками, орехами, бумажными розами, игрушками и свечами. Так как же пришла мысль забрать ёлку с улицы в дом и подобным образом украсить под праздники. И кто это впервые сделал?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Вернее, можно, но только на первую часть вопроса. Подобным образом на Рождество ёлки устанавливали в доме и украшали немцы, живущие в Петербурге. Да это и не удивительно - ведь подобная традиция родилась именно в Германии приблизительно в XVI-м веке, но только к середине XVIII века рождественская ёлка получила в Германии повсеместное распространение.

Упоминаний о рождественской ёлке нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни в повестях Сомова, Погодина и Полевого периода 1820-1830 годов. Что же получается? Уважаемые авторы, подробно описывая уклад жизни и устройство празднования, упустили столь важную деталь? Отнюдь нет! Вывод прост - в те времена рождественской ёлки, в привычном нам сейчас виде, просто не существовало! И только накануне1840 года на страницах газеты "Северная пчела" начинает упоминаться сама ёлка в качестве рождественского дерева и обсуждаться коммерческая сторона вопроса о покупке-продаже уже украшенных ёлочек.

Вот что было написано в одном из выпусков: "Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками и книгами составляет отраду детей... получить в праздник за хорошее поведение внезапное награждение..."

Точно определить, кто же первым поставил в доме ёлочку, практически невозможно. В повести С. Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912 г.) можно прочесть, что первая рождественская ёлка была установлена в конце 1830-х годов государем Николаем I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в знатных домах Петербурга.

К концу 1840 года рождественское дерево становится привычным предметом праздничного интерьера, распространяясь из Петербурга по всей России.

Но где бы ни родилась эта традиция, какое бы дерево ни было первым символом Нового года, мы ни на что не променяем ставшую такой родной ёлочку.

Наш сказочный Новый год напоен ароматами оттаивающей с мороза смолы и хвои, украшен увешанными игрушками еловыми ветками. И пусть он приходит поскорее, чтобы мы могли поздравить друг друга, подарить подарки и сказать