Нод познавательно исследовательская деятельность детей подготовительной группы. Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»

Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.

Цель : развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.

Задачи : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.

Материал : цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.

Воспитатель : Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является - здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?

Воспитатель : Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:

«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?

И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.

Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)

Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.

Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.

Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию - физкультурники)

Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!

Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!

Давайте, проверим это!

Опыт:

    Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.

    Закройте ладошкой рот и нос.

Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).

Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!

ФИЗМИНУТКА

Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!

Воспитатель : Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).

В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.

Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)

Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!

Дидактическая игра «В магазин за продуктами»

Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!

Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.

Следующий лучик – вода!

Почему вода – это здоровье? (ответы детей)

Пословица: Чистота – залог здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.

Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!

Любопытство и тяга к познанию окружающего мира свойственна всем детям. Важно вовремя это заметить и мотивировать ребенка на дальнейшее изучение. Посещение дошкольного учреждения поможет ребенку подготовиться к следующему жизненному этапу - школе.

Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе

Современные условия постоянного развития системы образования и непрекращающийся информативный поток диктуют свои правила к организации обучения детей в дошкольном возрасте. Предъявляемые требования подробно изложены в ФГОС, согласно которому функционирует исследовательская деятельность в подготовительной группе.

Детские исследования всегда нравятся малышам

Необходимость развития

В первых дней жизни малыш получает опыт путем исследований. Родители не всегда поощряют это любопытство, зачастую обучая ребенка тому, что сами считают важным.

Обратите внимание! Такой подход со временем отобьет потребность узнавать новое, и образовательный процесс превратиться в скучную рутину.

Этого допускать нельзя. Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей.

Цели и задачи

Стимулирование детей к изучению нового с обязательным поощрением и формирование соответствующего мышления является целью воспитателя.

  • Прививание навыков самодисциплины и самоорганизации.
  • Побуждение к осваиванию разнообразных методов поиска и оценивания информации.
  • Приучение к соблюдению распорядка дня, контролю заданий, развитие ответственности.
  • Полезное времяпрепровождение в виде игр, направленных на повышении концентрации, сообразительности, самостоятельности.
  • Совместная активность на прогулке.
  • Развитие мелкой моторики рук путем занятий творчеством.

Экспериментальные уроки должны быть в каждом саду

Требования по ФГОС, что это и нужно ли?

Все ДОУ обязаны следовать федеральному государственному образовательному стандарту, который включает в себя свод правил и НОД, необходимых для качественного функционирования подготовительной группы. Одним из основополагающих требований является развитие любознательности и активности ребенка.

Важно сформировать самостоятельный сбор и последующий анализ информации. Воспитателю следует проявлять внимательность и удовлетворять разумным ответом любой вопрос ребенка.

Коллективные занятия эффективнее

Методика организации

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может быть организована двумя способами:

  • Предмет изучения - сам ребенок.
  • Предмет изучения - действия воспитателя.

Методы, используемые в исследовании:

  • Наглядные - демонстрация фильмов, наблюдение, рассматривание картин и проектов, зачитывание конспектов.
  • Практические - экспериментальные опытные постановки, труд на открытом воздухе на природе, игры в космос, зиму, весну и т.д.
  • Словесные - беседа, опытнические рассказы из жизни, чтение.

Организация учебного процесса может быть представлена, как:

  • Коллективная - все дети сада или группы участвуют в исследовании. Важно, чтобы каждый участник вовремя усваивал новое, не отставая от других.
  • Индивидуальная - проводится исключительно с одним членом группы, который недопонял материала.
  • Подгрупповая - требуется, когда необходимо сделать вывод, основанный на сравнении нескольких результатов.

Возрастные особенности старших дошкольников

По мере роста ребенка, углубляются мыслительные процессы и способы изучения окружающего мира.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментирование является главным источником познания, то в старшем одного его уже недостаточно. Появляется наглядно-образное мышление, осознанность, воображение расширяется.

Благодаря новым навыкам, формируется логическое мышление, основанное на приобретенном опыте. Развивается способность предугадывать результат исходя из похожих ситуаций.

Заключительным пунктом является исследование заинтересовавшего объекта исходя из личной мотивации. То есть, наличие результата не представляет ценности, важен сам процесс.

Обратите внимание! Знание вышеперечисленных стадий необходимо учитывать при работе в группе со старшими дошкольниками.

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Существует множество занятий для развития малышей.

Опыты с магнитом, различного происхождения

Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.

Опыты с песком

Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.

  1. Соединение крышек скотчем, плоской стороной друг другу.
  2. Проделывание отверстия шилом, в центре склеенных крышек.
  3. Добавление песка в одну бутылку.
  4. Закручивание обеих бутылок.

Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно.

Опыты с водой развивают знания

Опыты с водой

В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.

Опыты с бумагой и песком

1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!

Опыты с бумагой и водой

Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.

Опыты с тканью

Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.

Опыты с воздухом

Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает - пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.

Как сделать уголок экспериментирования в подготовительной группе?

Важно определить место будущего уголка:

  • Оформление зависит от фантазии, обязательно наличие картинок и игрушек.
  • Доступ естественного освещения.
  • Детям должно быть просто и легко брать материалы для экспериментов. Визуальный обзор всех предметов.
  • Отсутствие стекла, электрических приборов, розеток, опасных веществ.

Паспорт уголка экспериментирования

Паспорт, это документ, в котором воспитатель указывает название уголка, номер группы и возрастную категорию, количество и название всех веществ и предметов для опытов, в том числе мебель, методические указания по проводимым экспериментам, правила пользования уголком и плакаты по технике безопасности.

Дневник опытов и экспериментов

Важно фиксировать результаты практических исследований. Для этих целей дети ведут дневники опытов и экспериментов, куда схематично вносят свои зарисовки, схемы и пометки.

Обратите внимание! Для этих же целей используют стенды с фотографиями, планами и диаграммами, возможно изготовление тематических книжек-раскладушек, на тему проведенных исследований.

Примерный план занятия по экспериментированию

Цель занятия: определение характеристик камня практическим путем.

Задача: экспериментирование в подготовительной группе.

Выполнение:

  • Определение цветов, форм и размеров различных камней.
  • Выяснение характера поверхности (гладкая или шероховатая).
  • Изучение рельефа камней при помощи лупы.
  • Взвешивание камней и определение температуры.
  • Исследование свойств камня (тонет ли в воде, легче, чем дерево, впитывает воду, как звучат камни).

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневник.

Опыты с магнитом увлекательны

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

Цель - знакомство детей со свойствами магнита, создание с ним игрушек.

Задачи - стимулировать познавательную активность, любопытство, мелкую моторику, сформулировать представление о свойствах магнита.

Ход занятия:

  • Детям предлагается разгадать загадку, ответом которой будет магнит.
  • Игра, наталкивающая на представление о том, какие предметы подлежат притяжению, а какие нет. На столе разложены картинки, которые необходимо разложить на две стопки.
  • Физкультминутка.
  • «Склеивание» магнитов. Объяснение существования магнитных полюсов.
  • Учитывая полученные знания, создание магнитной игрушки или скульптуры.
  • Выводы. Обязательное проговаривание с каждым ребенком, что он вынес из урока.

Консультация для родителей

Участие родителей - неотъемлемая часть в развитии детей. Важно отвечать на все вопросы юного незнайки. Следует помогать ребенку открывать окружающий мир можно и в домашних условиях. Достаточно будет немного фантазии и времени.

В заключении стоит отметить, что во время рисования фломастерами, желательно продемонстрировать получения новых цветов, путем смешения уже имеющихся. Такой комплексный подход сформирует в ребенке тягу к знаниям и мотивацию учится.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет

Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа:

Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование:

Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.

Ход занятия.

В группу вбегает Незнайка

Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?

Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы

Воспитатель: - Готовы юные академики?

Дети: - Да.

В-ль: Для начала отгадайте загадку

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Дети: Воздух

В-ль: Правильно воздух.

В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .

Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?

Воспитатель: - А мы знаем как.

Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .

А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .

Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

Опыт 1

Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)

Поймали?

Кто сумеет доказать, что поймал воздух?

Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).

Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .

Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.

Дети садятся на стулья.

Опыт 2

Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.

Опыт 3 «Буря в стакане воды».

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)

Опыт 4

Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)

Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы

Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?

Незнайка: Да спасибо ребята.

Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.

«Секретное письмо»

Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.

« Удачи! Новых открытий. Знайка.»

Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»

Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.

Картотека

«Исследовательской деятельности»

подготовительная группа

  1. Почему все звучит?

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе исследования детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра «Что звучит?» - воспитатель предлагает детям за
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? По чему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже про падает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Как еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

  1. Прозрачная вода

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запах льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она
любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками,одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льете. Какой слышим звук?

  • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку
  • Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Делаем мыльные пузыри.

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? По чему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

4. Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

  • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опус кают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

5. Свет повсюду

Задач: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

Л если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «Свет бывает разный» - дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет - изготовленный людьми. Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче - солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

6. Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

  • Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
  • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

7. Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и
дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью
видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля
не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то
корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В ком нате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей:
они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что
происходит с льдинками.

8. Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели - цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.

Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей - фиолетовый, синюю с белой - голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе (рис. 5).

9. Песочная страна

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.

10. Звенящая вода

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все вари анты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

  • Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
  • Дети пробуют сочинить мелодию.

11. Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с по мощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

12. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям по смотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь по смотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле.

Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый
предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во
всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где
получается лучшее отражение?
Лучшее отражение получается
в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где
на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке в
витрине магазина.)

В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»(рис.9).

13. Игры с песком

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой остав лены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок дан ной группы.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете?

  • Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.
  • Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, до стает из него план участка. Что изображено? Какое место об ведено красным кружком? (Песочница.) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз? Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы... (нора), у мед ведя... (берлога), у собачки... (конура). Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным?

Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? Дети строят домики и
играют с животными.

14. Какая бывает вода?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин); алгоритм выполнения опыта «Соломинка - пипетка», передники клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие.

Описание. В гости к детям пришла Капелька и принесла кроссворд (рис. 10). Капелька предлагает детям его разгадать, чтобы по ответу узнать, о чем она сегодня расскажет.

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».

Дети читают слово «вода». Капелька предлагает детям налить в стаканчики воду, рассмотреть ее. Какая вода? Детям предлагаются подсказки-схемы способов обследования (на карточках на рисованы: нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачная, не имеет за паха. Пробовать на вкус мы не будем, так как вода не кипяченая. Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено.

Имеет ли вода вес? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой. Вода имеет вес. Имеет ли вода форму? Дети берут разные сосуды и наливают в них из ведерка по одной банке воды (банки по 0,2 или 0,5 л).Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду? (Воронкой.) Дети сна чала наливают воду из таза в ведерки, а из него - в сосуды.

Какой формы вода? Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Дети зарисовывают сосуды с водой.

В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в ведро. Так они убеждаются, что в каждом сосуде было одинаковое количество воды, по одной банке.

Как можно убедиться, что вода прозрачная? Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная.

Капелька предлагает детям узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки-подсказки. Дети самостоятельно рассматривают задание и выполняют его по алгоритму (рис. 11):

  1. Поставить рядом два стакана - один с водой, другой пустой.
  1. Опустить соломинку в воду.
  1. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и пере нести к пустому стакану.
  2. Снять палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой. Можно предложить выполнить этот опыт еще со стеклянными трубочками. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По такому принципу работает пипетка.

Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе (рис.12).

15. Почему предметы движутся?

Задачи: познакомить детей с физическими понятиями: -сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Материалы: небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения.

Описание. В гости к детям пришли Винтик и Шпунтик - это друзья Незнайки, они механики. Чем-то они сегодня озабочены. Винтик и Шпунтик рассказывают детям, что вот уже несколько дней им не дает покоя вопрос, почему предметы движутся? Вот, например, машина (показ игрушечной машинки) сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет ее двигаться?

Воспитатель предлагает помочь Винтику и Шпунтику в этом разобраться: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».

Дети толкают машины, тянут за веревочку.

Что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули.) Как заставить двигаться шарик? (Надо его толкнуть.) Дети толкают шарик, наблюдают за движением.

Игрушка-неваляшка стоит неподвижно, как она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.) Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули.)

Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.

Кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшку, шарик? (Мы.) Мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы, толкая их.

Винтик и Шпунтик благодарят детей, говорят, что они поняли: сила - это то, что заставляет двигаться предметы. Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?

Попробуем толкнуть слегка стул. Что наблюдаем! (Тяжело
двигается.) Попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? Попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. Почему она вначале не
стронулась с места?

Стол и пол, стул и пол, игрушки и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила - сила сопротивления. Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения. Никакая поверхность не бывает идеально ровной.

Винтик. А поверхности мыла, стекла ровные, гладкие.

Воспитатель. Это надо проверить. Что нам может по мочь рассмотреть поверхность мыла, стекла? (Лупа.) Посмотрите на поверхность мыла. На что она похожа? Зарисуйте, как выглядит поверхность мыла под лупой. Рассмотрите поверхность стекла и тоже зарисуйте. Покажите Винтику и Шпунтику свои картинки.

Дети рисуют.

Шпунтик. Вы убедили нас, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. Почему на листе бумаги хорошо видны следы от карандаша, а на стекле - почти нет никаких следов?

Попробуем написать на стекле. Воспитатель рисует карандашом на стекле, а потом на бумаге. Где лучше виден след

от карандаша - на стекле или бумаге? Почему? (Трение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов.) Как вы думаете, трение может быть полезным? В чем его польза? (Шероховатые резиновые подошвы обуви альпинистов позволяют им дви гаться по скалам, не соскальзывая вниз; дороги и шины автомобилей имеют шероховатую поверхность - это пре пятствует заносам автомобиля и т. д.) Дети рассматривают картинки о пользе силы трения. Если дети затрудняются ответить, можно задать вопрос: «Что бы было, если бы не было силы трения?»

Винтик и Шпунтик. Спасибо, ребята, мы узнали от вас много нового. Поняли, что сила заставляет двигаться пред меты, что между предметами возникает трение. Об этом мы расскажем своим друзьям в Цветочном городе.

Дети прощаются с Винтиком и Шпунтиком и дарят им картинки о пользе трения.

16. Почему дует ветер?

Задачи, познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.

Материалы, рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Описание. Дедушка Знай, к которому в лабораторию при шли дети, предлагает им послушать загадку и, отгадав ее, узнать, о чем он сегодня будет рассказывать.

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним прохода не дает, Других он подгоняет.

{Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? По чему он дует?

Воспитатель показывает схему опыта (рис. 18).

Дед Знай. Я приготовил ним этот рисунок. Это неболь шая подсказка для вас. Что вы «идите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней.) Попро буем провести этот опыт.

Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части

фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что

это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)

Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено

пламя свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух

в комнату? (Холодный.) К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер. Дед Знай. Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит?

Ребенок. Солнце нагрело воздух над Землей. Он ста новится легче и поднимается вверх. Над горами воздух хо лоднее, тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись,

поднимается вверх. А остывший с гор снова опускается вниз, туда, где теп лый воздух как бы освободил им место. Вот и получается ветер.

Дед Знай. Как мы можем опре делить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, лен точки, флюгера на доме.) Какой быва ет ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

17. Почему не тонут корабли?

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предме тов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металли ческие, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стек лянные шарики, бусинки.

Описание. В гости к детям пришел Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель. Почемучка, какие предметы у тебя уто нули?

Почемучка. Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель. А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты.

Дети вносят результаты в таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу.

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде?

Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добав ляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наобо рот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сде лать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин распо ложен равномерно по всей ее длине.)

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узна ют, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И на стоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичеч ной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка? Как нужно распреде лять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула? (Равно мерно по всей поверхности.)

Почемучка. А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?

Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же боль ше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и пред мет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит пото му, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

Дети дарят Почемучке свои лодочки.

18. Путешествие Капельки

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение рабо тать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы: электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в приро де», географическая карта или глобус, мнемотаблица.

Описание. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.

{Вода)

Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня гово рить? Мы с вами продолжим говорить о воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.)

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, пру дах вода пресная, после очистки ее используют для питья. Откуда вода попадает в наши квартиры? (С водоочистных станций.)

Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель вклю чает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? От куда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. По держав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

Воспитатель. Вот так происходит и в природе (пока зывает схему «Круговорот воды в природе» (рис. 22)). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднима ются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

19. Чем можно измерять длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с изме рительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Материалы: сантиметровые ленты, линейки, простые ка рандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Описание. На столе разложены рабочие листы «Измерение высоты стула» (рис. 24).

Воспитатель. Какое задание оставил нам дедушка Знай? (Измерить стул.) Чем он предлагает измерить? (Тапком, каран дашом, носовым платком.) Приступайте к измерению, но не забывайте записывать результаты.

Дети производят измерения.

Воспитатель. Какая получилась высота стул а? Резуль таты измерения карандашом одинаковые у всех, а тапком и носовым платком разные. Почему? У всех разная длина ноги, разные платки. Посмотрите, у дедушки Зная висит картинка «Измерение в Древнем Египте». Чем производили измерения древние египтяне? (Пальцем, ладонью, локтями.) Измерьте стул по-древнеегипетски.

Дети измеряют, записывают.

Воспитатель. Почему получились разные результаты? У всех разная длина рук, размер ладоней, пальцев. А в Древ нем Риме (обращается к картинке) существовала своя система измерения. Чем римляне измеряли? (Футами, унциями, пасами, ярдами.) Чем мы можем измерить ткань по-древнеримски? (Яр дами.)

Дети измеряют ткань, записывают результат.

Воспитатель. Сколько ярдов в куске ткани? Почему у всех разные результаты? Как же быть, если результаты полу чаются разные? Представьте, что вы решили сшить костюм, измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. И вот вы пришли в магазин, продавец вам отмерил три ярда. Но вдруг во время шитья вы видите, что ткани не хватает. Вы расстроены. Что же делать, чтобы избежать таких неприятностей? А что нам посоветует дед Знай?

Дед Знай. Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. (Показ шнура длиной 1 метр.) Метр был создан двести лет назад во Фран ции. Сегодня многие страны пользуются метром. Торговля между странами стала гораздо проще и удобнее. Метр разделен на сантиметры. В одном метре сто сантиметров (показывается сантиметровая лента). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (Линейка, сантиметровая лента.) Посмотрите на ри сунок (рис. 25). Одинаковые ли это линии?

Выслушиваются ответы детей.

Дед Знай. Не всегда можно доверять глазам. Проверьте теперь с ПОМОЩЬЮ линейки. Одинаковые линии? (Да.) А теперь измерьте с помощью линейки, сантиметровой ленты стульчик, кусок ткани.

Дети производят измерения.

Дед Знай. Почему теперь получились у всех одинаковые результаты? Чем вы измеряли? Измерьте все, что вам хочется. Для чего необходимы измерительные приборы?

Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения.

20. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таети превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораб лики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Описание. На столе стоит тазик с водой, в нем плавает золотая рыбка (игрушка), к ней прикреплена открытка с за гадкой.

Воспитатель. Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла? (Читает.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лед)

О чем эта загадка? Правильно, «крыша - толстое стек ло» - это лед на реке. А как же зимуют рыбы?

Иллюстрация «Свойства воды»

Посмотрите, еще на открытке нарисован холодильник и есть условный значок «глаз». Что это означает? (Надо загля нуть в холодильник.)

Достаем лед, рассматриваем.

Воспитатель. Почему лед сравнивают со стеклом? А по чему его нельзя вставить в окно? Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем хороша была избушка у лисы? Чем она оказа лась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла.)

Воспитатель. Как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)Как ускорить этот процесс?

Ставим лед в блюдце на батарею.
Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в

жидкость называется таянием. Имеет ли вода форму? Имеет ли форму лед? У каждого из нас разные кусочки льда и по форме, и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.

  • Дети раскладывают кусочки льда в емкости, а воспитатель продолжает обсуждение, задавая вопросы: Меняет ли форму лед? (Нет.) Как вы его раскладывали? (Брали рукой.) Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Лед - это вода, только в твердом состоянии.) Где на Земле больше всего льда?
  • Воспитатель обращает внимание детей на карту или глобус и продолжает рассказывать о том, что льда много в Арктике,

Антарктике. Самый большой ледник в мире - ледник Лам берта в Антарктике. Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью и не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Что происходит этими кусками льда? Плавают они или тонут?

Давайте проверим. Берите лед и опускайте его в воду. Что
происходит? Почему лед не тонет?
Выталкивающая сила
воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Показ
картинки айсберга.)

Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пасса жирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает ко рабли об опасности.

Игра «Арктическое морское путешествие» (помочь в под
готовке и распределении ролей: морской патруль, капитаны кораблей). Вместе с детьми налить воды в ванну, опус тить в воду куски льда, подготовить кораблики. Подвести итог игры: были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим морской ледниковый патруль?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Воспитатель:
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?


Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.