Классификация социальных ролей в семье. Функции детей в семье

Дети как социальная группа

Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.

Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:

  • отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
  • насилие над детьми;
  • формирование девиантного поведения у детей;
  • негативное отношение к детям;
  • детская бездомность;
  • маргинализация детей.

Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.

Замечание 1

Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.

Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.

Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:

  • неравенстве условий стартового потенциала;
  • дифференциации по социальным и возрастным критериям;
  • социальном неравенстве;
  • различных шансах на получение культурных и социальных благ.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности. Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Социальная роль ребенка в семье

Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.

Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.

Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:

  • зависимого и подчиняемого;
  • принятого и отверженного;
  • автономно-независимого и деспотичного.

Замечание 3

Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.

Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Реферат

Тема: «Место ребёнка в семье. Функции отца и матери».

Выполнила:

Проверила:

Барнаул 2007


Введение…………………………………………………………………………..3

Место ребёнка в семье…………………………………………………………...4

Функции отца и матери…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11


Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

В данной работе мы попытаемся установить место ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери.


Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного

единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.

Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо ответить уже в первые дни супружеской жизни. Обычно в счастливых, стабильных семьях рождается второй и последующие дети. Семьи конфликтные ограничиваются одним ребенком. Наиболее рациональный вариант – родить ребенка в первые же годы супружества.

Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов – куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи, растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются. Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка. Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.

Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика. Опять он - любимый, единственный, ухоженный...

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон... но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.


Функции отца и матери

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Елена Носкова
Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье , он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей . В ней закладываются основы личности ребенка , и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания . Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери , отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше , не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей , сколько может сделать семья .

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную , долговременную и важнейшую роль . У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка . Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение .

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком . Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка , подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит , что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей .

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.) .

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка .

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения :

1) Принятие ребенка , т. е. ребенок принимается таким , какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы , принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то , несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким , какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается , отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков ) . Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее .

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания . Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания , и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания , учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка . Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения : диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку , исходя из целей воспитания , норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка , который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами : лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности : самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка , систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка , ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает : у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи .

Система межличностных отношений в семье , строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира : взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей .

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка . Семья , где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания , принятые в семье ценности .

3 стиля семейного воспитания :

Попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка . Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих . Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания . Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях , где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях , в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка .

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье , где родители постоянно порицают ребенка , или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует , что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку , что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье , где ребенка часто хвалят , и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению) . Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях , где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает . Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность , следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы : “А кто еще получил пятерку?”, послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т. д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос : “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу : “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то , на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел , отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка , все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг : неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности . Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка . Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными , “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”) . Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк) . Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку .

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4 способа поддержки конфликтных ситуаций :

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего ) . Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка .

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка . Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант) . Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль , проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :

Принимать активное участие в жизни семьи ;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком ;

Интересоваться проблемами ребенка , вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима , помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка ;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Наверное, Шекспир был прав, говоря, что мир – это театр, а люди, живущие в нем, актеры, потому что слово «роль» давно используется в бытовом значении: роли женщин, мужчин, начальников и подчиненных… Все зависит от того, в какой ситуации мы оказываемся. Вот и роли ребенка в семье могут быть различными, в зависимости от того стиля взаимоотношений, которого придерживаются его родители.

Ребенок – собственность

Эта роль навязывается детям, в семьях которых культивируется авторитарный, подавляющий стиль общения между взрослыми и детьми. При таком укладе не придается никакого значения индивидуальности ребенка, напротив, она отрицается. Единственное право детей (и обязанность!)– послушание. Инициатива пресекается, каждый проступок наказуем.

Даже если у вас, когда вы прочли эти строки, возникли сомнения в том, что такой «домострой» существует, любой психолог скажет вам, что именно этот тип взаимоотношений в семье встречается довольно часто.

  • Предсказуемость. Путем дрессировки и введения четких правил поведения, за нарушение которых положено наказание, детей приучают действовать «как мама сказала»
  • Скромность и уважение к старшим: дети понимают иерархию в семье и подчиняются беспрекословно
  • Управляемость: меньше шансов попасть в дурную компанию

Так ли это?

Как ни странно, долго подавляемая воля детей порой толкает их на непредсказуемые поступки: побег из дома, связь с «плохой компанией», попытки вырваться из-под контроля взрослых. Так что о предсказуемости можно говорить лишь до поры — до времени.

Обычно тихие и послушные дома, дети, которых воспитывают в страхе перед наказаниями, могут «взорваться» в самый неподходящий момент. У них часто диагностируются психические отклонения, чрезмерная даже к незнакомым людям, в том числе к старшим.

У ребят, лишенных тепла и уважения дома, самые большие шансы попасть под чужое влияние. С одной стороны, они страдают от комплексов и внушенных взрослыми мыслей о собственной неполноценности, с другой – настойчиво ищут способы избавиться от давления. Среди детей, к которым применялись авторитарные методы воспитания, больше всего будущих алкоголиков, наркозависимых, людей с суицидальными наклонностями и т.д.

Так что психологи советуют родителям задуматься о призрачности надежд на полный контроль своего ребенка. Не видя со стороны близких доверия, он все равно рано или поздно отдалится и пойдет своей дорогой, но шансов на достижение взаимопонимания в этом случае останется немного.

«Третий лишний»

Оборотной стороной авторитаризма в семейном воспитании считается либерализм. Здесь вместо «нельзя» детям дают столько свободы, сколько им и не надо, так как они начинают чувствовать себя лишними, ненужными в собственном доме. Часто такие ситуации встречаются в неблагополучных семьях, где родители выпивают, страдают другими пагубными привычками, а дети предоставлены самим себе.

Здесь взрослые всерьез считают, что воспитанием должны заниматься учителя, но при этом спокойно относятся к тому, что их дети не ходят в школу, и именно поэтому их воспитывает улица. Попустительство в воспитании не менее вредно, чем избыточная жесткость. Ребенок вырастает «анархистом», презирающим любые правила. Он может озлобиться на весь мир за то, что до него никому нет дела, в первую очередь собственным родителям. В будущем из таких ребят вырастают маргинальные личности, бродяги, авантюристы и потенциальные преступники.

Единственным шансом избежать этой участи для детей либеральных родителей становится встреча с мудрым человеком, который вызовет их доверие и сможет объяснить им то, чего не объяснили мама и папа.

Как равный с равным

К счастью, в последнее время все большее число родителей прибегает к демократичному стилю в воспитании. Роль ребенка в семье в этом случае – Личность. Ему с раннего возраста начинают показывать, что любят и уважают проявления его индивидуальности, но, в то же время, учат его правильно и достойно вести себя с другими людьми, уважать их.

Дети, воспитанные в любви и внимании, знают себе цену, но не стремятся доказать другим свое превосходство. Они любознательны, тактичны, обладают задатками лидеров. У них сильно развито чувство ответственности, потому что им в детстве объяснили, что это такое.

В то время как дети авторитарных родителей думают, как вырваться из системы запретов, дети либералов в воспитании предаются анархии, эти ребята четко понимают границы допустимого и не прикладывают усилий для того, чтобы в них «вписываться».

А какие роли у ребенка в вашей семье?

Неправильно выстроенное воспитание и последствия этого

Ребенок - это индивидуальный, особенный мир, но в социальном плане у него должны быть роли, основанные на родственных отношениях: сына или дочки, внука или внучки, брата или сестры. Однако нередко родители наделяют своих детей и другими ролевыми функциями. Давайте поговорим о ролях, которые могут играть в семье дети, когда их воспитание выстроено неправильно. И если вы найдете в этом тексте пример своего отношения к ребенку, срочно исправляйте ситуацию.

Кумир семьи

«Кумир семьи» - это одна из самых распространенных ролей. Ребенок всегда вызывает восторг взрослых, его действия — одобрение. Взрослыми моментально исполняется любая прихоть малыша. Если кто-то не так высоко оценивает возможности или особенности ребенка, он тут же вызывает недовольство членов семьи. Вся жизнь семьи подчинена ребенку, как будто он центр вселенной. Родители, дедушки, бабушки живут только ради него.

С одной стороны, любовь к ребенку естественна, но с другой - насколько правильным является такое поведение? Воспитание не исключает любви к ребенку. В большинстве случаев возможное порицание неправильного поведения идет только на пользу самому ребенку. Так почему же взрослые не задумываются об этом, поощряя детские капризы, хамство, некультурность? Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:

без спроса берет вещи - он просто очень любознательный;
оговаривается со старшими - чувствует себя взрослым;
конфликтует со сверстниками - не видит себе равных;
не слушается - энергичный ребенок;
плохо учится - учитель не умеет объяснять;
плохо ведет себя в школе или в саду - ему там скучно.
При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.

Каждый из нас сталкивался в общественных местах с невоспитанными детьми, и самое шокирующее — умиленное отношение родителей к этому всему.

Мамино сокровище

Разница между ним и «кумиром семьи» заключается в том, что «сокровищем» ребенок является не для всех сразу, а для конкретного взрослого. Ребенок всегда тонко чувствует кто как к нему относится и насколько сильно. Вот этим и определяется поведение ребенка с разными членами семьи.

Психологические причины этого явления могут скрываться в особенностях быта семьи. Например, мать, не удовлетворенная супружеской жизнью, изливает на ребенка нерастраченную любовь; бабушка, которая перестает себя реализовывать на трудовом поприще, полностью погружается в мир любимого чада. результатом всего этого является избалованность «сокровища». Любые замечания по поводу его поведения моментально находят оправдание и заступничество. У ребенка начинают формироваться такие качества, как изворотливость, лицемерие, хитрость. О нравственности и семейном благополучии говорить не приходится.

Паинька

Если с раннего возраста ребенка воспитывают послушным и примерным, то это уже «навязывание» малышу роли «паиньки». От него ждут беспрекословного соблюдения приличий, демонстрации воспитанности. Ребенок «правильно» одевается, говорит, ведет себя. Поощряется супервежливость и малыш уже играет эту роль.

Мало кто задумывается, нравится ли такое поведение самому ребенку: это его осознанный выбор или он, словно дрессированная собачка, выполняет трюки не из-за любви, а по причине страха.

Ребенок - личность, со своими желаниями и стремлениями. Ему свойственно баловаться, упрямиться, двигаться тогда, когда это не предполагается. Не надо «навязывать» ему роль сверхпослушного ребенка, так как это чревато последствиями:

выход из повиновения с совершением противоправных поступков;
резкая смена поведения (например, пристрастие к молодежным субкультурам);
потеря творческих способностей.
Часто роль «паиньки» играют дети родителей, для которых крайне важен престиж. Это влечет за собой другую беду - гиперсоциальность ребенка с самого детства (повышенное внимание к соблюдению всех предписанных обществом норм и правил поведения).

Козел отпущения

«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем»: его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за провинности, на которые в других семьях даже не обращают внимание. Причин, по которым ребенок может играть в семье роль «козла отпущения», - огромное количество.

Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!».

Также, например, ребенок может стать «козлом отпущения» в интеллигентной семье, которая стремится выглядеть успешной и образцовой в глазах общества. «Козлом отпущения» может стать непослушный ребенок. Возможно, он не совершает ничего осудительного, но не соблюдает установленные в доме правила, и этого достаточно для того, чтобы стать «отщепенцем».

Еще одна причина - напряженная атмосфера в семье. Когда родственники постоянно конфликтуют между собой, им нужен «громоотвод», который будет принимать на себя все негативные эмоции. Нередко таким «громоотводом» становится член семьи, который не участвует в конфликте - то есть ребенок.

Со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии - вот лишь некоторые качества, которые развиваются у детей, играющих роль «козла отпущения». Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.

Золушка

Многие слышали выражение о порядке рождения детей в семье: «сначала няньку, а потом ляльку». Старший ребенок должен помогать родителям, но иногда бывает, что на старшего ложится роль семейного слуги. На ребенка не только накладываются определенные домашние обязанности (пропылесосить, помыть посуду), ребенка лишают детства. Он не может просто гулять, получать дополнительное образование, иметь хобби. Его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому.

Дети вырастают не адаптированными к социуму, так как кроме своей семьи ничего вокруг не видят. В школе они чаще всего превращаются в изгоев, так как не способны разделить со сверстниками их жизнь.

Как правило, окончив школу, дети продолжают выполнять функцию рабочей силы для родителей. Взрослые не разрешают им учиться очно, мотивируя, что семье нужна помощь. В лучшем случае, это будет учеба параллельно с работой, а в худшем - сразу работа.

К сожалению, сказка про Золушку разыгрывается в жизни не в полной мере. Обычно в будущем такие дети глубоко несчастны, они не создают свою семью, несмотря на обилие бытовых навыков, и проводят жизнь с родителями, становясь все более озлобленными и завистливыми.

Мы рассмотрели ошибки в воспитании, которые совершаются бессознательно. Ведь зачастую родители искренне верят, что все это делается только ради блага их ребенка.

В нормальной, благополучной семье ребенку не «навязывают» роли. Ребенка наказывают за плохие поступки, наделяют домашними обязанностями, но всегда любят. Это главное. А любить - значит, признавать и принимать уникальность своего малыша.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Характер детских игр и что он нам раскрывает

Советы родителям

Просмотрено

«Я растил тебя не для этого»: почему родители не научили нас быть счастливыми

Мастерская родителя

Просмотрено

Оживите воспоминания о летнем отдыхе: Сделайте поделки из камней вместе с ребенком

Советы родителям

Просмотрено

Михаил Лабковский: Здравствуй, папа!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

10 советов по воспитанию Вундеркинда

Мастерская родителя

Просмотрено

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Отличия китайской системы воспитания детей