Детский сад нод экология средняя. Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес — наш общий дом

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.

Средней группы.

Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,

Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,

Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».

Динамическая пауза «Круговорот воды».

Задание №2.

Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Путешествие в подводное царство-государство»

Составила и провела: Акимова В.Д.

Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

Передвижная доска; мольберт; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.

Ход занятия

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем. )

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, все достают)

Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это?

Дети: Море.

Беседа:

Какая вода в море? (соленая)

А в реках и озерах вода какая? (пресная)

Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.

Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?

Погибнет все живое вокруг и погибнем и мы.

А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир. Вы согласны?

Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? \открываю, в нем записка, читаю\

-«Мы – жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания.»

Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!

Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы.

Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно….

Аудиозапись - (шум моря)

На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)

Воспитатель: совершенно верно! Это шум моря.

2. Основная часть

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами.

Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?

Вот первое задание: - Каким бывает море? \тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее…\

Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? - Дети перечисляют морских жителей. Отгадайте загадку:

Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой (строение рыбы? (ответы детей)

Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы:

Перечислим элементы ее строения: хвост, плавники, туловище, голова.

А чего у рыбы нет? (Шеи).

Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)

А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан. \кит\

Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг - \морской конек\

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - \осьминог\

Воспитатель: Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? \акула\

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5. Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха).

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. \морская звезда\

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. \медуза\

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

8. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Предлагаю немного подвигаться.

Физ. минутка

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)

Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.

Ребята, давайте рассмотрим нашу коллективную работу – «Подводный мир»:

В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.

А вы знаете кто еще живет на дне морском? - (ответы детей)- растения.

Воспитатель: Да, разные растения:

Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них.

А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

Дети: На деревья, на цветы, кустарники.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?

Дети: Между медузой и морской черепахой

А где находится морская звезда? Дети: На дне.

Где же спрятался осьминог? Дети: Под камнем

Скажите, где у нас на картинке дельфин? Дети: Над морем

Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы? Дети: В подводном мире, в море.

Воспитатель: Проходите на свои места. (Дети проходят на стульчики). Сядьте красиво, ноги поставьте вместе и приготовьте руки, мы немного с ними поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:

Рыбки плавали, ныряли - Пальцы обеих рук сложены в кулечек, изображая плавающих и ныряющих рыбок.

В чистой тепленькой воде. - Обеими руками изображаете волны.

То сожмутся, - Плотно сжимаете пальцы рук.

Разожмутся, - Растопыриваете пальцы в стороны.

То зароются в песке. - Одну ладошку складываете в кулечек, а другой ладошкой ее накрываете. Как будто рыбка зарылась в песке.

Теперь мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку»:

Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в детский сад,

Всех нас верни!

Вот мы с вами и в детском саду.

Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №8 «Светлячок»

г. Карачев Брянской области

НОД по экологии в средней группе

« Природа наш друг ».

Провела: воспитатель Лукичева С.А.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных
и птиц.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Материал: иллюстрации с изображение деревьев, животных, птиц; лучики из бумаги, солнышко; запись «Голоса леса».

Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.

Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Сюрпризный момент.

Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

Тогда слушайте:

«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!

Ну что ребята, поможем лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на машине.

Превращаемся в шофёров

Качайте шины: ш-ш-ш-ш

Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с

Заводите мотор: д-д-д-д

У-у-у! Поехала машина.

Машина. Машина идёт гудит,

В машине, в машине шофёр сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали, дети! Машина, стой!

Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.

Иллюстрация полянки.

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

Задание 1:

Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)

А сейчас какой период? (поздний)

Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)

Задание 2:

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

Как вы думаете, дерево живое? (да)

Почему? (Оно растет, дышит, питается)

Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичек спиливает.

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Мы выполнили второе задание.

Появляются два лучика.

Задание 3:

Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные)

Иллюстрации с изображением диких животных.

Лапу кто зимой сосёт?

А ещё он любит мёд.

Может громко зареветь,

А зовут его … (медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут её. (лиса)

Маленький, рыжий зверёк,

По веткам прыг-скок. (белка)

Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков
и червяков. (ежик)

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правило надо соблюдать по отношению к диким животным?

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

Не будем обижать лягушек;

Не разорять птичьи гнезда и звериные норы;

Не будем ловить диких животных и уносить их домой;

Не будем стрелять в птиц;

Не будем разводить костры;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочередно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверят,

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

Задание 4:

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Назовите основные причины по которым птицы улетают? (отсутствие еды и холод)

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

Таких птиц называют? (зимующие)

Иллюстрации зимующих птиц.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей

Кто там скачет? (воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- зовут ее. (ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени (синичка)

Эта птичка так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, болобока

А зовут ее. (сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели

На рябину посмотри-

Там расселись(снегири)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас
в селе? (подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу.
На столах у вас тарелочки с пластилином. Ребята, возьмите комок пластилина и разделите на мелкие кусочки. Затем круговыми движениями скатайте зернышки для птичек.

Молодцы.

Появляется четвертый лучик.

Задание 5:

Ой ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

Появилось пять лучиков и солнышко.

Молодцы ребята!

Все задания выполнили правильно.

Воспитатель

Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

Что мы делали в лесу?

Помогли лесовику очистить лес. Мы помогли лесовику, за это он нас угостил сладостями.

Спасибо!

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

Образовательные задачи: закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении диких животных и птиц осенью;

Активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Средняя группа детского сада

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними психогимнастику:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? Сейчас я покажу вам загадку-схему. А вы должны отгадать - что это?

(воспитатель показывает мнемотаблицу, поясняет свой показ)

Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята - это наша планета Земля. А это что?

Воспитатель показывает глобус.

Дети: Глобус

Воспитатель: Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Зеленый цвет - леса;

Голубой - вода;

Белый - снег;

Желтый - земля.

Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.

Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны

отправиться в путешествие? Тогда в путь!

2. Основная часть

Дети встают со своих стульчиков и подходят к воспитателю.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?

(Дети берут экологические знаки-листочки и объясняют значение каждого знака)можно отправляться в дорогу. Давайте закроем глазки и скажем такие слова: «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились!»

(Звучит музыка. Открывается занавес, и дети оказываются в осеннем лесу).

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Ответ детей).

Воспитатель: Но почему-то нас никто не встречает. В лесу темно и скучно. Нет, нет, смотрите - Лесовичок сидит! (обращает внимание детей на куклу Лесовичка на ширме). Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Беда в нашем лесу! Шалунишка ветерок налетел на наш лес, поозорничал и улетел. Птичек всех распугал, часы времен года сломал. Звери к зиме не готовятся, скачут, играют, что делать - не знают. Тучек нагнал, солнышка совсем не видно, поэтому так скучно, грустно и не светло в нашем осеннем лесу.

Воспитатель: Не волнуйся, Лесовичок. Ребята, поможем Лесовичку и лесным жителям?

(ответы детей).

Воспитатель: Но для этого мы должны очень постараться. Много дел нам предстоит сделать, чтобы в лесу снова был порядок. Не будем терять время. Чтобы лесные часы ходили, их нужно...

(ответ детей)

Воспитатель: К какому времени года можно

отнести эту картинку? Укажите стрелкой, какое сейчас время года. (Дети раскладывают картинки по временам года и в конце задания прикрепляют стрелку на «Осень», звучит музыка работающих часов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, лесные часы исправно ходят и время года «Осень» точно показывают.

Воспитатель: Теперь нужно помочь белочке, скажите, ребята, как она готовится к зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте соберем для белочки грибочки на зиму. Собирать будем только какие грибы? (Ответы детей)

Звучит музыка, дети собирают грибы-муляжи, называют гриб и кладут в корзину)

Белочка: Спасибо, ребята! Заигралась я, совсем забыла запасы на зиму сделать, ведь осень скоро закончится, зима придет.

Лесовичок: Белочке вы помогли, теперь помощь нужна птичкам. Собрались они в стайку и не знают, кому пора улетать и зачем.

Воспитатель: Ребята, поможем птичкам? Куда должны лететь некоторые птички осенью?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Игра "Перелетные птицы"

Сейчас только услышите слово «Зима» - перелетные птички полетят к березке, а зимующие - к елочке.

Маленькие птички, (дети летают и машут руками, как крыльями)

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачивают из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Наступают холода, (дети подлетают к своему дереву)

Приближается зима.

Дети в шапочках зимующих и перелетных птиц разбиваются на 2 группы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь перелетные птички знают, что им пора улетать в теплые края, а зимующим птицам мы будем помогать, подкармливать их.

На ширме появляется зайчик. Воспитатель: Ребята, кто это? Дети: Зайчик.

Воспитатель: Видите, он тоже к зиме не готовится. Что ему нужно сделать к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поможем зайчику и его семье, приготовим для них белые шубки. Дети подходят к столам и закрашивают силуэт зайчика белой краской (на фоне негромко звучащей музыки). По окончании работы зайчики выставляются на панно «Осенний лес». После того, как дети выполнили работы, на занавесе под музыку из-за тучки появляется солнышко.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Снова в нашем лесу радостно и светло. За ваши добрые дела хочу подарить вам подарок.

Сюрпризный момент

Лесовичок дает детям корзинку со сладостями

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, нам пора поблагодарить Лесовичка, а на прощание мы подарим ему наш танец с листочками. Дети танцуют с осенними листочками.

Лесовичок: Спасибо вам, друзья, до свидания!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем все вместе: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились!»

Ребята, вам понравилось путешествие? Вы сегодня были молодцы! Скажите, кому мы помогли и что сделали? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы пойдем в группу и попробуем угощение от Лесовичка.