Влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста. Доклад «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды доу в аспекте художественно эстетического развития детей дошкольного возраста Содержание развив
« Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
4. Вариативность - среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.
5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья , т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеется музыкальный зал для проведения утренников, концертов, праздничных мероприятий. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков детей и их родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию , развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется че рез :
занятия по изобразительной деятельности,
занятия по музыкальному воспитанию,
театрализованную деятельность,
кружковую работу,
индивидуальную работу,
выставки детских работ,
посещение театров,
праздники, концерты, спектакли.
· программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
· планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
· картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
· картотеки дидактических музыкальных игр;
· фонотека по данному направлению.
В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки.
В музыкальном кабинете имеется театральный реквизит; (костюмы для спектаклей, париковые изделия, маски, выполненные руками сотрудников, различные виды кукольных театров; имеется аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале.
В результате проделанной работы дети приобретают
:
умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Каждый специалист, действуя в своем направлении , работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Предметно-развивающая среда нашего ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования и является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Литература.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
Калинина Р. « Прикоснись к душе ребенка»
Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
О.А. Соломенникова, ред. Комарова «Радость творчества»
Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
1. Соответствие требованиям:
· педагогической целесообразности,
· задачам эстетического, художественного развития.
2. Эстетические принципы интерьера:
· современный стиль,
· простота формы,
· комфорт и удобство,
· много света и воздуха.
3. Дети должны чувствовать себя спокойно, уютно, свободно.
4. Интерьер детского сада должен быть динамичен . Время от времени меняется расположение мебели, вносятся новые детали. При этом условии дети положительно реагируют на окружающую обстановку.
5. Необходимо активно привлекать детей к созданию эстетически развивающей среды. Вместе с детьми обсуждать её организацию и варианты её преобразования, совместно осуществляя данные замыслы. Привлекайте детей к оформлению помещения, советуйтесь со старшими дошкольниками (где удобнее им было бы играть, рассматривать книги, ухаживать за комнатными растениями, рисовать и т. д.). Предложите подумать, как можно оформить групповую комнату, раздевальную - у детей развивается самостоятельность, творческая инициатива.
· внутреннее убранство помещений со спокойной окраской стен, потолков, пола, с практичной и удобной мебелью;
· соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей книги с иллюстрациями, образные игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий художественной деятельностью (д.б. доступны детям, радовать их не только своим содержанием, но и внешним видом);
· произведения (репродукции) живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства должны быть доступны для созерцания (альбомы, папки с репродукциями должны лежать на низких полках, с детьми необязательно обсуждать сюжеты картин и скульптур, достаточно лишь самостоятельного сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали);
· предметы детского творчества (рисунки, поделки, игрушки, сделанные детьми и фотографии детей занятых процессом творчества);
· природное содержание: растения, аквариум с рыбками, птицы и животные, которые радуют глаз, создают уют и красоту.
Создание предметно-развивающей среды предполагает организацию общего пространства , где есть место для творчества, возможность самостоятельно заниматься любимым видом изобразительной деятельности и созерцания результатов этой деятельности:
· уголок для самостоятельной художественной деятельности с изобразительными материалами (полочка, стол, мольберт) и место для занятия конструированием (из крупного или настольного материала);
· различные изобразительные материалы, которые должны располагаться по видам (разграничиваются материалы для рисования красками, выполнения графических рисунков, лепки, аппликации, конструирования и др.);
· подиум для работ; «Полочка красоты», этажерка, стеллаж и др.;
· постоянно действующую выставку творческих работ (обновляется не реже 1 раза в месяц);
· художественную галерею, где представлены выставки творческих работ (каждый ребенок имеет право на персональные выставки).
Необходимый компонент оформления детского сада - детские работы : рисунки, аппликации, а также произведения изобразительного и декоративного искусства (керамические, деревянные изделия, ковры, занавеси). Групповые комнаты украшают эстампами, печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр (под стеклом, в простой раме, на стене без наклона). Скульптура малых форм - хорошее украшение интерьера. Воспитатель использует обстановку детского сада для всестороннего воспитания детей, приучает убирать помещение, поддерживать в нем порядок, украшать. В старших группах воспитывается уважение к труду мастеров, художников. Так постепенно развиваются у детей художественный вкус, умение замечать и радоваться красивым предметам обстановки.
Оформление детского учреждения включает окраску стен: именно окраска создает фон для всего остального, включая мебель, картины, игрушки и т. п., способствует созданию спокойной, не раздражающей атмосферы. Большое значение в создании гармонии интерьера имеют цветовые сочетания - большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашиваются в мягкие тона, меньшие площади - в яркие. Особенно важно соотношение цветов стен и пола - помещения, освещенные солнцем, окрашивают в холодную цветовую гамму, северные или затемненные комнаты, наоборот, контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубой и т. д.), полы покрывают линолеумом светлых тонов, гармонирующих со стенами. Каждую групповую комнату можно решить в своей цветовой гамме.
Мебель является основным декоративным элементом, определяющим художественное решение всего помещения. Одно из условий правильного физического развития дошкольника - мебель, подобранная в соответствии с пропорциями его тела.
Игрушки неотъемлемый компонент детского интерьера. Их лучше всего хранить их в стенных шкафах, все группы игрушек располагать в определенной системе в соответствии с назначением. Для этого пригодны секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами. Удобно хранить игрушки и в специальных ящиках на колесиках.
Комнатные растения являются элементом оформления интерьера: не перегружать комнаты растениями и цветами, учитывать их цвет, фактуру, форму и строение.
Организация общего пространства «мастерской», «студии» для работы группы детей требует большего помещения. Идеальным будет отдельное помещение. Антураж и дух такого помещения позволит ребенку окунуться в атмосферу искусства: произведения различных видов изобразительного искусства, разнообразие изобразительных материалов и оборудования. Это естественным образом настраивает детей на художественное творчество, способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, возникновению ощущения защищенности и свободы в своих суждениях.
Особый мир студии определяется наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми:
Стены со специальным покрытием, позволяющим прикреплять скотчем детские работы;
Натянутые под потолком и вдоль оконных проемов струны для демонстрации детских работ;
1-2 задрапированные стены для монтажа работ во время выставок;
Теплое покрытие (ковер) для работы на полу;
Динамично передвигающиеся столы и стулья;
Технические средства обучения (компьютер, проектор для демонстрации изображений, музыкальный центр, маркерная доска, фонотека с записями);
Материалы для арт и психотерапевтической работы (тазы большие и маленькие, настольные лампы, свечи, ароматические палочки, набор пузырьков с запахами, пластинки с разными поверхностями, емкости с мукой, глиной, песком и др.);
Ящик с камнями, коробки с природным материалом (сухие веточки, желуди, каштаны, скорлупа и др.);
Разнообразные художественные и конструктивные материалы и инструменты: кисти, краски, гелевые ручки, маркеры, фломастеры, карандаши, мелки, уголь, сангина, картон, белая и цветная бумага различных форматов, клей, планшеты, ткань разного цвета и фактуры, материалы для коллажа подрамники, рамки для оформления работ. Материалы в необходимом количестве должны быть доступны детям.
Мольберты можно сделать самим из плотного картона (упаковки от телевизора, холодильника). Для этого обрезается дно, и противоположная сторона коробки складывается домиком в виде треугольной формы, прищепками прикрепляется лист (можно с двух сторон). Такой мольберт можно поставить на стол, стулья.
Рабочий стол хорошо покрыть большим и плотным куском клеенки. Здесь же рядом удобно иметь фартуки или халатики для детей.
4. Перечислите типы занятий по обучению дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте связь между типом занятия и применяемыми в процессе обучения методами. Классифицируйте виды занятий: по содержанию изображения, по способу изображения, по характеру выбора темы, по источнику тем и замыслов. Предложите для каждого вида занятий по 3 (три) темы занятия с указанием возрастной группы.
Решите педагогическую задачу:
В методике обучения старших дошкольников рисованию с натуры вы слабо разбираетесь. Вы неуверенно применяете данную методику при проведении занятия данного вида.
Скорректируйте свои действия по совершенствованию методики обучения дошкольников изображения с натуры.
Роль развивающей предметно пространственной среды в поддержке детской инициативы творчества.
Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, с деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает и формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания
Развивающая предметно-пространственная среда
– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы детского сада, необходимо учитывать основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- игровая и образовательная среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- предметно-развивающая среда по своему содержанию должна быть разнообразна;
Индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы должно учитывать содержание развивающей среды;
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.
Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников. Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании.
Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке должно быть достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми может рисовать, лепить, создавать аппликации и различные поделки.
Развивающая предметно пространственная среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставлять ему свободу выбора, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:
-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.;
- Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;
- Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;
- Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда для организации изодеятельности в разных возрастных группах.
Подготовила: Рукавчук Л.А.
Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.
Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям: - Насыщенность - Трансформируемость пространства - Полифункциональность материалов - Вариативность среды - Доступность среды - Безопасность
Оборудование общего назначения - Доска для рисования мелом. - Губка. - Наборы цветного и белого мела. - Мольберт односторонний или двусторонний. - Наборное полотно 60*50 или 80*50. - Фланелеграф, магнитная доска - Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала. - Подставка для размещения работ по лепке. - Указка. - Валик для нанесения краски на бумагу. - Настольная точилка для карандашей. - Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина. - Фартук для педагога - Фартуки и нарукавники для детей.
Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности: - единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей; - наличие соответствующих декоративных моментов; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого; - учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства. - количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом); - наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид; - педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания); - доступность материала для детей, удобное расположение.
Младший дошкольный возраст Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. . Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки.
Средний дошкольный возраст В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый). Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.
Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).
Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.). Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.). Репродукции с произведений живописи, книжная графика С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
Евгения Дружинина
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:
2. Трансформируемая
3. Полифункциональная
4. Вариативная
5. Доступная
6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)
При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:
1. Принцип активности, самостоятельности, творчества
2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
4. Организация среды с учетом гендерных различий детей
5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми
6. Принцип открытости - закрытости
7. Принцип эмоциогенности среды
8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.
Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.
Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.
Всего у нас получилось 10 центров:
1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»
2. Студия театра «В мире сказок»
3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»
4. Центр ПДД;
5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»
6. Центр сенсорики «Узнавайка»
7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»
8. Центр воды и песка;
9. Центр книги «Книжкин дом»
10. Центр дидактических игр
Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»
Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.
Студия театра «В мире сказок»
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.
Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.
Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.
Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.
Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.
Центр ПДД
Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»
Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.
Центр сенсорики «Узнавайка»
Творческая мастерская «Каляка-маляка»
В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.
Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).
Для выставки детских рисунков, аппликаций.
Центр воды и песка
На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Центр книги «Книжкин дом»
Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.
Центр дидактических игр
Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.
В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.