Рассказ про обувь «Обвуашка. Про обувь и не только Сказка для детей 5 лет про обувь

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.

Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками; влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», пластилин.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Приветствие «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так!
(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь? - Вот так!
(Руками изображают движение пловца)

Как идешь? - Вот так!
(Ходьба на месте)

Как бежишь? - Вот так!
(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь? - Вот так!
(Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

Машешь вслед? - Вот так!
(Энергичные движения кистями рук)

Как берешь? - Вот так!
(Хватательные движения ладонью)

Как даешь? - Вот так!
(Выставить раскрытую ладонь вперед)

Ночью спишь? - Вот так!
(Ладони под голову)

Как грозишь? -Вот так!
(Покачать указательным пальцем, остальные пальцы собраны в кулак)

А шалишь? - Вот так!
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).
Что это? Как назвать одним словом? Это обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары). Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара». Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами.

Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Вот ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя.

Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Вот перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Рисование «Раскрась ботинок»

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.

Татьяна Стебунова

Образовательные области: познание, коммуникация.

Цель:

Обобщить знания детей об обуви.

Задачи:

Рассказать о происхождении обуви.

Формировать представления об изменении обуви со временем.

Закрепить знания свойств материалов6 меха, кожи, резины, войлока.

Развивать у детей сенсорное восприятие путем обследования.

Материал и оборудование:

различная обувь для выставки

изображения обуви

кусочки материалов (резина, кожа, мех, войлок)

Словарная работа:

Развивать связную речь, умение анализировать, делать выводы.

Упражнять в правильном названии слов множественного числа, родительного падежа.

Предварительная работа:

беседы по теме. ,

подбор разнообразной обуви и организация выставки.

чтение стихотворения Чуковского «Чудо – дерево».

Ход познавательного занятия.

Вы любите загадки? Отгадав мою загадку вы поймете о чем пойдет речь сегодня.

«Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью»

Правильно, речь идет об обуви.

Я вас приглашаю на выставку обуви под названием «Обувь разная нужна, обувь всякая важна».

Как вы думаете, сколько человеку нужно обуви. По рассуждайте

(Дети рассказывают какая и для чего нужна обувь)

Правильно: простые, утепленные ботинки, резиновые сапоги,

лыжные, шлепки, босоножки, праздничные туфли и так далее.

По нескольку раз в день нам приходиться переодеваться.

Утром встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью комнатную обувь.

Перед тем, как идти в школу, на работу, надеваем туфли, ботинки, сапоги.

На работе многие тоже переодеваются, там может быть специальная обувь,

например бутсы для рабочих на заводе.

Вечером, собираясь в театр, надеваем красивые туфли.

Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда.

Но нет не всегда!

У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.

(Воспитатель читает детям «Когда появилась обувь?»)

Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?

(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)

Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно).

А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)

Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)

Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили красивые, изящные туфельки из цветной кожи с блестящими пряжками и красивыми узорами.

Ребята, обратите внимание, какая красивая обувь на «чудо – дереве» выросла.

(Воспитатель читает отрывок стихотворения «чудо – дерево»)

А теперь давайте поиграем в игру «наоборот» с мчом.

Воспитатель - дети

Есть сапоги - нет сапог

Ботинки – ботинок

Тапки – тапок

Шлепанцы – шлепанцев

Босоножки – босоножек

Туфли – туфель

Сандали – сандалей

Тапочки – тапочек

Физкультминутка "Веселые ножки"

Долгое время самым распространенным материалом для изготовления обуви была кожа животных.

Какое ценное свойство имеет кожа?

Правильно она мягкая, гибкая, ее можно прошить, пробить, приклеить.

Возьмите кусочек кожи и расскажите, какая она?

(прочная, мягкая, легкая)

Но самое ценное в ней это то, что она «дышит», т. е.

Пропускает через свои поры или отверстия воздух. Поэтому в кожаной обуви нога чувствует себя хорошо, не устает, не потеет. А из какого материала еще можно изготавливать обувь? (резина, мех, войлок, сукно)

Вспомните в какой обуви вы ходили в морозные дни? (в валенках)

Из какого материала они изготовлены? (из войлока)

Какие свойства у этого материала? (плотный, теплый, водопроницаемый)

Его делают из овечьей шерсти.

А если на улице потеплело что мы оденем? (кожаные сапоги)

Кожаные сапоги или ботинки утепляют мехом, что бы и в мороз их можно было одеть.

А вот и ручейки и лужи появились, что же тогда у нас на ногах? (резиновые сапоги)

Ребята, мы сегодня познакомились с различной обувью и материалами из которых она сделана.

Дома рассмотрите обувь вашей семьи и расскажите нам о том в какую погоду ее надо носить и из чего она сделана!

А на последок мы с вами поиграем в игру «Найди свою пару»

(дети снимают по одному ботинку и с завязанными глазами ищут свою пару обуви)

Однажды девочка Саша сказала своей маме:
– Мамочка, мне нужны новые ботинки. Эти ботинки мне уже маленькие, – и она показала на пару синеньких ботиночек. – А вот эти уже старые. Что же мне делать?
И она показала маме на свои старые-старые любимые розовые ботиночки.
– Что ж пойдем, — ответила мама, взяла Сашу за руку и они отправились в обувной магазин.
В большом-пребольшом обувном магазине было очень много обуви. Но Саше сразу понравились красные ботиночки с черными полосочками. Она говорит:
– Мамочка, я хочу вот эти.
Но когда они стали мерять, то выбранные ботиночки оказались слишком велики. Они все время сваливались. Мама даже спросила у тёти продавщицы: «Нет ли таких точно, но поменьше?». Но таких же точно, но поменьше, к сожалению, не оказалось. Саша очень расстроилась. И даже почти заныла:
– Я так хотела эти ботиночки, — говорила она.
Вы, наверное, знаете, как это бывает, когда ты что-нибудь хочешь, а этого получить не можешь, и тогда самое время включить это «у-у».
Но мама не сдавалась. Мама повела ее к другой полке и сказала:
– Посмотри, какие красивые, хорошие ботиночки стоят здесь на полочке.
Саша, откровенно говоря, даже не хотела смотреть в ту сторону. Потому что она решила погоревать по тем ботинкам, которые ей понравились. Но в это момент произошло что-то невероятное и ботинки, которые стояли на полке, на которую показывала мама, вдруг зашевелились. И один из них тихонечко сказал Саше:
– Привет! Ты кто? Ты мальчик или девочка? Вот я левый ботинок и хочу, чтобы нас купил мальчик.
– А я правый ботинок. Я хочу, чтобы нас купила девочка, — вступил в беседу второй ботинок.
– Нет, мальчик!
– Нет, девочка!
Так они начали спорить, перекрикивая друг друга. Саша естественно перестала рыдать и ныть, очень увлеченно смотрела на весь этот диалог ботинок и говорит:
– Так, все! Не кричите! Я девочка! И я вас покупаю!
Саша повернулась к маме и сказала:
– Берем эти. Мам, ты права.
– Может мы их сначала померяем? – спросила мама.
– Чего тут мерять? Я же вижу, что это мой размер.
Но немного подумав, Саша все же сказала:
– Ладно давай померяем.
Конечно же она мигом нацепила ботинки. Оказывается, она это умела делать быстро и ловко, когда очень хотела. Ботинки пришлись ей впору, как будто были сделаны специально для нее. В них было так удобно, так хорошо. Саша еще подумала: «Что это я сразу не поверила маме и стала сопротивляться? Оказывается, что это самые лучшие на свете ботинки».
Она встала, потопала ножками и сказала:
– Ну, все! В них я пойду домой.
А мама говорит:
– Саша, тебе уже 4 года и ты знаешь, что сначала нужно заплатить за покупку. Подойти к кассе, дать денежку. А уже потом ходить в новых ботинках!
– Ах, да, — сказала Саша, — что-то я задумалась.
Она конечно, сняла ботинки, надела свои старые, нехотя и очень медленно, как будто бы не умела надевать ботинки. Взяла в руки новые так аккуратно, так бережно и нежно, как будто это была хрустальная ваза и Саша боялась ее разбить.
Она погладила левый ботинок и прошептала: «Не расстраивайся, что я девочка. Я хорошая девочка, веселая!». Потом она погладила правый ботинок и тихонько-тихонько сказала: «Я девочка и мы будем с тобой дружить!». И ботиночки ей в ответ заулыбались (каждый по-своему).
А Саша торжественно на вытянутых руках понесла свои ботиночки в кассу. Когда они стояли около кассы, то левый ботиночек сказал Саше тихонечко-тихонечко на ушко:
– Я очень люблю ходить по лужам. Очень люблю прыгать и вообще очень люблю грязь.
А правый ботиночек услышал это и говорит:
– Грязь! Нет уж! Я люблю сухой асфальт. Я люблю обходить мимо луж. Я люблю быть чистеньким, аккуратненьким. Я хочу стоять ровненько на полочке, когда приду домой.
– Откуда вы все это знаете? – удивилась Саша, — вы же никогда не ходили по улице.
– Ну и что? Мы ботинки все знаем, что нас ждет впереди.
– Хм… Ладно, — сказала Саша. Она подумала, что есть какая-то ботиночная страна, где ботинки обучаются перед тем, как они попадают в магазин.
В это время они уже вышли с мамой вместе из магазина и Саша воскликнула:
– Нет-нет, я все-таки надену новые ботиночки.
Она уселась на лавочку и опять ловко и быстро переобулась.
– Ой, какие удобные! А как тебя зовут, правый ботинок?
– Меня зовут Виолетта.
– А как тебя зовут, левый ботинок?
– А меня зовут Ганс.
– Вот это имена! – пробормотала Саша, — как бы не забыть! Ганс я еще может запомню, а Виолетта…
– Да-да-да! Меня зовут Виолетта. Скажи спасибо, что я не розовая, а такая же коричневая, как мой брат Ганс.
– Да, уж. Было бы смешно, если бы левый был коричневый, правый – розовый.
– Кому смешно, а кому и не очень. А я все-таки мечтала быть розовой. Или хотя бы иметь розовый бантик.
– Что ж, — сказала Саша, — бантик я тебе подарю. А теперь пошли домой.
И они пошли. Правый стал кричать:
– Хочу в лужу! Хочу в грязь!
А Виолетта кричала:
– Посмотри лужа, обходи! Осторожно не хочу в лужу! Не хочу в грязь!
И Саша решила так: левая нога будет идти по лужам, а правая нога будет идти рядом.
У вас есть левая нога? У меня есть левая нога – вот она. Правая нога там же, где правая рука. У вас наверное, тоже есть правая нога и правая рука.
И вот левая Сашина нога шла по лужам, а правая Сашина нога шла рядом. И никто не расстраивался. Ни левый ботинок по имени Ганс, ни правый ботинок по имени Виолетта.
Так вот, когда девочка Саша пришла домой, то левый ботиночек был очень грязным, а правый запачкался самую капельку, буквально несколько грязных точечек на нем появилось и то перепавших от брата Ганса.
Виолетта сказала:
– Спасибо тебе, Сашенька, что ты меня так берегла. Ты такая аккуратная девочка и в лужи не вступала и не шлепала. Ты настоящая умница, девочка.
А Ганс прошептал Саше:
– Спасибо тебе, Саша, что ты дала мне погулять по лужам и по настоящей грязи. Я так это люблю. Ты настоящий друг. Прям, как настоящий мальчишка. Я очень рад, что с тобой познакомился. Даже надеюсь на то, что мы подружимся.
– Подружимся-подружимся, — сказала Саша, — но теперь мне придется тебя вымыть. Понимаешь? Я хочу поставить тебя в шкафчик на полочку, а в шкафчике у меня очень чисто.
– Ну, что ж! Мыться я люблю! – воскликнул Ганс. – Ходить по лужам, а потом мыться одно удовольствие. Весь потом такой чистый, снова в лужу. Бах-бах!
– Да уж, — засмеялась девочка. Саша пошла взяла тряпочку, вымыла сначала левый ботинок, которого звали Ганс. А потом она еще обязательно вымыла правый ботинок, которого звали Виолетта. Он был практически чистый.
– Вы мои дорогие, любимые ботиночки, — прошептала Саша и поставила их на полочку. – Знаешь, Виолетта, я тебе вместо коричневого шнурка зашнурую розовый, давай? Это будет очень красиво и очень необычно!
– Ура! Ура! – закричала Виолетта, — я так рада! Я так счастлива! Безмерно! Сегодня я буду спать здесь в шкафу и всю ночь мечтать о том, какая я буду завтра красавица с розовым шнурком. Ой-ой-ой! Ай-яй-яй! – она так распереживалась, что никак не могла успокоиться. Так ей скорее хотелось получить розовый шнурок.
А Ганс спросил:
– Саша, я надеюсь ты мне не собираешься вдевать розовый шнурок? Ни в коем случае, да?
– Да уж, конечно, ни в коем случае, — сказала Саша, — какой уж тут розовый шнурок. Гансы не ходят с розовыми шнурками.
– Да уж, конечно, — поддержал ее Ганс. Он хотел произнести длинную речь. Но Саша его остановила:
– Все, спокойной ночи! Мне пора спать!
После чего она закрыла шкафчик, вымыла руки, поужинала и легла спать. А на утро она тихонечко спросила у мамы, где ей можно взять розовую ленту или розовый шнурок. Но мама совершенно случайно слышала вчерашний разговор Саши с ботинками и конечно уже приготовила для Саши розовый шнурок подходящего размера.
– Вот тебе, Саша, розовый шнурок для твоей Виолетты.
– Мама, ты все слышала, да? Ты знаешь, как зовут мои ботиночки.
– Да, — сказала мама, — вы так громко беседовали в коридоре, что не услышать вас было невозможно.
И Саша побежала к Виолетте. Поздоровалась с ней, сказала ей «Доброе утро!», вытащила старый коричневый шнурок, вставила новый розовый шнурок. Виолетта опять начала охать, ахать. А Саша сказала:
– Хватит вздыхать! Пошли гулять!
– Ура! — закричали ботинки и даже запрыгали от радости.
Саша быстро-быстро обулась и побежала гулять. Как всегда после прогулок левый ботинок был очень грязный, а правый ботинок был почти чистый. Вот так подружилась Саша со своими новыми ботинками.
На этом и сказке конец.

Та же сказка, пересказанная близко к тексту в прямом эфире:

Как поиграть после этой сказки?

Конечно, нужно обсудить, что такое пара и не пара. Что бывает парами? (ботинки, сапоги, кеды, кроссовки и другая обувь, а ещё носки, гольфы, варежки, перчатки, коньки, лыжи и многое другое)

Обязательно обсудите понятия правый-левый. Вырежьте из бумаги или картона пары варежек, ботинок, сапог. Подбирайте парами — правый и левый, раскрашивайте парами. Поиграйте в магазин обуви и одежды, где всё продаётся парами.

Рисуйте одинаковые узоры на парах варежек или ботинок.

Предложите ребёнку вставлять шнурки в ботинки — шнуровать и, наоборот, расшнуровывать. Можно ещё попробовать научиться завязывать узел и бантик (не у всех это сразу получится). И лучше делать это на настоящих ботинках, а не на деревянных макетах.

Все эти игры и занятия, конечно, не на один день. Просто вспоминайте сказку и предлагайте дополнительные игры.

Подборка стихотворений

к лексической теме «ОБУВЬ»,

для детей старшего дошкольного возраста.

Составитель:

Воспитатель

Алексеева Т.П.

2013г

О. Чернорицкая

Ботинок

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

О. Григорьева

Как ботинки ели кашу

Дед сказал однажды Паше:
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, - ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!

Английская песенка

Мэри

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!

Н. Нищева

Считалка про обувь.

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

В. Азбукин

Сапоги с характером

В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И – выпустил котенка!

А. Пысин

Странные сапоги

Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.

М. Яснов

Считалка с башмачком

Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.

А. Бродский

У маленькой Мариночки
Скрипучие ботиночки:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Ботиночки скрипучие,
Самые лучшие.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Соседи все встревожены.
Терпеть не расположены.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Однако делать нечего,
И слушают до вечера:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Пора уж спать Мариночке,
Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.

Про туфли

Как люблю я правую туфлю!
Искренней любовью, нежной самой!
Я ее лелею и хвалю!
Чистить начинаю обувь с правой!
Гуталин на щетку наношу,
Правую туфлю по коже глажу,
К левой прикасаться не спешу,
Не хочу о ней и думать даже!
Вышло так, что сразу я не смог
При покупке выявить изъяна:
Левая туфля на левый бок
Стаптываться стала постоянно.
Правая туфля идет вперед,
Выступает резво, баловница,
Левая при этом отстает,
Спотыкаясь, сзади волочится.
Левую туфлю предам огню,
Так, чтоб даже пепла не осталось!
Правую в прихожей сохраню,
Чтоб достать, когда взгрустнется малость.

Чудо дерево
Сказка Корнея Чуковского

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.

А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши,

Сел баран на пароход
И поехал в огород.

В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие,
Рвите, босоногие,
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Обувь»

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.
Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками, влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Картинка-фон с тенями различной обуви, цветные силуэтные картинки этой обуви.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», набор пластилина.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).

Как вы думате, что это? Как это назвать одним словом? Обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары).

Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара».
Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами. Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Смотрите, ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ,топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя. Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть и чистить от грязи. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Дидактическая игра «Найди тень»

На каждую тень положите сверху цветную обувь подходящей формы.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.