Половое воспитание дошкольников в доу. Презентация к уроку на тему: Презентация Тема: «Социально-половое воспитание в детском саду

Пожалуйста, посоветуйте что делать? Мой сын ходит в обычный детский сад. Недавно он нам с мужем рассказал шокирующие вещи! В их группе есть один мальчик, мой сын рассказал нам, что этот мальчик «ставит всем в группе уколы». На наш вопрос - как? Он нам сказал, что он пихает пальчик детям в попу, также он постоянно показывает в туалете свои половые органы и попу. Я стала выяснять у воспитателей в чем дело. На что они пояснили, что было такое, на вопрос зачем он так делает, мальчик ответил, так ему делают мама и папа, тоже самое они делают друг другу. Также воспитатель рассказала, что этот ребенок показал «чем занимаются его родители» причем на другом мальчике, завалив его на пол. Этот ребенок на протяжении всего времени в саду ведет себя плохо, не слушается, обижает всех детей. На замечания воспитателей он отвечает - «молчи женщина, придут мои родители и тебе будет хана» и т.п.

При разговоре воспитателя с отцом этого мальчика, отец заявил, что он мальчик и должен себя так вести. Наши воспитатели бьются как могут, пытаются заложить в этого мальчика что-то хорошее, но в этом совсем нет смысла, так как дома все это рушат родители. Я просто боюсь за своего сына!

Подскажите, что делать? Куда обратиться, но так чтобы не пострадали наши воспитатели?!

Надежда.

Ответ: Здравствуйте! С проблемой, о которой Вы пишете, сталкиваются многие родители. Но не все готовы об этом говорить. А говорить необходимо! Каждый ребенок в определенном возрасте проходит необходимый этап развития, в котором маленький человечек начинает проявлять интерес к вопросам пола: «есть мальчики и девочки», «чем мальчики отличаются от девочек», «как появляются дети». Это период начального этапа психосексуального развития малыша, в котором закладываются очень важные основы полового развития и половой культуры личности. От полового воспитания дошкольника зависит будущее благополучие.

Эти вопросы заслуживают особого внимания в процессе воспитания любого ребенка. И поэтому вопросы полового воспитания родители должны взять в свои руки (как бы не было тяжело вам начинать этот разговор и, конечно, все разговоры в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок начинает сам задавать такие неожиданные вопросы, то не теряйтесь, не делайте вид, что это страшные и неприличные вопросы. Ваша реакция, с одной стороны, напугает малыша, с другой стороны, озадачит, и все вместе приведет к тому, что он у Вас больше спрашивать не будет. И если ответов от Вас он не получит, он их будет искать в другом месте (минуя Вас). И искать он их будет с особым интересом, вспоминая Вашу реакцию. Конечно, можно отдать ребенка на половое «воспитание» интернету, двору, «коллегам» по садику, но в данном случае есть большой риск искалечить психику малыша и в будущем получить деформированную личность.

В случае же, если Вы спокойно, не выдавая особую необычную реакцию, расскажите ребенку (в соответствии с его возрастом), чем мальчики отличаются от девочек или прочитаете книжку, в которой в доступной форме рассказаны данные вопросы, то ребенок удовлетворит свое любопытство, и до определенного возраста не будет интересоваться данной темой. Для маленького ребенка не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто точно и спокойно ответить на его вопросы. По мере того, как ребенок будет становиться старше, на те же самые вопросы вам надо будет отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую вы ему уже дали. Помните, что в процессе таких воспитательных моментов Вы закладываете основы личности ребенка, его половой культуры, формируете в ребенке здоровую, устойчивую психику. Цель воспитания – сформировать личность, которая сможет благополучно и устойчиво взаимодействовать и выстраивать свою жизнь самостоятельно во взрослом мире. Закладывая в ребенке правильные основы психосексуального развития, мы с вами и растим здорового (в физическом и психологическом планах) человечка. Если в семье ребенок получает все необходимое, то выйдя за пределы дома (во двор, в детский сад, в интернет и. д.) наш малыш сможет самостоятельно устоять от негативного информационного воздействия (у него будут хорошие детские интересы и соответствующее хорошее окружение друзей).

Мы, как родители, очень беспокоимся за своего ребенка и желаем ему только добрых и приятных ситуаций. Но жизнь, как правило, преподносит свои уроки. И мы понимаем, что не сможем постоянно контролировать с кем, как и на какие темы общается наш малыш, не сможем держать его дома или постоянно менять детский сад, класс, друзей (конечно если речь не идет о психическом или физическом здоровье малыша – если здоровью и жизни малыша угрожает опасность, то, не медлить и защищать). Но мы можем помочь нашему малышу стать сильным и самостоятельным — говорить и обсуждать дома все вопросы, которые интересуют ребенка; уделять ему внимание и любить его, поддерживая дома благоприятную и открытую обстановку.

Касаясь данной темы, нельзя не сказать о неблагоприятных (тяжелых) ситуациях, которые могут случиться с ребенком. Я говорю о сексуальном насилии. Это сложная психотравмирующая ситуация, последствия которой могут быть очень глубокими и длительными. Формы сексуального насилия над маленьким ребенком могут быть различными, от демонстрации ребенку половых органов до самого насилия. Наблюдение ребенком полового акта взрослых тоже может стать травмирующей ситуацией. Особенность поведения маленьких детей в таких ситуациях заключается в том, что они долго молчат об этом. Опасаясь гнева взрослых, испытывая сильный страх, малыши на протяжении долгого времени могут подвергаться насилию и не рассказывать никому.

Если ваш ребенок рассказал вам о таком факте, не ругайте его ни в коем случае, выясняйте как можно больше подробностей и обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам (врачи, психологи).

Если ваш ребенок рассказывает о необычном поведении «другого мальчика» (другой мальчик показывает свои половые органы, имитирует половой акт), вам обязательно нужно спокойно поговорить с вашим ребенком, понаблюдать за поведением и эмоциональным состоянием вашего сына или дочки. Если малыш спокойно выслушивает вас, получает ответы на интересующие его вопросы, и в его поведении вы не отмечаете изменений, то, возможно, на сегодня ситуацию вы благополучно «закрыли». Если же вы наблюдаете изменения в поведении ребенка, он тревожен, нарушается сон, появляются страхи, он замкнулся и не общается с вами, то «бейте тревогу». Обратитесь к психологу, к социальному работнику в детском саду, говорите с воспитателями. С семьей «другого мальчика» должны обязательно побеседовать специалисты.

Если вы у своего ребенка замечаете странное поведение: чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания, поразительные для возраста знания о сексе, имитация сексуальных действий, то это должно вызвать особую озабоченность. Не оставляйте такое поведение без внимания. Поговорите с ребенком, поговорите с воспитателями в детском саду, с няней, понаблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка – возможно, оно изменилось за последнее время. Такое опережающее, неблагополучное сексуальное развитие ребенка может быть следствием сексуального насилия, развратных действий в отношении вашего ребенка. Если такие факты обнаруживаются, то спасайте своего малыша, не замалчивайте проблему, обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам.

Любящие родители, доброжелательная и открытая обстановка в семье, и осмысленный процесс воспитания – залог благополучного будущего наших детей. Много сложностей встает на этом пути перед родителями, и иногда мы теряемся в этом мире неожиданных и непредсказуемых неприятностей: Как уберечь моего малыша? Как вырастить его здоровым? Как вести себя в той или иной ситуации? Нас не учат в школе, как воспитывать детей, нас не обучают в институтах, как быть родителями. Но у нас есть любящее сердце и стремление сделать своего малыша счастливым. Главное, чтобы наше стремление было осмысленным и здравым, чтобы мы подходили к воспитанию наших детей, как к серьезному процессу, который управляется нами, и результат которого всецело зависит от нас.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема эта сложная и неоднозначная, но надеюсь, что эти материалы помогут родителям найти ответы хотя бы на часть детских вопросов .

Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?

А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-человек?

А у кошек и собак тоже бывает любовь?

А папа может родить?

Эти и похожие «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он чувствует доверие, в любой неподходящий момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.

Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников.

Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, затронула и эту деликатную проблему. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Задавая специалистам вопрос на данную тему: «Надо ли разговаривать с детьми на «взрослые темы»? Кому, когда и как? Можно получить такой ответ: «Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Проявлять же инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя!

Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией отчественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь».

Что интересует малышей?

Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола. Детские вопросы можно классифицировать следующим образом:

Ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;

3-4-летний малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;

В 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;

В 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.

Такая любознательность обусловлена тем, что дошкольник не только наблюдает события - он хочет понять их сущность. Ему интересно узнать, что вокруг происходит и почему именно так, а не иначе. Ребенка все волнует, на все он стремится получить ответ. Поэтому и беспокоит взрослых бесконечными вопросами: «Откуда я взялся?», «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», «Как я появился на свет?» И т.п. Прав Януш Корчак, известный польский педагог, утверждая: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними».

class="eliadunit">

К сожалению, в литературе для родителей половые темы стыдливо обходят.

Коммуникация взрослого с дошкольником на половые темы

Вне всякого сомнения, дошкольники должны получать ответы на свои вопросы вообще и в частности по половой тематике в интимной, доверительной беседе с ближайшими родственниками: матерью или отцом, бабушкой или дедушкой. Так оно и бывает в большинстве морально здоровых семей, где отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимной любви, духовном единстве поколений, где понимают, что любые вопросы ребенка продиктованы стремлением понять непонятное, неизведанное. Родители там не унижают сына или дочь подозрениями в болезненном интересе и распущенности, и не смущаются «пикантностью» темы, а интеллигентно и доходчиво помогают ребенку понять разные стороны жизни. Однако, к сожалению, не во всех семьях царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания. Не все родители имеют и соответствующее образование или желание приобрести нужные знания.

Поэтому на вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. Популярная среди старших поколений версия о «капусте и аисте» полностью себя дискредитировала. Представьте, что почувствует ребенок, узнав правду. Оказывается, взрослые его обманули, и попробуйте доказать потом, что это - единственная озвученная тобой неправда. А ответа: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.

Атмосфера готовности ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение тактично объяснить самые сложные из них - важное условие эффективного общения с дошкольником. Зато антипедагогические попытки обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Придет время... А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если узнает в циничной форме?

Врач, публицист Владимир Леви считает, что «святой ложью» в половых сообщениях взрослые могут психически покалечить ребенка, и приводит пример, когда родители, стремясь защитить «детскую чистоту», придумали для своего сына сказку о том, что «в лесу бывают такие цветочки, прекрасные, из которых вырастают маленькие человечки», в которую парень верил до 12 лет и при этом горячо любил родителей. К тому моменту, пока соседский парень в грубой форме не «просветил» его по этому вопросу. И вот печальный результат - психическое расстройство у ребенка и отчуждение от родных.

Чтобы знания, которые касаются пола, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Взрослые должны быть готовы к вопросам на половые темы от детей. Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует - существуют неприличные ответы». Ведь дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Кстати, ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.

Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», Можно использовать такую ​​ возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».

Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Естественное поведение взрослых, обычный тон разговора - одно из самых легких и одновременно самых сложных условий общения с ребенком при этом. Часто бывает, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети - тонкие психологи: они сразу чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Глубокий вздох, длинная пауза, озадаченность или подчеркнутая многозначность вроде «Как хорошо, что ты наконец об этом спросил!» дают ребенку основание для вывода, что в этой теме есть что-то необычное, недозволенное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно сникают, говоря об этом.

Если же до четырех-пяти лет ребенок не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, то это не значит, что такие мысли даже не приходят ей в голову. Дело в том, что хотели того взрослые или так получилось случайно, но у ребенка могло сложиться впечатление, что эта тема запрещена. Возможно, когда он впервые проявила интерес к «деликатной» проблеме, панический крик матери «Чего это ты вдруг спрашиваешь о ТАКОМ?» навсегда отбил у малыша желание быть откровенным с ней и подтолкнул к мысли о недопустимости обсуждения с родителями этой темы вообще. В таком случае ребенок может надеяться получить необходимую ему информацию от воспитателя. Он может поставить косвенный вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить его реакцию.

Половое воспитание - дело обыденное

Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».

Например, если дома или в детском саду есть животные, за которыми дети ухаживают и наблюдают, у них появляется возможность естественно ознакомиться со всеми сторонами их жизни: кормлением, спариванием, рождением малышей и их вскармливанием. Правдивая информация в ответ на детские вопросы и объяснения взрослым этих процессов формируют в малышей понимание того, что в животном и растительном мире существует закон продолжения рода, которому подчиняется все живое. Это единственно правильная и относительно безопасная система полового воспитания, которая помогает избежать и ханжеских умолчаний, и в какой-то степени отвлекает необходимость специальных, можно сказать, опасных бесед на подобные темы. Воображение ребенка искажает не объективный правдивый рассказ, а неосведомленность, что создает информационный вакуум и почву для домыслов.

В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Ведь картинки в книжке не передадут ощущение любви, не раскроют смысла зарождения человеческой жизни. Поэтому не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в половую реляцию чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.

Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить иммунитет от скабрезности и циничности при общении на половые темы, научиться в будущем самостоятельно, из литературных источников черпать необходимые каждому человеку знания.

Rating: (0 Rating)

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.

Половое воспитание дошкольников – это направленное, систематическое медико - педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Половое воспитание надо начинать с раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне и др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.


Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Основные моменты полового воспитания

1. Половое воспитание – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Не стоит на этом заострять внимание, все должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии с возрастом ребенка.

2. Половое воспитание начинается с самого рождения ребенка, а не в период полового созревания. В раннем детстве закладывается фундамент личности ребенка, который в дальнейшем что-то исправить уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка уже в дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем мире.

3. Между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь, задавать интересующие вопросы. Ребенок должен быть уверен, что взрослые его выслушают и не накажут за это.

4. Если родители краснеют и стыдятся неловких вопросов своего ребенка, - это личные комплексы и психологические проблемы родителей, поэтому необходимо провести работу родителям, над своими стереотипами и не передать ребенку свои комплексы.

5.Поколение родителей и поколение детей отличается. Современные дети быстро взрослеют, поэтому и интерес к интимным вопросам возникает раньше, чем это было у родителей. Взрослым с этим остается только смириться и сделать все зависящее от них, чтобы их ребенок получил нормальное половое воспитание. И нельзя говорить ребенку, что в этом возрасте вы еще интересовались куклами (машинками), а не мальчиками (девочками).

Как правильно донести ребенку информацию по деликатным вопросам

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко.

Ребенку нужно дать понять, что зачатие, то есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и постыдное. Очень важно, чтобы ребенок понял, что интимная близость, зачатие происходит по любви между мужчиной и женщиной. Каким образом донести все это до ребенка-дошкольника?

Во-первых , реакция взрослых на интерес ребенка к интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам ребенок задает вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ нужно дать тут же, не откладывая его на потом. Причем надо помнить, что ответы на такие вопросы не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – короткий и четкий ответ. И конечно, ответ должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, не надо вдаваться в детали. Ребенку в дошкольном возрасте достаточно узнать об этом лишь поверхностно.

Во-вторых , можно и не дожидаться того момента, когда ребенок сам захочет узнать информацию по интимным вопросам. Но при этом не стоит ни с того, ни с сего заводить разговор, иначе ребенок обязательно спросит, почему об этом заговорили, что еще больше обескуражит родителей. Если чувствуете, что наступил подходящий момент, если это будет уместно, то начните разговор сами.

В-третьих , ребенок должен почувствовать, что вы доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя кричать, стыдить, смеяться. Если у самих родителей такое неправильное представление и отношение к интимной стороне жизни человека, то не надо свои комплексы передавать своим детям.

В-четвертых , если ребенок задал вопрос, то не надо уходить от ответа, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников – своих сверстников, которые могут наговорить такое, о чем взрослые даже не подозревают.

Значение семьи в половом воспитании ребёнка

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).

Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Из чего же складывается половой опыт у маленьких детей

Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.

Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.

У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.

Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.

Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.

Материалы по половому воспитанию детей (3-5 лет)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы сопереживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы, став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Процесс формирования полового самосознания у ребенка проходит через разные периоды. Уже в первые годы жизни ребенок учится не только различать и называть людей, но и противопоставлять их по полу. Годовалый малыш определяет почти безошибочно, кто к нему подошел — дядя или тетя.

Ну, а затем идет становление понятия «Я», и оно совпадает у ребенка со становлением полового самосознания. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я — мальчик» или «Я — девочка». Родители чисто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике — мужские, а в девочке — женские черты характера. Например, мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» или: «Покажи, как ты качаешь свою лялю». И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. К сожалению, иногда (это чаще наблюдается в неполной семье, когда мать одна воспитывает сына) в ребенке неосознанна начинают поощрять черты характера, свойственные противоположному полу. Мальчика одевают как девочку, развивают в нем чрезмерную нежность, впечатлительность, мягкость. Все это в дальнейшем может привести к серьезной психологической перестройке, связанной с недовольством своим полом, и появлению упорного стремления изменить свой пол (транссексуализм). Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее глубокое воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием.

Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем, этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?», и так же невинен. Обычно это происходит в 3-4 года. Часто ребенка интересует не тайна деторождения и даже не пол, а просто жизнь во всем ее разнообразии. Так он нащупывает пути поисков причин. В ответ на вопрос: «Почему ты об этом спрашиваешь?» можно услышать иногда совершенно неожиданную интерпретацию самого вопроса. Например: «Коля известно откуда появился — он из Березников приехал, а Лариса родилась в Перми, а я откуда?». Вот и все. И на этот-то вопрос он и ждет ответа. Однако так бывает не всегда. Нередко ребенок интересуется тайнами деторождения именно в том смысле, в каком мы этот вопрос понимаем.

И это часто вызывает растерянность родителей, их нерешительность. Мама посылает ребенка к папе, папа — к бабушке. Дело часто кончается тем, что ребенок, так и не получив надлежащего ответа, настолько заинтригован молчанием или отговорками родителей, что ищет ответа на стороне и без труда находит его у «просвещенных» мальчиков или девочек — «знатоков». Как же отвечать на подобные вопросы?

Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего, соответствующего его опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что он в ближайшем будущем должен узнать.

Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не оттого, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддержать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне. Можно просто сказать, что ребенок растет в животике у мамы. Вполне возможно, что ему для начала будет достаточно такой информации. Если затем он поинтересуется, как он туда попал, можно сказать, что он вырос из маленького семечка, которое было в маме. Пусть ваши ответы не предвосхищают вопросов. Через некоторое время ребенок, возможно, задаст вам вопросы посложнее. Он спросит: «А при чем тут папа?» или поинтересуется, как дети выбираются из маминого живота. Первый из этих двух вопросов особенно важен: от того, как вы ответите на него, во многом будет зависеть самосознание мальчика или отношение девочки к отцу. Можно привести в таком случае пример с рыбками. Вот рыбка-мама, из ее икринок разовьются и вырастут детки, но случится это лишь после того, как рыбка-папа польет икру специальным соком — молокой. Если у вас есть аквариум, то это объяснение легко сделать наглядным, если нет — при случае можно продемонстрировать малышу икру и молоку рыб и тут же перейти к аналогии с человеком.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Вы установите таким образом нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же вы поймете, что именно малыш уже знает, сможете выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными, у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства.

Нагота сама по себе нравственна, ибо естественна, и поэтому порицать ее красоту, ее естественность как нечто низкое и греховное — это все равно, что считать человеческое тело и самого человека носителями греха. Необходимо ценить естественность природы в нас самих, ценить красоту природы в красоте человеческого тела и воспитывать в ребенке уважение к этой красоте и восхищение ею.

Порицая с раннего детства наготу («Томочка, как тебе не стыдно, нельзя же папе показываться в таком виде!»), мы призываем это чувство постыдности, как нечто совершенно естественное. И ребенок часто спрашивает, если в состоянии возразить взрослому: «А почему мне должно быть стыдно?». Воспитание с малых лет чувства стыдливости может пробудить в ребенке интерес к запретному голому телу, а, следовательно, и особый интерес к противоположному полу, непонятно почему запретный и порицаемый. Поэтому в воспитании стыдливости могут быть использованы, главным образом, косвенные, мягко действующие ограничения. Можно сказать девочке или мальчику, бегающим неодетыми, скажем, в присутствии посторонних людей, что это нехорошо, некрасиво, поскольку на людях нужно (принято) быть одетым, опрятным, подтянутым, и не выказывать того, что только для тебя одного и должно существовать и никого больше не касается. Избыточный, ненужный упор на воспитание стыдливости может в дальнейшем привести к несчастьям. Стыдливость приходит сама, в том числе и к детям, у которых стыдливость вообще не пытались специально воспитывать.

На все повесить фиговые листки нельзя. Все равно жизнь переполнена тем, в чем можно, при желании, усмотреть неприличное и безнравственное. Поэтому существует только одна программа для воспитания неприятия грязи — воспитание с раннего детства в духе уважения к человеческому достоинству, в чем бы оно ни выражалось: в духовном или телесном. Поэтому очень важно, чтобы еще в детском возрасте ребенок научился относиться к обнаженному телу как к чему-то совершенно естественному.

Пока ребенок изучает свой нос, руки, ноги, родители спокойны, но как только его внимание переключается на половые органы, взрослые начинают тревожиться, подозревая в своем малыше задатки, испорченности. И приходят просто в ужас, когда дочь, вернувшись из детского сада, серьезно рассказывает родителям о строении половых органов мальчиков или когда застают сына в компании сверстников за рассматриванием или демонстрацией этих частей тела. Сразу же следует подчеркнуть — в этом интересе нет ничего нездорового. В возрасте 3-5 лет подобным образом ведет себя детвора всего мира. Это так называемая «фаза половой игры», в процессе которой малыши утверждаются в понятии половых различий. В большинстве случаев дети не осознают сексуального характера содержания этих игр. Оно ограничивается, в общем, осмотром и ощупыванием внешних половых органов других детей своего и другого пола, а также показом своих половых органов. Эти наблюдения и манипуляции встречаются, например, в так называемых играх «в доктора», «папы и мамы». Подобные игры служат для детей, преимущественно, способом ознакомления или удовлетворения любопытства. Опытные педагоги и психологи знают, что чем больше шума поднимают родители из-за дурных наклонностей и привычек маленького ребенка, тем сильнее те укореняются. Это касается не только сексуальных игр, но и многих других осуждаемых взрослыми действий. Ребенок не может понимать и оценивать свои поступки как взрослый, потому и не следует фиксировать его внимание, преувеличивать их значение.

Ну, а как все-таки быть, если вы застали сына или дочь «на месте преступления», если ребенок дошкольного возраста занимается онанизмом? Под онанизмом (мастурбацией) понимают искусственное раздражение половых органов (вне полового акта) с целью вызвать сладострастное ощущение. Сексуальное самоудовлетворение — так еще иногда называют эту вредную привычку. Онанизмом могут заниматься как мальчики, так и девочки.

Прежде всего, необходимо избрать правильную линию поведения. Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно бессмысленно и даже вредно. Необходимо проанализировать ситуацию. Причин, способствующих развитию попыток к онанизму, в детском возрасте может быть несколько. Во-первых, наличие глистов (остриц) или воспалительных кожных заболеваний, вызывающих кожный зуд. Желание освободиться от него путем расчесывания, приводит к вредной привычке постоянно притрагиваться к половым органам. В дальнейшем, пока еще неосознанно, у детей при расчесывании кожи наружных половых органов появляется сладострастное ощущение. В этих случаях лучше обратиться к врачу.

Особого внимания требуют гигиеническое содержание ребенка и режим его жизни. Не надо одевать ребенка в слишком тесную, сдавливающую или трущую промежность одежду; плохо, если кожа ребенка грязная, если грязным и неопрятным оказывается нижнее и постельное белье. Грязь раздражает кожу, ребенок почесывается, и это может перерасти в привычку. Ночная одежда должна быть свободной и легкой. Это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, одевают тесные трусики, добиваясь при этом прямо противоположного эффекта. Ребенок должен спать отдельно, в своей постели. Нахождение его в одной постели с братьями или сестрами, особенно со взрослыми, может способствовать раннему появлению полового чувства. Привычка залеживаться в слишком мягкой и теплой постели по утрам и вечерам плохо сказывается на формировании ребенка. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может, в попытках заснуть, искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.).

Раздражение может возникнуть и из-за того, что ребенка кормят на ночь слишком обильно, дают острую или соленую пищу, которая вызывает жажду, а потом обильно поят. К утру или ночью, в связи с переполнением мочевого пузыря и кишечника, может произойти раздражение половых органов. Поэтому нужно приучить ребенка ложиться спать в определенное время, добиваясь, чтобы он быстро засыпал. Хорошо, если малыш спит на боку, а не на животе, так как это может создавать условия для раздражения половых органов. Нужно стремиться к тому, чтобы руки ребенка находились поверх одеяла, чтобы он не накрывался одеялом с головой. Постель ребенка должна быть чистой и в меру жесткой.

Таким образом, о предупреждении онанизма у ребенка родителям надо беспокоиться не тогда, когда он стал уже подростком, а гораздо раньше, когда он, как говорят, «от горшка два вершка».

Половое воспитание дошкольников - непростой вопрос. Родители всегда затягивают с «этим» разговором.

Многие ждут подросткового возраста, чтобы поговорить с детьми о сексе и сопутствующих ему вещах.

Однако уже в дошкольный период малыши имеют право знать некоторые подробности, иначе они рискуют оказаться в глупом положении среди сверстников.

Современная история идет семимильными шагами, и дети взрослеют раньше. Уже в первом классе у половины есть смартфон с неограниченным доступом в интернет. Некоторые энтузиасты умудряются накачать картинок эротического содержания и шокировать ими одноклассниц.

Шепотом в уголках девочки рассказывают тайны о зачатии и родительской спальне, а по ночам пытаются потрогать себя в интимных местах.

Особо наивные думают, что их младших братиков принес аист или подкинул кочан капусты, пока им не открывает глаза учитель биологии.

Мальчишки смеются над девочками, у которых раньше всех начинается менструация, как будто в этом есть нечто постыдное. Все это – огрехи родительского воспитания. Ведь ребенок дошкольного возраста имеет право знать, как он появился на свет .

В три года особо интересующийся малыш может услышать от вас сказку о маминой и папиной любви, неожиданно случившейся в волшебном королевстве. И после этого в животе у мамы появился крохотный ребенок. Он кушал все, что кушала мама, и рос, рос… Пока вдруг ему не стало ужасно тесно.

Тогда он постучал, и мама срочно побежала в родильный замок. Там врачи открыли специальную дверцу в мамином теле и малыш смог выйти. И все очень обрадовались. Совместите биологическую правду и сказочный вымысел, но никаких аистов, магазинов и капусты!

Половое воспитание детей 4-6 лет начинается с книг . Есть много красочных томов с названиями «Как я появился» и «Откуда берутся дети». Они – отличное подспорье для родителей в этой нелегкой беседе.

Главное дождаться нужного вопроса и вовремя подсунуть чаду этот фолиант.

Анатомические подробности и порнографические картинки здесь, само собой, не нужны. Все, что вам понадобится – честность, живое воображение и детское любопытство. Позвольте малышу самостоятельно полистать книгу и подождите, пока возникнут вопросы.

Вполне нормально, если ребенок дошкольного возраста услышит слово секс. Ведь на дворе давно не 50-е годы, и естественно, что мама и папа любят друг друга и у них периодически бывает секс, от которого и берутся дети.

Занятие это – исключительно для взрослых, потому что за него приходится нести ответственность. Получившихся детей надо кормить и воспитывать, а для этого нужно много работать и вообще быть большим.

Некоторые книги упоминают названия половых органов, другие же выдумывают им удобоваримые «клички». Например, у папы есть «краник», в котором живет много семян. А внутри мамы живет яйцеклетка («волшебная горошина»). Когда они сталкиваются, появляется малыш. Он растет в мамином животике, а потом выходит наружу.

Если вам делали кесарево сечение, вы можете продемонстрировать малышу место разреза и объяснить, что выходить ребенку помогали добрые врачи.

Как именно называть причинные места, решать вам. Разумеется, ребенок должен понимать, что, хоть это и не ругательства, но кричать их на улице и обзывать ими девочек не нужно.

К семи – восьми годам важно также осветить вопрос менструаций и поллюций . Коснитесь его вскользь, мол, к 12-14 годам девочка становится девушкой, а мальчик – юношей.

Все процессы и изменения – лишь признаки взросления, и ничего постыдного в них нет. В 9-10 лет поговорите об этом подробно, а к 12 купите энциклопедию.

В консервативных вас, конечно, не поддержат. Они предпочитают держать коллектив в неведении и не замечать, что, когда воспитательница отворачивается, ребятня скидывает друг перед другом трусики и пытается понять, чем мальчики отличаются от девочек.

Ваша задача – лишить ребенка неоправданного стыда, объяснить половые различия , принципы зачатия, суть гендерной психологии. В конце концов, почему мальчикам нравятся девочки, а не мальчики? Ведь так задумано природой, только в паре они могут продолжать свой род.

Вовремя не получив нужного ответа, малыш может начать собственные эксперименты и ступить на хрупкий лед гомосексуальных исследований.

Кроме прочего, ребенок дошкольного возраста должен понимать, что такое презерватив – он часто сталкивается с ним на улице и может случайно поднять. Объясните, что это не игрушка, и трогать его не следует.

Границы дозволенного в беседе с дошкольником о сексе определяете вы сами. Обычно взрослые гораздо болезненнее реагируют на смелые ответы, чем дети. Все объясняется нашим сексуальным воспитанием.

Еще 20 лет назад никто и не подумал бы сказать шестилетней дочке: «Не заходи к нам в спальню, мы с папой занимаемся сексом». Все шли на хитрости, на выдумки, а то и вовсе отказывались от плотских удовольствий.

Как бы ни было смешно или страшно, сохраняйте серьезный вид . Ваше лицо должно говорить: «над этим не нужно хихикать, это нормально, но об этом не разговаривают в садике и не кричат на улице, только и всего». Именно вы знаете своего ребенка лучше, и понимаете, когда тот готов к разговору о половых различиях.

Чувствуя, что вы общаетесь с ним, как с равным , он со своими вопросами всегда будет бежать к вам, а не к интернету или продвинутому однокласснику.

В дальнейшем, если возникнет какая-то проблема, вы первым узнаете о ней – ведь вы дали правильное половое воспитание ребенку дошкольного возраста.