Что должен знать ребенок в годик. Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Женщина, впервые ставшая матерью, старается как можно больше узнать о том, как должен развиваться малыш. Итак, что должен уметь ребенок в 1 месяц и как помочь ему усовершенствовать свои навыки? Следует учитывать, что кроха в этот период очень много спит и плачет, поэтому заниматься с ним необходимо в те непродолжительные моменты, когда он весел и бодрствует.

Основные физические навыки маленького человечка

Малыши уже очень активно двигают ручками и ножками. Теперь их в пеленках не удержать, поэтому переходите на удобные боди. Хотя эти движения пока не отличаются координацией, совсем скоро все изменится. Есть крохи, которые уже пытаются самостоятельно приподнять голову и попу, когда лежат на животике. Попробуйте подставить малютке под пяточки ладонь, он будет очень стараться от нее оттолкнуться. Иногда это получается.

Некоторые малыши уже к середине первого месяца жизни могут немного удерживать головку в то время, когда их носят на руках. Но постарайтесь все время держать руку на затылке крохи. Его мышцы еще слишком слабы.

К месяцу у малышей достаточно хорошо развивается зрение, а взгляд становится более осмысленным и, как говорят многие молодые мамы, «умненьким». Крохи уже могут реагировать на то, как перед ними изменяются картинки, следят за перемещением вещей, людей и предметов в пространстве. К середине (чаще всего) первого месяца жизни, малютка уже очень хорошо фокусирует взгляд на близких ему людях.

Как обстоит дело с развитием слуха? Кроха прекрасно узнает мамин голос и старается «отвечать». Такие звуки обычно именуют «лепетом», но многие малыши вполне отчетливо «агукают». Иногда они могут «сказать» целое предложение. Постарайтесь разговаривать с крохой, это очень полезно для развития.

Эмоции «бьют через край»

Молодые мамы должны быть готовы к тому, что основной способ, которым умеет «общаться» ребенок в таком нежном возрасте – громкий плач. Только так он может «сказать» о том, что ему некомфортно в мокром подгузнике, он голоден или замерз. Педиатры подсчитали, что кроха в этом возрасте может плакать до трех часов в сутки. Это – норма. Постепенно вы начнете понимать, что именно необходимо малышу, когда появляются слезы. Могут ли они насторожить родителей? Обращаться к врачу следует в том случае, если плач продолжается более трех-четырех часов или переходит в настоящую истерику.

Малыши в этом возрасте уже умеют осмысленно улыбаться, узнавая родных или получая любимую погремушку. Некоторые от радости издают непонятные, но очень смешные звуки. Многие родители записывают такие моменты на видео. Чтобы развивать позитивные эмоции, старайтесь как можно чаще улыбаться крохе и говорить ему ласковые слова. Может ли малютка злиться? Да, и эта эмоция выражается в плаче.

Помогаем крохе осваивать свои умения

Не следует думать, что детей нужно начинать воспитывать с какого-то определенного возраста. Развитием ребенка нужно заниматься практически с самого рождения. Естественно, кроха в возрасте одного месяца не совершит каких-то «подвигов». Но если вы поможете ему в усвоении навыков, то он будет развиваться гораздо быстрее.

Чтобы малыш поменьше плакал, постарайтесь, чтобы он как можно чаще чувствовал ваше присутствие. Нет, постоянно носить его на руках не стоит, кроха просто должен ощущать вас и слушать биение вашего сердца. Положите его рядом с собой, предварительно устранив причину слез (переоденьте, накормите и т. д.).

Для поступательного развития малыша очень важен тактильный контакт с мамой. Делайте ему массаж, переодевая, поглаживайте или легонько похлопывайте. Такие действия всегда будут вызывают исключительно положительные эмоции. Кроха тотчас же заулыбается и начнет «гулить».

Чтобы у малютки развивался слух, пойте ему песенки и постоянно разговаривайте с ним. Это не только позволит ему сконцентрироваться на вашем голосе и быстрее его запомнить. Подобные «забавы» вызывают у маленьких детей исключительно положительные эмоции.

Как правильно развивать зрение? Обязательно купите яркие и достаточно крупные игрушки. Постоянно показывайте их малютке, меняя цвета и положение. Очень хорошо развивают зрение и слух «карусельки» (мобили), которые подвешиваются над кроваткой или люлькой. Иногда они оснащаются не только подвесками-игрушками и музыкой, но и лампочками. Это еще больше привлекает внимание малыша.

В таком нежном возрасте малыши очень много спят, а их режим не зависит от дня и ночи. Уже с первого месяца жизни начинайте потихоньку приучать кроху побольше бодрствовать в светлое время суток. Как это сделать? Поиграйте с ним, спойте песенку. Вводить ограничения нужно постепенно, иначе малютка будет нервничать. Уже с первого месяца многие мамы стараются упорядочить режим кормления. Стоит ли это делать – решать лишь вам.

Первый месяц жизни — очень важный для малыша. Для родителей это наиболее ответственный момент, обязующий быть внимательными и предусмотрительными. Для обеспечения безопасной жизни своего чада, родители обязаны знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц и какие процессы происходят в его организме. В первые 4 недели, кроха полностью зависит от мамы, так как абсолютно не приспособлен к окружающей среде.

Ребенку 1 месяц — что он умеет

Физическое развитие:

  1. Адаптация систем органов. Внутриутробное развитие находилось на полном попечении материнского организма. Родившись, ребенок должен пройти период акклиматизации в первый месяц жизни и использовать свои собственные системы и органы по назначению. С первой минуты, детский организм испытывает колоссальные нагрузки, одновременно запуская все существующие системы.
  2. В течение недели спадает вес. Активное включение в работу всего организма требует больших затрат энергии. Потеря веса естественное явление. В скором времени новорожденный наберет его.
  3. Сон. В 1 месяц жизни грудничок преимущественно спит. Бодрствование занимает короткие промежутки времени, в которые ребенок ест, меняется памперс и проходит купание крохи. Сон имеет 3 стадии: глубокий, крепкий, с равномерным дыханием; неглубокий – учащенное дыхание, подергивание конечностей, движение глазных яблок; дрема – глаза полузакрыты, наступает при кормлении или перед тем, как ребенок уснет.
  4. За месяц набирает 600 — 1000 г. Набор веса в первый месяц жизни и последующие 6 месяцев очень важен. В норме, ежемесячно ребенок должен набирать до 1 кг. Такие параметры указывают на полноценное усвоение молока, правильную функциональность пищеварительной системы, содержание в молоке всех необходимых элементов и его калорийность. Вес обеспечивает должное развитие физических способностей крохи. Таблица норм набора веса .
  5. Срыгивание воздуха. Когда ребенок сосет грудь, вместе с молоком, в желудок поступает воздух. Новорожденный испытывает потребность срыгнуть его. Вместе с воздухом, зачастую отрыгивается часть молока. Мама должна помочь: сесть на кресло (стул), откинувшись немного назад и положить ребенка, в вертикальном положении, телом на свою грудь, а головой на плечо и дождаться отрыжки, поглаживая по спинке. Сразу после кормления, крайне не желательно укладывать ребенка на спину. Отрыжка может быть произвольной и в таком случае, существует опасность захлебнуться.
  6. Колики . Новорожденный испытывает трудности с кишечником первые 4 месяца жизни. Газы, образующиеся в нем, выходят плохо и доставляют ребенку болевые ощущения. У мальчиков, ситуация отягчается формированием половых органов, которое также способствуют болям и дискомфорту. Нужно помогать крохе и выводить скопления: гладить по животу по часовой стрелке, использовать выводную трубку , выкладывать на животик, давать укропную воду или плантекс. Давление на животик проталкивает газ по кишечнику, а препараты, содержащие укроп, нейтрализуют образования.
  7. Стучит ручками и ножками. Тонус мышц в конечностях высокий и провоцирует конвульсивные подергивания.
  8. Приподнимает голову лежа на животе. Рефлекторно, новорожденный пытается приподнять голову. К концу месяца, некоторые дети в состоянии приподнять голову и удерживать ее в течение 5 — 10 секунд.
  9. Отталкивается пяточками. Если подставить ладошку, грудничок, к концу первого месяца жизни, может оттолкнуться ножками от поверхности, упираясь пяточками. Это не осознанное действие.
  10. Черты лица. Послеродовая припухлость спадает, и начинают проявляться черты лица, к концу первого месяца.

В 1 месяц новорожденный практически все время спит. Это считается нормой!

Речевое развитие и зрение малышей

Речь. Несмотря на «юный возраст», ребенок в состоянии общаться:

  • улыбается. К концу месяца, большинство детей способны на улыбку, когда испытывают радость или удовольствие (мама «сюсюкает» или улыбается);
  • гулит. Ребенок начинает издавать звуки, пытаясь подражать тому, что он слышит. Неразборчивое гуление и агуканье начинают проявляться к концу месяца и становятся средством общения с мамой;
  • настроение. Ребенок способен проявить свое эмоциональное состояние улыбкой, плачем или криком.

Слух. К концу месяца, новорожденный отличает мамин голос, реагирует на резкие звуки миганием, вздрагиванием, иногда может попытаться повернуть голову или испугаться, заплакав.

Зрение. Первые 2 недели, грудничок не различает цветов и плохо видит. Взгляд не сосредотачивается на предмете. В конце 2 недели, ребенок начинает фокусироваться на том, что видит прямо перед собой. Комфортное для крохи расстоянии – 40-50 см. Под конец месяца, новорожденный различает контрастные цвета и четкие предметы (квадрат, круг, треугольник), находящиеся в полуметре от него.

Как составить примерный режим дня для ребенка 1 месяца — my-kiddy.ru/razvitie/po-mesyacam/rezhim-dnya-rebenka-v-1-mesyac.html

Рефлексы грудничка в месяц

Рефлексы помогают адаптироваться ребенку к жизни во внешнем мире и временно заменяют работу нервной системы и головного мозга.

  1. Хватательный. Если коснуться ладони, ребенок сожмет кулачек, хватая предмет;
  2. Сосательный. Если провести по губам соской или пальцем, ребенок вытянет губки, попытается ухватить и пососать. Основан на инстинкте питания;
  3. Поисковый. Если коснуться щеки, ребенок повернет голову в сторону раздражителя. Также основан на инстинкте питания;
  4. Плавательный. Движения напоминают плавательные, когда грудничок лежит на животе;
  5. Бабинского. Если погладить стопу, разогнется пальчик стопы;
  6. Бабкина. Нажав пальцем на ладошку новорожденного, он откроет ротик и «кивнет» головой по направлению вперед;
  7. Мора. Если положить ребенка на стол и резко ударить ладонями по поверхности с обеих сторон от головы ребенка (расстояние около 20 см), малыш разведет руки в стороны и разожмет пальчики, а потом вернется в изначальную позу. Ребенок будто хватает маленький предмет;
  8. Ходьбы. Если держать ребенка за подмышки так, чтобы ножки касались поверхности, движения ножек будут напоминать шаги.

О чем должны знать родители

Так выглядит хватательный рефлекс

Пупочная ранка . Внутриутробную жизнь ребенка обеспечивает пуповина, соединяющая маму с крохой и выполняющая все функции организма – транспортировку кислорода и углекислого газа, питание, выводную. При рождении, ее обрезают и у человека появляется пупок. Как любая ранка, она требует ухода. С учетом слабости организма и его не устойчивости к физическим раздражителям и повреждениям, такая ранка представляет серьезную опасность.

За ней нужен специальный уход:

  • До тех пор, пока корочка полностью не отпадет, грудничок должен купаться исключительно в кипяченой воде.

В воду нужно добавлять раствор марганцовки или отвары трав. Марганцовку обязательно растворяют в отдельной посуде. Кристаллик может нанести химический ожог нежной коже младенца. Практичнее всего, развести крепкий раствор в банке и добавлять маленькими порциями в ванночку перед купанием. Цвет воды должен быть слегка розоватый.

Марганец сушит кожу, поэтому, хорошим вариантом будет чередовать марганцевые и травяные ванны. Подберите 3-4 вида трав с антисептическим, обеззараживающим эффектом и заваривайте в 3 литровой банке за день до купания. Процедите через марлю, чтобы травинки не попали на ребенка и вылейте в ванночку, а затем разбавьте водой. Лучше всего использовать чабрец, ромашку, календулу и зверобой. Все они антисептики с ранозаживляющим эффектом. Кроме пользы по заживлению пупка, травяные ванны благоприятно скажутся на общем состоянии кожи младенца. Их применение полезно даже после полного зарастания пупочной ранки.

  • После купания, ватными палочками аккуратно вымывается зона пупка. Отложения в завитках могут спровоцировать воспаление.
  • Пупочную ранку необходимо ежедневно мазать зеленкой.
  • Для скорейшего заживления, нужно чаще оставлять пупок на воздухе. Это подсушит кожу.
  • Памперс застегивать ниже уровня пупка. Ребенок крутится и может ободрать корочку.

Следите за кожным раздражением вашего чада

Кожа. Очень нежная и чувствительная. Низкая физическая активность и лежачий образ жизни приводят к образованию потниц — покраснения со скоплением белого вещества. Искать их нужно! Чаще всего образуются в складках кожи – под мышками, под шеей, за ушками, под коленками, с внутренней стороны локтя, на сгибе бедра. Чем раньше потница будет замечена, тем быстрее ее можно вывести. Для профилактики рекомендуется принимать травяные ванны. В случаях необходимости, место образования можно протирать раствором трав или антисептиком, прописанным педиатром. Также, педиатр должен порекомендовать специальную мазь для новорожденных, которую следует применять при подобных кожных сыпях.

Родничок . Для прохождения по родовым путем, голова ребенка сжимается. Происходит это благодаря тому, что кости черепа не монолитны. После рождения, происходит процесс срастания. Родничок – место стыковки частей. Он постепенно затягивается. Нужно знать, что под кожей, в месте его расположения, первые месяцы жизни отсутствует твердая костная перегородка. Опасность представляет возможность удара по этой зоне, а также переохлаждение. Нужно быть внимательными и аккуратными.

Температура тела новорожденного выше показателя взрослого человека. Норму составляют 37,0 – 37,1 градусов.

Ребенок не будет плакать без причины. Если новорожденный кричит, его что-то беспокоит. Задача родителей в кратчайшие сроки определить причину и устранить ее. Сыпь на коже, плохой аппетит, отсутствие рефлексов, плохой стул либо низкое мочеиспускание — являются причиной для опасения и требуют посещения педиатра.

Рождение ребенка – самое счастливое семейное событие. Первые месяцы жизни малыша – важнейший период, когда перед крохой открывается длинный и увлекательный путь взросления до сознательного человечка. Ему предстоит много узнать об окружающем мире, поэтому молодые родители должны создать все условия для правильного развития и приобретения жизненно важных навыков.

Различия в развитии мальчиков и девочек

С полугодовалого возраста каждый ребенок может распознавать принадлежность человека к определенному полу. Однако, только с двух лет начинается самоидентификация по половому признаку в ходе общения со сверстниками, по принципу их поведения во время игр. Развитие мальчиков и девочек отличается по некоторым критериям.

Навыки и умения Мальчики Девочки
Моторика Для мальчиков характерно быстрое развитие крупной моторики: бега, прыжков, удержание равновесия. Физическая активность более агрессивна и импульсивна. Для девочек – мелкой моторики: письмо, рисование, лепка.
Вербальное развитие Речь развивается по сравнению с девочками с некоторым запозданием, набор словарного запаса скуднее. Чтение – сильная сторона, способность обращать внимание на невербальные признаки – голос, интонацию. Поэтому девочки – хорошие «собеседники», с умением выражать эмоции и чувства уже на ранней стадии развития.
Умение ходить на горшок В возрасте до двух лет мальчики чаще писают в постель. Приучаются к горшку быстрее.
Первые шаги Склонность к повышенной подвижности, «авантюризму», определяет способность быстрее делать первые шаги, чтобы поскорее испытать свои силы. Для маленьких девочек характерно отставание в приобретении навыков ходьбы на 2-3 месяца в отличие от мальчиков.
Развитие речевых навыков Тяга к соревнованиям более выражена, чем у девочек, заставляет вступать в словесные споры. Девочки все равно преуспевают больше в развитии речи, опережая мальчиков примерно на 5 месяцев.
Тяга к новым открытиям Любознательные мальчики, чтобы чувствовать психологический комфорт, постоянно ищут новые открытия, с удовольствием исследуют все неизведанное, ранее непонятное. Девочки предпочитают более спокойное времяпровождение, менее подвижные игры. Им гораздо интереснее заниматься обустройством своего «укромного уголка» с расставлением игрушек, перебиранием любимых вещей.

Уже с момента рождения можно говорить об отставании в развитии мальчиков от девочек с разницей в 3-4 недели. Но к началу подросткового возраста этот разрыв полностью стирается. Хоть юные сверстницы вступают в увлекательный этап взросления раньше, мальчикам природа подарила возможность наслаждаться прелестями беззаботного детства на несколько лет дольше.

Набор навыков и развитие мальчиков и девочек до года по месяцам


Возраст ребенка
и период
Навыки и умения Полезные советы и рекомендации для родителей
1 месяц
Адаптация
В первый месяц малыш учится находиться вне материнской утробы, поэтому до 20 часов в сутки проводит во сне, в остальное время кушает. К концу первого месяца начинает обращать внимание на игрушки, а первый цвет, который различает – красный. Также малыша начинают привлекать окружающие звуки, но еще сохраняются новорожденные рефлексы:

  • сосательный;

  • плавательный;

  • поисковый (когда малыш ищет грудь мамы);

  • первый, автоматической ходьбы (ребенок делает движения наподобие шагов, если его, придерживая, поставить на ножки).

У развитых детей наблюдается способность удерживать головку самостоятельно.
Главная цель – создать условия повышенного комфорта для малыша: правильный температурный режим, личный контакт - держать на руках, разговаривать, петь колыбельные, играть.
2 месяца
Первое «оживление»
Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования – до 50 минут. Улучшаются зрительные и слуховые способности – теперь он может разглядеть предметы, находящиеся на расстоянии 0,5 м, различать голоса родителей. Также удерживает головку в вертикальном положении, переворачивается в кроватке на бок. Угасают младенческие рефлексы. Эмоциональный фон расширяется. Чтобы помочь ребенку развиваться эмоционально, нужно как можно чаще смешить малыша – так появится первая улыбка. Разговаривать с ним, тогда он начнет реагировать на пока еще непонятные слова первыми звуками: «агу», «абу», «ага», «гугу».
3 месяца
Продолжение оживления
Заметно развиваются навыки психического, физического, эмоционального плана.

  1. Удержание головы.

  2. Способность приподниматься на предплечья, чтобы оглядеться вокруг.

  3. Хватание предметов, зажимание их в кулачке.

  4. Желание «тащить» все в рот, так как на этом этапе развития слизистая оболочка ротовой полости гораздо более чувствительна, чем пальчики.

  5. Улыбка переходит в смех.

  6. Подражание мимике.

  7. Произнесение первых слогов.

Ребенок делает первые попытки самостоятельно переворачиваться и приподниматься на ручках, поэтому не стоит оставлять его одного на кровати во избежание падения с получением травм.
4 месяца
Активное оживление

  • Уверенность в удержании головки с активным поворачиванием в стороны.

  • «Стойка» на локтях от живота с выпрямленными ручками.

  • Перемещение по пространству комнаты «перекатами», попытки самостоятельно поползти.

  • Осознанные манипуляции с предметами.

  • Разделение игрушек на любимые и менее интересные, любопытство к отражению, отличная реакция на стуки, звон, голоса, музыку.

  • К звукам «гуления» и «гукания», прибавляются слоги: «ба», «ма», «па».

Для этого периода развития для ребенка характерно ощущение страха потерять маму. Именно в 4 месяца стоит уделять как можно больше внимания и любви малышу.
5 месяцев
Физическая активность

  • Уверенные перевороты через разные стороны.

  • Умение опираться на ладошки.

  • «Подготовка к сидению» - принятие позы с опорой на одну из ручек из положения полулежа.

  • Умение опираться на ножки при поддержке родителей.

  • Выполнение захватов ступней, которые малыш норовит засунуть в рот.

  • Активное развитие социальных навыков – отличие «своих и чужих».

  • Проявление интереса к иллюстрированным книжкам.

Родители должны рассказывать малышу как можно больше стихов, подробно описывать сюжеты картинок, способствуя развитию речевых навыков. Можно начинать учить первым словам: «мама», «папа», «баба».
6 месяцев
Исследование окружающего мира

  • Активное ползание по-пластунски.

  • Самостоятельно, полулежа сидит непродолжительное время.

  • Делает попытки удержаться в упоре на колени, с помощью раскачивающихся движений.

  • Приучение к ложке, принятие пищи из чашки.

  • Развитие интеллекта выражается через осознание последствий своих действий.

  • Издает первые новые согласные – «з», «с», «ф».

Так как ребенок начинает ползать, нужно убрать все небезопасные предметы из зоны досягаемости.
7 месяцев
Управление собственным телом

  • Передвигается на четвереньках.

  • Удерживает прямую спинку, делает первые попытки самостоятельно встать.

  • Понимает вопрос «где?», умеет показывать на предмет.

  • Использование вместо соски чашки-непроливашки.

  • Подражание звукам животных.

Активное развитие мелкой моторики требует тщательно следить за тем, что оказывается у малыша в руках, поскольку мелкие детали могут легко попасть в рот, нос, уши. Для стимуляции познавательного интереса необходимо подробно описывать окружающие вещи, правильно называть части тела.
8 месяцев
Настойчивость

  • Принятие уверенной стойки, способность доползти до любой опоры.

  • Самостоятельное передвижение по квартире на четвереньках, умение садиться из этой позы.

  • Осмысленная игра с предметами, складывание игрушек в коробку, умение «вкладывать» вещи друг в друга или «нанизывать» кольца на основание.

  • Желание держать ложку самостоятельно.

  • Подпевание детским песенкам, совершение подтанцовывающих движений под музыку.

  • Понимание простых просьб – «принеси», «подай», «покажи».

Уже в этом возрасте дети могут произнести первое осмысленное слово, поэтому нужно как можно чаще разговаривать с ними, подкрепляя процесс простыми развлекательными играми – «ку-ку» или «ладушки».
9 месяцев

  • Уверенное передвижение по квартире с помощью опоры.

  • Умение вставать из любого положения.

  • Проявление характера – недовольство, капризность, сопротивление во время купания.

  • Интерес к творчеству – лепке, рисованию.

  • Пополнение словарного запаса, понимание указаний взрослых - «положи», «есть», «дай», «нельзя».

  • Интерес к играм со сверстниками.

Самостоятельные попытки ребенка залезть на стул или диван должны производиться под строгим контролем родителей. Давая играть с пластилином, необходимо следить, чтобы он не потянул его в рот.
10 месяцев
Проворность и повышенная активность

  • Подражание поведению взрослых, копирование мимики.

  • Пародирование звуков животного мира, запоминание названий животных.

  • Приобретение навыка обобщения понятий.

  • Попытки самостоятельно одеваться, раздеваться.

Самостоятельность во всех проявлениях необходимо поощрять – дети этого возраста обожают похвалу, которая служит дальнейшей мотивацией для изучения всего нового.
11 месяцев
Первая вежливость

  • Первые вежливые слова, жесты.

  • Повышенная эмоциональность - резкие смены настроения от смеха к плачу.

Для закрепления положительных привычек в плане вежливого общения важно просить ребенка проговаривать «привет», «пока», «спасибо» для формирования привычки.
12 месяцев
От младенчества к детству

  • Осознание того, где и что в доме лежит.

  • Перешагивание через препятствия.

  • Жевание.

  • Считывание настроения с окружающих.

  • Активный лепет отдельными словами.

Если ранее родители уже пытались приучить ребенка к горшку, в 12-месячном возрасте малыш уже может начать сам проситься «вылезти» из подгузников.

Что должны уметь дети до 5 лет по годам


В возрасте от 0 до 5 лет ребенок проживает самые важные этапы развития, когда происходит формирование личностных качеств, важных умений. Чтобы он получил правильное начальное воспитание и умел вежливо себя вести, важно постоянно заниматься с ним – играть, развивать физическую культуру, речь, мелкую моторику, эмоциональную сферу, логическое мышление.

Возрастная группа Навыки и умения
1-2 года Логическое мышление Играть с кубиками, складывать башенки, проявлять исследовательский интерес путем разбора предметов.
Речевые навыки Проговаривать простые слова, знать имена всех членов семьи.
Социальное развитие Уметь правильно называть части тела, лица.
Бытовые и навыки обихода Ходить в туалет на горшок, самостоятельно вставать и ходить, пить из чашки, понимать и реагировать на указания родителей, подражать чужому поведению.
Развивающие пособия Пазлы, Азбука, Алфавит, карточки, раскраски, трафареты, кубики.
2-3 года Логическое мышление Первое знакомство с арифметикой, выполнять 2-3 последовательных действия, проявлять тягу к рисованию, конструированию.
Речевые навыки Произносить фразы из 4-5 слов, осознавать указания взрослых, знать простейшие детские песенки, стихи.
Социальное развитие Различать транспортные средства.
Бытовые и навыки обихода Осуществлять самостоятельно спуск и подъем по лестнице, одеваться, раздеваться, пользоваться горшком, двигаться задом наперед, держать равновесие на перекладине, уметь обращаться с ножницами, быть обученным гигиене рук.
Развивающие пособия Карточки с цифрами и геометрическими формами, игры-ассоциации, сборники стихов, потешек, скороговорок, карточки-рисунки: животных, фруктов, овощей, транспортных средств, аппликации.
3-4 года Логическое мышление Уметь считать до трех, показывать цифры на пальцах, оперировать понятиями «много-мало», «высоко-низко» и др., различать: круг, квадрат, треугольник, обладать навыком сравнения предметов по форме, цвету, величине, составлять из вещей пары по характерному признаку, находить сходства и различия в предметах, исключать лишнее, запоминать цепочку картинок и слов, уметь сосредоточенно работать над заданием.
Речевые навыки Воспринимать и описывать образы, формулировать предложения из 5-6 слов, различать признаки предметов, уметь образовывать из них группы.
Социальное развитие Различать домашних животных, птиц, рыб, насекомых, деревья, цветы, ягоды. Иметь базовые представления о материалах, из которых изготовлены предметы. Различать время суток, явления природы.
Бытовые и навыки обихода Самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться канцелярскими предметами для творчества, рисовать примитивные изображения в виде точек, линий, кружочков, раскрашивать фигуры, знать правила гигиены.
Развивающие пособия Карточки со счетом, видео-уроки по счету, двойные пазлы, рабочие тетради по математике, игры с игральными костями, прописи, музыкальные игры, первые энциклопедии о животных и насекомых, книги о временах года, набор детской посуды, пластилин, наборы «Собери сам».
4-5 лет Логическое мышление Различать стороны и направления, расширять знания о геометрических фигурах, соотносить предметы с цифрами при счете, уметь писать числа, уметь складывать предметы по принципу конструктора, формулировать ответы на вопросы: «Почему?», «Можно ли?», «Для чего?», подбирать противоположные по смыслу слова.
Речевые навыки Строить предложения из 5-8 слов, общий словарный запас – не менее 1000 слов, различать части тела людей и животных, уметь по признакам называть предмет, понимать значение предлогов, поддерживать диалог, знать первую информацию о себе: ФИО, возраст, место проживания, использовать в речи прошедшее время.
Социальное развитие Различать овощи и фрукты, знать, когда они созревают, где растут, знать о способах передвижения насекомых, уметь называть правильно детенышей животных, знать главные приметы каждого времени года.
Бытовые и навыки обихода Уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнию, рисовать без отрыва карандаша от листа, раскрашивать изображения, соблюдая границы рисунка. В этом возрасте можно впервые познакомить ребенка с алфавитом иностранного языка.
Развивающие пособия Раскраски с соединением точек, прописи с цифрами, тройные пазлы, рабочие тетради по математике, головоломки, детские развивающие журналы, пособия для чтения, считалки, дидактические игры с цветными буквами и картинками, энциклопедии «Окружающий Мир», игра «Крестики-нолики», книжки для детей по анатомии, карточки с алфавитом иностранного языка.

Видео советы

Что говорит доктор Комаровский про развитие детей

Известный во всем мире детский врач, специалист в области изучения вопросов здоровья и формирования внутрисемейных отношений – доктор Комаровский. К его мнению прислушивается множество родителей, он пишет книги, выступает на телевидении, даже ведет свой ютьюб-канал. Изучая процесс роста и развития ребенка, Евгений Олегович выдвинул несколько главных положений.

  1. Манера поведения тесно связана с самочувствием – не бывает беспричинного детского плача или крика. Однако, привычка решать проблемы, связанные с каким-либо дискомфортом, может вылиться в пагубную привычку.
  2. Комфортные условия, созданные для ребенка в период 2-3 месяца его жизни, повлияют на дальнейшее развитие его способностей самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде.
  3. Родительское внимание гораздо более мощный фактор формирования здоровья, чем походы к педиатрам.
  4. Чтобы ребенок был по-настоящему счастливым, любознательным, активным, его обучение должно проходить с использованием развивающих книг и игр, ведь дидактические детские материалы составлены с целью увлечений, «вырывая» из бытовых реалий.
  5. Вопрос перевоспитания, переучивания – практически неподдающаяся решению цель. Начинать формировать положительные качества и манеру поведения правильного с самого начала осмысления малышом, происходящего вокруг. А применение в воспитательном процессе крайних мер – строгих наказаний, лучше вовсе исключить. Интересно, что заниматься воспитанием ребенка получается гораздо лучше у отцов, чем у матерей.

Стоит ли волноваться, если есть отклонения от нормы?

Открытие окружающего мира, такого яркого и разностороннего, для малыша источник восторженных, изумительных впечатлений. Многие родители винят себя, если замечают, что чадо несколько отстает в развитии от сверстников. Однако, давно доказано, что такие обстоятельства в редких случаях возникают из-за влияния наследственных факторов или ошибок в уходе за ребенком.

Сложный процесс формирования детских навыков и умений индивидуален для каждого растущего человечка. Даже при средних возрастных нормативах развития для определенного этапа взросления, становление абсолютно здоровых детей может не соответствовать этим «календарным расчетам».

Развитие социальных навыков и эмоционального фона

Навыки социального общения, выражения чувств и эмоций во многом зависят от темперамента ребенка – спокойного или активного, но более сильным фактором их формирования выступают условия жизни. Плохие качества, вредные привычки или пагубные зависимости не передаются наследственным путем. Исправить неблагоприятным образом складывающуюся ситуацию может детский врач, который сумеет вовремя выявить и устранить проблему. Вмешательство специалиста особенно необходимо при нарушениях моторного и нервно-психического развития.

С какого возраста записывать детей в секции и кружки


Незаменимую помощь в развитии способностей или талантов ребенка могут оказать сами родители, записав его в творческий кружок или в спортивную секцию. Детство – подходящий период жизни для поиска новых увлечений, когда энергия льется через край.

У дошкольников характерно проявление креативных идей, они не стесняются декламировать стишки собственного сочинения, петь песенки, беззаботно танцевать. Они еще не знают рамок, которые стесняли бы их порывы, поэтому не стоит порицать желания ребенка реализовать себя творчески. Важно поощрять любые начинания, даже если первые рисунки будут «каляки-маляки», а дополнительные занятия в домашних условиях, проводимые, конечно, по желанию, только подстегнут интерес к определенной деятельности.

Идеальный возраст для похода в обучающие секции – 5-6 лет. В эти годы дети начинают осознавать разницу между «настоящей» учебой и спонтанностью.

Во многие спортивные кружки детей охотно берут даже в возрасте 2-3 лет, и не стоит временить с решением отдать ребенка в профессиональный спорт, это скажется положительно на его общее физическое развитие.

До 5 лет посещение бассейна – развлекательное мероприятие, а в 7-8 лет можно уже задуматься о «подготовке к Олимпиаде».

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Неубранная детская комната, разбросанные игрушки, гора грязной посуды и общая несамостоятельность детей рано или поздно заставляют маму с папой задуматься над тем, как приучить ребенка помогать по дому. В каком возрасте и как следует прививать трудолюбие детям? Сегодня мы поделимся простыми, но эффективными советами психологов, которые обязательно помогут вам воспитать маленького помощника.

Источник фото: stylenew.cz

К домашней работе ребенка необходимо приучать с раннего возраста. Зачастую малыша даже просить не нужно - он сам стремится помыть посуду, постирать штанишки и даже помочь папе собрать мебель.

Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного чада, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что подросток на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Приучаем детей помогать по дому с раннего детства

Психологи советуют закреплять за подрастающим поколением конкретные поручения, только проследите за тем, чтобы они были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью. Так, даже двухлетний малыш может выполнять несложные задания: приносить маме кошелек, телефон или перчатки.

Какие дела можно поручать детям в разном возрасте?

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью,
  • умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может :

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, приучать ребенка к хозяйственным заботам следует постепенно, причем ругать и наказывать, если у него что-то неважно получается, нельзя ни в коем случае. После вашей критики и из-за страха допустить новую ошибку малыш вообще может отказаться от любого поручения.


О чем еще стоит помнить родителям?

1. Делайте вместе

Постарайтесь не отмахиваться от детей, которые предлагают свою помощь. Занимайтесь хозяйственными хлопотами вместе. Не прогоняйте малыша из кухни, пусть он примет посильное участие в замешивании теста, нарежет салат, накроет стол к обеду. Неподалеку от взрослой гладильной доски разместите игрушечную, и пусть ваша дочка «гладит» рядом с вами.

2. Хлопочите по дому и общайтесь с детьми

Эти два занятия не обязательно разделять. К примеру, приучая ребенка убираться в комнате, рассказывайте волшебную историю о куклах или плюшевом медвежонке, которые огорчены тем, что не могут найти свою коробку, в которую ложатся спать после игры. Пусть ваше чадо поможет любимой игрушке добраться до своего местообитания.

3. Не забывайте хвалить

Есть замечательная фраза, которая буквально окрыляет как взрослых, так и маленьких детей. Она звучит следующим образом: «Эту важную работу я могу поручить только тебе». Малыш, услышав, какой он необходимый и уникальный, станет еще тщательнее подметать пол, вытирать пыль или пылесосить в комнате.


Источник фото: nerealopez.es

4. Не забывайте учитывать детские желания

В важном деле приучения ребенка к труду обязательно следует обращать внимание на его предпочтения какого-то конкретного вида деятельности. Так, одни дети любят мыть посуду, другие предпочитают ходить с мамой в магазин, третьи - работать на даче.

Чтобы малыш почувствовал себя совсем взрослым, составьте список поручений, которые соответствуют его возрасту и навыкам, и разрешите ему выбрать, чем он хотел бы заниматься.

5. Превратите уборку в развлечение

Не секрет, что даже скучные повседневные хлопоты предприимчивая мама может превратить в забавное занятие. Предложите крохе побыть бульдозеристом, убирающим мусор, или таксистом, который развозит кукол и медвежат по домам.

Совсем маленький ребенок сможет превратиться в курочку, «клюющую» разбросанные по ковру кусочки мозаики. Кстати, а вы замечали, что пылесос похож на голодного слоника, а ботинки напоминают уставших лошадок, которых необходимо помыть и почистить?


Источник фото: neuroinfantilgranada.com

6. Позвольте ошибаться

Поначалу не следует ожидать высокой производительности труда. Малыши не смогут с первого раза выполнить все ваши поручения должным образом. Вас ждут разбитые тарелки, грязный пол после генеральной уборки, однако ругать детей за подобную небрежность не стоит. Просто будьте готовы переделывать за своим маленьким помощником и объяснять, как можно исправить допущенные ошибки.

7. Будьте терпеливы

Да, вы сможете выполнить задание намного качественнее и быстрее. Однако не следует подгонять, корить за медлительность, особенно если в семье подрастает меланхолик или флегматик. Разрешите ребенку работать в собственном темпе и следите, чтобы он старался доводить начатое дело до логического завершения. Иначе есть высокая вероятность того, что малыш с раннего детства будет думать, что можно не заканчивать поручение, бросать задание на полпути.

8. Никогда не наказывайте трудом

Если вы будете наказывать малыша хозяйственными делами, он станет воспринимать любое ваше поручение как неизбежное зло, от которого он начнет отлынивать любыми способами.


Источник фото: thessalikesepiloges.gr

9. Не платите за выполненную работу

Относитесь с осторожностью к денежным вознаграждениям за учебу и помощь семье, иначе вы рискуете воспитать эгоиста, не способного на бескорыстную поддержку. Если дети хорошо постарались и вы хотите их поощрить, лучше сходите вместе в кинотеатр, цирк, парк аттракционов.

Домашние обязанности - не предмет торга, а точно такая же естественная сторона детской и подростковой жизни, как общение со сверстниками и игры.

10. Учите на собственном примере

Родителям не стоит ждать, что их ребенок станет трудолюбивым, чистоплотным и аккуратным, если они сами не моют тарелки после обеда, разбрасывают свои вещи по комнате. Приучая к порядку, забудьте о двойных стандартах. Хотите, чтобы дети убирали за собой? Демонстрируйте правильный образец поведения!

Приучить ребенка помогать по дому и выполнять ваши поручения не так хлопотно и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того, сами родители должны стать достойным примером и подойти к этому вопросу с должным вниманием и любовью. Ведь маленьким детям нравится, когда любимые мамочки проводят с ними много времени. А значит, даже домашнюю работу можно превратить в увлекательную и интересную игру.

А ваши дети помогают по дому?

ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске