Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание

Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint “Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”

Ход урока

1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

Биологический диктант по вариантам.

Вариант 1.

  1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
  2. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями .
  3. Потовые железы выполняют выделительную функцию.
  4. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
  5. Волос находится в волосяной сумке.

Вариант 2.

  1. Наружный слой кожи – эпидермис.
  2. В коже образуется витамин Д.
  3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
  4. Железы кожи: потовые и сальные.
  5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

2. Изучение нового материала

2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Презентация.) (Слайд 1)

Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

2.2.

Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)

Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)

Ученик: Мышцы и печень.

Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)

Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

Ученик: Нет, физический.

Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:

Варианты ответов:

  1. Сухой воздух.
  2. Загрязнение кожи.
  3. Влажный воздух (выше температуры тела)
  4. Высокая температура воздуха.
  5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
  6. Чистая кожа.

Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение . Попробуйте решить задачи посложнее.

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

Ученик: Для усиления теплопроведения.

Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?

Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)

Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:

  • Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
  • В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

4. Домашнее задание.

Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.

Кобзева Ирина Валерьевна

Тема урока: Роль кожи в терморегуляции.

Цель: сформировать понятие "терморегуляция", выделить причины, влияющие на потоотделение.

Задачи:

1. Раскрыть роль кожи в регуляции температуры тела.

2. Уметь использовать личный опыт при установлении зависимости теплоотдачи от условий окружающей среды.

3. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника для получения необходимой информации.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемной ситуации.

3. "Открытие" темы урока, постановка цели и задач урока.

4. Эксперимент.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

Ход урока.

Проверка д/з

Слайд № 1. Вопросы:

1) По какому принципу разделены на две группы эти животные? (Карась, лягушка, змея, ящерица, заяц)

2) К какой из этих групп относится человек?

Слайд №2. А теперь представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу.

После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

Вопрос: В чем причина гибели "золотого мальчика"?

Версии, которые предлагают ребята, можно записать на доске.

Учитель: Вы догадались, что темой нашего урока является одна из функций кожи: терморегуляция.

Совместно с учащимися формулируется тема урока, цель, задачи.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX веке, установили, что причина связана с нарушением терморегуляции.

III . Изучение нового материала.

    Кожа – орган терморегуляции.

    Реакция кожи на температуру окружающей среды (рассказ учителя).

    Причины, влияющие на потоотделение (рассказ с элементами беседы, исследование).

С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,6С, а в классе – 24С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так? (нет)

Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует)

Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной.

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 3)

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Вопрос:

Как вы думаете, почему температура тела остаётся постоянной?

Предполагаемый ответ:

Температура тела не меняется, потому что организм отдаёт тепло.

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, т. к. этот орган непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменение ее температуры.

1.Что такое терморегуляция? (Это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды; или это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме).

2. Почему терморегуляция необходима организму? (Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в рамках от 36,5ºС до 36,9ºС, что очень важно для функционирования белков и других органических веществ. Человек может переносить лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение выше 43ºС и падение ниже 25ºС, как правило, смертельно).

3. Каковы механизмы терморегуляции? (Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению).

Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду. Процессы терморегуляции зависят от количества протекающей через кожу крови.

А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении перетяжки».

У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1) Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев? Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается.

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. Видео.

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.

Расширение сосудов может происходить под влиянием некоторых факторов внешней среды, например, раздражающее действие, может оказать нанесение на кожу различных веществ (золотой краски), содержание алкоголя в крови и т.д.

Снова обсуждается гибель "золотого мальчика", устанавливается причина. (Под действием раздражения сосуды кожи расширились, в зале было очень холодно, организм отдавал тепло и мальчик умер от переохлаждения).

Более 200 лет назад английский доктор Ч.Блэгден провел опыт: вместе с несколькими друзьями он провел 35 минут в сухой камере при температуре +126°С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода под слоем масла закипела. (через кожу происходило потоотделение и охлаждение поверхности кожи).

Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости.

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»

Цель: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи человека Вывод: Кожа человека выделяет воду, вместе с ней выделяется избыток солей. Испаряясь, влага охлаждает кожные покровы, тем самым участвуя в терморегуляции организма.

Ход работы:

Наденьте пакет на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Записывайте наблюдения в течение 5-6 минут.

Пока протекает эксперимент, мы выполним следующее задание.

Задание: проанализируйте данные и определите зависимость теплоотдачи от условий окружающей среды. Заполните таблицу (видео) .

Условия среды

Препятствует отдаче тепла

Способствует отдаче тепла

1. Воздух сухой, его температура ниже

температуры тела.

2. Воздух насыщен парами воды, его температура низкая,

3. Воздух сухой, его температура выше температуры тела.

4. Воздух влажный и имеет высокую температуру.

Ответьте на следующие вопросы: 1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента? (происходит теплоотдача) 2. Почему повышается влажность в пакете? (происходит потоотделение). 3. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей?
4. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?

Закрепление.

Что мы изучили сегодня на уроке?

А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку. 1) Какова роль кожи в терморегуляции? 2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают две группы животных (теплокровных и холоднокровных). 3) Что такое Терморегуляция? (– это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды). 4) К чему может привести Нарушение процессов терморегуляции (может привести к перегреванию или переохлаждению организма).

Д.З. Решите биологические задачи:

    Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

    Ноги в тесной обуви зимой замерзают. Объясните почему?

Средняя общеобразовательная школа № 1

округа Муром

Биология, 8 класс

Тема: Кожа

КОНСПЕКТ УРОКА

«Терморегуляция организма»

Выполнил:

учитель биологии

средней школы №1

Иванова О.В.

Тема: Терморегуляция организма.

Задачи: обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания; раскрыть сущность закаливания организма, его формы, физиологические механизмы закаливающего воздействия, значение и условия закаливания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Активизация познавательной деятельности.

Задание: Среди хаоса букв в прямоугольнике найти названия пяти животных, выписать их в ряд. Среди выписанных животных исключить одно лишнее, объяснить, на основании какого признака его исключили (слайд 2).

  1. Изучение нового материала.
  1. Животные пойкилотермные и гомойотермные (беседа, работа со схемой, слайд 3).

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все живые организмы нуждаются в непрерывном снабжении теплом для предотвращения их деградации и гибели. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках.

  1. Понятие о температуре тела человека (слайд 4).

Когда говорят о температуре тела, обычно имеют в виду температуру внутренних областей тела, т. е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека выделяют две температурные зоны: поверхностную (оболочку) и внутреннюю (ядро). Температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,5 о С), а самая высокая – в области шеи. Внутри печени, где интенсивно протекают окислительные процессы, температура достигает 39 о С.

  1. Постановка проблемы: Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему? (слайд 6).
  2. Запись определения: Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляции (слайд 7).
  3. Анализ схемы «Виды терморегуляции в организме человека» (слайд 8).
  4. Проблемная ситуация (слайд 10):

В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

(Учащиеся выдвигают гипотезы: причина гибели мальчика – нарушение кожного дыхания; нарушение потоотделения и отравление продуктами распада; переохлаждение)

Решение проблемы: опыт с «лакированными» мужчинами, которые страдали от переохлаждения (сообщение учащегося).

Вывод: Кожа играет важную роль в теплорегуляции организма.

Анализ схемы «Механизм регуляции кровотока через кожу» (слайд 11).

  1. Значение потоотделения (слайд 12).
  2. Проблемный вопрос: Попытайтесь объяснить опыт доктора
    Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад:
    Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126ОС без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения
    (слайд 13).
  3. Анализ схемы «Механизм рефлекторной регуляции температуры тела» (слайд 14).

Закрепление изученного материала – решение биологических задач (слайд 15-17).

  1. Оказание первой помощи при нарушениях терморегуляции (самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы (слайд 18).
  2. Проблемный вопрос: Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?
  3. Закаливание организма: средства, принципы, механизм воздействия на организм (сообщения учащихся, слайды 20-22).
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: § 41.

Список литературы:

  1. Демьянков Е. Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Зверев И. Д . Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Колесов Д. В. Биология. Человек: Учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.:
    Просвещение, 1988.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Учитель: Иванова О. В.

СРЕДИ ХАОСА БУКВ НАЙДИТЕ НАЗВАНИЯ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ И ВЫПИШИТЕ ИХ В РЯД. СРЕДИ ВЫПИСАННЫХ ЖИВОТНЫХ ИСКЛЮЧИТЕ ОДНО ЛИШНЕЕ. НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ПРИЗНАКА ВЫ ЕГО ВЫДЕЛИЛИ? ЛЯГУШКА ЗАЯЦ ЧЕРВЬ БАБОЧКА МУРАВЕЙ Л Я Г Ч Е Й К Ш У Ц Р Е А З А Я В В О Б А Б Ь А Ч К А М У Р

Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. животные пойкилотермные активность зависит от температуры окружа- ющей среды гомойотермные существуют за счет внутренних источников тепла

К какой из этих групп относится человек? Почему?

Температура тела человека Ниже 25 О С 36 – 37 О С Выше 43 О С Норма Гибель организма Гибель организма

Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?

Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией

Проанализируйте и объясните схему Прием пищи Мышечная работа Холодовая дрожь Образование тепла (химическая термо- регуляция) Отдача тепла (физическая термо- регуляция) Теплоизлучение – отдача телом тепла в виде инфракрасного излучения Конвекция – передача тепла от организма окружающей среде через воздух Испарение влаги с кожи и со слизистых оболочек в дыхательных путях Теплопередача – передача тепла между телами при их соприкосновении

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватило бы, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды!

В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?

Потеря тепла через кожу путем излучения, конвекции и теплопередачи зависит от количества протекающей через кожу крови: Температура окружающей среды низкая высокая кровеносные сосуды кожи сужаются кровеносные сосуды кожи расширяются теплоотдача уменьшается теплоотдача усиливается

Теплоотдача путем испарения На испарение 1 г воды затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4 % хлорида натрия, лактата натрия и мочевины. У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36 О С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900 мл пота. При очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может возрасти до 12 литров!

Попытайтесь объяснить опыт доктора Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад: Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 О С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Механизм рефлекторной регуляции температуры тела Кора мозга Тепловые рецепторы кожи (около 30 тыс.) Холодовые рецепторы кожи (около 250 тыс.) Передняя область гипоталамуса (центр теплоотдачи) Задняя область гипоталамуса (центр теплопродукции) Пото- отделение Артериолы кожи расширя- ются Интенсивность окислительных процессов снижается Интенсивность окислительных процессов повышается Волосы поднима- ются («гусиная кожа») Артериолы кожи сужаются дрожь Высокая Повышается Повышается Окружающая температура Температура тела Температура крови Низкая Понижается Понижается торможение торможение Обратная связь Обратная связь

Ответьте на вопросы: Почему в помещении, где находится много людей, становится душно? Почему на морозе кожа вначале краснеет, а потом бледнеет и даже синеет? Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

Если поместить человека в бассейн с температурой +50 О С -- +60 О С, то он может получить опасные ожоги. Почему же на воздухе +50 О С -- +60 О С человек переносит жару и не получает ожогов?

Оказание первой помощи при нарушении терморегуляции Нарушения терморегуляции Признаки Приемы первой помощи Тепловой удар Солнечный удар Обморожение

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?

Закаливание – это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным внешним условиям

Средства закаливания: Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные ванны.

Принципы закаливания. Строгая регулярность занятий. Постепенное увеличение физических и холодовых нагрузок по сложности, во времени. Правильная дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.


РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
У р о к 54
Ц е л и: определить роль кожи в терморегуляции; условия
сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть
физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;
причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой
помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции;
оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции;
самостоятельно работать с учебником и научно­популярной
литературой;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е: таблица «Кожа».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
А н а л и з р и с у н к а и т а б л и ц ы «Кожа. Ее строение и функции».
Слои,
образующие кожу
1
Верхний наружный
(эпителиальный)
Внутренний
(собственно кожа)
Особенности строения
2
Поверхностный (роговой)
слой из плотно
прилегающих друг к другу
погибших клеток. Клетки
постоянно слущиваются и
заменяются новыми. Более
глубокие слои образованы
живыми клетками.
В них находится пигмент
Образован соединительной
тканью, много
эластических волокон
Рецепторы
Функции
3
Защитная от внешних
воздействий, от
проникновения инфекции.
Защитная от
ультрафиолетовых лучей
Придает коже упругость,
она легко растягивается
при движении
Воспринимают холод,

тепло, прикосновение,
боль

1
2
Кровеносные сосуды
Потовые железы
Сальные железы
Волосы на теле развиты
слабо, обильнее на голове
Окончание табл.
3
Питают клетки кожи,
участвуют в
терморегуляции
Выделительная функция и
терморегуляция
Предохраняют кожу от
высыхания
Защита от воздействий
лучей солнца
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.
Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.
Образование тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и
у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла
в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела
остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача.
Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура –
30 С или +43 С губительна для изолированных из организма органов.
Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет
регуляции теплоотдачи.
Человек все время выделят тепло, и даже во сне он в среднем
расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет
столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной
воды.
Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на
1–1,5 С окружающего воздуха. Высота своеобразного теплового
факела достигает 30–40 см от темени. Теплый воздух из­под одежды
выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус,
точно воздушный капюшон.
2. У ч а щ и е с я с а м о с т о я т е л ь н о з н а к о м я т с я с текстом

учебника на с. 209–210.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о (под руководством учителя с
использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 211
учебника).
– Что такое терморегуляция?
(Терморегуляция – это способность организма поддерживать
постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней
среды.
Или:
Терморегуляция – это уравновешивание процессов образования и
отдачи тепла в организме.)
– Почему терморегуляция необходима организму?
(Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в
рамках от 36,5 до 36,9 С, что очень важно для функционирования
белков и других органических веществ. Человек может переносить
лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение
выше 43 С и падение ниже 25 С, как правило, смертельны.)
– Каковы механизмы терморегуляции?
(Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета
сосудов и потоотделению.)
– Какова температура тела человека?
(Температура на поверхности кожи здорового человека
составляет 36,6 С.)
– Как изменяется просвет кровеносных сосудов при изменении
температуры воздуха?
(Когда температура окружающей среды становится высокой,
кровеносные сосуды кожи расширяются, через них протекает
больше крови, кожа нагревается, отдача тепла в окружающую
среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха
падает, организм стремится сохранить тепло. Просветы
кровеносных сосудов суживаются, отдача тепла уменьшается.)
– Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции?
(Кожа – орган терморегуляции. Терморегуляция осуществляется
благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и

потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже
в коже.)
4.
Р а с с к а з у ч и т е л я о влиянии нервной системы на
теплорегуляцию.
Изменение просвета сосудов, а также увеличение и уменьшение
потоотделения происходит рефлекторно.
Если температура окружающей среды повышается, происходит
раздражение рецепторов кожи, чувствительных к теплу. Возникшее в
них возбуждение проводится центростремительными нервами в
центральную нервную систему. Здесь возбуждение переходит на
центробежные нервы сосудов и потовых желез кожи.
Сосуды под влиянием пришедшего к ним возбуждения расширяются,
а потовые железы усиливают свою работу. Следствием этого является
увеличение теплоотдачи.
При охлаждении организма раздражаются рецепторы,
воспринимающие холод. Возникшее в них возбуждение передается через
центральную нервную систему на сосуды, вызывая их сужение, и в
потовые железы, деятельность которых от этого понижается. В
результате происходит уменьшение теплоотдачи.
Рассмотренные рефлексы являются безусловными. В течение жизни
образуется целый ряд условных рефлексов на раздражители, которые
постоянно предшествуют действию на организм холода или тепла. Так,
например, приготовления к утренним обливаниям или обтираниям тела
являются условным раздражителем, вызывающим сужение кровеносных
сосудов кожи еще до соприкосновения тела с холодной водой. У людей,
работающих в горячих цехах, вид заводского двора служит условным
раздражителем, вызывающим расширение сосудов и усиление
потоотделения до начала работы.
Значение условных рефлексов совершенно очевидно: они
подготавливают организм к действию на него безусловного
раздражителя (холода или тепла). Способность организма образовывать
условные рефлексы сильно увеличивает возможность его
приспособления к постоянно меняющимся условиям среды.
5. С а м о с т о я т е л ь н о е и з у ч е н и е у ч а щ и м и с я в о п р о с а

«Повышение температуры тела при заболеваниях» на с. 210 учебника и
последующая б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему во время многих болезней температура тела повышается?
(При проникновении инфекции в организм наряду с защитными
веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие)
вещества. Они действуют на нервные центры теплорегуляции.
Реакция нервной системы на пирогенные вещества приводит к
повышению температуры и является показателем благоприятного
течения болезни. Это отражение активной борьбы организма с
инфекцией, его естественная реакция.)
– Что дает повышенная температура больному организму?
(Повышенная температура ускоряет химические процессы,
увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность
лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы
организма.)
– Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства?
(Стойкая высокая температура создает большую нагрузку на
сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм.
Переносить такое состояние долгое время больной обычно не
может. Но подавление высокой температуры осложняет
инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить
температуру лекарством, а воздействовать на основную причину
болезни.)
6. Р а с с к а з у ч и т е л я об оказании первой помощи при тепловом и
солнечном ударе.
При перегревании на солнце в безветренную погоду, особенно в
атмосфере, насыщенной парами, при физической работе в душных,
плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух
одежде отдача организмом тепла затрудняется.
Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может
стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка,
головокружение, шум в ушах, слабость, учащается пульс, мелькают
«мушки» перед глазами. Человек бледнеет и может потерять сознание.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное

место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить
смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью
валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить
прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего
оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы
создать движение воздуха и усилить испарение.
Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не
прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца.
Для предупреждения солнечного удара надо летом прикрывать
голову. Признаки солнечного удара примерно такие же, как и
теплового. Одинаковы и меры первой помощи пострадавшему.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 209–211; выполнить в
рабочей тетради задания 185–186; желающие готовят сообщения на
темы «Гигиена кожи», «Закаливание организма».