Почему ФБР помогало снимать «Молчание ягнят», а Фостер не хотела общаться с Хопкинсом. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs) Ганнибал кларисса старлинг

Ганнибал, занятый приготовлением ужина, вдруг замер на месте...
- Кларисса, - прошептал он, и быстрым шагом направился к ванной комнате. Он не мог войти без стука - не позволяли правила хорошего тона, хотя знал, что в этом случае можно было сделать именно так. Не сдержав себя, он всё же слегка стукнул в дверь два раза. Ответа не послышалось. Он тихо вошёл. Кларисса сидела на табуретке, и плакала. Она подняла на него глаза.
Лектер всё прочитал в её взгляде, и не спеша подошёл. Кларисса встала, и они несколько секунд смотрели друг на друга. Она первая протянула к нему руки, и нежно обняла. Лектер прижал ее к себе.
- Ты скоро привыкнешь... У тебя, возможно, возникла мысль, что ты тут заперта, как птица в золотой клетке, но это не так. Как человек, побывавший в неволе, я никогда не лишу тебя свободы, свободы духовной и физической. Я просто хотел сделать тебе приятное...
Кларисса вцепилась руками в лацканы его пиджака, и снова разрыдалась. Лектер нежно гладил ее по волосам и молчал, давая ей возможность выплакаться, и успокоиться.
Плач её скоро утих, остались только всхлипывания. Ганнибал не переставал обнимать её, потом поцеловал в макушку, и прошептал ей на ухо, - Ничего страшного, я тоже когда-то не умел пользоваться джакузи.
Кларисса подняла к нему заплаканное лицо, и улыбнулась. Лектер большими пальцами вытер остатки слез с ее глаз.
- Ну, с этим мы вроде разобрались, - произнёс Лектер. - Я думаю, тебе стоит погрузиться в ванну, и постараться абстрагироваться, подумав о чём-нибудь приятном, м-м-м?
- Ты побудишь здесь? С тобой я чувствую себя более уютно, и не так одиноко.
- Только ненадолго, иначе мы останемся голодными, - пошутил Лектер.
Кларисса повернулась, и вдруг увидела себя в зеркале. Она распахнула глаза, и прикрыла рот рукой от невысказанного удивления. Потом подошла ближе, и вгляделась в свое отражение. С радостью она обнаружила, что короткая стрижка ей к лицу.
- Сзади немного неровно, - произнёс Ганнибал, подходя ближе, и взъерошивая ей волосы.
- Это был твой первый парикмахерский опыт? - улыбнулась Кларисса.
- Не совсем. Если бы у нас было время, результат порадовал бы тебя больше, - лукаво ответил Лектер, - Ты позволишь чуть подправить?
- Да, конечно, - улыбнулась Кларисса.

Ганнибал достал из шкафчика ножницы, усадил Клариссу обратно на табуретку, положил ей на плечи полотенце, и аккуратно начал подравнивать неровные прядки. Кларисса еле сдерживала себя, чтобы не откинуться назад, и не почувствовать тепло его тела на своей спине.
- Ну вот, так уже гораздо лучше. Хочешь посмотреть? - Ганнибал снял с ее плеч полотенце, и убрал ножницы.
- Да, хотя я доверяю тебе. Всё, за что ты берёшься, ты делаешь поистине виртуозно, - радостно ответила она.
- Спасибо, Кларисса, мне очень приятно слышать от тебя такие добрые слова, - произнёс Ганнибал, и поднёс маленькое зеркало, так, чтобы Кларисса смогла увидеть, как лежат волосы.
- Непривычно, но гораздо лучше, мне кажется... А тебе нравится, Ганнибал?
- Ты мне нравишься любой, но я согласен - так действительно гораздо лучше. А теперь пора в ванну, - улыбнулся Лектер, забрал у Клариссы зеркальце, повернул ее к себе лицом, аккуратно развязал пояс ее халата, и снял его с плеч смутившейся Клариссы.
Он уловил аромат ее волнения, и закрыл глаза.
Потом нежно провёл пальцами по её груди и животу, и остановился на резинке трусиков.
- Похоже, мне предстоит путешествие, - загадочно произнес Лектер.
- Нет уж, лучше я сделаю это сама, - засмеялась Кларисса, не глядя на него.
Ганнибал развёл руками, и улыбнулся, - Ну что за характер!
Кларисса сняла трусики, и бросила их рядом с халатом. Лектер посмотрел ей в глаза, и протянул руку. Она положила свою ладонь в его, и легко перешагнула через бортик джакузи. Кларисса погрузилась в ванну, вода нежно обняла ее тело.
- Как хорошо, - буквально простонала Старлинг.
Доктор снял пиджак, и закатал рукава рубашки по локоть. Старлинг смерила его загадочным взглядом, глаза её заблестели. Ганнибал сел на бортик ванны, выключил воду, и опустил руку в воду, для того, чтобы убедиться, что вода не остыла. Про себя он подумал - То, что надо.
- Ты не боишься, что я попрошу тебя принять ванну вместе со мной? - спросила Кларисса, и шутливо потянула его за рукав.
Лектер перехватил ее руку чуть выше локтя, вода намочила ему рукав. Он внимательно изучал ее глаза. Потом медленно произнес, - Не сейчас... Хотя, от такого предложения трудно устоять!
Кларисса немного нахмурилась, и спросила, - Ты дразнишь меня?
- Нет, просто сейчас тебе надо согреться и расслабиться, вряд ли совместное купание к этому располагает.
Глаза Лектера горели явно подавляемым желанием.
- Я не смогу сейчас расслабиться.
- Я помогу! Закрой глаза, и постарайся ни о чем не думать.
Ганнибал обошёл ванну, встал на колени за головой Клариссы, и положил свои сильные руки ей на голову, прижав ладони к вискам. Старлинг почувствовала поток энергии, идущий от его рук, тепло, и вселенское спокойствие. Она наслаждалась этими ощущениями, которые буквально физически захлестнули все ее тело, заставив раствориться в блаженстве. Эти руки, безжалостно кромсающие врагов, сейчас были нежными и ласковыми, как будто обнимали бесценное хрупкое сокровище.
Через пару минут Лектер поднялся, поцеловал ее в лоб, и тихо вышел. Кларисса расслабилась, струи воды в ванной ласкали ее тело, аромат роз, и какой-то удивительно нежный запах от масла, добавленного в воду, настроили ее на мечтательный лад. Думать не хотелось, хотелось радоваться жизни, и испытывать все новые и новые наслаждения.
- Учись радоваться жизни, - прозвучала у неё в голове фраза Ганнибала. Она начинала понимать, что это такое.
- А почему бы и нет? - вдруг подумала Кларисса, - Разве я не имею право на жизнь с любимым мужчиной в тех условиях, которые он с таким чувством мне предоставляет?
Эта мысль заставила её улыбнуться, Кларисса захватила лепесток розы из воды, и наблюдала, как с него стекает вода.
- Он внимательный, - думала она. - Чуткий, сильный. Но я ещё немного боюсь его, внутри меня всё трепещет, когда я вижу его... С одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, наверное, это выглядит глупо, - размышляла она.
Клариссе еще ни разу не пришлось пережить ни одного серьезного любовного приключения, другие мужчины после встречи с Лектером ее не волновали, и она с ужасом подумала, что скажет Доктор, когда узнает, что она все еще девственница. Ведь наверняка вечер не закончится пожеланием "спокойной ночи", и крепким сном до утра в одной постели. Да и сама она не хотела бы такого поворота событий. Мысль о ночи заставила ее снова нахмуриться.
В конце концов, она вылезла из ванны, смыла в таком привычном ей душе лепестки роз со своего тела, вымыла ароматным ванильным шампунем голову, вытерлась толстым пушистым полотенцем, и стала сушить волосы феном. То ли фен выдул из ее головы все мрачные мысли, то ли ей стало как-то спокойнее на душе, но Кларисса повеселела.
Расчесав высохшие волосы, она стала рассматривать великолепную коллекцию косметики и парфюмерии.
Часть была явно для мужского использования - приятные ароматы, которые она уже могла чувствовать, находясь рядом с Лектером. Но большая часть была женской. Несколько самых красивых баночек было с этикетками на итальянском языке, и Кларисса поняла, что эту часть Ганнибал самолично привез ей из Италии, что повергло ее в изумление. Остальные тоже были явно не из городского супермаркета, таких Кларисса в своей жизни никогда не видела. Она с упоением стала открывать их и пробовать, испытав неизведанное ей ранее чувство наслаждения от ухода за собственным телом.
Закончив с косметикой, она, обнаженная, пошла в гардеробную с намерением одеться к ужину.
Кларисса подошла к зеркалу, и уставилась на свое отражение. Наверное, впервые в жизни она с таким откровением разглядывала свое тело, и нашла, что выглядит совсем уж неплохо. Выбрав самые симпатичные, на ее взгляд, трусики, и бюстгальтер им в тон, она надела белье, и стала выбирать платье. Почему-то брюки одевать не хотелось, хотя они тоже были в наличии.
Немного подумав, Кларисса выбрала удлиненное платье глубокого вишневого цвета, украшенного ручной вышивкой, и такие же открытые туфли на невысоком каблучке.
В углу гардеробной стоял туалетный столик. Не сказать, что Кларисса не пользовалась косметикой, но обычно ей на это не хватало времени, и она с утра наскоро красила губы, слегка припудривала нос, и бежала на работу. Созданием образа она обычно занималась перед какими-нибудь нечастыми вечеринками и праздниками. Сейчас же ничто не мешало ей поэкспериментировать, к тому же наличие такой дорогой и бесподобной косметики просто притягивало ее, как магнит.
Приведя в порядок лицо, она немного надушилась своими любимыми "L"Air du Temps ", и решила, наконец-то, обследовать дом.
Он был чрезвычайно уютным, и великолепно оформленным. Богатая обстановка, суперсовременная техника - все говорило о том, что хозяин этого места не простой человек.
- Интересно, кому принадлежит этот дом? Надо будет спросить у Ганнибала, - взяла на заметку Кларисса.
Спустившись по лестнице красного дерева, украшенной резными перилами, она снова заглянула в гостиную, жарко протопленную камином, заглянула в кабинет, заставленный полками с книгами, закрытыми шкафами, и лежащим на столе ноутбуком самой последней модели, а потом направилась на кухню.

Доктор Лектер, изысканный гурман и кулинар, на этот раз решил не тратить много времени, и сделать достаточно простой для него, ужин. Времени на приготовление у него было немного, он не хотел надолго оставлять Клариссу, и в то же время хотел вкусно ее накормить. И сварил грибной суп-пюре из трюфелей. В духовке доходила до готовности форель. На десерт Лектер еще накануне встречи с Мэйсоном собственноручно приготовил шикарное фисташковое мороженое.
Он накрывал стол в небольшой столовой, примыкающей к кухне. Новые льняные салфетки, старинный фарфор, дорогие столовые приборы, хрусталь высшей пробы - Лектер не терпел ничего штампованного, и простого. Посреди стола чудом взявшийся откуда-то букет белых роз - Доктор не мог не удивить своей изящной находчивостью в любое время, и в любом месте.
Кларисса тихо вошла, и нерешительно остановилась посреди кухни. Лектер появился в дверях столовой, и в замер в восхищении, увидев ее. Потом прислонился к косяку двери, и улыбнулся. Так они стояли, и смотрели друг на друга. Слова были излишними.
Через минуту Лектер встрепенулся, подошел к ней, и сказал, - у меня уже почти все готово, я только переоденусь, и спущусь вниз. Налить тебе вина?
- Да, не откажусь.
Лектер взял со стола открытую бутылку "Кьянти", налил, и подал ей бокал. Кларисса сделала глоток, и улыбнулась ему.
- Я буду ждать тебя в гостиной.
Она повернулась, и отправилась в комнату с камином. Глядя вслед ее волнующей фигуре, Лектер снова ощутил приступ сильного желания, но железной волей подавил его.
- Еще не время, - подумал он.

«Молчание ягнят» - один из многих голливудских фильмов о маньяках. Тем не менее, его называют одним из лучших американских триллеров, и он включён в Национальный реестр фильмов США, куда попадают только картины, серьёзно повлиявшие на культуру или историю Штатов.

По сюжету фильма, молодую курсантку академии ФБР Клариссу Старлинг отправляют в клинику для маньяков, чтобы составить психологический портрет людоеда по имени Ганнибал Лектер. Вскоре она понимает, что ФБР хотело использовать симпатию, которую к ней, возможно, испытает Лектер, чтобы заставить его участвовать в поимке маньяка по прозвищу Буффало Билл.


Этот новый преступник нападает на молодых полных женщин, убивает и срезает куски их кожи. Ганнибал Лектер, будучи не только людоедом, но и профессиональным психиатром, не раз помогавшим до ареста полиции, мог бы помочь вычислить его мотивы, точную манеру действий и характер. Но у Лектера в тюрьме, конечно же, пропала всякая охота помогать ФБР и полиции. Ведь его поймал тот самый агент, которому Лектер помогал раскрывать собственные преступления в уверенности, что успешно водит ФБР за нос, давая неверные рекомендации.


Фильм снят по роману Томаса Харриса, который вышел в 1988 году. Фактически, работа над фильмом началась почти сразу после выхода, так что картина вышла на экраны уже в 1991. Это не очень обычно для кинопроизводства. Обычно между выходом какой-либо книги и её экранизацией проходит много времени. Конечно, есть и исключения, например, история Гарри Поттера - последние фильмы начинали сниматься сразу после того, как на прилавки выходил свежий роман от . Романы Харриса стали таким же исключением, но, вот в чём штука, задолго до того, как стали культовой серией. Наоборот, скорее фильмы прославили Харриса и привлекли к его книгам интерес широкой публики.


Психиатра-людоеда сыграл британский актёр Энтони Хопкинс. Он очень серьёзно подошёл к работе над ролью. Например, просматривал видео с Чарльзом Мэнсоном, убийцей в том числе , осуждённым на девять пожизненных сроков. Хопкинс заметил, что Мэнсон смотрит на людей и в камеру очень пристально, не мигая, и этот взгляд заставляет мурашки бежать по коже. Хопкинс добавил к пристальному взгляду тонкую улыбку, и выражение лица Лектера стало действительно зловещим и запоминающимся.


Также именно Хопкинс решил, что Ганнибал Лектер будет одет в белое. Актёру хотелось сыграть на детском страхе зрителя перед врачами, тем более, что и сам Лектер был врачом.

Вообще на месте Хопкинса мог оказаться Джек Николсон или Шон Коннери. Именно им сначала предложили роль. Но Коннери ответил категоричным отказом, а Николсон просто игнорировал все запросы. Тогда режиссёр и подумал о Хопкинсе. Но студии сперва идея не понравилась - у британского актёра как раз был спад в кинокарьере, хотелось кого-то поизвестнее. Сам Хопкинс сначала решил, что его хотят снять в фильме для детей, и очень удивился, поняв, что будет играть людоеда.


Актрису на роль Старлинг, наоборот, искать не пришлось. Джоди Фостер сама загорелась сыграть курсантку ФБР, прочитав книгу. Она стала искать режиссёра, который бы взялся за экранизацию, и узнала, что студия Orion уже начала работу над фильмом и набирает актёров. Фостер предложила свою кандидатуру. К тому времени она была уже известной актрисой с «Оскаром» и несколькими другими наградами, так что студия немедленно согласилась. Недоволен был только режиссёр Джонатан Демми: не такой он видел Старлинг. Ему больше нравилась Мишель Пфайфер. В конечном итоге ему пришлось смириться, тем более, что Пфайфер отказалась.


Чтобы вжиться в роль Клариссы Старлинг, Фостер прошла специальный курс в ФБР, включая все нужные физические тренировки, и изучила методы их работы. На съёмочной площадке, как с удивлением обнаружил режиссёр, она становилась Старлинг безо всяких подготовок и репетиций, буквально за секунду. Это была потрясающая актёрская работа.


Надо сказать, общение Фостер и Хопкинса во время съёмок не заладилось. Хопкинс был таким убедительным Лектером, что актриса его серьёзно боялась и избегала. Когда после съёмок британец подошёл к партнёрше, чтобы поблагодарить за работу, она буквально шарахнулась. Хопкинс сказал, что это ничего и он сам её боится.

Хотя кажется, что весь фильм пропитан химией между Старлинг и Лектером, на самом деле во всём фильме только четыре сцены, в которых участвуют оба персонажа.


Джоди Фостер вспоминает, что роль Старлинг её привлекла тем, что наконец-то женский персонаж в истории был не жертвой, которую нужно спасти, а героиней, которая сама спасает людей.

Исполнитель роли агента Кроуфорда, шефа Клариссы, Скотт Гленн, тоже консультировался с реальными сотрудниками ФБР. Это далось ему очень тяжело. Выслушивая историю девочки-подростка, которую перед смертью долго пытали и насиловали, он не смог сдержать слёз.


Тед Левайн, сыгравший убийцу, добавил к своей роли пару штрихов к образу Буффало Билла. Например, идея танцевать полуголым принадлежала именно ему. Чтобы двигаться раскрепощённей, он выпил перед танцем немного текилы. А сыгравшая жертву Билла Брук Смит специально для роли серьёзно набрала вес.


Удивительно, но премьеру триллера назначили на День Всех Влюблённых - 14 февраля. Фактически, в фильме нет ни одной любовной линии, только намёк на интерес Лектера к Старлинг - он рисует её портрет перед тем, как убить охрану и сбежать, и звонит ей после побега.

ФБР плотно интересовалось съёмками и консультировало всю съёмочную группу. В Бюро надеялись, что фильм привлечёт на работу к ним больше женщин, и эти надежды оправдались. После премьеры курсанток в академии стало заметно больше.


К картине сняли продолжение - «Ганнибал», а также приквелы - фильмы «Красный дракон» и «Ганнибал: восхождение». Хотя в «Ганнибале» одна из главных персонажей снова Кларисса, Фостер отказалась её играть. А вот Хопкинс снялся во всех продолжениях, кроме картины о молодости Лектера. Правда, теперь говорит, что сожалеет об этом. Лектер в «Молчании ягнят» был лучшим, и дополнения не столько развивали, сколько искажали его начальный образ.

Хорошо, пожалуй, что невозможно было снять продолжение к

Кларисса Старлинг (роль исполнила Джуди Фостер) была молодой симпатичной девушкой, слушательницей школы ФБР, когда ей доверили участие в расследовании убийств, совершенных маньяком по кличке Баффало Билл. Скорее всего выбор был не случайным, так как Кларисса полностью отдала себя работе (судя по фильму личная жизнь у нее полностью отсутствовал) и была довольно заметной студенткой (по крайне мере Кроуфорд ее запомнил). Отметим также, что у нее была двойная специализация: психиатрия и криминалистика.

Клариссу отправили на беседу с психиатром-людоедом Ганнибалом Лектором, сидящем в одиночной камере, который мог помочь найти Баффало Билла. Девушка понравилась Лектору и он стал сотрудничать с ФБР (да и он "приглянулся" Клариссе) в обмен на улучшение условий отсидки.

Кстати, Лектор сразу раскусил ее:

...Вы ведь так амбициозны, не так ли? Знаете, как Вы выглядите со своим дорогим портфелем и дешевыми туфлями? Выглядите как деревенщина. Добротно выделланой, суетливой деревенщиной с плохим вкусом. Хорошее питание чуть удлинило Ваши кости, но Вы не более чем на одно поколение ушли от отребья общества. Ведь так, агент Старлинг? Акцент, который Вы так отчаянно пытаетесь скрыть, - чисто из Западной Вирджинии. Ваш отец шахтер? От него постоянно несет керосином?..

Желая подразнить Клариссу и вспомнить свою профессиональные навыки, Лектор заставил ее рассказать о своих детских страхах. Выяснилось, что Кларисса до сих пор страдает от кошмаров. В детстве она жила на ранчо и, когда настал сезон забоя скота, Клариссу разбудили жалобные крики ягнят. Девочка попыталась освободить, открыв ворота в стойле, но ягнята не побежали. Тогда она схватил одного ягненка и попыталась убежать с ним, но ее поймали. После этого, Кларисса часто просыпалась ночью и ей чудились крики ягнят. Проницательный Лектор сразу понял, что девушка надеется, что после спасения жертвы Баффало Билла (а он поймал дочку сенатора), она перестанет слышать эти жуткие звуки.

С помощью Лектора и своей смекалки Кларисса смогла обнаружить место жительства Баффало Билла (об этом маньяке читайте ). Маньяк заманил ее в ловушку (оказался с ней в темном подвале с прибором ночного видения), но Кларисса смогла застрелить его.

Хотя Кларисса встречалась с Лектором всего несколько раз, между ними установилась связь. В фильме "Ганнибал", став уже матерым агентом, она опять сталкивается с Лектором и спасает ему жизнь (к сожалению, это обрекло на страшную смерть Верджера, который хотел отомстить Лектору). Тот не остается в долгу и оказывает помощь Клариссе, которая получила ранение в перестрелке. Когда та пытается отдать людоеда в руки правосудия, приковав Лектора к себе наручниками, он, жалея Клариссу, отрубает себе руку (а ведь мог освободиться более неприятным для девушки способом) и сбегает.

Обаяние фильма – в его парадоксальности. Врач или пациент? Ганнибал Лектер – маньяк, но агент Старлинг обращается к нему «доктор», словно подчеркивая, что он умеет лечить, а не только калечить. Часто ли за предыдущие восемь лет к Лектеру обращались так, не формально и не в издевку?

Кларисса Старлинг будто бросает вызов, и доктор в Лектере не может не ответить. Психиатр диагностирует травму и решает задачу удивительно точно и талантливо. Жесткая директивная терапия настолько созвучна месту и времени, что теряется в допросе. В каменном мешке, когда счет идет на часы, нет времени мягким и осторожным разговорам. Лектер не предлагает агенту довериться, он идет на торг – откровенность за откровенность. Это пошаговая стратегия очерчивает рамки взаимной экспансии – у Клариссы есть право в любой момент выйти из игры. Кроме того, Лектор обыгрывает тему защитного барьера между ними. Меня поразил момент, когда в камере включили свет после задержки – психиатр сидел на максимальном удалении от Клариссы. У этого одна причина – он не хотел ее фрустрировать. Пугать и дразнить понарошку – да, но всерьез – о нет. А пугает он ее именно понарошку, потому что его поведение ее и близко так не выводит из себя, как выходка Митча.
Лектор не смог на «своей» территории обеспечить Клариссе безопасность – Митч поплатится за это. Вы скажете, это безумие – убивать за неудачную шутку, но, если посидеть с подобным шутником в одном крыле несколько лет... тут только дайте повод.

Нам постоянно говорят, что Лектер – маньяк, а показывают Лектера – психиатра. Нам говорят о его немотивированной и неоправданной жестокости, но показывают именно те поступки и выбор, которые мы можем хотя бы отчасти понять: побег, решение отомстить. У него только реализация немного... варварская.

Лектер выглядит обаятельным, искренним и последовательным на фоне и своего психиатра (о, тут только скорбно помолчать), и босса Клариссы. Шеф не гнушается подставлять свою ученицу. Помните шок Лектера, когда тот узнал, что агент Старлинг еще студентка? Ганнибал был потрясен и даже возмущен. Послал бы он сам к особо опасному маньяку неопытного человека?! А вот шеф Клариссы не стесняется. Так и хочется спросить, ну и кто из них более нормален. Далее, ради расследования дела босс Клариссы играет на том, что она леди. Он мог бы предупредить ее об игре до приезда, но не стал, в этом значимая разница.
Финальную точку ставит выпускной. На котором шеф подходит, извиняясь, что его так утомляют подобные мероприятия. Босс агента Старлинг и не задумался побеспокоиться о ее самочувствии, отделавшим трогательным: «Ваш отец гордился бы Вами». Ну да, наверняка отец Клариссы мечтал, чтобы она рисковала собой, ловя маньяков. А Лектер звонит и он говорит не о себе – он хочет узнать, как там Кларисса? Снятся ли ей кошмары?

Общение Лектера с сенатором-мамой пропавшей девочки сначала вызывало у меня недоумение – он ей хамит. Почему, ведь она же подписала соглашение, она попросила о помощи?! Затем я обратила внимание на обстоятельства – всё, что делает сенатор, она делает максимально на виду, пиарясь на своей трагедии. Публичное обращение. Подписание соглашения. Публичная слезная мольба. В ответ же на реплики Лектера она реагирует не как человек, чья главная цель – спасти ребенка, нет, она думает об имидже и реноме. Ну а вопрос Лектера, по сути, ярость – она всегда была такой бессердечной сукой или же хоть когда то она умела давать любовь? (Я так понимаю, идет неявная отсылка к трудам Мелани Кляйн и ее «хорошей» и плохой» груди).

Психиатр в Лектере когда-то потребовал держать себя в загоне. Но совместное с Клариссой расследование привело к тому, что Лектер понял – нет смысла прятаться, когда еще более опасные монстры бродят на свободе . Отсюда предпосылки для тем вроде «Декстера» – маньяк, отлавливающий маньяков. И Хаус берет свои корни отсюда – терапия на грани с жестокостью, под прессом времени.

Я думаю, Клариссе больше не снились кошмары.
Хотя храни меня боги от директивной терапии в духе Лектера эм. ди.

1. Мне очень сильно понравился финал истории взаимоотношений Ганнибала Лектора и Клариссы Старлинг. Бывший агент ФБР и один из самых опасных преступников путешествуют, бывают в самых знаменитых операх и ей совершенно безразлично то, что она спит и живет с маньяком-людоедом. Хорошая книга всем рекомендую.

2. Ладно, Ганнибал мог бы отрезать себе руку. Но он никогда бы не опустился до пустой угрозы. Он не стал бы угрожать ей, а потом резать руку себе, поняв, что она не уступит. В конце концов, это же Лектер!

3. В книге гендерная тематика выраженна еще ярче. Кларисса - икона феминизма. Она стреляет лучше мужчин. Расследует дела лучше мужчин. Все молодые острудницы ФБР молятся на неё, потому что она была первой, и её образ поддерживает их в борьбе с уродливым мужским миром. Начальники Клариссы еще гаже, чем в фильме. Они все ей завидуют и хотят засунуть в неё свои мерзкие мужские штуки, чтобы утвердить свое мужское господство. Естественно, она им отказала, поэтому они мешают её продвижению по службе. В общем, полный патриархальный кошмар. Один Ганнибал ценит и уважает её как личностью. А тупых мужланов он тоже ненавидит, мочит их и ест.

4. Вот и у Ганнибала была детская травма. У него была младшая сестра Миша, которую он очень любил. Наверное, родители назвали её в честь своего русского друга

5. Он хочет вернуть Мишу, свою младшую сестру. Лектера долго кормили грудью ; прекратили кормить, только когда родилась его сестра. И он любил её, как никого в этой жизни.

6. А потом она спрашивает, кормила ли мать его грудью (вопрос, который обычно задавал сам Лектер). Лектер признаётся, что кормила, и тогда Кларисса обнажает грудь, льёт на неё шампанское и даёт Ганнибалу пососать свой сосок. В голове людоеда замыкает нужные контакты, и память о прошлом перестаёт его мучить. А потом они занимаются любовью.

7. Эпилог книги: Рио-де-Жанейро , канун Миллениума, Кларисса и Ганнибал танцуют в ресторане под открытым небом на крыше своего пятизвездочного отеля. Она счастлива и не вспоминает про свою прошлую жизнь.

8. Тем не менее, несмотря на феминистко-гендерную шелуху, получается примерно следующее. Честь, присяга, жетон - пустые слова для Женщины. Она счастлива, потому что рядом человек, который любит её, который водит её в театр и в оперу, а потом занимается с ней любовью, как в первый раз. Она красива, потому что Он хочет видеть её такой. Её вкус стал таким же безукоризненным, как у Него - Он научил её разбираться в живописи и винах. Она не думает о будущем, не думает, откуда берутся деньги , но знает - если кто-то станет на пути их счастья, Он его убьёт. Кларисса Старлинг нашла своё место в мире.