Окружающий мир в подготовительной группе конспекты занятий. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Анна Бирюкова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Цель :

1. Познакомить детей с животным миром родного края .

2. Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями.

3. Закреплять умение четко проговаривать слова и звуки.

4. Воспитывать любознательность .

Задачи занятия :

1. Закрепить названия диких животных и их детенышей .

2. Познакомить с дикими животными , проживающими на территории Нижегородской области.

3. Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься.

Предварительная работа :

Разучивание загадок по теме «Дикие животные » .

Рассматривание иллюстраций «дикие животные » .

Чтение детям русских народных сказок : «Лиса и волк» , «Заяц – хваста» , «Кот, петух и лиса» , «Лиса и журавль» ; рассказы В. Бианки и др.

Оборудование и материал :

1. Плакаты и картинки «Дикие животные » .

2. Игры «Назови детеныша » , «Четвертый лишний» , «Скажи наоборот» .

Ход занятия:

Организационный момент :

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Воспитатель : Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости . Угадайте, кто? (Показываю плакаты, загадываю загадки) .

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(Заяц, на плакате картинка зайца) .

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная : глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица : «Заяц не трус, себя бережет» .Сами зайцы – травоядные животные . Что это значит? (Ответы детей ) . Зайцы питаются только растительной пищей : листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей ) . В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце : «летом серый, зимой белый» . Почему так говорят про зайца? (Ответы детей ) .

Воспитатель : Так что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку?

Дети : Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же ещё к нам пришёл в гости.

Загадка про белку :

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это.

Дети : Это белка!

Воспитатель : Правильно (показываю картинку) .

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей ) . С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет : выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу : ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Воспитатель : Ребята, скажите мне, белка, какая? И что она кушает? (Она быстрая, шустрая.)

Дети : Белка питается орехами.

Воспитатель : Давайте ещё отгадаем одну загадку!

Загадка про лису

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Дети : Лиса.

Воспитатель : Правильно, хитрая лиса. (Показываю картинку с лисой) . А что значит хитрая?

Дети : Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания) .

Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках . Как только не называют ее : Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья. Лиса зверь красивый и грациозный. Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. А знаете ли вы, как называется лисий дом? (Нора) . Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

Кого только не едят лисы : белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

Воспитатель : Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая.)

Воспитатель : А теперь немного разомнемся :

Физкультминутка «Звериная зарядка» .

Воспитатель : Кто же ещё пришёл к нам в гости из леса? (Зачитываю загадку) .

Загадка про медведя

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Ребята, вы догадались кто это?

Дети : Медведь.

Медведи обитают в густом лесу, на глаза человеку медведи стараются не показываться. У нас обитают бурые медведи, к ним очень опасно подходить да и встречаться с ними не менее опасно. Они очень агрессивные и нападают на человека, особенно если медведица с детенышом . А как называется детёныш медведицы? (Медвежёнок.) С приходом зимы жизнь медведя меняется. Зимой медведи впадают в спячку до весны. За счет толстого слоя жира мишка не хочет есть, поэтому не просыпается. Жилище медведя – берлога. Медведь питается другими животными , но он так же большой сластёна. Любит полакомится малиной и др. ягодами, а так же мёдом.

Воспитатель : Медведь, какой? (Бурый, огромный, лохматый) . А где спит зимой медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Ребята, а почему медведя ещё называют «Косолапый мишка» ?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель : «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко» . А теперь посмотрим, угадаете ли вы этого гостя?

Загадка про лося

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

Знайте, дети, это.

Дети : Это лось.

Лоси – травоядные животные , питаются травой и мелкими кустиками и веточками. Лось быстро бегает. Случалось, что лоси в нашем краю выходили в села и города, когда им не хватало пищи.

Воспитатель : А к нам ещё один гость пришёл. Давайте подумаем кто же это?

Серый, страшный и зубастый,

Произвёл переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех …

(волк)

Дети : Это волк.

Воспитатель : Да, ребята, это волк. Волк – это хищное животное , то есть питается другими животными : и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков и они стараются не попадаться на глаза человеку. Жилище волка – логово. Волк зимой не впадает в спячку, но животных зимой в лесу мало (мышки или др. мелкие животные , поэтому волки зимой голодные и злые. Детёныши волков – волчата.

Воспитатель : А это кто?

Колюч он, но не ёлочка

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может,

Конечно, это …

(ёжик)

Дети : Ёжик.

Сначала ежата совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и начинают вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не становятся совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать что к чему.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей ) . Без иголок они беззащитные, легкая добыча.

Скоро ежата начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется : змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты ежики выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей ) . Потому что они охотятся, ищут пищу ночью.

Воспитатель : Ребята, пришло время опять размяться.

Физкультминутка «На водопой» .

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вот такие гости посетили нас сегодня с вами. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. О ком же все эти загадки?

Дети : О животных .

Воспитатель : Совершенно верно, о животных , которые называются дикими. А почему их называют дикими?

Воспитатель : Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края , а вот как называются их жилища я так и не услышала.

Давайте, ребята, назовём их. (Показываю на картинках жилища животных , а ребята их называют). У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у белки – дупло, у зайца нет жилища, он живет под кустом). Ребята, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных (ответы детей ) . Правильно ребята, если мы не будем о них заботится, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили.

Но всем людям нужно помнить : мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить животным .

Воспитатель : А теперь немного поиграем :

Игра «Назови детеныша »

У лисы - лисенок.

У белки - бельчонок.

У волка – волчонок.

У медведя – медвежонок.

У ежа – ежонок.

У зайца- зайчонок.

Игра «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему .

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – верблюд – волк – медведь.

Волк – лиса- петух – еж.

Лиса – медведь – волк – морж.

Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц.

У волка хвост длинный, а у ежа.

Белка слабая, а волк.

Лиса ловкая, а медведь.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на картинки и назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети : Звери. Дикие животные .

Воспитатель : Почему этих животных называют дикими ?

Дети : Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные .

Воспитатель : Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу . Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей )

Воспитатель : Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети : Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель : А как люди должны вести себя в лесу?

Дети : В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных . Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Итог занятия .

Воспитатель : Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

Тема: «В гостях у медвежонка Умки»

Программное содержание:

Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе;

Познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;

Закреплять знания детей о животном мире Арктики;

Учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;

Уточнить знания детей о природных явлениях Арктики;

Развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация: «Животный мир Арктики»; глобус.

Предварительная работа:

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Знакомство с животными Севера;

Дидактическая игра «Знакомство с глобусом»

Просмотр мультфильма «Умка»

Ход занятия.

Ребята, сегодня в детский сад принесли телеграмму для детей подготовительной группы. Давайте ее прочитаем. (Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в гости. Умка.)

Ребята, а кто такой Умка? (Умка – это белый медвежонок, а белые медведи живут в Арктике) (Слайд 2)

- Правильно. Но, где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если мы рассмотрим … что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Ребята, а где находиться Арктика? (Арктика находиться на Северном полюсе Земли).

На чем мы отправимся на Северный полюс? (На самолете) (Слайд 4, 5)

Мы оказались на Северном полюсе. А кто нас встречает? (Нас встречает Умка). Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда. (Слайд 6, 7)

В – Почему белоснежное?

В - Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Хозяин Арктики – белый медведь).

В – Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя. (Слайд 8)

Рассказ ребенка о белом медведе (море – стихия белого медведя. В холодной воде он охлаждается в жару и согревается в мороз. Белые медведи любят путешествовать на дрейфующих льдинах и заплывают в районы Северного полюса).

Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Умка вам будет загадывать загадки, о животных, которые живут рядом с ним.

В заснеженной пустыне

Разлегся он на льдине.

Но рыб ловить ему не лень,

Он любит плавать он – (Тюлень) (Слайд 9)

Ребенок рассказывает о тюлене (у тюленя крупное тело обтекаемой формы, это позволяет ему хорошо плавать и нырять. Живут тюлени огромными семьями в приполярных холодных регионах).

Крупный зверь, имеет бивни,
Но не те, что у слонов,
Вместо ног - имеет ласты.
Кто назвать его готов? (Морж) (Слайд 10)

Ребенок рассказывает о морже (морж знаменит своими огромными клыками, которыми он роет подводный грунт, добывая моллюсков, отбивается от врагов и цепляется за лед, когда выбирается из воды. Живут моржи по берегам холодных морей Северного полушария.)

Незаметно проплыла,

Словно льдина, вся бела.

В хоре песенки поет –

Ужасающе ревет. (Белуха) (Слайд 11)

Ребенок рассказывает о белухе (свое название зубатый кит белуха получил за белый цвет кожи. Белуха может издавать звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон, рев, поэтому некоторые называют этого кита «морской канарейкой».Живут белухи в арктических морях).

Большие рога, высокие ноги.

Он ходит по снегу, совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) (Слайд 12)

Ребенок рассказывает об олене (северный олень покрыт густой шерстью. Каждая шерстинка внутри пустая. Воздух в шерстинках позволяет оленю сохранять тепло и не мерзнуть. Северные олени живут в тундре)

В – Ребята, а что помогает животным выжить в таких суровых условиях? (теплый мех и подкожный жир)

В - В летнее время в Арктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

В - Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.

Физминутка (аудиозапись) (Слайд 13)

В - В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Ребята, Умка предлагает вам полюбоваться красотой северного сияния. (Видео «Северное сияние») (Слайд 14, 15)

Ребята, пора нам возвращаться домой. Давайте скажем Умке спасибо и отправимся в обратный путь. (Дети прощаются с Умкой и садятся в самолет).

(Слайд 16, 17)

Ну, вот мы опять вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Подойдите к столам, посмотрите, что вы видите? (Умка). С чем мы сегодня будем работать? (с нарезанными нитками).

Дети выполняют работу.

Итог занятия.

Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

С каким животными Крайнего Севера познакомились?

Наше занятие окончено.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с ОНР «Государственная символика России»

Программные задачи:
Закрепление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине, о государственной символике страны.
Формирование простейших географических представлений о необъятной России.
Формирование уважительного отношения к государственным символам России.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее истории и культуре.
Развивать грамматически правильную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
Материал:
Глобус, карта России, изображения символов государства (герба и флага, раздаточный материал для дидактических игр, аудиозапись гимна страны.
Предварительная работа:
Чтение К. Ушинский «Наше Отечество», разучивание песен о России, пословиц и поговорок. Рассматривание глобуса, карты. Беседа о достопримечательностях столицы, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей с столу.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня на столе? Кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей, а это географическая карта нашей страны – России.
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны и цветы.
Страны все и все народы,
И конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем. (В. Орлов)
Воспитатель . Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Есть страны большие, есть маленькие. Ребята, а в какой стране живем мы с вами?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, у нашей страны удивительное и красивое звучное имя – Россия Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (воспитатель показывает указкой границы страны, а затем дети сами показывают границы России). А какая Россия по величине?
Дети. Большая, огромная.
Воспитатель. Правильно. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней. Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Вот такая большая страна.
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»?
Дети отвечают.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правы. Потому родная, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, в ней все для нас родные. Здесь жили наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы. А еще мы называем ее Матушкой – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Воспитатель. Россия – это государство. А кто из вас знает, как называется столица нашего государства?
Дети отвечают.
Воспитатель. Верно, Москва. Ребята, а что вы можете рассказать о Москве?
Дети отвечают.
Воспитатель . Да, ребята, Москва–самый большой в России и очень красивый город. Сердце Москвы–Красная площадь и древний Кремль. (Рассматривание картинок и иллюстраций). В Кремле работает наше правительство и президент. Президент–самый главный человек в нашей стране. А кто из вас знает, как зовут нашего президента? Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, Владимир Путин. У каждого государства, ребята есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? Да, это герб, флаг и гимн. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (Показывает флаг). У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого свой цвет и рисунок. Ребята, а что вы можете рассказать о флаге России?
Дети отвечают, называют цвета белый, синий, красный.
Воспитатель. Верно, это прямоугольное трехцветное полотенце.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Воспитатель. Что напоминает вам белая полоса?
Дети. Белоствольные березы, ромашки, облака, снег.
Воспитатель. Верно, а еще она означает, что наше государство честно и дружелюбно относится к другим стран Воспитатель. А что означает синяя полоса?
Дети. Реки, моря, озера, небо.
Воспитатель . Правильно, а еще она означает. Что Россия против войны. Что означает красная полоса?
Дети. Огонь, тепло, солнце, любовь.
Воспитатель . Правильно, этот цвет говорит нам, что каждый россиянин готов защищать свою Родину от врагов. Ребята, а где и когда можно увидеть российский флаг?
Дети отвечают.
Верно, он развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, его можно увидеть на военном параде и спортивных соревнованиях.
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Пальчиковая гимнастика. ФЛАЖОК.
Сложи-ка, дружок,
Из пальцев флажок!
Флажок мы возьмем,
На праздник пойдем.
Дидактическая игра «Сложи флаг» (из маленьких деталей) .
Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Никто не ошибся. А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
На параде,
Как солдаты мы шагаем, ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Воспитатель . Есть у нашей страны еще один государственный символ. Кто знает, что такое гимн? Правильно, гимн – это главная песня страны. Если флаг мы видим, то гимн слышим. Торжественная песня, славящая нашу Родину – Россию, звучит в особенных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио. А кто знает, как надо слушать гимн?
Дети отвечают.
Воспитатель Да, государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Музыку гимна написал композитором А. В. Александров, а слова поэт С. В. Михалков. Давайте и мы с вами послушаем гимн стоя. (прослушивание гимна) .
Воспитатель Ребята, а какой еще очень важный государственный символ России вы знаете? Верно, это герб России? Давайте его рассмотрим и попробуем описать. Герб-это особый отличительный знак государства. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. На груди орла помещен герб Москвы. Ведь Москва – столица России. Это тоже темно-красный щит с изображением на нем всадника – Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея. Ужасный змей – это символ зла, поэтому герб России означает красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб можно увидеть на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах.
- А теперь давайте поиграем и проверим, как вы запомнили изображение герба.
Дидактическое упражнение «Сложи герб России».
(Выполняется методом наложения) .
Воспитатель. Молодцы, вы с заданием справились
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
И. п. : стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх, хорошо потянуться,
подняться на носки

вдох, опустить руки вниз,
опуститься на всю ступню

выдох.
На выдохе произнести «ух-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
Воспитатель . Ребята вы сегодня узнали много нового, надеюсь, вам понравилось. На сегодняшнем занятии мы говорили с вами о нашей Родине – России. И мне очень хочется, чтобы вы когда вырастите, смогли сделать для своей страны много полезного, доброго, чтобы наша Отчизна стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою страну. Вы же любите свою страну.
Дети отвечают. Да!

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Вид: познавательное.

Тема: “Знакомство с огнем”.

Возраст: 6-7 лет.

Группа: подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповое помещение.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Посадка детей: Сидят на полу, на подушечках, в центре обруч и маленький столик.

Литература: Программа “Школа 2100”. Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6) .

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

НОД в подготовительной группе на тему: «Поможем пингвиненку».

Цель:
развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
образовательные задачи:
дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
формировать представления о фауне Антарктиды,
развивающие задачи:
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:
- картонное яйцо
- географическая карта, глобус;
- видео-и аудио сопровождение, слайд-шоу;
- лед, миска с водой, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, хотите посмотреть что в ней?

Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
(Слайд № 1,2)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.
Воспитатель: Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он птица или животное?Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или животное? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: (Слайд № 3), (Слайд №4)
голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья, две ноги, один хвост, все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.
Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: Что же мы позабыли о нашем пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей пингвиненка? Как вы думаете?
Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и слово прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк нам нужно искать? Почему?
Дети: Материк, который называется Антарктида.
Воспитатель: Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.(Слайд № 5)
Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.
Дети: На корабле.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему?
Или нам нужно плыть на каком – то особенном?
Дети: На ледоколе.
Воспитатель: Совершенно верно, ледокол это специальный корабль, чтобы (Слайд № 6) плавать во льдах, ледокол это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите на корабль. (Звучит запись гудков корабля дорожка №1)
Воспитатель: День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
…Вот уже поплыли льдины,
И настали холода.(Слайд № 7, 8)
Айсбергов громады
Проплывают рядом (Слайд № 9, 10).

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?
Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.
В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
- Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети: Они откололись от ледника.
Воспитатель : Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
А хотите посмотреть, как плавают айсберги?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.
- Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?
Дети: Под водой.
Воспитатель : У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!(Слайд № 11) Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель : Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные. (Слайд № 12)
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)
Воспитатель:Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается? (Слайд № 13)
Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да, Нет»?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.
В Антарктиде много снега и льда?
Здесь птицы не поют никогда?
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка, никто их не видит? Ой ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника. (Слайд № 14, 15)
Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.
- Кто же это?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.
Как вы думаете Для чего пингвину такие ноги?
Дети: Для того что бы быстро плавать.
Воспитатель: Второй секрет пингвина его оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.
Почему перья пингвинов не намокают?
Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.
Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?
Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.
Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?
Дети: Рука осталась сухой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?
Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.
Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша. как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много? (На экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)
Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их. Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель : Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти родителей и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей).