Технология вышивки по трикотажу. Вышивка на вязаных изделиях со схемами и фото

Связанное изделие расположили в пяльцах, вышили дизайн и слегка огорчились. Результат не соответствует нашим ожиданиям. В чем же причина? Почему один дизайн вышивается без проблем, а другой никак не хочет поддаваться?
Давайте попробуем разобраться, что поможет нам сделать вышивку красивой и аккуратной.

СТЯГИВАНИЕ

Причин, по которым происходит стягивание материала, множество. Я постаралась выделить основные, на мой взгляд, наиболее важные. Смею предположить, что, разобравшись с описанными ниже проблемами, вы практически избавите себя от неудачной вышивки на трикотаже.
Основным «врагом» при вышивании можно считать излишне плотный дизайн. Обратите внимание на рисунок справа. Вы видите обраазцы вышивки с различной плотностью. Чем меньше расстояние между строчками тем больше плотность. Как с этим бороться? Если вы создаете дизайн с нуля, уменьшите плотность создаваемых объектов. Если вы вышиваете готовый дизайн, то чтобы «разрядить» вышивку загрузите ее в машину и слегка измените размер в большую сторону без пересчета стежков. Изменение размера готовых дизайнов в вышивальных машинах происходит за счет увеличения длины стежка и расстояния между рядами.
Хотелось бы отметить, что «у любой медали есть две стороны», и при вышивании неплотных дизайнов можно столкнуться с проблемой просвечивания вязаной основы сквозь неплотную стежковую заливку. Для устранения просвечивания, можно использовать органзу. При использовании органзы, в качестве верхнего стабилизатора, Вы избавитесь от нежелательного эффекта просвечивания. Помимо этого, Вы также избавите себя от проблемы проваливания стежков, о которой мы поговорим чуть ниже в этой статье.
Второй причиной стягивания может являться эластичность самого материала, которая компенсируется предварительной прострочкой (underlay), жестко фиксирующей материал на стабилизаторе. Если подобная прострочка отсутствует в дизайне, то при вышивании велика вероятность, получить стянутую и «съехавшую» вышивку.
Как бы ни была важна предварительная прострочка, присутствовать она может не всегда. Так, например, в очень мелких объектах наличие нижней прострочки зачастую не обязательно. А в крупных объектах сложной формы с заливкой (tatami) ее присутствие просто необходимо. Весьма желательно делать предварительный настил в гладьевых валиках. Гладь сильно стягивает материал, и если не стабилизировать материал, при вышивании могут возникнуть проблемы.
Выбор стабилизатора важный этап в создании проекта. Типов стабилизаторов не так уж много и у каждого свое назначение, поэтому советую, потратьте немного времени на изучение основных свойств стабилизаторов. Подробную информацию о стабилизаторах вы найдете на нашем сайте и в предыдущих журналах Бройдери.Ru
При вышивании на трикотаже я обычно использую отрывной стабилизатор. Зачастую одного слоя достаточно, но бывают ситуации, когда для придания дополнительной жесткости материалу, приходится использовать стабилизатор в два или реже в три сложения. Кроме того, существуют отрывные стабилизаторы различной плотности.
Обычно стабилизатор расположен с изнаночной стороны ткани и служит для укрепления материала, однако, в некоторых случаях, стабилизатор используется и с лицевой стороны, но об этом мы поговорим позже.
При выборе цвета стабилизатора следует руководствоваться цветом ткани. Если трикотажное полотно достаточно плотное, то вы можете использовать как графитовый так и белый стабилизатор.

«ПРОВАЛИВАЮЩИЕСЯ» СТЕЖКИ

При вышивке на трикотаже, вы можете столкнуться с проблемой «проваливания» стежков. Дело в том, что трикотажный материал достаточно рыхлый и некоторые стежки затерявшись в структуре ткани, могут нарушить целостность вышивки. Это как раз тот случай, когда нужно использовать верхний стабилизатор. Я советую Вам, внимательно отнестись к его выбору. Как правило, это тонкий, водорастворимый стабилизатор. Тем не менее, вы можете использовать так же терморастворимый и плотный водорастворимый.
Этот тип стабилизаторов необязательно запяливать. Положите его поверх подготовленного к вышиванию материала, и слегка придерживайте во время вышивки пальцами, избегая смещения стабилизатора и попадания пальцев под иглу.
Для создания дополнительного декоративного эффекта и устранения проваливания стежков весьма полезно, в качестве верхнего стабилизатора, использовать органзу. Выберите органзу в цвет основному материалу или просто доверьтесь своим цветовым ощущениям, поскольку четких рекомендаций в этом случае, дать невозможно.

При желании освежить гардероб с минимальными затратами, достаточно внести изменения в старые вещи. Вышивка на трикотажной кофточке не только украсит её, но и сделает оригинальной. Помимо одежды вышивкой часто декорируют аксессуары для интерьера, которые прекрасно оживят комнату.

Совет! Узор выбирают обдуманно, чтобы он сочетался с моделью и стилем изделия.

Украшение трикотажа вышивкой шерстяными нитками

Вышить узор можно на любом изделии из трикотажа. Выбирать следует такие же нитки, как и те из которых связано полотно. Они могут быть тоньше, но не толще основных. Для удобства нанесения рисунка используют в этом месте с изнанки дублирин или подкладку .


Заменить их можно специальной канвой, которая предотвратит стягивание и поможет нанести узор ровнее, после стирки она растворяется.
Иглы используют толстые и тупые, чтобы не повредить ткань. К вышивке шерстяными нитями часто добавляют ленты, бусины или пайетки.

Важно! Трикотажная ткань хорошо тянется, но после нанесения вышивки она теряет это свойство.

Объёмные узоры шерстяными нитками можно применять на варежках, носках, кофточках и детских вещах. Орнаментов и разнообразных узоров для украшения вязаных вещей множество. Объёмная вышивка шерстяными нитками по вязанию - отличный стильный декор.

Швы для начинающих

Перед началом работы новичкам стоит попробовать свои силы на образце ткани.


В основе ручных строчек для вышивания шерстяными нитями лежат базовые швы, знакомые ещё со школы:

  • «вперёд иголку»;
  • «назад иголку»;
  • тамбурный.


Одноцветные

Их модернизируют и получают специальные стежки, подходящие для вышивки на трикотаже:

Петельный (трикотажный) . Повторяет рисунок ткани и ложится ровно. Подходит для полотен с крупной вязкой. Законченная работа смотрится так, будто рисунок вывязан.

Петельный шов

«Стебельчатый» . Основан на шве «назад иголку», только игла выводится по центру и над предыдущим стежком.

«Маргаритка» . По принципу тамбурного, но им вышивают не цепочки, а лепестки, закреплённые стежком по центру петли.

Шов «маргаритка».

Гладь. В её основе шов «вперёд иголку». Подходит для вышивки крупных элементов.

Швы из двух или трёх цветов

Обычно это простые строчки шерстью с добавлением одной или двух нитей разных цветов. Чаще всего используют следующие варианты:

«Волна». Прокладывают ряд стежков «назад иголку» и оплетают одной нитью другого цвета образуя сверху перекрёстную петлю.


Витой шов.
Прошивают строчку «вперёд иголку» и также оплетают её второй нитью, но туже затягивают и не переплетают петлю накрест. Добавив ещё одну нить оплетающую, с другой стороны, получится трёхцветный шов.

«Козлик». Два и более шва зеркально наложенных друг на друга разными цветами.

Прямые вертикальные стежки сплетают между собой сверху и снизу, образуя петли стягивающие их между собой.

Тамбурный шов часто выполняют в нескольких цветах, двумя вариантами: чередуя петли; оплетая обмёточным ручным швом с одной или двух сторон.

Тамбурный шов.

Цветных строчек несчётное количество. В их создании нет никаких чётких правил, поэтому подключив фантазию, мастерицы придумывают свои варианты.

Совет! Чтобы сделать петли ткани ровными, не растянутыми материал мочат водой и просушивают, а потом начинают работу.


Виды сложных швов «рококо»

Эта техника основана на навивке нитки. Используется для придания объёма рисунку. Три варианта шва, которые следует изучить перед работой:

Узелок. Зкреплённую нить с изнанки вывести на лицо. Конец иглы трижды обмотать ниткой и протянуть её через витки. Рядом с предыдущим проколом, придерживая навивку, воткнуть и протянуть иглу на изнаночную сторону.

Узелок в швах «рококо».

Лепесток. Сделать всё так же как в узелке, но намотать 10 - 12 витков. Иглу воткнуть на расстоянии по размеру лепестка и протянуть на изнанку.

Вышивка лепесток в «рококо».

Ягода. Закрепить нить и вывести на лицевую сторону. Проколоть ткань на расстоянии высоты ягодки, а второй прокол в месте, где вывели нитку. Не протягивая иглу, вытащить из ушка нить и намотать на концы иглы. Последний виток намотать восьмёркой.

Вышивка шов «ягодка» в «рококо».

Нитку вставить обратно, придерживая витки пальцем, закрепить маленьким стежком сверху и снизу.

Важно! Для создания стежков «рококо» лучше использовать не очень крученые нити, иначе они будут путаться.

Вышивка гладью

Такой вид вышивки считается классическим. Подойдёт для любых видов ткани, а за счёт техники изготовления смотрится красиво и естественно.

Не стоит делать рисунок занимающий слишком много места, достаточно выбрать небольшой ровный участок на полочке, спинке или кармане.

Порядок выполнения работы:

  1. Выбрать и перевести рисунок на кальку.
  2. Кальку пришить к изделию, не тугими стежками, по контуру рисунка.
  3. Удалить кальку так, чтобы стежки остались на своих местах.
  4. Вышивая цветы, начинают от центра. Для создания плавных переходов цвета, стежки следующего ряда укладывают в пустоты предыдущего.
  5. Стебли вышивают строчками «назад иголку», «стебельчатым» или тамбурным.

В этом виде вышивки используются простые швы, так что даже новичок легко справится.

Трикотажные полотна по структуре похожи на канву, но вместо клеточек ориентироваться можно на петли. Поэтому на вязаных вещах будет удобно вышивать крестиком. Нужно просто перенести схему на изделие.

Опытные рукодельницы в одной работе сочетают различные техники. Это добавляет оригинальности узору.

Украшают таким способом трикотажные платья, кофты, сумки, а также интересно смотрятся подушки, салфетки и скатерти из трикотажа с вышивкой шерстяными нитками.

Является одной из традиционных средств украшения предметов одежды. Она позволяет создать из совершенно обыденной вещи - уникальную и неповторимую.



При работе с трикотажем следует помнить несколько основных правил:

  • трикотаж тянется по всей длине и перестает тянуться в области выполненного рисунка;
  • при закреплении стежка велика опасность вытянуть нить из структуры ткани;
  • каждое изделие индивидуально и требует правильного подбора рисунка, стиля его нанесения и цвета.

Вышивка по трикотажу предусматривает использование подкладочного материала. Он препятствует стягиванию трикотажного полотна и позволяет стежкам ложится более равномерно. Нити необходимы той же структуры, какой использовались при создании полотна.

Вышивать по трикотажу можно используя все те же приемы, что и при обычной вышивке, однако следует с особым тщанием подбирать тип создания рисунка.

Схемы вышивки следует перенести на кальку. При рыхлом или ручном трикотаже рисунок с кальки переносится на ткань ручными стежками по контурам цветов. Если трикотаж плотный, это можно выполнить на машинке. Когда все контуры перенесены, кальку нужно убрать. Рисунки большой сложности можно переносить с использование специальной канвы. Такая канва растворяется в воде, оставляя вышитые узоры на полотне.

Особенная вышивка по трикотажу

Индивидуальность именно этой вышивки состоит в необычном стежке, полностью повторяющем контуры петли. Игла с нитью вводится с изнаночной на лицевую сторону в точку начала петли, стежок проходит точно по стороне петли и уходит на изнаночную сторону. На лицевую выводится нить на второй половинке лицевой петли. В результате, узоры такой вышивки можно принять за , вывязанный целиком.

В результате такой вышивки по рыхлому трикотажу - он станет более жестким. Это непременно следует учитывать при создании рисунка, вещь будет не так мягко ложится или спадать, как в местах без вышивки. Сильное затягивание в таком случае стянет полотно и может перекосить изделие. Узоры вышивки не должны занимать слишком большую площадь.


Если трикотаж машинный, при использовании мягких нитей и аккуратной натяжке можно использовать относительно крупные схемы вышивки, полотно станет лишь чуть толще.

Такая вышивка на трикотаже удобна тем, что в качестве эскиза можно использовать схемы для вышивки крестиком и бисером, схемы для плетения и вязания.

Наиболее популярные типы вышивки по трикотажу:

  • гладь;
  • декоративные швы;
  • рококо.

Гладь

Подразумевает наложение стежков друг на друга. Разделенный на цветовые зоны эскиз зашивается по одному цвету. Стежки выполняются в одном направлении, но на различную высоту. Если вышивается цветок, расположение стежков - от центра. Следующий цвет заполняет все промежутки предыдущего и мягко вливается в неровные края. Это создает не просто рисунок, но и причудливые сочетания и переливы цветов. Вышивка гладью не может обойтись без подкладки. При подборе рисунка следует учитывать, что трикотаж тянется, а вышитый рисунок - нет. Не следует отдавать под такую вышивку слишком большое пространство, для нее идеально подойдет ровное гладкое место, спинка, полочка или карман.

Мастериц может сразу показаться сложной, но изучив более подробно эту технику, можно создавать превосходные изделия.


Декоративные швы

При выполнении декоративных швов укрепление трикотажа не требуется. Швы занимают небольшую площадь и редко стягивают материал. Перед выполнением вышивки можно слегка растянуть трикотаж, наколоть и смочить. Петельчатый шов может проходить в любую сторону, при этом не нарушая структуру полотна и его внешний вид. Удивительно нежно выглядят лепестки цветов из крупных петелек. При такой вышивке трикотаж практически не стягивается, количество стежков минимально. Свободно лежащая нить не нарушает гармонии вязаного полотна.

Вышивка рококо

Самая популярная вышивка по трикотажу, и самая распространенная. Идеальный вариант для роз и других вышитых цветов. Объемное изображение если и нарушает где-то внешний вид трикотажа, то это крыто под пышными узорами нитей.

Для прокалываем ткань, иглу до конца не вынимаем, на кончик иглы наматываем рабочую нить. Придерживая пальцем намотанные колечки, протягиваем иглу с нитью. Выкладываем на ткани полученный завиток и прикрепляем его иглой. Такими выпуклыми дужками можно создавать любые фигуры и картины, укладывая их под любыми углами.



Для формирования хаотичной серединки крупного цветка необходимо намотать на иглу больше нитей, чем планируется длина стежка, тогда полученный завиток будет стоять над полотном.

Чтоб получить розочку в силе рококо необходимо наносить накрученные стежки по кругу. Начало каждого лепестка на некотором расстоянии от центра, а окончание лепестка - под началом лепестка предыдущего ряда. В зависимости от пышности розочки в один круг укладывается от 3 до 9 лепестков.

Из завитков рококо удобно создавать миниатюрные соцветия, серединки листьев и лепестков.



Особенно пышными выглядят цветы, в которых вышивка производится по типу глади, однако каждый стежок выполнен в стиле рококо.

Поскольку каждому стежку уделяется много внимания, все придерживается руками, то в процессе вышивания схемы легко контролировать натяжение рисунка.

Рококо предусматривает мягкую укладку пышных стежков, потому трикотаж редко бывает перекошен от подобной вышивки.

Вышивка «под крючок»

Отдельным пунктом можно вынести вышивку по подготовленному полотну. При вывязывании изделия крючком оставляются специальные отверстия. После окончания вязания получаем заготовку под вышивание определенного узора. Чаще всего такие узоры геометрические, они не стягивают трикотаж и не нарушают его внешний вид. Схему планируемой вышивки и соответствующего ей основания следует определить до начала вязания.

В таком случае для вязания основания можно использовать нити на 1-2 номера меньше, чем для вышивки, это позволит создать рисунок даже при помощи простых прямых стежков.

Видео: Учимся вышивать крючком