Представления в различных возрастных группах о браке. Дипломная работа: Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

Существуют такие понятия, как брак и семья. Какие отношение они имеют друг к другу и в чем их отличие? В «Малой советской энциклопедии» о браке говориться так:

Согласно «Большой медицинской энциклопедии» о браке говориться следующее:

«БРАК — союз мужчины и женщины, создающий для них определенные права и обязанности (по воспитанию детей, по владению имуществом и др.) и получающий общественно-государственную санкцию».

Насколько по другому трактует понятие брака Христианская религия. Согласное Ее понятию, установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему. Брак есть таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Вот что писал св. ап. Павел в послании к Ефесеям о браке.

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чеголибо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Под термином «семья» подразумевается следующее понятие:

СЕМЬЯ, представляет собой общество или группу, состоящую из родителей и детей. В семье происходит воспроизводство самого человека - продолжение человеческого рода. При этом, под воспроизводством человека надо разуметь не только самое деторождение, но и весь процесс выращивания и воспитания новых поколений.

Из выше изложенного нам становиться ясным, если мужчина и женщина желают жить вместе, вступать в половые отношения, иметь и воспитывать детей, владеть имуществом, то они должны вступить в брак, который регистрируется соответствующими государственными органами и в дальнейшем охраняется государством.

Любое государство в конечном счете основано на семье, которая «поставляет» или «воспроизводит» людей образующих это государство. Если семьи не будут этого делать, люди не будут вступать в брак, то со смертью людей от старости прекратит свое существование и государство. Именно по этой причине любое государство заинтересовано в своем постоянном воспроизводстве, а следовательно в правильных отношениях между мужчиной и женщиной внутри семьи. По этой причине появились соответствующие законы регламентирующие брачную и семейную жизнь.

Вступившие в брак мужчина и женщина уже образуют семью. Такая семья называется МАЛОСЕМЕЙНАЯ. Только когда появятся дети эту семью считают «нормальной», ибо потенциальная возможность мужчины и женщина иметь детей, продолжать род реализовалась. Семья, в которой, много детей (понятие «много детей» относительно, так у россиян в настоящее время более трех детей считается «много детей», хотя в до революционной России под понятием «много детей» подразумевалось 6-10 и более детей) называется «многодетной».

Мужчина и женщина могут жить вместе без вступления в брак и даже иметь детей. Другими словами, жить полнокровной семейной жизнью. Однако, если в такой семье возникнут разногласия между мужчиной и женщиной, то они не регулируются Кодексом законов о браке, семье и опеке. В данном случае могут ущемляться права одной из сторон и не будет поддержки со стороны государства.

Из выше изложенного становиться ясным, что государство путем введения «института брака и семьи» желает контролировать и регулировать в первую очередь половые отношения между мужчиной и женщиной, направить их в необходимое для государственных целей русло, а в дальнейшем заботиться о семье. Естественно, «обуздать» и «регламентировать» интимные отношения невероятно трудная вещь и наряду с официальным браком течет своя интимная жизнь вне брака. Это как раз и указывает, что законы созданные умом человека «покусились» на нечто такое, что не поддается искусственным ограничениям, а имеет собственную жизнь, запросы и т.п.

Чтобы понять феномен брака и семьи желательно заглянуть в историю и оглядеться вокруг.

Согласно историкам, на ранней стадии существования человеческого общества брак и семья отсутствовали: мужчины и женщины не жили постоянными парами; более или менее длительные брачные отношения являлись исключением. Формой более устойчивых отношений был групповой брак и общее ведение семейного хозяйства. Эти отношения в дальнейшем прошли в своем развитии два этапа: кровной родственной семьи, где брачные отношения были ограничены представителями одного поколения и не допускалась половая связь между разными поколениями (родители и дети, деды и внуки); и брак пуналуа, в котором несколько мужчин имели общими женами несколько женщин. В это же время зародился и парный брак. Другими словами, мужчины и женщины вступали в брачные отношения беспорядочно в зависимости от обоюдного желания. Но среди них находились такие пары, которые предпочитали жить только вдвоем.

Часть историков утверждает, что групповой брак был вытеснен парным в связи с накоплением материальных благ. Обладатель материальных благ желал быть уверенным, что наследство переходит именно к его детям. Естественно, в групповом браке подобное установить было невозможным. Таким образом считается, что материальная часть (наследство, ведение общего хозяйства) взяла верх над первоначальным стремлением людей к интимной близости.

Вообще, если «оглянуться», то в арабском мире процветает многоженство. Один мужчина имеет несколько жен, которые «делают» ему наследников и тем самым восполняют население арабского мира; в некоторых странах Европы разрешены однополые браки; имеются такие места на земном шаре, где женщин очень мало, здесь у одной женщины несколько мужей. Таким образом, брак и семья представляет не что иное, как способ жизни мужчин и женщин. В зависимости от условий этот способ жизни весьма различен.

Выяснив, что собой представляет брак и семья, пойдем дальше. Не будем распыляться на выяснение, какой брак лучше - арабский или европейский, что должно для семьи сделать государство и т.п., а остановимся на том, что у нас имеется, - на парном браке (мужчины и женщины) и рассмотрим, как его образовать, самостоятельно укрепить и сделать здоровым.

Если несколько углубиться в проблему брака и семьи, то в глаза бросаются этапы становления брака и семьи, которые имеют свои особенности. Если знать эти особенности и не пускать их на самотек, то семейная жизнь будет гораздо лучше во всех отношениях. Поэтому книга будет построена на рассмотрении этих этапов семейной жизни. И в этом нет ничего удивительного - любое явление имеет свое начало, становление и завершение. Подобное наблюдается и в семейной жизни.

Разбиваем семейную жизнь на следующие этапы:

  1. До свадебный.
  2. Первый малосемейный (от свадьбы до рождения первого ребенка).
  3. Семейный (от рождения первого ребенка до ухода детей из семьи).
  4. Второй малосемейный (от ухода детей из семьи до смерти одного из супругов).
  5. После семейный.

Статья подготовленна по материалам книги Г.П. Малахова

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13-15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по данным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, - это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутни ка жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во многом сходную картину.


Общие представления о семье и браке. - Краткая история
семейно-брачных отношений. - Юридические аспекты
семьи и брака. - Функции семьи. - Типы семьи
Одной из проблем зрелого возраста, связанной с физиологическими и социальными потребностями человека, является создание семьи.

Большинство людей - это производные (продукт) семьи, и многие остаются ее членами практически на всей траектории своей жизни, таким образом, практически для каждого человека члены семьи образуют его ближайшее окружение в течение всей жизни. И это окружение играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей человека, в том числе в поддержании, сохранении и укреплении как физического, так и психического здоровья.
Семью нельзя рассматривать только как биологическую группу, это единица социальных отношений. Семья представляет собой исторически изменяющуюся социальную группу, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие индивидуальных и социальных качеств личности, осуществление определенной экономической деятельности.
С точки зрения социологии семья - это социальная система, имеющая как черты социального института, т.е. устойчивой формы организации совместной деятельности, так и черты малой социальной группы, т.е. общности, объединенной выполнением определенных функций, связанной общими интересами. Отсюда вытекает зависимость семьи от общественного строя, экономической ситуации, политических, религиозных отношений и традиций, складывающихся в обществе. С другой стороны, семья обладает и определенной независимостью, относительной самостоятельностью.
Как социальный институт семья связана определенными нормами поведения, характером взаимоотношений между членами семьи. Как малая группа семья базируется на браке или кровном родстве, она связана общностью быта, определенными моральными, экономическими обязательствами, взаимопомощью, заботой о сохранении здоровья каждого ее члена, она регулирует отношения между родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.
Брак можно определить как исторически обусловленную, признанную и санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную форму союза между мужчиной и женщиной, закрепляющую их личные и имущественные отношения. Главной целью брака является создание семьи.
Вступая в брак, люди берут на себя определенные юридические и моральные обязательства, разделяют ответственность, касающуюся, в частности, финансовых отношений, собственности, воспитания детей, поддержания здоровья друг друга.
На протяжении исторического развития общества семейно-брачные отношения прошли определенные этапы, менялись их формы, структура и содержание.
Так, на этапе существования первобытного человеческого стада брака не было, имели место беспорядочные половыесвязи, когда каждая женщина могла вступить в половые отношения с любым мужчиной, а каждый мужчина в свою очередь - с любой женщиной.
С возникновением родового строя появляется групповая форма брака, при котором каждый мужчина одной родовой группы мог вступать в половые отношения со всеми женщинами другой родовой группы.

Позже, с развитием родового строя, на смену групповому сожительству пришел парный брак, объединявший одну пару. Эта форма брака существовала в трех основных видах:
дислокальный брак, при котором каждый из пары жил в своей родовой группе;
патрилокальный брак, при котором женщина переходила на жительство в род мужчины;
матрилокальный брак, при котором в род женщины переходил мужчина.
Парная форма брака не предполагала владение совместным имуществом, личное имущество оставалось раздельным. Такой брак был непрочным и свободно расторгался.
На ранних стадиях парного брака достаточно широко присутствовали признаки группового брака, которые выражались в многобрачии. Многобрачие выступало в двух видах:
в виде многоженства, когда у одного мужчины было несколько жен из другого рода;
в виде многомужества, когда у одной женщины было несколько мужей.
Многоженство преобладало в тех местностях, где основным видом деятельности было земледелие, и во главе такой семьи стоял мужчина. Многоженство в некоторых странах сохранилось до настоящего времени. В местностях, где основным занятием была охота, получило распространение многомужество, при котором женщина, являвшаяся хранительницей огня, имела большую власть, чем мужчина. Родство в такой семье определялось по женской линии.
Позже, в период распада родового строя, парный брак сменился моногамным, при котором заключался брачный союз между одним мужчиной и одной женщиной. Этот брак более прочно соединял супругов и их потомство, обеспечивал целостность семьи, которая приобретала, таким образом, черты экономической ячейки общества.
Дальнейшее развитие общества меняло формы и содержание брачно-семейных отношений. В рабовладельческом обществе законным признавался брак только для свободных граждан, супружеские отношения рабов считались простым сожительством. В Римской империи законными считались браки только полноправных граждан, которые заключались с женщинами того же сословия. Такие браки пользовались защитой государства.В европейских странах в период раннего средневековья признавался лишь церковный брак, который был обязателен для всех сословий. Крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала, которому они принадлежали.
Постепенно церковный брак вытеснялся гражданским браком, который оформлялся гражданскими властями или нотариусами. Так, в Англии гражданский брак был введен в 1653 г., в Нидерландах - в 1656 г., во Франции - в 1789 г. В некоторых странах до настоящего момента юридическую силу имеет только церковный брак, в ряде стран признаются как светский, так и церковный браки.
В России до 1917 г. существовал только церковный брак, однако для учета браков лиц, не исповедовавших ни одну из официально признанных религий, была разрешена регистрация брака в полиции. С 1918 г. в России признавался только гражданский брак, церковный брак был частным делом вступающих в брак. В 1926 г. был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, который наряду с браками, заключенными в органах записи актов гражданского состояния, допускал фактические брачные отношения, что давало право лицам, находившимся в таких отношениях, на взаимную уплату алиментов в случае утраты трудоспособности одним из супругов, а также на детей и на урегулирование отношений, связанных с совместно нажитым имуществом в том же порядке, что и для лиц, состоявших в официально зарегистрированном браке. Такое положение существовало до 1944 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что права и обязанности супругов порождают только браки, зарегистрированные в органах ЗАГС.
В настоящее время в России действует Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г. Он регулирует семейно-брачные отношения, устанавливает условия и порядок вступления в брак, его прекращения и признания недействительным, определяет права и обязанности супругов и других членов семьи. Многие положения Семейного кодекса Российской Федерации представляют интерес и для медицинских работников.
Так, в статье 1 говорится, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».
В части 2 статьи 1 Семейного кодекса устанавливается, что «признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния». Таким образом, как и в более ранних правовых актах, касавшихся регулирования семейно-брачных отношений в нашей стране, юридическую силу имеют лишь гражданские браки, причем права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака. При этом «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи». Часть 4 статьи 1 запрещает «любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Семейный кодекс требует целого ряда условий, необходимых для заключения брака. К таким условиям относятся взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в 18 лет (ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса). В то же время при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по их просьбе.
Общество и семья заинтересованы в рождении здорового потомства, поэтому существенное место в Семейном кодексе занимают положения, касающиеся вопросов сохранения здоровья членов семьи. Так, статьей 14 запрещено заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), а также полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Неполнородными являются братья и сестры, имеющие общих отца или мать. Такой запрет обусловлен не только причинами нравственного характера, но и тем, что браки между родственниками могут отрицательно сказаться на здоровье потомства. Важное значение для охраны здоровья имеет статья 15, касающаяся медицинского обследования лиц, вступающих в брак:
«1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.
2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27-30 настоящего Кодекса)».
Свобода вступления в брак предусматривает и свободу его прекращения, но общество заинтересовано в укреплении института семьи, поэтому расторжение брака находится под контролем государства. Кроме того, имеется ряд ограничений для расторжения брака, касающихся защиты прав и интересов беременной женщины, кормящей матери и несовершеннолетних детей.
В статье 17 говорится об ограничении права на предъявление мужем требования о расторжении брака:
«Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка».
Если супруги имеют общих несовершеннолетних детей, брак расторгается в судебном порядке, при этом определяется, с кем из родителей будут проживать дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на детей. При наличии соглашения между супругами по этим вопросам, не нарушающего интересы детей или одного из супругов, брак может быть расторгнут судом без выяснения мотивов развода.
Семейным кодексом предусмотрены равные права супругов в семье, это касается выбора рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Одновременно в статье 31 говорится о том, что «вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов». Но, помимо прав, супруги имеют и обязанности. Часть 3 статьи 31 гласит: «Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей».
Будущее общества во многом зависит от того, как и в каких условиях будут воспитываться новые поколения, поэтому важной является защита прав и интересов детей, в том числе на выражение собственного мнения, воспитание, образование, охрану здоровья. Лучшие условия для физического и духовного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья могут быть созданы только в семье. Определению этих вопросов посвящена глава 11 Семейного кодекса.
«Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства...
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту.
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».
Таким образом, медицинские работники, сталкивающиеся с фактами жестокого обращения с ребенком (см. раздел «Здоровый ребенок»), обязаны, помимо оказания необходимой медицинской помощи, принять меры к юридической защите ребенка.
Семейным кодексом предусмотрены права ребенка на выражение собственного мнения, на учет его мнения при выборе профессии.
«Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
В ряде случаев компетентные органы могут принять решение, касающееся ребенка, достигшего возраста десяти лет, только с его согласия. Это касается вопросов изменения имени и фамилии, восстановления в родительских правах, усыновления, изменения места и даты рождения усыновленного ребенка, передачи ребенка в приемную семью.
Родители, воспитывающие ребенка, также обладают определенными правами и обязанностями, причем статьей 61 предусмотрено равенство прав и обязанностей родителей. Родительские права «прекращаются по достижении ребенком возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия».
В последние годы участились случаи, когда несовершеннолетние дети становятся родителями. В связи с этим Семейным кодексом предусмотрены права этой категории граждан.
«Статья 62. Права несовершеннолетних родителей.
1. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
3. Несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке».
Одной из функций современной семьи является воспитание детей, что нашло свое отражение в Семейном кодексе.
«Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие
своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования».
Очень важными с точки зрения сохранения физического и психического здоровья детей, их гармоничного развития являются вопросы осуществления родительских прав, которые в соответствии со статьей 65 «не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей...
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мне-ния детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)».
Таким образом, законодательство Российской Федерации о браке и семье направлено на укрепление института семьи, защиту интересов членов семьи, прежде всего детей; создание условий для сохранения здоровья будущих поколений, выполнение семьей ее основных функций.
На различных этапах развития общества семья выполняла множество разнообразных функций, при этом одни из них отмирали, менялись их значимость, характер социальных функций и их иерархия, другие функции семьи сохранялись почти в неизменном виде, но всегда они отражали потребности общества, а также индивидуальные потребности каждого члена семьи. И в современном обществе семья выполняет ряд функций, к числу которых можно отнести:
удовлетворение половых потребностей взрослого человека;
репродуктивную (воспроизводство детей, деторождение);
воспитательную;
хозяйственно-экономическую;
рекреационную;
опекунскую;
коммуникативную.
Одной из важнейших функций семьи является возможность удовлетворения половых потребностей человека в рамках законных отношений, при этом практически полностью исключается риск заражения заболеваниями, передающимися половым путем, устанавливаются гармоничные, доверительные отношения. Именно в рамках семьи могут развиваться любовь, взаимная поддержка в эмоциональном, интеллектуальном, духовном и физическом плане.
К числу важнейших относится и репродуктивная функция, выражающаяся в воспроизводстве в детях численности родителей. В условиях сложной демографической ситуации, складывающейся в развитых странах и в России, эта функция семьи приобретает особое значение. Для расширенного воспроизводства населения необходимо, чтобы по крайней мере половина семей имела двух детей, а половина - трех. В противном случае численность населения страны будет сокращаться. Медицинские работники должны четко представлять необходимость поддержания репродуктивной функции семьи, способствовать ее развитию, помогать планированию семьи.С репродуктивной тесно связана воспитательная функция. Только в семье ребенок может нормально, полноценно развиваться, поэтому для ребенка семья жизненно необходима, ее нельзя заменить никакими другими общественными организациями и учреждениями. Жизнь ребенка в детских домах - вынужденная необходимость, а не потребность. На становление личности ребенка, ее формирование существенное значение оказывает атмосфера в семье, взаимоотношения ее членов, принятые в той или иной семье стереотипы воспитания. Выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:
детоцентризм;
профессионализм;
прагматизм.
Суть детоцентризма заключается во всепрощенческом отношении к детям, баловстве, ложно понимаемой любви к ним.
Профессионализм выражается в определенном отказе родителей от воспитания детей, передачи этой функции педагогам, воспитателям в детских садах, школах. В этом случае родители считают, что воспитанием детей должны заниматься только или преимущественно профессионалы.
Прагматизм - это воспитание, целью которого является выработка у детей практичности, умения приспосабливаться к условиям жизни, устраивать свои дела, ориентация прежде всего на получение материальной выгоды.
Эти стереотипы родительского восприятия проблемы воспитания детей могут оказать негативное влияние на развитие ребенка, способствовать проявлению эгоистических черт личности. В связи с этим одной из задач семейных медицинских сестер, медицинских сестер, работающих с детьми, является обучение родителей правильным приемам воспитания с учетом возрастных психологических особенностей ребенка.
Еще одной значимой функцией семьи является хозяйственно-экономическая, охватывающая различные аспекты семейнобрачных отношений. Это касается и вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения домашних обязанностей, формирования и использования финансовых средств семьи - семейного бюджета, организации семейного потребления и т.д. До развития промышленности эта функция была ведущей, семья функционировала как экономическая структура, в которой все члены семьи, включая детей, трудились вместе, производя различные материальные блага как для удовлетворения собственных потребностей, так и для продажи или обмена.
Рекреационная функция в современных условиях с большим количеством стрессовых ситуаций, высоким темпом жизни, увеличением социальных и психологических нагрузок приобретает особое значение. Именно в благополучной семье возможно восстановление и укрепление физических и духовных сил, всестороннее развитие личности. Совместное проведение досуга, просмотр телепередач, посещение театров, выставок, занятия физическими упражнениями, участие в загородных прогулках способны не только снять физическую и психоэмоциональную усталость, что благотворно сказывается на здоровье, но и существенно сблизить членов семьи, укрепить семейные связи. В этом смысле семья принимает на себя определенную терапевтическую роль.
С хозяйственно-экономической и рекреационной связана и опекунская функция, выражающаяся в наблюдении, помощи, уходе за пожилыми членами семьи, инвалидами, хотя в настоящее время с развитием различных социальных институтов (геронтологических центров, домов ветеранов и т.д.) эта функция несколько утрачивает свое значение. Однако только в семье возможно обеспечить адекватное качество жизни всех ее членов.
В жизни современной семьи все большее значение приобретает коммуникативная функция, подразумевающая организацию семейного общения, выбор объектов и форм внесемейного общения членов семьи. Благодаря этой функции члены семьи удовлетворяют потребность в интимно-эмоциональном самовыражении. Неумение общаться, находить общие интересы часто приводят к семейным конфликтам. В конфликтных семьях процесс общения часто сводится к монологам каждого, когда другие члены семьи не слышат обращения, направленного к ним, а сами отвечают таким же монологом. При этом каждый член семьи боится высказать свою точку зрения, выразить свои переживания, чувства, чтобы не вызвать отрицательной реакции другого.
Семья как социальный институт имеет определенную структуру, которая определяется системой взаимоотношений между ее членами, включающей родственную структуру, духовные, нравственные и экономические отношения, а также систему распределения власти между супругами, т.е. в рамках внутрисемейных отношений решается и вопрос о лидерстве.
Знание структуры семьи, ее типа, особенностей взаимоотношений внутри нее, отношение к досугу и к здоровью позволят медицинским работникам, особенно связанным с семейной медициной (семейные медицинские сестры, медицинские сестры, работающие с врачами общей практики), правильно планировать свою деятельность, выбрать верную тактику общения, своевременно выявлять проблемы, касающиеся здоровья (режим питания, двигательная активность и т.д.), и принять адекватное решение.
По родственной структуре современная семья может быть нуклеарной (малой) и расширенной (большой), причем в настоящее время чаще встречается нуклеарная семья.
Нуклеарной семьей является социальная семейная структура, в которую входит только супружеская пара с детьми, а дедушки, бабушки и другие родственники и мужа, и жены живут отдельно. В нуклеарной семье в определенной мере нарушается преемственность поколений; вследствие неопытности молодой пары в вопросах планирования семейного бюджета, распределения домашних обязанностей, создания среды, необходимой для успешного функционирования семьи, могут возникнуть определенные проблемы, связанные с воспитанием детей, частично выпадает опекунская функция, но приобретается финансовая независимость от старших членов семьи, формируются свои традиции, привычки. В такой ситуации медицинская сестра может и должна взять на себя роль консультанта, наставника в вопросах планирования семьи, воспитания детей, вопросах сохранения и укрепления здоровья членов семьи.
Расширенная семья состоит из членов семей родителей (дедушки, бабушки, дяди, тети), которые живут в общем доме, ведут совместное хозяйство, владеют совместным имуществом, распределяют между собой обязанности. Иногда члены расширенной семьи живут вблизи друг от друга, но в разных домах. В этом случае связи между членами семьи несколько слабее, чем при проживании под одной крышей, но функции семьи могут распределяться между ними. Так, старшие члены семьи - дедушки, бабушки - могут брать на себя выполнение многих функций: в частности, по воспитанию детей, приготовлению пищи и др., могут играть роль мудрого советчика, наставника, а младшие могут взять на себя обеспечение финансового благополучия, опекунскую функцию. В современных условиях роли старшего и младшего поколений членов расширенной семьи могут несколько меняться, когда заботу о материальном благополучии берут на себя представители старшего поколения. В таком случае младшие члены семьи должны выполнять другие хозяйственно-экономические функции, связанные, в частности, с созданием уютной домашней обстановки, поддержанием чистоты и порядка в доме.
Расширенная семья в большей степени способна обеспечить систему постоянной поддержки, особенно в сложных жизненных ситуациях, касающихся в том числе и вопросов сохранения и поддержания здоровья, но в то же время она может служить источником конфликтов в силу привнесения мужем или женой в новую семью привычек, пристрастий, традиций, взглядов собственных расширенных семей. Эти привычки, традиции могут касаться как пищевых пристрастий, отношения к собственному здоровью, так и форм поведения в различной обстановке, связанных с различиями в культурных, религиозных, политических взглядах, может быть, различиями в социальном статусе.
В настоящее время чаще встречается нуклеарная семья, а расширенная семья приобретает черты семейной группы, организованной по типу «семья детей - семья родителей». Такие семейные группы представляют собой особое социальное явление и возникают на основе разнонаправленных потребностей:
потребности каждой семьи в самостоятельности, независимости;
потребности различных поколений в общении и взаимопомощи.
При этом наиболее устойчивыми, стабильными являются контакты между семьями детей и родителей на основе выполнения хозяйственно-экономической функции, удовлетворения материальных потребностей, поддержания домашнего очага, создания условий для укрепления здоровья и отдыха членов семьи.
По числу детей семьи могут быть:
многодетными;
среднедетными;
малодетными;
бездетными.
По структуре распределения власти, по тому, как решается вопрос о лидерстве, распределяются семейные обязанности, выделяют три основных типа семьи:
традиционная (патриархальная) семья;
нетрадиционная семья;
эгалитарная (семья равных), или коллективистская.
Для различных типов семей характерны и различные подходы к разным аспектам семейных отношений и семейной жизни.
Так, в традиционной семье, одной из отличительных черт которой является существование под одной крышей по крайней мере трех поколений, лидирующая роль принадлежит старшему мужчине.
Как правило, традиционная семья является многодетной - в ней придерживаются принципа: чем больше детей, тем лучше, воспитательная функция лежит в большей степени на женщине, которая воспитывает лаской, а мужчина наказывает, не отказываясь и от телесных воздействий, при этом ребенок должен следовать выбору родителей в профессиональном самоопределении. Ведением домашнего хозяйства в традиционной семье занимается преимущественно женщина, в том числе и распоряжающаяся деньгами, которые дает муж, обеспечивающий семью материально, делающий профессиональную карьеру. Имеют своеобразие и способы проведения досуга: как правило, супруги развлекаются вместе, но муж может проводить свой досуг и вне дома, в то время как жена должна находиться дома. Интересы в такой семье во многом ограничиваются семейными проблемами, обсуждением домашних дел, а теплая семейная атмосфера создается в основном женщиной, мужчина же может позволить себе грубость по отношению к другим членам семьи.
Таким образом, для этого типа семьи характерными являются:
экономическая зависимость женщины от супруга;
четкое распределение функциональных семейных обязанностей, закрепление их за мужчиной и женщиной (муж - добытчик, кормилец, жена - хозяйка, хранительница домашнего очага);
признание безусловного лидерства мужчины во всех областях семейной жизни.
Для нетрадиционной семьи характерным является сохранение традиционной установки на лидерство мужчины, разграничение домашних обязанностей на мужские и женские, но без достаточных объективных экономических оснований, что является отличительной чертой традиционной семьи, т.е. в нетрадиционной семье мужчина не вносит основного вклада в экономическое благополучие семьи, но при этом перекладывает заботы о домашнем хозяйстве на женщину. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку женщина наряду с равными правами с мужчиной на участие в общественном труде приобретает исключительное право на домашний труд. Естественно, в такой семье могут существовать проблемы со здоровьем женщины, которая вынуждена трудиться и на работе, и дома.
Эгалитарная семья представляет собой тип современной семьи, в которой домашние дела распределяются справедливо, в них принимает участие каждый член семьи, поскольку и мужчина, и женщина в равной степени могут делать карьеру или, по решению обоих, - женщина, в этом случае мужчина принимает на себя большую часть семейных нагрузок. Количество детей в такой семье зависит от желания обоих супругов и не в последнюю очередь от финансовых возможностей; воспитание детей строится на основе уважения интересов ребенка, с учетом его возможностей, телесные наказания, безусловно, не допускаются. Вопрос о лидерстве решается с учетом сильных и слабых сторон каждого из супругов, каждый может быть лидером в определенной сфере семейных отношений, а основные решения принимаются совместно. Это сказывается и на семейной атмосфере, в создании которой каждый из супругов участвует в равной мере, и в способах проведения досуга, когда муж и жена могут развлекаться по отдельности, а при желании - проводить его вместе. Этому способствует и атмосфера доверия и взаимного уважения, которая, как правило, является характерной для такого типа семьи, грубость в отношениях не допускается; интересы становятся общими, помимо семейных и домашних забот, могут обсуждаться и производственные вопросы, вопросы политики, увлечения, перспективы и т.д.
Таким образом, отличительными особенностями эгалитарной семьи являются:
справедливое, пропорциональное возможностям каждого из супругов распределение домашних обязанностей, взаимозаменяемость членов семьи в решении бытовых вопросов;
совместное участие в обеспечении экономического благополучия семьи;
обсуждение основных проблем семьи и совместное принятие решения по преодолению этих проблем;
эмоциональная насыщенность взаимоотношений.
Существуют также и переходные типы семьи, сочетающие в
себе черты двух или трех основных типов. В таких семьях ролевые установки мужчины носят более традиционный характер, чем его фактическое поведение, касающееся выполнения различных семейных обязанностей, т.е. мужчина претендует на лидерство, но в то же время достаточно активно участвует в домашних делах. В переходной семье возможна и противоположная ситуация: мужчина имеет демократические ролевые установки, но мало участвует в ведении домашнего хозяйства.
Одной из важных функций семьи является рекреационная, поэтому в зависимости от характера проведения досуга выделяют:
открытые семьи;
закрытые семьи.
Отличительной чертой открытых семей является ориентация на общение вне дома и на индустрию досуга, т.е. посещение театров, развлекательных центров, спортивных клубов И т.д.
Для закрытых семей характерным является внутридомашний досуг.
В современных семейно-брачных отношениях происходят значительные изменения, касающиеся как состава семьи, ее ролевой структуры, так и функций семьи. Современная городская семья, как правило, является малодетной, т.е. имеет 1- 2 ребенка; функции мужчины и женщины становятся более симметричными, повышаются авторитет и влияние женщины, меняются представления о главе семьи; несколько ослабевает хозяйственно-экономическая функция семьи (семья перестает быть производственной единицей), но возрастает значение психологической близости между членами семьи.
В настоящее время жизнь семьи независимо от ее типа во многом определяется тем обстоятельством, что женщинам приходится работать, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи и ее экономическую независимость, поэтому многие из них испытывают значительный эмоциональный и физический стресс, обусловленный выполнением двойной роли. Помочь преодолеть последствия неблагоприятного воздействия высоких физических и психоэмоциональных нагрузок, обеспечить эмоциональную поддержку, дать рекомендации по сохранению и поддержанию здоровья с учетом типа семьи могут медицинские работники.

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брач-но-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время пред­ставления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13-15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти­вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по дан­ным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спут­ника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» люб­ви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постиже-


нию нравственно-психологической ценности брака. Задача заключает­ся в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценнос­ти семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, - это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам пре­восходил «среднего» реального юношу из непосредственного окруже­ния девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только луч­ше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы со-> циологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во мно­гом сходную картину.

Открытая форма опроса (формулировки предлагались самими рее-; пондентами) выявила, что в образе предпочитаемой партнерши по| общению у студентов должны быть такие качества, как (в порядке убы вания): внешние данные, положительные черты характера (различные для каждого из ответивших - доброта, верность, скромность, поря­дочность, воспитанность, трудолюбие и т. д.), ум, коммуникативные данные, чувство юмора, веселость, женственность, сексуальность, тер­пеливое отношение к самому отвечавшему, общее развитие (духовное, кругозор, профессионализм), трудолюбие, уравновешенность, спокой­ствие, здоровье, материальная обеспеченность.


Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение дер­жать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов - уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гос­теприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть сту­дентов затруднились назвать качества будущей супруги."


Та б л и ца 2. Характеристики образа девушки, с которой хотелось бы общаться, и качества, которые хотелось бы видеть в будущей супруге студентам Университета (философский факультет)