Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать? Воспитатель в подготовительной группе.

Физ. подготовкой в случае, если у них нет никаких отклонений в состоянии здоровья, и которые, при этом, обладают достаточной степенью физической подготовки. На уроках физкультуры ребята из основной группы занимаются основными видами занятий, предусмотренными учебным планом. Выполнение отдельных упражнений контролируется при помощи оценок и соревнований. Ученики, посещающие основную группу физкультуры, без врачебных рекомендаций принимаются в различные спортивные секции, организованные в школе, и посещают дополнительные занятия для тренировок перед всевозможными соревнованиями.

Подготовительная группа по физкультуре

Данная группа предусматривает ограничение физических нагрузок. Предназначена она для занятий ребят, имеющих врожденные или приобретенные проблемы со здоровьем. Врач принимает решение о том, в какой группе – основной или подготовительной следует заниматься каждому конкретному ученику. В случае необходимости ограничения нагрузок он пишет справку с указанием заболевания ребенка и рекомендаций по занятиям на уроках физкультуры в школе.

Ученикам, посещающим основную группу по физкультуре, рекомендуется заниматься в спортивных секциях и посещать спортивные школы.

В подготовительной группе также занимаются ребята, имеющие недостаточный уровень физ. подготовки. После приобретения основных навыков они переводятся в основную группу физкультуры. В подготовительной группе так же как и в основной происходит контроль и сдача предусмотренных нормативов. Однако для ребят допускаются некоторые поблажки. В школах организуют секции для дополнительных занятий учеников из подготовительной группы. Делается это для повышения их физ. подготовки и постепенной тренировки организма. Дети, имеющие серьезный отклонения в состоянии здоровья, по рекомендации врача посещают спецгруппы.

Группы здоровья

Работники медицинских учреждений выделяют пять основных групп здоровья. К первой группе здоровья относятся люди, не имеющие никаких хронических заболеваний и редко заболевающие простудными болезнями.

Вторая группа здоровья включает в принципе здоровых людей, которые также не имеют хронических заболеваний. Но при этом они недостаточно физически развиты.

Ребята, посещающие подготовительную группу физкультуры, не участвуют в спортивных соревнованиях.

Людей, страдающих хроническими заболеваниями, которые при этом не доставляют беспокойств, относят к третьей группе здоровья.
К четвертой и пятой группам принадлежат люди, больные хроническими болезнями. Они имеют низкую работоспособность и физическую активность и проходят специальное лечение.

Дети, отнесенные к первой группе здоровья, распределяются в основную группу для занятий физкультурой, а ребята со второй группой здоровья – в подготовительную.

Подготовительная группа (6-7 лет). Наступает ответственный период в жизни 6-летенго ребенка, его родителей и педагогов подготовительной группы - подготовка к школьному обучению. Дошколенка необходимо подготовить, морально, физически и интеллектуально, создав условия для формирования предпосылок школьного обучения и социализации.

Ниже собраны все материалы, которые относятся именно к этой возрастной категории. Конспекты занятий, сценарии праздников, развлечения.

Занятия, игры, праздники с детьми 6-7 лет

Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 86845 .
Все разделы | Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Музыкальный досуг для старшей и подготовительной группы по экологии Прогулка в лес. Музыкальный досуг для старшей и подготовительной группы . Ведущий. Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу (звучит фонограмма звуков природы) Слышите, как приветливо нас встречает лес. Давайте и мы с ним поздороваемся. (Слайд...

Конспект занятия в подготовительной группе «Книга - лучший друг» Конспект занятия : подготовительная группа «Книга – лучший друг» . Цель : Формирование у детей навыков бережного отношения к книге. Задачи : Закрепить знание детей о книге и ее значении. Развитие у детей речевой активности, активизировать словарь детей. Познакомить детей с историей...

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет - Занятие с использованием технологии «ситуация» Л. Г. Петерсон в подготовительной группе «Экскурсия по родному городу»

Публикация «Занятие с использованием технологии «ситуация» Л. Г. Петерсон в...» Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Экскурсия по родному городу» Основные цели: продолжать знакомить детей с главными историческими достопримечательностями...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 7 лет «Учимся, играя» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ «УЧИМСЯ, ИГРАЯ» Составители программы Воспитатели: Бакланова О.П, Курупп Н.Г. Содержание № Наименование разделов стр. I. Пояснительная записка 3 1.1. Актуальность 3 1.2. Цели и задачи программы 4 1.3....

Сценарий выпускного «Новая волна» в подготовительной группе Сценарий выпускного подготовительная группа «Новая волна» 1.Вед: Приглашаем всех на праздник Добрый, светлый, озорной, Праздник грустный и веселый Наш дошкольный выпускной. 2. Вед: Пусть громко музыка играет, Фанфары радостно звучат, Сегодня праздник удивительный Встречайте...


Цель: создание условий для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - учить детей передавать в рисунке сюжет знакомой сказки; - развивать логическое мышление детей, при помощи моделирования; - закреплять умение композиционного построения рисунка; - использовать...

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет - Конспект НОД по аппликации «Ромашковые фантазии» для детей старшего дошкольного возраста


8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности Цель: составление композиций из готовых бумажных форм. Задачи: -познакомить детей с историей возникновения праздника «День семьи, любви и верности»; -развивать умение составлять образ из готовых форм; -развивать мелкую...

НОД по краеведению «День Рождения города» в подготовительной группе Программное содержание:расширитьпредставление о понятии"город".Уточнить знание достопримечательностей города.Воспитывать уважение и любовь к культуре,традициям родного края. Образовательные задачи: -Продолжать воспитывать в детях чувство гордости за Россию. -Расширять познания...

Цель: Создание условий для формирования приёма складывания гармошкой из цветной бумаги. Задачи: Образовательные: упражнять в складывании цветной бумаги гармошкой. Развивающие: развивать мелкую моторику и детское творчество. Воспитательные: воспитывать самостоятельность при...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пикник» в подготовительной к школе группе Конспект сюжетно - ролевой игры «Пикник» в подготовительной к школе группе «Непоседы» Подготовил: Дворянкина Е.В. 2019 год Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Знания, умения и навыки детей в 5-6 лет.

Требования к пакету ЗУН ребенка поступающего в первый класс разнится, и зависит от программ, используемых в обучении младших школьников.

Интеллектуальное развитие

Предположительно ребенок в возрасте от 6-7 лет умеет контролировать себя и исправлять ошибки, способен запоминать ряд картинок в количестве 10 штук, составлять по ним подробный и связный рассказ. Умеет выкладывать картинки по последовательности сюжета из 4-8 шт. Свободно владеет прямым и обратным счетом в пределе 20,выполняет счетные операции +- 1,2 до 10.Собирает картинки из 6-10 частей, с легкостью запоминает 2 и более четверостиший, пересказывает сказки и короткие рассказы.

К семи годам ребенок свободно ориентируется во временных представлениях, и понимает разницу между живой и неживой природой. Различает домашних и диких животных.

Речь

Речь 6 летнего дошкольника сформирована без аграмматизмов, ребенок легко изменяет окончания в прилагательных, использует в речи имена числительные, уменьшительно – ласкательные суффиксы в существительных. С интересом участвует в играх драматизациях, сюжетно ролевых играх, умеет брать на себя роли и действовать согласно сюжету.

Графические навыки

К семи годам дошкольник умеет свободно пользоваться ручкой, карандашом, линейкой и резинкой. Не составляет труда выполнять графические диктанты, которые направлены на закрепление навыков ориентировки в пространстве. Умеет самостоятельно чертить фигуры, раскрашивать и штриховать, не выходя за контуры. В тетрадях с крупной клеткой закрепляются умения в написании печатных букв и цифр.

Грамота

В подготовительной группе закрепляются умения в различии гласных и согласных звуков, отличие букв от звуков, деление слов на слоги, подбор слов на нужную букву. Знание алфавита русского языка и послоговое чтение также является предпочтительным для поступления в первый класс.

Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении дошколят.

Кто-нибудь знает в чем польза подготовительной группы? Многие родители малышей детсадовского возраста мучаются вопросом: отдавать ли свое ненаглядное чадо в детский сад или же оставить под присмотром бабушек и дедушек. Конечно, в каждом случае все индивидуально и решать только вам, но ближе познакомившись с тем, что ожидает вашего кроху, в его первом учебном заведении, вам будет легче принять верное лечение.

  • В первую очередь детский сад является некой ступенькой в развитии вашего малыша. Взрослея, наши дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно разнится от домашнего уютного времяпрепровождения, где все вниманию предоставляется только ему и все желания тут же удовлетворяются. В саду ребенок учится подстраиваться под заведенный режим и определенный ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.
  • Во-вторых, такие группы, как раз и отличаются тем, что здесь детей целенаправленно развивают и готовят к следующему этапу.

В основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.

Давайте рассмотрим в конкретных примерах, каждый из этих методов.

Занятия в подготовительной группе детского сада:

Сюжетно ролевые игры в развитии дошкольника

Что касается сюжетно-ролевых игр: с помощью таких игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, то есть умению сотрудничать, развивается способность предметного взаимодействия (закрепление знаний про формы, цвета, размеры различных предметов).

Развивается воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей, кукол.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно придумывать для себя роли и играть без непосредственного участия воспитателя, но роль взрослого в том, чтобы создать предметно-игровую среду и организовывать соответствующую атмосферу. Ребенок сам выбирает себе роль (мама, строитель, доктор) и затем ведет себя соответственно выбранному сюжету. Так закрепляется способность переносить свое действие с одного предмета на другой, сопоставлять свои поступки с действиями окружающих людей.

Воспитатель должен подготовить необходимые наборы игрушек, которые смогу увлечь детей игрой, а после этого подтолкнуть малышей к игре. Это можно сделать, начав игру самому, например, так: «Я доктор. Буду лечить деток. Здесь у меня будет находиться больница. Заходите, кого нужно полечить. Котик, ты заболел? Где у тебя болит? Покажи мне горлышко, а ушко. Сейчас температуру мерить будем, вот держи градусник» (Ставит котику градусник.) Теперь тебя посмотрим. У тебя ручка болит?». Затем воспитатель вместе с игрушками может полечить и ребят, а затем предложить деткам поиграть самим.

Конечно, в группе большее внимание уделяется развитию навыков счета, чтения, первым навыкам математики, письма.

Комплексные занятия в подготовительной группе

Как мы уже говорили ранее, очень эффективными для развития способностей у детей являются комплексные занятия. Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие. Перемена типов действия прекрасно сочетается с активно – подвижной природе малышей и помогают рассмотреть изучаемый предмет (или явление) с разных точек зрения. В ходе занятия также предусмотрено закрепление новых знаний на практике. Преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.

Комплексные занятия помогают сгладить возникающие противоречия между педагогическим обучением и естественным развитием личности будущего школьника, таким образом, устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.

Соединяя в необходимых пропорциях фрагменты улучшения речевых способностей, изотворчества, развития физического здоровья в одно комплексное занятие, воспитатель может сохранить внимание ребят на высоком уровне довольно продолжительное время, причем это относится к детям различного темперамента и способностей. В интегрированном занятии практически любой малыш отыщет для себя интересные темы.

Основными областями, в которых обучают деток, в подготовишках являются:

  • развитие речи;
  • ознакомление с природой;
  • познание окружающего мира;
  • занятия изобразительным искусством, лепкой, аппликациями;
  • навыки математики и логического мышления;
  • развитие памяти с запоминанием небольших стихотворений;
  • укрепление физического здоровья, с использованием упражнений и некоторые другие способности.

Давайте на примере рассмотрим комплексное занятие из области знакомство с природой, развитие речи и навыков рисования. Представим его в сжатом виде, чтобы понять суть.

Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Воробей»

  • Дать детям знания о воробье.
  • Учить пересказывать текст, сохраняя обороты речи, использованные автором, не нарушая последовательность. Продолжать обучать ребят рисовать птицу, создавая композицию.
  • Словарь: воробей, воробушек.
  • Развивать связную речь, мелкую моторику рук.
  • Упражняться в звукоподражании, в способностях счета и составе числа.
  • Прививать любознательность, экологическое восприятие мира.

Оборудование:

  • Картинка с изображением воробья и надписью.
  • Аудиозапись звуков воробья.
  • Кукла-рукавичка Воробей или вырезанная фигурка птицы из бумаги.
  • Альбомные листы с нарисованным контуром (контур карандашом), цветные карандаши.

Ход занятия:

Сейчас мы познакомимся с маленькой птицей. Это – воробей. (Показываем картинку и читаем надпись).

Посмотрите на воробья. Размером он примерно с попугая (15 см), коричневый с серыми вставками.

Передвигается воробей мелкими прыжками, и издает звуки: «чик-чирик». Послушайте, как он чирикает. (Включаем аудиозапись).

Попробуйте сами так сказать «чик-чирик». (Звукоподражание).

А как же называются птенцы воробья? Давайте повторим птенцов других птиц.

Игра «угадайте птенца»

Птенец кукушки – … это кукушонок.

Птенец аиста – … это аистенок.

Птенец вороны –… это вороненок.

Птенец скворца – … это скворчонок.

Птенец совы – … это совенок.

Птенец журавля – … это журавленок.

А теперь поиграем.

Динамический отдых «Воробушки ищут корм»

Дети изображают полет птиц и выбегают из-за столиков на ковер, на котором лежат множество средних пуговиц. Это зерна и другой птичий корм. Воспитатель предлагает взять по два зернышка – больше воробей не унесет. Дети летят за едой несколько раз. Потом считают количество пуговиц. Говорится, что четыре состоит из двух двоек.

Теперь продолжение рассказа об особенностях поведения и жизни воробья.

Воробьи – птицы забавные, подвижные. Однажды произошла такая история. Воспитатель рассказывает короткую историю с элементами показа происходящего, можно привлечь ребят.

Чтение рассказа о воробье, известных писателей. Затем изобразить на листе эпизод из рассказа на подготовленном листе бумаги (допускаются контуры зарисовок).

Подвижная игра «Птицы летят домой»

Дети летят, как птицы. Если они слышат названия не птиц, то стоят на месте. А когда слышат слова «воробушки домой»» - бегут на ковер и становятся в гнезда (обручи).

Вороны домой летят.

Воробьи домой летят.

Свои рисунки вы возьмете домой и, смотря на них, расскажите про воробья.

Затем прочтите стихотворение или скороговорку про воробья.

Высыпания при мононуклеозе: их особенности в разном возрасте

Многие страшные болезни прошлого - чума, проказа, оспа сопровождались высыпаниями на коже. Возможно поэтому до сих пор непонятные пятна или прыщики, появляющиеся во время болезни, вызывают беспокойство и тревогу. Одним из заболеваний, сопровождающихся кожной реакцией, является инфекционный мононуклеоз.

Как развивается заболевание

Мононуклеоз - острое вирусное заболевание, широко распространенное как среди детей, так и среди взрослых. Оно вызывается вирусом Эпштейна-Барра и поражает лимфоидную ткань миндалин, селезенки и печени. Легкие формы заболевания очень похожи по своим проявлениям на обычные ОРВИ. По некоторым данным, до 90% взрослого населения могут являться носителями и переносчиками вируса Эпштейн-Барра. Первичное заражение мононуклеозом встречается чаще всего у детей до 10 лет, преимущественно мальчиков. После перенесенного заболевания иммунитет остается на всю жизнь.

Клиническая картина

На различных этапах заболевания симптомы мононуклеоза отличаются.

Предваряет заболевание инкубационный период. Он длится от 5 до 45 дней и отсчитывается от времени попадания вируса в организм до начала активных проявлений инфекции. В это время не происходит особых изменений в состоянии здоровья, только иногда отмечается повышенная утомляемость и слабость.

Начало болезни обычно острое. Наблюдается резкое повышение температуры тела до 38-39С 0 , боль в суставах, слабость, возможна тошнота. Иногда заболевание может проявляться в виде отека лица и век, отсутствия жизненных сил, общей вялости. Такое состояние недомогания может продолжаться до 5 дней, затем оно сменяется более явными симптомами инфекции.

Пациент жалуется на резкую боль в горле, подъем температуры до 40С 0 . При осмотре врач отмечает увеличенные лимфоузлы, а также серо-желтый налет на миндалинах.

На 2-3 недели болезни значительно увеличивается селезенка, а в конце первой недели - печень, что можно заметить на ультразвуковом исследовании. В разгар болезни может появиться сыпь на теле. Все это специфические признаки, которые позволяют заподозрить мононуклеоз. Диагноз подтверждается результатами лабораторных анализов и УЗИ внутренних органов.

В зависимости от тяжести течения болезни, состояния и возраста пациента лечение проводится на дому или в стационаре. В любом случае, больному показан постельный режим, щадящая диета, покой, прием жаропонижающих препаратов.

Сыпь у детей

Сыпь как характерный симптом мононуклеоза у детей может наблюдаться примерно в 30% случаев заболевания. Очень часто такое проявление болезни пугает родителей и заставляет их подозревать заражение более тяжелыми инфекциями, например, краснухой или корью.

Кожные высыпания при мононуклеозе появляются на 3-12 день заболевания. Они не вызывают зуда и жжения, хотя могут покрывать достаточно большую поверхность тела. Чаще всего сыпь появляется на лице, ладонях, ступнях, затем переходит на спину, грудь, живот. Четкой последовательности появления реакций не выявлено. Появление сыпи связывают с реакцией органов ЖКТ на нарушение лимфотока.

Внешний вид кожных реакций при мононуклеозе чрезвычайно разнообразен. Это могут быть небольшие отдельные прыщики, ярко выраженные папулы или очаги гиперпигментации кожи, вызванные мелкими местными кровоизлияниями.

Через 3-5 после появления высыпания пропадают вместе с ослаблением других симптомов при естественном течении заболевания.

При использовании в лечении мононуклеоза антибиотиков сыпь может быть вызвана аллергической реакцией на лекарственный препарат.

Аллергические высыпания могут проходить в виде красных пятен на коже, крапивницы или очагов дерматита.

В отличие от сыпи при мононуклеозе, крапивница вызывает сильный зуд. В тяжелых случаях отдельные элементы сыпи объединяются между собой и практически покрывают все тело больного.

Лекарственный дерматит представляет собой появление круглых пятен на коже диаметром 2-3 см. Эти бляшки воспаляются, чешутся, шелушатся, причиняя значительный дискомфорт больному.

Наглядно эти и многие другие примеры того, как выглядит сыпь при мононуклеозе у детей и у взрослых можно на следующих фотографиях:

Одной из первых мер для облегчения аллергической реакции является отмена лекарственного препарата, который ее вызвал. Для снятия зуда и облегчения состояния больного обычно назначаются антигистаминные препараты, сорбенты. На покрасневшие места наносят мази и крема: они снимают раздражение и обладают противовоспалительным эффектом. В тяжелых случаях по назначению врача применяется гормональная терапия.

Первые симптомы

Больные жалуются на першение в горле, боль в области миндалин при глотании и разговоре. Лор-врач при осмотре замечает отек и покраснение небных миндалин. С течением болезни налет на миндалинах приобретает серый или желтоватый оттенок и легко снимается лор-инструментами без повреждения слизистой органа. Иногда во рту и горле наблюдаются красные высыпания.

Точный диагноз ставится на основании осмотра, сбора анамнеза и выявления особенностей развития заболевания, а также лабораторных анализов.

Лечение мононуклеарной ангины проводится под контролем врача. Чаще всего больным назначаются противовирусные препараты, местные антисептические средства и растворы для полоскания горла. При присоединении бактериальной инфекции проводится антибактериальная терапия, используются, преимущественно, препараты группы макролидов и цефалоспоринов. Применение пенициллинов при мононуклеозе не рекомендуется из-за высокой вероятности аллергических реакций.

Следует понимать, что мононуклеоз - комплексное заболевание, и избавление от боли в горле не является полноценным выздоровлением.

Особенности течения заболевания у взрослых

В связи с широким распространением вируса, вызывающего мононуклеоз, большая часть заболеваний приходится на детей и подростков. Взрослые люди к 30 годам обычно уже имеют сформированный специфический иммунитет.

В случаях инфекционного мононуклеоза у взрослых отмечается смазанная симптоматика проявлений болезни. Течение болезни напоминает ОРВИ, с постепенным утяжелением состояния больного.

В первую очередь развивается воспаление слизистых горла и увеличение лимфатических узлов. Возникает множественное поражение желез (полиаденопатия). С током крови вирус проникает во все жизненноважные органы человека. Больной отмечает слабость, утомляемость, боль в мышцах.

Потом появляются признаки респираторных инфекций: повышение температуры, головная боль, заложенность носа, боль и першение в горле. Лихорадка может держаться несколько недель. С течением болезни нарастает симптоматика: появляются проблемы с дыханием, наблюдается сыпь, общая интоксикация организма, происходит увеличение печени и селезенки.

При отсутствии адекватного лечения состояние больного ухудшается, присоединяются бактериальные инфекции, в первую очередь, развиваются ангина, воспаление легких, отек век или гортани, что является состоянием, опасным для жизни из-за возможности удушения. Может наблюдаться желтушность кожи, склер глаза, темная моча в связи с поражением печени.

После острого периода болезни наступает длительный процесс восстановления организма: постепенно происходит нормализация температуры тела, восстановление печени и селезенки в размерах. При сниженном иммунитете возможно хроническое течение болезни с постоянными рецидивами.

Локализация высыпаний

Нередко у больных мононуклеозом возникает сыпь различного вида и локализации. Она является одним из клинических признаков мононуклеоза, не требует специфического лечения и не вызывает раздражения или жжения. Исчезают и появляются кожные высыпания спонтанно.

Чаще всего сыпь появляется на лице, поверхности тела, руках и стопах в виде пятен и папул розового и красного цвета. Однако могут наблюдаться энантемы - узелки на слизистых оболочках рта, горла, половых органов. Отмечены случаи появления пятен белого цвета на задней стенке гортани.

Инфекционный мононуклеоз - системное заболевание, вызывающее поражение лимфатической системы, печени и селезенки. Характерной особенностью болезни является спонтанно появляющаяся и исчезающая сыпь на коже, не причиняющая дискомфорта больному. При своевременном лечении больной полностью выздоравливает. После исчезновения острых признаков требуется долгий период восстановления, на время которого рекомендуется избегать мест скопления людей, смены климата, прямых солнечных лучей.

Заболевание инфекционный мононуклеоз

Инфекционные болезни встречаются очень часто. Людям приходится бороться с ними. Одно из таких заболеваний – инфекционный мононуклеоз. Пятая часть населения являются носителями ДНК, содержащего вирус герпеса, который и вызывает болезнь. Многие болеют мононуклеозом легкой формы, которая с трудом диагностируется. Инкубационный период может длиться от нескольких дней до двух месяцев. После перенесенного заболевания в организме вырабатываются антитела. Узнайте, как распознать мононуклеоз у взрослых и у детей, чем лечить и какие меры предосторожности стоит соблюдать?

Причины возникновения инфекционного мононуклеоза

Возбудителем вирусного мононуклеоза является вирус Эпштейна-Барра, названный в честь ученых, которые его открыли. В окружающей среде вирус быстро погибает, он существует только в теле человека. Передача этой инфекционной болезни возможна только воздушно-капельным путем при тесном контакте с вирусоносителем или зараженным человеком. У медиков есть свое название заболевания мононуклеозом – «болезнь поцелуя». Передаваясь с частичками слюны через предметы домашней утвари, инфекционный возбудитель продолжает свое «путешествие».

Симптомы и признаки заболевания

Болезнь мононуклеоз регистрируется круглогодично, но особенно отмечается увеличение количества заболевших в сезон весна-осень. В этот период снижается иммунитет, организм ослаблен, симптомы мононуклеоза проявляются ярче. Как их определяют у ребенка и взрослого? Отличаются ли они? Узнайте о первых признаках инфекционного заболевания, которые проявляются к 5-8 дню после заражения, чтобы не допустить осложнения болезни.

У детей

Признаки заболевания у детей:

  • вялость, переходящая в слабость, сонливость;
  • постепенное увеличение температуры тела до 39 C и выше;
  • ломота в теле;
  • увеличение лимфатических узлов на шее, иногда в паху;
  • боль в горле, похожая на ангину, с белым налетом, увеличение миндалин;
  • насморк, затрудненное дыхание;
  • отечность лица;
  • сильный отек задней стенки глотки, покрывающейся слизью;
  • небольшие кожные высыпания;
  • в острой стадии заболевания – увеличение печени и селезенки.

У взрослых

Признаки заболевания у взрослых:

  • общее снижение активности, работоспособности, увеличение слабости;
  • озноб, высокая температура тела, иногда достигающая до 40 C, держащаяся неделю и более;
  • увеличение лимфоузлов по всему телу, особенно в шейном отделе;
  • кратковременное высыпание на коже по всему телу;
  • сильная отечность полости рта и глотки, затрудняющая дыхание;
  • боль в горле, как при гнойной ангине, с белым налетом;
  • заложенность носа;
  • одутловатость лица, опухание век;
  • сильное увеличение селезенки и печени, которое сопровождается пожелтением кожных покровов.

Диагностика

При первом подозрении врача на инфекционное заболевание, которое вызывает вирус Эпштейн-Барра, пациента направляют в лабораторию клиники для сдачи иммунофлюоресцентного анализа крови. Если атипичные мононуклеары в крови обнаруживаются – у больного подтверждается диагноз болезни мононуклеоза. При заболевании изменяются показатели крови. Происходит увеличение лимфоцитов и моноцитов.

Для полноты картины назначают современное ультразвуковое исследование печени и селезенки. Увеличение их размеров выше нормы, повышенная эхогенность говорит о правильно поставленном диагнозе. Внимательное, детальное изучение и расшифровка анализов крови поможет не спутать цитомегаловирус и Вирус Эпштейн-Барр, у которых очень похожи внешние симптомы.

Лечение инфекционного мононуклеоза

Проводить лечение такого тяжелого инфекционного заболевания, как мононуклеоз, должен только квалифицированный врач. Хронический мононуклеоз у взрослых лечится по той же схеме, что и детский. Придерживаясь рекомендаций доктора, больной должен четко выполнять назначенное врачом, чтобы не спровоцировать ухудшение состояния. Общие рекомендации в острый период болезни мононуклеозом, медикаментозное лечение и советы, направленные на повышение иммунитета:

  • обильное питье;
  • бессолевая диета №5, исключающая острое, жирное, жареное;
  • полоскание горла теплыми травяными настоями, антисептическими средствами;
  • противовирусные препараты при тяжелых осложнениях – «Ацикловир», «Интрон А», «Интерферон»;
  • жаропонижающие препараты: «Ибупрофен», «Парацетамол»;
  • витамины группы B, C, P, как поддерживающие иммунитет;
  • назначение антибиотиков не желательно, только в случае крайней необходимости, определенная группа может вызвать анафилактический шок и летальный исход.

Возможные осложнения и последствия

На фоне информации о вирусном мононуклеозе стоит отдельно сказать о женщинах, планирующих беременность. Чтобы обезопасить себя и свое будущее потомство, в обязательном порядке нужно пройти полный комплекс лабораторных исследований в клинике или женской консультации. В случае, когда будущая мама заболеет вирусным мононуклеозом, беременность может прерваться в любой момент с осложнениями для всего организма.

Если по срокам удастся выносить ребенка, в большинстве случаев дети рождаются с отклонениями, как физическими, так и умственными. При перенесенном инфекционном заболевании будущей мамы или членов семьи, должно пройти не менее года, чтобы увеличилась вероятность здорового потомства. Мононуклеоз при беременности может иметь очень тяжелые и непоправимые последствия.

Когда болезнь переходит в тяжелую стадию, больного могут госпитализировать. Ребенка младшего возраста так же лучше лечить на территории стационара, под круглосуточным наблюдением врачей. Лимфоузлы после мононуклеоза могут оставаться увеличенными еще несколько недель после выздоровления. На протяжении шести месяцев нужно минимум трижды сдавать контрольные общие анализы крови и на биохимию, чтобы исключить возможные осложнения в работе печени.

При неправильном лечении селезенка увеличивается до больших размеров, инфильтруется макрофагами. Может произойти разрыв тканей, что приведет к смерти. Слабый иммунитет во время инфекционного заболевания может спровоцировать заражение вторичной инфекцией. В виде осложнений присутствуют болезни: пневмония, отит, тонзиллит, синусит, абсцесс горла. Синдром мононуклеоза при ослабленном организме притягивает к себе и другие инфекции. Нарушение работы печени, анемия встречается, но редко.

Причины сыпи при мононуклеозе

Мононуклеоз – инфекционное заболевание. Его возбудитель – вирус Эпштейна-Барр. Болезнь поражает преимущественно детей и молодых людей. Вирус принадлежит к семейству Herpesviridae и распространяется воздушно-капельным путем. Первые признаки заболевания – слабость, лихорадка, высыпание, боль в горле. Вирус поражает лимфатические узлы, печень, селезенку, верхние дыхательные пути, иммунную систему . Особенность заболевания заключается в том, что возбудитель вызывает не гибель, а активную пролиферацию инфицированных В-лимфоцитов и моноцитов. Вирус способен длительное время сохраняться в пораженных клетках, иногда переболевший человек на всю жизнь остается носителем инфекции.

Пути передачи инфекции

Источником вируса Эпштейна-Барр выступает больной человек. Он становится заразным с начала заболевания до полного выздоровления. Носительство вируса продолжается еще полгода после выздоровления, а у части переболевших сохраняется всю жизнь .

Наиболее часто заражение происходит при контакте с мокротой больного. Возбудитель также передается через пищу и воду, предметы быта.

Вирус достаточно устойчив во внешней среде, но гибнет под влиянием высоких температур и дезинфицирующих средств.

Возможно инфицирование при переливании донорской крови или ее препаратов и заражение плода от больной матери , но эти два способа распространения заболевания встречаются довольно редко.

Развитие заболевания

Мононуклеоз в клинической форме чаще всего диагностируется у ослабленных детей, которые страдают анемией, гиповитаминозом, иммунодефицитами. Взрослые люди болеют крайне редко.

Инкубационный период длится от 5 дней до 2 недель . Первыми признаками заболевания являются лихорадка, озноб, боль в горле, заложенность носа. Из клеток эпителия верхних дыхательных путей вирус попадает в кровь и лимфатические узлы. В крови возбудитель активно размножается, вызывая патологические изменения клеток иммунной системы.

Через неделю состояние больного ухудшается – развивается ангина, увеличиваются лимфатические узлы, нарастают симптомы общей интоксикации.

Сыпь при инфекционном мононуклеозе появляется в разгар заболевания. Вирусная экзантема не чешется и не доставляет человеку дискомфорта.

Возбудитель поражает печень и селезенку. Органы значительно увеличиваются в размерах. Моча больного может приобретать темную окраску, развивается желтуха.

Через 2-3 недели начинается выздоровление. Перенесенный мононуклеоз приводит к снижению иммунитета, вследствие чего человек становится более восприимчивым к другим инфекциям .

Характеристика высыпаний при мононуклеозе


Сыпь при мононуклеозе у детей может возникать на любых участках тела, но чаще всего поражает лицо, шею, конечности, спину и живот
. Высыпания имеют красную или розовую окраску, при надавливании исчезают. Характерным признаком, по которому определяют вирусное происхождение сыпи, является отсутствие зуда.

Пятна высыпаний имеют неправильную форму. Их размер варьирует от 5 до 15 см в диаметре. Возможно появление энантем - папул на слизистых оболочках. Как правило, сыпь проходит через несколько дней, но в некоторых случаях она может задерживаться на долгое время и становиться главным симптомом болезни.

Интенсивность высыпаний зависит от тяжести заболевания, иммунитета человека, своевременности начатого лечения .

Диагностика инфекционного мононуклеоза

Сыпь при мононуклеозе требует дифференциальной диагностики с крапивницей, краснухой, сывороточной болезнью. Общим методом выявления заболевания является общий анализ крови .

При исследовании обнаруживается увеличение содержания лимфоцитов и моноцитов в крови больного, уменьшение количества нейтрофилов, анемию.

Появляются атипичные мононуклеары – крупные измененные лимфоциты с полиморфным ядром. Их функцией является борьба с вирусами. В первую неделю заболевания содержание измененных клеток составляет 40-50% от общего числа лейкоцитов.

Дополнительными методами диагностики являются:

  • гетерофильный тест – определение в крови специфических антител IgМ, которые синтезируют пораженные вирусом В-лимфоциты;
  • серологические исследования с использованием иммуноферментного анализа – используются для выявления антител к вирусным антигенам;
  • ПЦР-реакции – качественное определение вирусной ДНК в биологических жидкостях больных и носителей инфекции .

Также проводят исследования иммунного статуса больных и анализ на ВИЧ, который также вызывает появление атипичных мононуклеаров в крови.

Ампициллиновая сыпь при мононуклеозе

Ампициллиновая сыпь возникает вследствие лечения препаратами ампициллина или амоксициллина примерно у 70% больных мононуклеозом.

Их назначают в начале заболевания при неправильной диагностике или в случаях, когда на фоне инфекционного мононуклеоза развивается бактериальная инфекция. Причины появления высыпаний до конца не изучены.

Ампициллиновая сыпь не является аллергической . Она имеет макулопапулезный характер и сопровождается зудом. Часто исчезает без отмены препарата. Особенностью кожных реакций является то, что они не возникают при применении ампициллина для лечения других заболеваний.

Лечение

Для лечения инфекционного мононуклеоза назначаются противовирусные препараты: Ацикловир, Арбидол, Изопринозин .

Выбор конкретного лекарства осуществляет врач после ознакомления с результатами обследования больного в зависимости от тяжести заболевания и возраста пациента.

Дополнительно применяют иммуностимуляторы и иммуномодуляторы. Перед их назначением обязательно следует сделать иммунограмму – необоснованное вмешательство в работу иммунной системы на фоне инфекционного мононуклеоза может спровоцировать развитие аутоиммунных заболеваний.

Если болезнь сопровождается высокой температурой, то больному дают жаропонижающие препараты на основе парацетамола. Прием ацетилсалициловой кислоты в таком случае может вызвать острую печеночную энцефалопатию. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо соблюдать диету и постельный режим.

На фоне мононуклеоза снижается устойчивость организма к воздействию патогенных бактерий. Для терапии вторичных заболеваний используются антибиотики. Предпочтение отдается ампициллину и препаратам тетрациклинового ряда. Возникшая при заболевании сыпь специфического лечения не требует. Если высыпания сопровождаются зудом, то взрослые должны следить, чтобы дети их не расчесывали. В противном случае на коже могут остаться следы.

Профилактика инфекционного мононуклеоза включает меры общей гигиены и прием людьми, контактировавшими с больным, специфического иммуноглобулина .

Мононуклеоз – инфекционное заболевание вирусной этиологии, поражающее преимущественно детей. Сыпь при мононуклеозе может быть как симптомом заболевания, так и следствием лечения антибиотиками. Кожные проявления не требуют специфической терапии и после выздоровления бесследно исчезают.

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

В качестве «шпаргалки» мы собрали всю информацию из юридических документов и распределили обязанности воспитателя детского сада по нескольким направлениям:

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

  • Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
  • Своевременно и четко ведет документацию.
  • Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
  • Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
  • Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.