Беседа о народных промыслах методическая разработка на тему. Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов Сбор, анализ и систематизация информации

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Малова Вера Васильевна

Средняя группа

Средняя группа

Задачи воспитания. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них; воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках; продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода. Таковы основные направления нравственного воспитания дошкольников этой возрастной группы в единении с эстетическими и познавательными задачами.

Занятие 1. Травушка-муравушка

Цель. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».

Занятие 2. Заскочил козлик в огород

Цель. Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».

Занятие 3. Веселые гости

Цель. Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

Занятие 4. Хозяйкины помощники

Цель. Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

Занятие 5. В гостях у матрешек

Цель. Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.

Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат

Цель. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».

Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость

Цель. Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

Занятие 8. Мишуткина сказка.

Цель. Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

Занятие 9. Три медведя будут рады

Цель. Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.

Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил

Цель. Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!

Цель. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.

Занятие 12. Курица-красавица

Цель. Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.

Занятие 13. Одеяло для медведя

Цель. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.

Занятие 14. Про зайца

Цель. Обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

Занятие 15. Аннушкины песенки

Цель. Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

Занятие 16. Зима-проказница

Цель. На основе текстов К. Ушинского и сказки «Проказы Старухи-Зимы» провести беседу о русской зиме, обратить внимание детей на то, как живут в эту трудную пору люди и животные. Напомнить о необходимости заботиться о птицах и домашних животных, жалеть их. Знакомство со сказкой «Берестяная коробочка» и подвижной игрой «Два Мороза».

Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил

Цель. Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. Знакомство со сказкой «Как волк лису обманул».

Занятие 18. Веселый праздник – Рождество

Цель. Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок».

Занятие 19. Перепутки ради шутки

Цель. В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги

Цель. Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

Занятие 21. Привередница

Цель. Поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

Занятие 22. Платок – посередочке цветок

Цель. Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.

Занятие 23. Не в свои сани не садись

Цель. Рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день

Цель. Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

Занятие 25. Приди, весна, с радостью

Цель. Всем вместе порадоваться приходу весны. Назвать новые загадки, заклички, песни, «величание», игры. Рассказать народное поверье о том, что птица кулик замыкает зиму.

Занятие 26. Весна зиму поборола

Цель. Учить замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться.

Занятие 27. Медвежонок проснулся

Цель. Познакомить с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.

Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя

Цель. Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке.

Занятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи

Цель. Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

Занятие 30. Выше города плетень

Цель. Учить мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры.

Занятие 31. Кораблик

Цель. Учить проявлять заботу о попавших в беду. Познакомить со сказкой «Чувилюшка» и инсценировкой по мотивам народной сказки «Кораблик», поиграть в знакомые народные игры.

Занятие 32. Пасхальная забава

Цель. Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть.

Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится

Цель. Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник.

Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит

Цель. Знакомство с фольклором о природных явлениях. Учить заботиться о деревце. Выразительно и эмоционально рассказывая «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке», добиваться осуждения детьми зла и стремления к торжеству добра.

Занятие 35. Сказка своими руками

Цель. Продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».

Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель. Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург автора Недошивин Вячеслав Михайлович

52. «КОРОЛЬ ПОЭТОВ» (Адрес третий: Средняя Подьяческая ул., 5, кв. 13) У Северянина было четыре больших любви, а малых – без числа. Женщины любили его, как тонко заметил один знакомый поэта, «за умение драпировать» их. Раздеть барышню, написал, – дело нехитрое, а вот украсить,

Из книги Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников автора Малова Вера Васильевна

Вторая младшая группа Задачи воспитания. Нравственное развитие дошкольника осуществляется в неразрывной связи с эстетическими и познавательными задачами.Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Старшая группа Задачи воспитания. Детей старшей группы привлекают к радостной встрече православных праздников и подготовке к ним, к разглядыванию икон и иллюстраций на темы Священной истории.Совершенствуется нравственное воспитание детей этого возраста:

Из книги Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. автора Рашид Ахмед

Вторая младшая группа Занятие 1. Давайте знакомитьсяХ о з я й к а. Здравствуйте, здравствуйте, детушки-малолетушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в избушку, я в ней хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про каждого потешку скажу (ходит около детей,

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Средняя группа Занятие 1. Травушка-муравушкаХ о з я й к а. Здравствуйте, ребятушки! Смотрите, сколько возле моей избушки травки выросло! (Заранее приготовленная травка: ромашка безъязычковая, клевер красный, пижма, ноготки, мята, горец птичий – разложена на полу.) Я по улице

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Старшая группа Занятие 1. Красное летечко, дай грибов в берестечкоХ о з я й к а. Здравствуйте, детушки-малолетушки! Пришло время нам с вами снова встретиться в моей избушке, в светлой горнице. Лето – оно как птица: пролетело, промелькнуло – и нет его. Ушло, да не забудется:

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Подготовительная к школе группа Занятие 1. Иван Купала – чудес немалоХ о з я й к а. Вспомнилось мне сегодня лето красное – доброе, щедрое, зеленое, цветущее. Много летом работы: и в поле, и в огороде, но и праздники летом есть. Об одном из них – интересном, загадочном – я вам и

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 27. Средняя Азия – часть исламского мира В центре Евразии лежит еще один обширный исламский регион, который принято называть Средней Азией. На севере он ограничен южными границами России, а на юге – горами Копетдага и горной системой Гиндукуша, северными границами

Актуальность проекта:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Проблема:

В группе на занятии по развитию речи мы читали сказку «Золотое веретенце» . Беседуя по сказке воспитатель рассказывала детям о том, как раньше шили одежду с помощью прялки и веретена, что этим в старину занимались наши бабушки, что раньше всё было совсем по - другому. У детей возникло множество вопросов: «Что такое веретенце» ? «Как раньше жили наши бабушки и дедушки?» «Что такое старина?» Именно эти вопросы и создали проблему, которую мы постараемся решить.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: месяц

Участники проекта: родители, бабушки, дедушки и дети средней группы № 4, воспитатели

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
  • Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Ожидаемый результат

  • Познакомить детей с «русской избой» , с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить представление о народном искусстве;
  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка» .
  • Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
  • Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры
  • По окончанию проекта провести с родителями развлечение-посиделки «У самовара»

Организация проекта.

1 этап (подготовительный) :

Определение темы (проблемы проекта) ;

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;

Составление плана-схемы проекта;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Цель: вызвать интерес детей к теме проекта.

Задачи дальнейшей работы:

  1. Познакомить детей с устройством «русской избы»
  2. Познакомит с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значениями.
  3. Закрепить знания о русском народном костюме.
  4. Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар.
  5. Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки
  6. Узнать о семейных традициях и ценностях бабушек и дедушек.
  7. Создание мини-музея «Старины»
  8. этап:

Изучение литературы (список литературы прилагается)

Сбор, анализ и систематизация информации:

  • Опрос детей: «Что я знаю о своих бабушках/прабабушках, дедушках/прадедушках?» ;
  • Консультация родителей по теме: ;
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Подготовка методического материала.

Распределение ролей между участниками:

  • Родители, бабушки и дедушки разучивали с детьми частушки, попевки и заклички, участвовали в создании мини – музея, участвовали в мастер классе «В гостях у бабушки» , участвовали в посиделках «У самовара»
  • Дети - активные участники проекта.
  • Воспитатели – авторы проекта, организаторы образовательной деятельности с детьми.

Составление развернутого плана.

Организация развивающей среды:

  • Оформление картотеки пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр
  • Подборка художественной литературы по теме проекта,
  • Оформление фотоальбома «Русская изба» ,
  • Выставка работ , «Матрешка»
  • Коллекция калачей вылепленных детьми из соленого теста
  • Создание дидактических игр «Что спрятано в сундуке» . «Семья»
  • Создание мини-музея «Старины»

3 этап (основной) :

Работа с детьми:

Реализация основных мероприятий.

Игровая деятельность:

  • Строительные игры «Русская изба»
  • Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» .
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Едем в гости к бабушке»
  • Дидактические игры «Кому, что нужно для работы» , «Что спрятано в сундуке»

Познавательная деятельность:

  • Опрос детей «Что я знаю о своей семье» - познавательная деятельность

Цель: Выявить что дети знают о своем геологическом древе.

  • Чтение художественной литературы по теме: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Золотое веретёнце»
  • Знакомство с работой столяра, плотника
  • Слушание русских потешек, закличек, народных песенок
  • Разучивание хороводных игр

Коммуникативная деятельность:

  • Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина»
  • Посещение мини-музея «Старины» . Беседа.
  • Создание альбома «Русская изба» .
  • Беседа на тему «Русская народная игрушка» .
  • Разучивание стихов, песен русской народной тематики.
  • Пальчиковые игры и упражнения «Репка» , «Семья» ,
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация «Русские узоры на сарафане»
  • Аппликация «Русские узоры на матрешке»
  • Конструирование «Мебель для трех медведей»
  • Лепка из пластилина «Матрешка»
  • Лепка из пластилина «Миски для трех медведей»
  • Лепка из солёного теста «Куличики»
  • Рисование «Славянские узоры на рубашке»
  • Рисование «Узоры на предметах быта»

Музыкальная деятельность:

  • Музыкальное развитие. Разучивание песни «Во поле береза стояла»
  • Чаепитие: «У самовара»
  • Хороводные игры «Заплетись плетень» , «Ручеёк»
  • Разучивание частушек

Работа с родителями:

Консультация: «Воспитание детей на традициях народной культуры»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре.

Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми

Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о профессиях бабушек, дедушек.

Практикум для родителей: «В гостях у бабушки» (лепка куличиков из соленого теста)

Разучивание потешек, частушек, пословиц и поговорок русской народной тематики

Воспитатель – родители

1. Беседа: «Семейные традиции»

Цель: выяснить, какие существовали традиций в семьях бабушек и дедушек дошкольников.

2. Участие в чаепитии.

3. Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми:

1. Праздник-чаепитие «У самовара»

  • Русские народные игры для родителей и детей
  • Хороводы для родителей и детей
  • Награждение родителей памятными грамотами за участие в жизни детского сада

2. Анализ полученных результатов

Итог работы:

  • Создание мини-музея «Старины»
  • Организация выставки работ «Матрешка» , «Славянские узоры»
  • Оформление альбома «Русская изба»
  • Оформление альбома «Русская народная игрушка»
  • Проведение музыкального развлечения чаепитие «У самовара»

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

  • У детей сформирован образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
  • Расширены представления детей о своих прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек (их родословная, где и кем работали и т.д.) , о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
  • Расширены знания о предметах быта
  • Расширены знания об устройстве «Русской избы»
  • Расширены знания о народном костюме.
  • Расширены представления о русском фольклоре.
  • Создана развивающая среда: подобраны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр, созданы иллюстрированные и фото альбомы. Подобрана информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
  • Подобрана художественная литература на тему «Русская народная культура» .
  • Музыкальное сопровождение на тему «Русская народная культура» .
  • Проведены совместные мероприятия.
  • Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Мы считаем, что поставленная проблема решена, цель и задачи работы над проектом достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с детьми по теме русская народная культура.

Задачи комплексного занятия:

  • расширять представление детей о народных ремёслах;
  • развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
  • воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.

Словарная работа: ремесло, гончар, соломоплетение, лозоплетение, ткачество, бисер.

Оборудование: гончарный круг, изделия из глины, соломки, лозы, льна, бисера.

Ход занятия

Занятие начинается в холле яслей-сада.

Воспитатель (В.). Ребята, поприветствуйте всех, кто пришёл к нам сегодня в гости. (Дети приветствуют гостей словами «добрый день!».) Мы с вами продолжим наше путешествие по Городу мастеров. Кто живёт в этом городе? (Ответы детей.) Правильно, люди разных профессий. Профессий очень много! Назовите, какие профессии вы знаете? (Дети называют профессии.)

Новое путешествие сегодня будет необычным, мы узнаем с вами о давней и богатой истории белорусских ремёсел, о белорусских мастерах.

Во время рассказа воспитателя мастера занимаются работой.

В. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Путешествие начинается.

Дети с воспитателем подходят к первому столу, здороваются.

В. Может, кто-нибудь из вас знает, кто такой гончар? (Ответы детей.)

Гончар - мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

В. Гончарный круг - это станок для изготовления посуды и керамических изделий. Давайте с вами понаблюдаем за работой гончара.

Воспитатель комментирует работу мастера, дети слушают воспитателя и наблюдают за работой мастера.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна - внутри, другая - снаружи. Руки перемещаются ото дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

В. Ребята, обратите внимание, сколько изделий сделано руками гончара, но для этого нужно готовое изделие поместить в печь, обжечь его, а затем мастер разрисует его.

Дети благодарят мастера, получают от него подарок и кладут его в корзинку.

В. Сейчас мастер расскажет нам о работе с соломкой и покажет свои работы.

Мастер. Проходите, гости дорогие, я расскажу вам, что можно сделать из удивительной соломки: домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причём я заготавливаю её в разные сроки - тогда она получается различных оттенков. Затем я её просушиваю, очищаю и вымачиваю в горячей воде. После этого она становится мягкой и эластичной.

Мастер демонстрирует свои работы. Дети рассматривают их и благодарят мастера.

В. Мастер расскажет нам о древнем ремесле - лозоплетении.

Мастер. Милости прошу, гости дорогие! Проходите. (Рассказывает и показывает.) Издавна люди из лозы плели различные по форме и назначению изделия: строили жилища, делали изгороди, плели лапти, посуду. Для изготовления плетёных изделий я использую ивовый прут.

Прутья должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы её замачивают в воде.

В. Снова нас зовёт дорога,

Кто нас ждёт на этот раз?

Кто продолжит свой рассказ?

Дети с воспитателем подходят к четвёртому столу, здороваются с мастером.

В. Ребята, обратите внимание на изделия, о которых расскажет нам мастер (рушники, изделия изо льна, вышивка, куклы в белорусских костюмах и т.д.). Давайте послушаем рассказ мастера.

Мастер. Может, кто-нибудь из вас, ребята, слышал, кто такие ткачи? (Ответы детей.) Человека, работающего на ткацком станке, называют ткачом. Ремесло по производству ткани на ткацком станке называется ткачеством.

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека. Здесь из простых ниток получаются ткань, полотно, готовое изделие. Издавна вся одежда, все предметы быта, рушники, скатерти производились ткачами.

Дети рассматривают работы и благодарят мастера.

В. Чтобы изделия выглядели красивыми и привлекательными, белорусские мастерицы украшали их вышивкой, бисером.

Дети с воспитателем подходят к пятому столу.

Мастер (по вышивке бисером). Бусины могут быть из различных материалов. Традиционно их делали из древесины, янтаря и других природных материалов. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением.

Дети рассматривают работы и благодарят мастеров, получают подарки, прощаются.

В. Дорогие ребята! Вот и завершается наше путешествие в Город мастеров. С какими народными ремёслами мы познакомились? Давайте заглянем в нашу корзинку. Сколько сувениров нам подарили мастера? (Воспитатель по очереди достаёт сувениры.) В народе говорят: «Если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя». А мастера, который никакой работы не боится и всё умеет, называют мастер золотые руки. Давайте ещё раз полюбуемся работой наших умельцев и поблагодарим их за их труд.

Дети хором говорят «спасибо».

Вы молодцы, ребята, много знаете. Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о наших народных умельцах!

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

  1. Беседа по теме занятия.

Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

  1. Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

3) Елецкие кружева.

Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).

4) Игрушки.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

  1. Итог.

Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.