Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким. Несколько советов, которые помогут вашему ребенку почувствовать себя увереннее Что делать если ребенок считает себя ненужным

Полина Рычалова психолог

Это мое тело

Наша психика формируется на основе изначального телесного опыта, так что первые впечатления о себе и мире ребенок получает уже с рождения. Условно хорошим стартом будут условия, в которых мама (или тот взрослый, который ее заменяет) способна быть достаточно внимательной к ребенку и его сигналам, хорошо распознавать его потребности и отвечать на них. А они в первые месяцы жизни довольно простые — малыш голодный, хочет спать, хочет на ручки, чувствует дискомфорт от грязного подгузника.

Эти телесные состояния возникают постоянно, беспокоят его — а мама откликается, отвечает, реагирует.

Реагирует именно на потребности ребенка, а не на свои собственные представления о том, как быть «правильной» мамой, на свои тревогу, стыд или вину. Конечно, такие переживания возникают, но важна способность мамы с ними справиться, психологически перерабатывать возникающие сильные чувства.

Как себя вести

Не волноваться, что не все получается сразу, понять, что вы не сразу сможете научиться понимать ребенка — но этим вы не наносите ему травму. Система «мама-ребенок» формируется в процессе, мгновенно такому научиться невозможно. Постепенно все получится! И не забывайте о своих потребностях тоже.

Что я чувствую

Ребенок растет, учится понимать свою отдельность от мамы, его мир становится все больше, а знания о себе — все шире. Наступает «кризисный» возраст, когда у малыша уже есть свои, отдельные, потребности, но в силу возраста он еще никак не может их донести до родителей в понятной форме. И помните: ребенок у вас скорее всего не «сложный», не капризный, и вы не плохо его воспитываете. Задача мамы в этот период — пробовать понять, что происходит, и говорить об этом с ребенком. Называйте вещи, которые с ним происходят, обозначайте чувства ребенка («Ты хочешь машинку, злишься, что у тебя ее нет».). Это не только констатация поведения и гипотеза об эмоциях, которые испытывает ребенок, но еще и попытка понять его потребность — что именно стоит за визгом и капризами?

Далеко не всегда, если малыш кричит, он чего-то требует или делает это из вредности.

Может, он устал, не выспался, проголодался, вокруг слишком много впечатлений, что-то болит. Помощь мамы — не только в том, чтобы назвать происходящее, но и отнестись к этому спокойно и с принятием. Своим поведением и словами мама подает сигнал: то, что с тобой происходит, — нормально, всем иногда бывает тяжело. Такое принятие помогает ребенку постепенно разобраться в своих телесных реакциях и проявлениях, эмоциональных переживаниях. Он еще не способен различить оттенки голода, усталости или телесных проявлений тревоги, поэтому мамина помощь важна.

Как себя вести

Много разговаривать с малышом, комментируя свои и его действия. Не бояться капризов и истерик, помогать ребенку понять, что с ним в это время происходит, помогать успокоиться.

«Совсем не больно»

Ребенок разбил коленку — и нужно преодолеть сопротивление, чтобы обработать рану, или вы пришли на плановую прививку и с ужасом ожидаете истерики. Стоит избегать слов «не страшно» и «не больно», или что врач «ничего не будет делать, только посмотрит». Вы же не знаете, насколько больно ребенку на самом деле. Часто такое утешение связано с желанием родителей помочь себе и ребенку побыстрее пройти через неприятный процесс, не разводить длинных разговоров, не мешать другим людям, не вступать в конфронтацию с врачами. Но вот что происходит в этот момент: ребенку страшно, и он, конечно, доверяет маме, которая говорит, что это не больно. Он искренне настраивается на то, что это действительно не больно, а получается больно. Или мама не верит, говорит: «Да это пустяки, сейчас пройдет». Фактически в голове в этот момент происходит путаница: получается, малыш не может доверять своим переживаниям и ощущениям, все это происходит именно с ним, но другие люди уверяет его, что все совсем не так.

Результат — доверие исчезает, и вернуть его может быть очень непросто.

Понятно, что уговорить маленького ребенка на прививку или анализ крови из пальца может быть и долго, и довольно мучительно. «Договориться» в полном смысле слова с маленьким ребенком нельзя — хотя у многих родителей есть фантазия о том, что это возможно. Нет, однократно сказанным «больно не будет» вы не подорвете его доверие, но все-таки превращать ситуацию «я лучше, чем ты, разбираюсь в том, что с тобой происходит» в систему не нужно.

Как себя вести

Доверять ощущениям ребенка. Вы можете попросить рассказать, чего именно он боится, предложить способы унять боль. И обещать, что будете рядом и пожалеете.

«Ты же можешь»

Иногда родителям кажется, что возможности ребенка больше, чем на самом деле. Из лучших побуждений мы призываем его залезть повыше, заплыть поглубже, справиться со страхом — и прыгнуть. Даже если мы уверены, что потом ребенок будет доволен результатом и своей смелостью, не стоит заставлять делать то, что пока не по силам. Искусство воспитания — это баланс между созданием безопасного принимающего пространства и опыта фрустрации, невозможности получить что-то.

Любой новый опыт может переживаться по‑разному — важно, какие выводы родитель помогает ребенку сделать.

Если вы не обращаете внимания на его состояние, требуете быть «быстрее-выше-сильнее», а неудачи сопровождаете разочарованными комментариями — это точно неполезно. По сути, в этот момент закладываются неприятные для будущей жизни вещи — неуверенность в себе, непонимание собственных возможностей, недоверие своим реальным силам, трудности в предъявлении себя и много ненависти к своим слабостям. Выросший ребенок рискует отрицать себя — настоящего, продолжать настаивать на иной картине реальности — той, которая нравится маме или папе.

Как себя вести

Разумеется, можно и нужно побуждать ребенка пробовать новое, пытаться справиться со страхом. Но важно обсуждать это: «Ты попробовал — и как это было? Что теперь думаешь? Ты рад или тебе все-таки не очень понравилось?» И если не получилось — подтвердить, что это совершенно нормально, помочь конструктивно переработать опыт — чтобы не возникало ужаса перед новыми, возможно, неудачными попытками.

Что делать с агрессией

Пока ребенок маленький и не умеет справляться с сильными чувствами, он может, например, обижаться на маму, обзываться, даже пытаться ударить. Некоторые мамы от такого поведения буквально впадают в шок, забывая, что малыш пока по‑другому не может. Но, по мере того как ребенок растет, он находит с помощью родителей новые способы снять напряжение, справиться с сильными переживаниями. Наша задача — учить распознавать эти чувства и выражать, подсказывать способы — потопать ногами, смять журнал, побить подушку.

По сути, мы учим постепенно двигаться к самому цивилизованному способу — говорить словами.

Хуже, если мама всерьез ужасается, плачет — ребенка это просто пугает, он видит, как от его слов или действий мама «разрушается», это может перерасти в аутоагрессию. Важно, что мама не только учит, но и делает это сама: наблюдая, как принято справляться с эмоциями в семье, ребенку гораздо проще это перенять и усвоить.

Как себя вести

Позволить ребенку иногда злиться, быть недовольным, обидевшимся или расстроенным — это его право. Побуждайте его обсуждать свое состояние, развивать запас слов для обозначения чувств и эмоций, вместе искать варианты действий и компромиссы. И сами ведите себя так же, а не уходите в молчание или обиды.

Опека или свобода

Донести свое мнение до подростка уже гораздо сложнее. А поводов для волнения много: неужели он не чувствует, что на улице холод, и зачем идет без куртки? Почему ест фастфуд или целый день ходит голодным, хотя можно уже догадаться, что от этого портятся желудок и кожа? Зачем хамит — ясно же, что мы сейчас поссоримся? Но все же дайте ему возможность самому разобраться, получить опыт и сделать выводы. Самое главное — пройти этот период с минимальными потерями для отношений. Не утверждайте, а предполагайте, на этом проще строить взаимодействие: «Может, ты голоден?»

Высказывайте свою позицию («Я считаю, что лучше сделать так…»), но одновременно помните о том, что перед вами почти взрослый человек.

Действовать без оговорок важно, если есть реальные опасения за его здоровье: например, депрессия, пищевые расстройства, наркотики — сферы, где нужна немедленная родительская реакция. Будьте внимательны к тому, что происходит с ребенком, фиксируйте резкие изменения, прислушивайтесь, вызывает ли у вас это тревогу.

Как себя вести

Постепенно давать все больше самостоятельности. Ограждая ребенка от любых последствий его поступков, мы ограждаем его от жизни, от возможности получать собственный опыт, делать выводы, адаптироваться к реальности. Но наша цель — научить ребенка обходиться без нас, так что придется дать ему возможность набивать собственные шишки.

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как . Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он , а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

С подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

30.11.2016

Снежана Иванова

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии.

Существует распространенное мнение о том, что дети легче переносят травмирующие события. Действительно, их психика довольно гибкая и потому редко подолгу зацикливается на переживаемом объекте. Однако, и маленький ребенок, особенно достигший пяти-семи лет, может страдать от депрессии. Причин для развития депрессии великое множество.

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии. Современный ритм жизни, наличие постоянных стрессов, напряженная обстановка в семье, где растет малыш – все это может существенно повлиять на его индивидуальное мировосприятие. Дошкольники нередко страдают боязнью темноты или страхом того, что родители перестанут их любить.

Несмотря на то, что депрессия может возникнуть у кого угодно, обычно для такого состояния нужны веские основания. Причины депрессии обычно бывают связаны с длительным напряжением внутри семьи, с разводом родителей или другими эмоциональными потрясениями. Часто симптомы депрессии у ребенка сильно тревожат заботливых маму и папу, они хотят помочь своему чаду обрести душевное равновесие. Каковы же могут быть явные причины формирования депрессии у ребенка? Попробуем разобраться!

Обстановка дома

Депрессия у детей может возникнуть в том случае, когда они неуютно чувствуют себя среди самых близких людей. В семье, где часто происходят ссоры, малыш чувствует себя лишним, нелюбимым и нежеланным. У него даже может возникнуть предположение, что родители жалеют о том, что он вообще появился на свет. Такого ребенка постоянно преследуют мысли о собственной ничтожности, и потребуется большая работа с психологом для того, чтобы изменить это убеждение. Домашняя обстановка прямым образом влияет на способность воспринимать происходящие события. Если ребенку не уделяется достаточно внимания, любви и ласки, то до формирования депрессии остается недалеко.

Подростковый период

Если сопутствует времени ярко выраженного пубертата, то ее часто принимают за норму. Дело в том, что возрастной период от тринадцати до шестнадцати лет характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, скованностью или, напротив, агрессивностью. В это время внимание ребенка целиком приковано к собственным чувствам. Он может чувствовать себя несчастным уже потому, что чем-то отличается от сверстников. Молодой человек или девушка подвергают тщательному анализу все, что происходит. Так появляется потребность отыскать свою собственную правду. Проблемы, которые волнуют подростков, взрослым кажутся надуманными и несущественными. Может быть, это происходит потому, что взрослые забыли, как сами переживали кризис подросткового периода? Депрессия – частый спутник тех ребят, у кого нет друзей, кого никто не понимает.

Смена места учебы

Другой причиной формирования депрессии нередко становится смена места учебы. Если родители внезапно продают квартиру и переезжают в другой город, то ребенок вынужден последовать за ними. Часто несовершеннолетнего никто и не спрашивает, хочет ли он оставлять школу, друзей. Ему волею судьбы приходится менять привычный круг общения. Просто так складываются обстоятельства, и именно они определяют дальнейшие действия родителей. Подстраиваясь под изменившиеся условия, ребенок чувствует себя несчастным, и у него формируется депрессия. Лучше всего никогда не торопить события и дать ребенку закончить хотя бы учебный год. Срывание его посреди процесса нередко грозит более серьезными последствиями, чем сама депрессия.

Отношения со сверстниками

Когда ребенка не принимают в детском коллективе, это сильно ранит психику . В таком случае он может стать нервным, раздражительным, неуправляемым. Отношения со сверстниками имеют большое значение для каждого человека. В детском же возрасте любые неудачи кажутся непоправимой трагедией. Малыш может начать считать себя неудачником только потому, что не понимает, почему его отталкивает коллектив. Депрессия здесь выступает не причиной, а способом самому разобраться в сложившейся ситуации.

Проблемы с обучением

Довольно распространенной причиной депрессии у ребенка могут быть трудности с освоением тех или иных школьных предметов. Когда что-то не получается долгое время, охватывает отчаяние, пропадает желание действовать и воплощать в жизнь свои сокровенные мечты. Ребенок, который по каким-то причинам плохо усваивает изучаемый материал, чувствует себя изгоем среди сверстников. У него резко падает самооценка, он начинает вести себя не самым лучшим образом. Проблемы с обучением вполне могут явиться причиной затяжной депрессии. Особенно тогда, когда ребенок не рассказывает о возникших сложностях родителям, а предпочитает держать все в себе.

Депрессию сложно не заметить. Она настолько явственно выражает себя, что окружающие обязательно заподозрят неладное. Симптомы депрессии обычно четко видны близким того человека, который от нее страдает. Сами симптомы указывают на необходимость задуматься о том, что происходит с ребенком и как ему можно помочь. Причины у депрессии могут быть разными, но проявления примерно одинаковые. Причем, это касается как детей, так и взрослых.

Сниженный фон настроения

Ребенка, пребывающего в депрессии, невозможно ничем развеселить. Глядя на него, создается впечатление, что он полностью сосредоточен на своем внутреннем мире. Нередко он уединяется от других детей и не реагирует на внешние раздражители. Излишне печальный, замкнутый ребенок должен привлечь внимание воспитателей и учителей, однако на деле это происходит не всегда. Постоянная подавленность является главным симптомом депрессии. Взрослым необходимо быть предельно внимательными к тому, что происходит с детьми. Не допускайте, чтобы ребенок страдал. Сниженный фон настроения проявляется в ярком нежелании действовать. Ребенок становится вялым, апатичным, отказывается взаимодействовать с другими детьми. Он может стать раздражительным и даже агрессивным, сильно замкнуться в себе. Любимые игрушки перестают доставлять удовольствие, ему все чаще кажется, что он никому не нужен.

Нарушения сна и аппетита

Если ребенок плохо ест, отказывается даже от любимых лакомств, этот симптом указывает на наличие какого-то неблагополучия внутри психики. Нарушения сна может свидетельствовать о тревожном расстройстве. Обычно в этот момент ребенок становится более плаксивым и апатичным, его преследуют различные страхи. Привычные действия теперь могут вызывать у него опасения. Не всегда взрослые столь внимательны к ребенку, не всегда могут сразу определить причину изменившегося поведения. Явным симптомом депрессии является снижение аппетита до такой степени, что приходится кормить малыша чуть ли не насильно. Если дошкольник боится спать один в своей комнате, это тоже говорит о расстройстве.

Внезапное изменение веса

Если ребенок резко худеет или, напротив, набирает вес – это симптом неблагополучия в его организме. Иногда такие проявления могут указывать на снижение иммунитета. Однако в ряде случаев у ребенка действительно происходит развитие депрессии. Любое резкое колебание веса в той или иной степени связано с психологическими причинами. Обычно стойкое депрессивное состояние развивается у ребенка на фоне пережитого сильного потрясения. Его могут мучить головные боли, а по ночам сниться кошмары.

Физические недомогания

Если ребенок часто болеет, родителям стоит призадуматься. Даже банальная простуда не может появляться просто так, без видимых на то оснований. Можно оправдывать собственное бездействие слабым иммунитетом ребенка, однако, даже в этом случае с проблемой необходимо работать: укреплять малыша физически, прибегать к закаливанию, нормализовать правильное питание. Физические недомогания, появляющиеся постоянно, могут свидетельствовать о депрессии. Оставайтесь внимательными к своему ребенку, не допускайте, чтобы он жил в собственных страхах. Детскую психику достаточно легко травмировать, а вот исправлять последствия становится значительно труднее.

Лечение депрессии у детей

Депрессия у детей – это серьезный повод для беспокойства. Здесь не обойтись обычным лечением, как в случае с физическими болезнями. Необходимо подключить душевное тепло и искреннюю заботу. Все-таки ребенок должен жить как можно более беззаботно и радоваться жизни. Неправильно, когда малыш слишком часто грустит или излишне погружен в себя. Лечение целесообразно начинать после того, как все симптомы подтвердятся. Родительское сердце всегда подскажет, как правильно поступить. Ниже изложены действенные рекомендации, которые помогут ребенку справиться с расстройством.

Консультация психолога

Лечение этого проявления неблагополучия лучше проводить с консультации специалиста. Дело в том, что сами родители могут не знать и не понимать многих тонкостей в развитии малыша: время возрастных кризисов, особенностей их протекания и т.д. Психолог подскажет, как лучше выстраивать взаимодействие с ребенком, на что следует обратить пристальное внимание. Как правило, дети после визита к психологу становятся уравновешеннее, начинают смотреть на мир более позитивно.

Медикаментозная помощь

Она может понадобиться в том случае, когда требуется более серьезное лечение, и процесс стал выходить из-под контроля. Медикаментозное лечение должно осуществляться только по показаниям врача. Самостоятельное назначение может привести к необратимым последствиям. Здесь недопустимы эксперименты над ребенком, так как это может повлиять на его дальнейшее физическое и психическое здоровье. К медикаментозной помощи, как правило, прибегают в самую последнюю очередь, когда уже испробованы все другие методы воздействия.

Арт-терапия

Этот метод хорошо зарекомендовал себя в психотерапии. Лечение будет весьма эффективным, если позволить ребенку сполна выразить свои чувства на бумаге. Как правило, трудностей в проведении этот вариант не вызывает, обычно дети не отказываются что-то нарисовать по просьбе взрослого. Арт-терапия – прекрасный способ избавиться от навязчивых страхов, сомнений и патологических состояний. С помощью цветных карандашей и листа бумаги ребенок сможет освободиться от тревожащих его образов, которые до этого жили в голове. Стоит помнить о том, что депрессия у детей появляется вследствие неправильного отношения взрослого. Когда ребенку не хватает внимания и любви, он учится добиваться желаемого разными способами. Арт-терапия способна обнаружить многие скрытые факторы, которые долгое время не замечаются родителями.

Благополучные условия

Чтобы избавить ребенка от депрессии, нужно, прежде всего, создать дома соответствующую обстановку. Малыш должен чувствовать себя защищенным от всего на свете. Хорошо, если у вашего сына или дочери будет иметься собственное пространство. Личная комната позволяет определить индивидуальные границы, дать малышу чувство благополучия. Также малыш обязательно должен чувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть на самом деле. Это большая редкость, поскольку очень многие люди стремятся «переделать» своих родственников. Лучшим лечением станет спокойная умиротворяющая атмосфера. Идеальным вариантом будет смена привычной обстановки на время. Если позволяют денежные средства, можно куда-то отправиться вместе с ребенком: в санаторий, лагерь, в путешествие или курорт. Вы сами и ребенок получите массу положительных впечатлений.

Таким образом, депрессия у детей – это состояние, которое в обязательном порядке нуждается в коррекции. Лечение должно быть основано на любви и всецелом принятии, только тогда от него будет действительно ощутимая польза.

Фото: Anatoliy Samara/Rusmediabank.ru

Наверняка вы много слышали про детскую ревность, когда в доме появляется новый член семьи.

«Нас это точно не коснется, ведь старший малыш такая послушная умница!» – думает большинство. Однако жизнь неустанно доказывает обратное: маленькое солнышко нередко превращается в страшного эгоиста, плаксу и агрессора, когда становится . Что за метаморфозы происходят с единственным до поры ребенком и как себя вести родителям?

Почему малыш чувствует себя ненужным

Казалось бы, чем может быть недоволен старший ребенок, ведь на свет появился долгожданный братик или сестричка, которого он очень ждал. Не спешите обвинять чадо в чрезмерной зацикленности на своей персоне. Давайте лучше разберемся в его чувствах.

Главное, что нужно усвоить родителям: ваш старший испытывает огромный стресс из-за потери полного внимания мамы и папы. Еще бы: раньше вы вместе читали книжки, гуляли, играли, баловались, жили по своему режиму. А с пополнением в семействе привычный маленький мир малыша рухнул без права на восстановление. Да еще и для родителей вчерашний кроха становится «уже большим», а вместо внимания близких людей его просят не мешаться под ногами. Или,хуже того, отправляют в «ссылку» к бабушке и дедушке или в детский сад. Естественно, ребенок чувствует себя брошенным, ненужным, борющимся за родительскую любовь, которая теперь достается «конкуренту».

Разумеется, уделять внимание как раньше, уже не получится. Но в ваших силах помочь малышу адаптироваться к новым условиям жизни и воспринимать нового члена семьи не как врага.

Как выстроить отношения со старшим ребенком по-новому

Находите время для общения

Как бы плохо ни вел себя старший, не нужно срываться на него по пустякам. Демонстрируйте ребенку свою любовь при помощи поцелуев, объятий, ласки. Будьте внимательны к его чувствам и эмоциям: если малыш расстроен или грустит, уделите ему толику родительского внимания. Находите время, чтобы делать вместе привычные вещи: читайте, рисуйте, лепите из пластилина.

Будьте готовы к агрессии

Может проявляться в непослушании, истериках и даже действиях. Поэтому будьте максимально внимательны к действиям малыша. Но ни в коем случае не кричите и не занимайтесь рукоприкладством, когда тот обидит младшего. Поговорите по душам с ребенком, выясните, что его разозлило, и попросите больше так не делать. Возможно, одной беседой не обойтись, поэтому запаситесь терпением.

Уважайте личное пространство ребенка

Если старший не желает, чтобы братик или сестренка проникали на его территорию, а тем более трогали его вещи, не допускайте этого. Лучшим решением станет взять младшенького на руки и растолковать ему, что хозяином здесь уже является его старший братик/сестричка. Такой разговор будет полезен обоим деткам: младшего будет учить коммуникациям с окружающим миром, а другому даст понять, что вы все так же хлопочете и заботитесь о нем.

Не нагружайте ребенка заботой о младшем

Дайте старшенькому свыкнуться с новой ролью: ему позволительно отказываться от ухода за малышом, если он этого не хочет. Разумеется, если ребенок проявит инициативу, скажем, помочь при купании или на прогулке, не отказывайте ему в этом порыве. Главное - чтобы он испытывал от этого удовольствие, а не выполнял ваши просьбы из-под палки.

Соблюдайте семейные традиции

Под традициями здесь понимаются все те действия, к регулярности которых старший малыш привык и ждет их. Скажем, перед сном, прогулки в парке по выходным, поход к бабушке в гости среди недели, вечерний кефир или купание перед сном. Ребенок убедится на опыте, что появление нового члена семьи никак не влияет на привычные радости, и быстрее адаптируется к новым условиям.

Никогда не сравнивайте детей между собой

Даже если различия очевидны, никогда не занимайтесь подобными вещами. Исключите из своего лексикона фразы «братик умнее тебя», «сестренка гораздо послушнее, чем ты» и т.п. Вы ведь не хотите разжечь костер ненависти или превосходства в душе старшего ребенка по отношению к маленькому человечку? По той же причине избегайте называть младшего ласковыми словами, «собственником» которых является другой ребенок. Пусть старший остается «солнышком», а для другого ребенка можно придумать что-нибудь другое.

Для ребенка самое худшее наказание, когда его лишают и ласки. Особенно если раньше он получал их с лихвой. Помогите малышу, который в одночасье стал старшим братом или сестрой, справиться с этой новой ролью и всей душой полюбить младшего члена семьи. Ребенок пока еще не может сделать это самостоятельно и обдуманно, зато может отчаянно бороться за внимание к своей персоне. Не превращайте семью в поле боя: только родители могут сделать семью еще крепче.