Использование сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками. «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми младшего возраста.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь.Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода.

По мнению Ш.А.Амонашвили, например «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю

и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями.

Основная часть

Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

«Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

В своей работе я использую сказочную тематику. Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами – новаторами.

Приведу примеры приемов, которые я использую на практике.

1. Моделирование сказочного сюжета.

Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним.

1 вариант «Символизация»

Рассказывая сказку, стараюсь сопровождать повествование условными картинками – символами.

2 вариант « Карты Проппа»

Замечательный фольклорист. В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20.Они используются в работе с детьми при составлении сказок.

Целесообразность карт состоит в том, что они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

«Подготовительные игры»

а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках

различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить

самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть

как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова,

несущие основную смысловую нагрузку.

в) «Что в дороге пригодится?»

(скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький

цветочек, меч – кладенец)

г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер

персонажа, в чем это отражается?

д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ

различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и

отличия между ними. Например, чем похожи сказки

«Теремок» и «Варежка».

ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют

попытку выявить позитивные и негативные черты характера

героев, оценить их деятельность.

з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом

два предложения, содержащие прямо противоположные

В своей работе я использую сочинение сказок.

Сказки наизнанку

Прием инверсии достаточно распространен в литературе.

1. «Свойства наоборот».

Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

2. « Все наоборот»

3. «Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

4. « ИЗ собственного опыта»

Сказки в заданном ключе

1. «Введение в названные сказки нового объекта».Например, «Колобок и воздушный шарик».

2. « Я - герой сказки»

3. «Смена места действия»

4. «Открытые сюжеты»

5. «Изменение сказочной развязки»

6. «Перевирание сказки»

7. «Анализ ситуаций и ресурсов»

8. «Фантастический анализ сказочных персонажей»

9. «Эмпатийное повествование»

10.«Ролевые диалоги»

11. «Цветные сказки»

Беседы с персонажами сказок

Игра – беседа становится особенно острой и интересной, если положительный герой выглядит непривлекательно, а отрицательный будет иметь нарядный вид.

Салат из сказок

1. «Объединение» «Красная шапочка» и «Мальчик- с- пальчик»

2. «Опорные слова»

Цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора.

3. «Добавление»

Фея, мачеха, горошина, принц, туфелька, тыква.

4. «Сказочный треугольник»

1 группа рисует доброго героя.

2 группа рисует сказочного персонажа.

3 группа рисует какой – либо пейзаж (лесной, городской)

5. «Сказочная путаница»

Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.

Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинить.

В мире много сказок,

грустных и смешных,

И прожить на свете нам

нельзя без них.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки воспитывают детей.

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Мир персонажей необычно разнообразен. Центральное место в сказке занимают положительные герои, персонажи первого ряда – герои – богатыри или «иронические удачники» (Иванушка – дурачок, Емеля – дурачок), наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством, в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

Во втором ряду располагаются помощники героя, без которых не обходится ни одна сказка. Это могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный ключик, шапка – невидимка, дубинка).

В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей Бессмертный, царские зятья).

Задача воспитания: помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить его сопереживать сказочным героям. Волшебные образы, рожденные сказкой, способствуют формированию у детей лучших качеств характера, прививают любовь к чтению и литературе. Сказка считается всегда милой и родной. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

В своей воспитательной работе я использую следующие игры:

1. «Сказочное лото»

2. «Решение сказочных задач»

Задача «Царь – девица»

Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем. Под тем кустом меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в 25 пудов, боевая палица в 150 пудов. Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?

Задача «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду 3 головы.

Сколько голов осталось у чуда - юда? Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем срубил Иван?

Конкурс «Доска объявлений»

1.Нужен золотой инкубатор для золотых яиц.

2.Куплю кольчугу трехворотниковую последнего размера.

3.Утеряна вставная челюсть, нашедшего прошу срочно вернуть. Озолочу!

«Сказочный словарь»

Придумайте новое небывалое слово и по возможности забавно объясните его, нарисуйте то, что обозначает это слово.

Задание феи:

Цветик – семицветик

Меч – кладенец

Ковер – самолет

Сапоги – скороходы

Одолень – трава

Палочка – выручалочка

Шапка – невидимка

Гусли – самогуды

Жилище Бабы – Яги – избушка

Давайте сами попробуем сочинить сказку:

Сказка про …

Шел________ . По дороге он нашел ___________, взял и понес царю. Пришел _______во дворец. Кругом слуги царские с топорами, да копьями. Испугался ________, хотел было______, как вдруг_________ из – за _________ выскочил_________ и давай_________. Поблагодарил царь умного _________ и он отправился домой.

Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки. На вопрос, любят ли дети сказки, дети отвечают утвердительно, но почему сказки называют сказками, да народными, отвечают не все. Вот почему необходима тесная связь с библиотекарем. Я знакомлю детей с понятием «сказка» и признаками, отличающими сказку от рассказа, повести.

Элемент сравнения очень удобен.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе, всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых закщитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, воображение, формирует эстетические чувства.

Например, рассказываю русскую народную сказку «Лиса и волк».

После задаю вопросы:

Понравилась ли вам сказка?

Что запомнилось? В чем основной смысл сказки?

Какой в сказке изображена лиса?

А каким изображен волк?

Какими они показаны в других сказках?

Сказка является прекрасным искусством звучащего слова. Раскрываю особенности языка сказки, например:

1.Как начинается сказка?

2.Надите выражения, которые встречали в других сказках.

Объясните, что означают выражения:

ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво)

долго ли, коротко ли(неизвестно когда)

пир на весь мир (обильное, веселое угощение)

3.Найдите повторы близких по смыслу слов

(жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

4.Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок

трава (шелковая)

лес (дремучий)

народ (честный)

молодец (добрый)

ведьма (злая)

5.Замените выражения оборотами из сказок:

быстро (во весь дух)

никуда не отходит (ни на шаг)

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказок. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Например, по сказке «Заячья избушка» я провожу следующую беседу:

Кто герои этой сказки?

Кто и из какого материала построил себе дом?

Чей дом красивее, а чей прочнее?

Что случилось весной с домом лисы?

Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?

Что задумала лиса и как она стала себя вести?

К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?

Кто помог зайцу и что он придумал?

Что же сделала лиса?

Почему зайка пустил лису в дом?

Чем отплатила лиса за гостеприимство?

Почему слабый петушок не побоялся лисы?

Какую мысль проводит эта сказка?

Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде.

Он живет по пословице « Своя рубашка ближе к телу» С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Только настоящий друг выручит в беде.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки и фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Схема построения сказки о животных

1.Герои- звери, птицы, насекомые, домашние животные.

2. Сюжет действия строится, как цепочка событий.

3.Троекратное повторение встреч.

4.Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.

5.Усиление героев от встречи к встрече.

В работе использую драматизацию сказки. Драматизация сказок, как правило, нравится детям, они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не очень затрудняет.

Сказки помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями незадачливого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей.

Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

Список литературы

1.Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.

2.Изотова В.А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа».Начальная школа № 5, 2000.,с.20-25.

3.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция».М.: Просвещение, 1994.

4.Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.

5.Львова М.Е. « Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12, 2001.

7.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».Ярославль «Академия развития», 1997.

8.Пузанова Б.П. «Коррекционная педагогика», М.: Асадема, 1999.

9.Синицына Е. «Умные сказки», М.:1998.

10.Щербинина Г.К. «Сказка как средство воспитания».Журнал «Начальная школа», № 3,

детский страх сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

Научиться тому, как учить;

Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сказкотерапия -- это целенаправленное использование сказок в психологической, пси-хокоррекционной, психотерапевтической работе.

Существует несколько направлений сказкотерапии:

1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений

3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.

Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

- проективное диагностическое рисование;

- спонтанное рисование.

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки - это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Пример

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации - это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Пример

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Пример

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...»

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2-3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Пример

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина...» Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.