Свадебные приметы, которые до сих пор «работают». Свадебный кортеж

Приметы на проводы жениха и невесты

Провожая жениха из родительского дома, необходимо выполнить следующие обрядовые действия.

Поставьте в центре комнаты стол, накройте его совершенно новой скатертью, положите на стол целую буханку хлеба, поставьте рядом ведро или хотя бы банку с водой и небольшую солонку, зажгите громничную (сретенскую) свечу. Сначала благословите сына домашней иконой, затем заручитесь поддержкой своих предков. Для этого отец связывает руки сына рушником и трижды по часовой стрелке обводит его вокруг стола, вслед за ними идет мать с домашней иконой и громничной свечой. Затем отец и мать становятся перед порогом (с внутренней стороны жилища), берут в руки свадебный рушник, заворачивают в его концы по буханке непочатого хлеба, образуют из него арку и просят сына пройти под ней, не затронув головой, т.е. поклонившись порогу - месту древнего захоронения предков. При этом икону оставляют дома, а громничную свечу сват должен взять с собой в дорогу как один из надежных оберегов.

Провожая невесту, ее родители также должны выполнить соответствующие обрядовые действия.

Отец опоясывает свою дочь специальным свадебным рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке, подводит к порогу и передает в руки жениха. Затем в доме невесты повторяется тот же обряд, что и в доме жениха. Отец с матерью создают перед порогом арку из рушника, предварительно завернув в его концы две буханки круглого по форме хлеба. При этом мать должна стоять слева от входа, а отец справа. Теперь уже оба молодых проходят под аркой и кланяются порогу. В этот момент родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!».

Приметы, связанные со свадебным кортежем

Жених садится в первую машину, невеста - во вторую (она идет замуж, т.е. вслед за мужем).

Лучше всего украсить первую машину свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на общей подставке, внутри которых будут либо рюмки, символизирующие собой полную чару семейного счастья, либо маленькие колокольчики, звон которых отгоняет нечистую силу.

Избегайте экстравагантных современных украшений, например, таких, как резиновая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, якобы символизирующих собой лебединую верность между молодыми. Когда машины свадебного кортежа будут двигаться с большой скоростью, эти «лебеди» разлетятся в разные стороны, вот так по жизни пройдут и новобрачные, отворачиваясь друг от друга.

Как только дружины жениха и невесты рассядутся по машинам, отец и мать молодой выходят из дома и трижды по часовой стрелке обходят вокруг всего свадебного кортежа. Отецдержит в руках домашнюю икону, мать обсыпает кортеж зерном жита, что символизирует «замыкание» всех участников обряда в символический круг, который по всему ходу дальнейшего движения не должен разрываться ни при каких обстоятельствах, например, на перекрестке городских улиц, при выезде на главные магистрали города.

Запомните: статус свадебного кортежа целиком и полностью приравнивается к статусу похоронной процессии, поэтому всегда и везде найдите возможность уступить ему дорогу. Если посторонний человек, вклинивается в структуру свадебного кортежа, то тем самым нарушает его целостность, провоцируя скорое появление в жизни молодой пары чужого человека.

Подъезжать к дому невесты, к ЗАГСу, к храму и месту проведения самой свадьбы кортеж с молодыми должен только по направлению движения солнца (по часовой стрелке).

Маршрут свадебного кортежа должен совершаться по кругу и закончиться, откуда он и начался - в родительском доме невесты, даже если празднование будет проходить в столовой, кафе или ресторане.

Приметы на регистрацию брака

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, то перед регистрацией брака необходимо навестить кладбище, чтобы «заручиться» поддержкой и благословлением обоих родителей.

В день свадьбы невеста перед церковью раздает деньги бедным. Надо знать, что этим она избавляется от своих несчастий, которые обрушиваются на тех, кто взял эти деньги.

Родители и жениха, и невесты не должны присутствовать в ЗАГСе во время регистрации брака и в храме во время венчания. Замкнув в круг свадебный кортеж, они тем самым не имеют права разорвать его, чтобы сесть в одну из машин. Да и ритуального смысла их присутствия в храме тоже нет. Много лет тому назад их детей принесли в храм крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая и свадьбу, рядом с ними должны находиться именно крестные родители. А задача родных отца и матери - благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Если жена не переходит на фамилию своего мужа, она остается беззащитной в энергетическом плане, что порой приводит к ухудшению ее здоровья.

Во время регистрации брака молодые должны стоять на специальном рушнике, который по завершении обряда свидетели забирают с собой. Нельзя сходить с рушника (с символической дороги), даже для того, чтобы расписаться в журнале регистрации. Есть очень простой выход из этой ситуации: к столу подходят свидетели молодых, берут журнал, подносят его молодым и предлагают им расписаться. В этом случае соблюден этикет светского обряда и не нарушена святая заповедь древней традиции.

Жених должен переносить молодую на руках через мост, если тот окажется на пути свадебного кортежа, а также через порог родного дома.

Приметы на венчание

Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить – молодые будут жить хорошо.

Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной.

К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца – другой.

Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием.

Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править.

Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов.

Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной.

Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век.

Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли в ЗАГСе во время регистрации брака или венчались в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь.

Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба.

Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах.

Вся процессия, объединившись, едет в загс, а оттуда на место празднования, чаще всего в кафе или ресторан. На всех этих этапах гости рассаживаются по украшенным машинам, образуя свадебный кортеж. Приметы и суеверия нужно соблюдать, чтобы дорога совместной жизни была ровной и благополучной.

Несмотря на то, что раньше это была вереница телег и лошадей, а сейчас мощные автомобили составляют свадебный кортеж, приметы и суеверия по этому поводу не изменились.

Значение верований для молодоженов

Практически все аспекты жизни человека определялись религиозными верованиями. На основе представлений людей о богах и других сверхъестественных силах постепенно формировались приметы и суеверия, которые указывали, как в целом нужно жить, чтобы достичь счастья и достатка.

Особое внимание уделялось , поскольку она всегда считалась самым значимым событием в жизни. Кроме того, люди верили, что именно в день бракосочетания жених и невеста становятся особенно уязвимыми перед воздействием злых сил, а потому будущих молодоженов нужно защитить от неурядиц. Делалось это просто – соблюдались все традиции и суеверия, которые сложились к тому времени.

Постепенно вера в сверхъестественное начала ослабевать, и часть примет забылась или потеряла свою актуальность. Однако остались и такие поверья, которые применимы к жизни до сих пор, и люди все еще верят в закономерности, которые были замечены нашими предками.

Что касается свадебных примет, то чаще всего жених и невеста соблюдают их, поскольку бабушки и дедушки объясняли важность суеверий с детства, причем делали это настойчиво и в ярких красках. Другие пары просто хотят порадовать своих верующих родственников или не хотят им перечить. И лишь немногие по-настоящему осознают сакральный смысл примет.

Традиции передвижения

Свадебный кортеж – это вереница машин, украшенных свадебными аксессуарами, которая следует по следующему маршруту: дом жениха, дом невесты, загс, фотосессия и ресторан. Раньше эту роль играл свадебный поезд, состоящий из телег и запряженных лошадей, который начинал путь от дома виновника торжества, после чего следовал к невесте и в церковь.

Как правило, все автомобили в кортеже украшаются воздушными шарами, лентами, свадебными фигурками и прочими деталями, но первая машина, согласно поверью, должна быть оформлена по-особому. На крыше желательно закрепить фигурку двух обручальных колец, а внутри них поместить рюмки (чтобы дом был полной чашей) или звенящие колокольчики (чтобы отпугнуть злые силы).

Чем не стоит декорировать машины в кортеже, так это резиновыми украшениями. Считается, что неживые фигурки могут навлечь беду на первенца молодоженов. Кроме того, не стоит использовать для декора кортежа пару лебедей в любых их проявлениях – согласно поверью, если от фигурки отделится хотя бы маленький кусочек на ветру, то и жизнь молодоженов будет ветреной.

Существуют следующие приметы о свадебном кортеже, которые действуют, начиная от дома невесты и заканчивая загсом.

  1. Жениху, который ведет свою любимую к машине, нельзя оглядываться назад, иначе в супружеской жизни он будет жалеть о решении жениться.
  2. После того как невеста вышла из отчего дома к автомобилю, за ней нужно хотя бы на скорую руку протереть полы. Считается, что этот символический жест поможет девушке влиться в семью жениха.
  3. Жених садится в первую машину вереницы, как будущий глава семьи, а невеста – во вторую. Это символизирует то, что отныне девушка будет за мужем, то есть замужем.
  4. После того как все расселись по автомобилям, на первый план выходят родители невесты. Отец должен нести икону, благословляя кортеж, а мать должна посыпать машины зерном. Считается, что такой жест объединяет участников процессии, и их судьбы переплетаются, обеспечивая дружественные отношения.
  5. Кортеж должен быть единым целым, машины следуют друг за другом в одном и том же порядке. Если же в вереницу свадебных автомобилей вклинится посторонний, это сулит появление «третьего лишнего» в семье молодоженов.
  6. Куда бы ни подъезжал кортеж – к дому невесты, к загсу или ресторану, он должен двигаться по часовой стрелке вокруг здания, пока каждому автомобилю не найдется место для парковки.
  7. Если по дороге до загса кортежу встречается похоронная процессия, нужно поехать другой дорогой, чтобы не привлечь к молодоженам несчастья.
  8. Обычно кортеж разъезжается после того, как доставит гостей в ресторан, однако по поверью он должен закончить маршрут там же, где и начал, то есть у дома жениха.

Есть и несколько примет, которые начинают действовать, когда уже законные молодожены выходят из загса. Считается, что после этого супруг должен пронести свою любимую до машины на руках.

Невеста – это самый уязвимый для злых сущностей человек на свадьбе , поскольку им не по нраву ее счастье, и она временно остается без покровителей отчего дома, поскольку покинула его.

Совет эксперта! По поверью, если жених несет девушку на руках, то скрывает ее от глаз злых духов. Этот же принцип заложен и в основу традиции, по которой муж должен пронести жену через порог общего дома на руках.

По пути из загса до ресторана дорога должна быть извилистой. Это нужно опять же, чтобы запутать злых духов и отвести их от следа молодоженов. Для этого же в некоторых европейских странах к заднему бамперу машины молодоженов привязывают пустые жестяные банки, которые своим звоном об асфальт отпугивают недоброжелательных сущностей. Для закрепления результата машина молодоженов должна громко и протяжно посигналить, когда они подъедут к месту празднования бракосочетания.

Существует еще одна примета, которая стоит особняком, поскольку она не относится ни к невесте, ни к жениху, ни вообще к кому-либо из участников церемонии. По народному поверью, если незамужняя девушка случайно увидит свадебный кортеж, двигающийся по улице, то нужно встать на левую ногу и едва заметно попрыгать на ней. Считается, что в этом случае девушку в скором времени ожидает собственная свадьба, ведущая к счастливой семейной жизни.

Поверия по пути следования молодых

Со свадебным кортежем связано так много примет, поскольку он символизирует путь юноши и девушки в совместную жизнь. Сначала они садятся по разным машинам в качестве жениха и невесты, а затем уже объединяются в одном автомобиле в законном статусе супругов, и при этом на всем пути их сопровождают самые близкие люди.

Свадебный кортеж позволяет сделать молодоженам первые совместные шаги в семейную жизнь. По этой причине некоторые считают, что быт супругов будет аналогичен с тем, как проехали по улицам украшенные автомобили. Если они не встретили препятствий (не считая светофоров) и сохранили свой строй на всем пути, то жизнь молодоженов будет гладкой и спокойной.

Резюме

Каждая пара должна решить для себя, в какие приметы она верит, а какие кажутся нелепыми, чтобы впоследствии во время семейных ссор, которые практически неизбежны, не звучали фразы вроде «А помнишь, в наш кортеж вклинился посторонний?». Если хотя бы один из будущих молодоженов суеверен, то лучше охватить вниманием все приметы, тем более в них нет ничего сложного. Нужно только подобрать подходящие украшения, запомнить порядок пути и пошуметь в дороге.

На Руси издавна свадебному кортежу всегда уделялось большое внимание. Во все времена кортеж был не только средством передвижения молодых к месту свадьбы, но и выполнял другую задачу — показать молодым город, а городу — красоту и богатство молодых. Кроме того, до сих пор считается, что богатство свадьбы, а следовательно, и молодоженов, оценивается по внешнему виду кортежа — чем красивее и пышнее составляющие его автомобили, тем богаче будет молодая семья. Чем же больше количество машин в кортеже, тем счастливее будет семейная жизнь молодых. В наше время, как правило, составлением свадебного поезда занимаются родители — они подыскивают несколько дорогих красивых автомобилей. Возможно подрядить на перевоз родственников или друзей, а если такая возможность отсутствует — то свои услуги могут предложить специализированные организации, у которых в наличии есть самые модные для торжеств автомобили — например, длинные лимузины или «хаммеры», которые являются редкостью для наших улиц. Особым шиком на свадьбах является старинный автомобиль. Конечно же, все автомобили кортежа украшаются праздничной атрибутикой, которую можно либо изготовить своими руками, либо заказать в специализированных салонах.

С древних времен сложилось мнение, что семейному счастью молодоженов может воспрепятствовать нечистая сила, которая сосредотачивалась на их пути. Именно поэтому свадебный кортеж — это не только транспорт, но и своего рода оберег от злых сил. Еще в семнадцатом веке на свадебные повозки, заряженные тройками лошадей старались прикреплять как можно больше бубенцов и колокольчиков, которые создавали звон и шум, способный отогнать нечистых духов от молодых, а также известить об очередном праздничном событии - создании новой семьи. Кроме этого, головной экипаж, в котором должны ехать молодожены, тщательно осматривали — это производилось для исключения возможности нахождения в нем всякого рода предметов, через которые можно было навести порчу.

В свадебный поезд, как правило, подбирают автомобили в светлых тонах. Подготовленный свадебный кортеж, традиционно, едет к дому жениха, а после этого вместе с ним, свидетелем и друзьями направляется за невестой.

Лучшее украшение для головной машины свадебного кортежа — это пара больших колец, лучше всего металлических, которые крепятся на подставке. Внутри колец прикрепляются колокольчики, а сама машина украшается также воздушными шарами, цветными лентами и различными цветами, причем лучше — красными и белыми. Сегодня же колокольчики не так-то легко услышать в шуме автомобильного потока, поэтому оберегами могут считаться сигналы автомобилей, составляющих кортеж.

Стоит заметить, что, оформляя кортеж, лучше избегать таких современных украшений как пластиковые куклы (по народным приметам это может быть причиной рождения у молодой семьи неживого первенца), или пара голубей, которые символизируют верность (от воздушного потока они могут разлететься в разные стороны, считается, как потом по жизни пойдут и новобрачные, не глядя друг на друга). Также есть западная традиция цеплять сзади автомобиля пустые консервные банки — лучше ей не следовать, поскольку это может поспособствовать в будущем пустоте в отношениях.

Отправка кортежа к дому невесты обычно проходила с особыми мерами предосторожности. Машин в кортеже должно было быть не менее трех, но при этом обязательно нечетное количество. Считалось, что лучше ехать к дому невесты не прямо, а по объездной дороге, чтобы злые силы, поджидающие молодого на пути к дому суженой остались ни с чем.

После того, как закончится выкуп невесты, гости рассаживаются по машинам. В машину невесты садятся вместе с ней свидетельница, сваты или крестные родители молодой, а в машину к жениху — шафер и сваты или крестные со стороны жениха. В остальные машины усаживаются гости и тамада, если он присутствовал при выкупе невесты. После того, как все займут свои места в машинах, по традиции родители невесты должны три раза по солнцу обойти вокруг всех машин кортежа. При этом у отца в руках домашняя икона, а мать обсыпает автомобили пшеничным зерном. Этими действиями родители как бы замыкают символический круг, в котором находятся все участники свадебного обряда. Этот круг при дальнейшем движении ни при каких обстоятельствах не должен быть разорван. Поэтому заранее согласуйте с водителями, что они не должны отрываться от кортежа, и проезжали встречающиеся перекрестки все вместе.

Также принято иногда обносить свадебный поезд полным ведром воды. Этой водой затем обмывают колёса головного автомобиля. Это считается символом того, что молодожены «умирают» как «парень» и «девушка», и приобретают новый статус — «муж и жена». Этот обряд «смывает» следы жизни до свадьбы, а в храме рождается новая семья.

Запомните: свадебный кортеж неприкасаем на протяжении всего пути. Всегда и везде нужно найти возможность уступить дорогу молодым. Когда кто-то посторонний нарушает целостность свадебного поезда, он провоцирует скорый разлад пары, появление в жизни молодоженов постороннего. Поэтому ни в коем случае не позволяйте никому разорвать кортеж.

Родители молодых не могут находиться в свадебном кортеже, так как замкнув круг, они остаются вне его. Поэтому в храме или, по более поздним традициям, в ЗАГСе их присутствие также не обязательно. Рядом с молодыми могут находиться крестные родители, а как много лет назад именно они принесли будущих жениха и невесту в храм. И с тех пор они должны находиться рядом с молодоженами во время всех обрядов, в том числе, и во время венчания.

Родители же молодых должны благословить своих детей в новую жизнь, а после проведения брачной церемонии встретить их возле порога своего дома.

Если же родители невесты разведены или кто-то из них овдовел, ритуальные действия выполняли посажёные родители.

стоит помнить, что кортеж с молодыми должен подъезжать к дому невесты, храму, ЗАГСу или банкетному залу только с востока на запад, то есть по движению солнца.

По пути движения кортежа можно встретить перегораживающую путь жердь или веревку. Не пугайтесь — это добрая примета. Издавна на Руси было принято останавливать свадебный кортеж с целью получить выкуп за дорогу. (На Могилевщине эта традиция имела название «кидать зайца») Проезд без выкупа считался бесчестным для жениха, и по поверьям, приносил неудачу. В наше время перегородившие дорогу, как правило, не только требуют выкуп, но и поздравляют молодую пару. Со старых времен традиционно жених и свидетель уплачивают выкуп вином или водкой, а так же конфетами. Размер же выкупа поределяется теми, кто его требует, и может измениться от умения сторон торговаться. Как правило, если в кортеже едет тамада, то выкуп проходит гораздо веселее. Когда выкуп закончен, молодых еще раз поздравляют с шутками и прибаутками, и кортеж продолжает движение.

После венчания свадебная колонна обычно заворачивала на кладбище. Считалось, что посетив могилы предков, можно их обрадовать, известить о том, что их род продолжается. После Великой Отечественной войны эта традиция возобновилось с тем, что молодые возлагают букеты к Вечному огню, отдавая дань памяти бойцам, погибшим во имя того, чтобы молодые продолжали жить счастливо. Поэтому в Могилеве популярным местом для посещения молодоженами является Буйничское поле. Вечный огонь — символ единения поколений, прошлого и настоящего, символ уважения к предкам и их традициям.

Публикации раздела Традиции

7 секретов традиционной русской свадьбы

П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

Константин Маковский. Сваха. 1900-е

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

Николай Пимоненко. Сваты. 1882

Николай Пимоменко. Засватали. 1896

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли - прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
- Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
- Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Дружко богатеня,
Молодой торватина,
Откупи у нас местечко -
Мы не дорого просим,
Дешево отдаваем:
Сто рублей с полтиною,
С золотою гривною,
С чарой наливною.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

Куды Любочка глядела -
Полюбила Ванюшу-слюнтея.
ен красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах - танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

Не так давно мы с женой побывали на деревенской свадьбе. Для меня, сугубо городского жителя поездка в деревню была как путешествие в другой мир…

До места нам пришлось ехать 12 часов. По приезду, мне сразу бросилось в глаза, как тихо, размеренно идет там жизнь. Без спешки и суеты к которой я привык за 29 лет жизни в большом городе.

Правда исключением из этого правила была жизнь в доме невесты где мы жили. Там полным ходом шла подготовка к свадьбе.

Вообще свадьбы в деревне, обычно, играются осенью после уборочной или зимой. Летом на это просто нет времени. В полях полным ходом идет работа. Поэтому если у непосредственных участков процесса бракосочетания и найдется это время, то вот гостей зазвать будет проблематично. Почти все будут заняты.

Свадьба проходит по два дня: первый день организует сторона жениха, а другой сторона невесты.

Но если после свадьбы у родителей с одной из сторон (жениха или невесты) не осталось больше неженатых или незамужних детей, то на третий день участники свадебной процессии направляются к ним домой. Там они «забиваю кол». То есть на самом деле у этих счастливых родителей во дворе забивается кол, символизирующий, что они полностью выполнили свои обязанности и вывели в люди всех детей. Конечно же, все это опять сопровождается застольем и весельем.

Мы погостили у родственников несколько дней до свадьбы, помогая в ее подготовке и просто наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием осенней природы. За всем этим незаметно подошел и день свадьбы.

Выкуп невесты

Свадьба, как и везде, началась с выкупа. Никаких отличий от выкупа в городе я не заметил. Хотя, может быть, это произошло потому, что, большую часть выкупа готовила моя жена Вера. Ну и я ей немного помогал. А мы – люди городские. Поэтому и сделали все так, как это происходит у нас в городе.

Жених как то очень быстро прошел все испытания, почти ни разу не ошибившись. У нас всех возникли смутные подозрения, а не невеста ли выдала ему все наши замыслы. Но даже если и так, то что теперь поделаешь. Любовь!

После выкупа и небольшого фуршета пришла пора выходить из дома и отправляться в ЗАГС. Но это не так то просто было сделать. По местной традиции жених, невеста и их свидетели должны были выйти из дома цепочкой, взявшись друг с другом за руки через платочки. Это делается для того, чтобы нечистой силе не пришло в голову сглазить жениха и невесту по дороге в ЗАГС.

А так как от выхода их отделяла длинная череда узких коридоров с извилистыми поворотами, то эта задача представлялась не такой уж и легкой. Но все участники этого действа с блеском справились со своей задачей. «Вагоны» импровизированного паровозика вышли из дома без происшествий и направились к приготовленному свадебному кортежу. За ними последовали и остальные гости.

Регистрация брака в ЗАГС

Когда все расселись по автомобилям, свадебная процессия отправилась в районный центр на регистрацию брака в ЗАГС, время которой уже подходило.

Так как станица, где расположен районный центр, была относительно небольшая, то ЗАГС там совместили с местным кинотеатром. И регистрация браков, соответственно, происходит в фойе этого кинотеатра.

Но сделано это не так давно. Раньше на регистрацию браков не ездили в районный центр, а проводили ее прямо в деревне на сцене местного клуба. Говорят, что посмотреть на это собиралась вся деревня. А сейчас местные бабушки страдают от того, что не видят, как регистрируются браки их односельчан.

Сама процедура регистрации почти ничем не отличалась от таковой в нашем городе. Единственным отличием было то, что свадебная процессия не вся сразу вошла в зал регистрации. Сначала вошли гости, и встали вдоль стен, образовав, таким образом, коридор. А уже потом, по этому коридору в зал торжественно вошли жених и невеста под громкие аплодисменты и марш Мендельсона. Это, конечно, было несколько не обычно. А еще не обычнее было то, что жених и невеста тоже встали к стене в нашем ряду, и простояли там всю церемонию. Поэтому приходилось высовываться из ряда гостей, чтобы увидеть жениха и невесту и сделать фотографии.

Еще немного покоробило то, что в конце церемонии регистрации брак ведущая попросила жениха назвать ФИО его жены. Он назвал, используя ее навою фамилию. Тут ведущая и говорит: «Новый человек родился. Поприветствуем его!». У меня сложилось такое впечатление, что мы присутствовали не на свадьбе, а во время родов.

Поздравив по очереди молодую семью по окончании церемонии, гости потянулись к выходу из ЗАГС. Сфотографировавшись у памятника Ленину и погуляв немного в парке, свадебная процессия разместилась в автомобилях, и двинулась в путь.

Но ни тут то было. Какие то предприимчивые «господа» перекрыли дорогу, устроив так называемый «перетяг» (местная свадебная традиция, когда соседи новобрачных и просто незнакомые люди перегораживают дорогу свадебному кортежу, требуя выкуп). Успокоились они, только получив выпить, и закусить.

Интересно, что в течение всего времени, пока мы находились у перетяга, за нами стояло и все движение на дороге. Но никто не сигналил, и не проявлял беспокойство. Видно в этом месте перетяги обычное дело и все уже давно привыкли.

После обретения местными страждущими столь вожделенного для них напитка свадебный кортеж сделав два круга вокруг местной церкви, находящейся неподалеку от ЗАГС, символизируя тем самым два свадебных кольца, отправился к еще одной местной достопримечательности – березовой роще. Там получаются очень красивые фотографии. Поэтому все молодожены стараются посетить это место во время своей свадебной прогулки.

Но на этот раз «вредный» оператор–фотограф не пустил нас вместе с молодоженами в рощу, взяв с собой только свидетелей. Поэтому то, что он делал с молодоженам осталось в роще для всех нас тогда осталось загадкой. Правда, впоследствии я посмотрел видеозапись этого уединения. Оператор в роще устроил форменный допрос молодоженов: когда и как познакомились, что подумали друг о друге и так далее. Хоть новобрачные и сильно смущались, но получилось все равно довольно познавательно и интересно. Тем более, что все это действо было обставлено на видео различными спецэффектами.

После того как молодые вышли к теряющим терпенье гостям, свадебная процессия отправилась к дому жених на проведение обряда «хлеб-соль». Не долгая свадебная прогулка была завешена. В деревне особенно не разгуляешься – не много примечательных мест.

На подъезде к дому жениха наш кортеж вновь был остановлен – соседи жениха соорудили «перетяг», перекрыв дорогу сразу в двух местах. Немного поторговавшись и получив причитающийся выкуп, они удалились восвояси, пожелав молодым счастья.

Обряд "Хлеб-соль"

Далее все переместились к дому жениха, где его родители встретили молодых «хлебом-солью». Правда произошло это так стремительно, что когда мы подъехали к дому жениха (наша машина была последней в кортеже) все уже завершилось.

Но самое интересное, как оказалось, нас ждало еще впереди. Когда все гости вслед за новобрачными пошли ко входу в дом жениха, из двери высунулась его мать и со всего маху кинула в толпу горсть монет и конфет (у ЗАГС обсыпание не производилось). Как она никому глаз не выбила, непонятно: моей жене конфета попал прямо в лоб. Пострадали и еще несколько человек. Просто мать жениха с непривычки не рассчитала силу. Последующие броски были более удачны.

Свадебный банкет - день первый

После небольшого фуршета свадебный кортеж направился к месту проведения свадебного банкета. А время было между тем, всего первый час дня. Так как у нас в городе свадебный банкет начинается обычно в 17 часов, то я был несколько озадачен таким ранним началом празднования. Неужели в деревенских людях настолько больше здоровья по сравнению с городскими, что свадебный банкет им требуется начинать настолько раньше?

Как впоследствии выяснилось, тут была своя особенность. В летнее время в деревне выгоняют коров в стадо. Пригоняют их назад примерно к семи часам вечера. Так вот в это время большинство гостей разошлось встречать своих коров, и зал опустел. Тут мне стала понятна такая ранняя причина начала свадебного банкета.

Здесь нужно сказать, что в деревне свадебные банкетные залы в дефиците. Поэтому гулять пришлось в сельской столовой и, что самое неприятное, готовить, мыть полы и посуду, подавать на стол нужно было самим организаторам свадьбы. Своей была и посуда.

По традиции, первый день организует и проводит сторона жениха, а второй день, соответственно, сторона невесты. Поэтому всю ночь перед свадьбой родственникам жениха пришлось готовить, и накрывать столы в столовой на всех гостей, которых к слову насчитывалось около 90 человек. Впрочем, всю ночь перед вторым днем этим же занимались и родственники невесты.

Кода все гости расселись за столы, и прозвучали первые поздравления, от тамады, пришло время гостей преподносить свои подарки. Причем организовал тамада это таким образом, что гости по очереди подходили к столу молодоженов, читали свои поздравления, и вручали подарки. Свидетельница при этом все записывала.

И все бы ничего, но гостей быдло 90 человек, в то время как маленькая сельская столовая была рассчитана человек на 50. Поэтому около жениха и невесты образовалось столпотворение. На робкие попытки гостей попросить тамаду изменить порядок вручения подарков так, чтобы сваты подходили к гостям поочередно с подносом на места, ни к чему не привели.

При этом тамада попался такой веселый, что все время раскручивал гостей на дополнительные подарки. Например, гости говорят, что дарят микроволновую печь. Тамада и говорит: а давайте добавим к этой микроволновой печи 100 КВт электроэнергии. Маша (т.е. свидетельница), записывай. Или говорят, что подарят корову. А давайте к корове подарим 100 кг сена. Маша, записывай.

В результате этого действа помимо других подарков, молодые стали богаче на 4 «микроволновки» и два электрических чайника. Так же им досталась неплохая сумма денег.

В конце дня, по традиции, невеста бросала свадебный букет, выстроившимся в шеренгу незамужним девушкам, присутствующим на свадьбе. Поймала его, младшая сестра невесты. Причем, она же поймала букет и на нашей свадьбе. Далее началось самое интересное. Стоявшая рядом с ней подружка, накинулась на нее и, оцарапав ей руку, выхватила этот букет. Потом, естественно, последовали, объятия и извинения. Мотивировала она свой поступок тем, что у нее весной должна состояться свадьба, и ей этот букет необходим.

Как я и говорил. Около 19 часов зал опустел. Почти все гости разошлись встречать своих коров. Но предстоял еще второй день свадьбы, как впоследствии оказалось, не менее интересный, чем первый. И готовить его предстояло нашей стороне...