Разработка индивидуальных духов. Как создать свои духи? Личный опыт Создать свой парфюм

Изготовление духов из эфирных масел своими руками – трудоемкое, но увлекательное занятие. Из различных ароматов можно сделать продукт с уникальным запахом или подобный известным брендам. А стоимость домашних духов будет в разы меньше покупных.

Духи, сделанные своими руками, всегда получаются неповторимыми. Даже одна и та же рецептура может давать различные ароматы: в зависимости от концентрации эфира и других компонентов. Но у них есть и несколько недостатков:

  1. Возможные аллергии. Из-за некоторых аромамасел могут появиться зуд, высыпание, покраснение, отдышка и головокружение. Поэтому каждый эфир тщательно проверяется перед использованием: определяется, не вызывает ли запах головную боль и затрудненное дыхание, не возникает ли раздражение.
  2. Сложность и длительность приготовления. До полной готовности духов необходимо от пары недель до месяца. Также натуральные компоненты «привередливы»: не терпят тепла, света и влажности.
  3. Небольшой срок хранения. Меньше чем за год аромат полностью «выдыхается».

Также духи из эфирных масел нельзя наносить перед выходом на солнце и использовать детям, беременным и кормящим женщинам.

Но у домашней продукции есть и ряд преимуществ:

  1. Стоимость в 3 – 10 раз дешевле брендовой.
  2. Контроль за качеством осуществляется самостоятельно.
  3. В составе не будет дешевых синтетических веществ.
  4. Духи из эфиров оказывают ароматерапевтическое действие.
  5. Можно создать уникальный аромат для каждого человека, подчеркивающий его индивидуальность.

Кроме того, создание духов своими руками, – увлекательное хобби. А еще не придется ломать голову над подарками – оригинальные качественные презенты понравятся всем. Их можно сделать как для женщин, так и для мужчин.

Необходимые материалы

Чтобы самостоятельно сделать духи, понадобятся:

  1. Основа. Масло жожоба, оливковое, виноградных косточек, миндаля или спирт.
  2. Эфирные масла. Берется любое количество, но не менее трех.
  3. Дистиллированная вода для духов на спирту.
  4. Стеклянные емкости для смешивания.
  5. Флаконы с распрыскивателем из темного стекла для хранения. Подойдут старые пузырьки от использованной туалетной воды – их можно затемнить самим.
  6. Пипетка с дозатором.
  7. Стеклянные палочки для смешивания.
  8. Тестовые полоски. Их можно изготовить, разрезав альбомный лист или фотобумагу.
  9. Карандаш, чтобы подписывать полоски.
  10. Блокнот или тетрадь – в них пошагово записываются рецепты, отмечаются удачные аромасмеси или, наоборот, ошибки.

Предпочтение отдают качественным базовым и эфирным маслам. Чтобы не попасть на подделку, покупать средства стоит только в специализированных косметических магазинах или аптеках. Упаковка у натуральных аромамасел цельная, не поврежденная, а флакон сделан из затемненного стекла. Кроме того, не должно быть примесей или химических стабилизаторов.

В том, как сделать духи из эфирных масел, существуют определенные правила:

  1. Определяют направление духов: цветочные, пряные, сладкие, бодрящие.
  2. На тестовых полосках пишут названия эфиров. Лучше подписывать карандашом, а не ручкой – чернила имеют выраженный запах.
  3. По капле различных эфирных масел наносят на тестовые полоски. Затем подносят их к носу и определяют понравившийся аромат. Сначала останавливаются на одном ключевом запахе, потом сочетают его с другими.
  4. Вычленяют ароматы сердца, верха и низа. Их смешивают в пропорции 2:1:3. К примеру, берут 10 капель масла для средних нот, 5 – для верхних, 15 – для нижних.
  5. В смешанные аромамасла добавляют базу: масло жожоба или спирт. На каждую каплю эфира должно быть 4 капли основы.
  6. Духи переливают в флакон и выдерживают от 2 недель до месяца. Каждые 3 дня продукт взбалтывают.
  7. Чтобы закрепить стойкость аромата и немного смягчить резкий запах, в композицию добавляют 5 капель глицерина.

Духи на масляной основе

Духи на основе масла готовятся быстрее и легче, чем из других компонентов. Настаивать их нужно всего 14 дней. Этот срок можно сократить до 7 суток. Однако ими нельзя сбрызгивать одежду (на ней останутся жирные пятна) и волосы (они быстро засалятся).

Лучше всего использовать масло жожоба – оно легкое и не имеет запаха. Хранится готовый продукт 6 месяцев.

Духи на спирту

Для духов необходим спирт в концентрации не менее 96%. Этот продукт долго «дозревает» – не меньше одного месяца. Зато им можно сбрызгивать волосы и одежду – на них аромат держится дольше, чем на коже. Кроме того, композиция не оставляет жирных следов.

Интенсивность запаха можно варьировать, в зависимости от желаемого результата. На 70% спирта приходится:

  1. Для духов – 20% аромамасел.
  2. Для парфюмерной воды – 12% эфира.
  3. Для туалетной воды – 7% ароматических вытяжек.
  4. Для одеколона – 5% эфирной эссенции.

Также в спиртовых духах должно быть не менее 5% дистиллированной воды.

Духи на восковой основе

В качестве основы для домашних духов можно использовать одновременно масло и пчелиный воск. Готовый продукт будет полутвердым, и таять при нанесении на кожу. Желательно, чтобы средство не попадало на волосы и одежду. Зато аромат у таких духов самый стойкий.

Технология создания восковых духов несколько отличается:

  • берут масло и воск в равных пропорциях;
  • подогревают их на водяной бане до жидкого состояния;
  • в теплую смесь добавляют эфирные эссенции и перемешивают;
  • переливают в подготовленную емкость для хранения;
  • пузырек подбирают с широким горлышком, чтобы затвердевший продукт можно было легко достать.

Духи создаются по определенным правилам. Главное из них – особенности сочетания различных ароматов. Для первого раза лучше взять цветочные ароматы: даже неудачная рецептура будет выигрышной. Стоит учитывать, что древесные и цитрусовые запахи конфликтуют и перебивают друг друга.

Всего выделяют 5 типов ароматов: цветочные, фруктовые, древесные, пряные (восточные) и травяные.

Также существует деление запахов по нотам: верхним, средним и нижним.

  1. Верхние ноты – те, которые чувствуются сразу после нанесения духов. Они испаряются через полчаса. Именно по ним складывается первое впечатление.
  2. Средние или ноты сердца. Они – главные в любой композиции. Изготовление духов лучше начать с выбора ароматов для середины, а уже к ним подбирать верхние и нижние запахи. Они сохраняются несколько часов.
  3. Нижние ноты – основа духов, их своеобразное послевкусие. Они остаются до суток.

Для разных нот используются определенные аромамасла:

Отдельно выделяют комплиментарный аромат. Это запах, который корректирует другие: усиливает или ослабляет их действие. Кроме того, комплимент связывает между собой эфиры. К этой группе принадлежат лаванда, сандал, розмарин, эвкалипт, перечная мята, цитрусовые.

Рецепты натуральных духов

Главное преимущество духов из аромамасел – их уникальный, не похожий на другие, запах. Но эксперименты лучше отложить до тех пор, пока не набьется рука. Вначале можно использовать рецепты духов из эфирных масел, сделать духи, по составу и аромату похожие на продукцию популярных брендов.

Женские

Духи для женщин – чувственные, смягченные цветочными запахами, ароматами ладана и ванили. В домашних условиях можно попробовать воплотить в жизнь самые популярные рецепты духов из эфирных масел своими руками.

Шанель №5

Для верха:

  • лимона – 14 капель (к.);
  • бергамота – 7 капель (к.);
  • нероли – 11 к..

Для середины:

  • сандала – 9 к.;
  • ванили – 16 к.;
  • ветивера – 6 к.

Для основы:

  • амбры – 15 к.

Дольче&Габбана «Light Blue»

Для верха:

  • яблока зеленого – 15 к.;
  • лимона – 11 к.

Для середины:

  • розы – 9 к.;
  • жасмина – 12 к.;
  • бамбука – 16 к.

Для низа:

  • сосны – 16 к.;
  • мускуса – 14 к.;
  • амбры – 12 к.

Диор «Fahrenheir Absolutr»

Для верхних ароматов:

  • мирры – 23 к.;
  • фиалки – 19 к.

Для сердцевинных ароматов:

  • ладана – 23 к..

Для базовых запахов:

  • гвоздики – 14 к.;
  • мускатного ореха – 17 к.

Эскада Магнетизм

Для начальной ноты:

  • дыни – 8 к.;
  • черной смородины – 6 к.;
  • базилика – 4 к.

Для средней ноты:

  • розы – 12 к.;
  • магнолии – 7 к.;
  • жасмина – 17 к.

Для конечной ноты:

  • кокоса – 6 к.;
  • муската – 15 к.;
  • амбры – 5 к.;
  • ванили – 19 к.

Для верха:

  • лимона – 9 к.;
  • мандарина – 5 к.;
  • апельсина – 3 к.

Для середины:

  • нероли – 6 к.

Для низа:

  • мирры – 1 к.;
  • ладана – 7 к.

Мужские

Композиции мужских духов отличаются терпким, резким и крепким запахом. Они должны подчеркивать силу, харизматичность и напористость.

Givenchy «Pour Homme»

Для верха:

  • грейпфрута – 13 к.;
  • кориандра – 12 к.;
  • мандарина – 14 к.

Для «сердца»:

  • полыни – 11 к.;
  • ветивера – 22 к.

Для основы:

  • ладана – 24 к.;
  • кедра – 13 к.

Для верха:

  • кедра – 20 к;
  • грейпфрута – 14 к.;
  • розмарина – 2 к.;
  • кардамона – 12 к.

Для середины:

  • туберозы – 17 к.;
  • иланг-иланга – 15 к.

Для низа:

  • березового дегтя – 1 к.;
  • кедра – 18 к.

Для первой ноты:

  • петитгрейна – 14 к.;
  • бергамота – 26 к.

Для второй ноты:

  • лимона – 14 к.;
  • апельсина – 15 к.

Для третьей ноты:

  • нероли – 15 к.;
  • лаванды – 5 к.

Versace Man Eau Fraiche

Для верха:

  • бергамота – 10 к.;
  • розового дерева – 13 к.;
  • лимона – 11 к.

Для середины:

  • шалфея – 12 к.;
  • эстрагона – 12 к.;
  • черного перца – 4 к.;
  • полыни – 5 к.

Для основы:

  • мускуса – 12 к.;
  • амбры – 14 к.;
  • шафрана – 5 к.;
  • кедра – 14 к.

Arolina Herrera «212 Sexy Men»

Для верха:

  • мандарина – 15 к.;
  • бергамота – 17 к.

Для середины:

  • гваякового дерева – 12 к.;
  • ванили – 16 к.

Для основы:

  • кардамона – 21 к.

В изготовлении духов из эфирных эссенций нет ограничений. Кроме собственной фантазии. Можно бесконечно экспериментировать, создавая новые ароматы. Рано или поздно будет выведена формула идеального, оригинально запаха, подчеркивающего индивидуальность.

Как работают знаменитые парфюмеры, что дарит им вдохновение? Они создают свои ароматы по наитию? Или наоборот долго корпят над формулами, подбирая благоухающие ингредиенты путём долгих проб и ошибок? Эти вопросы не могут не волновать нас – тех, кто навеки покорён созданными чьим-то гением парфюмерными шедеврами. А ответить на них лучше всего могут сами парфюмеры. Предлагаем вам рассказы о себе и своей работе людей, являющихся крупными фигурами в современной парфюмерной индустрии: Жан-Клода Эллена, Франсуазы Донш, Франсуа Демаши и Тьерри Вассера.

Поэты от парфюмерии

Маэстро Франсуа Демаши за работой

Франсуа Демаши формулы новых ароматов иногда снятся. Тогда он встаёт среди ночи и берёт свою заветную красную тетрадь. В ней мэтр вот уже 30 лет записывает возникающие идеи, ей доверяет профессиональные секреты. По признанию Демаши, потерять свой дневник он страшно боится, ведь в нём хранится прошлое, которое имеет в создании ароматов огромное значение. Память Франсуа Демаши называет стержнем творческого процесса. Если бы нам с вами удалось заглянуть в красную книгу Демаши, то там мы нашли бы массу интересного: формулы запаха дождя в лесу, озона, мокрого картона, конфет, аптеки отца парфюмера и даже камня.

Франсуа Демаши – глава парфюмерного департамента Christian Dior , куратор парфюмерного направления корпорации LVMH (Givenchy, Guerlain, Dior, Kenzo, Fendi и т.д.), сотрудничает с Acqua di Parma. В прошлом работал на Chanel, сотрудничал с Ungaro и другими брендами. Автор Midnight Poison Dior, Escale a Pondichery Dior, Dahlia Noir Givenchy, Miss Dior Cherie Dior, Fan di Fendi Fendi, Kenzo Homme Sport Kenzo и десятков других известных ароматов.

Жан-Клод Эллена в процессе созидания

Есть свой секретный блокнот и Жан-Клода Эллена. Маэстро записывает в него всё, что находит интересным для творческого процесса. В этом парфюмерном дневнике есть описания воодушевивших его владельца запахов (редкого вина, только что спиленного дерева, изысканного блюда) и его размышления о прочитанном или услышанном. Свои идеи мастер хранит не только на бумаге. На столе он держит пробирки с эликсирами-проектами. Ароматы Эллена рождаются так: сначала он составляет композиции из 5-10 нот, потом выдерживает паузу до 15 дней, чтобы снова к ним вернуться и критически оценить результат. Если композиция несовершенна, процесс начинается заново. По признанию месье Эллена, дом Hermès даёт ему и время на созидание, и свободу творчества.

Жан-Клод Эллена – креативный директор дома Hermès Parfums. На данный момент помимо работы в Hermès сотрудничает с The Different Company, L’Artisan Parfumeur, Frederick Malle. В прошлом долгое время работал на парфюмерное подразделение Yves Saint Laurent. Автор больше ста ароматов, среди которых First Van Cleef & Arpel, Eau Parfumée Bvlgary, Declaration Cartier, In Love Again Yves Saint Laurent , Eau de Pamplemousse Rose Hermes.

Маркетинг плюс вдохновение

Мадам Донш - главный нос «Живанши»

В отличие от поэтичных Демаши и Эллена Франсуаза Донш и Тьерри Вассер признаются, что их вдохновение достаточно сильно ограничено требованиям рынка. Но достижение баланса между требованиями бренда-работодателя и собственной интуицией приносит им огромное удовольствие. Франсуаза Донш, к примеру, настолько прониклась атмосферой модного дома Givenchy, что парфюмерные ингредиенты ассоциируются у неё с тканями. Роза – с атласом, цитрусы – с крепдешином, тубероза – с муслином, ветивер – с шерстью альпака. Получается, что свои ароматы мадам Донш кроит подобно модельеру-дизайнеру.

Франсуаза Донш – главный олфактолог дома Givenchy. Сотрудничала с брендами Panama 1924, Pineider, Demeter Fragrance, Molinard. Автор ароматов Ange ou Demon Le Secret Eau de Toilette Givenchy, Pi Neo Givenchy, Molinard Homme I Molinard, Daytona 10 Panama 1924.

Тьерри Вассер оценивает сырьё

Тьерри Вассер, как заправский маркетолог, воплощает в ароматах желания конечных потребителей. Даже не воплощает, а предвосхищает. А чтобы понять эти желания, маэстро порой подслушивает мнения покупательниц. По его словам, спроси он клиенток в лоб, чего они ждут от Guerlain, те непременно засмущаются. Предметом гордости для Вассера (первого, кстати, «не Герлена» на посту главы великой парфюмерной марки) является то, что именно при нём в ароматы дома Guerlain вернулась настоящая болгарская роза. Вообще, месье Вассер с большим почтением относится к богатым традициям Guerlain. Однако творит он в своём собственном стиле – ярком, сочном, немного хулиганистом.

Тьерри Вассер – главный парфюмер дома Guerlain, ранее – глава нью-йоркского и парижского отделений Firmenich, парфюмер в Givaudan. Сотрудничал и сотрудничает с целым рядом парфюмерных брендов. Автор многих знаменитых ароматов, например: Guerlain La Petite Robe Noir Eau de Toilette, Aqua Allegoria Flora Rosa Guerlain, L’Eau D’Issey pour Homme Issey Miyake, Poem Lancôme , Hot Couture Givenchy, Dior Addict Dior.

Ольфракторные пристрастия парфюмеров

У творцов парфюмерных композиций, как и у нас с вами, их потребителей, среди всего изобилия нот есть свои фавориты и аутсайдеры. Франсуа Демаши просто обожает жасмин (он навевает маэстро воспоминания о детстве в Грассе). Кроме того, он влюблён в розу, пачули и амбру. А вот к запахам кориандра и кумина Демаши относится с неприязнью. Но иногда пересиливает себя, включая эти ноты в композиции. В любимчиках у Франсуазы Донш – нежные ноты белых цветов. Не повезло специям, и особенно перцу – его мадам никогда не включает в формулы, считая излишне агрессивным. Что же, настоящее творчество не бывает объективным, нам – ценителям парфюмерного искусства – только лучше, когда его творцы прислушиваются к себе.

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является:

Приобретение исследовательских умений и навыков;

Углубление знаний о парфюмерии

Гипотеза исследования:

Духи –заключительный штрих в создании образа, они представляют бесконечные возможности и помогают приобрести свой стиль.

Направление исследуемой темы: косметология

Этапы исследования:

знакомство с историей ароматов;

Как создаются духи;

Классификация ароматов;

Выбор духов.

Методика исследования:

Поисково-аналитический метод;

Сопоставительно-сравнительный метод.

ВВЕДЕНИЕ

Слово «парфюмерия» пришло в русский язык из французского. В буквальном переводе оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления» (первыми духами были благовония). О том, что запахи могут влиять на человека было известно давно.

Применять душистые вещества, бросая их в костер, начали наши далекие предки еще в каменном веке, поклоняясь огню и дыму. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие.

С другой стороны, «духи – одно из средств молчаливого взаимопонимания»,- говорят лирики. А химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенног и ароматических рядов. Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться. Кто же прав?

Попробую разобраться…

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Даже в самом большом специализированном магазине невозможно одновременно собрать весь ассортимент парфюмерии. По данным статистики в СНГ ежегодно производится более 1200 наименований парфюмерно-косметической продукции, в том числе духов более 650 наименований.

Во Франции в 1880 году был создан банк данных в области парфюмерии. В его каталоге насчитывается более 8000 названий духов. Из них свыше 6000 создано во Франции и 2000 в других странах. Считается также, что примерно еще около 2000 названий духов осталось неохваченными.

КАК СОЗДАЮТСЯ ДУХИ

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья – всего более 6000 наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине.

Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над пламенем, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это благоухающие пары эфирных масел. То, что их называют маслами, не должно вводить в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла – это сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов. Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.

Рассмотрим главные виды парфюмерного сырья.

ЖАСМИН

Родина жасмина – Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.

РОЗА

Используется как самостоятельно (розовое масло), так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса, а также в Долине роз (Болгария). В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.

ЛАВАНДА

Придает духам тонкий и свежий аромат. Один из представителей семейства лавандовых – пачули - используется для создания духов восточного направления. Родина пачули – Бенгалия. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения.

ФЛЕРДОРАНЖ

Это цветы апельсинового дерева. Часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.

БЕРГАМОТ

Масло, полученное из его плодов, придает парфюмерии особый освежающий аромат. Это маленькое дерево растет только в Калабрии – местности на юге Италии. Химикам удалось создать его аналоги. И теперь этот продукт получают синтетическим путем.

КЕДР

Древесина кедра используется для получения масла, которое придает парфюмерии древесную «зеленую» ноту, а также это масло используется как фиксатор запахов.

ГВОЗДИКА

Эфирное масло, получаемое из почек этого растения, является важной добавкой для создания духов восточного направления.

САНДАЛ

Его способность долго удерживать аромат используется во многих композициях. Имеет экзотический запах. Это дерево распространено в Индии и Австралии.

ИЛАНГ – ИЛАНГ

Широко применяется в парфюмерии благодаря нежному и изысканному аромату.

ВЕТИВЕР

Обладает тяжелым и густым запахом. Используется, главным образом, как фиксатор.

Широко также используются парфюмерами ТМИН, ГЕРАНЬ, МЯТА, АНИС, АЗАЛИЯ, ДУБОВЫЙ МОХ…

Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте. Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности. Эфирные масла получают путем экстракции их из растений спиртом или другими растворителями.

Самые ценные душистые вещества получают другим способом. Он называется АНФЛЕРАЖ.

В закрытой камере размещают твердый животный жир и растение слоями. Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир хорошо насытился эфирным маслом.

Такой способ используют, например, для извлечения масел из цветков жасмина и туберозы. Затем душистые эфирные масла извлекаются из жира спиртом.

МУСКУС, ЦИБЕТ, АМБРА – вещества животного происхождения, известные в древности как средства, услаждающие обоняние. Сейчас используются только для обогащения парфюмерных композиций.

АМБРА

Специальное воскоподобное вещество. Раньше получали только при разделке китов-кашалотов.

ЦИБЕТ

Выделение желез обитательницы Северной Африки - цибетовой кошки.

МУСКУС

Специально приготовленный препарат из желез мускусного быка (кабарги). Он, по утверждению парфюмеров, обладает способностью придавать духам утонченность и возбуждать обоняние. Кроме того, влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.

Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека, служат как бы посредниками между ними.

Фундаментом современной парфюмерии служит химическая промышленность. Среди синтетических душистых веществ особое место занимают альдегиды и спирты. Они имеют характерный свежий запах. На основе этих соединений парфюмеры создали множество композиций. Например, французские духи «Шанель № 5», «Суар де Пари» своим ароматом обязаны именно этим соединениям. Если бы не было синтетических душистых веществ, то парфюмерия так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Так, чтобы добыть всего 1 кг розового масла надо собрать 2 тонны нежных лепестков роз. А чтобы выжать, например, масло из ириса необходимо дубить его корни 2 года. Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью заменить естественные душистые вещества нельзя. Только сочетание естественных и синтетических душистых веществ дает возможность создать такие духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Всю парфюмерию, если говорить о характере запаха, можно условно разделить на 2 категории.

АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА

Альдегиды жирного ряда – соединения, обладающие плодово-цветочным запахом, с примесью острого «жирного» оттенка, который в сочетании с другими запахами образует изумительные композиции.

Датой рождения первой такой композиции считается 5 мая 1921 года. В этот день на демонстрации мод дома Шанель были представлены духи, которые по заказу подготовил химик и парфюмер Эрнест Бо в пронумерованных флаконах. Коко Шанель остановила свой выбор на номере 5. Это было ее любимое число. Так, по воле случая родились легендарные духи «Шанель № 5».

ШИПРОВАЯ ГРУППА

Аромат напоминает запахи леса. «Шипр» - классические духи фирмы «Коти», разработаны в 1917 году, они и дали название этой группе. Составляющие аромата: дубовый мох, ветивер, сандал, пачули, бергамот, роза, мускус.

ВОСТОЧНАЯ ГРУППА

Аромат основан на запахе специй и тропических цветов, резкий и жаркий. Типичные представители – духи «Фиджи» и «Чарли» (французские).

Создавая эти запахи, парфюмеры творят, выдумывают, экспериментируют. Подобно композитору, они из разных нот-запахов создают гармоничные сочетания ароматов, которые ничем не отличаются от запаха сирени, фиалки, ландыша, жасмина. Но опытный парфюмер никогда не копирует запах в точности. Этот запах – не сам цветок, а его художественное преобразование. Ощущение от запаха бывает более ярким и глубоким, чем аромат отдельного цветка или букета.

Композитор Скрябин первый обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера. Существует специальная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой – ананаса.

НОТЫ АРОМАТОВ

Итак, сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Дайте ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата.

ВЕРХНИЕ НОТЫ (ГОЛОВНЫЕ) – 5 МИН УТ

    Воспринимаются сразу после нанесения

    Создают первое впечатление об аромате

    Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются

ЦИТРУС, ИМБИРЬ

СРЕДНИЕ НОТЫ (НОТЫ СЕРДЦА) – 3 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние нот ы

    Имеют более мягкий аромат

    Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения

ЛАВАНДА, РОЗА, ЖАСМИН

БАЗОВЫЕ НОТЫ – 24 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения

    Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Она нужна для того, чтобы описать аромат и определить

    Концентрацию парфюмерных масел

    Ноты парфюмерной композиции

Различия в интенсивности и стойкости ароматов зависят от содержания или концентрации парфюмерных масел. Эти масла также называют «соком» (см. таблицу 1)

Таблица 1

п/п

наименование

обозначение

концентрация «сока», %

Духи – PARFUM

Парфюмерная вода – EAU DE PARFUM

EDP

10-20

Туалетная вода – EAU DE TOILETTE

EDT

8-10

Одеколон – EAU DE COLOQNE

EDC

3-8

Лосьон - LOTION EAU

LE

Чем выше концентрация масел, тем дольше сохраняется аромат.

Уловить все тонкости букета могут лишь специалисты-дегустаторы, люди, наделенные обонятельной памятью. Во время дегустации каждый дегустатор получает несколько полосок специальной бумаги, смоченной духами…

Но не только парфюмеры и дегустаторы определяют окончательную судьбу нового изделия, нужно еще придумать название и оформление.

Каждое время создает свою парфюмерию. Еще несколько лет назад в моде были ароматы восточного направления, но сейчас, отдавая дань нашей тяге к живой природе, все больше симпатий завоевывают духи, основанные на природных легких запахах. Так ли это? Приведу данные выбора ароматов ученицами 10 класса моей школы (табл. 2)

Таблица 2

п/п

ИМЯ УЧЕНИЦЫ

АЛЬДЕГИДНАЯ

ШИПРОВАЯ

ВОСТОЧНАЯ

Динара

Асия

Мария

Алина

Анастасия

Динара

По результатам опроса видно, что 2 девочки выбрали духи пряные. Ведь именно такие больше всего «идут» девушкам со смуглой кожей и темными волосами!

Блондинкам же к «лицу» духи с запахом цветов: еще 2 девочки-блондинки выбрали духи альдегидной группы.

Духи шипровой группы выбрали 2 девочки – им понравился запах зелени.

ВЫВОД:

Каждой девушке должен сопутствовать ее собственный уникальный арома т, связанный с ее личностью, создающий воспоминания о ней в ее отсутствие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Составление парфюмерной композиции»

Цель работы: создать собственный «парфюм», придумать название.

Материалы и приспособления: эфирные масла, спирт, бокал для смешивания, пипетка, пробирка.

ХОД РАБОТЫ

Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое, эмоциональное восприятие запахов. Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. Поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо:

- развить свою обонятельную память . На это может уйти время (от 1 дня до нескольких недель), для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел;

- творчески охарактеризовать ароматы и зафиксировать их в своей памяти;

- составление парфюмерной композиции.

В идеале духи должны содержать эфиры всех трех нот. Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов и, в последнюю очередь, добавляются верхние ноты.

Составление композиции

    Выбор направления

    Создание ноты «сердца»

    Создание базовой ноты

    Создание верхней ноты

    Составление формулы.

    Имя аромата

Например, я создаю духи цветочного направления, концентрация эфирных масел 20-25% (парфюмерная вода). На 5 мл духов нужно 1 мл эфирных масел (это 20 капель). Пропорция капель: 1 («верх») : 2 («сердце») : 3 («база»). Следовательно:

    Верх 3 капли - сандал, пачули, ваниль

    Сердце 7 капель - жасмин, роза, корица, шалфей, мускат, кориандр, иланг-иланг

    База 10 капель грейпфрут(6), апельсин(3), бергамот(1)

Формула духов нужна для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.

Начинаем смешивать по капле. Все изменения и добавления вносим в формулу.

«Алина»- вот название моих духов. Они резковатые, но легкие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-«В любую минуту жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись…» (Катрин Денев);

-«Духи – это та же одежда» (Коко Шанель);

-«Пройдет время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах ее духов надолго останется в вашей памяти» (Кристиан Диор);

-«Духи – главное. Это – автограф личности» (Палома Пикассо).

Подведены итоги исследования, но не следует забывать, что время быстротечно, меняется образ жизни, меняемся мы, меняется мода… Изготовленные мной духи всецело олицетворяют мою личность и я научилась создавать по- настоящему необычный аромат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фридман Р.А. «Парфюмерия и косметика», Москва, 1976

«Справочник по косметике», Москва, 1975

Сикорская С.В., Бельченко Е.Н., «Парфюмерия без секретов», Москва, 1991

Бубличенко М.М. «Что должна знать каждая женщина», Ростов-на-Дону, 2005

ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ

www . Butik . ru

www.A-Z. ru

www . Woman . ru

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Ученица 10 класса Кужагельдина Алина заинтересовалась духами как главной продукцией парфюмерного производства. Поэтому она решила углубить свои знания, исследуя процесс создания ароматов.

Тема ее научно-исследовательской работы актуальна, т. к. успехи химии, микробиологии, генетики растений расширяют список исходных материалов для создания духов нового поколения и Алина может создавать необычные ароматы, подчеркивающие ее индивидуальность.

Работа Алины оформлена в соответствии с основными требованиями.

Цель сформулирована верно, она достигнута. Алина открыла для себя новые знания, приобрела исследовательские умения и навыки.

Выбирая парфюм, мы мало задумываемся о том, какой путь прошел каждый выставленный на магазинную полку флакон. И стоит сказать, очень зря, потому что этот «летучий пленник», как говорил Шекспир, создать не так уж и просто. Перед тем как готовый парфюм поступает в продажу, он проходит множество этапов производства, которое начинается, конечно же, с композиции аромата, а точнее ее создания.

Этот процесс является наиболее творческим и креативным из всех последующих. В его ходе, парфюмеры творят в своих лабораториях чудо, подобно древним алхимикам. Это дуэт полета фантазии и острых граней оточенного как тончайшее лезвие мастерства. Специалисты сочетают несочетаемое для достижения такого желанного результата. Мало знать перечень запахов, из которых будет состоять парфюм, нужно экспериментировать с их пропорциями - вот залог успеха! Для того чтобы не ошибиться с выбором и сдать в разработку идеальный аромат, парфюмеры составляют несколько образцов, а то и пару-тройку десятков вариантов букета будущего парфюма. Этот этап может длиться не просто месяцами, а иногда и годами.

Когда формула аромата готова и признана оптимальной, согласно ей изготавливают концентрат – максимально насыщенную смесь составляющих парфюма (как натуральных, так и синтетических). Затем он подвергается смешиванию со спиртом, в ходе чего определяются тип парфюма (духи, парфюмированная вода, туалетная вода или же одеколон). В этот состав добавляют красители для улучшения внешнего вида продукта, но это не является обязательным моментом – некоторые производители придерживаются концепции исключительной натуральности и первозданной чистоты изделия. Полученный в лаборатории образец анализируют для определения качества продукта, стойкости аромата, шлейфа и т.д. Обязательными являются также дерматологическая и косметическая проверки.

Даже пройдя все мыслимые и немыслимые проверки, парфюм все еще не готов предстать в своем ароматном лике перед широкой аудиторией. На этом этапе он все еще «сырой» и разительно отличается от запланированного результата. Это связано с тем, что ему присущ резкий запах спирта и все компоненты пока только вступили в химические реакции, которые по своему завершению существенно повлияют на качество парфюма. Для того чтобы устранить это, аромат подвергается следующему этапу – выстаиванию, или как его еще называют, отстаиванию. Этот процесс проходит в специализированно помещении, при определенной температуре, которая остается неизменной в течение всего периода, который длится от пары недель до трех месяцев – все зависит от включенных в состав компонентов. В это время аромат ВЫстаивается, приобретает глубину и чистоту запаха. Он также ОТстаивается – все микрочастицы восков, жиров и прочих нерастворимых в спирте веществ образуют осадок. Именно в связи с этими двумя процессами, данный этап имеет свое двойственное название.

После этого, парфюм фильтруют. Осадок и прочие ненужные примеси исключаются, так как они могут значительно ухудшить качество и внешний вид, или даже уменьшить срок годности готового продукта. Теперь парфюм идеален по всем критериям. Его разливают во флаконы и упаковывают.

Большинство духов разливают в стеклянные емкости. Причиной этому служит тот факт, что стекло не вступает ни в какие реакции с находящимся в его оболочке составом. Но в редких случаях, производители используют и более оригинальные материалы – различные полимеры, керамику, либо фарфор.

И вот теперь, после всех этих длительных и трудоемких этапов, Вы можете купить понравившийся Вам аромат в магазине, либо в интернет-магазине.


Традиционно духи представляли собой смесь фитоэссенций, экстрагированных из пряностей, трав, цветов, листьев и древесины, в которую добавлены фиксаторы (вещества, которые увеличивают длительность действия запахов).


Для создания парфюма своими руками нам понадобятся эфирные масла и база-носитель, в нашем случае это миндальное масло (либо масло жожоба), флакон для смешивания, фотобумага, нарезанная полосками, в качестве блоттеров.



Из эфирных масел для начала можно приобрести несколько для каждой ноты.
Например, к верхней ноте относятся, в основном, цитрусовые – бергамот, грейпфрут, апельсин, петитгрейн, лимон.
К ноте сердца можно взять цветы: розу, жасмин, иланг-иланг (как более экономный вариант: герань, гвоздика). Специи: корица, кориандр, мускатный орех. Травы: чабрец, шалфей мускатный.
К базовым нотам относятся древесные масла, смолы, корни растений.
Нам подойдут – ветивер, сандал, пачули и ваниль.


Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое эмоциональное восприятие запахов.
Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. И поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо развить свою обонятельную память.
На это может уйти некоторое время, от одного дня до нескольких недель, смотря, сколько времени вам понадобится для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел.
После того, как вы познакомились, творчески охарактеризовали ароматы и зафиксировали их в своей памяти, можно приступить и к задумке парфюмерной композиции.



Структура духов, как говорилось выше, состоит из трех частей: начальных нот, которые раскрываются самыми первыми, нот сердца и, так называемого, «шлейфа» или базовых нот. Они зависят от времени испарения эфирных масел и длительности звучания аромата на коже.
Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов, и в последнюю очередь добавляются верхние ноты.


Я приведу пример, как, в принципе, работает натуральный парфюмер. Это поможет Вам в дальнейшем самостоятельно создавать любые композиции, лишь добавляя собственную индивидуальность.


Для начала выбираем направление будущих духов.
Допустим, это будут цветочно-ориентальные.
Берем нарезанную полосками в 1 см фотобумагу.
Наносим по капле эфирных масел на край полоски из каждой ноты.



Совместив их веером, чистыми краями вниз, подносим к носу.
Так же для более отчетливого восприятия смешения ароматов, можно использовать большой бокал для коньяка.



Вначале слушаем ноту сердца, пусть это будет: корица, жасмин, роза, гвоздика.
Пробуем также сочетания: роза, жасмин, иланг-иланг, шалфей мускатный.
И т.д.


Например, останавливаемся на сочетании: жасмин, роза, корица, шалфей, иланг-иланг.
Также поступаем с базовыми нотами, выбирая лучшее сочетание среди подходящих эфирных масел.
Для придания фруктово-цитрусовой ноты, в качестве топа выбираем апельсин, грейпфрут и бергамот.
После этого надо послушать выбранные масла в виде аккордов.
Для этого берем по одному ведущему эфирному маслу из каждой ноты на блоттерах и слушаем вместе. Например, роза-ветивер-грейфрут, затем жасмин-пачули-бергамот.
Выбираем удачный аккорд, на который стоит сделать акцент в виде количественного преимущества в смеси.



После всех проб, сравнений и поисков следующим этапом в создании духов будет составление формулы.
Пропорции необходимы для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Итак, учитываем, что концентрация парфюмерной композиции в несущей субстанции должна составлять 20-25%.
То, например, на 15 мл духов, нам потребуется 3 мл эфирных масел, это примерно 50-60 капель.


Из них 50-60% - верхние ноты, 25-30% - сердце аромата и 15-20% - нижние ноты.


Допустим, наша формула духов будет выглядеть следующим образом:


Верх:
грейпфрут – 15 к.
апельсин – 8 к.
бергамот – 5 к.


Сердце:
жасмин – 7 к.
роза – 4 к.
корица – 3 к.
шалфей – 2 к.
орех мускатный – 1 к.
кориандр – 1 к.
иланг-иланг – 0, 5 к.


База:
сандал – 5 к.
ветивер – 4 к.
пачули – 2 к.
ваниль – 1 к.


После составления приступаем к смешиванию масел, но и тут не стоит торопиться и сразу добавлять все так, как записано на бумаге.
Эфирные масла стоит добавлять по капле, каждый раз слушая смесь на аромат.



Все изменения и добавления вносятся в формулу.


Не забываем, что вначале создается сердце, на него накладываем базу и в конце завершаем топом всей композиции.



После составления, разбавляем композицию нужным количеством масла.
Оставляем на 3-4 дня в прохладном темном месте настояться.
Спиртовые духи созревают дольше – от 3-х недель до полутора месяцев.


Переливаем в удобный флакон и гордимся собой как начинающим парфюмером.


Данный мастер-класс подготовила Бардина Анна.
Анна настоящий художник, она делает различные украшения – бижутерию, расписывает керамику и создает новые ароматы. Ознакомиться с ее работами, и приобрести, Вы можете на страничке в Городе Мастеров