План работы по самообразованию «Подвижная игра как средство развития основных движений у детей раннего возраста. Самообразование на тему "подвижная игра" План работы по самообразованию роль подвижных игр

Индивидуальный план на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй» села Бикмуразово Буинского муниципального района»

Мусиной Лилии Фаритовны

План

самообразования воспитателя

старшей группы

Тема:

Подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: Развивать ловкость, внимание, находчивость, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, правильное ориентирование в пространстве, самостоятельное распределение ролей и товарищескую взаимопомощь.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

«Гуси – лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются лицом к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом к друг другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры: Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры. Они перекатывают его только ногами.

Октябрь

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Перевенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

«Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходит близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснутся пробегающих мимо детей. Осаленые становятся пеньками.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

Ноябрь

«Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то это группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила игры: Запрещается «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Декабрь

«Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом к друг другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры: Коту нельзя забегать в нору. Кот и мышь не должны убегать далеко от норы.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Январь

«Заморожу»

Все дети стоят в 2 круга. Маленький внутри большого. В середине – Дед Мороз. Дети, взявшись за руки, идет по кругу, - круги идут в разные стороны – под любую хороводную музыку. С окончанием музыкальной фразы дети большого круга останавливаются, поднимают вверх руки, образуя воротики, а дети малого круга пробегают в эти воротики, спасаясь от Деда Мороза, который старается их «заморозить».

«Летает- не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Февраль

«Стоп»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Бездомный заяц»

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником

Март

«Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

«Мячик кверху»

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Апрель

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем–нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: Где ты, хитрая лиса? При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

«С кочки на кочку»

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Май

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Июнь

«Самолеты »

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«У кого мяч?»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Список литературы

1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осакиной. – М.: Просвещение, 1988.

2. Картотека русских народных подвижных игр.

Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003г.

Лариса Ананьева
План работы по самообразованию «Подвижная игра как средство развития основных движений у детей раннего возраста»

Пояснительная записка.

Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь » .

Что же это – движение – для маленького ребенка?

Физиологи считают движение врожденной , жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают : без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение болезней, особенно тех, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство .

По мнению психологов : маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях . Ребенок рождается совершенно беспомощным. Первые познания о мире, вещах и явлениях приходят к нему через движения глаз , языка, рук. Как только ребенок овладеет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении и даже действует с предметами малыш на ходу, редко присаживаясь или останавливаясь. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нем.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений . Основные движения – это жизненно важные движения , без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности. К ним относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы , что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений . Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей , способствовать развитию их движений .

В решении этой задачи эффективным средством может стать подвижная игра .

Подвижная игра , как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей . В них удовлетворяется стремление детского организма к движению , решаются самые разнообразные задачи. Играя , дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных движениях . Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей .

Подвижные игры способствуют не только развитию движений , но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей .

В подвижных играх развивается память , внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств : самостоятельности , активности, инициативности

ЦЕЛЬ :

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие » ;

-развивать основные движения средством подвижной игры .

ЗАДАЧИ :

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста » ;

Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для детей раннего возраста ;

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр , приобретение спортивного инвентаря;

Обучение детей подвижным играм ;

-разработка перспективного плана подвижных игр для детей раннего возраста ;

Посещение городских методических объединений;

Участие в методической работе ДУ .

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Повышение профессионального уровня;

Овладение детьми видами основных движений ;

Активное участие детей в подвижных играх .

ПЛАН РАБОТЫ .

месяц Цель Содержание работы Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить свой профессиональный уровень в образовательной области «Физическое развитие » Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста » Анкетирование родителей

2016г Консультация для родителей «Подвижные игры малышей »

2016г Подготовить выступление на педсовет Выступление на педсовете «Развитие речи малышей в подвижных играх »

2016г Оформить картотеку подвижных игр Разработка и оформление картотеки подвижных игр Картотека подвижных игр по видам основных движений

2017г Пополнить предметную среду группы Изготовление медальонов с изображением мордочек животных, флажков и ленточек Приобретение мячей и обручей в группу

2017г Фотовыставка «Мы играем »

2017г Подготовить выступление на педсовет Выступление на педсовете «Элементы театрализации в подвижных играх малышей »

2017г Разработать перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста Перспективный план подвижных игр

2017г мониторинг

Сентябрь - май Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем, включение их во все режимные моменты.

Посещение методических объединений по плану департамента образования.

Список литературы :

Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. «Кроха» : программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений – 2-е изд. – Москва «Просвещение» 2010г

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста – Москва «Просвещение» 1981г

- Кроха : программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. – Н. Новгород, 1996г

Дайлидене И. П. «Поиграем , малыш» /книга для работников дошкольных учреждений и родителей/ Москва «Просвещение» 1992г

В. А. Шишкина «Движение + движение » /книга для воспитателей детского сада/ Москва «Просвещение» 1992г

Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. «Играем с малышами » /игры и упражнения для детей раннего возраста/ Москва «Просвещение» 2003г

Е. Фадеева, А. Траханова «Прыг-скок по радуге» программа комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста , Москва, 2002г

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М . 1979г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Подвижная игра как важное средство развития для детей» Цель: расширить и углубить знания педагогов по теме «Подвижная игра, как важное средство развития ДА детей дошкольного возраста». Актуальность.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как средство формирования основных движений детей младший дошкольный возраст» Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному.

План по самообразованию «Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста». Актуальность: Дидактическая игра.

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г. Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

МКОУ « Каменская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано» « Утверждено»
Заместитель директора по УВР Руководитель ОУ
_______________О.Н.Устинова _________________Т.М.Шмидт
«_____»____________201__ г. «____»_________201__ г.
Пр. № ____________
от « ____»_______201__г.

Программа по самообразованию
Варанкиной Любови Ивановны,
учителя начальных классов
на 2013-2017 г.г.

с.Каменное
2013год

1. Фамилия, имя, отчество Варанкина Любовь Ивановна

2. Год рождения: 06. 07. 1955

3. Домашний адрес: 631127 Курганская область
Шумихинский район
с.Каменное
ул. Молодёжная, дом 4

4. Контактный телефон: 89225620205

5. Место работы МКОУ « Каменская основная общеобразовательная школа»
Шумихинского района, Курганской области

6. Занимая должность учитель начальных классов
7 .Образование (какое, когда и какое учебное заведение окончил):

Высшее, Шадринский государственный педагогический институт, 1982 год

8 .Специальность по диплому: учитель начальных классов

9 . Педагогический стаж: 40 лет

10 . Общий стаж трудовой деятельности: 40 лет

12. Прохождение курсов:

ГОУ ДПО ИРОСТ Курганской области 08.02-16.06.2011г « Формирование социальной компетенции обучающихся».

ГАО ДПО ИРОСТ Курганской области 10.06. – 21. 06. 2013г. «Стратегии обновления содержания начального общего образования в условиях внедрения ФГОС НОО.»

ГАО ДПО ИРОСТ Курганской области21.04. – 30.04. 2014г. «Технология оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
13. Учебная нагрузка: 21 час + 1 час внеурочная деятельность кружок « Волшебный мир оригами»
14. Программа, по которой работает учитель: Школа России

Пояснительная записка.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Тема работы учителя: «Организация учебного процесса на основе требований ФГОС НОО»
Сроки реализации: 2013-2017 год
Актуальность темы: Стандарт нового поколения провозглашает воспитание саморазвивающейся личности. Эта модель включает в себя и базовые знания, и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений. Федеральные государственные стандарты представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, поэтому нужно правильно организовать весь учебный процесс. Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом Задачи: - создание условий для успешного учения (ситуации успеха); - активизация познавательной деятельности и интереса к предметам; - формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению; - формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; - приобщать к поисковой и творческой деятельности; - создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке; - использование технологий проектной деятельности с целью формирования УУД; -разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов; -совершенствование навыка владения ИКТ-компетентностью, как одного из необходимых условий введения ФГОС нового поколения.
Форма самообразования: индивидуальная

Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся; -овладение системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; -создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД, поисковой и творческой деятельности; - издание дидактических материалов (методических разработок); - создание банка проектов на уроках и во внеурочной деятельности; - разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС; - участие в педсоветах, совещаниях при директоре, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов; - умение оказать практическую помощь коллегам.
Этапы работы над программой.

Диагностический 2013-2014уч.год -обосновать выбор индивидуальной методической темы.

1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Повышение квалификации и профессиональная подготовка. 5.Подписка на методическую литературу. 6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы. (сбор, систематизация материала) 7.Изучение ФГОС начального общего образования. 8.Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) 9.Создание мини-сайта. 10. Разработка рабочих программ по предметам.

Прогностический
2013-2014уч.г-изучение теоретического материала, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.прогнозирование результатов.

1. Выступление с первичным отчётом по итогам реализации программы. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5.Корректировка работы. 6.Прогнозирование результатов. 7.Выступление на МО «Системно - деятельностный подход в обучении». 8.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 9.Прогнозирование результатов. 10.Исследовательская работа (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) 11.Публикация «Из опыта работы» (статья – показать промежуточные результаты) на сайте.

Практический
2015-2016уч.г-
обобщение (внедрение) опыта работы по индивидуальной методической теме

1.Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования. 2.Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности. 3.Организация практической деятельности: открытые уроки на школьном уровне(МО учителей начальных классов). 4.Самоанализ и самооценка своих уроков. 5.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях, вебинарах. 6.Посещение уроков учителей школы, РМО учителей начальных классов 7.Формирование методического комплекса.8.Корректировка работы. 9.Публикация материалов в средствах массовой информации. 10.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.11.Выступление на педсовете «Организация учебного процесса на основе требований ФГОС НОО» 12.Выступления на заседаниях МО «Проектная деятельность в начальной школе в свете требований ФГОС» (из опыта работы).

Обобщающий
2016-2017уч.г-
подведение итогов, оформление результатов работы.
1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2.Открытые уроки на школьном уровне. 3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразования. 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5.Оформление результатов работы – творческий отчет на педагогическом совете. 6. Участие в работе районного МО учителей начальных классов, обмен опытом работы.7.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.8.Работа на сайте.9.Распространение опыта своей работы. 10.Публикации в районной газете и на сайтах « Учительский портал», « Социальная сеть».

Форма отчёта по проделанной работе:
-сообщение на заседаниях МО учителей начальных классов; -открытые уроки;
- размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах; -промежуточный отчёт на совещании при директоре, творческий отчёт на педсовете; -выступление с презентациями на заседаниях МО и отчётах по изучаемой теме; -размещение материалов программы на сайтах в Интернете;
-участие в конкурсе проектов; олимпиадах и других конкурсах; - опубликование материалов в районной газете «Знамя труда»;
- издание методических рекомендаций в помощь педагогам начальных классов по внедрению результатов в практику работы ОУ;
Мероприятия по подготовке и реализации программы.


Мероприятия
Срок реализации
Примечания

2013 – 2014 учебный год

Профессиональное направление

1.
Изучить литературу по теме:
1.1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство « Просвещение»
1.2.Концепция духовно-нравственного развития гражданина России. Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А.
1.3.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Козлова С.А.
1.4.Примерная программа по учебным предметам. Издательство « Просвещение».
1.5.Планируемые результаты НОО. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б.
1.6.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе Система заданий (в 2 частях)
1.7.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.
1.8. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс Логинова О.Б.
1.9.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Смирнов Д.В.,Тимофеев В.А., Горский В.А.
1.10. ООП НОО МКОУ « Каменская основная общеобразовательная школа»
1.11.Использование текстов художественных произведений при формировании УУД М.Э.Шкуро, ж. « Начальная школа» № 7 – 2013 год
1.12.Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС. И.Е.Сюсюкина, ж. « Начальная школа» № 8 - 2013 год
1.13.Стандарты нового поколения и реальные потребности младших школьников. Стефаненко Н.А., Соловьёва А.Е. ж. « Начальная школа» № 7 – 2012 г.

Сентябрь

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Изучена

Изучена

Изучена

Изучена

2.
Посетить плановые курсы повышения квалификации ГАО ДПО ИРОСТ Курганской области. «Технология оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

апрель

Курсы посещены с
21.04. – 30.04. 2014г., объём 72 часа.

3.
3.1Изучить сборник нормативных и методических материалов для проектирования рабочих учебных программ на основе ФГОС НОО Панченко Ю.В., заведующей отделом начального и дошкольного образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, ст. научный сотрудник по модернизации начального образования.
3.2. Разработать рабочие программы по предметам:
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология

Август

Август-сентябрь

4.
Познакомиться с новой педагогической технологией «Системно-деятельностный подход в обучении».
сентябрь
С педагогической технологией познакомилась, выступила с сообщением на МО учителей школы, провела открытый урок с использованием новой технологии.

1.
Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики.
1.1.Работать по теме « Психологические особенности младшего школьного возраста».

Весь учебный год
Изучала литературу по данной теме, проводила диагностирование, родительские собрания.

2.
Изучить литературу:
2.1.Мир детства. Младший школьник А.В.Захарова, В.И.Слободчиков г.Москва Педагогика, 1998 год
а) Как работает мозг.
б) Внимание требует внимания.
в) Вообрази воображаемое.
г) Хорошая память.
д) Мышление.
е) Скорая помощь – игра.
2.2.Г.В.Козлова, М.С. Помещикова « О психолого-педагогическом сопровождении младших школьников в рамках внедрения ФГОС» ж. « Начальная школа» № 7 – 2013г.

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Изучена
Изучена
Изучена
Изучена
Изучена
Изучена

Изучена

3.
Провести диагностирование
3.1. Изучение личности ребёнка.

Проведено

4.
Адаптация первоклассников. Диагностирование.
4.1.Методика « Кружки»(Дембо-Рубинштейна)- самооценка
4.2.Диаграмма « Хорошее – плохое»- эмоциональные проблемы ребёнка.
4.3.Методика выявления школьной мотивации первоклассников и его отношения к учебной деятельности(« Настроение», « Тучка, дождик, солнце».
4.4. Тест « Домики»
4.5.Анкетирование родителей « Самочувствие вашего ребёнка в период адаптации к школе»

Ноябрь

Проведены различные тесты, итоги обобщены на совещании при директоре.

Психологических симптомов, заболеваний нет.

Методическое направление.

1.
Руководитель МО учителей начальных классов по теме « Системно-деятельностный подход – основа ФГОС второго поколения»
Изучить статью
а) И.В.Омельченко» План работы методического объединения учителей начальных классов» ж. « Начальная школа» № 9 – 2009г.
б) М.Н.Григорьева « Методическое объединение- центр коллективного творчества педагогов», ж. « Начальная школа» № 3 – 2000г.
Составление плана работы МО учителей начальных классов.
Приготовить выступление на МО по теме « Педагог-организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока (ФГОС).
Провести открытый урок обучения грамоте по данной теме.

1.5.Посетить уроки коллег

Варанкина Н.В. – тема « Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС»
Некрасова Л.В.- тема « Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке в начальной школе»
Лебедева Г.И.-тема « Методические рекомендации по организации урока в рамках системно – деятельностного подхода.

1.6.Обмен опытом работы с коллегами по изученной теме (составление технологической карты при подготовке к уроку.)
Весь год

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Составлен план работы на год

С данным вопросом выступила на МО учителей начальных классов.
Урок проведён с использованием ИКТ и требованиями ФГОС деятельностного подхода.

Посещён урок русского языка в 4 классе, окружающего мира во 2 классе, математики в 3 классе. На каждом уроке коллеги импользовали педагогическую технологию «Системно-деятельностный подход в обучении».
Сдала технологическую карту урока и выступление по теме в методкабинет.

2.
Участие в работе РМО учителей начальных классов по теме « Использование системно-деятельностного подхода в обучении».
Декабрь, март, май
Участвовала в работе РМО на базе СОШ № 1
г. Шумиха. Посетила урок русского языка во 2 классе. Тема РМО « Современные приёмы и методы в обучении мл. школьников на уроке» Учитель Прибылова Ирина Анатольевна

3.

Декабрь
Выступила на совещании при директоре по теме « Адаптация обучающихся 1 класса».
На педсовете провела творческий отчёт по теме самообразования « Современные образовательные технологии на уроке и во внеклассной деятельности».

4.

Сентябрь-май
Участвовали в учрежденческих конкурсах, муниципальном конкурсе « Новогодний калейдоскоп», заняли 2 первых места в районном конкурсе творческих работ «Сказка о непослушных мышатах», участвовали во Всероссийской олимпиаде Центра поддержки талантливой молодёжи»(есть победители на региональном уровне).

5.

5.1. Начать оформление « Портфолио»
5.2. Используя методику проектно-исследовательской деятельности, создавать с учащимися проекты на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения и других

Сентябрь

Постоянно

Собран материал для оформления « портфолио» учащихся 1 класса

По программе 1 класса созданы все проекты с помощью родителей

6.
Мероприятия по обмену опытом:
6.1. Посетить открытый урок Варанкиной Н.В. (по теме самообразования).

По плану школы

Посетила урок окружающего мира.

1.
Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.
1.1.Изучить статью Г.А.Кузнецова « Самообразование учителя: освоение и применение информационно-коммуникационных технологий», ж. « Начальная школа» № 8 – 2013 год

Ноябрь

2.
Изучение пособия для учителя В.Б. Багирян, В.Г. Смелова «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» из серии «Современные образовательные технологии».
Декабрь
Изучила

3.
Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
Систематически
Использовала в работе постоянно

4..
Использовать СД - диски, электронное приложение к учебникам на уроках по различным предметам.
Систематически
Очень понравились СД-диски к урокам окружающего мира и азбуки.

5.

Систематически

1.

По плану школы
Семинар классных руководителей « Быть добрым надо по привычке» в 5 классе провела Кощеева И.В., « О дружбе» провела во 2 классе Некрасова Л.В.

2.
Предметная неделя по окружающему миру:

Проведена предметная неделя по окружающему миру.

3.
Кружок « Информатика в играх и задачах»

Сентябрь
Вёлся кружок на протяжении всего учебного года.

4.
Создание семейного клуба « Мы вместе».
4.1 Разработка программы клуба.
Сентябрь
Программа семейного клуба « Мы вместе» разработана. Клуб работал весь учебный год.

2014 – 2015 учебный год

Профессиональное направление.

1.
Изучить литературу по теме:
1.1.Методические рекомендации по проектированию системы оценки достижения планируемых результатов Освоения ООП НОО г.Курган, Евстафьева С.А., старший научный сотрудник Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ и др.
1.2.Изучить статьи в журнале по теме « Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС» в
а) Землянская Е.Н. « Учебные проекты младших школьников», ж. « Начальная школа» № 9 – 2005 г.
б)Иванова Н.В. « Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе», ж. « Начальная школа» № 2 – 2004 г
в) Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения Р.Г.Измайлова
1.3.Метод проектов в современной школе Бычков А.В., М., 2000год.
1.4.Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. Ткачук Е.А. www.ped-sovet.ru
1.5. Организация образовательного пространства начальной школы в условиях внедрения ФГОС второго поколения. О.В. Савина, Интернет.
Формирование УУД в рамках реализации ФГОС., Т.И.Бирюкова, Интернет.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Изучена

Изучена

2.
Разработать рабочие программы по предметам:
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Август - сентябрь

Программы написаны по всем предметам, утверждены, сданы в методкабинет.

3.
Изучить теоретический материал педагогической технологией «Проектная деятельность в начальных классах».
2014-2015 уч.год на МО

Психолого-педагогическое направление.

1.
Продолжить работу по теме « Психологические особенности младшего школьного возраста».
2014-2015 уч.год

2.
Изучить литературу:
2.1.Особенности проявления психических состояний младших школьников в начальной школе, ж. « Начальная школа» № 9 – 2010 г.
2.2.Т.Д. Ремизова « Борьба с усталостью и потерей внимания на уроке», ж. «Начальная школа» № 9 – 2010 г.

Февраль

3.
Провести диагностирование
3.1. Изучение личности ребёнка. Изменения по сравнению с 1 классом.

Сентябрь

Диагностирование проведено

Методическое направление.

1.
Руководитель МО учителей начальных классов по теме «Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС».

2014-2015 уч.год

2.
2.1.Составление плана работы МО учителей начальных классов.

Сентябрь

План работы МО составлен

3.
3.1.Приготовить выступление на МО по теме «Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС». 3.2. Провести открытый урок математики по теме «Проект. Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».
3.3. Посетить уроки коллег

Некрасова Л.В. – тема «Методика работы над проектом в свете ФГОС нового поколения». Урок окружающего мира.Проект « Школа кулинаров».

Лебедева Г.И..- тема « Урок в свете требований ФГОС». Открытый урок математики Проект « Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий».

Варанкина Н.В.- тема « Проектно-исследовательская деятельность, как условие формирования УУД в начальной школе. Открытый урок литературного чтения по теме « Проект. Составление загадок».
3.4. Обмен опытом работы с коллегами по изученной теме.

Октябрь

Декабрь

Май
Выступила перед учителями МО учителей начальных классов
Провела урок-проект математики

Посетила урок-проект окружающего мира на тему « Школа кулинаров»

4.
4.1.Провести консультацию для коллег начальных классов по составлению рабочих программ 1-4 классов.

4.2.Утвердить программы на МО
Сентябрь

Август
Проведена консультация по составлению программ.
Утверждены программы Варанкиной Л.И., Варанкиной Н.В., Лебедевой Г.И.

4.
Участие в работе РМО учителей начальных классов по теме « Учебные проекты как средство развития личности ребёнка».

Ноябрь
Посетила урок окружающего мира в СОШ № 3 г. Шумиха Дядиной Н.П.

5.
Участие в работе педсоветов, совещаний при директоре
5.1. Первичный отчёт по теме самообразования.

По плану методической работы.

6.
Организация работы с одарёнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Сентябрь-май
Участие с детьми в муниципальном фотоконкурсе « Крепкая семья – золотое детство». (Кобцова Карина, Иващенко Ксения)

7.
При организации учебного процесса на основе требований ФГОС НОО использовать в работе современные образовательные технологии:
5.1.Продолжить работу по оформлению « Портфолио» во 2 классе
5.2. Используя методику проектно-исследовательской деятельности, создавать с учащимися проекты на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения и других предметах.
5.3.Создание банка проектов, выполненных обучающимися на уроках по разным предметам.

1 раз в четверть

По календарно – тематическому планированию

Январь
За 2 четверти портфолио пополнено.

За 2 четверти оформлено

8.
Мероприятия по обмену опытом:
8.1.Посещение открытых уроков коллег школы.

По плану школы

9.
Сдать в методкабинет школы 2 разработки проведённых мероприятий
Май

10.
Аттестация: 10.1.Написать заявление в аттестационную комиссию Курганской области на высшую категорию 10.2. Сбор папки профессиональных достижений педагогического работника на категорию. 10.3.Аттестация на высшую квалификационную категорию.

Февраль

Апрель

Информационно-компьютерные технологии.

1.
Работа в Интернете. Сбор и анализ информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

Систематически

2.
Использовать СД - диски, электронное приложение к учебникам на уроках по различным предметам и во внеклассной деятельности.
Систематически
Использую на всех уроках.

3.
Создавать презентация к урокам и внеклассным мероприятиям.
Систематически
Создано много презентаций и использовано на уроках и внеклассных мероприятиях.

4.
Пройти электронное тестирование в ГАОУ ДПО ИРОСТ Курганской области. Аттестация учителя.

5.
Создать сайт http:// учительский портал
Январь

6.
Поместить на сайте разработки методических мероприятий
Январь-март

Внеклассная работа, внеурочная деятельность.

1.
Семинар классных руководителей.
1.1. Посещение семинара, участие в его работе

По плану школы

2.
Предметная неделя по русскому языку:
2.1. Подобрать материал для проведения предметной недели.
2.2.Напечатать брошюру по итогам проведения предметной недели (разработки мероприятий).
2.3.Посетить заключительные мероприятия предметных недель по литературному чтению, окружающему миру, математике

Октябрь
Ноябрь
Январь

Провела Варанкина Н.В. и Лебедева Г.И.

3.
Кружок «Волшебный мир оригами»
3.1. Составление программы кружка.

Сентябрь
План работы кружка составлен

4.
Продолжить работу семейного клуба « Мы вместе».
4.1 Составление плана работы клуба на 2014-2015 учебный год.
4.2.Проведение запланированных мероприятий.

Сентябрь

План составлен

Проведено за 1 полугодие 2 мероприятия: «Арбузник» и « Капустник».

5.
Разработать программу воспитательной работы с классом.
Октябрь
Разработана программа « Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Оценка эффективности программы.
Полученные знания, накопленный методический материал после завершения программы будет использоваться в работе учителя.
Реализация программы выразится в овладении системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
в умении использовать современные образовательные технологии; работать на сайтах Интернета в различных сообществах и сетях; составлять рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности, умении оказать практическую помощь коллегам.

Источники самообразования.
1.Журнал «Начальная школа».2.Электронное приложение газеты «Первое сентября» для учителей начальных классов.3.Интернет- ресурсы.4.Мероприятия по обмену опытом.
5. Методические пособия по различным предметам преподавания.

Лист учёта выполненных мероприятий по самообразованию

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка программы по самообразованию администрацией школы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №23»

План работы по самообразованию

воспитателя Ананьевой Л.Г.

на 2016-2017 учебный год

по теме «Подвижная игра как средство развитие основных движений у детей раннего возраста»

г. Арзамас 2016г

Пояснительная записка.

Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь».

Что же это – движение – для маленького ребенка?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение болезней, особенно тех, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Ребенок рождается совершенно беспомощным. Первые познания о мире, вещах и явлениях приходят к нему через движения глаз, языка, рук. Как только ребенок овладеет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении и даже действует с предметами малыш на ходу, редко присаживаясь или останавливаясь. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нем.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Основные движения – это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности. К ним относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.

В решении этой задачи эффективным средством может стать подвижная игра.

Подвижная игра, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется стремление детского организма к движению, решаются самые разнообразные задачи. Играя, дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных движениях. Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности

ЦЕЛЬ:

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;

Развивать основные движения средством подвижной игры.

ЗАДАЧИ:

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»;

Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для детей раннего возраста;

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр, приобретение спортивного инвентаря;

Обучение детей подвижным играм;

Разработка перспективного плана подвижных игр для детей раннего возраста;

Посещение городских методических объединений;

Участие в методической работе ДУ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Повышение профессионального уровня;

Овладение детьми видами основных движений;

Активное участие детей в подвижных играх.

ПЛАН РАБОТЫ.

месяц

Цель

Форма представления результатов

Сентябрь

2016г

Повысить свой профессиональный уровень в образовательной области «Физическое развитие»

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Анкетирование родителей

Октябрь

2016г

Консультация для родителей «Подвижные игры малышей»

Ноябрь

2016г

Выступление на педсовете «Развитие речи малышей в подвижных играх»

Декабрь

2016г

Оформить картотеку подвижных игр

Разработка и оформление картотеки подвижных игр

Картотека подвижных игр по видам основных движений

Январь

2017г

Пополнить предметную среду группы

Изготовление медальонов с изображением мордочек животных, флажков и ленточек

Приобретение мячей и обручей в группу

Февраль

2017г

Фотовыставка «Мы играем»

Март

2017г

Подготовить выступление на педсовет

Выступление на педсовете «Элементы театрализации в подвижных играх малышей»

Апрель

2017г

Разработать перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Перспективный план подвижных игр

Май

2017г

мониторинг

Сентябрь - май

Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем), включение их во все режимные моменты.

Посещение методических объединений по плану департамента образования.

Список литературы:

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. «Кроха»: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений – 2-е изд. – Москва «Просвещение» 2010г

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – Москва «Просвещение» 1981г

Кроха: программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. – Н.Новгород, 1996г

Дайлидене И.П. «Поиграем, малыш» /книга для работников дошкольных учреждений и родителей/ Москва «Просвещение» 1992г

В. А. Шишкина «Движение + движение» /книга для воспитателей детского сада/ Москва «Просвещение» 1992г

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. «Играем с малышами» /игры и упражнения для детей раннего возраста/ Москва «Просвещение» 2003г

Е.Фадеева, А.Траханова «Прыг-скок по радуге» программа комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, 2002г

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М.1979г.


В 2014-2015 учебном году мною была изучена тема «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС».

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников.

Во время изучения данной темы я выяснила, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, которая влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка. Кроме того, существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.


В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

Основная задача педагога - поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Именно поэтому в течение года я старалась насыщать прогулки играми и различными физическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые решались мною при помощи разнообразных игровых заданий в течение всего учебного года.

в 2014-2015 учебном году

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.