Нравственный классный час. Нравственный классный час в начальной школе

Классный час

«Мои нравственные ценности»

9 «А» класс. Классный руководитель Черкашина Л. М.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

    Сформировать представление о нравственных ценностях

    На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.

    Воспитывать культуру поведения.

Сценарий классного часа.

1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы»Однажды у мудреца спросили:

Мудрец ответил:

Почему наш классный час с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).

2. Учитель. Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни.

Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».

Что же такое ценность? (слад № 3)

Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Слайд 4)

Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.

Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор.

Задание группе № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.

Задание группе №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.

В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь. Третья группа должна назвать эти вечные универсальные ценности

Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности (Слайд 5)(Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....)

Учитель. (слайд 6) Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.

(слайд 8, 9)

Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.

Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей» (слайд 10)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) ;

(Л. Ландау);

(Ж. Ж. Руссо)

Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже (слайд 11, 12, 13) В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.

Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)

Вторая группа зачитывает высказывание о доброте. (слайд)

Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина

«Волжская баллада» Лев Ошанин

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча -

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

«Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев».

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

Здесь лежит Алексей Ковалев.-

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли - этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Где ты, Леша, соколик ты мой?! -

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет - безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена,-

Пусть как память живет он в дому.

Вот спаситель ваш,- детям сказала она,-

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез...

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж - Алексей Ковалев -

С перевязанной правой рукой.

Не ждала? - говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива...

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге - припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

О каком качестве души это стихотворение (милосердие) Высказывание о милосердии зачитывает третья группа. (слайд15)

    Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований (слайд «Ящик Пандоры», 16) Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

Просмотр содержимого презентации
«moi_nravstvennye_tsennosti»

Мухи и пчёлы

Однажды у мудреца спросили:

  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
  • Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
  • Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам .

Классный час

« МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

9 «А» класс

Классный руководитель:

Черкашина Л. М.


  • Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?


Ценности для человека. Что выбрать?

  • Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие,

застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность,наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....


Вечные ценности:

Совесть

Доброта

Милосердие


  • Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла
  • Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

  • Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
  • Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В мире мудрых мыслей

  • В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

  • Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

(Ж. Ж. Руссо)


  • В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
  • Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?


  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?
  • Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
  • Каковы были ее нравственные ценности?

Доброта

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.

Милосердие

  • Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
  • Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
  • Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
  • Слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

  • Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
  • Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все человеческие пороки, несчастья, преступления и болезни вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике среди всех несчастий находилась ещё одно существо. Боги, преисполнившись жалостью к людям, спрятали среди духов зла одно доброе существо, Надежду.Она хотела вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне. Вылетевшие из ящика злые бедствия, страдания, болезни тотчас распространились по земле. Позже Надежда смогла вырваться из ящика и бросилась исправлять все бедствия.
  • Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия. Так, согласно древним мифам, в мире появилось Зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет Надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье, спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.


Нравственные правила людей:

  • 1Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  • 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  • 3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  • 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  • 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
  • 8. Уважай старших и заботься о младших.
  • 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.

Задачи :

  • формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  • формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма : пресс-конференция.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Плакаты :

  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
  • “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия

Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

  • наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
  • лениться и бездельничать;
  • быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
  • требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
  • лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
  • давать пустые обещания, нарушать слово;
  • заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
  • наушничать, доносить на товарища;
  • малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
  • проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
  • употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
  • отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
  • молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
  • пустословить, произносить всуе святые имена;
  • смеяться над увечными;
  • не любить и обижать животных;
  • не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

  • в озлоблении людей;
  • в разобщении по политическим и идейным мотивам;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в утрате идеологической и ценностной ориентации;
  • в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • украсть что-то у соседа по парте;
  • съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
  • подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
  • написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»

Цель: формирование позитивного отношения к духовно-нравственным ценностям через опыт эмоционального переживания и рефлексии.

Задачи:

Создание условий для формирования нравственных идеалов на положительных примерах;

Создание условий для критического осмысления и анализа учащимися нравственных поступков с целью выработки собственной позиции в разных жизненных ситуациях нравственного выбора.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, видеоролики «Илья Муромец и Я», «Брошенный камень» на песню Светланы Копыловой, «О полицейском из Дагестана».

Оформление доски: слова «мораль», «нравственность», «моральный выбор».

Форма классного часа: рефлексивный просмотр видеоматериала.

Ход классного часа

Мотивация. Демонстрация видеоролика «Илья Муромец и Я».

Воспитатель: Итак, перед нами ситуация, соответствующая теме нашего классного часа «Нравственный выбор». Как поступить в данной ситуации? Высказываем свое мнение.

Ответы учащихся.

От чего зависит принятое решение? От внутренних качеств человека.

Воспитатель: Мы с вами нередко оказываемся в ситуации морального выбора. Давайте же разберемся вместе, что означают эти понятия «мораль», «нравственность», «моральный выбор».

С этими понятиями мы много раз сталкивались на уроках обществознания, на классных часах. Сформулируем их.

Мораль - совокупность норм, правил поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В быту под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное.

Нравственность - совокупность норм, усвоенных человеком и определяющих его поведение.

Что такое нравственный выбор?

Ситуация нравственного выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении “Как мне поступить?”

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и ложью, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д.

Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок. А то каким будет этот поступок зависит от личностных качеств человека, его моральных убеждений и взглядов на жизнь.

Давайте посмотрим следующий видеоролик, подумаем над тем, какие нравственные задачи стояли перед людьми, и проанализируем, какими принципами они руководствовались в данной ситуации.

Демонстрация видеоролика «Брошенный камень»

Вопросы учащимся:

Сначала обсудим ситуацию, в которую попадает молодой человек - владелец машины.

    Какой нравственная задача стоит перед ним?

    Какое он принимает решение?

    Как поступили бы лично вы в данной ситуации?

    А соответствует ли это нормам, принятым в нашем обществе?

    О каких качествах личности этого человека мы можем говорить?

    Все ли люди готовы поступить также? Почему?

    Какой вывод можно сделать?

Вывод: Не все люди готовы пожертвовать материальными благами во имя других, но все бы мы хотели, чтобы другие жертвовали во имя нас.

Как бы вы поступили на месте мальчика, бросившего камень?

Поговорим о поступке мальчика.

    С каких он слов он начал свою речь?

    О каких личностных качествах это говорит?

    Хорошо ли он поступил?

    А что предшествовало его поступку?

    Что оправдывает его поведение?

    Как этот поступок соотносится с вашими взглядами?

Вывод: мальчик камнем нанес материальный вред владельцу автомобиля, тем самым нарушил закон, но исходя из моральных норм, поступил верно, спасая жизнь брата.

А всегда ли нравственный выбор дается легко? От чего это зависит? На эти вопросы мы ответим, посмотрев следующий сюжет.

Демонстрация видеоролика «О полицейском из Дагестана»

Эту ситуацию можно назвать трагедией и подвигом: трагедией, потому что оборвалась жизнь человека, подвигом, потому что….

Почему народ считает это подвигом?

Как вам кажется, быстро ли принял решение молодой полицейский, что сказать в ответ террористам? Почему?

Как сказал сосед Магомеда: «Он с детства рос исключительно хорошим мальчиком». Это говорит о том, что Магомед с детства принимал только верные решения, совершал нравственные поступки.

Над своими словами Магомед Нурбагандов даже не задумывался, они шли у него от самого сердца, потому что это было его убеждением, мировоззрением, и предложенный террористами вариант ответа никак не мог быть принят этим человеком.

Думал ли он о славе перед лицом смерти? Конечно нет.

Сегодня мы уже знаем, президент РФ В.В. Путин в Кремле родителям Магомеда Нурбагандова лично вручил государственную награду.

В чем заслуга родителей?

Чтобы воспитать такого убежденного патриота, истинного защитника рода и родины необходимо наличие примера и высоких духовных ценностей в семье, которые впитываются личностью ежедневно и становятся ее естеством. Тогда любой решение человек принимает быстро, на задумываясь.

Жизнь показывает, что все люди, в том числе и мы с вами, легко отличаем хорошие чужие поступки от плохих. Со стороны все кажется простым и понятным.

А сейчас мы сами попробуем решить нравственную задачу. Ваш друг просит списать не сделанное им домашнее задание, в противном случае ему снизят оценку в четверти, и он на вас обидится. Как вы поступите?

Свое решение напишите на листочках и разместите их на доске.

Варианты зачитываются и обсуждаются. А всегда ли ранее вы поступали в соответствии с этим принципом?

Иногда мы совершаем поступки, не задумываясь над тем нравственно это или нет. А когда задаем себе этот вопрос, то решение порой бывает другим.

Желаю вам всегда думать о том, насколько нравственны ваши поступки?

И закончить наш классный час хотелось бы словами Конфуция: «Чтобы отличить благородного человека от низкого, вовсе не надо их выслушивать, надо увидеть, каковы они в беде».

Методическая разработка классного часа для 2 класса «Самые дорогие слова»

Цели : способствовать формированию у детей нравственно- этических, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, отчизна и др.

Наглядность : слова на карточках; картины родной природы; портреты защитников родины; картины труда людей, разрухи и войны.

Ход занятия

I. Вступление.

Ученик.

Классный час сейчас начнем

И беседу поведем.

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах. (Учитель читает статью по П. Гамарра «Волшебные слова» и во время чтения выставляет таблички-слова, сделанные в виде человечков с различными выражениями лица.)

II. Основная часть.

Хотите, я расскажу, какая интересная история случилась однажды в нашей школе?

Дело было вечером. Ученики разошлись по домам. Учитель закрыл классный журнал, привел в порядок свой класс и тоже ушел. Доска была вытерта, двери закрыты, на партах ничего не лежало. Разве только кусочек мела, который закатился в уголок, да сломанная ручка. Она забилась в щелку и оттуда посматривала на класс.

И вот, как раз в этот вечер, ручка - она была очень любознательная - вылезает из своего уголка, подскакивает к пеналу и спрашивает:

Скажите, дядюшка, вы ничего не слышите?

Подожди, - отвечает пенал, - дай послушаю!

Это был старый пенал, он был туг на ухо!

В книжном шкафу какой-то шум, - прошептала ручка.

А ведь, пожалуй, верно! - сказал пенал. - Там что-то происходит! Странно, обычно в это время книги стоят спокойно.

Действительно, с книгами делалось что-то необычное. Раскрывались переплеты, шелестели страницы, слышались шепот, восклицания, отдельные слова...

И тут показались два человечка. Два совсем маленьких человечка. Они вылезли из книжного шкафа через замочную скважину и запрыгали по полу.

Кто это? Кто это? - спросила ручка. - Да я их как будто знаю!

А пенал говорит:

Подожди, подожди! Я их тоже где-то видел.

Ой, как их много! - воскликнула ручка.

А пенал говорит:

Ну, какие же мы глупые! Конечно, мы их знаем! Ведь это слова!..

Конечно, это слова! Их пишут и ручкой и мелом. Или карандашом. Я их отлично знаю.

Ах, где же, в самом деле, была моя голова?! Ведь я их тоже знаю. Сколько я их написала до того, как меня сломали. Но как их много! Интересно, что они собираются делать?

А пенал говорит:

Они идут к столу учителя! Смотри, они карабкаются на стол!

И действительно, слова взобрались на стол учителя. И тут они заговорили все сразу.

Ох, эти дети... - Как они плохо обращаются с нами! - краснея, проговорило слово СТЫДЛИВОСТЬ.

Они - дети! Не следует на них обижаться, - сказало слово ДОБРОТА. - Они дети...

Ладно, ладно! - сказало слово МИР. Оно говорило ласково и спокойно. - Мы не за тем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям стать лучше, воспитаннее, культурнее. Прежде всего, давайте изберем председателя. Все согласны?

Согласны, согласны! - воскликнули слова.

Меня изберите! Меня! - закричало слово ТРУД. - У меня большая сила! Кто за меня?

Прошу слова.

Это появилось очень важное слово. Оно было больше всех других и круглое, как мяч.

О, да это шар! Это ЗЕМНОЙ ШАР!

Друзья! - сказал ЗЕМНОЙ ШАР громким, торжественным голосом. - Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего. Например, ДРУЖБА. У этого слова добрые и крепкие руки. Или возьмем, например, слово СОГЛАСИЕ. Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.

В классе стоял шум. Это шумели слова. Они спорили, кого же им избрать председателем.

И вдруг вышло слово МАМА и протянуло свои добрые руки.

Дорогие, слушайте меня, - сказало слово МАМА. Оно говорило негромко, но все его слушали. - Кажется, я знаю, кого нам следовало бы избрать в председатели. Есть одно слово, которое все любят.

И тотчас засиял необыкновенный свет. Он был похож на свет утра, какой бывает, когда солнце только-только поднимается из-за облаков.

Да! Вот кто у нас будет председателем - слово МИР! - кричали со всех сторон.

Но все-таки некоторые молчали. Например, ЗЛОСТЬ. Оно забилось в угол: ему было страшно.

А слово МИР вышло вперед. Оно было очень красиво.

Его избрали председателем.

Учитель . Вот, ребята, сколько много слов к нам пожаловало, но это еще не все слова, другие слова к нам будут приходить на следующие классные часы. Сегодня поговорим о некоторых из них.

Кому вы обязаны своей жизнью на Земле? Какое первое слово произносит ребенок? (Маме, мама.)

За что вы любите свою маму? (Что она дала мне жизнь. Она заботится обо мне. Она много времени проводит со мной. Она помогает в трудную минуту и т.д.)

Прочитаем в лицах стихотворение У. Раджаб:

Кто пришел ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашечку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплел?

Мамочка.

Целый дом один подмел?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

Вывод: значит, лучше всех на свете - мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь.

Объясните смысл пословиц:

При солнышке - тепло, при матери - добро.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материно сердце в детях, а детское - в камне.

Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.

Сейчас поговорим о другом важном и дорогом слове - Родина. Когда великий русский композитор М. И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке как символу своей Родины.

Родина - это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это - место, где ты родился и вырос.

Послушайте стихотворение 3. Александровой.

Ученики поочередно читают стихотворение.

ЕСЛИ СКАЖУТ СЛОВО «РОДИНА»

1-й ученик .

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2-й ученик.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3-й ученик.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

4-й ученик.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Объясните смысл слов «Родина бывает разная, / Но у всех она одна». (Разная - это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина - Россия.)

Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами.

О другом дорогом и важном для нас слове «мир» написал М. Пляцковский.

Ученики поочередно читают стихотворение. 1-й ученик.

НАМ НУЖЕН МИР

Нам нужен мир!

Тебе, и мне, и всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет,

который завтра встретим.

2-й ученик.

Нам нужен мир!

Трава в росе,

улыбчивое детство!

Нам нужен мир!

Прекрасный мир,

полученный в наследство!

3-й ученик.

Нам нужен разноцветный луг

и родина над лугом!

Нам нужно бегать,

прыгать, петь

и говорить друг с другом!

Дети исполняют один куплет песни «Солнечный круг».

И еще одно стихотворение о мире Игоря Кравченко.

Чтец.

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир.

Ученик.

НАДЕЖНОЕ СЛОВО

Из древних уральских руд,

Не скажу я точно -

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

Останется жить в веках

Надежное это слово!

Вместе с словами: мать,

Правда, народ, Россия -

Пойдет да пойдет шагать,

Всю кривду, все зло осиля.

Л. Татьяничева

Учитель . Вот и узнали мы самые дорогие слова. Их надо помнить и беречь всегда.

III. Итог занятия.

Что такое мир? Для чего нужен мир на Земле?

Какое самое дорогое слово?

Что больше всего понравилось на занятии?

О чем расскажете дома?

Соёлма Жанчипова
Классный час «Сотворения себя» (урок нравственности)

Цель : содействовать формированию положительных качеств личности,воспитывать правильной нравственной позиции у детейХод занятия

1. Оргмомент

2. Слово учителя :

«Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присуще такие

высокие качества, как честь, достоинство, долг, совесть, порядочность, честность,

доброта и справедливость. В молодые годы человек обретает или не обретает эти

качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает. В старости на

них опирается, а если их нет, то он страдает, не имея нравственной опоры .

Нам необходимо уже в детстве понимать что хорошо, а что плохо, стремиться

быть добрыми, справедливыми и честными. Достоин уважения тот, кто поступает,

как ему указывает совесть и убеждения. «Он поступил благородно, благородный

поступок» - говорим мы, когда встречаемся с проявлением великодушия и бескорыстия.

Что такое благородство? Какого человека мы можем назвать

«благородным?»

(ответы учащихся, просьба аргументировать свою точку зрения)

Справка : когда человек поступает великодушно отношению к другим людям

делает для них что-то доброе, жертвуя личными интересами – такого

человека мы можем назвать благородным

3. Из жизни замечательных людей

«Во время войны педагог и врач Януш Корчак со своими воспитанниками погиб в газовой камере. У него была возможность уйти и остаться живым, но…

Ценой жизни он утвердил благородство своей профессии.

Как вы думаете, почему этот человек отказался покинуть своих воспитанников и погиб вместе с ними? Почему он принял смерть с детьми?

(ответы учащихся)

4. Литературная страничка (заранее подготовленный ученик читает стихи)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать его покуда не спеши.

Моет, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей!

Добрый совет : идеальных людей нет, у каждого из нас есть слабости и недос-

татки. Давайте учиться прощать чужие недостатки, как прощаем себе.

5. Рисунки «Знай врага в лицо»

Задание : нарисовать свои недостатки, как вы их представляете?

1 Изобрази свои хорошие стороны…в квадрате

2 Изобрази свои плохие стороны…в круг.

6. Итоги беседы

Задание : напишите несколько добрых советов тем, кто рядом с вами на тему :

«Как бороться со своими недостатками?»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Уроки нравственности в семье» Семья – это слово родное! Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Детство –.

Конспект классного часа по курсу «Азбука нравственности» (Нравственное воспитание) Конспект по курсу нравственного воспитания «Азбука нравственности». Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Тема: Как вести.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие» Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках.

Проект «Уроки нравственности» Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре родного края сегодня является одной из наиболее актуальных. В Концепции дошкольного.

Сценарий «Самый классный классный!» Сценарий выступления «Самый классный классный» На экране видео заставка «Пусть говорят». Выходит ведущий. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, в эфире.

Урок «Космос - это мы. Гагаринский урок». Урок «Космос – это мы. Гагаринский урок». Посвящен 55-летию полёта Юрия Гагарина. Цель урока: обобщить и углубить представление о первом.