Конспект интегрированной НОД «Путешествие по стране Мульти – Пульти. Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект учебного занятия

педагога дополнительного образования

МУ ДО «Дом детского творчества» города Качканар

Черепановой Веры Сергеевны

Тема учебного занятия: «Основы анимации»

Участники: учащиеся 2 - 4 классов (не более 10 человек).

Цель занятия: ведение в образовательную программу "Мультстудия".

Задачи:

Дать определение «анимации»,

Выявить основные принципы анимации;

Создать анимационный этюд, используя принципы анимации.

Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийное оборудование, 3 мультипликационных стола, оборудованные фотоаппаратами на штативах, рабочими полями.

Ход занятия: 1 слайд

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Сергеевна. Я приехала к вам из города Качканар, где руковожу мультстудией «Рыжий кот». Со мной приехал символ нашей мультстудии - вот такой котейка. В конце занятия, мы попробуем ответить на его вопросы, поэтому время от времени посматривайте на них. Сегодня я проведу для вас занятие «Основы анимации», но для того, чтобы нам легко было общаться, я прошу вас написать свои имена на предложенных листочках и вставить их в бейджи.

Замечательно, теперь я вижу как к вам обращаться!

2 слайд

Чтобы узнать, насколько вы осведомлены в теме анимации и мультипликации, предлагаю сыграть в игру «Да», «Нет».

ИГРА «ДА», «НЕТ»

На полу проведена черта, с одной стороны которой написано «ДА», с другой - «НЕТ». Педагог читает утверждения, если участник согласен с утверждением, он встаёт на сторону «ДА», если не согласен - «на сторону «НЕТ».

Утверждения:

Я люблю смотреть мультфильмы.

Я не люблю мультипликацию - это для малышей.

Я не пропускаю новые мультфильмы, всегда хожу в кинотеатр.

Я знаю, как делают мультфильмы.

Я никогда не пробовал сделать мультик.

У меня есть свой самодельный мультфильм.

Я хотел бы заниматься в мультстудии.

Мне нравится сочинять истории.

Мне нравиться работать с фотоаппаратом или камерой.

Я всегда стремлюсь узнать что-то новое.

Педагог: Спасибо! С помощью игры я узнала… (например, вы все любите смотреть мультфильмы, некоторые имеют представление как они создаются и вы все стремитесь узнать что-то новое). Вот сегодня я расскажу вам что такое Анимация и мы попробуем сделать интересную работу. А пока, предлагаю объединиться в три команды, чтобы удобнее было работать.

3 слайд

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ТРИ КОМАНДЫ.

(Объединение происходит с помощью карточек с героями мультфильмов

«Смешарики», «Фиксики» и «Белка и Стрелка»)

4 слайд

Педагог: Так что же такое анимация. У вас на столах лежат карточки с различными словами-определениями. Я вам дам одну подсказку, ваша задача через 2 минуты, после обсуждения, поднять ту карточку, которая больше, по вашему мнению, соответствует определению АНИМАЦИЯ. Подсказка (посмотрите на экран) - «Анима» - душа.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

Участники в течение двух минут обсуждают, какое из предложенных слов ближе всего по смыслу к слову АНИМАЦИЯ. Предложенные слова:

Передвижение

Оживление

Одушевление

Соединение

Возвращение к жизни

Педагог: Команды, время вышло, прошу поднять таблички с определением, что такое анимация. (Педагог анализирует ответы детей)

«Анимация» - от слова «анима» - душа. Следовательно анимация - оживление, одушевление. Анимация способна оживить неподвижное. Синоним анимации является понятие мультипликация, оно используется в основном в России.

6 слайд

Принципы анимации - показ последовательных изображений с разными фазами движения.

ИГРА «ЗАМЕДЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Давайте сейчас поиграем в игру. Вы будете неподвижными фигурками. Застыли! Сейчас вы будете постепенно оживать - например, нам нужно будет поднять обе руки вверх, соединить ладони и опустить руки вниз. Но делать мы это будем постепенно, покадрово. Я буду оператором, который пошагово, кадр за кадром будет снимать ваши ФАЗЫ движения. Итак, начали!

Педагог: Молодцы! А вот что получается, если то же самое делать с разными неподвижными фигурками.

7,8 слайд

9 слайд

Педагог: Ребята, я вам продемонстрировала один из видов мультипликации - объемную (она бывает и кукольной, и пластилиновой, и предметной). Условно, по способам создания мультфильмов - они могут быть рисованными, объемными и созданными с помощью компьютерной графики. Сегодня я предлагаю вам создать собственные анимационные этюды в объемной технике и технике плоской перекладки.

10 слайд

Я с собой привезла такую чудесную коробочку. Один человек из команды сейчас подойдёт ко мне и вытянет из коробочки одного из персонажей.

«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»

Участники вытягивают из коробки три персонажа: пластилиновую фигурку снеговичков, 2 человечка из конструктора ЛЕГО, плоскую фигурку Евразика и мальчика. Участники проходят за рабочие места.

11 слайд

Педагог: Сейчас каждая команда приступит к покадровой съемке фаз движения своих персонажей. Не забываем технику безопасности при работе с фотокамерой. Штатив должен оставаться неподвижным, двигать нужно только персонаж. Выберите - кто в команде будет оператором, а кто мультипликаторами или аниматорами.

Педагог даёт задание каждой команде.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПОКАДРОВАЯ СЪЁМКА»

Педагог: Время вышло. Ребята, давайте с помощью функции просмотра на фотоаппаратах посмотрим, что у нас получилось… Вы замечательно справились с заданием.

Если вы сейчас ответите на вопросы рыжего кота, то сегодняшнее занятие можно считать успешным.

Что узнали?

Чему научились?

Что сделали?

12 слайд

Занятие полезно, всё понятно

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно,

Ещё придётся потрудиться,

Да, трудно всё-таки учиться.

Спасибо! Занятие окончено. Перед уходом домой не забудьте прибрать рабочие места, проверить выключены ли фотоаппараты.

13 слайд

Предполагаемый результат: Создание анимационного этюда, используя полученные знания об основах анимации.

Эльмуратова Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

муниципального автономного учреждения

дополнительного образования

«Федоровский центр дополнительного образования»

Сургутского района

Год обучения: 1 год

Направление: «Техническое»

Объединение: «Мультстудия «Муравейник»

Модуль: « Анимационный тайминг и компьютерное преобразование, художественное оформление мультипликационного фильма»

Раздел: «Пластилиновая анимация»

Тема занятия: «Технический процесс создания мультфильма»

Цель занятия: сформировать знания методов создания и редактирования изображений в графическом редакторе «Киностудия Windows Live ».

Задачи занятия:

Образовательная:

Формировать первоначальные знания, навыки и умения по работе с программным продуктом «Киностудия Windows Live».

Развивающая :

Развивать творчество обучающихся, их мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в представлении и обработке информации;

Развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

Продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету «Информатика»;

Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

Воспитывать у обучающихся стремление к реализации себя в обществе.

Ожидаемые результаты:

    приобретены навыки:

Монтажа видеофильма из отдельных файлов, разного типа: графических, звуковых, текстовых и прочих;

Создания проектов в формате видеофильмов для дальнейшего воспроизведения;

Редактирования готовых видеофильмов.

Оборудование и пособия: ПК, проектор, экран, программное обеспечение «Киностудия Windows Live », мультимедийная презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип занятия : изучение и первичное закрепление новых знаний .

Вид занятия: комбинированный .

Время: 2 часа

Содержание занятия

    Организационный момент (5 минут)

    (10 минут)

    (10 минут)

    Изучение нового материала и его первичное закрепление (10 минут)

    Эмоциональная разрядка (5 минут)

    Практическая работа.(2 0 мин).

    (дифференцированный подход) (20 минут)

    П одведение итогов занятия (10 мин.)

    Рефлексия (10 минут)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на очередном занятии! Прошу занять ваши места за компьютерными столами.

    Обсуждение темы и цели занятия (мотивация учебной деятельности)

Наше занятие сегодня мы начнём с просмотра и обсуждения фрагмента мультфильма «Падал прошлогодний снег», режиссёра Александра Михайловича Татарского (просмотр мультфильма).

Скажите, пожалуйста, в какой технике выполнен данный мультфильм? (ответы детей)

Давайте порассуждаем о характере главного персонажа мультфильма (фронтальный опрос)

А каким был бы главный персонаж этого мультфильма, если его создавали вы? (ответы детей)

    Повторение пройденного материала (актуализация опорных знаний)

Работа с терминологией (кроссворд). (Приложение 1)

Взаимоконтроль.

    Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Странно было бы задавать вам вопрос: «Любите ли вы мультфильмы?» Ведь мультфильмы – это часть нашей жизни. Сегодня трудно представить не только ребенка, но и взрослого, который не любил бы этот вид творчества. Мультфильмы дарят всем радость. Они кажутся нам волшебным миром, в котором мечтает побывать, наверное, каждый ребенок. Как нам кажется, попасть в этот мир возможно, если мы начнем создавать мультфильмы сами. Это очень увлекательное и необычное занятие. Сегодня у вас будет такая возможность создать свой собственный мультфильм.

Скажите, какие работы вы выполняли на занятиях декоративно-прикладного творчества и рисования? (ответы обучающихся)

Вы уже вылепили из пластилина героев будущего мультфильма, который будет создан по мотивам сказки народов ханты. Кто эти герои? Опишите их (рассказ детей) .

Скажите, пожалуйста, какую работу мы проделали на прошлом занятии, которая является неотъемлемой частью процесса создания мультфильма? (ответы обучающихся).

Правильно, это покадровая съёмка в формате «stopmotion ». У нас есть готовый фотоматериал, который мы можем превратить в мультфильм. А как мы можем это сделать? Давайте, вспомним, как звучит тема нашего занятия? (рассуждения детей)

Правильно, при помощи специальных графических программ можно:

Монтировать видеофильмы из отдельных файлов, разного типа: графических, звуковых, текстовых и пр.;

Присваивать различные эффекты;

Сохранять проекты в формате видеофильмов для дальнейшего воспроизведения;

Редактировать готовый видеофильм.

А какие графические редакторы или программы для монтажа фото, видео и аудио файлов вы знаете? ( ответы детей ) ( Видео МОНТАЖ , Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio, Sony Vegas Pro, Corel Video Studio Pro).

Сегодня на занятии мы будем использовать в работе графический редактор «Киностудия Windows Live».

Для того, чтобы создать мультфильм из имеющихся уже фотографий, достаточно просто разобраться в несложной программе «Киностудия Windows Live», входящий в состав операционной системы Windows XP, Vista.

Сегодня мы будем осваивать «Киностудию Windows Live». Данный графический редактор представляет собой программный продукт для создания и редактирования видео файлов. В настоящее время «Киностудия Windows Live» еще активно используется на вышеназванных операционных системах. Обладая прекрасными техническими характеристиками, она, несмотря на отсутствие обновлений, весьма популярна среди пользователей персональных компьютеров.

«Киностудия Windows Live» обладает широкими функциональными возможностями, позволяющими максимально быстро и эффективно обрабатывать видео файлы. В первую очередь, с ее помощью можно получать видео с цифровых носителей, а также создавать слайд-шоу из изображений. Кроме того, «Киностудия Windows Live» позволяет осуществлять монтаж видео, обрезать или склеивать видеоинформацию и накладывать звуковые дорожки. Немаловажно, что с помощью «Киностудия Windows Live» можно в домашних условиях создавать небольшие видеофильмы с использованием заголовков и титров. Благодаря данной программе все переходы между фрагментами видеозаписи будут максимально незаметными. Различные настройки позволяют отрегулировать качество изображения и звука, а также записать проект в формате WMV.

    Эмоциональная разрядка (Приложение 2)

    Практическая работа.

Прежде чем приступить к практической части нам нужно вспомнить технику безопасности при работе с ПК (ответы обучающихся) (Приложение 3)

Переходим к практической части нашего занятия. Сейчас мы вместе с вами попробуем создать собственный мультфильм по мотивам хантыйской народной сказки. Перед вами распечатанный алгоритм последовательных действий с программой «Киностудия Windows Live». Так же параллельно я буду производить все действия с программой с выводом на экран, а вы проделывайте ту же самую работу на ПК (Приложение 4).

Для того, чтобы немного отдохнуть выполним гимнастику для глаз (Приложение 5).

    Презентация готового мультфильма (дифференцированный подход)

Каждый из вас сохранил мультфильм на своём ПК, который вы по очереди и представите. Для упрощения презентации вашего мультфильма я раздам вам памятку по представлению продукта (Приложение 6) . После, мы выберем при помощи тайного голосования лучшие работы, а также вы сможете оценить свой мультфильм в таблице оценивания (Приложение 7).

VIII . Подведение итогов.

Итак, с помощью графического редактора «Киностудия Windows Live», который есть в каждой системе Windows можно создавать разнообразные фотоклипы, эффектные презентации и даже смонтировать свой мультфильм.

Ребята, вы все молодцы! Каждый из вас справился с поставленной задачей.

Что сегодня было для вас новым?

Из каких основных этапов состоит процесс создания мультфильма?

Где вы сможете применить полученные знания?

IX . Рефлексия «Продолжи фразу»

Мне больше всего удалось…

Я могу себя похвалить…

Мне было интересно….

Мне было трудно…

Я хочу сказать спасибо…

Всем спасибо за активную работу! Жду нашей встречи на следующем занятии. Надеюсь, что вы создадите немало замечательных мультфильмов!

Приложение 1

р

а

с

к

а

д

р

о

в

к

а

1. Какая птица фигурирует в названии одного известного пластилинового мультфильма?

2. В литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.

3. С латинского языка это слово переводится как «слышу».

4. Творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады, в работу которого входит создание на основе пьесы, музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля, эстрадного или циркового представления, фильма.

5.Способ записи движущихся изображений и звука.

6. Материал для лепки.

Слово по горизонтали: последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, мультфильмов или рекламных роликов

Приложение 2

Эмоциональная разрядка

    нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница;

    улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо;

    устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху;

    отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

Приложение 3

Техника безопасности при работе с ПК

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом педагогу. Не работайте на неисправном оборудовании!

Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

Не стучите по клавиатуре и мышке.

Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Приложение 4

Алгоритм последовательных действий с программой «Киностудия Windows Live»

Технология выполнения работы:

ЗапуститеКиностудия Windows Live . Пуск – Программы - «Киностудия Windows Live »

Настройка интерфейса программы: проверьте меню Вид , активными являются (установлены флажки) пункты Панель инструментов, Строка состояния, Панель задач.

Рассмотрите в левой части окна Панель задач . Определите, какие задачи «Киностудия Windows Live» позволяет выполнить.

Займемся монтажом мультфильма. На панели задач выберите пункт Импорт изображений . Выберите папку Мои документы – Мои рисунки . Из тематической папки «Мультфильмы по мотивам хантыйских народных сказок» выберите 18 графических файлов, удерживая кнопку CTRL , и щелкните кнопку Импорт.

В центральной части окна на панели Сборник вы видите ваши выбранные графические файлы. Перенесите их последовательно один за другим в нижнюю часть экрана в окна раскадровки.

Добавим звуковое сопровождение к фильму. На панели задач выбираем пункт Импорт звуки и музыки . Выбираем местонахождения звуковой информации. В нашем случае воспользуемся готовой мелодией, расположенной на рабочем столе. Перенесите звуковой файл на раскадровку. Звуковой файл оказался длиннее фильма, необходимо отрезать лишнее, для этого: подведите указатель мыши к крайнему правому положению звуковой ленты и удерживая переместите до нужного места (указатель принимает вид двойной красной стрелки).

Добавим титульный кадр и финальный кадр фильма. Для этого: На панели задач выбираем пункт Создание названий и титров . Выбираем пункт Добавить название в начале мультфильма «Как собака друга искала» . Вводим название фильма. Измените анимацию текста, его шрифт и цвет. Поэкспериментируйте, просматривая предварительный результат в окне плеера. Примените выбранные свойства, щелкнув по кнопке Готово, добавить название в мультфильм.

Переместим фото на кадр

Между кадрами можно установить эффекты переходов. Для этого: Сервис – Видеопреход . В центральной части окна рассмотрите примеры видеопереходов. Выберите любой понравившейся, перенесите в нижнюю часть экрана на раскадровку и установите между двумя соседними кадрами. Аналогично установите видеопереходы для оставшихся кадров фильма.

Добавим эффекты рисунка. Для этого: Сервис – видеоэффекты . Просмотрите видеоэффекты и выберите любой понравившейся. Перенесите его на 1 кадр. В правой части окна располагается плеер, нажмите кнопку→ (Воспроизведение) . Просмотрите эффект в плеере. Аналогично примените эффекты следующим кадрам видеофильма (Самостоятельная работа)

Просмотрите результат монтажа в плеере. Есть возможность предварительного просмотра фильма во весь экран. Для этого: Вид – Во весь экран.

Создайте титры в конце фильма. Выполняйте операции самостоятельно. Подпишите свой фильм своей Фамилией.

Сохраним созданный проект в виде фильма под названием « Как собака друга искала » . Для этого:– Сохранить файл фильма - Мой компьютер – Далее – Введите имя файла, например, Живайкина Марина – выберите папку «Мультфильмы по мотивам хантыйских народных сказок», используя кнопку Обзор – Далее – Установите флажок в пункте – Воспроизвести фильм после нажатия кнопки готово . Нажмите кнопку Готово . Подождите немного, фильм сохраняется в видеоформате.

Выбираем меню Операции - Сохранение на компьютере – задаем название фильма « Как собака друга искала »

Приложение 5

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Приложение 6

Памятка по презентации продукта

    Фамилия, имя, отчества обучающегося

    Название мультфильма.

    Почему выбрали такое название.

    О чём мультфильм.

    Какие использовались видеоэффекты.

Приложение 7

Оценочный лист

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.

Задачи образовательных областей:

Образовательная область «Физическая культура»

развитие физических качеств (силовых, гибкости, выносливости,ловкости, координации, умения прыгать, метать мяч в корзину, набрасывать кольцо на выпуклые предметы, забрасывать мяч в ворота, удерживать массу своего тела на кольцах).

накопление и обогащение двигательного опыта детей.

формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Познание»

сенсорное развитие.

развитие познавательно-исследовательской деятельности.

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

развитие всех компонентов устной речи детей.

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

закрепление способности детей отгадывать загадки, подбирать рифмы;

формировать навык участия в ситуации речевого общения, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, составлять и проговаривать вслух сложные предложения.

Образовательная область «Музыка»

развитие музыкально-художественной деятельности

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

приобщение к словесному искусству

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Методические приемы:

Словесный – вопросы, беседа, использование художественного слова,

Стимулирование - создание проблемной ситуации,

Игровой – путешествие по волшебной стране «Мульти-Пульти».

Предварительная работа: припоминание и просмотр мультфильмов «Тачки», «Паровозик из Ромашково», «Малыш и Карлсон», «Три поросенка», «Пчела Майя», «Цветик-семицветик».

Чтение сказок Андерсена «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Чуковского «Муха Цокотуха», русской народной сказки «Маша и медведь», сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Ершова «Конёк-горбунок», вступления к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

Прослушивание и разучивание текста песни «Чунга – Чанга».

Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение - песня на слова Ю. Энтина, музыка М. Шаинского «Чунга – Чанга», оборудование прогулочного участка макетами - станциями с героями мультфильмов.

Какой сегодня теплый, солнечный денек, нам всем улыбается солнышко и говорит нам: «У нас здесь классно!». Солнышко приглашает нас совершить путешествие по стране «Мульти - Пульти».

Страна добра, страна чудес

Известна всем с пеленок

И побывать в ней каждый рад,

И взрослый, и ребенок!

На нашем пути вас ждет много интересных и сложных испытаний, поэтому пройти весь путь сможет только самый ловкий, умный и веселый.

Вы готовы к нашему путешествию?

Тогда в путь!

И сразу на пути первое испытание. Надо проскакать классики.

(Игра «Классики»)

Молодцы! Все справились с заданием.

Первая станция. Отгадайте, кто здесь живет?

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

Правильно!

Здесь Белоснежка и гномы живут.

В гости к себе они Вас позовут.

Но, к сожалению, гномов сейчас нет дома, они ушли в пещеру, добывать драгоценности.

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.

Кто это? (Зайчик)

Назовите, какие вы знаете мультфильмы про зайцев? (Ответы детей)

Зайчики в мультфильмах ловкие, вот и наш Зайчик хочет проверить, насколько вы ловки и метки.

Игра «Попади мячом в корзину»

Игра: «Забей мяч в ворота»

Продолжаем наше путешествие.

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью….(горбунок)

Молодцы, вы отгадали героя мультфильма, и мы можем продолжить наше путешествие. Садитесь на Конька – Горбунка, и он помчит нас дальше. И пока Конек – Горбунок мчит нас послушайте стихи и найдите героев следующего мультфильма.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

- Мы приехали на станцию «Сказочная»

Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мала.

Кто догадался, как зовут эту девочку? (Дюймовочка)

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут.. (Царевна-лягушка)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утенок)

Молодцы, вы отгадали всех героев мультфильмов. Наше путешествие продолжается.

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая … (пчела).

Из какого мультфильма к нам прилетела пчела? (Пчелка Майя)

А вот на нашем пути домик. Хотите узнать, кто в нем живет?

Слушайте внимательно и вставляйте нужные слова.

Игра: «Доскажи словечко»

Маша в коробе сидит,

Далеко она... (глядит).

Кто несёт её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её ... (медведь)

Вместе с... (пирогами).

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша... (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге... (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Они герои из мультфильма

Это – "... и...". (Маша и медведь)

Следующая станция «Цветочная»

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая? (Цветик - семицветик)

Сейчас каждый из вас получит по одному лепестку волшебного цветка. Загадайте желание и прикрепите его на наш мост желаний.

Наше путешествие продолжается.

Про героиню какого мультфильма будет следующая загадка?

Покупала самовар.

А спасал её комар.

(Муха – Цокотуха)

Посмотрите, паук уже сплел свою паутину и ждет, когда в неё попадется муха. Пойдёмте отсюда быстрее, пока сами не попались к нему в сеть.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи. (Три поросенка)

Как звали героев этого мультфильма? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

Поросята любят играть, резвиться и предлагают вам поиграть с ними –побросать кольца на кольцеброс. Путь у нас длинный, и чтобы хватило сил, предлагаем вам перекусить в кафе «Три поросенка».

А теперь отгадайте, на чем мы продолжим наше путешествие?

На море, в реках и озерах
Я плаву проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катерок)

Мы приплыли на остров Чунга – Чанга. Предлагаем

Вам вспомнить песню из этого мультфильма.

(Дети поют песню «Чунга-Чанга»)

А вот и следующий герой мультфильма. Кто он?

Мой дом у вас на крыше,

Я каждому знаком.

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком.

Правильно, это Карлсон! Веселый озорной герой любимого многими мультфильма.

Вместе с ним мы садимся на паровозик. Как Вы думаете, из какого мультфильма приехал к нам паровозик? (Паровозик из Ромашкого)

А из паровозика мы пересаживаемся на….

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (Машина)

Как Вы видите, это не простая машина, а настоящая гоночная машина из мультфильма ….Тачки

Как её зовут? Как звали другие тачки? (Молния МакКуин, Мэтр, Салли, Мак, Шериф, Гвидо, Луиджи, Рамон, Фло, Лиззи, Сержант, Филмор,)

И в конце нашего путешествия по стране «Мульти-Пульти» нас встречает…

Болото – дом её родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Вы справились со всеми заданиями, отгадали все загадки и вспомнили много мультфильмов. Все герои прощаются с вами и ждут вас вновь к себе в гости! И на память о нашем путешествии мы дарим вам эти прекрасные цветы из нашей страны «Мульти – Пульти».

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога, Дошкольники – 4-6 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГКУ «СРЦН Воротынского района»
Месторасположение: с. Красная Горка, Воротынский район, Нижегородская область

Конспект занятия с элементами мульттерапии «Подарок для самого слабого» для детей дошкольного возраста

Цель: воспитывать уважительное отношение к младшим детям, взрослым.

Задачи:

— Воспитывать положительное отношение к людям;

— Осознание значимости помощи детям и взрослым;

— Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Проектор, мультфильм «Подарок для самого слабого», музыкальное сопровождение (релаксация, клубок, музыкальная физкультминутка (видео), картон, цветная бумага, клей.

Ход занятия

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята, очень рада снова вас всех видеть. Но сначала давайте поздороваемся.

Ритуал приветствия

Сегодня к нам на занятие пришел вот такой плюшевый мишка, который будет наблюдать за вами в течение всего занятия. Давай те мы все с ним сейчас поздороваемся, и скажем ему как нас зовут.

Начинает педагог-психолог «Здравствуй мишка, меня зовут Ирина Александровна». Дети по аналогии повторяют.

Педагог-психолог: Сегодня я хочу поговорить с вами о том, надо или нет заступаться, защищать младших детей. А поможет нам в этом мультфильм о зайчике, который был самый слабый.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Педагог-психолог: Какие звери хотели стать самыми слабыми?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Как вы думаете, кто из мультфильма был самый слабый? Почему вы так решили?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Кто помог самому слабому?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы все внимательно посмотрели мультфильм и ответили на мои вопросы. А сейчас давай те немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Проводится музыкальная физкультминутка.

«Весёлая зарядка» (видео)

Педагог-психолог: Молодцы! Ребята а вы любите получать подарки?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Давай те сейчас мы сделаем подарок своими руками. Я вам раздам все необходимое, и мы сможем сделать божью коровку.

Дети: Начинают делать поделку.

Педагог-психолог: Смотрим внимательно на меня и повторяем.

Изготовление поделки.

Педагог-психолог: Ну, вот мы и закончили. Какие красивые у вас получились божьи коровки. Молодцы.

Рефлексия

— Понравился ли вам зайчик? Почему?

— Как можно помочь слабому?

Будите ли вы помогать младшим?

Ритуал прощания «Всем-всем до свидания»

Дети - это лучшее, что есть в нашей жизни.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Учитывая то, что современные дети живут в век информационных технологий и находятся в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляют к этому интерес. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ время провождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. В наше время для детей дошкольного возраста основным средством воспитания являются мультфильмы.

Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день.
Но если правильно подобрать мультипликационную картину, то она может стать хорошим оружием в развитии ребенка. С ее помощью возникает возможность вовлечь ребенка в процесс обучения без лишних проблем. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Кто-то считает, что телевизор – зло, другие, наоборот, утверждают, что необходимо пользоваться достижениями научно-технического прогресса и учить этому своих детей. Важно научить ребенка различать добро и зло, кто отрицательный персонаж, кто положительный, и на их примере показать как нужно себя вести, и как не стоит, видеть прекрасную работу художников и кукольников, развивать и обогащать сюжетную линию своих совместных игр, да и много чего.

Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества на воспитание и образование, изучив мнение родительской общественности, считаю, что созрела необходимость в обновлении методов образовательно-воспитательного процесса. И, думаю, что это возможно в случае активного использования воспитательного потенциала мультфильмов.

В связи с этим разработан проект «Мультфильм – наш друг».

Хочется сказать, цикл занятий с использованием мультипликации, которые я использую в своей практике, базируются на «детском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь.

Просматривая мультфильм вместе с детьми, я стараюсь «упаковать» учебные задания в форме игр, упражнений, этюдов.

Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с их помощью сферами психики:

Сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);
- психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений);
- эмоционально-волевая сфера;
- произвольное внимание и память;
- коммуникативные навыки;
- мышление, воображение, речь;
- знания об окружающем мире.

Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагнитофоном.
Материалы, необходимые для проведения отдельных занятий, указаны в конспекте.

В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «СТОП» или «ПАУЗА» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультика возобновляется.

Цикл занятий в рамках проекта «Мультфильм - наш друг»

ЗАНЯТИЕ 1. Мультфильм «Крошка Енот»

Задачи:

  1. Развитие связанной речи;
  2. Расширение представлений об эмоциях;
  3. Тренировка выразительности жестов, движений, мимики;
  4. Развитие воображения и фантазии: формирование навыка управлять мышцами тела;
  5. Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Совершенствование памяти;
  6. Развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, стимулирование воображения.

Необходимые материалы: Карточки с изображениями эмоциональных состояний «Азбука эмоций» (игра Мимика в рисунках»), карточки с изображениями различных животных (игра «Школа дружбы»).

Ход работы

«СТОП» №1: Крошка Енот прибегает к маме, со словами: «Сегодня мой день рождения!»

Вопросы детям:

Вы любите праздники?

А дни рождения?

Почему вы любите дни рождения?

Скажите, что можно подарить на день рождения?

(Ответы детей).

«СТОП» №2: Мама провожает Крошку Енота и говорит «Иди и никуда не сворачивай».

Игра «Тень»

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

«СТОП» №3 Крошка Енот: «Я никого, никого не боюсь».

Игра «Мимика в рисунках»

Дети рассматривают карточки с изображениями эмоциональных состояний и называют настроение, которое они символизируют.

Вопросы к детям:

А как вам кажется, боится Крошка Енот того кто сидит в пруду?

Как вы думаете, кто сидит в пруду?

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики?»

Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным?
(Ответы детей).

«СТОП» №4: Крошка Енот дразнит палкой того кто сидит в пруду.

Игра «В магазине зеркал»

В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок – обезьянка, остальные – зеркала)

«СТОП» №5 Крошка Енот прибегает к маме.

Вопросы к детям:

Зачем Крошка Енот прибежал к маме?

Как вы думаете что сказал Крошка Енот маме?

Что мама посоветовала сыну?

(Ответы детей).

Ход работы : «Давайте посмотрим, что же было на самом деле».

«СТОП» №6 Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Мультфильм называется «Крошка Енот», а как бы вы его назвали?

Чему учит этот мультфильм?

(Ответы детей).

Крошка Енот преодолел страх перед тем, кто смотрел на него из пруда и подружился с ним.

Давайте мы все вместе поиграем в игру «Школа дружбы».

Игра «Школа дружбы»

Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей - ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных, (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик, (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.

ЗАНЯТИЕ 2. Мультфильм «Мама для мамонтенка»

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на действии, происходящем на экране;
  2. Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния – напряженность, расслабленность;
  3. Развитие умения двигаться легко и свободно, координировать движения;
  4. Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  5. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
  6. Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
  7. Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  8. Формирование логического мышления детей;
  9. Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты;
  10. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Необходимые материалы:

  • наборы счетных палочек на каждого ребенка; конверты с «льдинками» на каждого ребенка; карта - море, с расчерченной на 9 одинаковых квадратов;
  • разложенные по стаканам кусочки фруктов (яблоко, банан, апельсин, лимон и т.д).

Ход работы

Просмотр мультфильма с начала.

«СТОП» №1: Появление мамонтенка.

Вопросы к детям :

Как вы думаете, что могло произойти с мамонтенком?

Почему он оказался в льдине – «замороженным»?

(Ответы детей).

«СТОП» №2: Встреча с белым медведем.

Развивающая игра «Волшебные палочки»

Выкладывание слова МАМА из счетных палочек.

«СТОП» №3: Встреча с дедушкой моржом.

Упражнение «Составь льдинки от одного до десяти»

Ребенку выдается конверт с "льдинками" на каждой, из которой написана цифра. Задача выложить ряд перемешанных "льдинок" от 1 до 10.

«СТОП» №4: Мамонтенок плывет по морю.

Игра «Мамонтёнок

Игра состоит из карты - море, расчерченной на 9 одинаковых квадратов (как для игры в «Крестики-нолики»), в центральном квадрате помещается фигура мамонтёнка. Это исходное положение. Детям предлагается задавать направление движения мамонтёнка по морю, используя только слова «вверх», «вниз», «направо», «налево» (из исходного положения мамонтенок по команде детей передвигается в соседний квадрат). Если кто-то из детей ошибается в команде (например, вместо «налево», говорит «направо», когда мамонтенок находится в крайнем правом квадрате), мамонтёнок выскакивает с льдины и ребенок считается проигравшим. Игру можно усложнить, предложив детям давать команды мамонтёнку, не видя карты (мысленно представляя его передвижения), а затем попросить их сказать, в каком квадрате остановится мамонтёнок.

«СТОП» №5 «Ты откуда взялся такой лохматый».

Упражнение «Обезьяньи рожицы»

Изобразить обезьянок, которые гримасничают.

Кто же лучше обезьян
Скорчит рожицу всем нам?
Я ведь тоже так могу
И сейчас вам покажу

«СТОП» №6 «Я есть хочу».

Игровое упражнение «Что за фрукт?»

Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах фрукты.

«СТОП» №7 Мамонтёнок нашел маму. Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Мультфильм называется «Мама для мамонтёнка», а как бы вы его назвали?

Чему учит этот мультфильм?

Что нового вы узнали из этого мультфильма?

Чтобы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Какое у вас настроение после просмотра?

(Ответы детей).

Давайте мы все вместе поиграем:

Дидактическая игра «Назови семью» (образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

У тигрицы – тигренок - тигрята
У львицы – львенок - львята
У жирафа – жирафенок - жирафята
У зебры – зебренок - зебрята
У слонихи - слоненок – слонята.

Игра «Мама и детеныш»

Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши - реагировать на эти действия. Животных называет педагог. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.