Айрис апфель случайная икона стиля. Айрис Баррель Апфель и ее дом

Как доказательство – героиня сегодняшней статьи. Пожилая леди в огромных круглых очках и с яркой помадой на губах – двумя неотъемлемыми атрибутами ее образа. При небольшом росте она обожает носить крупные украшения и чем их больше, тем лучше. Женщина, которая является «одной из основных законодательниц моды в Америке» – Айрис Апфель. В 90 лет она обладает таким жизнелюбием, обаянием и чувством юмора, какими не все могут похвастаться и в 20 лет!


Айрис Баррель Апфель (Iris Apfel) –коллекционер, дизайнер, создатель престижной и популярной в мире фирмы по производству тканей Old World Weavers. Родилась в Квинсе (Нью-Йорк, о.Лонг-Айленд) в семье русских эмигрантов 1 января 1923 года, незадолго до начала мирового экономического кризиса, вошедшего в историю как период Великой депрессии . В 19 лет Айрис работала в ежедневнике Women’s Wear Daily. Но вскоре поняла, что это не то, чем она хочет заниматься и подалась в дизайнеры интерьера. Отец Айрис – предприниматель, специализировавшийся на поставке предметов из зеркал и стекла работал с лучшими дизайнерами США, он и помог дочери освоиться в этой среде. В 50-е годы вместе со своим мужем Карлом (, в браке с которым уже 60 лет) Айрис открыла текстильную компанию Old World Weavers, занимавшуюся реставрацией старинных тканей. Основными заказчиками, конечно же, являлись музеи. Но в списке постоянных клиентов числился и Белый Дом при правлении нескольких президентов – от Никсона до Клинтона. В 1992 г. Айрис продала компанию, но продолжает там работать в качестве консультанта. Но прославилась Айрис Апфель не как основатель Old World Weavers, а как экстравагантная женщина, мастерски смешивающая стили. Гармоничная эклектика присуща только ей. До Апфель никому не удавалось так тонко переплетать, казалось бы, несовместимые элементы одежды и аксессуары. Она миксует вещи из уличной моды и с блошиных рынков с вещами «от кутюр», приправляя восточным колоритом. Она никогда не следила за модой – это слишком скучно и слишком обыденно. Мода не отвечала ее внутренним потребностям, ее мироощущению. Айрис создала свой стиль, отличающий ее от серой массы большинства, методом проб и ошибок. Как стать уникальной, ее учила жизнь. Апфель говорит: «Если вам не дано быть красивой, вы должны сделать себя привлекательной сами. Я пришла к выводу, что все те симпатичные девочки, с которыми я училась, превратились в сморчков. Они привыкли к тому, что у них хорошее личико, и не прикладывали никаких усилий, чтобы выглядеть лучше. Не учились быть интересными. А вот если вы чем-то немного обделены, вы должны нарабатывать это самостоятельно».

Одеваться, по мнению Апфель, - это веселый и восхитительный творческий процесс. Она является, пожалуй, самым заядлым шопоголиком. Процесс поиска чего-то необычного будоражит ее воображение. Она тщательно выискивает интересные детали, фантазирует с чем их соединить – для нее это настоящий азарт. Ей недостаточно прийти в магазин и примерять одежду, предлагаемую консультантами. Айрис в магазине, как археолог на раскопках. Она любит искать неординарные решения. Для нее изюминка шопинга – это процесс поиска, от которого она и получает бурю эмоций. Главной страстью для нее являются украшения, ведь, как говорила ее мама, с их помощью даже из одного платья можно придумать десятки образов. Благодаря своему любопытству и чувству юмора, она смогла отыскать огромное количество уникальных ювелирных изделий, аксессуаров и одежды. Однажды Институт моды для своей очередной выставки попросил у Айрис всего несколько ее аксессуаров, но это было до того, как они увидели из какого количества им придется выбирать. В конечном счете, Институт моды устроил отдельную выставку аксессуаров Айрис Апфель, которая имела огромный успех. В 2009 г. в The Metropolitan Museum of Art Нью-Йорка прошла еще одна выставка под названием «Rara Avis: Selections from the Iris Barrel Apfel Collection» («Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Баррель Апфель») . В нее вошли 82 ансамбля и около 300 аксессуаров, собранных по всему свету. Сама Айрис назвала показ просто «налетом на ее гардеробную». По сути, так оно и есть. Не стоит и говорить о том, что выставка произвела фурор. После нее Апфель получила много писем. Люди признавались ей в том, что они бояться быть яркими и проявлять свою индивидуальность. Им гораздо проще следовать общим правилам и тенденциям, они бояться быть непонятыми и непринятыми обществом. Но эта экспозиция вдохновила их, они увидели, что индивидуальность и яркость прекраснее серости. Люди благодарили Айрис за то, что она помогла изменить их жизни.

Айрис Апфель создавала свой стиль, прислушиваясь к себе и ища что-то новое, чего не могла предложить мода, ведь, Айрис всегда ее опережала. А вышло так, что она еще и помогла другим вырваться из рамок обыденности и не бояться экспериментировать. Апфель полностью уверена в том, что вещи – для того, чтобы их носить, а не хранить, бережно смахивая пылинки. Вещь не музейный экспонат, она призвана украшать человека, а не вешалки и манекенов. «Одна дама как-то показала мне свое новое приобретение – изумительное платье от Джефри Бина за 15000 долларов. Увидев его, я не могла сдержать восторга: «Представляю, какое удовольствие вы получаете, когда надеваете его!» А она мне ответила: «Да вы что! Это же часть моей коллекции! Вы же не носите то, что было выставлено в музее!» «Что ж, значит, у меня нет коллекции!» – возразила я. Для Айрис одежда не является культом. Она рассматривает ее как способ подчеркнуть свою внутреннюю красоту, находясь в гармонии с собой.

Сегодня Айрис Апфель – лицо последней кампании косметического бренда M . A . C ., чей лозунг «красота вне возрастных рамок». Также Айрис планирует вскоре запустить линию украшений под названием Iris Apfel Jewellery. В ней будут представлены крупные украшения из металла, стекла и полудрагоценных камней. Продаватся они будут в телемагазине на канале HBO, а также в интернет-магазине Yoox . Цена украшений будет колебаться от 45$ - 3500$.

Для Айрис Апфель искусство – высшая степень самовыражения. Она – личность, индивидуальность. Она не боится себя, не боится быть собой, в то время, как большинство стремиться быть «как все». Айрис обожает джинсы и браслеты, массивные украшения, в которых тяжело стоять более 10 минут, но при этом она не выглядит как фрик. В этой женщине все гармонично и прекрасно. В чем секрет? В ее молодости. В той самой, которой не смогут одарить пластические хирурги и волшебные пилюли. Она жизнелюбива и счастлива, молода в подлинном смысле этого слова – сердцем и душой.

Больше фото здесь:

На днях я разговаривала с подругой о старости. Какими мы станем. Вспомнила фотографию Нины Хрущевой, которая на фоне Джеки Кеннеди выглядела натуральной дояркой в платке. Я бы хотела остаться современной энергичной веселой старушкой. Не хочу пахнуть старостью, хочу иметь свой индивидуальный стиль и любимое хобби. Мы даже посмеялись над тем, что я бы могла стать свадебным стилистом и приобрести новый бренд «Крутой свадебный стилист Babba Zhenya». А что, очень даже весело! Приезжает наряжать и красить невесту утонченная дама бальзаковского возраста! Видимо, Вселенная почувствовала, что мне надо показать хороший пример. И вот в своих подписках я читаю интервью с Айрис Эпфель (Iris Apfel). Сначала посмотрите на ее фотографию, ведь ей 90 лет! А теперь жмите на линк “далее” и читайте интересные факты про эту потрясающую, талантливую, неутомимую женщину.

Когда вы смотрите на Айрис Эпфель в первый раз, какая мысль возникает у вас в голове: что за странная женщина?

Но на самом деле она гениальна. Не потому что вместе с мужем смогла создать текстильную компанию Old World Weavers, ткани которой заказывали самые известные экстравагантные личности, не потому что она работала на 9 президентов США по реставрации Белого дома, не потому что в 2005 году музей Искусств Метрополитан в Нью-Йорке организовал ее дизайнерскую выставку, дав меткое название ее стилю «Rara Avis (редкая птица) – дерзкая Айрис Эпфель».

Биографическая справка

Айрис Эпфель – американская бизнесвуман, родилась в Нью-Йоркe, 29 августа 1921 г., дизайнер интерьеров и икона стиля. Единственный ребенок в семье Сэмюэля Барреля, владельца стекольного бизнеса. Мама имеет русские корни.

Айрис изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и посещала художественную школу при Университете штата Висконсин. Работалa для Women’s Wear Daily и на дизайнера интерьеров Элинор Джонсон. Она также была помощником иллюстратора Роберта Гудмана.

В 1948 году она вышла замуж за Карла Эпфель. Два года спустя они создали успешную текстильную фирму Old World Weavers, клиентами которой были Грета Гарбо, Эсте Лаудер и другие. За это время, Айрис приняла участие во многих дизайн-проектах, в том числе работала в спец-проекте для Белого дома, пережив 9 президентов: Трумэн, Эйзенхауэр, Никсон, Кеннеди, Джонсон, Картер, Рейган и Клинтон.

Айрис является профессором и консультантом по вопросам стиля и моды. Самое емкое высказывание, характеризующее Айрис: “Айрис Эпфель живёт ярко, она одевается и выглядит так же, как и ее трехкомнатная квартира в Манхэттене на Парк-авеню” (Architectural Digest).

Жизнь

В первую очередь Айрис Эпфель является настоящей иконой стиля. Она создала индивидуальный стиль для себя, смешивая все, что ей понравится, нисколько не переживая за то, что в результате она может выглядеть гротескно.

«Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что я влюбляюсь в них. Я никогда не куплю вещь только потому, что она дорогая. Мой муж говорит про меня, что я смотрю на ткань и слушаю перешептывания нитей. Они рассказывают мне историю. Они поют мне песню. У меня должны проявиться реакции на физическом уровне. Как будто молния. Это очень забавное ощущение!».

Эта старушка в огромных круглых очках и красной помадой на губах в первые минуты после просмотра ее фото вызывает если не удивление, то искреннее восхищение смелостью, которая у нее наверняка есть, раз она не боится выглядеть в столь почтенном возрасте именно так, как ей хочется.

Сейчас мы говорим об Айрис Апфель – экстраординарной и незабываемой женщине, на старости лет получившей звание иконы стиля. Впервые модный мир заговорил о ней после 2009-го года, когда в Нью-Йорке прошла именная выставка «Rara Avis: Selections from the Iris Barrel Apfel Collection» (в пер. с англ. «Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Баррель Апфель»), где было презентовано около 82 нарядов и свыше 300 разнообразных аксессуаров, представляющих собой лишь часть ее гардероба. Там побывало пару критиков и дизайнеров, которые с радостью сделали ей множество интересных предложений. Таким образом, на свет появилась коллекция декоративной косметики от Mac, две линии украшений, представленных на сайте Yoox.com, а также несколько фотосессий и интервью в глянцевых журналах и популярных модных изданиях.

На первый взгляд может показаться, что эта милая старушка принадлежит к числу фешн-редакторов или, возможно, стилистов, но это не совсем так. В действительности же Айрис никогда не стремилась покорить вершины модного олимпа, а просто одевалась так, как ей это было удобно.

Краткие факты из биографии

Родилась уникальная женщина 29 августа 1921 года в небезызвестном районе Нью-Йорка под названием Квинс. Отцом любопытной девочки был Самуэль Баррель, занимающийся поставкой зеркал и стекла, использующихся в оформлении интерьеров, а матерью — русская эмигрантка Сэди, владеющая собственным модным бутиком.

В возрасте 12 лет она впервые заметила за собой страсть к одежде и аксессуарам, что впоследствии превратилось в настоящую одержимость. Уже тогда, будучи любознательным подростком, она старалась самостоятельно подбирать для себя оригинальные наряды, которые обязательно дополняла большим количеством браслетов.

По окончании школы Айрис поступила в Нью-Йоркский университет, где изучала историю. Параллельно с этим она также посещала уроки по истории искусства. В 19 лет ей удалось устроиться на работу в популярную газету «Women’s Wear Daily», где ей очень хотелось построить великолепную карьеру. Однако ее мечтам о повышении не суждено было сбыться и, решив не терять попусту время, она переключила свое внимание на совершенно иной род деятельности — оформление интерьера.

Увлекшись новым делом, предприимчивая женщина в 50-е годы прошлого столетия решилась открыть собственное предприятие «Old World Weavers» по производству и реставрации старинных тканей. К этому времени она уже вышла замуж за Карла Апфеля, который с радостью помогал жене во всех ее начинаниях. Компания оказалась настолько успешной, что среди ее клиентов не раз можно было заметить представителей Метрополитан-музея и Белого Дома, когда тем необходимо было закупить нужные материалы для реставрационных работ.

Но достигнув пенсионного возраста Айрис с супругом в 1992-м году, продали свое детище, оставив за собой должность простого консультанта. В рамках этого, она часто принимала участие во множественных реставрационных проектах, а потому объездила полмира в поисках оригинальных материалов и деталей.

Во время путешествий модница в душе не забывала пополнять свой невероятный гардероб. Таким образом, он оказался составленным из самых разнообразных по фактуре, цене и году производства вещей, которые она умудряется сочетать так, как никто не делал этого ранее.

А благодаря вышеупомянутой выставке, проведенной в 2009-м году о способности «самого старого тинэйджера в мире» (как называет себя Айрис) одеваться в столь неподражаемой манере, начали говорить практически все модные глянцы, что позволило прибавить к числу ее регалий гордое звание – Икона стиля. Она любит носить джинсы, часто выбирает ткани в приглушенных тонах и считает, что даже самые дорогие вещи заслуживают того, чтобы их носили.

Никогда не предполагая, что ее могут так назвать, старушка до сих пор удивляется, почему окружающие в таком восторге от того, что она считает простой игрой (им. в виду составление образов на гране эклектики). Вместе с тем, она с радостью соглашается на участие в интересных проектах, как например, на съемки в модной фотосессии вместе с молоденькой Карли Клосс для рекламы одежды от марки Kate Spade, вышедшей в феврале этого года.

Кроме того у нее в планах (сейчас ей 93 года!) создание собственной линии украшений и активная работа профессором в Техасском университете. Вдобавок ко всему в мире скоро появится книга и биографический фильм, рассказывающие о ее достижениях.

Читайте также

Эту удивительную женщину называют иконой стиля. «Самый старый в мире тинейджер», как сама себя называет экстравагантная дама, удивляет публику неординарными костюмами и необычным вкусом. Сочетающая в своем гардеробе остромодные наряды с вещами, найденными на блошиных рынках мира, она смело опровергает стереотипы о том, что модными могут быть только молодые люди.

Эмодзи на день рождения

Создающая свою коллекцию одежды, Ирис Апфель (правильно ее имя - Iris - звучит по-русски как Айрис) строит планы на будущее и признается, что в нашем мире гораздо важнее быть счастливой, чем стильно одетой. 29 августа влиятельная особа в мире моды отметит свой 95-й день рождения, и своеобразным подарком для нее на праздник станет выпуск эмодзи - иконок наподобие смайликов, невероятно популярных в социальных сетях. «Я даже не знаю, что это такое, но согласилась разработать изображения со своим лицом. Если они кого-то порадуют, то я очень буду рада», - объясняет дизайнер.

Врожденный вкус

Апфель родилась в одном из районов Нью-Йорка в семье предпринимателя и эмигрантки из России. Богатые родители с раннего детства окружили любовью дочку, у которой практически не было никаких проблем. Единственное, что ее задевало, - собственная внешность.

Не слишком симпатичная девочка не любила смотреться в зеркало. Однако комплексы у Ирис не развились благодаря ее уму, чувству юмора и врожденному вкусу. Девушка вспоминала, как в юности ее окликнула владелица магазина и сказала, что у обиженной красотой леди есть особый дар, который поможет в жизни, - ее уникальный стиль.

Дизайнер - это призвание

Именно это девушка и доказала, устроившись работать в сферу моды. Сначала она трудилась в журнале Women’s Wear Daily. Позднее, заинтересованная созданием красивых интерьеров, Ирис Апфель стала сотрудничать с известным специалистом своего дела. Она приводила в порядок квартиры, которые предназначались для продажи, и из-под земли доставала оригинальные вещи, благодаря чему помещения выглядели привлекательно в глазах покупателей. Так бунтарка поняла, что дизайн - это ее настоящее призвание.

Судьбоносная встреча

Стильно одевавшаяся девушка в 27 лет знакомится с будущим мужем, который при самой первой встрече был поражен ее внешним видом. Влюбленный Карл ежедневно восхищался гардеробом своей возлюбленной и уже через четыре месяца сделал предложение Ирис Апфель. Молодая леди долго не размышляла и ни разу не пожалела о принятом решении. Она с большой любовью отзывается о своем супруге, говоря, что только с ним находит общий язык и полное понимание.

Счастливая семейная пара

Однажды мужчина обмолвился, что жена была бы намного эффектней, исправив свой большой нос. «Мечтай дальше!» - ответила не испытывающая комплексов и бойкая на язык Ирис Апфель.

Дети - это личная боль семьи, которая, к сожалению, не обзавелась наследниками. В шутливой манере модница отвечает на нескромные вопросы журналистов, что успеть все в этой жизни просто нельзя. Однако это чрезвычайно удачный брак, длящийся уже более 60 лет.

Семейная пара везде и всегда вдвоем и в любом начинании поддерживают друг друга. Об этом рассказывает в многочисленных интервью счастливая жена Ирис Апфель, биография ее - тому подтверждение. В конце 50-х годов Карл с женой создали текстильную фирму, выпускавшую ткани с оригинальными принтами. Правда, через 40 лет они продали свое детище новым владельцам, но Ирис осталась работать консультантом.

Умение сочетать вещи

В чем же секрет этой восхитительной женщины? Ирис Апфель, фото которой часто появляется в модных журналах, обладает особым умением сочетать брендовые наряды с дешевыми вещами. Обожающая путешествовать, она покупает одежду и привозит из каждой поездки оригинальные аксессуары.

Звезда моды признается, что в ее квартире целых три комнаты занимает гардероб, полный самых экстравагантных находок. И Апфель не спешит расставаться ни с одной из них. Примечательно, что даже платье, которое было на ней надето в момент первого свидания, до сих пор хранится в ее закромах.

Первая женщина Нью-Йорка в джинсах

Дизайнер отвергает модные стандарты, подбирая под себя вещи. Она даже проговорилась, что раньше не обращала внимания на дизайнерские коллекции и не хотела знакомиться с известными кутюрье.

Экстравагантная бунтарка в преклонном возрасте часто одевается, как подросток. Она не только обожает необычную одежду с яркими аксессуарами, но и любит облачаться в штаны и обычную футболку. Кстати, поговаривают, что Ирис была первой женщиной в Нью-Йорке, купившей джинсы. Она осмелилась появиться в обществе в брюках, которые ранее носили только мужчины.

Акцент на аксессуарах

Творческая личность работает с брендом HSN, создавая удивительные коллекции украшений. Авторские произведения отображают собственные предпочтения, и ни разу Ирис Апфель не сделала аксессуар, отдав дань модным тенденциям.

Дизайнер заявляет, что украшения - это самое интересное направление. Можно иметь одно платье, но разнообразить его бусами и браслетами так, что получится не один, а несколько образов, подчеркивающих индивидуальность человека. Любопытно, но не расстающаяся с вещами женщина часто распродает свои коллекции недешевых украшений.

Знаковое событие в карьере

2005 год был знаковым для Ирис: она открыла выставку своих нарядов, пошутив, что это не просто экспозиция, а набег на ее богатую гардеробную. Взорам публики предстали многочисленные коллекции одежды и более 300 аксессуаров. Апфель было приятно, что модное мероприятие посетили не только обычные зрители, но и знаменитости.

После выставки диву завалили письмами с благодарностью простые американцы, которых восхитило увиденное зрелище, а многие признались, что стали относиться к выбору вещей иначе. Зрители были потрясены тем, как Ирис Апфель комбинировала вещи с блошиных рынков с дорогими нарядами. Безудержная эклектика экспериментатора по натуре пришлась по душе посетителям, которые влюбились в модный коктейль из разноплановых фактур тканей и цвета. Несочетаемые по стилю вещи, украшенные аксессуарами, смотрелись изысканно и броско.

Некоторые женщины после красочного мероприятия даже решились изменить не только свой внешний облик, но и всю жизнь. Для многих выставка стала настоящим открытием, доказавшим, что можно быть самим собой и не выглядеть городским фриком. А известный дизайнер Ральф Лорен захотел, чтобы Апфель, визитной карточкой которой стали круглые большие очки и огромное количество украшений, работала у него в компании.

Высказывания Апфель

Многогранная Ирис Апфель, цитаты которой расходятся как горячие пирожки, после этого события стала очень узнаваемой персоной. Ее высказывания обожают печатать различные издания, так как в них много искренности и юмора.

Например, звезда как-то призналась, что ее гардероб растет с каждым днем, чего нельзя сказать о тонкой талии.

Однажды Ирис так сильно замерзла, что кинулась искать в своих вещах что-то меховое, но никак не могла найти. «Я перерыла все, и тут мой взгляд упал на мохеровую накидку с дивана. Завернувшись в нее, я чувствовала себя прекрасно», - смеется дизайнер.

Не делавшая никогда пластических операций, яркая личность подтрунивает над теми, кто мечтает о вечной молодости: «Что бы вы ни вкалывали себе в лицо, в 80 лет никто не сможет похвастать внешностью 30-летней прелестницы. Смиритесь и добавьте ума, а не ботокса».

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Ранние годы

Айрис родилась в семье Сэмюэла Баррела (англ. Samuel Barrel ) и его жены, еврейской эмигрантки из России Сэди (англ. Sadye ), которая содержала модный бутик. Отец Айрис - предприниматель, специализировавшийся на поставке предметов из зеркал и стекла работал с лучшими дизайнерами США, когда позже она начинала свою карьеру, он помог ей освоиться в этой среде.

Личная жизнь

В 1950 вместе со своим мужем Карлом она открыла текстильную компанию «Old World Weavers», занимавшуюся реставрацией старинных тканей. Основными клиентами компании были музеи, тем не менее были и очень крупные заказчики. С 1950 по 1992 компания Айрис принимала участие в ряде проектов реставрационных работ включающих заказы Белого дома для девяти президентов: Гарри Трумэна , Дэвида Эйзенхауэра , Джона Кеннеди , Линдона Джонсона , Ричарда Никсона , Джеральда Форда , Джимми Картера , Рональда Рейгана и Билла Клинтона . В 1992 году Айрис продала компанию, но продолжает там работать в качестве консультанта.

В 2012 году Апфель была приглашённым профессором в Техасском университете в Остине , а в 2013 она была включена в список пятидесяти самых модных женщин, которым самим уже за пятьдесят, составленный газетой «Гардиан » .

Сейчас Айрис является лицом последней кампании косметического бренда «MAC» , чей лозунг «красота вне возрастных рамок», также ей была запущена собственная линия украшений под названием «Iris Apfel Jewellery» .

Выставки

Напишите отзыв о статье "Апфель, Айрис"

Примечания

Ссылки

  • Выставка «Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Баррель» в «Peabody Essex Museum»

Отрывок, характеризующий Апфель, Айрис

– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.