Вышивка варианты стежков. Швы и строчки для ручной вышивки: огромная подборка всего, чего только можно! Двойной краеобметочный шов

Виды швов.

У зелковые швы «французский узелок», вышивка рококо и другие…

Здравствуйте начинающие мастерицы . В прошлых публикациях, мы с Вами научились .

Сегодня мы разберем Чаще всего их используют как декоративное дополнение в различных вышивках. Например, при выполнении работы простыми швами или гладью такие элементы как тычинки цветов, листики, стебли цветов и стволы деревьев вышивают узелковыми швами. Узор, зашитый простыми узелками с вливанием тонов, называютузелковой гладью. Изящная вышивка «рококо», используемая для отделки блузок, белья, носовых платков выполняется различными узелковыми швами. Вышивка «рококо» так же часто используется в создании миниатюрных картин.

Узелковые швы можно разделить на три группы:

Узелки, использующиеся в национальных вышивках;

Простые узелки;

Узелки для украшения простейших швов.

Все существующие узелковые швы невозможно перечислить в одной публикации, поэтому мы рассмотрим те, которые наиболее часто используются.

К группе простых узелковых швов можно отнестифранцузский узелок (рис.1), шов рококо или жгутик (рис.2).А так же жемчужный (рис3).

А так же двойной (рис.4), коралловый (рис.5) и спиральный (рис.6) узелки.

Ко второй группе узелковых швов можно отнести португальский (рис.7), армянский (рис.8), китайский (рис.9), испанский (рис10).

К третьей группе относятся различные простые швы дополненные узелками. Прямой крест с узелком (рис.11) позволяет более плотно заполнить вышивкой редкую ткань. Простыми узелками дополняют тамбурный (рис.12) и зигзагообразный швы (рис. 13), ромбовидный узелковый шов считается более сложным (рис.14).

В счетных вышивках простым узелком можно заменить крестик. Размер узелка может быть как очень тонким в одну нить в один оборот по тонкой ткани (например, батист), так и широким, например шерстяным гарусом в три - четыре оборота по трикотажу или сукну.

В следующей статье мы расскажем Вам о шве

Попробуйте вышить две салфетки, используя только шов «назад иголку».


Вам потребуется:

Тонкая полупрозрачная ткань (хлопчатобумажное или шелковое полотно, маркизет, органза) и

нитки мулине: для салфетки с розами 50/40 см ткани и мулине розового (2 тона) и зеленого (2 тона) цвета,

для белой салфетки примерно 80/80 см белой прозрачной ткани и белое мулине. Можно использовать цветную ткань и нитки в тон ткани.

Кружево - около 250 см.

Выполнение работы:

Вышивайте нитью в 2 сложения. Чем мельче будут стежки шва, тем плотнее заполнится узор на изнанке и тем ярче будет выглядеть вышивка на лицевой стороне.

Схема вышивки.

ВИДЫ ШВОВ. ПРОСТЫЕ ШВЫ.

Здравствуйте, начинающие мастерицы. Вы наконец-то решили научиться вышивать. А знаете ли Вы, сколько существует разнообразных видов вышивки? Их настолько много, что даже классифицируются они по-разному: по виду, использованию, национальному происхождению.

Мы начинаем цикл статей о различных видах швов. В этой статье мы расскажем о простых видах швов.

Все швы по технике исполнения делятся на две большие группы - глухие и прозрачные (сквозные)

К глухим швам относятся швы, которые укладывают поверх ткани, украшая и дополняя ее. К ним относятся счётные швы, все виды глади, аппликации и другие.

К прозрачным, или сквозным швам относятся швы, изменяющие структуру ткани. Это ришелье, вырезы (хардангер), разнообразные мережки, строчевые швы, выполненные по продернутой сетке и многие другие.

Нередко одни и те же швы, выполненные в разных районах страны, отличаются друг от друга. Но при всем многообразии видов вышивки, у них есть основа вышивания. Она одинакова практически повсюду-это основные швы. Их не так много, но они составляют основу всех сложных вышивок. К простым (основным швам) относятся швы: «вперед» и «назад иголку», тамбурный, стебельчатый, «веревочка», «шнурок», узелковый, петельный, «петля» и «полупетля» и их простейшие комбинации.

Начнем со шва «вперед иголку». Шов «вперед иголку» односторонний, т.е. при его выполнении на изнаночной стороне образуется негативное изображение. Прокладывают его как по счету нитей ткани, так и по рисованному контуру. Шов выполняют справа налево по линии узора. Размер стежков и расстояние между ними могут быть любыми. Это зависит от выбранного узора (рис.1 а-в). Чтобы получить полностью заполненный стежками ряд, нужно выполнить шов «вперед иголку сначала в одну, а затем в обратную сторону, перекрывая пропуски между стежками. При выполнении такого шва, размер стежка и расстояние между ними должны быть одинаковыми (рис.1 г).

Так же шов можно украсить нитью контрастного цвета, обвивая проложенные стежки в том или ином направлении (рис.2). При обвиве игла должна проходить только под стежками, не захватывая при этом ткань. Такие швы называются «веревочка», «цепочка», «шнурок».

Можно положить нить и через два параллельных ряда шва, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. При этом стежки швов могут располагаться в шахматном порядке (рис.3 а, б) или же прошиваются точно один под другим (рис.3 в, г). Таким же образом можно обвить нитью и несколько плотно уложенных друг к другу рядов (рис.4). Такие декоративные швы могут использоваться самостоятельно для отделки изделий, а кроме того ими можно заполнять фрагменты узора.

Шов «вперед иголку» широко используется в счетных вышивках. Шов «роспись» выполняют в два хода - в одну и в обратную сторону по контуру рисунка. При этом образуется тонкий похожий на кружево узор. Шов«набор» используется для выполнения отделочных полос или вышивки гобеленов и ковров, а его разновидность шов «бранка» — для заполнения деталей узора в вышивке под названием «орловский спис».

Начинайте освоение вышивки «вперед иголку» с освоения наиболее простых работ. Придумайте рисунок, перенесите его на ткань и вышивайте.

Стежок «назад иголку» также называется «бэкстич». Он служит для проработки детали или вышивки контура рисунка. Его элементы - короткие одинаковые стежки, которые можно выполнять по горизонтали, вертикали или диагонали. Ряды тянутся слева направо, хотя отдельные стежки могут выполняться справа налево на двух нитях ткани. Образец вышит нитками мулине в одно сложение.

1


1. Сделайте первый стежок справа налево (точки 1-2). Выведите иглу на лицевую сторону в точке 3, на расстоянии двух ячеек вправо от первого стежка. Выполните второй стежок, уведя иголку на изнанку в точке 4 (она же точка 1).


2. Продолжайте вышивать весь ряд.

3

Наметочный стежок.

Наметочные стежки выполняют нитками в одно сложение.

4


1. Проводите нитку над и под двумя нитями ткани, чтобы получился ряд наметочных стежков.

5


6

Двойные наметочные стежки.

Двойная наметка (также называемая гольбейном) обычно выполняется на образцах, вышитых черными нитками. С лицевой стороны вышивка напоминает стежки «назад иголку», но с изнанки выглядит иначе: двойная наметка одинакова с обеих сторон ткани, поэтому рукоделие выглядит гораздо аккуратнее выполненного стежками «назад иголку».

7


Начните с выполнения наметочной строчки слева направо, затем вышейте в пробелах между стежками еще одну строчку стежков.

1. Выполните ряд наметочных стежков, затем продолжайте работать, двигаясь в обратном направлении и размещая новые стежки в пробелах предыдущего ряда.

8


2. Продолжайте выполнять стежки, пока не дойдете до конца ряда.

9

Крест.

Крест - один из самых древних и широко известных стежков. Существуют две последовательности выполнения крестов. Первая рекомендуется при работе с пестрыми и подкрашенными нитками, она заключается в том, чтобы полностью вышивать один крест, прежде чем перейти к следующему. Движение при этом осуществляется слева направо. В качестве примера я привела вышивку пестрыми нитками в два сложения.

10


1. Вышейте первую перекладину креста с нижнего левого угла до верхнего правого, затем вторую - от нижнего правого до верхнего левого.


2. Чтобы вышить второй крест, выведите иголку на лицевую сторону в точке 3, через то же отверстие, как для первого стежка, и положите нитку наискосок, чтобы образовалась первая перекладина второго креста.


3. Продолжайте вышивать весь ряд, заканчивая каждый крест, прежде чем перейти к следующему. Обратите внимание на то, как постепенно меняется цвет.

13

Еще один метод вышивания крестом - выполнение ряда первых перекладин, а затем проход по тому же ряду в обратном направлении и выполнение ряда вторых перекладин.

14


1. Двигаясь слева направо, выполните первый ряд стежков. Вышивайте только одну половину каждого креста, от нижнего левого до верхнего правого угла.


2. Двигайтесь по ряду справа налево и заканчивайте кресты один за другим, вышивая стежки от нижнего правого угла до верхнего левого.


Совет.
Чтобы крестики были помельче, их можно вышивать поверх одной нити ткани.

Полуторный крест.

Существует четыре способа вышивания таких крестов. Эти кресты нужны для того, чтобы вышивать мелкие детали рисунка.

17


18

Болгарский крест.

Этот крест также называется двойным. Он состоит из двух крестов, наложенных один на другой и повернутых друг относительно друга. Такие кресты получаются слегка выпуклыми, они придадут дополнительную объемность и фактурность вашему рукоделию. Можно выполнять болгарские кресты нитками двух цветов: нижние кресты - одним цветом, верхние - другим.

19


1. Вышейте первый диагональный стежок на четырех нитках (точки 1-2), затем второй стежок (точки 3-4).


2. Выполните вертикальную перекладину верхнего креста, двигаясь сверху вниз.


3. Закончите вышивать болгарский крест горизонтальной перекладиной, двигаясь справа налево.


23


24

Двойной козлик.

Этот стежок состоит из двух рядов простых стежков «козлик», выполненных один поверх другого со смещением. Очень эффектно смотрится двойной козлик, сделанный нитками двух цветов: нижний ряд - потемнее, верхний - посветлее.

25


1. Вышейте первый стежок в точках 1 и 2, располагая нитку по диагонали на четырех вертикальных и шести горизонтальных нитях ткани. Второй стежок вышейте в противоположном направлении (точки 3-4), чтобы получилась перевернутая буква V.


2. Следя за натяжением нитки, выведите рабочую нитку на изнанку на расстоянии двух ячеек влево от точки 5, затем уведите иголку на изнанку в точку 6, чтобы получился следующий стежок.


3. Закончите первый ряд стежков «козлик».

28


4. Вденьте в иглу нитку другого цвета и вышейте второй ряд, располагая стежки между стежками первого ряда и вводя иголку в те же отверстия ткани.


30

Наклонная атласная гладь.

Этот стежок, который также называется шотландской гладью, состоит из сплошных элементов вышивки. Каждый блок представляет собой семь стежков, выполненных на четырех нитях ткани наискосок, в одном направлении. Второй элемент в ряду - зеркальное отражение первого, при его выполнении игла проходила через те же ячейки ткани. Между элементами зазора нет. Ряды выполняются при движении слева направо, направление стежков в элементах чередуется. Для примера я взяла мулине в два сложения.

31


1. Выведите иглу на лицевую сторону ткани в точке 1, затем уведите на изнанку, проложив нитку по диагонали до точки 2.


2. Подтяните нитку, чтобы получился первый стежок. Второй стежок вышейте так же, как первый, проводя иголку через то же самое отверстие справа от точки 3. Затем уведите иголку на изнанку через ячейку ниже точки 4.


3. Выполните еще два стежка, сдвигаясь на одну ячейку в сторону и вниз.


4. Вышейте вторую половину элемента тремя стежками (точки 9-14). Выведите нитку на лицевую сторону, отступите две ячейки вправо и приготовьтесь к вышиванию второго элемента.


5. Выполните второй элемент, как зеркальное отражение первого. Иголку проводите через те же отверстия, что и для первого компонента.


6. Продолжайте вышивать ряд, чередуя направление стежков в вышитых элементах.

Квадратики.

Эти стежки еще называются четырехсторонними. Их можно выполнять с нормальным натяжением или потуже затягивая нитку. Подтягивать необходимо каждую часть стежка, чтобы получился ажурный эффект; чем сильнее натянута рабочая нить, тем более воздушной получится вышивка. Для примера я выбрала нитки «перль», поскольку натягивать их приходится довольно туго.

38


1. Выполните первый стежок (1-2) на четырех горизонтальных нитях ткани и туго натяните рабочую нитку. Проведите нитку по диагонали с изнанки ткани и выведите в точке 3, затем уведите на изнанку в точке 4 (она же точка 1).


2. Натяните нитку, проведите ее с изнанки по диагонали и выведите в точке 5, затем уведите на изнанку в точке 6 (она же точка 2).


3. Туго натяните нитку, закончите четвертую сторону квадрата (7-8). Образуется первая сторона следующего квадрата. Продолжайте вышивать ряд.


4. Чтобы повернуть ряд на уголке, понадобится в последнюю очередь вышить ту сторону квадрата, которая будет первой стороной следующего. Вышейте верхнюю сторону квадрата, затем - правую вертикальную движением снизу вверх.


5. Проведите нитку по диагонали до нижнего левого угла, вышейте нижний стежок квадрата движением слева направо.


6. Вышейте следующий квадрат под предыдущим, выполняя стежки в том же порядке, что и на схеме вверху.

Треугольники.

Этот стежок также называется турецким кружевом. Стежки, образующие треугольник, туго стягивают ткань и выполняются при движении справа налево. Каждая сторона треугольника образована двумя стежками, нитки должны быть постоянно туго натянуты, чтобы узор получился отчетливым. Для этого образца я выбрала нитки «перль».

45


1. Начните с правой стороны первого треугольника. Выполните два стежка сверху вниз (точки 1-2 и 3-4), делая второй стежок в тех же ячейках, что и первый. Туго натяните нитку, выведите иглу на лицевую сторону, отсчитав четыре вертикальных нити влево.


2. Выполните два стежка в основании треугольника, каждый раз туго натягивая нитку, и выведите иголку в начале следующего стежка.


3. Выполните этот стежок дважды, выведите нитку на лицевую сторону, отсчитав четыре вертикальных нити влево - к началу следующего треугольника (13).


4. Продолжайте вышивать весь ряд.

49

Атласная гладь.

Атласной гладью называется вышивка прямыми стежками, положенными так близко друг к другу, что образуется сплошная гладкая поверхность. Длина и направление стежков могут меняться, стежки можно выполнять горизонтально, вертикально или под наклоном, чтобы заполнять ими фигуры разной формы. Проследите за тем, чтобы стежки были ровными, чтобы нитки не перекручивались; для равномерного натяжения ниток вам понадобится выравнивающий инструмент. Внизу показаны простейшие примеры атласной глади и схемы выполнения различных узоров гладью. Каждый стежок выполняйте в том направлении, в котором указывает стрелка.

50


1. Вышейте лепесток прямыми стежками при движении сверху вниз, следуя схеме.


Готовый лепесток.


Укладка стежков. При проведении иголки между двумя нитями получаются параллельные стежки.


54


55

Гладьевые валики.

Такие валики («качалочки») служат крепежными стежками, выполненными на четырех нитках ткани по обе стороны от полосы выдернутых нитей. Стежки, охватывающие нитки ткани, позволяют разрезать их и кладутся вплотную друг к другу, все в одном направлении. Для валиков берутся нитки «перль» №5 для ткани №25 или «перль» №8 для ткани №28. Приступать к вышивке следует, имея в запасе достаточно ниток, чтобы хватило на весь валик. Никогда не переходите на новую нитку, не закончив валик.

56


1. Выведите нитку на лицевую сторону, проведите нитку над четырьмя вертикальными нитями ткани.


2. Затяните нитку, выполните еще четыре стежка таким же образом, каждый раз спускаясь на одну нить ткани.

58


Разновидности гладьевых валиков представляют собой крепежные стежки, состоящие из четырех элементов, вышитых на общих ячейках и сходящихся в центре. Соединяющиеся под прямым углом горизонтальные и вертикальные стежки образуют сплошной рисунок.

59

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций стежков, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, вышивальный шов состоит из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например, при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:

  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на строчку от швейной машины.

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка – двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой. Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы используются для вышивки узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно. Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

Шов крестик

Косая гладь

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Как выполняется:


В ВЫШИВКЕ ПРИСУТСТВУЕТ МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ШВОВ:
– для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

– для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
– мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).


Ажурная вышивка (ришелье)

Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)

В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто - ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки - ассизи.


Бискорню (от фр. biscornu – изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork - чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна - «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch - шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими - черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок – из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний – в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.

Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Стежки в вышивке.

Г ладь. Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью - тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок.

Гладь вприкреп.

Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик. Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы - картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн. Двой.ной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют - гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.


Лонгстич (от англ. longstitch - длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) - стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич - это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.


Меланж.

Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест. техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) – современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер - ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!