Конфликты в школе.

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Психология и педагогика

Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Учителя часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не ученики и даже не отчетность, а общение со сложными родителями. В этой статье мы постараемся описать наиболее часто возникающие конфликты между учителями и родителями учеников и предложить ряд рекомендаций по их мирному разрешению.

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный - это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

    «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

    Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность - позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые - «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, - все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».


Читайте также:
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка - вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, - такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации - неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, - опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя - «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

    Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

    Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

    Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

    Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

    Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

    В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Родитель : Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель : Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ :

Учитель : Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели - успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

Пример неконструктивного диалога :

Родител ь: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель : Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ :

Учитель : Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель - тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача - выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям - их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска - конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов - в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства — это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Анна Смирнова, психолог

Школьные годы - чудесные?..

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Мы обратились к психологу, директору тренинг-студии «Семья плюс», Ларисе Михайловой с просьбой рассказать об особенностях конфликтов, которые могут возникнуть у школьников..

Лариса Николаевна, расскажите, с какими проблемными ситуациями часто сталкиваются дети в младшей школе?

Если мы берем самый ранний период – детей начального школьного возраста, то здесь конфликты могут быть связаны с тем, что ребенок просто находит свое место в коллективе. Он только приходит в класс, пытается занять определенные позиции, “отвоевать место под солнцем” или стать любимчиком для учителя, а это не всегда выходит. Поэтому трудности возникают в сфере взаимоотношений “ученик-ученик” и “ученик-учитель”.

Очень часто бывает, что в младшей школе в конфликты включаются еще и родители. Это связано с их отношением к ребенку. Они считают, например, что ребенка недостаточно оценили или его не выделяют среди учеников, не акцентируют на нем внимание и т.д. Тогда включается другой аспект – это проблема “учитель-родитель”. И, соответственно, в каждой из ситуаций ориентироваться в конфликте нужно по-своему. Если мы говорим о конфликтных взаимоотношениях сверстников, то это, в первую очередь, понимание корней конфликта, изучение личностных особенностей ребенка. Родители должны понять, какие черты характера привели к возникновению конфликта. Может быть, он просто эгоцентричен, привык к тому, что все внимание было только на него. Если он, например, единственный и гиперопекаемый ребенок, то, естественно, придя в школьный коллектив, сталкивается с другим отношением, и это влечет за собой появление конфликтов. Соответственно, необходима коррекционная работа и исправление этой ситуации – это как раз изменение взглядов ребенка на себя, на коллектив, на умение взаимодействовать со сверстниками.

Бывают ситуации, когда несколько учеников ведут борьбу за лидерство. Как поступить в этом случае?

Если речь идет о лидерстве и о том, когда ребенок сталкивается с лидерскими тенденциями другого, тоже довольно сильного, ученика, то это уже взаимодействия внутри класса. Здесь очень большую роль играет учитель, как он построит работу в классе. Например, учитель может распределить между двумя лидерами направления в работе, чтобы они могли проявиться каждый в своей сфере, чтобы они осознавали собственную значимость и выделялись из класса, но каждый по-своему. Если, конечно, это действительно два приблизительно одинаковых “по силе” ученика. Но если кто-то из них сильнее, тогда придется просто принять ситуацию, что есть один лидер, а все остальные, скажем так, приближенные к этой фигуре люди.

Если у ребенка проблемы с учителем, что можно предпринять для их разрешения?

Если говорить о конфликте “учитель-ученик”, то здесь опять же надо понимать, что за этим стоит. В любом конфликте не нужно смотреть на внешнюю сторону, потому что это только “верхушка айсберга”. Как правило, под этой “верхушкой” скрывается много всего. Это могут быть и личностные отношения – симпатии и антипатии учителя. Каким бы профессионалом он не был, он все равно человек, и иногда случается, что учитель предвзято относится к ребенку. Может быть, он напоминает ему какого-то другого ученика, с которым у него не сложились отношения, или собственного ребенка, с которым тоже что-то не срастается. То есть, это именно личное субъективное отношение самого педагога. Конечно, это не очень профессионально, тем не менее, такое случается. Может возникнуть ситуация, когда учитель чрезмерно критикует за успеваемость, за поведение, а ученик принимает это за придирчивость. Тогда задействуются совсем другие механизмы: можно обговорить с учителем то, в какой форме он подает эту критику, как сделать ее более конструктивной, чтобы она не воспринималась учеником как оскорбление или излишняя требовательность. В этой ситуации может помочь школьный психолог, который может посмотреть на ситуацию объективно и, понимая личностные особенности ребенка, даст рекомендации как учителю по общению с этим учеником, так и ребенку и его родителям поможет осознать, что происходит на самом деле. Чаще всего учитель не придирается, а, видя способности ученика, хочет от него добиться хороших результатов.

Вы сказали, что часто родители тоже включаются в конфликты. Каким образом?

Если мы берем сферу “родитель-ученик”, то здесь много всего такого, что, скажем так, затрудняет процесс обучения ребенка в школе. Часто родители занимают позицию жертвы, говорят: «Как всегда, нас притесняют. Вот и в садике к нам относились не так, вот и в школе его опять ругают и вечно к нему придираются» и т.д. Психология жертвы – очень въедливая модель поведения, которую сложно устранить самому педагогу. Скорее всего, нужно будет психологическое консультирование. Иногда камнем преткновения являются действительно оценки. Родитель считает, что их ребенок талантливый и одаренный, учитель своими оценками это не подтверждает, и возникает конфликт интересов. Другими словами, на взгляд родителей, ценность ребенка принижается.

Какой выход можно найти из этой ситуации?

Опять же, нужно посмотреть объективно, то есть сделать срез интеллектуального развития школьника и дать понять родителю насколько успевает ребенок или не успевает. Потому что порой родители не видят тех сложностей, которые у ребенка есть. Естественно, они любят его и считают самым лучшим, но, к сожалению, оценки или вообще уровень знаний это не подтверждают. Иногда бывает наоборот, когда учитель, зная способности ребенка, говорит родителям: «У него большой потенциал, занимайтесь, развивайте!» Родители никак не реагируют: «Учится на четверки, и, слава Богу!» Здесь конфликтные взаимоотношения возникают, потому что учитель смотрит на ребенка с одной стороны, родители – с другой.

Как родителям понять, что у ребенка проблемы?

Что касается темы помощи родителей своим детям, то в ситуации “ученик-ученик” родителям все-таки лучше не вмешиваться, но в любом случае уделять этому внимание. Например, если ребенок приходит и жалуется на сверстников, на учителя, или наоборот, замыкается и вообще ничего не рассказывает о школе; если он агрессивно или раздражительно реагирует на вопросы о конкретном предмете, ученике или учителе, если он начинает писать какие-то злобные записки или рисовать карикатуры людей и подписывать всякими бранными словами, то это прямой показатель того, что у ребенка есть проблемы. Это сигнал для родителей, чтобы они обратили внимание, обязательно выяснили причину, обязательно поговорили с ребенком. Когда родители беседуют с ребенком, необходимо дать выплеснуть эмоционально то, что у ребенка есть внутри из-за этой ситуации. Это может быть и плач, и крик, ругательства. Пусть он лучше дома, с родителями избавится от этого, нежели будет носить все в себе и в критический момент просто выплеснет на учителя или сверстника. Ситуация только усложнится. Поэтому родители выслушивают, понимая и разделяя чувства ребенка.

Очень важно не занимать сразу какую-либо сторону, потому что есть две крайности: либо родители полностью поддерживают ребенка, говорят, что учителя бессовестные, замучили детей, либо наоборот: «Вот ты вечно ничего не делаешь, учительница права, она тебя действительно должна была отругать!» и т.д. Нужно, чтобы ребенок осознал, что его выслушали, что события, которые происходят с ним в школе, его чувства небезразличны родителям. Тогда можно искать выход из этого положения.

А стоит ли вмешиваться? Если да, то как лучше это сделать?

Возможно, если ребенку объяснить, как бы себя повел взрослый, или привести какой-то пример, он разберется сам и вмешательство родителя не потребуется. И так даже лучше, потому что очень часто на вмешательство родителей другие дети реагируют довольно жестоко, они начинают дразнить “маменькиным сынком” Это, естественно, усложняет отношения ребенка со сверстниками.

Если сложилась такая ситуация, что без родительского участия никак не обойтись, то сделать это желательно максимально мягко и незаметно, так чтобы дети из класса не узнали об этом (встретиться с учителем в школе гораздо позже окончания уроков или, предварительно созвонившись, поговорить на какой-то нейтральной территории).

Вообще, лучше обучать детей справляться с трудностями самостоятельно, уметь улаживать конфликты со сверстниками и договариваться с учителем, адекватно реагировать на критику, не воспринимать это так лично на свой счет, не обижаться, не плакать и т.д. Потому что все это – эмоционально нестабильная реакция на то, что происходит в школе. Чем крепче нервная система, чем больше у ребенка навыков противодействия, защиты себя, умения отстоять свои интересы, изложить свою точку зрения без обид, без претензий, без обвинений - тем легче ему будут даваться все школьные ситуации. Ведь конфликты бывают практически у всех: и у благополучных учеников, и у неуспевающих.

Вопрос в том, как это преодолевается ребенком вообще, как реагируют родители. Если они сами склонны к конфликтам, разбирательствам, претензиям, то, скорее всего, ребенок тоже будет придерживаться этой модели поведения в школе. Здесь уже речь пойдет о семейной терапии. Необходимо понимание того, что ребенок не вписывается в классную систему, что у него нет способов мирного взаимодействия с учениками или с учителями, и над этим надо работать.

Каковы особенности поведения детей постарше?

Среднее звено (дети 10-15 лет) характеризуется немного другими аспектами. Здесь накладываются, конечно, психологические особенности подросткового возраста, увеличивается и конфликтность, нетерпимость, тревожность. Особенно 5-6 класс – это переход в среднюю школу, это изменения в системе обучения и т.д. Большое значение имеет то, какой классный руководитель попадется, так как авторитет родителя начинает снижаться, а авторитет сверстников или других взрослых значимых людей возрастает. Усложняется взаимодействие с педагогами, потому что подростки начинают больше позволять себе дерзостей по отношению к учителям и родителям.

Как же справиться со сложностями этого периода?

Очень важен уровень профессионализма педагогов, которые сумеют сгладить, не просто силой подавить, а именно сгладить возникшее недоразумение. Не менее важным будет внутрисемейное взаимодействие. Ведь подростковый возраст – это обычно проверка “на вшивость”: что происходит внутри семьи целиком. Если в семье есть какие-то сложные моменты, они конечно в этот период проявятся.

В любом случае, общие рекомендации по поводу выяснения причины, сути конфликта, понимания чувств и поведенческих аспектов ребенка и поиска обоюдовыгодного выхода для всех сторон, – это остается одинаковым как для младшего школьного возраста, так и для среднего. И в среднем звене особую актуальность приобретает невмешательство родителей, потому что в этом возрасте дети даже более жестоки к участию взрослых в конфликтах сверстников.

Что можно сделать, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с конфликтами?

Конечно, лучше было бы заняться профилактикой, чтобы таких ситуаций было меньше. Хорошо если родители, например, включены во внеклассную жизнь своего ребенка, и тогда сверстники из класса с большим интересом относятся к нему. Если мама или папа могут организовать походы, какие-то школьные праздники, то ребенок будет относиться к числу предпочитаемых людей, потому что у него просто интересная семья. Естественно, с таким ребенком конфликтов в школе будет меньше.

Подростки часто не хотят принимать помощь родителей и отдаляются от них. Что предпринять в подобной ситуации?

В любом случае, это должно быть вмешательство не со стороны силы, а со стороны интереса. Бывает так, что подростку проще открыться чужому человеку, нежели родителю. И здесь на помощь могут придти психологи, причем психологи не учебного заведения. Потому что, как правило, подросток, учась в школе, боится, что если он сейчас разоткровенничается со школьным психологом или педагогом, это может каким-то образом дойти до классной дамы, до родителей и т.д. Тогда возможна консультация независимого специалиста. Это оптимальный вариант, так как ребенок будет знать – все, что он скажет на этой консультации психологу, останется между ними. Он сможет больше открыться, а психолог сможет подсказать ему какие-то шаги для того, что бы нормализовать его отношения. В первую очередь, конечно, отношения с родителями, потому что если такой темы, как доверие в отношениях у подростка с родителями нет, то нужно это исправлять, чтобы потом родитель смог помочь ему разрешить конфликты в школе.

Все-таки первостепенная задача родителей в том, чтобы вовремя распознать признаки назревающей проблемы?

Это очень важно. Если родители не обращают внимания на то, каким приходит ребенок из школы, что он говорит или не говорит по поводу школы, им очень трудно будет понять его. Если ребенок чувствует, что все происходящее с ним не так значимо для родителей, как бы ему хотелось, он будет отдаляться. Если проблема не решается, она превращается в снежный ком, который накручивается, накручивается, накручивается... И ситуация может дойти до такого момента, когда приходится менять школу.

Но ведь в новой школе необязательно все проблемы исчезнут.

Конечно. Личностные особенности ребенка не поменялись, отношение родителей не поменялось, и очень большая вероятность того, что и в новой школе ребенок столкнется с теми же трудностями. Но, возможно, в этот раз они уже подумают совсем по-другому, не о том, что учителя плохие и сверстники – изверги, а о том, что, возможно что-то внутри семьи, внутри ребенка заставляет его сталкиваться с такими ситуациями из раза в раз. И это будет хорошей почвой для терапевтической работы.

В заключении хотелось бы напомнить, что конфликт всегда проще предупредить, чем решить! Пусть в Вашей жизни случается меньше конфликтов, а если они и будут, то пусть носят конструктивный характер!

Школа, класс, первая учительница, учебный процесс – важный, новый, сложный и серьезный период в жизни ребенка. В младшей школе, с первого класса и первой учительницы у ребенка формируется отношение к учебе вообще, школе и классу как коллективу, самооценка и мотивация. Часто проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку в самом начале учебного процесса, могут стать субъективно непреодолимыми, серьезной преградой для личностного развития малыша и успешной учебы.

Чтобы ребенок успешно адаптировался, делал успехи и с удовольствием относился к учебному процессу - направлены совместные усилия классного руководителя, школьного психолога и родителей. Это в идеале. На практике часто по-другому.

Чрезвычайно важным для детей является серьезное отношение родителей к школе, учебе, уважение к учителю и его работе. Если родители забывают поинтересоваться успехами своего ребенка или помочь при возникновении сложностей, неавторитетно отзываются об учителе – нет оснований ждать и требовать серьезного и ответственного отношения малыша к учебному процессу, интереса в глазах, желания учиться и ходить в школу вообще. Так неосознанно родители, из своей занятости или по незнанию, могут спровоцировать конфликт между ребенком и школой .

Школа – это настоящая школа жизни. Кроме среднего образования именно в школьных стенах мы получаем представление о себе, о других, вырабатываем навыки взаимодействия в коллективе, формируем понимание неписаных законов и поведения в обществе, совершаем ошибки, учимся их понимать и исправлять. С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Но все же встречаются ситуации очень сложные и неоднозначные, а иногда просто запущенные. Именно в них старшие призваны помочь ребенку разобраться и вынести полезный урок.

Если подобные ситуации возникают в младшей школе, то малышу самостоятельно намного сложнее найти наиболее эффективный способ их разрешения, тогда участие родителей просто необходимо и ничем другим не заменимо.

Школы раннего развития: когда и зачем Школы раннего развития сейчас как никогда популярны. Надо ли отдавать ребенка в школу раннего развития? На чем остановить свой выбор?

Порой же учитель не вникает или просто не успевает вникнуть в суть детского конфликта и установить между ребятами справедливость. Часто ситуации просто «сглаживаются»: «мы все дружим», «сдачу дают только в магазине», «а ну как давайте, повторяйте: мирись, мирись и больше не дерись». А в это время детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками. Которые перенесут и во взрослую жизнь.

Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от учителя требуется своевременная коррекция этих неписанных законов и мудрый педагогических подход.

Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.

Бывает так, что разговор с учителем не может разрешить возникшего конфликта, а часто просто родители боятся своему ребенку навредить и решают промолчать. Обязательно обсудите возникшую проблему с ребенком, как он видит данную ситуацию и что для него было бы лучше. В таком случае, родителям стоит подумать о смены школы или класса для своего малыша, каких бы дополнительных хлопот это не доставляло.

Если все же такая ситуация возникла, ребенка лучше «вынуть» из неконструктивного конфликта, оградить, перевести в другую школу – пройдет немного времени и решение этой проблемы станет ему по плечу. Очень важно чтобы малыш сохранил позитивное отношение к себе и веру в любовь и поддержку родителей. Помните, что для Вас главнее всего Ваш ребенок! Никто не застрахован от ошибок и неправильных поступков, тем более дети. В таких случаях родителям надо очень серьезно проанализировать, что же произошло и помочь ребенку. Малышу очень важно быть понятым и что бы не случилось получить поддержку родных людей, а родителям - справедливо оценить ситуацию и помочь своему малышу.

Часто и взрослым смена места работы или жительства дается трудно, морально пугает и истощает. Для детей же перемены, пусть и желанные и долгожданные, кроме таинственности, радости предвкушения чего-то чудесного несут волнение и тревогу: с кем я буду дружить? кто будет моей учительницей? Понравится ли мне новый коллектив, понравлюсь ли я ему?

Все переживания ребенка абсолютно оправданны и требуют серьезного отношения и рассмотрения. Тем более, если предыдущий опыт был не очень успешным. Даже если Вам кажется что никаких волнений у ребенка предстоящее не вызывает – стоит все же поговорить на тему будущего, спросить его мнения по поводу предстоящего, что ему нравится, что нет, чего он ждет больше, а что, возможно, пугает, смущает….подготовить его к предстоящим событиям, разработать план действий.

Очень важно серьезно отнестись к выбору новой школы, класса и учительницы. В младших классах, наверное, самую главную роль играет учительница. Ведь именно она создает детский коллектив, формирует климат, обеспечивает дисциплину. Именно от нее зависит, будут ли ребята дружить между собой, сможет ли школа для них стать вторым домом, тем местом, где они смогут раскрыться, самовыразиться, узнать много нового и интересного, воспитать в себе качества, которые помогут им быть успешными в средних и старших классах, например, дисциплинированность, ответственность, искренне желание учиться, уверенность в себе и т.п.

Лучше, если выбор родителей основывается не на элитных школах и сильных классах, а учительнице и классе, где ребенок сможет адаптироваться и проявить себя наилучшим образом. Новый ремонт в классе, ТВ, принтеры и прочие блага цивилизации, как, впрочем, и вышколенные дети на цыпочках – не должны быть теми факторами, на которых основывается выбор родителей. Малышам важен уют и простота в классной комнате, цветы на подоконниках, сказки на полках, настольные игры которыми можно поиграть на перемене или на продленке. Надо помнить, что в первую очередь вы выбираете для своего ребенка коллектив, в котором малышу придется учиться взаимодействовать и себя проявлять и взрослого, которому Вы вверяете своего ребенка.

Логический анализ полученной информации и ориентирование на ожидания и потребности Вашего ребенка помогут Вам сделать правильный выбор.

Важный момент – продленка. Понятно, что бывают случаи, когда продленка единственный выход. И все же если Ваш ребенок сменил школу и класс – дайте ему время адаптироваться и привыкнуть к новым требованиям и коллективу. Как показывает практика у каждого учителя свои нюансы касательно требований. Именно родителям в первую очередь предстоит разобраться в этих нюансах и помочь привыкнуть к ним своему ребенку.

Например, даже если ребенок пришел из «сильной» школы и имеет высокий уровень подготовки – требования учителей по оформлению домашних и классных работ может отличаться: в одном случае слово «примеры» - пишутся, а во втором – нет. Чьи дети меняли школу, те родители знают, что казалось бы такие несущественные различия могут влиять на оценивание и что более важно на детскую самооценку, мотивацию учиться в новом классе и отношения в коллективе.

Определение школьника в спортивные секции, танцы, музыку, шахматы и т.п. очень важный момент. Будучи максимально задействованным, малыш скорее заведет новых друзей, привыкнет школе, классу. Однако перед тем как организовать внеклассную жизнь своего чада – убедитесь, что он уже понял и принял новые требования, перестал быть «новеньким», успевает делать домашнее задания и вообще тонус ребенка, общее настроение бодрое и активное.

Успехов Вам, Дорогие родители, хороших учителей и счастливых детей!