Готовимся к рождеству с детьми. Рождество: подготовка и традиции праздника

К аждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй.

Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.


От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом, с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп. Ночью или утром – праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть – попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.


Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю – спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» – непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Варвара Волкова, мама пятерых детей

Примерно за месяц до Рождества, когда выпадает первый снег:

— Пишем письма Деду Морозу – кто что хочет получить на Рождество — это уже сложившаяся традиция. Дети ждут этого события. Когда пишем, садимся все вместе, зажигаем свечи. В этом году мы на улицу выставили корзинку с письмами. На утро, понятное дело, они исчезли.

Потом, соответственно, у Деда Мороза начинается работа – поиск по магазинам того, что попросили. Обычно стараемся всё заготовить заранее.

Вывешиваем Рождественский календарь. Каждый год – он разный. В прошлом году он выглядел как большая картина, на которой висело много маленьких пакетиков – на каждый день по пакетику — от 19 декабря до 7 января. В каждом пакетике – рассказ о Рождестве и 4 конфеты. Дети с нетерпением ждали каждый следующий день, чтобы открыть пакетик, а вечером мы читали новый рассказ.

В этом году мы развесили большие «носки Деда Мороза», то же с числами, на каждый день – по одному носку. В них – не только рассказы, но и задания. Например, одно из них — сделать семейную Рождественскую почту, для чего подготовим специальную коробку. Еще задания в некоторые из дней – с помощью ребусов искать книги про Рождество.

— Еще я написала в этом году несколько рассказов о нашей семье, в которые свои добавления будут вносить и дети – это тоже одно из заданий.

— Одно из заданий – «спасти» замёрзшего динозавра, который спрятан в морозилке, в замороженном шарике воды.

— Или что-то смастерить, сделать своими руками.

— Включено в задания и разучивание колядок, стихов.

До Нового года

Дети разучивают стихи. В этот раз со старшими готовим спектакль – «Щелкунчик».

Начинаем украшать дом. Мы ёлку покупаем до Нового года, но не наряжаем: Новый год обязательно встречаем у дедушки, а вот когда возвращаемся, принимаемся за подготовку к Рождеству.

Украшения – не только магазинные, это и специально высушенные и раскрашенные апельсины (апельсины режутся круглыми дольками, высушиваются за ночь на батарее, а потом раскрашиваются цветным лаком для ногтей с блестками). А еще мы обязательно печём печенья и потом их развешиваем на ёлку, делаем бумажные украшения –гирлянды и фонарики.

— Тогда же, когда печём печенья, печём и пряничный домик, тесто-то одно и то же.

Дня за четыре до Рождества

Стараемся вместе с детьми ездить в храм – помогать убирать его, украшать. К пятому ребенка я поняла одну простую вещь. Слоган такой в голове звучит: «Ты ничего не успеешь». И на этом надо успокоиться. Не успеешь того, что успел бы, будь у тебя один ребенок, не успеешь того, что успел бы, живя ты в центре нашей столицы и т п. Поэтому надо сосредоточиться на чем-то одном главном. Я выбрала календарь, написание писем и настоящих открыток всем крестным, бабушкам-дедушкам и друзьям, которые они получат по почте, украшение дома своими руками. Еще мне кажется, что ребенок больше запомнит домашний спектакль, разучивание стихов, чем бесконечное беганье по ярмаркам и елкам.

В Сочельник наш папа, отправляется за продуктами, покупает мясо. Потом мы стараемся дать ему поспать – у него впереди три службы (папа — диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси). Правда, не всегда это удается.

— Это сугубо моя личная традиция: украшать по-особенному ночью, когда дети спят, их комнаты. С маленькими детьми на ночную службу ходить не получается, но зато они просыпаются в настоящую сказку – их комнаты ощутимо меняются. Дети очень ждут этого, чтобы открыть утром глаза и вокруг – уже точно Рождество, совсем не то, что было вчера: на окнах гирлянды, повсюду фонарики и свисают блестящие «дождики».

Утром идём на Литургию.

Огоньки и гирлянды на ёлке зажигаем только 7 января . Когда появляются подарки, зажигается и ёлка. Чтобы у детей была ассоциация – ёлка зажигается именно в Рождество.

Теперь, поскольку мы переехали в свой дом, в этот день у нас собирается вся семья, — бабушки, дедушки.

Дети идут на ёлку (до Рождества – елки в школе, у дедушки на работе). Я думаю, что ребёнку важны же не наши родительские «галочки» — сходили на столько-то ёлок, ему важно накопить впечатления. Многие, например, став взрослыми, говорят: «Помню, как в детстве ходил в храм, там было полутемно, красиво, пели так-то» А не: «Я посетил всенощное бдение, где особенно трогательными мне показались стихиры на литии». Дети живут образами, впечатлениями, атмосферой. Поэтому, как мне кажется, если мы будем стараться сделать так, чтобы яркие, праздничные впечатления ассоциировались с Рождеством Христовым, то именно они запомнятся на всю жизнь.

Детская елка у нас дома. Дети будут показывать спектакль, который репетировали до того, петь колядки, читать стихи. Зовем всех родственников и друзей, с которыми вместе ставим спектакль.

Рецепт Пряничного домика от Варвары Волковой:

мука - 1 стакан (до получения нужной консистенции теста)
сода - 1/2 ч. ложки
сахар - 200 г
мёд (жидкий) - 250 г
масло сливочное растопленное и остывшее - 200 г
яйца куриные - 3 шт.
водка или коньяк - 50 мл (не обязательно)
корица (молотая) - 1/4 ч. ложки
имбирь (молотый) - 1/4 ч. ложки
гвоздика (молотая) - 1/4 ч. ложки
кардамон - 1/4 ч. ложки
перец душистый (молотый) - 1/4 ч. Ложки

Специи смешаем в ступке и тщательно разотрем их в мельчайший порошок (в тонкую пыль).

Муку обязательно просеим сквозь сито (!) и затем смешаем с содой.

Остальные ингредиенты теста, включая растертые пряности и водку (или коньяк, ром), соединим в отдельной миске.

Старательно перемешаем венчиком или ложкой, но взбивать не нужно

Добавим муку с содой к остальным ингредиентам и тщательно вымесим тесто руками около 12-15 минут.
Тесто должно получиться упругим и эластичным.

Хорошо промятое тесто скатаем в шар, завернем в пищевую пленку и поместим минимум на 3 часа в холодильник (лучше на ночь).

Примечание. Настоящее пряничное тесто не допускает никаких отсрочек после замеса - вымесили в течение до 20 минут, быстро разделали изделия и без промедления ставим на выпечку. Иначе пряничное тесто «затянется», и изделия значительно утратят качество.

Перед разделкой деталей домика вынем тесто из холодильника и оставим его при комнатной температуре минимум на 1 час, чтобы дать согреться.

Подстраиваемся под расписание детей

Наталья Ялтанская, мама девятерых детей

У нас всегда очень напряжённый конец года и мы все планы строим, исходя из планов детей. У детей две школы – светская общеобразовательная и православная у младших.

В православной – готовятся к Рождеству, в светской – заканчивается полугодие, контрольные, концерты.

Есть также хор, расписание занятий на конец декабря и начало января – почти каждый день. Плюс концерты, плюс дети поют на службах. После Рождества – на ёлке и 12 января всё заканчивается участием в службе в Успенском соборе Кремля.

Мы должны привезти детей, отвезти.

У меня после 11 января – сессия: я учусь на Курсах повышения квалификации учителей. Так что мне нужно тоже готовиться к экзаменам.

Так что мы берём расписание на один день каждого (у одного ребёнка репетиция, у другого – концерт, у остальных еще что-то), и пытаемся спланировать именно этот день.

Что точно запланировано заранее – это покупка ёлки 31 декабр я, просто потому, что после Нового года её уже не купишь. В позапрошлом году – ездили в лесничество, в прошлом – позвонила подруга и сказала, что в Москве многодетным ёлки на ёлочном базаре раздают бесплатно.

Еще, что мы обязательно должные сделать – сходить на Святках в театр. В этом году дети пойдут в Большой театр (билеты мы купили заранее – за три месяца).

С 1 по 6 января , по возможности, стараемся наводить порядок. Как кто когда можем: у студентов сессия, их особо тоже не задействуешь.

Так что хорошо, если бы все можно было бы заранее спланировать, но не получается. Так что, что успеем и – слава Богу!

Одежда для выступлений у детей всегда в боевой готовности – мы знаем, что в любой момент могут позвать выступать, так что здесь снова – никакой специальной подготовки.

Праздничный стол готовим в Сочельник, между службами. Это не сложно – нас много, и накануне распределяем, кто что будет делать. Обычно всегда есть добровольцы – кто-то берется за салат, кто что-то еще. Обычно на все это уходит час – два.

У нас чудесным образом возник воцерковлённый Дед Мороз из Новоерусалимского монастыря, и сказал: «Все дети (от 26 – до 4 лет) пишите письма с пожеланиями». Написали, теперь ждем, что будет.

На каждый праздник дети готовят концерт, но когда они это делают – я не знаю: это их личная инициатива.

Не забыть термос и бутерброды

Юлия Баграмова, мама троих детей

  1. Живую ёлку покупаем накануне Нового года и наряжаем на улице около дома. Зато она потом стоит долго-долго, не осыпаясь. Это действо по украшению обычно происходит, когда папа дома, а я на работе: чтобы дети не скучали без меня. Дома ставим искусственную, на неё вешаем пластмассовые игрушки, чтобы, если уронят, не было никаких порезов и так далее (а что роняли – было неоднократно).

На окна наклеиваем наклейки.

  1. Подарки я обычно стараюсь готовить за месяц до Нового года – мелкие и мало на Новый год, значительные и больше – на Рождество.
  2. Я вообще стараюсь делать всё очень заранее, поскольку иначе просто ничего не успею. Так, адвент-календарь начала готовить еще летом. Придумывала задания, идеи. В этом году он состоит из двух недель – неделя до Нового года и неделя после, до Рождества. В прошлом году детям идея такого календаря очень понравилось, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что сегодня — загадка, кроссворд, задание смастерить что-то, для маленького – просто конфетка и возможность наблюдать за процессом… Внешне календарь у нас в этот раз суровый – дощечка и на ней 14 шурупов, по которым будет «передвигаться» мешочек с сюрпризами.
  3. Чтобы подготовиться к Рождеству, стараемся читать с детьми какую-нибудь рождественскую книгу – в день по главе. Начинаем где-то за неделю до Праздника.
  4. Закупку еды и готовку я тоже стараюсь растягивать во времени и не оставлять до последнего. То есть числа 4-5 января все покупаю, 6 — только мариную (поскольку скорее всего – главное блюда – курица), а 7, когда все вернемся домой, просто ставлю её в духовку.
  5. 6 января я планирую сделать вместе с детьми печенье .
  6. Накануне Рождества мы достаём вертепы . Одному, самодельному, – уже года три. Я рисовала, папа наш выпиливал из фанеры. Мы делали его летом, и дети тоже принимали в этом участие. Он устанавливается рядом с ёлкой. Другой – покупной, но он не очень надежный, детали то и дело приходят в негодность, и нужно что-то подклеивать.


  1. 7 января стараемся поехать на детскую литургию. Поскольку живем в Подмосковье, нужно ехать в Москву.

Мы пробовали брать детей на ночную службы, но мне кажется, они еще маленькие и особой пользы для них в этом нет. В лучшем случае – они просто засыпают. Ближе к Причастию мы их тормошим, они не понимают, где они, чего от них хотят… Хотя сначала ждут, им интересно, что нужно ехать. Но в итоге устают, у них нет ощущения праздника.

Дети привыкают к одному храму, а детские литургии в нем не служатся. Поэтому я заранее объясняю, что мы поедем в другой храм, где тоже будет причастие, а потом мы вернемся домой, поедим и подарим им подарки.

  1. 7 утром все ещё спят, я встаю, готовлю еду с собой, поскольку – Праздник – делаю бутерброды с колбасой или с котлеткой. В термос наливаю чай, готовлю наши «походные» чашки.

После чего по одному бужу детей. Старшие одеваются сами. Я – младшего. Папа идёт с ними в машину, я закрываю двери.

В целом нам нужно часа два, чтобы собраться и доехать.

После службы мы, если есть возможность, идем в кафе, а потом – в зоопарк. В зоопарке зимой – здорово, хотя погода чаще, как полагается – зимняя, ветреная. Животных – больше, чем людей и можно их рассмотреть.

Екатерина Маслова | 7.01.2016 | 516

Екатерина Маслова 7.01.2016 516


Рождество и Новый год – самые волшебные праздники в году для всех вне зависимости от возраста. Сделайте эти праздники еще сказочней для своих детей, начав отмечать их заранее!

Если вы относите себя к тем редким людям, которые не любят ни Рождество, ни Новый год, это не повод рушить сказочный мир для своего чада, рассказывая ему, что никакого деда Мороза не существует, а суть этих праздников – просто вкусно поесть за богато накрытым столом.

Возьмите на заметку эти 7 идей, чтобы сделать Рождество и Новый год для детей особенными в этом году.

1. Читайте по одной новогодней сказке каждый день

Зимние праздники неполноценны без классических сказок! Читайте вместе хотя бы по одной детской книге про Новый год и Рождество . Только не вздумайте читать их своему чадо онлайн! Это испортит все очарование. Зайдите в библиотеку, прихватите с собой «Щелкунчика», «Снежную королеву», сборник русских зимних сказок, «Зиму в Простаквашино». И, главное – не забудьте про уютный плед и чашку какао!

Читать книги – это хорошо и прекрасно, но не стоит забывать про добрые рождественские и новогодние фильмы и мультики. «Морозко», «Снегурочка», «Как Гринч украл Рождество» и многие другие. Вам есть из чего выбрать!

3. Готовьте вместе

Многие мамы не любят пускать детей на кухню, потому что малыши задают так много вопросов и норовят засунуть свои ручонки куда не следует: в пакет с мукой, в миску с тестом, в банку с сухофруктами.

Поверьте, готовить вместе с ребенком – сплошное удовольствие, если вы будете проще относиться к небольшому беспорядку на кухне (ведь это просто творческий процесс!). Объясните детям правила поведения на кухне, дайте им четкие инструкции, покажите, как и что нужно делать. Они будут рады помочь вам украсить пряники или вырезать фигурное печенье. Принять участие в подготовке праздничного стола – большая ответственность для маленьких поваров. Они будут гордиться вашим доверием.

4. Сделайте адвент-календарь

Адвент-календарь – это западная традиция, но почему бы не адаптировать ее к нашим реалиям? Традиционный адвент-календарь – это календарь с окошечками, за которыми спрятаны конфеты, красивые картинки или другие приятные сюрпризы, который отсчитывает дни до Рождественского сочельника.

А почему бы не считать дни и до Нового года? Вместо простого календаря можно смастерить адвент-календарь из коробочек с маленькими подарками для детей. Это не обязательно должны быть предметы. Пусть кроме конфет и игрушек там найдутся билеты в цирк, приглашение на каток или поездка за город!

5. Попросите детей украсить дом

Да, возможно, звучит пугающе: позволить детям самостоятельно украсить елку и дом к Новому году. Позвольте им такое невинное развлечение. Главное – не доверять им бьющиеся игрушки и самостоятельно включать гирлянды в розетку.

6. Помогайте другим

Рождество – самый добрый праздник в году. Так научите своих детей быть добрее к людям! Примите участие в благотворительной акции (например, смастерите открытки для детей в больнице или соберите подарок для ребенка из интерната), навестите бабушку, угостите соседей самодельным печеньем, сходите в церковь.

Рождество и Новый год – самое время помогать другим!

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более – это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Новогодняя ночь

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год – единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит – часто единственный раз в году – гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год – и только в Новый год! – все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под , а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас – фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году – на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать . С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. , Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества – это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество – это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год – это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…

В прошлом году мы с Костей начали учить немецкий язык. Он просил меня об этом уже очень давно, но я все считала, что недостаточно к этому готова. Все же моя целевая аудитория – взрослые, а учить детей немецкому с нуля – это мне казалось чем-то очень сложным! И вот меня посетило вдохновение, я побывала на очень интересном форуме Гете-института, презентовавшего открытие виртуального университета для детей, познакомилась, наконец-то с замечательным педагогом, автором интересных учебников по немецкому языку Ольгой Зверловой. О том, как мы учим немецкий, я расскажу отдельно, но сейчас мне хотелось бы рассказать именно о том, как мы готовились к Рождеству.
Адвент-календари уже стали традиционными во многих русских домах. Мы тоже уже не первый год пытаемся готовиться к Рождеству с такими календарями, но в этом году я решила воспользоваться помощью немецкого образовательного канала WDR. Те, кто не знает немецкого языка, не пугайтесь. Интерактивный рождественский календарь на 24 дня предлагает замечательные занятия, смысл которых часто понятен без немецкого языка. Возможно, наши комментарии еще больше облегчат понимание и вдохновят кого-нибудь на творчество.
К сожалению, пока я готовила этот пост, сам адвент-календарь убрали со страницы канала, видимо как уже утратившего актуальность. Я постаралась найти в Интернете хотя бы часть видео, которые мы использовали.

Итак, 1 день. Рождественский фрукт
http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/weihnachtsfrucht.php5

Вначале мы с Костей очень кратко обсудили, что же называется таким красивым словом «Адвент». Это время ожидания праздника – Рождества Христова. Обычно оно длится 4 недели и наполнено очень важными делами, приближающими праздник. Вот и мы постараемся наполнить каждый наш день волшебством, чтобы праздник к нам пришел как можно скорее.
В первый день ожидания Рождества мы посадим Рождественский фрукт, который, если мы сделаем все правильно, порадует нас 24 декабря. Обычай выращивать рождественский фрукт пришел с востока. Очевидно, из Египта. Обычай распространился в Древней Греции. Оттуда пришел в Европу. Обычно пшеницу замачивают 13 декабря в день святой Лючии или Люсии.
Легенда про Люсию страшненькая. Поэтому я ее изложила Косте очень реферативненько. Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку, маяк потух. Но даже после смерти девушка как ангел стояла на скале с фонарём.
Вместе с Кристофом Биманном, ведущим замечательной программы «Передача с Мышкой» мы узнали, как вырастить дома рождественский фрукт. Для этого нам понадобятся:
˗ зерна пшеницы для проращивания (я купила в магазине здорового питания);
˗ вазочка, в которой нужно будет замочить зерна пшеницы (примерно 2 часа);
˗ тарелка, на которую мы кладем сложенное в несколько слоев смоченное бумажное полотенце;
˗ стакан, который мы ставим дном вверх на тарелку и обкладываем его замоченной пшеницей.
Сбрызгиваем все это каждый день водой и ждем…

Вот что у нас получится.

2 день. Музицируем вместе с Мышкой и Слоненком. Делаем мандалы.

Вначале мы посмотрели добрый мультик про мышку и слоненка. Затем мы отправились поиграть на пианино, а потом стали делать мандалы. Раньше я никогда не слышала о мандалах, поэтому вместе с Костей нам было очень интересно узнать, что мандала пришла к нам из Индии Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам, это способ понять себя, улучшить свою память. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Если в трудных ситуациях создавать мандалы, то можно успокоиться, найти ответ на вопросы, которые тревожат в данный момент.
Мы с Костей создали несколько мандал, используя подручный материал.

3, 8, 15 и 21 день. Рождественская история, рассказанная от лица маленького ослика «Маленький ослик Марии».

Здесь можно скачать героев сказки и сделать театр:
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...

Очень трогательный мультфильм, повествующий историю появления Иисуса на свет от лица маленького ослика. Костю история очень тронула. К сожалению, я нашла на сегодняшний день только одну часть.

1) Перед началом показа м/ф можно сделать дорогу и поставить на нее ослика. Спросить: какие истории ты помнишь, связанные с ослами. Как обычно относятся к ослам? Где ты уже встречался с осликами?

В первой части злой торговец плохо обращается с осликом и продает его Иосифу за бесценок. Когда Ослик узнает, что он куплен в подарок Марии, то старается ей во все помогать.

2) Можно поставить рядом с осликом фигурку торговца. Спросить: как торговец обращался с осликом? Каким он видел ослика? С другой стороны поставить фигурку Марии. Мария чувствует доброе сердце ослика, не видит его внешних недостатков.
3) Можно попросить ребенка нарисовать сердце и спросить, что у ребенка сейчас на сердце. Пусть нарисует все, что он сейчас чувствует или напишет словами. Потом положить это сердечко в коробочку и спрятать до следующего Рождества.

Во второй части злой купец жалеет, что так дешево отдал такого замечательного ослика и просит его вернуть назад. Но Мария говорит, что продать ослик – это все равно, что продать частицу себя, и отказывается вернуть ослика.

4) Можно сделать фигуру ангела. Спросить, кто такой ангел-хранитель.

Царь Ирод приказывает всем отправиться в Вифлеем на перепись населения. Мария и Иосиф хотят ехать на верблюде, но злой торговец отказывается продать им верблюда, отвечая словами Марии: «Я не могу продать часть себя». А помощь приходит ослик.
В третьей части Мария, Иосиф и ослик преодолевают всяческие трудности, чтобы добраться до Вифлеема. Доброта Марии покоряет разбойников. Даже волк не нападает на овец, говоря ослику: «Копи силы, тебя ждет великий день!»

5) Здесь можно проиграть весь путь передвижения Марии, Иосифа и ослика. Как они преодолевают переход через реку, идут через горы, встречают разбойников, идут по пустыне, встречают волка. Ангел все время следует за ними. Так и у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
6) Здесь можно спросить, в каких ситуациях ребенок чувствовал, что ему помог ангел-хранитель или в каких ситуациях ему бы хотелось, чтобы он помог.

Мы прочитали стихотворение Саши Черного «Рождественское» и выучили его наизуст ь.

Рождественское
Саша Черный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Сделали маленький рождественский вертеп.

4 день. Кто это там так уютно устроился в бороде Рождественского деда? (так называют деда мороза в Германии)

Мы слепили маленького мышонка. Костику захотелось еще и друга слепить.

Из спичечного коробка мы сделали ему маленький домик.

Такой домик легко можно спрятать в бороде Рождественского деда.
А как же могут звать этого мышонка. Я разложила перед Костей типичные немецкие женские имена.


Ему больше всех понравилось имя Габи. А потом мы слушали первый куплет песни, и он должен был услышать, как Мышку зовут на самом деле. Оказывается, Мюммель!

Второй куплет – Рождественский дед и мышонок – большие друзья. Дед любит пощекотать мышонка за мордочку.

Третий куплет: что любит кушать мышонок? Костик предложил сыр. Угадал! Мы слепили из пластилина сыр, порезали его на кусочки.

А еще дед дарит мышонку рождественский букетик, тоже слепили.

Вот текст песенки:

Mümmel-Mümmel-Mäuschen



Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann krault seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
am Morgen und am Abend auch das weiche Mäuseschnäuzchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann legt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
zehn Bröckchen Käse jeden Tag ins kleine Mäsehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann schenkt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
tief in der dunklen Weihnachtsnacht ein kleines buntes Sträußchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann kennt eine Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
die hat in seinem langen Bart ein kleines Mäusehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Ну и, конечно же, рождественскими блинами себя порадовали. Костик узоры сам делал.

5 день. Зимнее удовольствие: катание на лыжах

О, этот день Костик особенно полюбил!
Вначале мы поговорили немного о том, как появились лыжи. Это просто фантастика, но уже первобытные охотники додумались ездить на двух палках. Имеются наскальные рисунки в пещерах Норвегии, подтверждающие этот факт. Длительное время лыжи использовались охотниками и военными, поэтому им была нужна только одна палка. Вторая, не трудно догадаться, была занята – оружием.

Следующий этап:
Мы познакомились с героями мультфильма – кроликом, коровой, петухом и поросенком. Сделали для них лыжи и представили себе, как могут кататься начинающие лыжники. Какие трудности им встретятся?


Потом посмотрели мультик (в общей сложности раз семь – Костик хохотал, не мог остановиться).


А потом сделали лыжницу.

6 день. Где живет Николаус?
https://www.youtube.com/watch?v=0qH2dfNgyIg

Еще один немецкий мультик помог нам представить, как живет Николаус. Мультик был создан на основе представлений детей из Германии. Им были заданы вопросы: где живет Николаус, что он ест на завтрак и как проводит свободное время. Вот мы Костиком тоже на эту тему пофантазировали.

1) Какие типы домов тебе известны?
Вспомнили, что уже изучали:
Индейцы – вигвам, типи
Гренландия – иглу,
Италия – трулло
Киргизия – юрта
Китай – фанза
Россия – изба
Африка – рондавель
http://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/88/

2) В каком доме мог бы жить Николаус? Сконструируй его дом из подручных материалов? Какие варианты предлагают дети из Германии?
3) Сколько комнат в доме? Какая мебель там стоит?
Сделали для Николауса елку

7 день. Щелкунчик

http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/nussknacker.php5

Два года назад я привезла Косте из Германии настоящего щелкунчика. В Германии верят, что Щелкунчик защищает детей, и он должен быть в каждом доме. В небольшом видео ведущий пытается всяческими способами раскусить орех. Помочь ему может только щелкунчик. Мы оказываемся в небольшой деревушке в рудных горах. Именно здесь изготавливают щелкунчиков.