Ясельный возраст что должны научиться в садике. Ваш ребенок идет в ясли – что нужно знать родителям о поступлении малыша в ДОУ? Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли
Закон разрешает находиться в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится трех лет.
Но ситуации, когда женщина должна выйти на работу гораздо раньше, бывают разными.
На такой случай есть бабушки и дедушки.
Но что делать, если на помощь рассчитывать не приходится?
Когда перед родителями встает вопрос, отдавать ли чадо в детский сад (ясельной группы это касается в особенности), необходимо не только взвесить все за и против, но и быть полностью уверенными в готовности ребенка.
В возрасте от 7 до 18 месяцев дети особенно сильно нуждаются в материнской любви, и разлука может повлечь за собой такие проблемы во взрослой жизни, как тревожность и боязнь одиночества.
В ясли малыша можно отдать от полутора до трех лет. В частных детских садах условия мягче, некоторые учреждения могут взять малыша и от одного года.
По реакции на разлуку с матерью уже в 7 месяцев можно понять, метить ли в ясли или лучше оставить эту идею до лучших времен.
Как подготовить ребенка?
Как правило, на одного – двух взрослых приходится около двадцати и более детей.Физически невозможно обслужить всех, поэтому от малыша требуется:
- умение самостоятельно есть ложкой,
- засыпать без колыбельных,
- не бояться других детей.
Многие задаются вопросом, как сделать наименее болезненной?
- В яслях никто не будет подстраиваться под каждого ребенка. Там единый распорядок дня, и все должны ему следовать. Ребенку будет легче, если дома будут придерживаться того же режима, что и в детском учреждении, особенно это касается дневного сна и времени приема пищи.
- Дети могут капризничать, потому что не отдохнули и хотят спать. Но укладывать и укачивать всех по отдельности нянечки не сумеют при всем желании. Поэтому необходимо приучить ребенка засыпать самостоятельно.
- Перед тем, как отдать малыша на весь день в окружение других детей и чужих для него взрослых, стоит сначала попробовать оставить его на неполный день. Не стоит ни пугать яслями, ни расхваливать их. Скажите правду, объясните, как будет проходить его день.
- Маленькие дети, как правило, являются собственниками. Чего стоят одни возгласы «Дай! Это мое!» Однако необходимо дать понять, что так делать нельзя, это недопустимо. Нужно научить ребенка делиться, не брать чужое и не отбирать игрушки у других детей. Если малыш обладает этими навыками, ему самому будет легче влиться в коллектив.
Детские сады, муниципальные и частные
Можно отдать ребенка как муниципальный, так и в частный садик:
- Муниципальные учреждения более популярны в связи с их доступностью для любого слоя населения. Необходимо собрать , но главная проблема не в этом. Чаще всего в государственные ясли настолько длинная очередь, что ребенок может не дождаться заветного места и перерасти ясельный возраст.
- Если есть риск не попасть в муниципальный садик, лучше рассмотреть вариант частных яслей. Плюсы: хорошее (улучшенное) питание, большое количество развивающих игрушек, лучшие условия, да и выполняются все пожелания родителей, возраста ребенка это касается в первую очередь. Минус всего один, но все-таки он есть, и это высокая плата.
Ясли. За и против. Плюсы и минусы
За
- Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
- Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
- Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
- Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.
Против
- В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может . Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
- Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.
Отдавать ли ребенка в ясли?
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Каждый родитель решает это для себя сам.
Некоторые дети легко привыкают к новым условиям и с удовольствием вливаются в коллектив, другие же, наоборот, в силу своей застенчивости и привязанности к матери не способны на это сразу, им необходимо время. Не давите на детей, поддерживайте их, и тогда адаптация пройдет наименее болезненно.
Видео на тему
Ясельная группа для малыша и для его родителей - это первое серьезное испытание. Бывают в жизни такие ситуации, когда маленького ребенка - 2-3 лет, приходится вести в детский сад. Однако не стоит воспринимать ситуацию трагически, ведь наши мамы и бабушки даже не задумывались о том, стоит ли вести 2-3-летнего малыша в сад, потому что другого выхода попросту не было. Но, конечно же, будет лучше, если родителям удастся найти возможность оставаться с ребенком дома до 4-5 лет. В помощь мамам и папам, которые решились отдавать своего кроху в детский сад, портал сайт подготовил статью о том, что важно знать родителям 2-3-летних малышей.
Ясельная группа: что важно знать родителям
1. Надо ли ребенку общение?
По мнению большинства психологов, 2-3-летний ребенок еще не очень-то нуждается в общении со сверстниками. В большинстве случаев, детский сад для таких маленьких детей становится непростым испытанием и может стать причиной тяжелой депрессии и многочисленных стрессов. 2-3-летний ребенок еще не совсем готов к активной социализации, то есть вливанию в коллектив. Да, играть на площадке и ходить на развивающие занятия полезно. Но оставлять малыша на целый день с чужими по сути людьми, пусть даже самыми внимательными и в самом лучшем саду, пожалуй, не стоит, особенно в том случае, если ребенок стеснительный, тихий, малообщительный, если на детской площадке предпочитает играть с мамой, а не с одногодками.
2. В группе могут быть разные детки
Обычно в ясельной группе находятся детки 2-3 лет. В этом возрасте разница в 1 год очень заметна. Нельзя сказать однозначно, что это плохо. Если твой ребенок младше, а детки постарше адекватные, то твоему малышу будет с ними интереснее. Он больше научится у них - кушать самостоятельно, ходить в туалет и многое другое. С другой стороны, если малыша будут обижать старшие детки, тут важно научить кроху защищаться и сигнализировать воспитательнице об этом. А это весьма непросто, учитывая тот факт, что дети в 2 годика, как правило, не очень хорошо разговаривают.
3. Уровень самостоятельности ребенка
Отдавая ребенка в ясельную группу, очень важно учитывать его уровень самостоятельности:
- умеет ли одеваться, кушать самостоятельно, ходить в туалет,
- обладает ли гигиеническими навыками (умеет ли мыть и вытирать руки, как ведет себя в туалете),
- как ведет себя в ситуации, когда надо защищаться от драчунов,
- умеет ли делиться игрушками, не обижать и не бить других детей,
- умеет ли попросить о помощи у взрослого,
- умеет ли рассказывать о том, что произошло с ним в течение дня,
- насколько быстро находит общий язык с детьми.
4. Права ребенка в детском саду
Важно родителям также знать не только свои права, но и права ребенка в детском садике. К слову, многие из них прописаны в соответствующем законе Украины. Например, мамам и папам надо знать, что воспитатели не имеют право запрещать ребенку пить воду. А это частенько бывает - воспитатели просто ленятся лишний раз переодевать малышей. эта норма четко прописана: в группе должен быть кувшин с простой кипяченой водой в постоянном доступе.
5. Ответственность не снимается
Многие родители предполагают, что ребенок в детском саду находится полностью в зоне ответственности воспитателей, поэтому расслабляются и предпочитают думать больше о своих проблемах. Да, по закону, заведующая и педагоги детского учреждения должны полностью обеспечить быт, безопасность и развитие малыша. Но на практике это не всегда возможно. Надо понимать, что в ясельной группе обычно довольно много детей. И каждый малыш требует индивидуального подхода, не говоря уже о самых обычных бытовых проблемах в виде «переодеть», «покормить» и т.д. Понятное дело, что воспитатель, даже самый лучший, может многое упустить. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы
- контролировать, что и как ест ребенок в садике,
- сообщать воспитателям о болезнях ребенка, особенно об аллергии на продукты,
- как одевается - не жарко ли ему, не холодно ли, хватает ли сменной одежды,
- гуляет ли ребенок на свежем воздухе, не надо ли повести его после сада на прогулку,
- никто ли не обижает малыша,
- все ли кроха понимает, что происходит в саду,
- не переживает ли стресс.
Как правильно одевать ребенка, чтобы он не болел
Комментирует детский ЛОР Александровской больницы Вячеслав Федорович Кот:
«Тело, тем более органы головы и шеи должны находиться в комфортных условиях и летом и зимой (что бы не было озноба, чувства замерзания, конечности оставались теплыми в холодное время года, летом же, критерий температурного режима - потоотделение: при избыточном температурном воздействии усиливается потоотделение. В норме кожный покров должен быть нормальной влажности), тогда иммунитет функционирует максимально эффективно (без перебоев) - и способен противостоять большинству окружающих человека инфекций. Закаливание - одна из немногих возможностей повысить активность иммунитета. К сожалению, это результат многомесячных/многолетних усилий и, согласитесь, закаливать «только левое ухо» нелогично. Оптимальный результат получают при закаливании иммунной системы (организма) в целом, впрочем, существуют схемы закаливания отдельно слизистой глотки или носа».
6. Ясельная группа и болезни
Все знают, что детки, когда начинают ходить в детский сад, много болеют. Родителям важно понимать, что период адаптации может занять времени больше года. При этом обычные простудные и вирусные заболевания могут протекать с осложнениями, так что с ребенком все равно придется сидеть дома до полного выздоровления по 2-3 недели. Так что вряд ли в первый садовский год маме удастся выйти на работу.
На мамы делятся своим опытом
Entropy: «Я отдала дочку в садик в 1 год и 8 месяцев. Первые 2 недели ходили на пару часов, вместе. Потом я оставляла ее на час, потом на 2. Сейчас она ходит по 4 часа. С октября буду оставлять на сон. Адаптация проходила тяжело, только через неделю после того, как стала оставлять, перестала плакать там».
Beauty2: «Мы отдали старшую в 2 года 8 месяцев. Сначала ходили на пару часов, потом воспитательница сказала, что хватит, пусть остается на целый день... Ну, конечно, по утрам плакала, да и болели часто... Чтобы не плакала - договорились с малой, что вместе с ней в садик будет «ходить» игрушка... Так она и ходила у меня с игрушками, до конца садика))))) (мы в сентябре уже в школу идем). И кстати, хоть нам и было почти 3, она сама не одевалась и не кушала (по крайней мере, дома), а в садике за компанию научилась. И я не слышала, чтобы в садике требовали, чтобы ребенок сам одевался, кушал, на горшок ходил... У нас в группе были и такие детки, которые не просились в туалет, и ничего - приходили с ворохом сменной одежды и с подгузниками))). Садик у нас государственный. Младшего думаю отдавать раньше, в год и семь».
УМЕНИЯ РЕБЕНКА в ясельной группе
1. Речевое развитие
а) активный словарный запас (не менее 100 – 1200 слов);
б) сопровождать речью игровые и бытовые действия;
в) слушать небольшие рассказы;
г) общаться со сверстниками
д) отвечать на вопросы взрослого;
Ребенок научится: узнавать и называть окружающие предметы и объекты, изображения на картинках и иллюстрациях, рассказывать об увиденном: "Кто это? Что делает?", использовать задания: "Покажи", "Принеси", "Сделай" и т.д., внимательно слушать сказки, потешки, стихотворения, понимать содержание, отвечать на вопрос предложениями.
2. Развитие математических представлений
а) различать «много» и «один»;
б) различать большие и маленькие предметы;
в) узнавать шар и куб;
г) активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов.
3. Сенсорное воспитание
а) обследовать предметы (величина, цвет, форма);
б) устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
в) называть свойства предметов.
4. Окружающий мир
а) различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, фрукты, овощи, виды транспорта;
б) знать имена членов своей семьи и персонала группы;
в) свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
г) вместе со взрослым заботиться о живых существах.
5. Социально- нравственное развитие
а) доброе, заботливое отношение к взрослым и сверстникам.
б) бережное отношение к природе;
в) вежливость (на примере сказочных героев ребенок научится вежливым словам: приветствие (здравствуйте, доброе утро), прощание (до свидания, спокойной ночи), благодарности (спасибо), утешения (не плачь, все пройдет), извинения (простите, извините))
г) соблюдать правила поведения в помещении и на улице.
6. Трудовое воспитание
а) умение самостоятельно обслуживать себя (ребенок научится пользоваться туалетом, правильно мыть руки и пользоваться полотенцем, носовым платком, самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфетками, пить из чашки, самостоятельно частично одеваться и раздеваться, убирать игрушки после игр, пользоваться (по мере необходимости) зубной щеткой и пастой)
б) поддерживать порядок в игровой комнате;
в) выполнять простейшие трудовые действия
7. Художественно-эстетическое воспитание
а) знать и называть материалы, их назначение;
б) различать основные цвета;
в) лепить несложные предметы.
г) ребенок научится эмоционально воспринимать иллюстрации, картины, игрушки, узнавать художественные образы, рисовать, лепить знакомые предметы, рассказывать о них, создавать изображения предметов из 2-3 частей, выкладывая их на фланелеграфе, проявлять удовольствие от работы, размещать силуэты вырезанных из цветной бумаги предметов, животных на всей плоскости в один ряд.
8. Физическое воспитание.
а) Группа здоровья и соответствие антропометрических показателей возрастной норме;
б) Основные виды движений (ребенок научится выполнять разнообразные движения, принимать участие в подвижных играх, согласовывать свои движения с движениями других детей, изменять характер движений в соответствии с сигналами во время ходьбы и бега. Они будут уметь отталкиваться двумя ногами, подпрыгивая на месте, а также будут уметь ползать, лазать, выполнять действия с мячами, строиться в колонну друг за другом)
в) КГН (самостоятельно есть, правильно одеваться и др.)
9. Музыкальное воспитание
а) узнавать знакомые мелодии;
б) различать высоту звуков;
в) подпевать в песне музыкальные фразы;
г)двигаться с характером музыки;
д) различать и называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен)
Ребенок научится различать звучание музыкальных игрушек, контрастных по высоте и тембру, двигаться под музыку в различном темпе, своевременно выполнять танцевальные движения, петь песни, эмоционально откликаться на музыку, различать отдельные произведения и называть их, различать регистры (высокий, низкий), темп музыки (быстрый, медленный), элементарную ритмичность движений. Он научится запоминать небольшие песни в диапазоне "ми - ля" и т.д.
10. Игровая деятельность
а) выполнять игровые действия с одним предметом;
б) интерес к различным видам игр;
в) начальные навыки ролевого поведения.
11. Художественная литература
а) слушать стихи, сказки, рассказы;
б) вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?
Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?
В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :
Когда подавать документы?
Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.
Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?
Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?
- С 1-1,5 года.
В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы. - С 2-2,5 лет.
Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.
Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение
Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?
- Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
- Маечки – пара штук.
- Носки, колготки – по 3-4 пары.
- Теплая кофта или свитер.
- Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
- Пеленка/клеенка для кроватки.
- Пижама.
- Нагрудники – 1-2 штуки.
- Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
- Головной убор для прогулки.
- Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
- Физкультурная форма.
- Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
- Пакет под грязную одежду.
Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.
Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям
Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:
- Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
- Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
- Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
- Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.
Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:
С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?
Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :
- Воспитателями и сверстниками.
- С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
- С режимом дня.
- С меню.
- С музыкальными инструментами.
Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению
Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?
- Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
- Возможность посещать группу вместе с мамой.
- Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
- Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
- Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.
Оксана Остапенко
Обобщение опыта работы в ясельной группе детского сада
Работа в ясельной группе всегда сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это конечно же ранний возраст воспитанников. На первых порах воспитателю кажется, что он попал в ад. Но если выстроить правильную линию поведения и систематичность обучающих и развивающих занятий – то это все поправимо.
Особенную сложность представляет то, что их внимание сосредотачивает-ся всего лишь на 10-15 минут, затем нужно менять род занятий. Мой совет для всех воспитателей ясельных групп – приучайте детей к чтению – это большой подспорье в нашей работе . Начинайте с «Курочки рябы» и «Колобка» , разложите сказку на голоса, показывайте движениями, окрашивайте эмоциями. Хорошо, если это будет красочная книга с крупными рисунками. Высадив детей на стульчики, лицом к себе вы можете показывать им картинки. Очень хорошо они воспринимают кукольный театр, но опять же, постановка не должна длиться дольше 5 минут.
Не пренебрегайте зарядкой! Детям очень нравятся музыкальные зарядки, которые можно скачать с интернета.
Наше утро начинается с радостных встреч. Дети знают, что в садике ждут их друзья и любимые игрушки, книги. С утра, мы садимся на стульчики, я надеваю на руку куклу Машу и она здоровается с детьми, рассказывает стихи Агнии Барто, поет песенки. Затем мы проводим веселую зарядку, идем в туалет, моем ручки и садимся завтракать. Очень важно, чтобы стихи были одни и те же, тогда дети их легко запоминают и с удовольствием повторяют.
После завтрака мы обычно садимся за столы и проводим развивающие занятие.Вы спросите : «Какое?» . Конечно мы все придерживаемся планирования, но для малышей этого мало. Я люблю проводить игру «Кто это?» (показываю животное, они мне говорят кто это и как говорит) .
А что делать, если дети плохо говорят? На первых порах нужно очень много рассказывать. Берем животных и рассказываем о них, как они говорят, что кушают.
Дети очень хорошо чувствуют музыку. Включайте им почаще детские песенки . Учите становиться в хоровод, играйте в паровозик. Инсценируйте стихи, например «Мишка косолапый.» Дети в этом возрасте плохо приучены к коллективной деятельности. Я начинаю их приучать к ней с игры в большое лего. Мы все вместе строим дом для медвежонка.Вы спросите : «Почему для медвежонка?» Потому что он близок и мальчикам, и девочкам.
Чтобы утихомирить расшалившихся детей я провожу пальчиковую гимнастику. Очень нравится им «Капустка» и многие другие. Но сначала, выбрать нужно2-3 и повторять их недели 3-4. Затем можно добавить еще одну.
Вопрос о дневном сне – это отдельная тема. Здесь на мой взгляд будет легче, если есть какой-либо ритуал отхождения ко сну.Например : ставится колыбельная, говорится какая-то присказка, проводится дыхательная гимнастика и т. д. У меня приходит мишка и приносит с собой разноцветные сны. Мишка каждый раз в шапочках разного цвета. Таким образом мы еще и цвета изучаем.
В общем, молодые педагоги, не бойтесь проявлять творческий подход к детям ясельной группы . Дерзайте, и все получится!
Публикации по теме:
У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.
Из опыта работы «Работа с родителями в жизни детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад №69 «Золотой ключик». Из опыта работы а ДОУ: «Работы с родителями.
Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от.
Обобщение опыта работы инструктора по плаванию Обобщение опыта работы инструктора по плаванию. Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями.
Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.