Ясельный возраст что должны научиться в садике. Ваш ребенок идет в ясли – что нужно знать родителям о поступлении малыша в ДОУ? Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли

Закон разрешает находиться в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится трех лет.

Но ситуации, когда женщина должна выйти на работу гораздо раньше, бывают разными.

На такой случай есть бабушки и дедушки.

Но что делать, если на помощь рассчитывать не приходится?

Когда перед родителями встает вопрос, отдавать ли чадо в детский сад (ясельной группы это касается в особенности), необходимо не только взвесить все за и против, но и быть полностью уверенными в готовности ребенка.

В возрасте от 7 до 18 месяцев дети особенно сильно нуждаются в материнской любви, и разлука может повлечь за собой такие проблемы во взрослой жизни, как тревожность и боязнь одиночества.

В ясли малыша можно отдать от полутора до трех лет. В частных детских садах условия мягче, некоторые учреждения могут взять малыша и от одного года.

По реакции на разлуку с матерью уже в 7 месяцев можно понять, метить ли в ясли или лучше оставить эту идею до лучших времен.

Как подготовить ребенка?

Как правило, на одного – двух взрослых приходится около двадцати и более детей.

Физически невозможно обслужить всех, поэтому от малыша требуется:

  • умение самостоятельно есть ложкой,
  • засыпать без колыбельных,
  • не бояться других детей.

Многие задаются вопросом, как сделать наименее болезненной?

  1. В яслях никто не будет подстраиваться под каждого ребенка. Там единый распорядок дня, и все должны ему следовать. Ребенку будет легче, если дома будут придерживаться того же режима, что и в детском учреждении, особенно это касается дневного сна и времени приема пищи.
  2. Дети могут капризничать, потому что не отдохнули и хотят спать. Но укладывать и укачивать всех по отдельности нянечки не сумеют при всем желании. Поэтому необходимо приучить ребенка засыпать самостоятельно.
  3. Перед тем, как отдать малыша на весь день в окружение других детей и чужих для него взрослых, стоит сначала попробовать оставить его на неполный день. Не стоит ни пугать яслями, ни расхваливать их. Скажите правду, объясните, как будет проходить его день.
  4. Маленькие дети, как правило, являются собственниками. Чего стоят одни возгласы «Дай! Это мое!» Однако необходимо дать понять, что так делать нельзя, это недопустимо. Нужно научить ребенка делиться, не брать чужое и не отбирать игрушки у других детей. Если малыш обладает этими навыками, ему самому будет легче влиться в коллектив.

Детские сады, муниципальные и частные

Можно отдать ребенка как муниципальный, так и в частный садик:

  • Муниципальные учреждения более популярны в связи с их доступностью для любого слоя населения. Необходимо собрать , но главная проблема не в этом. Чаще всего в государственные ясли настолько длинная очередь, что ребенок может не дождаться заветного места и перерасти ясельный возраст.
  • Если есть риск не попасть в муниципальный садик, лучше рассмотреть вариант частных яслей. Плюсы: хорошее (улучшенное) питание, большое количество развивающих игрушек, лучшие условия, да и выполняются все пожелания родителей, возраста ребенка это касается в первую очередь. Минус всего один, но все-таки он есть, и это высокая плата.

Ясли. За и против. Плюсы и минусы

За

  • Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
  • Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
  • Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
  • Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.

Против

  • В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может . Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
  • Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.

Отдавать ли ребенка в ясли?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Каждый родитель решает это для себя сам.

Некоторые дети легко привыкают к новым условиям и с удовольствием вливаются в коллектив, другие же, наоборот, в силу своей застенчивости и привязанности к матери не способны на это сразу, им необходимо время. Не давите на детей, поддерживайте их, и тогда адаптация пройдет наименее болезненно.

Видео на тему

Ясельная группа для малыша и для его родителей - это первое серьезное испытание. Бывают в жизни такие ситуации, когда маленького ребенка - 2-3 лет, приходится вести в детский сад. Однако не стоит воспринимать ситуацию трагически, ведь наши мамы и бабушки даже не задумывались о том, стоит ли вести 2-3-летнего малыша в сад, потому что другого выхода попросту не было. Но, конечно же, будет лучше, если родителям удастся найти возможность оставаться с ребенком дома до 4-5 лет. В помощь мамам и папам, которые решились отдавать своего кроху в детский сад, портал сайт подготовил статью о том, что важно знать родителям 2-3-летних малышей.

Ясельная группа: что важно знать родителям

1. Надо ли ребенку общение?

По мнению большинства психологов, 2-3-летний ребенок еще не очень-то нуждается в общении со сверстниками. В большинстве случаев, детский сад для таких маленьких детей становится непростым испытанием и может стать причиной тяжелой депрессии и многочисленных стрессов. 2-3-летний ребенок еще не совсем готов к активной социализации, то есть вливанию в коллектив. Да, играть на площадке и ходить на развивающие занятия полезно. Но оставлять малыша на целый день с чужими по сути людьми, пусть даже самыми внимательными и в самом лучшем саду, пожалуй, не стоит, особенно в том случае, если ребенок стеснительный, тихий, малообщительный, если на детской площадке предпочитает играть с мамой, а не с одногодками.

2. В группе могут быть разные детки

Обычно в ясельной группе находятся детки 2-3 лет. В этом возрасте разница в 1 год очень заметна. Нельзя сказать однозначно, что это плохо. Если твой ребенок младше, а детки постарше адекватные, то твоему малышу будет с ними интереснее. Он больше научится у них - кушать самостоятельно, ходить в туалет и многое другое. С другой стороны, если малыша будут обижать старшие детки, тут важно научить кроху защищаться и сигнализировать воспитательнице об этом. А это весьма непросто, учитывая тот факт, что дети в 2 годика, как правило, не очень хорошо разговаривают.

3. Уровень самостоятельности ребенка

Отдавая ребенка в ясельную группу, очень важно учитывать его уровень самостоятельности:

  • умеет ли одеваться, кушать самостоятельно, ходить в туалет,
  • обладает ли гигиеническими навыками (умеет ли мыть и вытирать руки, как ведет себя в туалете),
  • как ведет себя в ситуации, когда надо защищаться от драчунов,
  • умеет ли делиться игрушками, не обижать и не бить других детей,
  • умеет ли попросить о помощи у взрослого,
  • умеет ли рассказывать о том, что произошло с ним в течение дня,
  • насколько быстро находит общий язык с детьми.

4. Права ребенка в детском саду

Важно родителям также знать не только свои права, но и права ребенка в детском садике. К слову, многие из них прописаны в соответствующем законе Украины. Например, мамам и папам надо знать, что воспитатели не имеют право запрещать ребенку пить воду. А это частенько бывает - воспитатели просто ленятся лишний раз переодевать малышей. эта норма четко прописана: в группе должен быть кувшин с простой кипяченой водой в постоянном доступе.

5. Ответственность не снимается

Многие родители предполагают, что ребенок в детском саду находится полностью в зоне ответственности воспитателей, поэтому расслабляются и предпочитают думать больше о своих проблемах. Да, по закону, заведующая и педагоги детского учреждения должны полностью обеспечить быт, безопасность и развитие малыша. Но на практике это не всегда возможно. Надо понимать, что в ясельной группе обычно довольно много детей. И каждый малыш требует индивидуального подхода, не говоря уже о самых обычных бытовых проблемах в виде «переодеть», «покормить» и т.д. Понятное дело, что воспитатель, даже самый лучший, может многое упустить. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы

  • контролировать, что и как ест ребенок в садике,
  • сообщать воспитателям о болезнях ребенка, особенно об аллергии на продукты,
  • как одевается - не жарко ли ему, не холодно ли, хватает ли сменной одежды,
  • гуляет ли ребенок на свежем воздухе, не надо ли повести его после сада на прогулку,
  • никто ли не обижает малыша,
  • все ли кроха понимает, что происходит в саду,
  • не переживает ли стресс.

Как правильно одевать ребенка, чтобы он не болел

Комментирует детский ЛОР Александровской больницы Вячеслав Федорович Кот:

«Тело, тем более органы головы и шеи должны находиться в комфортных условиях и летом и зимой (что бы не было озноба, чувства замерзания, конечности оставались теплыми в холодное время года, летом же, критерий температурного режима - потоотделение: при избыточном температурном воздействии усиливается потоотделение. В норме кожный покров должен быть нормальной влажности), тогда иммунитет функционирует максимально эффективно (без перебоев) - и способен противостоять большинству окружающих человека инфекций. Закаливание - одна из немногих возможностей повысить активность иммунитета. К сожалению, это результат многомесячных/многолетних усилий и, согласитесь, закаливать «только левое ухо» нелогично. Оптимальный результат получают при закаливании иммунной системы (организма) в целом, впрочем, существуют схемы закаливания отдельно слизистой глотки или носа».

6. Ясельная группа и болезни

Все знают, что детки, когда начинают ходить в детский сад, много болеют. Родителям важно понимать, что период адаптации может занять времени больше года. При этом обычные простудные и вирусные заболевания могут протекать с осложнениями, так что с ребенком все равно придется сидеть дома до полного выздоровления по 2-3 недели. Так что вряд ли в первый садовский год маме удастся выйти на работу.

На мамы делятся своим опытом

Entropy: «Я отдала дочку в садик в 1 год и 8 месяцев. Первые 2 недели ходили на пару часов, вместе. Потом я оставляла ее на час, потом на 2. Сейчас она ходит по 4 часа. С октября буду оставлять на сон. Адаптация проходила тяжело, только через неделю после того, как стала оставлять, перестала плакать там».

Beauty2: «Мы отдали старшую в 2 года 8 месяцев. Сначала ходили на пару часов, потом воспитательница сказала, что хватит, пусть остается на целый день... Ну, конечно, по утрам плакала, да и болели часто... Чтобы не плакала - договорились с малой, что вместе с ней в садик будет «ходить» игрушка... Так она и ходила у меня с игрушками, до конца садика))))) (мы в сентябре уже в школу идем). И кстати, хоть нам и было почти 3, она сама не одевалась и не кушала (по крайней мере, дома), а в садике за компанию научилась. И я не слышала, чтобы в садике требовали, чтобы ребенок сам одевался, кушал, на горшок ходил... У нас в группе были и такие детки, которые не просились в туалет, и ничего - приходили с ворохом сменной одежды и с подгузниками))). Садик у нас государственный. Младшего думаю отдавать раньше, в год и семь».

УМЕНИЯ РЕБЕНКА в ясельной группе

1. Речевое развитие

а) активный словарный запас (не менее 100 – 1200 слов);

б) сопровождать речью игровые и бытовые действия;

в) слушать небольшие рассказы;

г) общаться со сверстниками

д) отвечать на вопросы взрослого;

Ребенок научится: узнавать и называть окружающие предметы и объекты, изображения на картинках и иллюстрациях, рассказывать об увиденном: "Кто это? Что делает?", использовать задания: "Покажи", "Принеси", "Сделай" и т.д., внимательно слушать сказки, потешки, стихотворения, понимать содержание, отвечать на вопрос предложениями.

2. Развитие математических представлений

а) различать «много» и «один»;

б) различать большие и маленькие предметы;

в) узнавать шар и куб;

г) активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов.

3. Сенсорное воспитание

а) обследовать предметы (величина, цвет, форма);

б) устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

в) называть свойства предметов.

4. Окружающий мир

а) различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, фрукты, овощи, виды транспорта;

б) знать имена членов своей семьи и персонала группы;

в) свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

г) вместе со взрослым заботиться о живых существах.

5. Социально- нравственное развитие

а) доброе, заботливое отношение к взрослым и сверстникам.

б) бережное отношение к природе;

в) вежливость (на примере сказочных героев ребенок научится вежливым словам: приветствие (здравствуйте, доброе утро), прощание (до свидания, спокойной ночи), благодарности (спасибо), утешения (не плачь, все пройдет), извинения (простите, извините))

г) соблюдать правила поведения в помещении и на улице.

6. Трудовое воспитание

а) умение самостоятельно обслуживать себя (ребенок научится пользоваться туалетом, правильно мыть руки и пользоваться полотенцем, носовым платком, самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфетками, пить из чашки, самостоятельно частично одеваться и раздеваться, убирать игрушки после игр, пользоваться (по мере необходимости) зубной щеткой и пастой)

б) поддерживать порядок в игровой комнате;

в) выполнять простейшие трудовые действия

7. Художественно-эстетическое воспитание

а) знать и называть материалы, их назначение;

б) различать основные цвета;

в) лепить несложные предметы.

г) ребенок научится эмоционально воспринимать иллюстрации, картины, игрушки, узнавать художественные образы, рисовать, лепить знакомые предметы, рассказывать о них, создавать изображения предметов из 2-3 частей, выкладывая их на фланелеграфе, проявлять удовольствие от работы, размещать силуэты вырезанных из цветной бумаги предметов, животных на всей плоскости в один ряд.

8. Физическое воспитание.

а) Группа здоровья и соответствие антропометрических показателей возрастной норме;

б) Основные виды движений (ребенок научится выполнять разнообразные движения, принимать участие в подвижных играх, согласовывать свои движения с движениями других детей, изменять характер движений в соответствии с сигналами во время ходьбы и бега. Они будут уметь отталкиваться двумя ногами, подпрыгивая на месте, а также будут уметь ползать, лазать, выполнять действия с мячами, строиться в колонну друг за другом)

в) КГН (самостоятельно есть, правильно одеваться и др.)

9. Музыкальное воспитание

а) узнавать знакомые мелодии;

б) различать высоту звуков;

в) подпевать в песне музыкальные фразы;

г)двигаться с характером музыки;

д) различать и называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен)

Ребенок научится различать звучание музыкальных игрушек, контрастных по высоте и тембру, двигаться под музыку в различном темпе, своевременно выполнять танцевальные движения, петь песни, эмоционально откликаться на музыку, различать отдельные произведения и называть их, различать регистры (высокий, низкий), темп музыки (быстрый, медленный), элементарную ритмичность движений. Он научится запоминать небольшие песни в диапазоне "ми - ля" и т.д.

10. Игровая деятельность

а) выполнять игровые действия с одним предметом;

б) интерес к различным видам игр;

в) начальные навыки ролевого поведения.

11. Художественная литература

а) слушать стихи, сказки, рассказы;

б) вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.


К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?

В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :

Когда подавать документы?

Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

  • Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
  • Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
  • Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
  • Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?

Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :

  • Воспитателями и сверстниками.
  • С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
  • С режимом дня.
  • С меню.
  • С музыкальными инструментами.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению

Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?

  • Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
  • Возможность посещать группу вместе с мамой.
  • Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
  • Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
  • Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.

Оксана Остапенко
Обобщение опыта работы в ясельной группе детского сада

Работа в ясельной группе всегда сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это конечно же ранний возраст воспитанников. На первых порах воспитателю кажется, что он попал в ад. Но если выстроить правильную линию поведения и систематичность обучающих и развивающих занятий – то это все поправимо.

Особенную сложность представляет то, что их внимание сосредотачивает-ся всего лишь на 10-15 минут, затем нужно менять род занятий. Мой совет для всех воспитателей ясельных групп – приучайте детей к чтению – это большой подспорье в нашей работе . Начинайте с «Курочки рябы» и «Колобка» , разложите сказку на голоса, показывайте движениями, окрашивайте эмоциями. Хорошо, если это будет красочная книга с крупными рисунками. Высадив детей на стульчики, лицом к себе вы можете показывать им картинки. Очень хорошо они воспринимают кукольный театр, но опять же, постановка не должна длиться дольше 5 минут.

Не пренебрегайте зарядкой! Детям очень нравятся музыкальные зарядки, которые можно скачать с интернета.

Наше утро начинается с радостных встреч. Дети знают, что в садике ждут их друзья и любимые игрушки, книги. С утра, мы садимся на стульчики, я надеваю на руку куклу Машу и она здоровается с детьми, рассказывает стихи Агнии Барто, поет песенки. Затем мы проводим веселую зарядку, идем в туалет, моем ручки и садимся завтракать. Очень важно, чтобы стихи были одни и те же, тогда дети их легко запоминают и с удовольствием повторяют.

После завтрака мы обычно садимся за столы и проводим развивающие занятие.Вы спросите : «Какое?» . Конечно мы все придерживаемся планирования, но для малышей этого мало. Я люблю проводить игру «Кто это?» (показываю животное, они мне говорят кто это и как говорит) .

А что делать, если дети плохо говорят? На первых порах нужно очень много рассказывать. Берем животных и рассказываем о них, как они говорят, что кушают.

Дети очень хорошо чувствуют музыку. Включайте им почаще детские песенки . Учите становиться в хоровод, играйте в паровозик. Инсценируйте стихи, например «Мишка косолапый.» Дети в этом возрасте плохо приучены к коллективной деятельности. Я начинаю их приучать к ней с игры в большое лего. Мы все вместе строим дом для медвежонка.Вы спросите : «Почему для медвежонка?» Потому что он близок и мальчикам, и девочкам.

Чтобы утихомирить расшалившихся детей я провожу пальчиковую гимнастику. Очень нравится им «Капустка» и многие другие. Но сначала, выбрать нужно2-3 и повторять их недели 3-4. Затем можно добавить еще одну.

Вопрос о дневном сне – это отдельная тема. Здесь на мой взгляд будет легче, если есть какой-либо ритуал отхождения ко сну.Например : ставится колыбельная, говорится какая-то присказка, проводится дыхательная гимнастика и т. д. У меня приходит мишка и приносит с собой разноцветные сны. Мишка каждый раз в шапочках разного цвета. Таким образом мы еще и цвета изучаем.

В общем, молодые педагоги, не бойтесь проявлять творческий подход к детям ясельной группы . Дерзайте, и все получится!

Публикации по теме:

У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Из опыта работы «Работа с родителями в жизни детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад №69 «Золотой ключик». Из опыта работы а ДОУ: «Работы с родителями.

Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от.

Обобщение опыта работы инструктора по плаванию Обобщение опыта работы инструктора по плаванию. Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями.

Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.