Урок по правилам дорожного движения. Урок-игра по правилам дорожного движения» «Безопасный мир

Как правильно разъяснить правила дорожного движения для детей, чтобы они не только их поняли и запомнили, но и ежедневно и без напоминаний соблюдали?

А насколько целесообразно говорить о важности правил дорожного движения для детей, сама за себя говорит статистика несчастных случаев.

По данным ГИБДД, в России смертность детей в автомобильных ДТП превышает смертность в результате пожаров и наводнений, авиа и железнодорожных катастроф. Даже по причине болезней дети умирают реже, чем от несчастных случаев на дороге.

Такая статистика должна заставить взрослых серьезно задуматься о том, как уберечь своего ребенка от трагедии.

Ошибки родителей, объясняющих правила дорожного движения детям

Часто случается, что многие родители, даже те, кто имеет водительские права, не могут правильно донести до ребенка элементарные знания о поведении на проезжей части и возле нее, на остановках и в транспорте. Ограничиваясь фразами «Стой, там дорога», «Иди со мной за руку» и «Нельзя», они воспитывают безграмотного пешехода. А дальше вся надежда на детский сад и школу, мол, там научат.

Процесс понимания и усвоения правил дорожного движения является очень сложным и долгим процессом, который должен состоять не только из объяснений мамы и папы «Как можно» и «Как нельзя». Правила дорожного движения для детей должны стать важным звеном воспитания в каждой семье.

Когда и как начинать объяснять ПДД детям?

Обучать детей столь важным правилам можно и нужно уже с полутора лет. Обычно начинают уделять этому большое внимание, когда малыш может самостоятельно передвигаться. Конечно, в этом возрасте ребенок не сможет еще запомнить, куда нужно посмотреть, переходя улицу и на какой свет следует остановиться. Это не значит, что учить не надо.

Рассказывайте детям о правилах дорожного движения, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Вместе с детьми рассматривайте картинки с различными видами транспорта, учите называть их, показывать, узнавать на улице. Важно знать и различать звуки различных транспортных средств, уметь произносить их.
  2. Хорошими помощниками в обучении станут книги с историями и рассказами о дороге, транспорте, а так же мультфильмы на эти темы.
  3. С малышами 2-х лет уже можно поиграть в простые игры, моделирующие ситуации на дороге. Так, например, дети с удовольствием запомнят цвета светофора и как действовать, когда горит какой-нибудь свет. Для этого, взрослые могут показывать ребенку кружки красного, желтого или зеленого цветов и совмещать их с движениями (стоять не двигаясь, хлопать в ладоши или идти).
  4. С ребенком от 3-х лет полезно будет рисовать, например, дорогу от дома до магазина или садика, читать и разучивать простенькие стишки о правилах дорожного движения для детей, разгадывать загадки, рассматривать дорожные знаки на улице и специальные игрушечные дорожные знаки для детей дома.
  5. Необходимо развивать у малышей представления о пространстве и скорости движения. В этом помогут упражнения на определение удаленности объекта. Выберите для ребенка любой предмет или объект в поле видимости и попросите его описать словами далеко или близко, спереди или сзади, справа или слева. Учите ребенка определять, быстро или медленно он идет (едет машина).

Что должны содержать ПДД для детей?

Уже к трем годам ребенок должен знать и понимать следующие понятия:

  • Дорога, проезжая часть
  • Тротуар, обочина
  • Перекресток
  • Переход (пешеходный, подземный, наземный)
  • Пешеход
  • Водитель
  • Транспортное средство (автомобиль, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл, мопед и др.)
  • Светофор
  • Дорожный знак
  • Остановка

В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей знания об основных правилах дорожного движения. Эти знания условно можно разделить на четыре группы.

  1. Правила перехода через проезжую часть

  • Переходи улицу по переходу (пешеходному, подземному, надземному).
  • Если на пешеходном переходе есть светофор для пешеходов, переходи, когда на нем загорится зеленый свет.
  • Если светофора для пешеходов нет, переходи, когда все машины остановятся (для них на светофоре загорится красный свет).
  • Если специального перехода нет, посмотри сначала направо, затем налево и если нет машин – переходи.
  • Никогда не перебегай дорогу. Иди быстро и спокойно.
  • Не разговаривай во время перехода через дорогу, будь внимателен.

Взрослым необходимо запомнить самое главное правило. Ни одно правило дорожного движения для малышей не будет иметь никакого смысла, если вы сами не будете их придерживаться или начнете нарушать. Лишь показывая правильный пример, вы сможете обеспечить безопасность дорожного движения для детей.

Мультфильм про правила дорожного движения для детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1

муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Утверждаю ___________

директор МБОУ лицей №1

Юсупова З.И.

«___»____________2014г

Развивающее занятие по ПДД для начальной школы

«Азбука дорожного движения»

Подготовил

педагог – психолог

Ахметкиреева Р.Р.

Учалы, 2015

Цель урока:

1) углубить знания учащихся о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; 2) сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи: 1) познакомить с правилами безопасности на улице;

2) развивать умение предвидеть опасную ситуацию; 3) развивать наблюдательность, умение оценивать чужие и свои действия;

4) расширить знания дорожной азбуки

5) воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

Актуальность:

Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного ответственность травматизма в образовательном учреждении.

Серьезное упущение в обучении детей Правилам дорожного движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может проехать на красный свет светофора, не пропустить нас на пешеходном переходе и т.п.

Поэтому очень важно донести до детей мысль: «Правила соблюдать необходимо, чтоб не случилось беды. Но все же есть безответственные люди, которые не соблюдают Правила, и лучше перестраховаться на случай встречи с ними». Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать проезжую часть. И перебегают, в чем помогает им умение прикинуть расстояние до приближающего автомобиля и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Мы должны научить своих детей искусству самосохранения.

Содержание урока

    Вводная часть

Ведущий:

Светофор мой дорогой,
Мы друзья давно с тобой!

Собираюсь в школу я-

У дороги ждешь меня!

Ученик куда спешишь?-

Ты как будто говоришь.

Подожди, остановись!

Хорошенько оглядись!

Красным я моргаю глазом,

Значит, ты не торопись!

Я спешу! Мне надо в срок

В класс прийти на свой урок.

Это правильно, не спорю!

Но подумай головою,

Разве стоит рисковать,

Чтоб здоровье потерять?

Все обдумай! Ходу нет!

Я включаю желтый свет.

Да, здоровье это дар!

Нам природой щедрой дан

И терять его напрасно

Может только лишь болван!

Так, подумав говорю:

Я тебя благодарю,

За сердечный разговор,

Добрый друг мой светофор!

Рад был я тебе помочь!

Для тебя зеленый луч,

Я включил…

Иди, дружок,

В школу прямо на урок.

Светофор – надежный друг,

Это знают все вокруг!

Я за то его люблю,

Бережет он жизнь мою!

(Дмитрий Голотвин, шк. №23 г. Липецк, Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства», №18 (324), 2014 г.)

2. Основная часть

Ведущий:

Ребята, предлагаю вам сделать небольшой тест и проверить, насколько хорошо вы знаете Правила.

Тест «Проверь себя»

Если ты согласен, в клеточках справа напиши «Да» или «+», если не согласен «Нет» или «-»

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Двигайся по тротуару, придерживайся правой стороны.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Обсуждение ответов.

Ведущий:

Какие ПДД вы знаете? (ответы детей)

Ведущий. Сейчас я расскажу вам про кота Мурзика, а вы послушайте и ответьте на вопрос: - какими правилами пренебрег кот Мурзик?

Наш кот (его Мурзиком зовут),

Вздумал попутешествовать.

Что он умел? Ел, пил, мяукал,

Дорожных правил не изучал.

Поэтому и не знал он, досадно,

Что на дорогах опасно.

(Кот посреди улицы, мимо него проезжают машины)

Кот Мурзик (восхищенно) Как классно! Как здесь красиво!

Значит, вышел я не напрасно!

Здесь по тротуару похожу,

Себя, свой хвостик покажу...

(Идет навстречу другим пешеходам, натыкаясь на них,пока медведь не наступает ему на лапу).

Кот Мурзик. Ой! Моя лапка!

Вы что же на меня наступили?

Медведь. Сам виноват! Ты простофиля!

Ходить надо уметь!

Кот Мурзик. Я лучше вон туда пойду.

Дорогу сейчас перейду.

Ведущий. Увидел наш кот

Знак «пешеходный переход».

Там светофор красным глазом

Предупреждал всех: ни шагу!

Все знают, даже и коты,

Что на зеленый надо идти.

И наш Мурзик это хорошо знал,

Но терпеть он устал.

Кот Мурзик. Ждать долго я не хочу.

А! Рискну! Наверное, проскочу.

Ведущий. Побежал! Взвизгнул автомобиль...

Мурзик почувствовал страшную боль.

В аварию Мурзик попал.

Теперь в гипсе и хвост и лапы.

Почему случилась беда с Мурзик?

Ведущий:

Правила дорожного движения - это своеобразная дорожная грамота. Владеть ими должны все, чтобы не продолжить печальный список, который открыл кот Мурзик. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными причинами опасных ситуаций на улице, дорожными знаками, обсудим наши действия, как участников дорожного движения.

Отгадайте загадки:

А) Не летает, но жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (Автомобиль)

Б) Дом по улице ползет.

На работу всех везет,

Не на куриных ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Как одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт)

Какой бывает транспорт? (Водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный.)

Игра «Знаешь ли ты машины?»

    Какой транспорт перевозит пассажиров? (автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси и т.д.)

    Какой транспорт перевозит грузы и какие? (грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и т.д)

    Какие машины помогают убирать улицы?(снегоочистители, грейдеры, поливальные и т.д.)

    Какие специальные машины ты знаешь? («скорая помощь», пожарные, «ДПС», дорожные катки и т.д.)

    Какой транспорт можно назвать воздушным? (самолет, вертолет и т.п)

    Где можно передвигаться с помощью транспорта?(по земле, воде, воздуху)

Легковые автомобили, грузовики, автобусы мы ежедневно видим на улицах. Это соседи любого городского жителя.

Как вы думаете, эти соседи - безопасны?

Любая вещь, предмет не бывают ни добрыми, ни злыми, ни безопасными, ни опасными. Такими их делает человек. Самое главное - понимать, когда и при каких обстоятельствах автомобиль становится опасным.

Ведущий:

А теперь мы с вами познакомимся с некоторыми правилами дорожного движения:

    Знаешь правила движенья-

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!

    Чтобы улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.

    Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

    Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут.

    Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

    Очень важная наука –

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения

Физкультминутка «Дорожная».

(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)

Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз – два - три,
Покачай головой: раз – два – три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три .

Ведущий:

Кроме правил мы должны помнить, что на улицах города есть наши друзья - знаки.

Город, в котором с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот он, букварь - его надо весь знать

Вдоль тротуара, глянь - знаки висят.

Вспомните, как называются знаки, которые мы изучали в первом классе?

Ведущий:

читает стих и показывает знаки.

Стихи про дорожные знаки

Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак «Движение пешеходов запрещено»:

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

Знак «Место стоянки»:

Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.

Знак «Подземный пешеходный переход»:

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Знак «Место остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси»:

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Знак «Дорожные работы»:

Знак «Дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.

Знак «Дикие животные»:

Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!

Знак «Пункт первой медицинской помощи»:

Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.

Знак «Больница»:

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»

3. Заключительная часть.(Рефлексия)

От чего зависит безопасность на дорогах и улицах?

Какие правила вы запомнили сегодня на уроке?

Какие знаки изучили?

О чем научились на уроке, то что расскажете дома?

На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!

Литература:

    «Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения»/Сост. Н.А.Извекова.-М.:Просвещение,1982.

    «Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.- сост. Е.Ю. Лавлинскова.-Волгоград: Учитель, 2008.

    «Дети и дорога». Пособие для педагогов и воспитателей. Уфа: полиграфкомбинат,2003.

    «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №17 (323), 2014.

    «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №18 (324), 2014.

    www.olesya-emelyanova.ru/index- stihi -dorozhnye_ znaki .html

, Внеклассная работа , Классное руководство

Цели: Образовательные.

  • В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.
  • Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
  1. Развивающие.
  • Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.
  • Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Тип занятий: обобщающий.

Учебно-методические пособия и оборудование: Демонстрационное

  • Обучающая программа-тренажер по основам БДД (см. приложение 1).
  • Компьютерная презентация PowerPoint (см. приложение 2).
  1. Индивидуальное
  • Листы для работы.
  • Цветные жетоны для деления.
  • Наградные дипломы.
  • Светофоры для игры “Собери светофор”.

Ход урока – занятия

  1. Вступительное слово: (Приложение 2 .
Слайд 1). (Дети все в кругу)

Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты! Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зелёный свет!

Здравствуйте, меня зовут … ! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и весенняя травка, и первые цветы.

Выберите каждый свою улыбку!

Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.

  1. Постановка целей и задач:

А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пыль, … , светофор, … т.д.

  • - Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
  • - Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!

Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!

  • - А кто, по-вашему, мнению, должен соблюдать ПДД?
  • - Для чего их нужно знать и соблюдать?
  • - А кто следит за тем, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД?
  • - Сегодня я буду вместо него, и буду следить за вашими ответами.

(учитель надевает милицейскую фуражку и берёт в руки жезл).

  1. Повторение сигналов светофора:

Сегодня у нас ещё один помощник:

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. Кто это?
(Светофор).

  • - Но наш помощник, к сожалению, в разобранном виде и его нужно будет собрать.
  • - Каждый из вас выбрал свою улыбку в начале занятия, каких они были цветов? Почему я выбрала именно их?
  • - А теперь определите, в какой группе вы будете работать? (дети делятся в зависимости от выбранной картинки на три группы: красные, жёлтые, зелёные) . И соберите нашего помощника!
  • - Проверьте правильно ли вы выполнили работу).

Дорожная сказка, её нужно придумать, разглядывая картинки!

Для старших детей:

Давайте я нажму на красный сигнал светофора. Здесь нужно остановиться и подумать, перед вами отрывок из книги под названием “ПДД для велосипедистов”. Только вот беда, часть слов из книги утеряна. Помогите светофору, вернуть их на своё место!

  1. Игра на внимание:

А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

Работа с обучающей программой (продолжение):

Мы закончили путешествие по улицам города и переходим на “ХУДОЖЕСТВЕННУЮ” площадь. Сейчас она у вас появится на листах в клеточку. Сейчас каждый из вас нарисует свою дорогу безопасности. (Приложение 2. Слайд 4).

В нашем городе много машин, но были все они одинаковые. Дорисуем им всем колеса и рули. Вот так. (Приложение 2. Слайд 5).

  1. Итоги:
  • - Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
  • - Какие ПДД мы смогли сегодня повторить благодаря нашему другу?
  • - Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашему другу сегодня?
  • - Мне тоже очень понравилось с вами работать, я хочу вручить вам дипломы грамотных пешеходов за отличные знания по ПДД. Здесь вы напишите свою фамилию и имя. А чтобы вы никогда не забыли, как нужно вести на улицах и дорогах города.

  1. Рефлексия - упражнение “Подари мне …”:

Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).

Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать учителю, который обязательно отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.

Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-игра по правилам дорожного движения»

«Безопасный мир. Школа уверенности»

для учащихся 5-8 классов

Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

(надпись на доске)

Кривобокова Мария Сергеевна, социальный педагог МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева, г.Томск

Описание материала: предлагаю вам сценарий урока-игры по ПДД «Безопасный мир. Школа уверенности». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования. Можно использовать сценарий как для классного часа так и для открытого урока. Тестовые задания можно будет использовать для проведения школьных олимпиад по ПДД.

Цели:

  • профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
  • пропаганда Правил дорожного движения;
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  • правил водителей велосипедов;
  • пользование общественным транспортом;
  • воспитывать у учащихся культуру поведения.

Задачи:

  • Расширить кругозор в области ПДД.
  • Развивать навыки работы в команде.
  • Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
  • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Организация игры:
Ребята делятся на 3-4 команды по 7-8 участников в каждой, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией, музыка, видео-ролики (социальные ролики), листы ватмана, с напечатанными на них дорожными знаками, разрезанные на кусочки, краски, фломастеры, жетоны в виде светофоров, сигнальные карточки в виде красного и зеленого кругов, карточки с напечатанными на них буквами, кегли. Памятки, рекомендации. Грамоты, дипломы, сертификаты.

Ход мероприятия.

(вступительное слово классного руководителя)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
А для начала, давайте познакомимся.

Ведущий 2: Оценивать наши команды будет уважаемое жюри, в составе:

Заместитель директора по ВР -

Заместитель директора по безопасности -

Старшая вожатая -

Учитель ОБЖ -

ПДО -

Представление команд. Каждой команде предлагается придумать название, связанное с дорожным движением.
Ну, что ж, все команды представились, можно начинать игру…

Ведущий: Н а наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей.

Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Игра (учащиеся отвечают на вопросы, набирая соответствующие баллы)

Этап 1. «Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).

Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К

Этап 2. «Правила движения достойны уважения».
Ведущая: Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс - творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. (После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).

Этап 3. «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»

Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам)

Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)

Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)

Как на Руси в старину называли большую грунтовую дорогу в отличие от проселочной? (большак)

При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы? (Алексей Михайлович, 300 лет назад)

Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)

На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)

С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)

Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)

Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)

Этап 3. «Фигурное вождение».
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
Ведущий: следующий конкурс - подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.

Этап 4. Конкурс «Дорожные ловушки» ( Слайды на экране)

Задание командам: Нужно ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1:

Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?

Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2:

Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение .

Вопрос 3:

Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?

(Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)

Вопрос 4:

Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? (Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)

Вопрос 5:

Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?

(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)

Вопрос 6:

Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?

(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)

Этап 5. Конкурс «Верите ли вы, что…» (Слайды на экране)

Ведущий зачитывает вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу ведущего- слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».

Верите ли вы, что…

Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)

Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)

Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)

При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)

Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)

Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)

В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)

При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)

Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)

Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. (Нет, правилам для пешеходов)

Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. (Нет)

Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)

Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)

Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)

Первый светофор появился в России. (Нет)

Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)

Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)

При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)

Подведение итогов игры

Жюри озвучивает результаты игры, называет и награждает победителей.
Команда - победительница награждается грамотами, дипломами. Все участники получают сертификаты

Опасности внешнего мира подстерегают вашего малыша на каждом шагу. Дома заботливые родители еще могут обеспечить комфорт и спокойствие для самых маленьких членов семьи, но уже за порогом квартиры начинается неизвестное. Оно манит и увлекает ребенка, но таит в себе немало опасностей. И главная из них – дорога.

В современных городах и поселках жизнь кипит ключом. Транспортные средства и люди существуют вместе, в неразрывном потоке городского мира. Грозные и быстрые автомобили опасны для детей, но они, к сожалению, не могут этого понять и осознать. Как же научить ребенка правилам дорожного движения, чтобы он не просто усвоил уроки, но и запомнил их на уровне рефлексов? И когда это обучение проводить? Вот несколько простых, но очень важных советов для родителей, которые стараются воспитать в ребенке чувство осторожности, понимания и ответственности.

Содержание статьи:

Личный пример – лучший способ научить вести себя на улице

Один известный философ когда-то сказал: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Помните: даже самые маленькие дети в первую очередь будут все делать так, как папа или мама. Поэтому, гуляя с ребенком на улице, старайтесь постоянно контролировать себя.

Насколько часто мы, взрослые, нарушаем правила дорожного движения? Попробуйте постоянно об этом думать в течение дня, и вы поймете – такие огрехи мы делаем постоянно. Обращайте свое внимание, а также внимание всех близких и родных ребенку людей на эти аспекты. Старайтесь идти по тротуару подальше от края проезжей части, переходите дорогу строго в установленных местах, при этом четко поворачивайте голову сначала влево, а потом вправо, ведите себя соответственно при посадке и высадке из общественного транспорта.

Простое выполнение правил дорожного движения родителями – это уже залог хорошего внутреннего воспитания. Но только примера мало. Дети относятся к автомобилям без тени страха и опасения, не понимают реальной опасности, которая может их подстерегать. Поэтому нельзя слишком строго и серьезно подавать уроки правил дорожного движения. Это следует делать в легкой игровой форме, привычными для малышей способами.

ПДД для детей: кто есть кто на дороге

Обучение детей нужно начинать как можно раньше. Уже в 3-4 года малыш должен понимать основы организации дорожного движения, различать его главные детали и знать всех участников. Помочь ребенку выучить эти основы можно с помощью веселых ролевых игр.

Приготовьте простые, но интересные сценарии для ролевых игр, в которых будут главными персонажами участники дорожного движения. Среди них могут быть:

  • Автомобили, автобусы, троллейбусы – быстрые и грозные, они мчатся по дорогам города;
  • Пешеходы – дети, которые идут в садик или в школу;
  • Светофоры с добрым зеленым глазом, сердитым красным, и пугливым желтым;
  • Регулировщики, которые знают тайные символы и знаки, что помогают им управлять городом;
  • Дорожные знаки – их можно устанавливать, менять в разных ситуациях, или искать.

Можно устраивать небольшие праздники,с мини-сценками такой тематики. Дети легко и быстро запоминают, кто есть кто на дороге в игровых ситуациях, а также понимают, как они должны поступать, а как – нет.

Прогулки-уроки: сочетаем полезное с приятным

Один из лучших методов обучения детей правилам дорожного движения – наблюдение за реальными событиями. Это легко делать во время приятной вечерней прогулки, по дороге домой из школы, или просто при каждом удобном случае.

Можно устроить специальные обучающие прогулки, стараясь показать малышу как можно больше реальных жизненных ситуаций, связанных с дорожными правилами. Начинайте свой рассказ сразу, как только выйдете из подъезда. Вы точно найдете интересные и важные типовые ситуации. В них можно включить такие элементы:

  • Дорога у дома – насколько она безопасна? Расскажите ребенку, что даже здесь автомобилей нужно опасаться. Машина, которая мирно «спит» у дома, может внезапно начать движение. Играть и бегать по проезжей части нельзя даже здесь;
  • Улица с насыщенным движением. Где ее нужно переходить? Как вести себя, если увидел знакомого мальчика на другой стороне? Или собачка смело бежит по дороге? Почему нужно переходить дорогу строго в определенных местах? Что делать, если близко нет ни знака перехода, ни зебры на асфальте? Ситуаций на таких участках всегда много;
  • Парки и скверы. Почему иногда автомобили заезжают даже сюда? Что делать в этом случае?
  • Путь в школу и домой. Хороший и важный урок – запоминание и ориентирование. Где находится магазин? Что расположено за тем поворотом? Сколько раз нужно перейти улицу по дороге в школу? Какой путь туда лучше и безопаснее? Как быстро едет автомобиль? Ориентирование на местности – очень важный аспект правильного воспитания и обучения правилам дорожного движения.

Хороший способ рассказать детям о серьезных и важных правилах дорожного движения – придумывать классические ситуации на дороге, и обсуждать их с ребенком. Отличный вариант – использовать для этого простые и понятные малышу картинки.

Каждая картинка должна рассказывать о какой-нибудь конкретной сложной ситуации, а также показывать возможные правильные и неправильные варианты поведения. Вот несколько простых примеров (кликнув на картинку, вы можете открыть ее в полном размере и распечатать для игр с ребенком):

На картинке – пешеходный переход. Горит красный свет, маленький школьник собирается перевести бабушку через дорогу. Как он должен поступить?
Мальчик со своей собакой гуляет по лесу, собирая грибы. Они переходят безлюдную лесную дорогу, часть которой плохо видно из-за поворота. Именно там находится автомобиль. Почему он рискует, хотя кажется, что это обычная прогулка? Как нужно поступить в этом случае?
Веселые игры во дворе – часть обычной жизни детей. Девочка съезжает с горки, а впереди нее – опасный участок дороги. Почему такие игры опасны?
Малолюдный участок дороги, где машины проезжают редко. Школьники, забыв обо всем, играют в футбол на проезжей части. Ребенок, который наблюдает за этим с дедушкой, должен принять правильное решение. Каким оно должно быть?
Мальчик перебегает улицу. За ним несется кошка, а следом – еще один его друг. Правильно ли поступает первый ребенок? Что нужно сделать второму, чтобы предотвратить опасность?
На картинке изображен перекресток, движение на котором регулируется полисменом. Что он делает? И как понимать знаки, которые он подает? Что делать всем детям, которые стоят у края проезжей части?
Двое друзей-школьников весело разговаривают по дороге домой. Тем временем они подходят к краю проезжей части, на которой стоят два автомобиля. Что делать ребятам дальше?

Особенность каждой картинки – на ней показана лишь первая часть ситуации, и в зависимости от действий ее героев она может обернуться по-разному. Задача ребенка – понять, почему те или иные поступки неправильные, и к чему они могут привести.

Дорожные ситуации-«ловушки»

Такие картинки очень разнообразные и интересные, они относятся к разным разделам правил дорожного движения. Лучше показывать детям их в определенном порядке, в рамках одного урока. Например, сегодня учим, как вести себя в автомобиле или общественном транспорте. Второй урок может быть о городском движении, светофорах, регулировке движения. Поведение на безлюдных улицах, во дворе или в парке – другой урок.

Важнейший и необычный раздел обучения детей правилам дорожного движения – изучение так называемых дорожных ловушек. Это ситуации, которые изначально кажутся вполне безопасными, но в действительности скрывают в себе угрозу. Например:

  • Автомобиль, который стоит. Кажется, что находиться рядом безопасно. Но он может в любой момент двинуться с места;
  • Переход улицы с несколькими полосами движений в каждую сторону, когда остановился автомобиль в первой полосе, и за ним не видно другого;
  • Часть дороги нельзя увидеть. Из-за куста, дерева, дома может выехать автомобиль быстро и неожиданно;
  • Некультурные водители. Даже соблюдая все правила движения, можно столкнуться с опасностью, когда неопытные или безответственные водители нарушают правила движения;
  • На половине пути, смотря вправо, не забывайте о движении сзади. Иногда дети, испугавшись машины спереди, делают шаг назад, и выходят на полосу движения;
  • Остановка общественного транспорта – место, которое гораздо опаснее, чем кажется на первый взгляд. Спеша к своему автобусу или трамваю, ни в коем случае нельзя забывать о безопасности.

Такие дорожные «ловушки» – самые частые причины возникновения ДТП с участием детей. Им нужно посвятить немало времени, постоянно находить новые важные аспекты, и объясняя малышам их при каждом удобном случае.

Дорожные знаки для детей

Еще один важный и интересный раздел ПДД для детей – специальные знаки. Это классические дорожные знаки, а также разметка на улицах. Конечно, знать все их ребенку пока не обязательно, но некоторые важные знаки дети должны различать уже в дошкольном возрасте.

Основные дорожные знаки, которые нужно знать детям:

  • «Пешеходный переход»;
  • «Осторожно! Дети»;
  • «Подземный переход»;
  • «Движение запрещено».

На дороге ребенок должен понимать, что значит разделительная полоса посередине улицы, что такое зебра, «островок безопасности», знак «СТОП».

Дети, родители которых имеют собственный автомобиль и часто путешествуют, проще и быстрее запоминают дорожные знаки. Они любят их изучать, учить и понимать, порой подсказывать папе, куда можно ехать, а где будет опасный участок.

Правила дорожного движения для детей – это не просто законы, по которым организовывается движение на улицах, трассах и автострадах. В первую очередь, это умение понимать ситуации, которые возникают на каждом шагу, и адекватно на них реагировать. Чем быстрее вы научите малыша это делать, тем легче и спокойнее будет отпускать в самостоятельные прогулки, походы в магазин или школу.