Когда празднуется красная. Красная Горка: приметы и обряды

15 апреля христиане восточного обряда отмечают праздник Антипасхи, который также называют Фоминой неделей и Красной Горкой.

Слово «Антипасха» означает «противоположный Пасхе», или «вместо Пасхи», то есть повторное обращение к празднику Воскресения Христового.

Главное событие, связанное с этим днем, описано в Евангелии от Иоанна. Спустя неделю после воскресения Иисуса апостолы собрались вместе, но, поскольку боялись преследований, закрыли дверь комнаты изнутри. И вдруг в закрытом помещении появился Христос! Он «стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои». Ученики пришли в восторг от того, что снова могут видеть учителя.

В тот момент с ними не было апостола Фомы. Когда тот вернулся, апостолы стали наперебой пересказывать ему радостную весть: учитель был здесь! На что Фома резонно ответил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».

Через несколько дней апостолы снова собрались вместе. На этот раз был с ними и Фома. История повторилась: в запертом изнутри помещении как бы из ниоткуда возник Иисус. В этот раз он снова сказал: «Мир вам!» и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».

И только тогда неверующий апостол поверил. Он сказал: «Господь мой и Бог мой!»

Но Христос горько заметил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Название «Красная горка» имеет дохристианские корни. В данном случае слово «красный» является синонимом слова «красивый», а слово «горка» означает место гуляний. Речь идет о празднике, в большей степени приуроченном началу весны – с традиционными кострами, хороводами и «ярмарками невест», чем евангельским событиям.

Иногда праздник называют Антипасхой, что не совсем верно раскрывает его суть. Красная горка скорее не противоположность, а своего рода продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В православном календаре это воскресенье называется Фоминым, поскольку по Библии в это день Иисус явился Фоме, после чего недоверчивый апостол окончательно уверовал в чудо воскрешения Христа.

Издавна этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые». Именно на таких горках отмечали начало настоящей весны, устраивали гулянья, которые сопровождались веселыми игрищами, плясками, пением. Люди жгли костры и водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты.

Во время празднования Красной горки традиционно устраивали шутливую ярмарку невест и сватовство. Наши предки верили, что именно в этот день можно найти себе наиболее удачную пару. Существовала примета, что те девушки и юноши, которые не пришли на празднование, могут надолго остаться без женихов или невест.

Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы. Считались, что такие браки будут счастливыми, особо прочными и долговечными, благословленные небесными и природными силами.

  • Посещать церковь. Не просто можно, а желательно. Службы, конечно, пасхальным будут по размаху уступать, но это не повод их игнорировать. Да и любой нормальный христианин должен начинать воскресенье с посещения храма.
  • Гадать. Особенно девушкам на суженного. Всеми доступными универсальными способами. Официальная церковь, конечно, любые гадания не одобряет, но в этот день смотрит на нарушение своего запрета сквозь пальцы.
  • Назначать свадьбу. Фактически, именно с Красной горки можно проводить абсолютно все христианские обряды. А свадьбы в этот день вообще обещают долгую и счастливую семейную жизнь.
  • Проводить обряды на благополучие и привлечение любви. Опять же, церковь против, но особо не зверствует. Всё же весна на дворе, у людей мысли о любви, так почему бы всё это в конструктивное русло не направить?
  • Устраивать гулянья. Или даже ярмарки, тут уж от региона зависит. В любом случае, можно веселиться, знакомиться и всячески развлекаться. Ведь скоро настанут более суровые времена, когда основное внимание придётся уделять работе в поле.
  • Всячески отдыхать. Работу по дому, конечно, делать можно, но вроде бы и не обязательно, ведь всё основное уже было переделано перед Пасхой. А с готовкой теперь особых проблем нет – пост закончился, можно расслабиться. Команда Joinfo.ua и журналист Артём Костин, кстати, тоже советуют вам научиться нормально расслабляться – всё же это полезное искусство.

Что самое интересное, на Красную горку почти нет запретов. Вообще. Кроме стандартных, касающихся ссор, ругани. Даже алкоголь употреблять можно, в разумных, правда, дозах. Всё же неделя после Пасхи – наиболее лояльное время для всех христиан.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно вспомнить, что именно можно делать на Пасху, а что – нельзя. Во многом это совпадает с тем, что можно делать 15 апреля, но есть и некоторые различия.

Праздник имеет языческие корни и традиции - многие из них утеряны со временем, но некоторые - сохранились до наших дней.

На Красную горку знакомились девушки и юноши, так как праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд.

Молодые в этот день, по традиции, в игровой и шутливой форме оглашали суженных, которых выбирали и открыто выказывали им свою симпатию.

На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.

Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.

На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.

Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день.

Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.

Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.

Гуляния начинались после проведения обряда - активное участие в них принимала молодежь со всего села.

Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны - девицы пели и танцевали, а юноши - демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.

Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашенные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье.

Красная горка в 2018-м, как и в прошлом году, благоприятствует свадьбам, так как выпадает на апрель, в отличие от тех лет, когда праздник выпадает на май.

Народное поверье гласит, что худший месяц для брака - май. Подтверждала предание и поговорка: «В мае жениться – всю жизнь маяться».

Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.

Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.

Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Новости СМИ

Новости партнеров

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!

Красная горка в 2020 году – 26 апреля

  • Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
  • Православие и Красная горка
  • Красная – значит «красивая»

Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, .

Два календаря – языческий и христианский

Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.

Церковь установила праздник , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».

Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

С «Красной горкой» чуть проще, чем со « », поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.

Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.

Откуда взялась «Красная горка»?

Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Можно ли православным праздновать «Красную горку»?

«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия » (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?

«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.

А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.

О «Красной горке» на Правмире:

Фильмы о «Красной горке»:

Красная горка – народно-христианский праздник, который отмечают на следующее воскресенье («Фомино») после Пасхи. В народе его также знают под названием Антипасха.

Православная традиция связывает это день с евангельским преданием о том, как Иисус Христос явился «неверующему» апостолу Фоме и только после этого ученик Христа уверовал в воскресение Спасителя.

Красная горка праздник- что означает?

Красную («красивую») горку отмечали на Руси еще до христианизации. В своей основе это был языческий праздник начала весны, связанный с переживанием древнего человека мистического опыта встречи с пробуждающейся природой. На дохристианскую Красную Горку водили хороводы, жгли кострища, заклинали скорейший приход весеннего тепла.

Именно с этого дня по церковному уставу возобновляется венчание. До сих пор сохраняется поверье, что свадьба, которую сыграли на «Красивую» горку, послужит залогом счастливого брака молодоженов. Так же до наших дней дошла традиционная пасхальная игра – катание крашеных яиц по специальным дорожкам или с возвышения.

Можно ли посещать кладбища на Красную горку?

До революции Радоница – день поминовения умерших – была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи.

Часто Красной горкой именуют всю Радоницкую неделю или непосредственно девятый день после Пасхи, то есть Радоницу, когда впервые после Великого поста поминают умерших. Поскольку до революции Радоница была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи. Кроме того, в Красную горку все еще не служат панихиду, но уже можно начинать читать Псалтырь.

В народе до сих пор сохраняется ошибочная традиция посещения кладбищ уже на седьмой день после начала Пасхи. Тем не менее, это в корне неверно с точки зрения церковных предписаний. Лучше дождаться Радоницы, когда уже можно будет заказать панихиду и подать записки об упокоении. При этом молитва об умерших от себя никогда не возбраняется.

Какого числа Красная горка в 2018 году?

Каждый год многие задаются вопросом, «какого числа праздник Красная горка?» Празднование всегда приходится на седьмой день после Пасхи.

Красная горка - праздник с вековой историей. В Древней Руси его отмечали молодые люди, которые сразу же после схода снегов с гор устраивали различные гулянья, хороводы с играми и песнями. Молодые люди наряжались в свои лучшие рубахи и кафтаны, катались с гор, веселились, устраивали различные конкурсы и пляски. Отсюда и пошло название праздника Красная горка - «красная» – от красивых мест и людей, горка - от места проведения праздничных заигрышей и гуляний.

В этот же день юные девушки и молодые женщины, взяв что-нибудь съестного, собирались на излюбленных ими местах на улице, лесной поляне, пригорке и пели песни-веснянки, кликая, зазывая весну. Поэтому в народе у праздника было и иное название - «кликуши».

Кстати, провести день дома на Красную горку считалось плохой приметой. Тем, кто не веселился вместе со всеми праздник, в течение года может не везти, а удача будет их обходить стороной, были уверены наши предки-славяне. Поэтому поучаствовать в праздничных торжествах в этот день старались все, что неслучайно. Ведь именно в этот день на гуляньях парень или девушка могли присмотреть себе пару и даже признаться друг другу в чувствах. Юноши и девушки должны были быть максимально расторопными, в противном случае их место мог заменить кто-то другой, более скорый и раскрепощенный. Чтобы никто другой не успел перехватить кандидата в будущие супруги, девушки всячески привлекали к себе внимание яркими красивыми одеждами, прическами и пением. Не зря же говориться, что на войне и в любви все методы хороши.

На Красную горку кричат «Горько»

Праздник Красная горка – это не только день веселья и развлечений. По традиции в этот день ходили . На этот же день в старину приходился пик свадеб. Это было связано, в первую очередь, с тем, что заканчивался пост, и в церквях и храмах после девятинедельного перерыва, начинались проводиться первые обряды таинства бракосочетания. Считалось, что союз, заключенный в этот праздничный день, будет крепким, долгим и счастливым.

Этой доброй традиции многие молодожены следуют и в настоящее время. В ЗАГСах в эти дни, как правило, проводится большое количество свадебных торжеств с поздравлениями, клятвами верности друг другу и обменом супругами обручальных колец. После чего под крики «Горько!» молодые скрепляют свой союз поцелуем.

Антипасха

Праздник Красная горка еще именуют Антипасхой. Она отмечается спустя неделю после Пасхи - Светлого Воскресения Христова. Антипасху еще называют неделей обновления. Также в этот день в церквях, храмах, монастырях вспоминают и чтят апостола Фому, которого не оказалось рядом, когда другие апостолы увидели воскресшего Христа. Фома сказал, что пока он сам не увидит Спасителя, он не поверит в Его воскрешение. Хотя, скорее всего, он жаждал лично увидеть воскресшего Христа, а не услышать это радостное известие от других. Выражение «Фома неверующий» пошло именно от этого Фомы и обозначает человека, который сомневается даже в том, что видел собственными глазами.