Какие украшения носили принцессы дома романовых. Утраченные сокровища дома романовых

Украшения царской семьи Романовых известны своей трагической историей. После революции 1917 года часть этой бесценной коллекции была утеряна и местонахождение украшений неизвестно до сих пор. Много драгоценностей было продано большевистской властью на аукционах и вывезено за рубеж.

Некоторые экспонаты были переданы в собственность Алмазного фонда, часть храниться в государственных музеях. Царская семья за время своего правления собрала поистине бесценную коллекцию драгоценностей, которые вошли в историю ювелирного искусства. Мы расскажем вам о самых известных украшениях императорской четы Романовых.

Большая императорская корона

Корона была создана в 1726 году для императрицы Екатерины Великой ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом и Иеримием Позье. В дальнейшем регалию использовали для коронации членов императорской семьи Романовых. Драгоценность выполнена из золота и серебра. Для её создания использовано 4936 бриллиантов в серебряной огранке общим весом 2858 ct. Сияние драгоценных камней подчеркивает 75 белых жемчужин . Венчает украшение крест с редкой розовой шпинелью.

Из воспоминаний придворного ювелира Бозье: Великая императрица Екатерина приказала мне пересмотреть драгоценности из царской сокровищницы, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желает иметь к коронации. Также для императорской короны было куплено 6 кг серебра и 0,5 кг золота. Мы изготавливали корону 60 дней

Большая императорская корона Романовых

После революции 1917 года корона была разобрана. Драгоценные камни представители большевистской власти передали министру Ирландии как залог за денежную ссуду. В 1950 году ссуда была полностью погашена. В 1984 году корону отреставрировали и передали на хранение в Алмазный фонд.

До 1880 года ювелиры создавали для каждой невесты из царской четы новую венчальную корону. После свадьбы венец разбирали. В 1884 году ювелирами мастерской «Болин» был создан венец для бракосочетания княгини Елизаветы Федоровны с великим князем Сергеем Александровичем. Эту регалию сохранили, впоследствии корону использовали члены царской семьи во время бракосочетаний. В последний раз она украшала голову великой княгини Александры Федоровны на венчании с Николаем II.


Императорская венчальная корона из бриллиантов, красного бархата и серебряной нити

Каркас украшения выполнен из бордового бархата. Корона декорирована бриллиантами. Эти драгоценные камни предназначались для нашивок на парадный камзол императора Павла I. Через 90 лет бриллиантовые нашивки использовали для декорирования венчальной короны. Их аккуратно прикрепили к украшению серебряной нитью.

Крест сверху выполнен из бриллиантов, которые были сняты с эполета XIX века. В 1927 году представители советской власти продали корону на аукционе в Лондоне за 6100 фунтов. В 1966 году венец был снова выставлен на аукцион и куплен богатой американкой Марджори Пост для Музея Хиллвуд в Вашингтоне. Венчальная корона до сих пор храниться в иконной комнате музея.

Роскошная диадема в стиле “Lovers knot” была создана придворным ювелиром Болиным по заказу императрицы Александры. Для украшения тиары было использовано 113 белых жемчужин и бриллианты из Кабинета Его Величества. Императрица одела это великолепное украшение на церемонию открытия Первой Думы.


Тиара упоминается в акте инвентаризации царских украшений в 1922 году. В данный момент местонахождение тиары неизвестно. Существует мнение, что она была продана представителями большевистской власти в 1927 году на известном аукционе в Лондоне.

Великолепную тиару с изумрудами подарил император Сергей Александрович своей любимой невесте принцессе Елизавете в честь свадьбы. Она была одним из украшений, которые входили в состав изумрудного гарнитура. В парюр также входили серьги , брошь и ожерелье.

Ранее гарнитур принадлежал императрице Марии Александровне. Украшения создал придворный ювелир Болин. Для изготовления тиары он использовал серебро и золото. Она была выполнена в форме кокошника и украшена 7 изумрудами в обрамлении бриллиантов. Стилизованный орнамент из драгоценных камней символизировал счастье и любовь.


Тиара с изумрудами в форме кокошника императрицы Елизаветы

После смерти любимого мужа императрица Елизавета посвятила свою жизнь богу и стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители. Изумрудный гарнитур она отдала брату мужа, князю Павлу Александровичу. В 1908 году князь подарил парюр своей дочери Марии Павловне в честь свадьбы с принцем Вильгельмом.

После революции драгоценности были проданы югославскому королю Александру I. В 1952 году тиара была выставлена на аукцион и куплена фирмой VanCleef & Arpels . Исторические изумруды вынули из украшения и заменили искусственными камнями. Сейчас украшение экспонируется в главном офисе фирмы в Париже.

На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой - Из воспоминаний Марии Павловны


Серьги-вишенки с крупными бриллиантами

Придворный ювелир Иеримия Позье создал золотые серьги в форме вишенок для императрицы Екатерины II. Бриллиантовый стебель украшают два изящных алмазных листа и крупные драгоценные камни-солитеры в форме вишен. Застежка в виде швензы крепилась за ухом. Это украшение входило в традиционный наряд императорских невест. Сейчас серьги можно увидеть в коллекции Алмазного фонда.

Тиара принадлежала Владимирской княгине Марии Павловне. Она была изготовлена придворными ювелирами по приказу княгини в 1890 году. Великолепное сочетание сияющих алмазов и матовых жемчужин в форме капли делает это украшение шедевром ювелирного искусства. Во время революции 1917 года княгиня Мария Павловна сбежала заграницу. В 1920 года она умерла во Франции.


Владимирская тиара с изумрудами и жемчугом

Личные драгоценности княгини остались в сейфе во Владимирском дворце в Петербурге. С помощью сотрудников британской разведки они были возвращены владелице. В 1921 году Владимирская тиара была продана английской королеве Марии принцессой Еленой Владимировной. По приказу королевы Марии тиара была переделана так, чтобы жемчуг можно было заменить на изумруды.

Для украшения было отполировано 16 Кембриджских изумрудов в огранке капля. Тиара стала самым любимым украшением королевы Марии. Она предпочитала носить тиару в комплекте с изумрудным кембриджским гарнитуром. После смерти королевы в 1953 году украшение перешло во владение её внучки Елизаветы. Она часто появляется в тиаре на официальных встречах.

В коллекцию императорской династии Романовых входили настоящие шедевры ювелирного искусства . После революции 1917 года в России осталась только малая часть коллекции. Большинство украшений было продано на аукционах с молотка или утеряно.

27 марта 2014, 13:11

Диадема императрицы Александры Федоровны. Модерн (арт-деко) практически не отображен в головных уборах императриц. Даже диадема из 18 цветков, созданная мастерской Бушерон, довольно далека от темы растительного многообразия, присущего рубежу веков. И скорее, является продолжением темы подобных изделий, созданных ранее. Место нахождение неизвестно.

Аквамариновая парюра. Удивительная Гессенская аквамариновая парюра состояла из тиары, колье, браслета и пары серег. Хотя каждое украшение и выглядит очень индивидуально, парюра создана в едином стиле - основным мотивом выступает узелок.

Тиара выполнена в виде цветочной гирлянды, связанной бриллиантовыми узелками. Гирлянда опирается на бриллиантовое основание с цветочным узором. Пять бриллиантовых узелков венчают пять грушевидных аквамаринов в окружении бриллиантов.

Колье выполнено в виде аквамариновой гирлянды, связанной двойными бриллиантовыми узелками. Девять аквамаринов имеют квадратную форму и также окружены бриллиантами. Длина колье 35,5 сантиметров. Браслет состоит из шести аквамаринов огранки подушечка, которые связаны между собой также двойными узелками. Однако здесь узелки имеет форму близкую к четырехлистнику. Длина браслета - 17,5 сантиметров.


Тиара, колье и браслет были выполнены мастерами ювелирного дома Фаберже. Пара аквамариновых серег в виде аквамаринов огранки подушечка была выполнена несколько позднее ювелиром Кохом.

Папюра была продана 10 октября 1996 года на аукционе Sotheby"s. В аннотации к лотам было указано, что первой владелицей парюру была Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга Великого князя Сергея Александровича, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, урожденная принцесса Гессен-Дармштадская.

В истории, расказанной в каталоге торгов указывается, что позднее Великая княгиня передала аквамариновую парюру своему брату, Великому герцогу Гессенскому и Рейнскому Эрнсту Людвигу. Украшения были унаследованы его младшим сыном Людвигом. Великий герцог Людвиг подарил парюру своей родственнице принцессе Доротее Гессенской на свадьбу 1 апреля 1959 года.

Именно принцесса Доротея Гессенская выставила украшения на аукцион. Как всегда, покупатели украшений неизвестны. Однако, есть фото с показа модного дома Versace, на котором на модели-невесте надета тиара из аквамариновой парюры Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Аквамариновая Диадема. Диадема императрицы Александры Федоровны с аквамаринами и алмазами,так называемый, Кокошник, сделана в 1900 г. Была выкуплена у большевиков в конце 1920-ых гг.
Сейчас находитсяв собственности британского двора или лично Елизаветы ІІ. В комплекте были ожерелье и серьги.

Бриллиантовое ожерелье. Это великолепное ожерелье состоит из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками; алмазы соединяются шёлковыми нитями, обеспечивающими ожерелью большую гибкость.

15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, огранёнными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна; портрет кисти Эмиля О. Визеля, 1905г. На шее императрицы – указанное бриллиантовое ожерелье.

Жемчужная подвеска. Подвеска императрицы Марии Фёдоровны - бриллианты, жемчуг. Бриллиантовое ожерелье-цепочка позднейшая доработка.

Рубиновая парюра. Александр II заказал для своей любимой и единственной дочери Марии (1853-1920) на её свадьбу с принцем Альфредом, вторым сыном королевы Виктории (1844-1900), состоявшую в 1874 г. полную парюру, эффектно сверкавшую рубинами и бриллиантами.

Парюру выполнил придворный ювелир Болин. В набор входят: бриллиантовый венец, растительный рисунок которого акцентирован красными рубинами, ожерелье из огранённых кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, огранённым кушоном, массой 9,19 карата, браслет из 12 бриллиантов огранки кушон, величина которых возрастает с приближением к центральному бирманскому рубину в 8,40 карата; серьги и большая брошь – некогда центральное звено – большой овальный рубин которой, массой свыше 12 каратов, замкнут в кольцо равновеликих бриллиантов.

В набор входят: бриллиантовый венец, растительный рисунок которого акцентирован красными рубинами, ожерелье из огранённых кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, огранённым кушоном, массой 9,19 карата, браслет из 12 бриллиантов огранки кушон, величина которых возрастает с приближением к центральному бирманскому рубину в 8,40 карата; серьги и большая брошь – некогда центральное звено – большой овальный рубин которой, массой свыше 12 каратов, замкнут в кольцо равновеликих бриллиантов.

Бант-склаваж императрицы Екатерины II. С середины XVIII в. в Европе вошли в моду банты-склаважи. Их носили на ленте, завязанной высоко на шее. Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер. Алмазный фонд России.

В парюру с бантом входили также серьги.

Шляпка куклы Пандоры. Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).

В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение. Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см 1770-е годы

Тиара с бриллиантовыми фонтанами. Украшение было выполненно Шоме в 1899г. Мария Павловна часто была в Париже и была истовой поклонницей его волшебных творений и оставалась его клиенткой до 1914 г. Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении. Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы, – который они отмечали в тот год.

Великая княгиня Мария Павловна в тиаре, выполненной в форме эгрета; фотография, сделанная в Париже в начале XX в., была размещена в журнале «The King» 20 февраля 1904 г. Фотограф – Отто Веженер.

Изумрудно-бриллиантовое ожерелье. Ожерелье было частью парюры великой княгини Марии Павловны, подаренной ей императором Александром II к свадьбе с великим князем Владимиром Александровичем в 1874г. масса центрального камня в форме шестиугольника – 100 каратов

Ожерелья из Кабинета Его Величества. Украшения были выполненные из индийских бриллиантов, оправленных в серебро с золотыми заклёпками. Согласно каталогу Ферсмана, центральный камень самого длинного ожерелья ведёт свое происхождение из копей Голконды (Центральная Индия) и имеет бледно-голубоватый оттенок.

Жемчужное ожерелье. Ожерелье из нитки жемчужных зерен, перемежающихся с 15 бриллиантовыми мотивами, к которым крепятся подвески с крупными каплевидными жемчужинами в повторяющих их форму поясках из бриллиантов старой огранки в оправе из золота и серебра. Этот замечательный образец ювелирного искусства середины XIX в. хранился в Бриллиантовой комнате.

Изумрудная парюра Елизаветы Федоровны. У императрицы Марии Александровны была чудесная парюра из изумрудов. В дневниках ее сына Сергея есть описание мамы в этой парюре. Она состояла из тиары, ожерелья, серег и броши. После ее смерти изумрудная парюра досталась Сергею. Он подарил её жене гессенской принцессе Элле (Елизавете Федоровне).А она заказала Болину сделать из них тиару.

Тиара входила в состав парюры. Она состояла к тому времени из тиары кокошника, роскошного колье, где семь огромных кабошона изумруда соединялись в орнаменте из ромбов и с них свисали изумруды капли крепящиеся к бриллиантам, и серег в том же стиле - огромные капли изумрудов крепились к большим бриллиантам, и броши, где огромный редкий изумруд кабошон был вставлен в орнамент из бриллиантов, а от него свисал кабошон в виде капли.

Позже парюра была подарена Марии Павловне-младшей на свадьбу с шведским принцем Вильгельмом в 1908 году. Долго парюра находила в Сербии у королевы Марии. В 1952 году тиара и остальной комплект были проданы парижскому ювелирному дому Van Cleef & Arpels. Исторические изумруды были вынуты из тиары и проданы по отдельности.

Диадема Великой княгини Елены Владимировны. Диадема имела форму филигранного кружевного мотива с восходящими и опускающимися веточками. Серия крупных бриллиантов в форме капель была размещена в центре верхней части тиары. При каждом движении крупные алмазные капли ослепительно блистали и переливались, отражая попавший на них свет. В центре диадемы доминирует крупный бриллиант, в оправе из более мелких бриллиантов.

Великая княжна Елена Владимировна

Диадема княжны Ирины Александровны. Эта удивительная Диадемаа принадлежала княгине Ирине Юсуповой, в девичестве Романовой, супруге знаменитого князя Феликса Юсупова и внучке императора Александра III, племяннице императора Николая II. Тиара стала свадебным подарком жениха.

Как внучка императора Ирина была Княжной Императорской Крови, а не великой княжной и ее свадьба была не столь торжественной как императорская, но не менее роскошной. Однако невеста не надела знаменитую венчальную корону, а была именно в этой тиаре в день своей свадьбы в 1914 году.

Тиара была выполнена ювелирным домом Cartier в 1911 году из платины, горного хрусталя и алмазов. Необычное использование горного хрусталя произвело необычный эффект «льда» и мерцания. Хрусталь переливался как сосульки в морозный день на солнце. Венчал тиару алмаз в 3,66 карата.

Отличительной чертой этой тиары была необычная «старинная» органка горного хрусталя. Мотивом рисунка при огранке послужило оформление печатных книг эпохи Возрождения. Только оформительские геометрические линии были выполнены из камня. Над галереей горного хрусталя возвышается линия бриллиантов, которые расположены очень близко друг к другу.

Владимирская тиара. Украшение имеет долгую историю. Изначально она принадлежала Великой княгине Марии Павловны, носившей титул княгини Владимирской. Княгиня заказала в 1890 году ювелирам изготовить тиару из грушевидных жемчужин и бриллиантов.

Во времена революции, княгине удалось сбежать на юг Франции, а ее сокровища включая тиару, оставались в тайнике во Владимирском дворце в Петербурге. Представители британской разведки и друзья семьи смогли забрать часть драгоценностей. После смерти княгини, тиара была куплена королевой Мэри у супруги Николая Греческого, Елены Владимировны.

Королева Мария была знаменита своей коллекцией королевских драгоценностей и гордилась тем, что великолепно использовала ювелирные украшения для официальных случаев. Она считала себя хорошим ювелирным дизайнером и постановила, что тиару надо усовершенствовать. Она поручила придворным ювелирам Garrard & ко снять и отполировать пятнадцать своих оставшихся Кеймбриджских изумрудов в форме капли, и предусмотреть их крепление на тиаре, когда будет необходимо, после удаления жемчужных капель.

Эта тиара стала любимой у Королевы Мэри, она носила ее со своими фамильными Кембриджскими или индийскими изумрудными гарнитурами.

Тиара великой княгини Марии Павловны относится к личной коллекции ювелирных изделий королевы Елизаветы II после того, как она получила ее в наследство от своей бабушки королевы Марии в 1953 году.

Парюра с бриллиантами и аквамаринами. Это единственные из множества украшений, принадлежащий семье великого князя Павла Александровича – появившееся на свет после революции. Парюра была созданна Картье в 1912 г. Похоже, она избежала участи прочих расхищенных драгоценностей княжеской семьи, потому, что Ольга хранила её в своем доме в Париже. В парюру входили тиара – эгрет, корсажное украшение и ожерелье.

В тиара-эгрет бриллианты и аквамарины посажены на платиновые корнера. В центре тиары – граненый кушоном аквамарин. Позади венчающего тиару аквамарина грушевидной формы можно было вставить перо.

В центре о жерелья из парюры, состоящего из двух бриллиантовых ниток, ажурный элемент, усаженный бриллиантами, вставлен большой аквамарин огранки кушон, подвеской служит аквамарин грушевидной формы, окаймлённый бриллиантами.

Овальные аквамарины из к орсажного украшения парюры можно было снять и использовать, как броши. Подвеску украшения также можно было носить отдельно.

14 ноября на аукционе Sotheby’s были проданы драгоценности королевы Франции Марии Антуанетты. Общая выручка составила $42,7 млн. На торги было выставлено десять украшений, в том числе кольцо с монограммой и локоном волос французской инфанты внутри, ушедшее с молотка за $444 000 (изначальная оценка — $10 000), и жемчужное ожерелье с бриллиантовой застежкой, доставшееся счастливчику почти за $2,278 млн (предварительная оценка — $300 000). Но главной звездой вечера стала бриллиантовая подвеска с крупной жемчужиной: она была продана за рекордные $36,165 млн, хотя изначально оценивалась в $2 млн. Покупатель, в последний момент увеличивший ставку на $2 млн, пожелал остаться неизвестным. Перед тем как оказаться среди лотов, драгоценности королевы Марии Антуанетты находились в частных коллекциях более 200 лет. Ювелирные украшения, некогда принадлежавшие инфантам, не впервые уходят с молотка. Самыми редкими и желанными лотами остаются драгоценности Романовых. Их история запутанна и вполне заслуживает отдельного романа в нескольких томах.

Бриллианты с конфетами

Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи. Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами . Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.

С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).

Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.

Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.

Тиары на экспорт

Большевики не церемонились с наследием русского двора. Первые попытки удачно сбыть золото и бриллианты предпринимались уже весной 1918 года: тогда на нью-йоркской таможне были задержаны с драгоценностями Ольги Александровны — младшей дочери императора Александра III. Украшения и отдельные камни регулярно вывозились из Москвы агентами Коминтерна: на вырученные деньги сторонники коммунизма должны были обеспечить подготовку мировой революции. Но, поскольку никакого учета или контроля толком и не было, никто не знает, сколько средств ушло на подпольную работу, а сколько осело в карманах самой агентуры. В феврале 1920 года декретом СНК РСФСР для «централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей» был создан Гохран — далее продажа царского наследия осуществлялась через него.

Процесс расставания с царским имуществом ускорил голод, охвативший страну летом 1921 года. Новоиспеченное государство остро нуждалось в средствах на закупку хлеба. Ну а чтобы что-то купить, нужно было что-то продать. В срочном порядке началась сортировка драгоценностей, которые доставали из спрятанных в подвалах сундуков. В 1922 году работали две комиссии: первая — в Оружейной палате — занималась описью имущества, вторая — в Гохране — присваивала украшениям и камням историческую и культурную ценность. В результате произведения искусства поделили на три категории: в первую — неприкосновенный фонд — ; изделия второй категории имели историческую и художественную ценность; предметы из третьей категории и вовсе посчитали «не имеющими особого значения».

В последующие годы на аукционах Лондона и Амстердама будут проданы царские изумруды под видом «честных» уральских (1922 год) и жемчуга с бриллиантами (1923). Тогда-то и случился первый скандал: кто-то узнал в «добыче» камни, принадлежавшие инфантам. Западные СМИ вышли с обвинительными заголовками, уличив власть Советов в фальсификации. В ответ на обвинения большевики устроили показательную выставку в Колонном зале Дома Союзов «по личному указанию В. И. Ленина», чтобы каждый мог воочию увидеть «сокровища бывших русских царей». То, что к тому моменту вождя мирового пролетариата не было в живых, никого не смутило. А тем временем продажа драгоценностей продолжалась…

Наследие, которое мы потеряли

С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.

Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.

Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.

Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.

Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.

Любимая тиара Елизаветы II

Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.

Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.

Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.

К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник . В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.

Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.

Вместо заключения…

Наследие русских царей продавалось и перепродавалось еще не раз. Вещи из Алмазного фонда уходили оптом, на вес. Так, в 1926 году торговец Норманн Вейс купил 9,644 килограмма ювелирных украшений. Именно этот человек позже перепродал в Лондоне диадему из колосьев и другие уникальные произведения русского ювелирного искусства. В 1930 году из коллекции Оружейной палаты было изъято более 318 предметов для продажи частным лицам, в том числе одиннадцать яиц Фаберже. Три года спустя Россия навсегда лишится еще трех пасхальных яиц. Из 773 предметов, входящих в коллекцию Алмазного фонда, с молотка ушло 569. Может быть, однажды хоть что-то из этого вернется на родину?

Ювелирная коллекция императрицы Александры Федоровны

Императрица Александра Федоровна, как и все немецкие принцессы, приехав в Россию, имела очень скромный набор девичьих колечек. С другой стороны, она была внучкой английской королевы Виктории, и ее коллекция ювелирных вещей начала формироваться с детства. Как известно, подарки на Рождество, дни рождения и тезоименитства носили обязательный характер.

Императрица Александра Федоровна в одной из коронных диадем

После обретения статуса императрицы в ноябре 1894 г. в распоряжении Александры Федоровны оказались совершенно запредельные для нее финансовые средства. Но при этом она полностью сохранила привычку бережно относиться к деньгам. Поначалу она относилась к широким тратам, столь обычным для Российского Императорского двора, настороженно, постепенно привыкая к суммам счетов. Со временем, получив рычаги управления финансами семьи, она по-прежнему относилась к каждому рублю, как к последнему в семейном кошельке. Александра Федоровна всегда помнила о том, что в любой момент может наступить черный день. Поэтому она весьма трепетно относилась к драгоценностям, понимая, что их компактность и огромная ценность могут выручить семью, если этот черный день наступит.

За 23 года царствования Николая II императрица Александра Федоровна стала очень богатой женщиной. Одним из проявлений этого богатства стала ее ювелирная коллекция. К 1917 г. она располагала блестяще подобранной коллекцией ювелирных изделий на баснословную сумму. По некоторым оценкам, ее стоимость составляла около 50 млн долл. в ценах 1917 г. Примечательно, что свою коллекцию драгоценностей Александра Федоровна хранила буквально под рукой, в своей спальне Александровского дворца Царского Села. Часть коллекции хранилась на половине императорской семьи в Зимнем дворце. Эти драгоценности не лежали мертвым грузом. Александра Федоровна активно их использовала как в повседневной жизни, так и во время парадных выходов.

Начало формированию ювелирной коллекции Александры Федоровны было положено в апреле 1894 г. во время уже упоминавшейся помолвки в Кобурге с наследником-цесаревичем Российской империи. Тогда свадебный подарком цесаревича стал перстень с розовой жемчужиной, жемчужное ожерелье, брошь из сапфиров и бриллиантов, уникальная цепочка-браслет с подвеской из крупного изумруда. Будущий тесть Александр III прислал невестке роскошное жемчужное колье.

Большая диадема с жемчугами. Работа первой четверти XIX в.

Говоря о формировании ювелирной коллекции Александры Федоровны, следует учитывать и особенности взаимоотношений между свекровью и невесткой. Между ними сразу же возникло некое напряжение. Причин было много. Мы уже упоминали о том, что церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны состоялась ровно через неделю после похорон Александра III. Усыпанная коронными бриллиантами вдовствующая императрица Мария Федоровна, конечно, делала положенное счастливое лицо, но чего это ей стоило… 16 ноября 1896 г. она писала сыну Георгию: «Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание… Быть обязанной вот так явиться на публике с разбитым, кровоточащим сердцем – это было больше чем грех, и я до сих пор не понимаю, как я могла на это решиться».

В числе прочего был и вопрос использования коронных драгоценностей. Дело в том, что еще будучи царствующей императрицей, Мария Федоровна, пользуясь своим правом, подобрала себе из числа коронных бриллиантов коллекцию, которая не имела себе равных. Овдовев, она продолжала их носить, поскольку, согласно указу Павла I, вдовствующая императрица имела право первенства над правящей императрицей. Александра Федоровна была честолюбива и отметила для себя, что императрица-мать не собирается уступать ей коронные бриллианты. Речь шла даже не об уникальности или дороговизне этих изделий. Речь шла о женском первенстве. В 1894 г. Александре Федоровне исполнилось 22 года, а вдовствующей императрице-матери исполнилось 47 лет, но уступать поле боя она совершенно не собиралась. Поэтому Александра Федоровна была вынуждена пользоваться теми украшениями, которые «традиционно носила цесаревна; к тому же в ее распоряжении были большие и старомодные диадемы Екатерины II, которые оказались слишком тяжелы для императрицы Марии». Отчасти это подтолкнуло ее к формированию собственной ювелирной коллекции.

Упомянем и то, что стремление молодой императрицы сформировать свою ювелирную коллекцию, в том числе и из вещей в столь любимом ею стиле модерн, вызывало непонимание в большом свете Петербурга. Одна из мемуаристок упомянула в дневнике 1 ноября 1897 г.: «Молодая царица так избалована, что ей ничто не по вкусу, самые дорогие бриллианты и проч. – все ей мало, все не нравится».

Императрица, как и всякая женщина с возможностями, любила и разбиралась в драгоценностях. За 1895–1896 гг. Александра Федоровна купила много ювелирных изделий. Массовые закупки ювелирных изделий императрицей начались в 1896 г. В мае и июне прошли два счета (на 3025 руб. и 420 руб.) от К. Фаберже. В числе приобретенных предметов значатся портсигар зеленой эмали (750 руб.), электрическая лампа «Дельфин» (800 руб.) и пр. О том, что это были подарки, свидетельствует то, что все вещи покупались «в складчину», о чем есть помета на счете Николая II: «Подчеркнутые цены пополам императрица Александра Федоровна и Я».

Императрица, как и вся царская семья, высоко ценила талант мастеров фирмы К. Фаберже и покупала в его фирме вещи вплоть до 1917 г. Конечно, для императорской четы ювелирные изделия не замыкались только на вещах «об Фаберже». Супруги охотно покупали ювелирные изделия и других мастеров, в том числе и вещи «работы художника Tifany». С февраля по март 1899 г. в Петербурге в музее барона Штиглица проходила Международная художественная выставка, устроенная редакцией журнала «Мир Искусства». Эту выставку посетила императорская чета и дипломатично приобрела две вазы «от Tifany» за 353 руб. Однако вазы «от Tifany» были только эпизодом, а вещи «от Фаберже» – повседневностью.

Так, в 1896 г. императрица приобрела в магазине К. Фаберже множество мелочей, но на очень приличную сумму – 8899 руб. 50 коп. Среди них были фигурки животных (21 шт.), три пары запонок, два крестика, 11 рамок для фотографий, стаканчик, чашка, пряжка, складень, образок, медальон, две лупы, пагода, мольберт, записная книжка, булавка и ножик. Судя по дате, это были подарки на Рождество.

Тогда в январе 1896 г. молодая императрица Александра Федоровна впервые приняла участие в череде традиционных больших императорских балов в Зимнем дворце. Естественно, молодые супруги переживали, как пройдет их дебют в новом качестве?

11 января 1896 г. состоялся первый большой придворный бал. С учетом того, что это был первый бал нового царствования, разослали достаточно много приглашений (3500), фактически на бал явились 2500 чел. Естественно, дамы внимательно отследили все особенности наряда императрицы и, конечно, ее ювелирные украшения. Один из мемуаристов упомянул, что Николай II был в «алом конногвардейском мундире», а императрица Александра Федоровна «в бледно-зеленом» платье «с рубинами».

Император Николай II впитал русскость своего отца с детства. И сам, в свою очередь, продолжил традицию «исторических» балов. В какой-то мере это было демонстрацией идеологической преемственности. Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г. стал последним большим балом Империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. „весь“ Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи». Уточним, что большие балы в Зимнем дворце были и позже, однако именно этот бал врезался в память современников, как «последний бал Империи».

Николай II в маскарадном костюме. 1903 г.

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов были привлечены десятки портных. Так же, как во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича.

Отметим, что «малый царский наряд» Николая II был, действительно, отчасти подлинным. Эскиз костюма для царя разработал директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник Санкт-Петербургских Императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля выписали 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II отобрали 16 предметов. В их числе жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного, царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.

Великий князь Александр Михайлович. 1903 г.

Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, которому помогали две портнихи, имена которых не сохранились. Царская шапка была изготовлена в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века… Аликс выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. …Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».

Знаменитому балу предшествовала только одна генеральная репетиция, которая состоялась 10 февраля 1903 г. Все танцующие прорепетировали предполагавшееся действо в Павильонном зале Зимнего дворца. Все дамы были в сарафанах и кокошниках, мужчины в костюмах стрельцов, сокольничих и пр. Отсматривала подготовленный «материал» лично императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Предполагалось, что в этих костюмах пройдут три бала .

Великая княгиня Ксения Александровна. 1903 г.

На следующий день, 11 февраля , состоялся первый бал. Вечером гости начали собираться в Романовской галерее Зимнего дворца. Затем участники, шествуя попарно, отдавали русский поклон хозяевам бала в Большой (Николаевской) зале. Потом состоялся концерт в Эрмитажном театре. После спектакля в Павильонном зале участники бала танцевали «русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где сервировали вечерний стол. Затем участники бала проследовали опять в Павильонный зал, и вечер завершили танцами.

13 февраля 1903 г. состоялась вторая часть бала. Участие приняли 65 танцующих офицеров в костюмах XVII в. Члены царской семьи собирались в Малахитовой зале, остальные в прилегающих помещениях. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с вином и чаем – в Малахитовой столовой. После ужина хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часу ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения трех специально подготовленных танцев: русского, хоровода и плясовой. Кавалерами были кавалергарды, конногвардейцы и уланы.

14 февраля состоялся заключительный третий бал, который прошел в доме у графа А.Д. Шереметева.

Как мы уже упоминали, часть ювелирного убранства с костюма императрицы Александры Федоровны по сей день находится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Свои ювелирная предпочтения Александра Федоровна сохранила буквально до 1917 г. Если мы посмотрим счета императрицы за 1914 г., то мы увидим также три солидных счета из магазина К. Фаберже: 17 августа – на 1245 руб.; 22 августа – на 25 560 руб. и 18 декабря – на 1845 руб.

Комментируя динамику и номенклатуру ювелирных приобретений императрицы в 1914 г., хотелось бы отметить, что покупки на очень серьезные суммы были сделаны императрицей именно во второй половине августа 1914 г., когда Россия уже вступила в Первую мировую войны. При этом в ряде исследований справедливо обращается внимание, что после начала войны объемы закупок в магазинах Фаберже и других ювелиров резко выросли. Объясняется это тем, что русская аристократия после начала войны начала вкладывать свободные средства в драгоценности, страхуя свои сбережения на случай военных потрясений и инфляции. В этом контексте счет от 22 августа 1914 г. от Фаберже на 25 560 руб. очень характерен, тем более, что практицизм императрицы общеизвестен.

Императрица покупала ювелирные изделия и у других мастеров. Например, у Эдуарда Болина. В 1895 г. он представил императрице два счета (23 января и 9 марта) на подарки к Пасхе. Среди приобретенных драгоценностей упоминаются брошь бриллиантовая (120 руб.), яйцо голубой эмали с розами (45 руб.), яйцо красной эмали (70 руб.), яйцо рубиновое с бриллиантами (60 руб.), яйцо красной эмали с розами (45 руб.). Всего на 340 руб.

По двум майским счетам (13 и 28 мая) были приобретены: кольцо с сапфиром и бриллиантами (320 руб.), браслет с сапфиром и бриллиантами (1300 руб.), колье и два браслета с рубинами и бриллиантами (4440 руб.). Все эти вещи Александра Федоровна покупала пополам с мужем.

Также среди ювелиров императрицы постоянно упоминаются имена Бутца, Гана, Гау, Грачева, Кехли, Кузнецова, Любавина, Овчинникова. Большинство приобретаемых ювелирных вещей дарилось. Кому и что дарили? Подарки дарили родственникам, близким ко двору сановникам, фрейлинам, врачам и т. д. Любопытно, что ювелирных подарков удостаивались даже слуги. Так, в конце 1895 г. Александра Федоровна, «сбросившись» с Николаем II, подарили деревенской кормилице великой княжны Ольги Николаевны «скромную» золотую парюру за 200 руб.

Ювелирам заказывались и такие эксклюзивные вещи, как каменная нефритовая печать с гравировкой Малого герба императрицы (450 руб.) и стальная печать с гравировкою Малого герба императрицы (240 руб.).

Значительная часть ювелирной коллекции Александры Федоровны составилась из подарков родственников. Ежегодно, на именины и тезоименитство она получала подарки от мужа, тещи и многочисленных родственников. Кроме этого, по традиции после рождения детей благодарный муж дарил жене дорогие ювелирные подарки.

Николаю II импонировала слабость жены к ювелирным украшениям. Императрица умела произвести впечатление, появляясь на официальных выходах усыпанная бриллиантами. Николай II постоянно дарил жене дорогие ювелирные подарки. Некоторое представление о них можно получить из писем камер-фрау императрицы М.И. Герингер. Там есть упоминания, что в мае 1903 г. царь подарил Александре Федоровне алмазную брошку с розовыми топазами. В июне 1903 г. на именины Николай II подарил жене крест, украшенный 11 большими алмазами, большую брошку с пятью большими и девятью маленькими аквамаринами, гребенку «Galique» с тремя большими и маленькими алмазами. Серебряную цепь с 12 шарами, сделанными из различных драгоценных камней, подарила старшая сестра, великая княгиня Елизавета Федоровна. На Рождество 1902 г. Николай II подарил Александре Федоровне диадему, украшенную маленькими алмазами и пятью розовыми топазами. И таких примеров множество.

И.С. Галкин. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1894 г.

Императрица Александра Федоровна. 1899 г.

Поскольку царственные супруги мало где бывали, ведя замкнутый образ жизни, переехав на жительство в Александровский дворец Царского Села, императрица использовала свою ювелирную коллекцию для того, чтобы ежедневно появляться на ужине (в 8 часов вечера) «в открытом платье и бриллиантах».

Эта семейная традиция одевать бриллианты к обеду сохранялась вне зависимости от того, где находилась императорская чета, в своей постоянной резиденции или на отдыхе, на императорской яхте «Штандарт». На яхте, как и во дворце, обед начинался в 8 часов вечера. К обеду все приглашенные переодевались, и после того, как все собирались в большой столовой яхты, выходила императрица Александра Федоровна. В отличие от Николая II, который в повседневной жизни был достаточно демократичен, конечно, ни на секунду не забывая, что он император и на него постоянно устремлены десятки глаз, Александра Федоровна всегда демонстрировала, что она императрица, и она именно выходила «в массе драгоценных камней, и этот ассортимент менялся каждый день; если на государыне были надеты бриллианты, то они были и на голове, в диадеме, и на руках, в браслетах и разных брошках. Если это были изумруды, то все состояло из них, так же с сапфирами и рубинами».

К.Е. Маковский. Портрет императрицы Александры Федоровны в коронационном платье

Лили Ден, которая вошла в ближний круг Александры Федоровны в последние годы перед революцией, свидетельствовала, что «перстни и браслеты императрица действительно любила и всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями (видимо, сапфиры)». Офицер яхты «Штандарт» упоминает, что «обыкновенно же государыня носила, кроме обручального кольца, только один громадный жемчуг и изумруд, довольно неважный, но, вероятно, дорогой по какой-нибудь памяти».

Императрица Александра Федоровна в Лиловой гостиной Александровского дворца

О ювелирной коллекции императрицы за пределами императорской семьи мало кто знал. Блистать в обществе она не любила, пренебрегая даже обязательными официальными церемониями. Поэтому к весне 1917 г. Временное правительство не имело точных сведений о структуре и ценности ювелирной коллекции императрицы. «Временные» просто попросили передать драгоценности «на сохранение» новым властям.

Императрица Александра Федоровна в Кленовой гостиной Александровского дворца

Следует отметить, что в ювелирной коллекции императрицы Александры Федоровны наряду с предметами колоссальной стоимости были довольно дешевые вещицы, дорогие членам императорской семьи за воспоминания, с которыми они были связаны. Например, в летний сезон 1909 г. офицеры императорской яхты «Штандарт» «завели обычай подносить княжнам маленькие подарки в день ангела и рождения, и в этом году Татьяна Николаевна получила первую брошку, которая изображала спасательный круг из белой эмали, с флюгаркой. Великая княжна была очень горда, что первая получила этот пустяк, а не какую-либо драгоценность от Фаберже». Характерно, что мемуарист особо подчеркивает тот факт, что безделушка была заказана офицерами не у официально привычного Фаберже, а у обычного петербургского ювелира Кортмана.

Возвращаясь к лету 1917 г., надо сказать, что Александра Федоровна передала Временному правительству то, о чем было хорошо известно: знаменитые пасхальные яйца мастеров К. Фаберже и ряд изделий, которые с трудом поддавались транспортировке. А поскольку у Временного правительства начали стремительно нарастать политические проблемы, то Александре Федоровне удалось сохранить практически всю свою коллекцию драгоценностей и некоторую ее часть она вывезла в Тобольск, а затем в Екатеринбург.

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Капиталы императрицы Марии Федоровны Более интересен в денежном отношении разговор об императрице Марии Федоровне. Это была женщина, привыкшая жить на широкую ногу, как и положено цесаревне и императрице. У нее был прекрасный вкус, и она считалась одной из

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Ювелирный альбом Марии Федоровны В перечне коронных бриллиантов в Бриллиантовой комнате (Кладовой № 1) Зимнего дворца главное место занимали, конечно, женские украшения. Да и сам перечень коронных бриллиантов во многом сформировался благодаря усилиям нескольких

Из книги Пинакотека 2001 01-02 автора

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Евгений Рубин Французская коллекция Якова ЗубаловаАнастасия Старовойтова 1. Яков Константинович Зубалов (1876~ 1941) Фотография. 1910-е 2. Огюст Роден (1840-1917) Женщина и цветы. 1914 Мрамор 3. Пабло Пикассо (1881-1973). Купальщицы. 1920-е Бумага, карандаш 4. Хуан Грис (1887-1924) Натюрморт. Трубка и

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Массовая литература сегодня автора Николина Наталия Анатольевна

Коллекция незавершенного Энгра В правде я люблю то, что немного выходит за пределы нормального порядка вещей, некий риск, которого избегают, так как, я это знаю, правда может не быть правдоподобной. Энгр «Мои мысли - это мои шлюхи», - говорил Племянник Рамо, гуляя в садах

Из книги Русская Ницца автора Нечаев Сергей Юрьевич

Ювелирная коллекция великой княгини Ольги Федоровны Европейские невесты, становившиеся великими княгинями, также не блистали богатым приданым. Например, невеста великого князя Михаила Николаевича, дочь великого герцога Баденского Леопольда, в православии великая

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Александры Федоровны Огромную ювелирную коллекцию сумела собрать жена Николая I, императрица Александра Федоровна. Это удалось ей благодаря усилиям ее мужа, который любил и баловал свою «Белую розу».Прежде чем говорить о ювелирной

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Марии Александровны Если говорить о семье Александра II, то императрица Мария Александровна, как и все женщины, была неравнодушна к ювелирным украшениям. До нас дошло довольно много картин, написанных с императрицы Марии Александровны в

Из книги автора

Ювелирная коллекция императрицы Марии Федоровны Страстной любительницей драгоценностей во всем их многообразии была императрица Мария Федоровна. Конечно, императрицам по статусу было положено блистать в уборах из драгоценных камней. Но Мария Федоровна этому блеску

Из книги автора

Ювелирный альбом императрицы Марии Федоровны Домашние альбомы со стихами и рисунками были одной из дворянских традиций, в царских же резиденциях эта традиция трансформировалась в появление так называемых ювелирных альбомов. В эти альбомы заносились рисунки подарочных

Из книги автора

Ювелирная составляющая императорских завещаний Российские императоры всегда были ответственными людьми. Кроме того, они были богатейшими людьми своего времени. Поэтому к своему неизбежному уходу из жизни они готовились и на юридическом уровне, составляя завещания. При

Из книги автора

Приложение 2 Ювелирная коллекция великой княгини Ольги

Когда 19 октября 1928 года датскому королю сообщили о смерти тетки, он с трудом сдержал вздох облегчения. Последние годы присутствие вдовствующей русской императрицы Марии Федоровны в Копенгагене доставляло массу хлопот… За похоронными хлопотами Христиан Х даже не сразу вспомнил о ларце императрицы, в котором она хранила вывезенные из России украшения. Предоставляя старухе убежище, Христиан полагал, что какая-то часть из ее сокровищ должна будет достаться ему, но ларец исчез!

Радость Христиана Х была столь велика, что за похоронными хлопотами он даже не сразу вспомнил о ларце императрицы, в котором она хранила вывезенные из России украшения. Иногда она надевала какую-либо брошь или колье, и тогда редко у кого из видевших это не возникало чувства неполноценности. Предоставляя старухе убежище, Христиан полагал, что какая-то часть из ее сокровищ должна будет достаться ему, но ларец исчез, и чувство облегчения от смерти тетки сменили ярость, а потом злоба. И выместил он ее на младшей дочери императрицы Ольге Александровне…

Через три дня о пропаже ларца стало известно в Москве. И хотя они составляли лишь малую толику царских сокровищ, оставшихся в России, все же существовала опасность, что вырученные за них средства используются против СССР. Было принято решение выяснить, кто и с какой целью похитил императорский ларец.

Сокровища

«В сокровища, кроме брошей, колье, браслетов и воротников, шитых бриллиантами, входило еще и несколько пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже» Урожденная принцесса Датская Мария-София-Фредерика-Дагмара родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене в семье короля Христиана IX и королевы Луизы. Среди своих многочисленных братьев и сестер она отличалась особою красотой и силой характера.

Ей не было еще шестнадцати, когда ее просватали за старшего сына русского императора Александра II - Николая, - но тот умер молодым, перед смертью успев попросить своего младшего брата выполнить взятые им брачные обязательства. И 1 сентября 1866 года на датском судне «Шлезвиг» в сопровождении царской яхты «Штандарт» принцесса покинула Копенгаген. Одно из преданий гласит, что провожали ее чуть ли не все датчане, а Ханс Кристиан Андерсен, знавший принцессу с детства, вроде бы даже предрек ей долгую счастливую, но под конец полную трагических потерь жизнь.

Так и вышло. Брак с Александром III оказалась вполне счастливым. Дети любили и уважали. При этом все, зная трепетное отношение Марии Федоровны к собственной красоте (она чуть ли не первой стала применять для разглаживания морщин подкожные инъекции) и ее любовь к драгоценностям, дарили ей на все семейные и религиозные праздники украшения. Они-то и составляли содержимое пресловутого ларца императрицы. По описанию одного из знатоков, сделанному еще до революции, в сокровища, кроме брошей, колье, браслетов и воротников, шитых бриллиантами, входило еще и несколько пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже (в том числе знаменитое яйцо «Колоннада»), низки черного жемчуга, множество изумрудов, зеленых как джунгли, сапфиры, сиявшие, как восточная ночь, бриллианты чистейшей воды, редкие византийские украшения, большое количество рубинов, тиара из рубинов с крупными алмазами, гарнитур из розовых бриллиантов, а так же пояс из алмазов и бриллиантов.

Ларец с шедеврами ювелирного искусства Мария Федоровна всегда возила с собой. Был он при ней и во время тяжелого разговора с сыном, когда Николай II принял решение отречься от престола. И в Киеве, куда она отправилась после этого. И в Крыму, где ее настигла весть о расстреле царской семьи. И, наконец, на борту английского броненосца «Мальборо», вывозившего ее и дочерей в Европу, где за сокровищами началась настоящая охота.

Но за все время довольно скромной жизни в Европе - королева Александра буквально заставила сына выделить тетке пенсион в 10 тысяч фунтов - императрица не продала ни одной драгоценности. Обладание ими по-прежнему выделяло ее среди других монархов - ничего подобного ни у кого из них не было!

Завещание

В отличие от Ольги, последние годы ухаживавшей за больной матерью, Ксения довольно неплохо жила в Лондоне. Она подружилась с Мэй, для проживания ей был выделен один из королевских коттеджей, да и многочисленные дети ее были устроены вполне неплохо. Достаточно сказать, что старшая дочь Ксении Александровны - красавица Ирина - была замужем за убийцей Распутина Феликсом Юсуповым. А эта семья, обладая несметными богатствами, всегда часть из них хранила за рубежом.

Ольга же вышла замуж по любви. Брак ее с Николаем Куликовским был признан морганатическим, а потому рассчитывать на помощь монарших родственников она не могла.

Мария Федоровна умерла 19 октября 1928 года на купленной ею совместно с ее сестрой Александрой (вдовствующей английской королевой) вилле Видёре в Копенгагене. А на следующий день после похорон было вскрыто ее завещание. По нему, за исключением небольшого пособия прибывшим с нею из России слугам, все свое имущество (включая и драгоценности!) императрица завещала дочерям. При этом доли как Ксении, так и Ольги определялись одинаковые. Но пресловутого ларца к моменту оглашения завещания в Копенгагене уже не было.

Узнав об отсутствии ларца и даже не попытавшись выяснить, кто и когда его похитил, Христиан Х обвинил во всем Ольгу Александровну. Вызвав ее, он опустился до площадной брани и объявил, что «отныне вычеркивает русскую кузину не только из своих родственников, но и знакомых».

Муж Ольги Александровны, чтобы прокормить семью, вынужден был устроиться конюхом - на более престижную работу его в Дании не брали, сама же дочь Александра III голодала по нескольку дней. Только в 1932 году, когда почти за бесценок была продана вилла Видёре, Ольга с мужем купила небольшую ферму в Баллерупе, и вплоть до отъезда в 1948 году в Канаду ее семья жила исключительно крестьянским трудом.

Но и тут мстительный кузен настоял, чтобы доля Ольги в средствах от продажи Видёре была определена всего лишь в две пятых. Остальная же сумма была переправлена Ксении, еще до того забравшей из дома все наиболее ценное, включая знаменитый лимузин императрицы марки «Бельвиль».

В то время как датский король «проявлял благородство» по отношению к своей русской кузине, в Москве уже знали, куда так стремительно исчез ларец. Возможно это стало благодаря близости одного из агентов к последнему царскому министру финансов П. Л. Барку. После революции он эмигрировал и работал советником директора Британского банка.

Именно Барку было поручено вывезти драгоценности. И, прибыв в Копенгаген, он первым делом встретился с находившейся там Ксенией. А та втайне ото всех передала ему драгоценности.

Неописанная коллекция

Ларец был распечатан через полгода после смерти Марии Федоровны 22 мая 1929 года. Вот как это событие описывает присутствовавший при нем управляющий королевскими финансами сэр Ф. Понсонби: «Шкатулка находилась при мне. Вошли королева и великая княгиня, которая убедилась, что лента, которой была опечатана шкатулка, не повреждена. Тогда ее вскрыли и стали доставать драгоценности. Низку чудесного жемчуга, подобранного по размеру, самая крупная жемчужина была размером с вишню. По кучкам разложили изумруды кабошон, крупные рубины и великолепные сапфиры. Более я ничего не видел, поскольку посчитал мое присутствие неуместным».

Вообще в этом деле отсутствуют более-менее полные описи оставшегося после Марии Федоровны имущества. Ладно там драгоценности - манера описывать частные коллекции и составлять их каталоги появилась несколько позже. Но не сохранилось даже каталога распроданного с торгов имущества виллы Видёре. А ведь он был: существует ряд свидетельств того, что ряд вещей ушел к покупателям, действовавшим через посредников, ознакомившихся с лотами именно по каталогу. Та же королева Мэй приобрела-таки кое-что из вещей, принадлежавших императрице, но в английских архивах никаких описаний и каталогов то ли не сохранилось, то ли их до сих пор не выдают. В 1980-е годы автору приходилось слышать, что подобный каталог имеется в архивах Лубянки - прислал один из агентов, которому поручалось расследовать это дело. Но когда в начале девяностых появилась возможность ознакомиться с описанием торгов по Видере, его и след простыл.

Первой «засветилась» жена уже упоминавшегося Барка. На одном из приемов на ней был замечен изумрудный браслет с бриллиантами. Когда даму спросили, откуда у нее эта вещь, она от ответа ушла, но принадлежность ее к императорской коллекции отрицать не стала: «Это память о нашей дорогой государыне». Скорее всего Барк получил браслет в оплату блестяще выполненной операции по похищению ларца из Копенгагена.

Ряд предметов - жемчужные воротники, корсаж из бриллиантов… - оказались у жен английских банкиров и дельцов с Уолл стрит. Им их скорее всего продала великая княгиня Ксения. Она вплоть до смерти в 1960 году считала необходимым помогать всем своим родственникам, за исключением разве что бедствующей сестры и племянников.

Но наиболее ценные вещи коллекции оказались во владении английской королевы Мэй и после ее смерти украсили многочисленных дам Виндзорской династии. Так, брошь с огромным овальным сапфиром с бриллиантовой застежкой и подвеской из каплевидной жемчужины, которую Марии Федоровне подарил еще ее свекор Александр II, довольно часто можно видеть на нынешней английской королеве Елизавете II. А овальную бриллиантовую брошь с застежкой, подаренную императрице мужем, - на герцогине Кентской. В этой же семье были замечены и бриллиантовая тиара V-образной формы с сапфиром в центре, в которой Мария Федоровна изображена на многих дореволюционных фотографиях. И воротник из бриллиантов и жемчуга, который украшал ее во время празднования 300-летия дома Романовых.

Большевистский демпинг

История с императорскими украшениями стала активно обсуждаться в 60-е годы прошлого века после публикации авторизованной биографии Ольги Александровны Романовой-Куликовской. Сама она в разговоре с журналистом всячески обходила эту тему, но тот все равно почувствовал ее обиду из-за вынужденной нищеты своей семьи.

Тогда же и появились первые объяснения того, как и когда английская королевская семья приобрела царские драгоценности. Вышло заявление королевского двора, что приобретены они были законно, но когда неугомонные журналисты стали добиваться суммы, которая была выплачена Ксении Романовой за украшения ее матери, начались разночтения.

Выяснилось, что уже на следующий день после распечатывания ларца в Букингемский дворец был приглашен один из совладельцев ювелирной фирмы «Хеннел и сыновья» господин Харди. Он же после предварительной и довольно беглой оценки предложил под залог императорских драгоценностей 100 тысяч фунтов, что, исходя из ювелирной практики, составляло не более 10 - 15% суммы, за которую украшения можно было реализовать. То есть стоили они не менее 700 тысяч, что в пересчете по нынешнему курсу составляет примерно 12 млн. фунтов стерлингов. Однако от услуг ювелира отказались, заявив, что продавать украшения никто не собирается.

В любом случае возник вопрос, каким образом 700 тысяч превратились в 100, которые то ли были выплачены, то ли нет.

И тогда, чтобы приглушить «бриллиантовый скандал», откуда ни возьмись и появился свидетель, который утверждал, что какая-то сумма Ксении Александровне была-таки выплачена, но она составляла не 700, не 350, не 100 тысяч, а порядка 40 - 60 тысяч фунтов: поскольку в начале тридцатых годов на рынок хлынули продаваемые большевиками сокровища Романовых, и украшения императрицы, мол, тогда больше и не стоили.

Помощь родственникам за их же счет

Скандал в английской печати продолжался уже около года, и, возможно, появление нового свидетеля и помогло бы его заглушить - ну, кто, на самом деле, будет копаться в биржевых сводках такой давности, чтобы узнать, на сколько из-за проводимых большевиками распродаж упали в цене бриллианты?


Слухи об английском скандале достигли Канады, куда после Второй мировой войны перебрались Романовы-Куликовские. Ольга Александровна умерла в 1960 году, но был жив ее младший сын Гурий Николаевич Куликовский. Он в 1965-м и обратился в «Хеннел» за разъяснением: сколько, за какие суммы было продано предметов, кто является их нынешним владельцем?

Какое-то время «Хеннел» на запросы не отвечала, потом же сообщила, что сведения о новых владельцах драгоценностей Марии Федоровны являются коммерческой тайной, список же выставленных на продажу вещей можно получить за 80 гиней, то есть за 225 канадских долларов.

Гурий Николаевич, который жил, как его мать, довольно скромно, нужную сумму в Лондон отправил, но каталога бабушкиных украшений так и не получил. Представители «Хеннел» даже терялись в количестве предметов, проданных через их фирму. Их было то ли 65, то ли 76, а в одном письме почему-то упоминалось и всего-то 24 предмета.

В конце концов переписка Куликовского с ювелирной фирмой затухла, но в одном из интервью, данном перед своей смертью в 1984 году Гурий Николаевич высказал предположение, что через «Хеннел» продавалась лишь часть, доставшаяся тетке, коллекцию же Виндзоров пополнили предметы, отобранные Мэй бесплатно. И взяла их английская королева в возмещение пенсиона в 10 тысяч фунтов, который англичане выплачивали бабушке, когда она жила в изгнании.

«К чему обострять отношения?»

Ни Ольга Александровна, ни ее сыновья никогда не оспаривали самоличное распределение Ксенией наследства матери. Великая княгиня терпеливо и мужественно сносила удары судьбы и не поднимала вопрос о наследстве даже при единственной встрече с кузиной Мэй, которая состоялась в 1949 году, когда семья Куликовских переезжала в Канаду.

Когда журналист, работавший над ее биографией, спросил Ольгу Александровну, почему она этого не сделала, та ответила: «Зачем обострять отношения?»

История с ларцом императрицы, всплывшая лишь через десятилетия после смерти Марии Федоровны, наложила, однако, отпечаток на международные отношения. Англичане были единственными, кто в тридцатые годы не протестовал против распродажи большевиками царского имущества. Видимо, они понимали (или им дали это понять?), что по отношению к своим родственникам были не совсем честны.

Поскольку не сохранились фотографии драгоценностей русской императрицы, в данном посте использованы эскизы русских придворных ювелиров. Возможно именно такие украшения и хранились в ларце императрицы.